Земская реформа 1864 года
Содержание:
- История создания и содержание
- Роль земств в сфере народного образования и здравоохранения
- Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления
- Глава четвертая. Об участии земских учреждений в издании обязательных для местных жителей постановлений[править | править код]
- Предпосылки и причины проведения
- Ход Земской реформы
- Направления деятельности
- Вариант 1
- Земство
- История
История создания и содержание
Согласно земской реформе, все население, вне зависимости от сословия, в границах каждого уезда, которое владело каким-либо имуществом недвижимым или землей, получало право участвовать в управлении хозяйством.
Эту привилегию получало и крестьянское сельское общество, но не напрямую, а через гласных. Губернские и уездные собрания проводились с участием последних с периодичностью 1 или 2 раза за 12 месяцев.
Вопросы меньшего масштаба решались через такой орган как губернская земская управа и уездная. Управы подчинялись собраниям.
Срок работы земства – три года, затем назначались перевыборы. Автор реформы вводил принципы куриальности (три курии – крестьянство, купечество, дворянство).
Земства занимались следующими вопросами:
- обеспечение содержанием больниц, открытие новых,
- обеспечение содержанием школ, открытие новых,
- содержание и строительство дорог,
- обеспечение продовольствием населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение),
- обеспечение семенами населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение),
- помощь при строительстве промышленных объектов на территории земства,
- сбор статистических материалов, описание местности.
Принципы: выборность, всесословность, финансовая независимость.
Поскольку плодотворное функционирование земств требовало финансовых вливаний, то органы земского самоуправления имели возможность собирать налоги – земские сборы.
Роль земств в сфере народного образования и здравоохранения
Даже в условиях постоянных придирок властей и строгой регламентации земства показали себя весьма жизнеспособной управленческой системой.
Все исследователи единодушны в том, что самые значительные достижения земства имели в сфере народного образования. По признанию министра просвещения, сделанному в 1866 г., до введения земств сельских школ в России почти не было. Именно земства превратили народное образование в разветвленную систему регулярно финансируемых учреждений. Более того, в их деятельности образование получило даже приоритетный характер. Расходы на него увеличивались из года в год. Если в 1878 г. они составили 14,5% к общему земскому бюджету, то в 1890 г. — 15,3, а в 1900 г.-17,6%.
О том, какими темпами развивалась земская школа, свидетельствует следующий факт: в Московском уезде первую школу земцы открыли в 1872 г., а в 1913 г. — их было уже 206. Земствам удалось создать новый тип школы, отличный от всего, что существовало ранее. Со временем и казенные, и церковные школы стали действовать по образу и подобию земских.
За полвека земства открыли около 28 тыс. школ, в которых ежегодно обучалось до 2 млн детей. За это же время земства подготовили 45 тыс. учителей. Им улучшили условия работы, повысили заработную плату, сформировали достаточно высокое общественное мнение об авторитете учителя. Большинство школ получило свои собственные здания, которые в ряде мест сохранились до наших дней.
Видное место в деятельности земств занимало здравоохранение. Благодаря энергичным усилиям земцев заметно увеличилось количество врачей, расширилась сеть аптек, были организованы фельдшерские и медицинские курсы повышения квалификации.
Именно тогда медицина проникла в крестьянскую среду и стала более или менее обычным явлением сельской жизни. Земские врачи победили некоторые опаснейшие эпидемические заболевания. Все это не замедлило сказаться на снижении смертности: в 1867 г. в России умирало 37 человек из 1000, в 1887 г. — 34, в 1907 г. – 28.
Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления
Очень высокие результаты имела земская статистика.
Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с «Положением» земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специальный налог, именуемый земским сбором. Как известно, до отмены крепостного права обложение осуществлялось по душам, а земствам было разрешено взимать налог с имущества: земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов, торговых заведений и т.
д. Между тем, когда земства занялись раскладкой налога, каких-либо сведений о стоимости и доходности имуществ не существовало. В силу практической необходимости они создали специальную систему, которая занялась сбором этих данных, т.е. описанием и оценкой недвижимой собственности. Формировалась статистическая служба.
Однако во второй половине 80-х гг. в обстановке корректировки реформ именно статистика пострадала больше всего. Поставленная властями в невыносимые условия, она фактически прекратила свое существование.
Вплоть до середины 90-х гг. не было открыто ни одного статистического учреждения.
Прошло несколько лет, и само правительство почувствовало необходимость такой службы. Народное хозяйство настоятельно требовало точных данных о самых различных процессах, прежде всего экономических. 18 июня 1899 г. специальный закон обязал губернские управы развернуть сеть статистических учреждений. Более того, правительство выделило дополнительные средства на земскую статистику.
Между тем деятельность земств в течение всех лет их существования протекала в сложных условиях.
Создав земское самоуправление, правительство шаг за шагом его ограничивало. История земств чрезвычайно богата изданием различных государственных законов, циркуляров и разъяснений, принятых в связи с тем или иным их действием и нацеленных на то, чтобы ущемить их самостоятельность и усилить зависимость от бюрократии. Особенно тщательно власти следил и за общественно-политической деятельностью земств. Причина всего этого, по мнению В.
И. Ленина, заключалась в том, что «всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством».
Такие взаимоотношения между бюрократией и органами местного самоуправления неизбежно должны были породить земскую оппозицию к правительству. Она нарастала по мере усиления революционного движения сперва народников, а затем рабочих и крестьян и достигла весьма высокого уровня в начале XX в.
Самофинансирование местного самоуправления.
На их деятельности сказалось несколько благоприятных факторов.
Прежде всего они действовали в привычных административно-территориальных рамках в границах уездов и губерний. Это давало им возможность ставить крупные проблемы, касавшиеся живших там людей, и получать необходимые материальные ресурсы для их решения.
Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы.
Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.
д. Как это ни парадоксально, самоуправление земств обеспечивалось не только законом, но и той самой «демаркационной линией», которая была установлена правительством. Она была обязательной не только для земцев, но и для бюрократии. В тех сферах, которые были определены для земств, они действовали вполне самостоятельно.
И, наконец, высокая функциональная жизнедеятельность земств объяснялась высоким профессионализмом кадров.
В земстве сложился штат постоянных работников. В обшей сложности к 1912 г. земских служащих и лиц, оплачиваемых земствами, было около 150 тыс. Это — служащие, учителя, врачи, агрономы, страховые агенты, статистики, инженеры, техники и пр.
Большая часть из них имела приличное образование, профессиональные навыки, достаточно высокое общественное положение, которым дорожила и подтверждала своей повседневной работой.
Глава четвертая. Об участии земских учреждений в издании обязательных для местных жителей постановлений[править | править код]
108. Губернскому Земскому Собранию предоставляется составлять обязательные постановления для местных жителей как целой Губернии, так и отдельных ее местностей, не состоящих в ведении городского общественного управления, по следующим предметам:
1) о мерах предосторожности от пожаров в местах жилых, лесных и напольных, о тушении пожаров и о постройках в селениях;
2) о порядке содержания в чистоте площадей, улиц, дорог, сточных труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов и гатей;
3) об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железноконных и иных усовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования оными;
4) о производстве извозного промысла на станциях железных дорог;
5) о чистке дворов;
6) об устройстве и порядке содержания, в санитарном отношении, боен, фабричных, заводских и других промышленных заведений;
7) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности оных;
8) о мерах предосторожности против порчи воды;
9) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах;
10) о местах, где не допускаются склады легковоспламеняющихся веществ и о порядке хранения сих веществ;
11) о мерах по ветеринарной части на основании правил, изложенных в Уставе Врачебном;
12) о мерах предупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней…
110. Составляемые Земскими Собраниями обязательные постановления не должны ни в чем противоречить существующим законам. К составлению их Губернское Земское Собрание приступает: 1) по предложению Губернатора; 2) по собственному усмотрению, и 3) по представлению подлежащих Уездных Земских и Соединенных Собраний…
111. Составленные в порядке, указанном в предшедшей статье (110) обязательные постановления представляются Губернатору, который, если не встретит препятствий к их утверждению, издает оные порядком, определенным в статье 424 Общего Учреждения Губернского…
Предпосылки и причины проведения
Основанием для проведения земской реформы Александра II стала отмена крепостного права. Первоочередная задача заключалась в организации управления хозяйственными делами в соответствии с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране.
Важно было организовать управление социально значимыми объектами (школы, больницы), а также оказать помощь и содействие крестьянам в малоурожайные и неурожайные годы, погорельцам. Разработка нового принципа управления на местах было необходимым также по той причине, что требовалось урегулировать отношения между крестьянами, не имевшими местного самоуправления, и их бывшими владельцами – помещиками, ими управлявшими
Россия с этой необходимостью столкнулась впервые
Разработка нового принципа управления на местах было необходимым также по той причине, что требовалось урегулировать отношения между крестьянами, не имевшими местного самоуправления, и их бывшими владельцами – помещиками, ими управлявшими. Россия с этой необходимостью столкнулась впервые.
Александр Второй понимал, что реформирование общества в интересах крестьянства необходимо провести так, чтобы вместе с тем не оттолкнуть от себя дворянство. Реформа как раз была выражением этого компромисса.
Ход Земской реформы
Главным документом стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем указывалось каких именно губерний коснутся изменения (то есть не всех и сразу) и порядок формирования данных органов управления. Назывались они — «земствами» и являлись выборными.
В «Положении» закреплялись их основные функции. К ним относились: содержание зданий за счет земств, благотворительность, строительство церквей, страхование, управление торговлей, промышленностью, контроль над народным хозяйством и многие другие. Кто имел право голосовать? Только мужчины, достигшие возраста 21 год. Кроме того, избирателями являлись три курии: земледельческая (помещики), крестьянская (сельские жители) и городская (часть собственников). Проведение выборов осуществлялось один раз в три года.
Подробнее о способах формирования органов в истории 19 века расскажут таблицы.
Формально у земств были полномочия: они казались самостоятельными и независимыми. На деле — всем управлял губернатор. Он мог отменить любое их решение. Власти опасались, что местные жители могут объединяться по политическим соображениям и поэтому такое действо было строго запрещено. Разрешалось лишь заниматься локальными проблемами, не более.
Другими словами, центр не хотел делить многие полномочия с регионами, старался наложить как можно больше ограничений. Но при этом на каждом собрании местные ломали голову над тем на какие деньги добиваться поставленных целей — из государственного бюджета им ничего не полагалось. Приходилось собирать налоги и воплощать все хозяйственные функции своей местности.
В целом, земствами удалось развить образование, хозяйство, построить дороги — у государства, однозначно, не получилось бы. К концу 19 века формируется так называемая земская интеллигенция — передовые люди своего времени, которые хотели прогресса для страны на местном уровне.
Император Александр Второй Освободитель
Чуть позже была проведена и городская реформа 1870. Она была схожа с земской. Предпосылками было то, что городская реформа, проведенная еще Екатериной Великой, устарела: она ведь была «заточена» по сословное деление общества. С отменой крепостного права сословия стали размываться в классы. Поэтому и нужно было менять городское самоуправление.
К функциям городских властей относились благоустройство дорог и улиц, организация праздничных торжеств, финансовые вопросы, обеспечение жителей продовольствием, обеспечение общей безопасности. Они были закреплены в «Городовом Положении». Органами управления были определены городское избирательное собрание, дума и городская управа. Они наделялись правом управления на четыре года. Было избрание «гласных». Другими словами, это участники собраний, которые имели решающий голос. Реформа также положительное повлияла на многие города. Заметно развилась инфраструктура, так как городские власти научились эффективно вкладывать средства в нуждающиеся отрасли.
Направления деятельности
Земское образование
Земские школы были двух типов — одноклассные, с трёхгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 и более учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы.
Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»). Предусматривалась казённая квартира (как правило, квартира предусматривалась в здании школы), либо оплата съёмного жилья.
В начале XX века земства выступали с инициативой введения всеобщего начального образования (однако, соответствующий закон так и не был принят); наиболее прогрессивные земства (например, Ярославское) добились всеобщего начального образования в своих губерниях к 1910-м годам.
Земская медицина
Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация её была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4—5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приёма амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приёмные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10—15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками земских врачей являлись фельдшеры, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).
Земское страхование
Взаимное земское страхование являлось разновидностью взаимного страхования, которое было организовано и функционировало в рамках одной губернии. Такое страхование в дореволюционной России регулировалось публичным правом и поэтому относилось к публично-правовому страхованию.
Взаимное земское страхование представляло собой отдельную самостоятельную отрасль земского хозяйства. Первоначально оно осуществлялось в обязательной форме. Страховой капитал составлялся из взносов владельцев страхуемых строений и мог быть употреблён только на нужды страхования и неразрывно связанного с ним пожарного благоустройства. В нормативных документах было указано, что «возложенные законом на земство поручения по сбору и распоряжению страховыми капиталами ни при каких условиях не превращает эти капиталы в земские».
Благодаря обязательному взаимному земскому страхованию строений от огня не только обеспечивались страховой защитой на случай пожара владельцы этих строений, но успешно решались и другие задачи. Население приучалось к использованию страхования для защиты своих имущественных интересов; велась значительная превентивная работа, направленная на снижение пожароопасности в селениях. Именно в связи с развитием превентивного подхода к осуществлению страховой защиты взаимное земское страхование приобрело финансовую устойчивость и стало проводиться не только в обязательной, но и в добровольной форме.
Земская почта
Подавляющее большинство земских управ организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.
Земская статистика
Земства вели статистические работы по обследованию главным образом состояния сельского хозяйства и процессов его социально-экономического развития.
Другие результаты работы
За более чем полвека существования земского движения в России возникла развитая инфраструктура, особенно в провинциях. Была построена сеть дорог, связавших между собой отдалённые села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты.
Земство приобрело большое влияние в обществе, в том числе влияние политическое. Работая на местах, в провинции, земцы лучше многих видели недостатки и понимали пути их исправления. Земское движение «наверху» стало легальной оппозицией и реальной властной силой; «внизу» прочно закрепило за собой позиции, поддерживающие эту силу.
Вариант 1
1. Укажите период, когда Россией правил император Александр II.
1) 1801-1825 гг.
2) 1825-1855 гг.
3) 1855-1881 гг.
4) 1881-1894 гг.
2. Что было одной из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?
1) предоставление дворянству новых привилегий
2) ужесточение преследования либералов
3) смягчение цензуры
4) отказ от преобразований из-за страха перед революционным движением
3. Появление какого из перечисленных ниже понятий связано с Крестьянской реформой 1861 г.?
1) барщина
2) месячина
3) выкупные платежи
4) государственные крестьяне
4. В ходе реформ 1860-1870-х гг. были образованы
1) провинции
2) земства
3) муниципалитеты
4) волости
5. Одним из итогов Судебной реформы 1864 г. стало введение
1) суда присяжных
2) военно-полевых судов
3) высшего Арбитражного суда России
4) Конституционного суда России
6. Что из перечисленного ниже относится к политике М. Т. Лорис-Меликова, названной современниками «диктатурой сердца»?
1) ослабление цензуры
2) создание военных поселений
3) ликвидация III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
4) расширение самостоятельности земств
7. Утверждение о неизбежности перехода от капитализма к социализму путём социалистической революции, движущей силой которой будет рабочий класс, было характерно для
1) А. И. Герцена
2) К. Маркса
3) М. А. Бакунина
4) К. П. Победоносцева
8. Отметьте одно из направлений внешней политики России второй половины XIX в.
1) расширение геополитического пространства и присоединение Средней Азии
2) расширение территорий в Прибалтике
3) расширение автономии Польши
4) создание казачьих формирований по всей границе Российской империи
9. Прочтите отрывок из стихотворного обращения к министру иностранных дел А. М. Горчакову (1870 г.) и укажите название моря, в нём упомянутого.
«Да, Вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной».
1) Чёрное
2) Каспийское
3) Балтийское
4) Азовское
10. Рассмотрите схему и выполните задание.
На схеме показаны итоги
1) русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
2) русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
3) русско-турецкой (Крымской) войны 1853-1856 гг.
4) русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
11. Какие из положений соответствуют содержанию «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освобождение всех крестьян без земли
2) создание системы крестьянского самоуправления
3) составление помещиками и крестьянами уставных грамот
4) ликвидация барщины
5) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
6) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) отмена крепостного права
2) окончание Крымской войны
3) продажа Аляски
4) начало периода «железнодорожной горячки»
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Земства с самого начала были осуждены на то, чтобы быть чуждым элементом в системе русского государственного управления. Они допускались бюрократией лишь постольку, поскольку её всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченным всё тем же чиновничеством.
Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его. Всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его».
1) Когда началось проведение описанной в статье реформы? Укажите год.
2) При каком российском императоре была проведена данная реформа?
Земство
Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872
Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.
Земство
Земство, или земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.
Структура земств в России
Уездные земские учреждения.
Уездное собрание — избиралось на три года из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы) и представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные».Преобладающим большинством в земствах было дворянство.
Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства
Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.
Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.
Губернские земские учреждения
Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.
Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.
Губернское собрание состояло не только из гласных, но и из представителей ведомств.
Кто контролировал деятельность земств?
Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.
Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.
С 1890 г. контроль был усилен6 создавались специальные земские присутствия.
Полномочия земств
-
Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.
-
Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.
-
Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.
-
Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.
-
Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.
-
Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и Д.И. Шаховский). В 1905 году союз объединился с «Союзом освобождения» и была создана Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов).
Значение земств
-
Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.
-
Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.
-
В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
История
Введение земств
Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное императором Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.
Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского, «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации» (был установлен высокий имущественный, а с 1890 года и сословный избирательный ценз).
Дальнейшая история
Григорий Мясоедов. «Земство обедает»
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в Области войска Донского (в последней в 1882 году ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году. В 1913 году земские органы появились в Астраханской, Оренбургской, Ставропольской губерниях.
В 1890 году в ходе так называемых контрреформ Александра III было усилено сословно-дворянское представительство в земствах.
Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьёзную либеральную оппозицию правительству. 6 ноября 1904 года по инициативе «Союза освобождения» состоялся Земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. В 1906 году губернские земские собрания получили право выбирать члена Государственного Совета, по одному члену от каждого собрания.
У земства существовали собственные печатные органы — журнал «Самоуправление», газеты, освещавшие успехи движения.
Крупные мероприятия, например, Бородинские торжества 1912 года, также не обходились без земства. Силами и в значительной степени на деньги земцев было построено шоссе к полю Бородинского сражения, расчищен от бурелома и мусора прилегающий лес, сделаны и размещены декорации и украшения (беседки, трибуны, флаги, цветы).
С началом Первой мировой войны земское движение организовало разветвлённую сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. Единственное, чем отличались земские лазареты от больниц мирной жизни, это подавляющим большинством женщин — врачей, фельдшериц, сестёр, так как мужчины ушли на фронт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось.
Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Земство создало знаменитые «летучки» — летучие отряды, созданные для максимально быстрой помощи раненым: их отыскивали на полях сражений, перевязывали, устраивали временные лазареты; если не было такой возможности, перевозили в тыл и там размещали по госпиталям и больницам.
Снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный комитет по снабжению армии Всероссийского земского и городского союза (Земгор), который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятный, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции.