Трифоново-печенгский монастырь: 116 мучеников

Петербуржцы смогут попасть на Валаам по единому билету

559

«Спрос на Соловки в этом сезоне вырос в разы, плюс очень много отсроченных туров — в прошлом году люди не смогли поехать, но не захотели отказываться от поездки и перенесли её на этот год. В связи с этим возникают огромные проблемы с размещением, ведь ёмкость принимающего сектора очень ограничена, — рассказала “ДП” директор компании “Соловки–тур” Анна Бродская. — Мы советуем не отказываться от поездки из–за нехватки мест, а бронировать туры на сентябрь. Самое лучшее время для посещения архипелага — это начало осени: нет комаров и достаточно тепло — 15–19 градусов. Да, белых ночей уже не будет, но именно в сентябре на Соловках можно увидеть северное сияние».

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Информация для трудников[[править]h2>

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский МУЖСКОЙ монастырь принимает любую братскую помощь на любой срок.

Трудником может стать любой совершеннолетний мужчина, не находящийся в розыске по гражданскому или уголовному делопроизводству, имеющий российское гражданство, не имеющий заболеваний, могущих воспрепятствовать пребыванию в монастыре.

Предварительно НЕОБХОДИМО связаться, согласовать с НАМЕСТНИКОМ дату приезда, количество человек, примерный срок пребывания в монастыре.

Лицам, приехавшим внезапно, без предварительного согласования с РУКОВОДСТВОМ монастыря может быть отказано в приеме, так как возможности размещения весьма ограничены.

Лиц, принятых в монастырь в качестве трудников размещением и питанием обеспечиваем.

Для того что бы пребывать в монастыре необходимо неукоснительно исполнять внутренний распорядок монастыря, беспрекословно выполнять все благословения священноначалия монастыря, ежедневно (если иное не определено послушанием) присутствовать на общих трапезах и молитвах, на богослужениях, регулярно исповедываться, причащатся, добросовестно исполнять послушания, желательно не курить, не употреблять спиртные напитки, не иметь иных пагубных наклонностей, не с кем не конфликтовать, не иметь долгов в миру, как семейных (несовершеннолетние дети, больные или необеспеченные ближайшие родственники), так и финансовых или договорных перед государством, или иными организациями и частными лицами.

Трифонская обитель переезжает в Финляндию

Во времена Советского союза Русской православной церкви пришлось… по-разному. Сначала, сразу после Великой октябрьской Революции церковь особо не притесняли. Проблемы у нее начались позже, когда часть духовенства стала активно поддерживать белогвардейцев и бороться против большевиков всеми доступными способами.

Тогда началось повальное закрытие храмов и монастырей, на многих священников наложили аресты. К том же в церквях имелось богатое убранство из золота и серебра, а деньги и драгоценные металлы всегда нужны.

Уже к концу 1920 года утварь Трифонского монастыря конфисковали в пользу государства.

Одновременно прекратилось финансирование обители и монахам пришлось выживать на подножном корме и пожертвования крестьян.

В зиму 1939 – 1940 года началась Советско-финская война

Целью вторжения РККА на территорию Финляндии стала попытка отодвинуть государственную границу подальше от стратегически важного Ленинграда

Справедливости ради стоит отметить, что руководство СССР предлагало миром решить эту проблему и совершить обмен землей. Однако, власти Финляндии наотрез отказались от сделки. Поэтому у Сталина не было иного пути, кроме агрессии.


Ново-Валаамский монастырь приютил покинувших Советский союз монахов Печенгского монастыря. Именно здесь окончил свою жизнь в возрасте 110 лет монах Акакий, последний из братьев

Трифонская обитель оказалась на острие конфликта и руководство монастыря решило эвакуировать братство. Однако, монахи поехали не вглубь советской страны, а за границу в Финляндию. Поэтому на Родине их не ждал теплый прием по возвращению и братство влилось в состав Ново-Валаамского монашества.

Паисий (Рябов), игумен монастыря, был расстрелян за причастность к бегству монахов

В декабре 1940 года внутренней безопасностью ССССР был отловлен игумен монастыря Паисий, в миру Рябов. В ходе расследования установили его причастность к побегу монахов во вражескую страну и Паисия расстреляли как предателя Родины.

Судьба остальных монахов более удачна. Все они постепенно уходили в течении XX века. Последним скончался инок Акакий. На момент смерти в 1984 году ему стукнуло 110 лет. После чего на непродолжительное время Трифонский монастырь пропал с горизонта событий.

Особенности стен и башен Соловецкого монастыря

Самыми поразительными элементами стен являются шесть массивных угловых башен. К ним относятся: Николаевская башня и въездные ворота в северо-восточном углу; Башня Архангела на юго-восточном углу; Белая Башня в западной точке; Прядильная башня на юго-западе; и Сторожевая башня в северо-западном углу. Есть еще четыре квадратных башни меньшего размера.

Башни, как и сами стены, были выстроены из валунов и кирпича, оборудованы бойницами, а вся укрепительная система была покрыта деревянной крышей, включая сами башнями, которые были завершены одними из последних. С подписанием мирного договора между Россией и Швецией в 1595 году необходимость возведения стен уменьшилась. Тем не менее, строительство продолжалось до 1596 года, снова возобновилось в начале семнадцатого века и завершилось в 1621 году.

Печенгские мученики

Трифон Печенгский умер в декабре 1583 года, оставив братии грозное пророчество о страшном разорении обители. Оно сбылось через шесть с лишним лет. В 1590 году вооруженные финны, подданные шведского короля, дотла сожгли монастырь и жестоко убили почти всех его обитателей, не пощадив вместе с ними и окрестных жителей. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием», была прославлена в лике преподобномучеников. Всего их было 116 человек.

Гибель печенгских мучеников. Художник Илкка Весайнен.

Уцелевшие иноки поселились в Кольском остроге при Благовещенской церкви. После пожара 1619 года братия перебралась на другое место — за реку Колу, где обитель просуществовала до 1765 года, пока не была упразднена в силу указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель.

5

Монашеский град

Спасо–Преображенский мужской монастырь с 500–летней историей — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Соловки. Храмовый комплекс, объединённый галереей и заключённый в крепость, отличает редкая архитектурная целостность и гармоничное сочетание с природой.

Главный собор обители — Спасо–Преображенский — построен в 1558–1566 годах и аналогов в то время не имел. Главной его особенностью являются наклонные стены толщиной от 3,5 до 4 метров, визуально вытягивающие здание храма вверх.

Первые каменные постройки монастыря, комплекс Успенской церкви с Трапезной и Келарской палатами (1552–1557 годы), являют собой замечательный образец новгородских традиций в древнерусской архитектуре. Одностолпная Трапезная палата, крупнейшая монастырская трапезная в России, и сегодня впечатляет своей монументальностью.

Прогулка по монастырю с экскурсоводом может продлиться более 3 часов, лучше запастись терпением и тёплыми вещами — в помещениях обители довольно прохладно.

Фото и описание

Одним из прославленных монастырей Русской православной церкви стал Трифонов-Печенгский монастырь, находящийся в поселке Печенга, что в 135 км от города Мурманска. На протяжении долгого времени именно этот монастырь считался самым северным среди всех обителей мира.

Основание монастыря произошло достаточно давно – в 1553 году. Основоположником монастыря стал преподобный Трифон (в миру – Митрофан) , родом из города Новгорода, жизнь и деятельность которого представляют собой немалый интерес. Возведение монастыря произошло на одном из живописных мест, где река Печенга впадает в протяженное Баренцево море. До наших дней дошли сведения, что Трифонов-Печенгский монастырь много раз подвергался разного рода разрушениям и набегам, после которых благополучно восстанавливался.

Если судить по жизнеописанию преподобного Трифона Кольского, то в свои юношеские годы он совершенно не понимал увлечений своих ровесников и предпочитал молиться в одиночестве. Однажды с ним произошел некий случай: Трифон пребывал в церкви и вдруг услышал голос, который велел ему пойти в земли необетованные, в которых не было ни одного человека, после чего преподобный Трифон отправился на север, к тому самому месту, расположенному у реки Печенги. Оказалось, что в этих землях проживали лопари.

В то время в народе лопари еще было распространено язычество. Преподобный Митрофан приложил все свои усилия и старания на то, чтобы обратить язычников в христианство, но несмотря на это, распространение в кругах язычников веры проходило очень тяжело. Затруднение для распространения новой религии было вызвано кознями местных языческих колдунов, которые различными способами подговаривали жителей погубить чужеземца на своей территории. Преодолев все трудности, юноша все же смог совершить предначертанное ему дело, ведь среди языческого народа стало постепенно распространяться православие. Получилось так, что самый обычный верующий человек, который даже не был монахом, нашел в себе силы донести новую религию до народа, достаточно враждебно принявшего его в свои круги.

В 1550 году преподобный Митрофан смог получить грамоту у митрополита Новгородского, в соответствии с которой было положено начало возведения Трифонова монастыря. Не только Митрофан, но и разнорабочие пришли в эти земли, чтобы совершить в далеком крае доброе дело. На протяжении проведения всех работ, преподобный сам активно помогал строителям, не гнушаясь тяжкой работы и таская на своих плечах огромные бревна по несколько верст. На протяжении 1550 года к Митрофану присоединился один из его верных друзей и помощников – иеродиакон Феодорит.

Спустя некоторое время после окончания всех работ по возведению храма, новый Трифонов-Печенгский монастырь получил от царя богатые дары. А добиться этого Митрофану удалось, только попав в Москву, из которой он привез на родину надлежащую церковную утварь и колокола, а также грамоту на владение близлежащими территориальными земельными наделами. С этого момента и началось процветание Трифонов-Печенгского монастыря.

В середине 1583 года преподобный Трифон Кольский скончался. Спустя семь лет после его смерти, шведские войска жестоко разгромили монастырь. После печальных событий монастырь был снова восстановлен, но только в другом месте. На новом месте он просуществовал совсем недолго, ведь в 1764 году его упразднили. На протяжении многих лет обитель была закрыта, и только в 1896 году Трифонов-Печенгкий монастырь был снова открыт.

На протяжении XX столетия монастырь подвергался серьезным испытаниям, которые подстерегали его в годы Великой Отечественной войны. В середине 2007 года монастырь полностью сгорел. В своем предыдущем воплощении он просуществовал только 10 лет, начиная с 1997 и заканчивая 2007 годом. За это время монастырь посетило огромное количество туристов и паломников, которые смогли материально помочь церкви.

Печенгский монастырь сейчас

В 1997 году Было решено воссоздать обитель на историческом месте — в нынешнем поселке Луостари, там, где в 1533 году преподобный Трифон освятил первую в Лапландии православную церковь. В 2007—2008 годах проводились приготовительные работы, включая археологические изыскания, в 2009 году началось обширное строительство.

Троицкий храм — жемчужина и сердце воссоздаваемого комплекса Печенгского монастыря. Новый храм создавался не только как исторический образ находившейся здесь до революции Сретенской церкви начала XVIII века, одновременно он задумывался и как современная постройка, имеющая необходимые коммуникации для того, чтобы обеспечить все условия для нормальной литургической жизни общины.

Возрождаемый монастырь задумывался не только как духовный центр, но также и как жилой и хозяйственный комплекс.

Территория монастыря окружена деревянной стеной, которая фланкируется приземистыми деревянными башнями, выстроенными в два яруса и перекрытыми шатрами. В западной части стены располагаются святые ворота. Они являют собой интересную двухъярусную конструкцию, в которой двойной нижний ярус как бы разнесен в стороны, оставляя место для проезда, а в центральной части сверху, опираясь на углы нижнего яруса и образуя арку, помещен верхний ярус, перекрытый четырехскатной пирамидальной кровлей.

Трифонов-Печенгский монастырь: что рядом?

Трифонов-Печенгский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Дом-музей Юрия Гагарина ~ 18,1 км. Кольская сверхглубокая скважина ~ 28,8 км

Кольская сверхглубокая скважина ~ 28,8 км

Бомбоубежище «Андерсгротта» ~ 49,4 км

Военно-морской музей Северного флота ~ 93,4 км

Церковь святой великомученицы Варвары в Минькино ~ 94,4 км

Историко-краеведческий музей в Полярном ~ 95,3 км

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья» («Алёша») ~ 95,4 км

Памятная стела погибшим героям-североморцам ~ 95,8 км

Как добраться[[править]h2>

Проезд:

из Мурманскаот автовокзала рейсовым автобусом Мурманск-Никель до поселка Печенга (необходимо иметь российский паспорт для въезда в погранзону). Гостиницы нет, вопрос проживания и питания гостям необходимо решать самостоятельно.

От ЖД вокзала

— автобус Мурманск-Никель, Мурманск–Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31й километр», далее 1,5 км. пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари.

Автомобиль.

Трасса М-18 (Е105) СП-Б-госграница до 1531, далее поворот на лево в пос. Луостари.

Адрес:

184411, Мурманская обл., п. Печенга, Печенгское шоссе, 1.

Тел.:

8(815-54)7-62-23.

Загадочные лабиринты

Едва ли не главной загадкой Соловков являются лабиринты, представляющие собой выкладки из камней высотой до 30 сантиметров и диаметром от 3,5 до 25 метров. Всего на Соловецких островах их 14. Встречаются они также в других регионах Севера России, в частности на Кольском полуострове, и в странах Северной Европы: в Финляндии, Швеции и Норвегии. Но кто, когда и зачем их построил — остаётся загадкой. Древние сооружения обнаружили монахи: они посчитали их языческими капищами, но разрушать не стали, а вместо этого освятили и установили рядом кресты. Изначально некоторые учёные предполагали, что в центре лабиринтов могут находиться курганы. Однако в ходе раскопок, которые велись здесь в 1930–е годы, никаких захоронений обнаружено не было, и от этой версии отказались. После этого появилась концепция о том, что лабиринты связаны с саамским культом мёртвых и служили своеобразной ловушкой для душ умерших: души якобы проходили по ходам сооружения в загробный мир, а вернуться обратно не могли и таким образом не беспокоили своих живых соплеменников.

Финский период Трифоно-Печенгского монастыря

В 1920 году район Печенги вместе с Трифоновым монастырем отошел Финляндии. С одной стороны, это уберегло обитель от «красного террора» и ликвидации, с другой — поставило в сложные условия существования в неправославной стране. Почти все постройки Нижнего монастыря и большая часть имущества были обращены в собственность Финского государства. Рождественский храм, находившийся здесь, передали лютеранской общине. Тем не менее обитель действовала, а в 1930-е годы, с развитием туризма в Финляндии, даже несколько укрепила свое положение. Но за благополучными тридцатыми последовали лихие сороковые.

Первый удар был нанесен монастырю во время Советско-финской (Зимней) войны — обитель оказалась в черте боевых действий. Еще страшнее оказалась Вторая мировая война. За несколько лет боевых действий монастырь оказался стерт с лица земли. Его монахи эвакуировались в Ново-Валаамскую обитель на территории Финляндии, внутри которой образовали автономное структурное подразделение под своим прежним названием. С кончиной 30 января 1984 года монаха Акакия, прожившего 110 лет, завершился финский период в истории Трифоно-Печенгского монастыря.

Храмы, архитектура

Троицкий храм

Первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы положил начало монастырю, и был отстроен святым Трифоном Печенгским в 1529-1533 годы. После 1550 года, когда братия начала возводить «Нижний монастырь», а сам преподобный удалился в странствия, храм стоял «без пения», но невдалеке от него в 1571 году была построена большая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, под алтарём которой в 1583 году был погребен святой основатель обители. Оба храма были сожжены шведскими разорителями в 1589 году.

На месте Успенской церкви в 1708-1709 годах построили храм в честь Сретения Господня. Эта церковь представляла собой здание типа восьмерик на четверике с ярусным завершением. В начале 1890-х церковь была расширена к западу большой пристройкой, в которой были устроены Успенский (1893) и Зосимо-Савватьевский (1896) приделы. Эта церковь сгорела во время боев в 1944 году.

Новый храм Святой Троицы был воздвигнут на месте Сретенского в 2008-2012 годах. В определенной степени новая церковь повторила облик старой — это небольшой шатровый храм с обширной трапезной и колокольней.

Преподобный Трифон основывает монастырь

Преподобный Трифон долго искал место для монастыря, где он бы смог предаться служению Господу Богу в тишине и дали от мирских сует. В 1533 году он находит место для новой обители. Им оказалась полоска суши между рекой Нама-Йоки и впадающей в нее Печенгой.

Здесь преподобный провел долгие пятнадцать лет своего бытия, развивая свою обитель и принимая новых монахов и послушников в сове братство. Однако, в 1548 году Трифон вынужден покинуть построенный им монастырь.

 Обитель долго занимала место самого северного монастыря мира.

Оставшиеся монахи спустя некоторое время самовольно перенесли обитель на новое место. Им стало устье реки Печенга.

Их логику можно понять, река артерия по которой идет торговля, а монастыри часто занимались продажей разных товаров. Но не только торговля побудила перенести обитель, но и рыболовный промысел, так необходимый для выживания на севере.

Священный синод возрождает монастырь Трифона

Царская власть в конце девятнадцатого века очень сильно склонялась к усилению православной церкви. Император Александр III видел в ней свою надежную опору и поэтому в период его правления возродили большое количество монастырей и храмов.

Кроме того, в университетах все чаще стали отменять изучение естественных наук, и все больше преподавали богословие. Считалось, что именно просвещённые студенты стали главной угрозой монархии.

В этом имелось свое зерно истины. Например, «Народная воля», совершившая серию покушений на Александра второго, по большей части состояла из курсисток и студентов.

1886
в этом году возродили Трифонский Печенгский монастырь

Священный синод принимает решение разместить обитель на старом месте в устье реки Печенга. Там, где похоронен преподобный Трифон и погибли от рук финнов монахи. Центром монастыря стал храм Сретения Господня.

Здание церкви, построенной в 1707 году пришлось капитально ремонтировать, а спустя десять лет там построили новый храм. Его полностью выполнили из камня, и он имел три престола: Успения Богоматери, Сретения Господня, прп. Зосимы и Саватия.

Хибиногорский женский монастырь

Монастырь основан 20 апреля 2005 года в Кировске Мурманской области по решению Священного Синода. Монастырь был преобразован из прихода Казанской иконы Божией Матери по прошению Преосвященного архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона. Храм Казанской Божией Матери был построен в Кировске в советское время — в 1946 году.

По состоянию на 2005 год в монастыре находились только настоятельница Акилина (Энгельман) и одна послушница, а также штатный священник храма иерей Георгий Звонцов.

Проезд:

Из центра города Кировск ехать по Апатитовому шоссе до перекрестка с улицей Кольской. Свернуть направо на Кольскую улицу и ехать до перекрестка с Юкспоррской улицей, свернуть налево и ехать до монастыря. Остановка транспорта — «23 км».

Адрес:

184250, г. Кировск, ул. Железнодорожная, дом 8

Тел.:

8 (815 31) 9-66-19

Миссия и рейдерский захват

В то же время никто не отрицает, что Митрофан, посвятив себя Богу, отправился с евангельской проповедью к язычникам-лопарям на Кольский полуостров. В 1519 году он повстречал там благочестивого просветителя северных язычников преподобного Феодорита Кольского и стал его духовным сыном и учеником. Еще через пять лет совместных трудов наставник благословил Митрофана на миссионерство, отправив его «на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский».

Долгая жизнь Митрофана среди местных саамов (русские называли их лопарями) сопровождалась постоянными угрозами и нападками со стороны шаманов-нойдов, которым, разумеется, не нравилось, что он обращает их соплеменников в христианство.

Несмотря на эти угрозы, число новообращенных аборигенов росло, и в 1533 году Митрофан построил для них первую церковь на реке Печенге по благословению святителя Макария Новгородского. В этом же храме, который освятили в честь Святой Троицы, Митрофан принял монашеский постриг под новым именем Трифон. Со временем здесь образовался первый в Лапландии монастырь, где селились новокрещеные лопари, окормляемые благочестивым Трифоном.

Свято-Троицкий Печенгский монастырь

Но в конце 1540-х на Печенгу явились беглые иноки из Свято-Троицкого Усть-Кольского монастыря, недовольные суровым уставом преподобного Феодорита Кольского. Они изгнали Трифона из его родной обители, угрожая ему смертью. Тот был вынужден восемь лет скитаться по Русскому Северу, собирая милостыню для своей обители. А тем временем в его отсутствие захватчики перенесли монастырь в устье Печенги, где им было проще вести хозяйство и заниматься промыслами и торговлей.

3

Соловецкий монастырь: главный северный форпост

Первое известное поселение на архипелаге датируется 1429 годом. Сюда прибыли монах Савватий да неграмотный отшельник Герман, который периодически бывал на Соловецком острове. Престарелый Савватий умер в 1435 году, но в следующем году на остров приехал другой инок, Зосима, который и основал монастырь в честь Преображения Господня. В тот ранний период монастырь принадлежал владениям русского города-государства Новгорода, но после подчинения Новгорода Москве в 1478 году великие князья Московии подтвердили стратегическое значение этого отдаленного монастырского форпоста.

Соловецкий монастырь впечатляет во многих отношениях.

Его массивные гранитные стены – одно из самых замечательных достижений русской фортификационной инженерии. Толчком к их строительству послужила длительная Ливонская война Ивана Грозного, которая длилась с 1558 по 1583 год. В рамках этого конфликта в 1571 году у Соловецкого архипелага появилась объединенная голландско-шведская флотилия. Это подтолкнуло царя к размышлениям об уязвимости монастыря и северных подходов Московии через Белое море.

В 1578 году Иван Грозный поддержал строительство бревенчатой стены вокруг монастыря и послал отряд стрельцов и канониров под командованием Михаила Озерова для противодействия шведским действиям в Белом море. Озеров умер в следующем году, тщетно пытаясь вытеснить шведов с монастырских земель возле Кеми, ближайшего к Соловкам поселения на материке. Это поражение способствовало увеличению ресурсов, выделяемых монастырю.

С потерей балтийской крепости Нарва в 1581 году стратегическое значение Белого моря возросло не только в военном отношении, но и в качестве выхода Московии для европейской торговли. В конце XVI века вся территория Белого моря была связана реками, озерами и морем в мощную торговую сеть. Через эту обширную территорию перемещались меха, лесные дары, рыба и – самый важный из товаров – соль.

В период наиболее интенсивного строительства, между 1582 и 1594 годами, монахи и наемные работники вручную устанавливали на место тысячи гранитных валунов. Большие стены и круглые башни монастыря постепенно поднимались из болотистой земли.

Монастырь накопил большой опыт в использовании гранитных валунов для строительства больших сооружений, в том числе церквей. Согласно письменным источникам, общее руководство проектом было возложено на монаха Трифона, урожденного Терентия Кологривова, члена зажиточной семьи торговцев солью из беломорского села Нёнокса в устье Двины.

Грандиозная стройка на островах поддерживалась дотациями московского двора, собственными ресурсами монастыря на архипелаге и побережье, а также 200 наемными казаками, которые приезжали на Соловки в летние месяцы для возведения стен. По завершении стены образовали удлиненный пятиугольник длиной около 3000 футов. Стены составляли в среднем 30 футов в высоту и около 23 футов в толщину у основания.

Храм–маяк на Секирной горе

Самая высокая точка Соловецкого архипелага — Секирная гора. С ней связано много событий, в том числе и трагических. Когда на Большой Соловецкий остров прибыли преподобные Савватий и Герман, основатели соловецкого монашества, первую келью отшельники сделали именно здесь, у подножия горы.

В середине XIX века на этом месте возник Свято–Вознесенский скит. Доминанта Свято–Вознесенского скита — уникальное архитектурное сооружение, храм–маяк, находящийся в верхнем ярусе церкви Вознесения Господня. Свет этого маяка, действующего уже 150 лет, виден зимой на расстоянии нескольких десятков километров.

А когда на Соловках размещался лагерь, на Секирку отправляли как в последний путь — здесь был страшный мужской изолятор с нечеловеческими условиями содержания. На Секирке пытали и расстреливали. Из тех, кто сюда попадал, выживали единицы. Сейчас здесь стоит поклонный крест в память о погибших узниках.

Печенгский монастырь

Печенегский монастырь cвязан с деятельностью основателя монастыря преподобного Трифона. Житие, составленное в середине XVII веке, описывает деятельность святого в традиционных для жанра повествовательных приемах. Сын священника из Великого Новгорода, Митрофан (имя в миру) еще в детстве возлюбил молитвы и уединение. По современной версии, Митрофан в юности был разбойником, но раскаялся и нашел свой путь духовного подвига.

Получив свыше знак Божий, отправился в земли, населенные язычниками-лопарями (Лапландия), чтобы приобщить их к учению Христа. Миссия была трудной, но успешной. В это время в месте, где сливаются реки Печенга и Манна была сооружена церковь в честь Святой Троицы, в ее строительстве Митрофан принимал участие, еще не будучи священником.

В 1533 году после освящения он принимает постриг под именем Трифона. Насельничество прибавлялась из числа новообращенных местных жителей. Они строили кельи и несли все установленные послушания. Трифону приходилось бороться не только со сложностями климатических условий, но и с буйным нравом братии, часто выходящей за рамки установленных строгих правил.

Из-за этого преподобный Трифон был вынужден на 8 лет покинуть общину. За время отсутствия Трифона монахи самовольно перенесли монастырь в другое место (в устье Печенги) более подходящее не столько для духовного служения, сколько для хозяйственной деятельности, включавшей рыбный промысел и торговлю.  В 1557 году преподобный Трифон вернулся вместе с новым игуменом Гурием. При них была грамота, жалованная Иваном Грозным, дающая монастырю официальный статус.

Более того, обитель приобретала важное государственное значение, укрепляя позиции Русского государства на границе с Норвегией. В 1565 году на берегу реки Паз была поставлена Борисоглебская церковь, в отдаленном уголке Трифон основал скит с Успенской церковью

Монастырь превратился в крупный религиозно-производственно-экономический комплекс. Здесь строили суда, валили соль, держали скот.

В декабре 1583 года преподобный Трифон преставился. Через 7 лет после смерти преподобного исполнилось оставленное им предсказание о скорых грядущих суровых событиях. Обитель подверглась нападению финско-шведского отряда, который привел сюда один из местных жителей, польстившись на обещанное вознаграждение. Монахи были убиты, все сооружения после разграбления были разрушены.

После страшного злодеяния захватчики стали свидетелями чуда – над пылающим монастырем взлетели три белых лебедя, превратившись в золотой круг, из которого вылетели 116 красивейших птиц, ровно по числу принявших мученическую смерть монахов. Вернувшиеся из других мест послушания иноки похоронили всех погибших вместе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector