Успенский трифонов монастырь в кирове

Содержание:

Примечания

  1. Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
  2. Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
  3. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
  4. Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2014.

Архитектурный ансамбль[ | код]

Успенский собор монастыря

Никольская Надвратная церковь

  1. Собор Успения Богородицы (—)
  2. Никольская Надвратная церковь (—)
  3. Колокольня (, , разобрана в 1935 году, воссоздана в 1994—1995 годах)
  4. Трёхсвятительская церковь (—)
  5. Благовещенская церковь ()
  6. Настоятельские палаты (, )
  7. Братский корпус (, )
  8. Северо-восточная башня ()
  9. Северо-западная башня (, воссоздана в 1993 году)
  10. Монастырская караульня (1740-е)
  11. Братские кельи и семинария ()
  12. Юго-западная башня (—, воссоздана в 1994 году)
  13. Юго-восточная башня (—)
  14. Монастырская поварня ()
  15. Часовня Трифона Вятского (, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990 году)
  16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища ()
  17. Летний дом настоятеля в саду ()

Фотографии монастырских зданий

Подойдем к Святому источнику Трифонова монастыря.

Святой источник.

Преподобным Трифоном проникнуто в монастыре все, начиная с выбранного им некогда удивительной красоты места и со святого источника, у которого, согласно преданию, являлась будущему святому Сама Пресвятая Богородица. Святой источник – находится на восточной окраине монастыря. Происхождение его следующее. В 1804 г. ремонтировалась часовня над колодцем, который рыл сам Трифон. Тогда к источнику «в часовенный кладез» были проведены выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Часовня представляла собой оригинальный комплекс из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницей из 16 ступенек. К часовне примыкал крытый ход. В средине 1990-х гг. часовня была заботливо восстановлена. Трифонов ключ — поистине символ Вятского края.. Дарующую телесное и душевное здравие воду источника многие верующие постоянно берут для питья.

Канонизация Святого Трифона

Икона»Трифон Вятский перед Богоматерью»,1692-1695г.

Серебряная рака с мощами Святого Трифона

После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован.
По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака.
Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного.
До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

Восстановительные работы в монастыре начались в 1950 годы

Примерно с 1940-х годов верующие люди стали обращаться к властям с просьбой о том, чтобы вернуть им Успенский собор и земли монастыря.  Они даже предлагали на свои собственные средства отреставрировать разрушенные храмы и монастыри. Но, на все прошения отклонялись.

Постепенно монастырские постройки стали терять свою красоту и разрушаться. Работы по восстановлению в пустыни начались лишь в 1950-е годы. В 1980-е годы была отреставрирована Трехсвятительская церковь, а также южная часть ограды с воротами.

Никольская церковь Трифонова монастыря Кирова

В 1998 году после провозглашения перестройки  и гласности, в обществе встал вопрос о том, чтобы снова открыть монастырь. В поддержку открытия данной обители было собрано почти 12 000 подписей.

В 1989 году Успенский собор Трифонова монастыря в Кирове был передан Кировской епархии, а в 1991 году Кировский облисполком принял решение о передаче всего монастыря епархиальному управлению.

1989
в этом году Успенский собор передан Кировской епархии, а в 1991 епархии передали весь монастырь

После этого Успенский собор был освящен и стал первым кафедральным храмом всей епархии.

Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова мужского монастыря г. Кирова

uspenskysobor.ru

Вакансии

В Успенский кафедральный собор требуется просфорница или просфорник. Обращаться к председателю Приходского совета диакону Андрею. Тел.: 8(912) 331-06-23

Всенощное бдение в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

В четверг, 26 сентября 2020 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря совершалось праздничное всенощное бдение с выносом креста.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://uspenskysobor.ru/vsenoshhnoe-bdenie-v-kanun-prazdnika-vozdvizheniya-chestnogo-i-zhivotvoryashhego-kresta-gospodnya/

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка паломническая служба Свято-Успенского кафедрального собора организует для прихожан экскурсии.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://uspenskysobor.ru/palomnicheskaya-sluzhba-svyato-uspenskogo-kafedralnogo-sobora-priglashaet-na-ekskursii-po-trifonovu-monastyryu/

Покровская родительская суббота

В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, принято поминать усопших

Постоянная ссылка на это сообщение: http://uspenskysobor.ru/pokrovskaya-roditelskaya-subbota-2/

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости

Постоянная ссылка на это сообщение: http://uspenskysobor.ru/21-sentyabrya-rozhdestvo-presvyatoj-bogorodiczy/

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня трезвости, который отмечается 11 сентября. Подробнее »

Постоянная ссылка на это сообщение: http://uspenskysobor.ru/obrashhenie-svyatejshego-patriarha-kirilla-po-sluchayu-dnya-trezvosti/

Анонс богослужений

5 октября — Апостола от 70-ти Кодрата. Священномученика Фоки, епископа Синопийского:

8.00 – Литургия. Молебен о болящем. Панихида 17.00 – Всенощное бдение

6 октября — Неделя 16-я по Пятидесятнице. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:

7.00 – Литургия 8.00 – Литургия (Никольский храм) 9.20 — Литургия 17.00 – Всенощное бдение

В XVII веке значимость первого монастыря в Вятской области стала активно расти

С 1600 года настоятели стали носить чин архимандритов. В XVII столетии значимость первого монастыря в Вятской области активно возрастала. В управление вотчиной присылались различные старцы, которые основывали здесь новые поселения.

Монастырь занимался духовной и  просветительской деятельностью. На других землях строились новые обители, храмы и часовни.

Трифонов монастырь в Кирове первый стал обучать монахов грамоте.

Они составляли и списывали  труды и жития. Поэтому ближе к концу столетия у них сложилась великолепная библиотека.

На то время обитель стала культурным и духовным центром Вятской земли. Средства, находящиеся в казне монастыря, позволяли быстро восстанавливать обитель после пожаров и других непредвиденных оказий.

В 1991 году Священный Синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель

В 1991 году Священный синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель. В это время были отреставрированы многие монастырские постройки. Обновлены палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена  колокольня.

Патриарх Московский Алексий второй посетил Трифонов монастырь. Фото: palomnik63.ru

В 1904 году был расписан заново Успенский собор. Во время проведения этих работ Трифонов монастырь сподобился посещения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго.

Также были восстановлены другие церкви, благоустроен прилегающий участок. В настоящее время Успенский храм является памятником архитектуры.

Никольский женский монастырь (Николаевское)

Монастырь, расположенный в селе Николаевском Шабалинского района, на границе с Костромской областью, в 250 км от города Яранска, был открыт в 1995 году на основе бывшей приходской Никольской церкви, заложенной в 1854 году. В архитектурном плане Никольский храм — это уменьшенная копия храма Вознесения Христова в Москве (архитектор Нельсон-Гирт).

В 1937 году храм был закрыт, строение постепенно разрушалось, здесь устроили картофельный склад, внутреннее убранство было разграблено и утрачено.

С открытием женского монастыря началась реставрация Никольского храма. В 2004 году после почти 70-летнего запустения здесь совершилось первое богослужение.

Сейчас монастырь действующей, число насельниц растет. Богослужения совершаются в Никольском храме. У монастыря есть большое подсобное хозяйство, его обрабатывают насельницы. В монастыре всегда есть и паломники, и трудники.

Святыни монастыря: два ковчега с частицами мощей многих угодников Божиих, в числе которых частицы мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, св. Иоанна Крестителя, святителя Филарета Московского, преп. Серафима Саровского.

Святой источник, освящен в честь святителя Николая Чудотворца.

Адрес: Кировская обл., Шабалинский р-н, с. Николаевское

5

История

Основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 года — уникальную деревянную Успенскую церковь с шестью разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:

Рядом с обителью вскоре выросли две монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Мужской Трифонов монастырь в начале 1900-х гг.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII веках на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856—1857 годах в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

Успенский Трифонов Монастырь — серебряная памятная монета Банка РФ

В 1918 году монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 году были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 году южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-х годах; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-х годах. В конце XX века на территорию монастыря стали свозить старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна

,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается .» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

В 1689 году собор был заново построен в камне. В 1690 году туда были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона, над могилой установлена рака. Здесь же хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.

В 1894-1896 годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту.

Храм был изъят у верующих в 1929 году, возвращен в 1989 году. Храм стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.

Примечания[ | код]

  1. Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
  2. Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
  3. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
  4. Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2014.

История

Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.

Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

В 1918 г. монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 г. были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 г. южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Настоятели

  • Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 — упом. 1601)
  • Иона (Мамин) (упом. 1608 — 1617/18)
  • Иона (Калязин?) (1617/18 — упом. 1627)
  • Александр (упом. 1628)
  • Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
  • Иосиф (упом. октябрь 1634)
  • Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 — упом. апрель 1636)
  • Александр (упом. апрель 1643 — упом. март 1646)
  • Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
  • Александр (упом. 1653/54)
  • Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
  • Парфений (1657 – 1658) (?)
  • Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
  • Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
  • Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
  • Александр (упом. март 1680 – 1715)
  • Парфений (Катаев) (1715 — 1731)
  • Пафнутий (1731 – 1733)
  • Александр (Корчемкин) (1733 — 1734)
  • Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
  • Даниил (упом. 1741 — 1744)
  • Иоасаф (Потёмкин) (1744 — 1752)
  • Никон (упом. 1754 — 1756)
  • Давид (Успенский?) (1756 — 1764)
  • Софония (Македонский) (1764)
  • Андрей (Таршевский) (1764 – 1771)
  • Поликарп (Павловский) (1772 – 1774)
  • Транквиллин (1774 – 1776)
  • Каллист (Звенигородский) (1776 – 1796)
  • Лаврентий (Долматов) (1796 – 1800)
  • Мисаил (Сапожников) (1800 – 1817)
  • Иустин (Сементовский) (1817 – 1823)
  • Феофилакт (Пинегин) (1824 – 1829)
  • Иероним (Нестеровский) (1829 – 1834)
  • Никодим (Казанцев) (19 марта 1835 – 20 июня 1841)
  • Амвросий (Красовский) (1841 – 1866 )
  • Иосиф (Баженов) (12 августа 1866 — 1868)
  • Сарапульские владыки (1868 — 1889)
  • Глазовские владыки (1889 — упом. 1921)

ок. 1923 — 1989 — обитель и ее храмы изъяты

Вятские владыки (с 25 сентября 1991)
Иов (Муравьев) (2 октября 1997 — 5 октября 2011) игум.
Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012) игум.

Свято-Успенский Трифонов монастырь

В Кировской области находится много храмов, многие из них были разрушены в годы Советской власти или частично утратили первоначальный вид. Не минула эта чаша и Свято-Успенский Трифонов монастырь. Здесь было уничтожено несколько строений, кладбище, находящееся при обители. Разрушению подверглась и каменная ограда.

А начиналась история православной жемчужины Вятского края с XVI века. Идейным вдохновителем и строителем монастыря был сын крестьянина из Архангельской губернии Трофим, получивший имя Трифон (1546–1612). В молодости он слыл юродивым, а затем был пострижен в монахи. В 1580 году он приехал в Вятку, где и предложил жителям создать монастырь. Заручившись от горожан челобитной для царя, он уезжает в Москву, и там получает от Ивана 4 грамоту, разрешающую отвести под обитель часть земель в районе старого вятского кладбища с имеющимися старыми церквями.

Монастырь быстро строился. И уже в 1601 году было воздвигнуто несколько деревянных храмов: Успенский, Благовещенский, Никольский, Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия. Первоначально все постройки обители были из дерева, но позже их заменили каменные строения.

Долгие годы Трифонов монастырь получал богатые пожертвования. А также ему было выделено множество земель. Первым зданием из камня здесь стал Успенский собор, где с конца XVII века стали находиться мощи Преподобного Трифона, канонизированного после смерти.

Почти до XVIII века обитель вела активную просветительскую и миссионерскую деятельность. Политика императора Петра I принесла церкви и монашеству много испытаний, в результате численность братии Трифонова монастыря сократилась до минимума, а само монашество испытывало серьезные трудности.

В XIX веке возрастает духовное влияние монастыря на православных Вятской губернии. Он еще продолжает расширяться территориально и принимает всё больше паломников, которые хотели поклониться мощам святых. При монастыре работала большая библиотека, начало которой дал ещё преподобный Трифон. Позже здесь появится и музей церковных древностей.

После революции в помещениях монастыря находилась партийная школа. До 90-х годов прошлого века монашеская обитель сменила несколько организаций. Здесь размещался архив, столовые, сапожная мастерская, пекарни, несколько учебных заведений и даже были квартиры для служащих. Но когда в конце XX века стал вопрос, отдать монастырь под Краеведческий музей или возвратить вятской епархии, было выбрано второе. Чему способствовал сбор подписей православных верующих.

Новое открытие монастыря состоялось в 90-х годах прошлого века, тогда же Успенский собор получил статус кафедрального. В 2004 году в обители появился новый колокол, весящий 3,5 тонны. Многие помещения монастыря были восстановлены, но его полная реконструкция еще продолжается и сегодня.

На сегодняшний день в монастырский комплекс входит почти 20 строений. Среди них несколько церквей, восстановленная после разрушения колокольня, часовая святого Трифона и угловые башни, выстроенные в XVIII веке. Свято-Успенский Трифонов монастырь — древнейшая обитель Вятской земли. Уже который век она является духовным, образовательным и культурным центром этого края.

В глубине монастырской территории — Трехсвятительская церковь.

Трехсвятительная церковь..

В глубине монастырской территории, на ее южном участке, среди густой зелени деревьев, таинственно шумевших над монастырским кладбищем, белеет скромное по размерам здание Трехсвятительской церкви.
Словно ковром покрыты стены церкви кирпичным узором. Многообломный карниз отсекает от стен четверика крутые дуги скульптурных закомар; тройные полуколонки, разделенные уступчатым выступом, отмечают углы объема; каждый наличник имеет свою, только ему присущую композиционную «затею» Уступчатые рамы, пышные наличники, набранные из точеных балясинок, витых жгутиков, розеток, колонок, всевозможных валиков и полочек зрительно расширяют окна, заполняя всю плоскость стены.

Владения

31 января 1595 года царь Фёдор I Иоаннович подписал грамоту об
отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой
волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а
позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте»
от 31 декабря 1590 года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда
на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя
святого Ильи пророка (будущее село Полом),
две деревни и 44 починка. Согласно переписи здесь в 67 дворах
проживало 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с
учетом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени
вобловицкие крестьяне имели порядка 180 гектаров пашни и около 70
сенокосных угодий.

the eve — Sergey S Ponomarev — very busy @ Flickr

Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой
вотчины входили 4 села:
Нагорское,
Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний
Полом,
а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам
Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в
вотчине не показано. А по переписи 1678 года в этих местах обитало
уже крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.

Vkontakte User @ Vkontakte

В том же 1595 году монастырь получает новые незаселенные земли
Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки
на реке Вятка (Вятские
Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и
Хлынова.

Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и
Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых
вотчин.

Vkontakte User @ Vkontakte

К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря

В 1912 г. историк К. Селивановский так описывал Успенский ансамбль: «Кто бывал в Монастыре, тот ныне приятно будет поражен тем благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители преподобного Трифона. Здания монастырские реставрированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом. Монастырский двор своею чистотой и благоустройством производит самое приятное впечатление».
Архитектурный ансамбль включает в себя:

Благовещенская церковь и колокольня.

Кельи Трифонова Монастыря.

– собор Успения Богородицы, 1698 г.;

– Никольская надвратная церковь, 1692–1695 гг.;

– церковь Трёх Святителей, 1711–1717 гг.;

– церковь Благовещения, 1728 г.;

– колокольня, 1714 г. (воссоздана в 2000 г.);

– палаты настоятеля, 1719 г.;

– корпус братских келий, 1717-1725 гг., 1742 г.;

— корпус братских келий (больничный),1764 г.;

– юго-восточная угловая башня, 1774–1775 гг.;

– монастырская пивоварня, 1759 г.;

Монастырь в Кирове организовал преподобный Трифон Вятский

Основал Трифонов монастырь в Кирове преподобный Трифон Вятский. Это был простой крестьянин. Он предложил жителям Вятских городов написать государю Иоанну прошение о создании монастыря.

В 1580 году по прошению Трифона Вятского и жителей Вятских городов, царь дал добро на строительство обители, и выделил землю.

Преподобный Трифон Вятский. Фото: xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Также он даровал и незаселенные участки в Казанском уезде, где позже основали еще одно поселение. Все пустующие участки земли монастырь заселял крестьянскими дворами.

В дар монастырю также приходили богатые  пожертвования. На эти пожертвования возводились монастырские постройки и еще четыре храма.

Бывшие владения

Царь Фёдор I Иоаннович подписал 31 декабря 1595 (10 января ) года Грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от 31 декабря 1590 (10 января ) года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи, здесь в 67 дворах проживали 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учётом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели около 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.

Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили четыре села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. По переписи 1678 года, в этих местах обитало крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.

В 1595 году монастырь получил новые незаселённые земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятке (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.

Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.

После революции

Трифонов монастырь Кирова распустили в 1918 году, монахов выслали, однако благодаря подвижнице Юлии Лавровской, в стенах монастыря была организована православная община, которая обязалась использовать все храмы монастыря исключительно для богослужений. В 1923-м монастырь захватили представители раскольничьей обновленческой церкви. Но и они продержались не долго. В 1929 году началось буквальное разорение обители.

Еще в предвоенные годы в святой обители успели «прописаться» общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а в скором времени здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.

Без должного ухода многие строения монастыря попросту развалились, только в 1980 году был составлен проект реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля.

В 1989 году Успенский собор вернули церкви, а два года спустя передали весь монастырь епархиальному управлению, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

Вскоре была восстановлена гордость обители — Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрел статус кафедрального собора.

Идея экскурсии

Путешественников прошлого века поражала краcивейшая панорама древней Вятки удивительным своеобразием своих старинных построек, вереницей растянувшихся вдоль набережной. Запоминающийся силуэт городской застройки, прорисованный стройными шпилями колоколен и куполами храмов, эффектно венчал линию высокого левого берега реки.
Мы мало знаем о святых людях, живших на территории нашего города.Паломники со всех концов страны презжают поклониться и помолиться к иконе святого Трифона. Оказывается этот человек был основателем первого монастыря на нашей вятской земле.Мы хотим рассказать историю этого монастыря, показать значимость и красоту святого места для верующего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector