Усть-кут

использованная литература

Источники

  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Постановление №9 / 5-ЗС от 15 апреля 2009 г. «Устав Иркутской области», в ред. Закона №2-У от 14 декабря 2017 г. «О поправках к Уставу Иркутской области». Вступил в силу по истечении десяти дней после официального опубликования. Опубликован: «Областная», №45, 24 апреля 2009 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Постановление № 9/5-ЗС от 15 апреля 2009 г. Устав Иркутской области с изменениями, внесенными Законом № 2-У от 14 декабря 2017 г. « О внесении изменений в Устав Иркутской области . дня, следующего за десятидневным периодом после дня официального опубликования.).
  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №49-ОЗ от 21 июня 2010 г. «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», в ред. Закона №12-ОЗ от 23 марта 2017 г. «О внесении изменений в статье 25 и 33 Закона Иркутской области« Об административно-территориальном устройстве Иркутской области »и Закон Иркутской области« О внесении изменений географического объекта и (или) о переименовании географических объектов ». Вступил в силу после официального дня опубликования. Опубликован: «Областная», №71, 25 июня 2010 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Закон от 21 июня 2010 г. № 49-ОЗ « Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» с изменениями, внесенными Законом от 23 марта 2017 г. № 12-ОЗ « О внесении изменений в статьи 25 и 33 Закона»). Иркутской области «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» и Закон Иркутской области «О порядке рассмотрения присвоения наименований географическим объектам и (или) переименования географических объектов» . Действует со дня официальное издание.).
  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №93-оз от 16 декабря 2004 г. «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области», в ред. Закона №63-ОЗ от 7 июля 2015 г. «О распространении действия Закона Иркутской области» О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области на территории нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и внесении изменений в отдельные законы Иркутской области ». Вступил в силу с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней со дня официального дня опубликования. Опубликован: «Восточно-Сибирская правда», №254–255, 20 декабря 2004 г. (Законодательное Собрание Иркутской области. Закон № 93-оз от 16 декабря 2004 года О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области , с изменениями , внесенными Законом № 63-ОЗ от 7 июля 2015 On Распространение действия Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и о внесении изменений в некоторые законы Иркутска. Область ( Действует с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней после даты официального опубликования).

Окрестности[править]

Озеро Байкалправить

В 300 км к востоку от Усть-Кута расположена северная оконечность озера Байкал (город Северобайкальск). Только частный туризм: туристическими операторами направление не обслуживается. Популярен однодневный маршрут: отправление вечером из Усть-Кута — утром прибытие поезда в Гоуджекит (горячие источники) — на маршрутом такси до Северобайкальска (Байкал и тёплые береговые озёра) — пригородным поездом до Гоуджекита — вечером отправление поездом до Усть-Кута (прибытие утром следующего дня).

Ленские столбыправить

Одно из самых живописных мест на Лене — многокилометровая череда выветренных останцев, возвышающихся над заросшими лесом речными берегами. Культовый объект в традиционных верованиях местных народов — якутов, эвенков. Расположен в Якутии, на участке между Ленском и Якутском.

Выполняется туристический маршрут Осетрово — Якутск (по отдельному расписанию) на теплоходе «Московский». На 2009 год до Ленских столбов — 6 дней пути, стоимость от 600 руб./сутки.

История

Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.

Некоторые события истории Усть-Кута

1631 Основан Усть-Кутский острог
1639 На соляных источниках устья Куты открыты первые солеварни, давшие начало знаменитому Усть-Кутскому солеваренному заводу, ставшему первым в Сибири (завод проработал более 310 лет и был закрыт в начале 1950-х)
1736 Целебные свойства Усть-Кутского соляного источника впервые описал профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции В. Беринга
1885 Пароходное сообщение по Лене начало осуществляться строго по расписанию
Конец XIX Местные промышленники и купечество организуют при солеваренном заводе грязелечебницу, в которой устанавливают несколько деревянных ванн. В 1902 устанавливается первая железная ванна, используемая в лечебных целях. Лечебница действует до 1913
1900 В Усть-Куте отбывает ссылку Л.Д. Троцкий, впоследствии один из организаторов Октябрьской социалистической революции
1914 Начаты инженерные изыскания будущей железнодорожной трассы на участке Тайшет — Усть-Кут
1925 Усть-Кут становится административным центром Усть-Кутского района, образованного на базе трех волостей Киренского уезда — Марковской, Орлингской и Усть-Кутской
1928 По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на территории Усть-Кутского солеваренного завода возобновляется работа лечебницы, которая преобразуется в курорт. Основана Осетровская пристань.
1932 Возобновлены изыскания железнодорожной трассы Тайшет – Лена
1934 Вблизи Усть-Кута создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов
1940 Село Усть-Кут преобразовано в рабочий поселок
1946 Возобновлены (прерванные войной) строительные работы на железнодорожной магистрали Тайшет – Лена
1950 Железная дорога Тайшет – Лена доходит до поселка Осетрово (к месту будущего речного порта), где строится станция Лена. В поселке Осетрово развернуто строительство речного порта
1954 Путем слияния поселков Усть-Кут и Осетрово образован город Усть-Кут. В то время он являлся городом районного подчинения (уровня). На железнодорожной станции лена построено новое здание вокзала
1963 Усть-Кут становится городом областного подчинения (уровня). Открыт новый аэропорт Усть-Кут (прежний, отработавший 15 лет, был на правом берегу Лены, в районе современного поселка РЭБ)
1974 На строительство БАМа прибывают прибыли посланцы XVII съезда ВЛКСМ
1980 Сдан первый в городе девятиэтажный дом
1985 Завершена электрификация Западного участка БАМа
1987 В город пришел первый скорый поезд Москва – Северобайкальск
2007 Севернее Усть-Кута проложен магистральный нефтепровод «ВСТО»

Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х. В 1628 (по другим данным — в 1629) казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.

Уроженцы и жители

  1. Задорожная Елена Анатольевна, Болсун Елена Ивановна — легкоатлетки, участницы Олимпиад, уроженки Усть-Кута.
  2. Акулич Олег Александрович — российский и белорусский актёр, детство и юность провёл в Усть-Куте. Выпускник Осетровского речного училища.
  3. Марков Нектарий Константинович — заслуженный учитель России, краевед, в 1955–1984 директор Усть-Кутской средней школы № 2, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Усть-Кута.
  4. Троцкий Лев Давидович — российский политический деятель, один из лидеров Октябрьской революции, отбывал ссылку в Усть-Куте в 1900.

Герои Советского Союза (участники Великой Отечественной войны):

  1. Андреев Михаил Александрович;
  2. Антипин Иван Николаевич;
  3. Пестерев Алексей Иванович;
  4. Тюрнев Пётр Фёдорович.

Герои России:

  1. Рудых Александр Витальевич — участник боевых действий в Афганистане и в других «горячих точках».
  2. Шерстянников Андрей Николаевич — участник антитеррористической операции в Чечне.

Геральдика

Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.

10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».

Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.

История

Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене

Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.

В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.

В году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.

В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою… длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.

С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.

В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.

В конце XIX — нач. XX века село входило в состав Киренского уезда Иркутской губернии.

По описанию года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» .

С года — рабочий поселок.

К году в Усть-Куте была проложена железная дорога.

В году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В году был утвержден герб города.

В году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.

В году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.

На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в году.

Транспортная доступность

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Железнодорожный транспорт

Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:

грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;

исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)

До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.

Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).

Пассажирское сообщение

. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:

• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.

• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.

Воздушный транспорт

Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.

Речной транспорт

Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).

В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники

. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть

. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Автобусное сообщение

В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск); • по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск); • прямым воздушным путём — 520 км.

Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Карта

  
Усть-Кут: карты

Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Железногорск-Илимский 101 (136) З
2 Новая Игирма 117 (186) З
3 Магистральный 124 (198) ЮВ
4 Казачинское 125 (213) ЮВ
5 Улькан 160 (241) ЮВ
6 Киренск 180 (268) СВ
7 Железнодорожный 217 () СЗ
8 Жигалово 221 (688) Ю
9 Усть-Илимск 222 (336) СЗ
10 Северобайкальск 254 (364) ЮВ
11 Нижнеангарск (Республика Бурятия) 260 (389) ЮВ
12 Братск 262 (353) З
13 Вихоревка 290 (383) З
14 Качуг 314 (553) Ю

Краткая характеристика

Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.

Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.

В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.

Территория (кв. км): 56

Исторический очерк

В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».

В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.

В середине 17 в

острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.. Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г

Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).

Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).

Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.

Основные предприятия

Культура, наука, образование

Речное училище.

Краеведческий музей.

Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.

ВУЗы города

Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)

Архитектура, достопримечательности

Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1939 4.0 1992 61.8 2007 45.8 2016 42.5
1959 21.3 1996 62.4 2008 45.3 2017 42.3
1967 29 1998 59.6 2010 44.5 2018 41.7
1970 33.2 2000 57.1 2011 45.4 2019 41.1
1979 49.6 2001 56.2 2012 44.8 2020 40.8
1982 53 2003 50.0 2013 44.3 2021 40.3
1986 57 2005 47.6 2014 43.6    
1989 61.2 2006 46.6 2015 43.0    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 435
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 624
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 496

Топонимика

Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).

Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.

Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.

Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).

Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.

Улицы Усть-Кута подробно

На карте Усть-Кута с улицами отмечено, что город состоит из четырех жилых районов:

  • Западного (2 микрорайона и 10 поселков);
  • Центрального (8 микрорайонов);
  • Восточного (2 микрорайона и 4 поселка);
  • Правого берега Лены (2 микрорайона и 1 поселок).

Есть селения, которые не входят в черту города, но зависят от него:

  • Минган;
  • Аэропорт;
  • Турука.

В городе – 289 улиц, 7 переулков. Основными улицами являются:

  • Речников;
  • Некрасова;
  • Кирова;
  • Халтурина;
  • Пушкина;
  • Луговая;
  • Новая;
  • Кедровая.

Центральной частью муниципального образования местные жители считают пространство между речным и железнодорожным вокзалами, где расположено большое число административных, культурных, социальных, торговых и иных объектов.

На подробной карте Усть-Кута отмечено, что по его границам проходит строящаяся магистраль А331 «Вилюй», которая соединит Мирный и Якутск. Через город проложена железная дорога, есть несколько станций, а в 10 километрах расположен аэропорт. Функционирует речной порт. В городе курсируют автобусы по 10 маршрутам.

На карте Усть-Кута с домами видно, что в нем сохранилась историческая часть. Здесь находятся одноэтажные деревянные строения. На территории муниципального образования есть несколько кирпичных зданий, возведенных в сталинскую эпоху, много малоэтажных домов, построенных в более поздние периоды существования СССР.

Размещено несколько многоэтажек, выросших в эти же периоды, а также в девяностые годы прошлого столетия. На карте Усть-Кута с номерами домов отмечено, что некоторую его часть занимает частный сектор. Имеются коттеджные поселки, возведенные несколько лет назад, а в некоторых местах города строительство еще продолжается.

Промышленность и инфраструктура муниципального образования

На карте Усть-Кута со схемами видно, что в городе есть несколько промышленных предприятий. Например, «Иркутская нефтяная компания», «УстьКутНефтегаз» и другие. Но еще имеются:

  • три леспромхоза;
  • хлебокомбинат;
  • мясокомбинат;
  • птицефабрика;
  • судостроительная компания.

В секторе малого бизнеса задействовано 156 предприятий. Есть почтовые отделения, более 600 торговых точек, например, «Евросеть», «Позитроника», «Триумф», «Перекресток». Работают кафе, рестораны. Имеется санаторий, более 10 других учреждений здравоохранения. Существуют банковские отделения. Функционируют школы, детские сады, колледж, Институт водного транспорта. Размещены спортивные объекты, например, бассейн «Нептун». Неподалеку от города находится горнолыжный курорт.

Облик города

Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприятиях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.

Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу.

Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены двумя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.

Административно город не разделен, хотя в действительности состоит из отдельных, во многом самостоятельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными поселками.

Ядром Усть-Кута являются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены современными каменными многоэтажными и полностью благоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, размещены важнейшие социально-культурные объекты. Городским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки находятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний — любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные одноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных поселка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).

Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).

Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетающих самолетом — аэропорт Усть-Кут.

Транспорт[править]

Городской транспорт представлен только маршрутными такси. Все действующие на 2010 год маршруты начинаются с остановки «Станция Лена» или проходят через неё. Основной маршрут — № 1 из старого города через центр до Восточного порта. До санатория — маршрут № 7 «Восточный порт — станция Лена — Курорт». Стоимость проезда — 16 рублей.

Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств

Важно помнить:

  • расписания на большинстве маршрутов имеют декларативный характер, фактически маршрутки редко его придерживаются;
  • в «часы пик» выходящих на линии машин не хватает, чтобы перевезти всех желающих. Большинство маршруток — «Газели», поэтому перегруз, давка и стоящие в полусогнутом положении пассажиры — нормальная практика;
  • количество машин на маршрутах заметно уменьшается между 13:00 и 16:30 и сразу по окончании вечернего «часа пик». В эти промежутки время ожидания может составлять более получаса. На большинстве маршрутов после 19:00 выполняется один-два рейса, а к 21:00 движение общественного транспорта практически прекращается.

Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).

Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.

Перспективы

Перспективы на ближайшее время можно во многом связать с добычей и переработкой углеводорода. Возможно расширение лесохимической и деревообрабатывающей промышленности и базы речного флота. Судоходство региона осуществляется в бассейне Верхней Лены, укрепляя, таким образом, позиции города в качестве основного водно-железнодорожного перевалочного узла. Особую роль в жизни города может сыграть возрождение местного аэропорта и увеличение количества авиаперевозок. Благоприятно может сказаться и продвижение населенного пункта как курортного города с высоким качеством обслуживания в местных санаториях. Кроме того, в городе возможно организация базы обслуживания нефтепровода. ОАО «Иркутскэнерго» на данный момент рассматривает возможность создания в районе Киренска и Усть-Кута нескольких генерирующих мощностей, на которых мог бы использоваться газ здешнего месторождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector