Вертеп

Пример использования слова вертеп

На съемной квартире жильцы устроили настоящий вертеп.

Полиция должна пресекать появление вертепов.

В этом вертепе преступник чувствовал себя, как дома.

Когда-нибудь, если я исполню одно из своих желаний- оставить широкую картину из жизни тех, которых судьба определила быть солью земли, ловцами человеков и которые сделали из литературы вертеп мелких жуликов, — я дам в романе и тип Башкина, верный той светлой памяти, которая осталась во мне о нем.

Одним словом, чувствительные барышни падали в обморок, мужчины завидовали и искали дружбы, а все вместе рукоплескали возносили этого стервеца чуть ли не до небес Должен сказать, что популярность, да что там популярность — слава этого деятеля в ту пору была такова, что его персонажем своих воистину — теперь уже можно смело констатировать — великих произведений вывели даже некоторые знаменитые русские литераторы Так что подступиться к нему было не так — то просто, а полиции, например, доподлинно было известно, что в своей квартире на Васильевских линиях он устроил истинный вертеп и пристанище разврата, где предавались всем модным в ту пору порокам включая курение опиума и прочей дряни, о кокаине я уж и не говорю — в ту пору в богемной среде это было в порядке вещей.

Полный разлад у братьев наступил, когда Хафиз пустил по городу слух, что братнина жена — более чем легкого поведения, что Руми отыскал ее в квартале самых низкопробных вертепов.

И в довершение всего несколько высокоумных городских дам, лечась о нравственности молодого поколения, потребовали закрыть вертеп, где свил гнездо самый гнусный разврат.

Вослед за диаконом показывается в святых дверях иерей с Святою Чашею и возвещает пребывание с нами до скончания веков вознесшегося Господа словами: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков, после чего и Чаша, и дискос относятся вновь на боковой жертвенник, на котором совершалась Проскомидия, который изобразует теперь уже не вертеп, видевший Рождение Христово, но то верховное место славы, где совершился возврат Сына в лоно Отчее.

Оказывается, у зама много детей, оказывается, их у него — вертеп едучий, и еще оказалось, что по ночам, оставшись один на один с верблюжьим одеялом в вонючей каюте на пароходе, зам мечтал, как он вскроет банку и собственноручно ложкой вложит каждому своему грызенышу в рот по икринке.

И отошед от предложения, поклоняются оба Святому Хлебу, как поклонялись пастыри-цари новорожденному Младенцу, и кадит пред вертепом, изобразуя в сем каждении то благоухание ладана и смирны, которые были принесены вместе с златом мудрецами.

Из Парижа как раз прислали великолепный вертеп — грот со Святым Семейством, над которым сверкало синее звездное небо, а вокруг стояли сотни всяких игрушечных животных: деревянные коровы, ослепительно-белые барашки с пышной ватной шерстью, причем на такую мелочь, как соблюдение масштабов, никто внимания не обращал, и это пренебрежение размерами вызывало у кикуйю неописуемый восторг.

Вдвоем выволокли комедиантскую повозку вместе с вертепом, припасами, девицей и раненым пушкарем, поставили на ровное место, и лошадка снова потащила одна.

Вот он, этот жуткий погребальный Вертеп, такой тесный, что в нем трудно повернуться, и настолько залитый светом, что в нем слепнешь и не сразу разглядишь у стены направо низкую лежаночку из мрамора!

После отшельнического десятимесячного уединения я оказался в шумном многолюдий, в вертепе, куда волей ведомства было натолкано, втиснуто до отказа с сотню разношерстных людей.

И мы знаем, что хотя в спальне г-на Ромэна и не стояло игрушки, вертепа, звезда, а может быть, просто яркая петарда, вспыхнула у него за окном.

Боже, Боже, на дороге Был смиренный Твой вертеп, Знал Ты скорбные тревоги И узнал слезовый хлеб.

Корио, — обратился он к придворному летописцу, — когда будешь составлять хронику, упомяни и об этом ночлеге в пастушьем вертепе — последнем убежище потомка великих Сфорца, из рода троянского героя Англа, Энеева спутника!

И страсть лелея К возврату в матку, к родовым вертепам, Фрейдистов школа разбрелась по склепам.

В словаре Фасмера Макса

верте́п «пещера, притон; сценическое изображение рождества Христова», укр. верте́п, др.-русск. вьртьпъ «пещера, сад», ст.-слав. врътъпъ «пещера, сад» (Клоц., Супр.), болг. връто́п «водоворот», словен. vrtèp. По Брандту (РФВ 25, 215), русск. слово заимств. из цслав.; см. также Преобр. 1, 76 и сл. Возм., сюда же сербск.-цслав. врътъ κῆπος, сербохорв. вр̏т «сад» и т. д. (см. вертоград) и далее лит. veriù, vérti «запирать», тохар. В warto, wärto «сад, роща», англос. weorð, worð «ограда дома» (ср. Лиден, Tochar. Stud. 20) и вера́ть. Ср. еще др.-русск. (галицко-волынск.) вертебъ п диал. русск. вертебише (тверск.); см. Соболевский, Лекции 120. •• (Об этимологии въртоп и родств. см. в последнее время Георгиев, БЕ, XI, 1961, стр. 302 – 305. – Т.)

Значение слова «вертеп»

На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Сегодня под этим словом понимается театральное, художественное или скульптурное олицетворение рождения Христа. Чаще всего действо представлено именно кукольным театром, где главные роли играют артисты из народа. Однако у слова существуют и другие значения, например, «бедное жилище».

Рождественский вертеп – неотъемлемая часть празднования православного Рождества

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

  • Православные фильмы для детей
  • Православные мультфильмы для детей

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место – величайшая христианская святыня – существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад – они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Вертепное представление

Устройство

Кукольный вертепный театр – это большой ящик с двумя отверстиями, где участники водят прикрепленных к шестам персонажей. Празднично украшенное сооружение поделено на три зоны, каждая из которых имеет свое значение:

  • верхняя часть – пещера, где на свет появился младенец Иисус;
  • нижняя часть – Иродов дворец, а также бытовые сценки;
  • дыра – ад, куда в конце бес забирает царя.

Кукольный театр – это большой ящик с двумя отверстиями

Куклы

  • Ирод – один из главных героев, который до самого конца остается на виду у зрителя и покидает сцену только после того, как Смерть отсекает ему голову косой;
  • Смерть – призвана страшить публику, а потому ее образ воспроизводится наиболее зловеще;
  • воин – олицетворяет всю царскую рать, которую коварный Ирод послал убить новорожденных мальчиков;
  • Рахиль – женщина, потерявшая единственного сына и символизирующая общее горе всех иудейских матерей, чьи дети были убиты по приказу царя;
  • Бес – очень подвижная кукла, что подчеркивает скользкость героя;
  • волхвы – три куклы, прикрепленные к одному шесту, как символ триединства персонажа;
  • пастухи – зачастую этих героев наряжают в традициях той местности, где дают представление, чтобы олицетворить весь народ;
  • куклы Святого семейства – статичные персонажи, не имеющие реплик на протяжении всего спектакля;
  • Ангелы – куклы, облаченные в белоснежное одеяние, крестообразно перепоясанное специальной лентой;
  • Звезда Вифлеема – главный атрибут рождественского представления, призванный вызывать у зрителя восхищение своей красотой.

Есть еще один персонаж, который был придуман специально для придания вертепу большей зрелищности – Пономарь. Именно он зажигает и тушит свечи, а также может перемещаться по этажам, чего не могут делать другие герои. Чтобы Пономарь смог выполнять свои функции, ему делают длинные руки или оборудуют куклу особым механизмом.

Вертепное действо

Изначально вертеп состоял только из одного акта, однако позже добавился второй, где актеры показываются бытовые сценки из обычной жизни людей. В первом акте герои рассказывают о появлении на свет Сына Божьего. Ангел разносит всем благую весть, а к новорожденному младенцу приходят Пастухи, которых привела к пещере Вифлеемская Звезда. Туда же являются и три Волхва со святыми дарами (смирной, ладаном, золотом). Они ведают, что сообщили радостную новость царю Ироду, однако Ангел строго предостерегает их от такого поступка.

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа

Властитель Иудеи боится, что Сын Божий заберет у него бразды правления, а потому отдает Воину жестокий приказ убить всех новорожденных. Испугавшись, к царю приходит Рахиль с младенцем на руках. Она просит того не совершать детоубийство, однако Ирод остается неумолим. Явившийся после смерти ребенка Ангел утешает убитую горем женщину.

За совершенный грех правителя Иудеи настигает Смерть. Она приходит к нему, чтобы забрать его с собой, однако царь уговаривает ее немного повременить. Не слушая царские мольбы, Смерть убивает Ирода, а явившийся Бес забирает его с собой в пекло. По окончании спектакля все персонажи являются на помост, чтобы принять благодарность зрителя и попрощаться. Пономарь тушит свечи, после чего действо официально завершается.

Вифлеем

Действующие лица:

  • Ангел 
  • Пастух 1 
  • Пастух 2
  • Пастух 3
  • Мудрец 1
  • Мудрец 2
  • Мудрец 3
  • Мария
  • Иосиф
  • Снежинки

(Снежинки танцуют под музыку, потом выбегает Ангел, и снежинки кружатся вокруг него,останавливаются полукругом.)

Снежинка 1: Ангел белый, дух небесный,
Расскажи нам, друг чудесный,
Как летал ты в Вифлеем?
Ну, а мы расскажем всем!

Снежинки все хором: (легонько прыгают и кричат) Расскажи! Расскажи!Ангел: В Вифлеем?Снежинки все хором: Да! Да! Да!Ангел: О! Это было очень давно. Две тысячи лет назад! В ту ночь, в городе Вифлееме родился Младенец Христос! Никто-никто не знал об этом, только Ангелы! (прикладывает палец к губам). Потому что все спали… кроме пастухов!(Играет музыка, снежинки разбегаются, оставляя место в центре, Ангел также встает в стороне, на сцену выходят пастухи, садятся в кружок на пол.)

Пастух 1: Какая темная ночь!Пастух 2: И как тихо!Пастух 3: (смотрит вверх) И какие красивые звезды!

(Звучит несколько аккордов, появляется под музыку Ангел, пастухи от страха закрывают лица руками.)Ангел: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!(Пастухи вскакивают, играет музыка, Ангел что-то им говорит, жестикулируя руками, они радостно удивляются. Пастухи радостно кружатся вместе с Ангелом, потом он убегает.)

Пастух 1: Это был Ангел!!!Пастух 2: Да! Он прилетел и сказал, что в городе Вифлееме родился Младенец Христос!Пастух 3: И что Младенца спеленали и положили в ясли!Пастух 1: Пойдем, посмотрим! (Все убегают, играет музыка. На сцене появляется Иосиф и ставит на пол ясли, Мария выносит на руках, как носят младенцев, свернутую белую пеленочку, кладет в ясли. Приходят пастухи, показывают на ясли, подходят поближе, заглядывают в них.)
Ангел: (стоит в стороне и говорит зрителям) Мать Младенца зовут Мария, а ее мужа зовут Иосиф.(Играет музыка, снежинки выбегают и загораживают Марию, Иосифа, ясли и пастухов, и те уходят.)Снежинки все хором: А дальше?Ангел: Над Младенцем Христом зажглась в небе (показывает вверх) удивительная звезда! Ее увидели мудрецы и решили пойти и поклониться Младенцу.(Играет музыка, снова снежинки разбегаются по сторонам, выходят мудрецы.)Мудрец 1: Куда же делась звезда? Она все время была впереди.Мудрец 2: Мы так долго шли и вот что-то заблудились.Мудрец 3: Да мы не туда пошли. Вон она звезда! Над Вифлеемом!(Играет музыка, выбегают снежинки, кружатся хороводом вокруг мудрецов, в это время выходят Мария и Иосиф, ставя ясли на пол, снежинки убегают.)Мудрец 1: Вот мы и пришли!Мудрец 2: Мы хотим поклониться Младенцу Христу!Мудрец 3: Мы принесли Ему дары! Потому что Он Царь!(Мудрецы достают подарки, снова выбегают снежинки под музыку, и за ними уходят со сцены Иосиф с Марией, уносят ясли и уходят пастухи.)Ангел: Мудрецы поклонились Младенцу Христу, принесли Ему свои дары и ушли.Снежинки все хором: А дальше?Ангел: Младенца назвали Иисусом. Он Сын Божий. Он рос очень послушным и добрым. А когда вырос, то совершил великий подвиг. Он спас всех людей от грехов и от вечной смерти.Снежинки все хором: Всех-всех?Ангел: Всех тех, кто поверит в Него. Прошло две тысячи лет, а люди и сегодня празднуют Рождество!Снежинки все хором: И мы, и мы празднуем!(Все берутся за руки.)Ангел и все снежинки вместе: С Рождеством Христовым!
КОНЕЦ
 

Юлия Воронцова,
6.01.21Фото кукол предоставлены Евдокией Воронцовой

  
  Познавательное, о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, Развлечения  Другие статьи автора

Знаете ли вы, что…

Прообразы вертепа можно найти еще в античности – древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления —1591 год.

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они – статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

Алла Митрофанова

Что такое вертеп

У этого слова несколько значений, но многим современным россиянам знакомо лишь одно из них. Попробуем разобраться в тонкостях и нюансах понятия с самого начала

Происхождение слова

Вертеп — старославянизм по своему происхождению. Филологи так и не пришли к единому мнению об этимологии этого слова. Его народные значения: овраг, провал, ущелье тесно связаны со словом пещера, хотя «врьтепь» не было полным синонимом слова «пештера» и у древних славян.

Бесспорно лишь одно — сегодня считается, что его корни идут от старославянского «врьтепь» — пещера, сербохорватского «врть» — сад, огород и латинского «verti» — закрывать. Что буквально означает закрытое, укромное место, убежище.

Значение понятия

В своих знаменитых словарях и Даль, и Ожегов, и Ушаков дают несколько трактовок слова.

Вот, как толкует его Ушаков:

  1. Притон, место разврата и преступлений (книж.).
  2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.).
  3. Самое это представление (театр., этногр.).

Самое интересное, что для большинства наших сограждан, выросших в советское время, единственным было значение №1: ужасное место, где тайно собираются темные личности творить свои преступные дела. Куда же делись второе и третье толкование?

Все очень просто: светлое и праздничное значение слова «вертеп» исчезло из сознания людей во времена гонений на церковь. Антирелигиозная пропаганда привела к тому, что Рождество вместе со всем его волшебством перестало быть всенародным праздником, и его традиции были запрещены.

Сегодня хочется вспомнить о том самом пристанище, где вместе с домашним скотом укрылось от непогоды Святое семейство, где родился Спаситель и что придумали люди в память об этом великом событии.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию – в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

  • Как привить ребенку любовь к Богу
  • Беседы с детьми о нательном кресте
  • Как учить детей молитве

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.


Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Как сделать вертеп самим?

Впрочем, можно сделать и свой собственный домашний вертеп. Конечно, чтобы соорудить классический двухэтажный вариант, потребуется много времени и сил и не в каждом доме найдется место, где можно было бы его хранить целый год даже в разобранном виде.

Мы с детьми придумали несколько разных  «походных» вариантов, которые очень быстро собираются-разбираются, а ощущение таинственности и чуда не исчезает. И даже совсем маленькие принимают участие в его создании.

Мы взяли обычную коробку от ботинок, поставили ее набок и выкрасили внутри темно-синим и коричневым цветом, изображая пещеру и небо. В центр, на стенку коробки наклеили репродукцию картины Рождества. Внутри выстелили пол пещеры сухой травкой, которую насобирали во время прогулок. Сделали ограду из круглых морских камушков и пластилина и пустили туда всех игрушечных домашних животных, которые нашлись в детской. Сверху провели гирлянду и поместили вертеп под елкой, в центре.

Очень уютно было потом на Святках сидеть всем вместе под ёлкой и еще и еще раз рассказывать рождественскую историю. А когда Святки прошли, мы просто накрыли коробку-вертеп крышкой и убрали вместе с ёлочными игрушками.

Когда дети подросли, они, конечно, захотели сами играть в вертеп и показывать его родным и друзьям. И мы вырезали из картона контур пещеры, фигурки  Богородицы с Младенцем на руках, пастухов, волхвов, овечек, воинов, царя Ирода, Смерти с косой и укрепили их на круглых картонных подставках, какие обычно бывают у игрушечных солдатиков. Взяли детский столик и стульчик, составили рядом, накрыли тканью — получился двухярусный вертеп. Сели вокруг прямо на пол, зажгли свечи, взяли в руки флейту, колокольчик и треугольник и изобразили нехитрый мотив. А дальше – пели рождественский тропарь и рассказывали историю Рождества своими словами, передвигая фигурки по сцене.

Еще как-то раз соорудили Вифлеем из пакетов от сока, обклеенных обратной стороной старых бумажных обоев. Получилось очень похоже — низенькие домики песочного цвета с плоскими крышами, как в настоящем Вифлееме. А внутрь снова провели гирлянду и в окнах  горели огни.

А еще лепили домики из глины и вставляли в них зажженные свечи. А еще можно вылепить их из соленого теста. А еще…

photosight.ru. Фото: Захаров Валерий

Словом, было бы горячее желание прославить Христа и немного фантазии, и дети с радостью создадут вместе с нами собственный маленький домашний вертепный театр.

Рождественский вертеп

Анна Данилова

Скоро Рождество. Осталось совсем недолго. Все ждут праздника. Как лучше создать настроение праздника? Как сделать вертеп Спасителя осязаемым? Решили мы сделать вертеп своими руками. Попробуете вместе с нами?

Рождественский вертеп. История его появления в России

Л. Б. Чистякова

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

История вертепа

По мнению историков, первое вертепное представление было показано в XIII столетии. Автором сего действа был монах Франциск Ассизский, который позже был причислен к рангу святых. Чтобы напомнить людям о Рождестве Христовом, он воссоздал события давно минувших дней посредством живой панорамы. Со временем такие вертепы распространились по всему Старому Свету, став просветительским инструментом для малограмотного народа.

На Руси рождественские театральные представления стали популярными спустя три века после Крещения. Зачастую они представляли собой кукольные спектакли, где герои рассказывали людям об истории рождения Спасителя. Они пользовались таким успехом, что спустя некоторое время стали появляться целые династии вертепщиков. К концу XIX столетия основной сюжет стал дополняться бытовыми сценками и юмором, которые вскоре оттеснили на второе место главную идею представления.

Популярность таких спектаклей пошла на спад только с приходом коммунистической власти. Православие в Советском Союзе не приветствовалось, церкви уничтожались, а все, что было связано с религией, каралось законом. Возрождение вертепных представлений началось только к концу ХХ века.

История вертепа

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа. Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп – это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда – из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Как устроен вертеп?

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол. Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками. Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны

Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть

Герои рождественского представления неизменны, это:

Царь Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене практически весь спектакль. Один из самых ярких моментов, когда Смерть своей косой отсекает царю голову.

Смерть. Традиционно наводит страх на зрителей своим образом. Эту куклу стараются сделать так, чтобы её коса могла нанести точный и хорошо видимый зрителям удар по шее Ирода.

Воин. Он символизирует всех солдат, которые были отправлены царём убивать младенцев.

Рахиль. Мать, у которой в ночь избиения младенцев убили единственного ребёнка. Сцены с этой куклой отображают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда своих детей.

Бес. В традиционном вертепе бес выглядит как подвижная кукла на тонких ножках, он скользкий и противный на вид с разболтанными членами.

Волхвы или Три царя. Чаще всего изображаются как триединый персонаж, то есть три куклы крепились к одной ручке и управлялись вместе. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.

Пастухи. Этих кукол обычно одевают как жителей той местности, где ставится вертеп, так как они наиболее близки зрителям. Чаще всего именно им давали слова искренней радости Рождества.

Куклы Святого семейства. Эти персонажи, как правило, статичные и не имеют слов, так как создатели спектакля считают дерзостью играть эти роли.

Ангелы. Классические куклы одеты в дьяконское облачение, то есть белый стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.

Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого придумали исключительно для создания эффекта театра. Перед началом представления он зажигает свечи в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Кроме того, только пономарь может передвигаться между вертепными сакральными этажами. И также от прочих действующих лиц его отличает конструкция – чтобы дотягиваться до свечей этому герою либо делают особый механизм, либо очень длинные руки.

Звезда Вифлеема. Это одно из важнейших действующих лиц спектакля. Строгих правил как сделать Звезду не существует

Каждый театр придумывает свой способ создания такой важной героини, зачастую заставляя зрителей восхищаться её красотой и яркостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector