Георгий васильевич свиридов (1915-1998) — биография, жизнь и творчество композитора

Фото Алёны Свиридовой для журнала Максим

Откровенные фото Алёны Свиридовой еще с молодости певицы стали волновать умы мужской половины поклонников женщины, ведь она всегда была привлекательной. Большинство из них даже всерьез проявили бы интерес к фотосессии певицы в каком-нибудь мужском журнале. Таким образом, в сети начали появляться запросы вроде «фото Алёны Свиридовой для журнала Максим». Но таких фотографий не существует в природе.

В данном случае, если и есть снимки, где Алена позирует голая, то они лишь часть личного архива певицы. Максимум, на который могут рассчитывать мужчины сейчас – фото женщины в купальнике.

Если тело не использовать

С телом на самом деле все очень просто. Но поняла я это только сейчас. Тело нужно использовать. Тогда оно становится ровно таким, каким мне нужно. Для этого оно и дается.

Если мне нужны его двигательные функции, то есть бегать, прыгать, подтянуться и куда-нибудь залезть, уплыть, наконец, если я пользуюсь телом по полной, тогда, мне кажется, оно надолго сохранит качества, которые для этого необходимы — гибкость, силу и легкость.

А вот если оно простаивает у меня в гараже, то аккумулятор быстро разряжается, резиновые прокладки могут незаметно потрескаться, тормозная жидкость тихой сапой начинает подтекать. И вроде бы на вид ничего не меняется, «Алена, как вы хорошо выглядите», но стоит подняться без лифта по лестнице, как выясняется, что это, оказывается, тяжело и колени как-то необычно болят.

Все мои предки, начиная с инфузории туфельки, или с кого там все началось, участвовали в производстве моего тела, и оно прекрасно подходит для активной жизни, для преодоления опасности и для удовольствия.

Вы не обращали внимание, что во взрослом возрасте круг людских удовольствий почему-то сужается и заключается в том, чтобы что-нибудь в это тело засунуть — алкоголь, еду, сигареты, наркотики, член, в конце концов, простите за прямоту. А все остальные функции тела взрослые люди использовать постепенно перестают

Вот они за ненадобностью и атрофируются. И однажды, с облегчением расстегнув пояс юбки или брюк, мы с удивлением замечаем живот и бока, которые радостно вывалились на свободу. Самое время бежать в тренажерный зал, чтобы изводить себя штангами и приседаниями.

Творчество композитора

Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.

Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.

Творчество

Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.

Пока учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).

Его стиль значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д

Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.

Начиная с середины 1950-х годов, обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях.

В 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева

Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году первым из композиторов написал кантату на стихи Б

Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С. Есенина. Для «Гимна Родине» выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу.

Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, В. Гаврилин и другие.

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Творчество Г. В. Свиридова

Важным направлением творчества композитора является Родина. Ее образ красочно описан в большинстве лирических сочинений, где автор рассказывает о народной жизни, русских пейзажах, героях революции.

Еще будучи студентом, начал активно сочинять оперетты и хоровые композиции. Его произведения взаимосвязаны с классической и современной поэзией таких поэтов как Пушкин, Блок, Есенин, Лермонтов, Маяковский, Твардовский и другие.

Георгий Васильевич знаменит своими сочинениями для оркестров. Автор много написал музыки для знаменитых фильмов и киноповестей. Весь мир знает его альбом романсов, в основу которых положены стихи Пушкина.

Список работ

Оркестровый

  • Камерная симфония для струнных (1940)
  • Симфония № 2 (1949 / неоконченная)
  • Триптих, малая симфония для оркестра (1964)
  • «Снежная буря», музыкальные иллюстрации по Пушкину для оркестра (1975)

Камера

  • Фортепианное трио (1945 — перем. 1955)
  • Фортепианный квинтет си минор (1945)
  • Струнный квартет № 1 (1945–1946)
  • Струнный квартет № 2 (1947)
  • Музыка для камерного оркестра (1964)

Сольное фортепиано

  • Семь маленьких пьес для фортепиано (1934–1935)
  • Семь песен по Лермонтову (1938)
  • Соната для фортепиано (1944)
  • Две партии для фортепиано (1946 — ред. 1957, 1960)
  • Детский альбом, семнадцать пьес для фортепиано (1948 — ред. 1957)
  • «Руи Блас», серенада (1952)
  • Партита ми минор
  • Партита фа минор

Хоровой

  • «Декабристы», оратория (1955)
  • «Поэма памяти Сергея Есенина », оратория для тенора, смешанного хора и оркестра (1956)
  • Пять припевов на слова русских поэтов (1958)
  • Патетическая оратория на слова Маяковского для баса, меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (1959)
  • Песня о Ленине («Не верим») на слова Маяковского для баса, смешанного хора и оркестра (1960)
  • «Песни Курска », кантата на народные тексты для смешанного хора и оркестра (1964).
  • «Деревянная Россия», кантата на слова Есенина для тенора, мужского хора и оркестра (1964)
  • «Грустные песни», малая кантата на слова А. Блока для меццо-сопрано, женского хора и оркестра (1962–1965)
  • Малая кантата » Идет снег» на слова Б. Пастернака для женского хора, мужского хора и оркестра (1965)
  • «Пять песен о России», кантата на слова Блока для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, смешанного хора и оркестра (1967)
  • «Четыре народные песни» для хора и оркестра (1971)
  • «Дружелюбный гость» (лучше «Светлый гость»), кантата на слова Есенина для сольных голосов, хора и оркестра (1971–1976).
  • «Весенняя кантата» на слова Некрасова для смешанного хора с оркестром (1972)
  • Концерт памяти А.А. Юрлова для смешанного хора без сопровождения аккомпанемента (1973)
  • «Береза ​​жизни», кантата на слова А. Блока для меццо-сопрано с оркестром (1974)
  • Три миниатюры для сольных голосов и смешанного хора (1972–1975)
  • Три пьесы из «Детского альбома» для смешанного хора а капелла (1975)
  • «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского для рассказчика, хора и большого оркестра (1976)
  • Гимны Родине для хора (1978)
  • «Гирлянда Пушкина», хоровой концерт на стихи Александра Пушкина (1979).
  • «Ночные облака», кантата на слова А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
  • «Ладога», «Хоровая поэма» для хора на слова А. Прокофьева (1980).
  • «Песни из тяжелых времен», припевы на слова А. Блока для хора а капелла (1980–1981 и позже).
  • «Гимны и молитвы», слова из литургической поэзии, для хора без аккомпанемента (1980–1997)

Разная музыка

  • «Отелло», музыкальное сопровождение по Шекспиру (1942)
  • Оригинальный саундтрек к фильму «Метель» (1964) по рассказу Александра Пушкина
  • « Время, вперед! », Сюита из музыки к фильму (1967)
  • Музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» по Толстому (1973)
  • Метель, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина . Люкс (1974)

Песни

  • Шесть романсов на тексты Пушкина для голоса и фортепиано (1935)
  • Три песни на слова Александра Блока (1941)
  • «Шекспирская сюита» для певца и фортепиано (1944)
  • «Страна моих отцов», цикл песен по А. Исаакяну для тенора и баса в сопровождении фортепиано (1949–1950)
  • «Песни на слова Роберта Бернса » для баса и фортепиано (1955)
  • «Отец мой — фермер», цикл песен на слова Есенина для тенора и баритона (1957)
  • «Пригород-Лирика», семь песен по произведениям А. Прокофьева и М. Исаковского для певца и фортепиано (1938–1958)
  • Восемь романсов на слова Лермонтова для баса и фортепиано (1957–1958)
  • «Петербургские песни» для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, скрипки, виолончели и фортепиано (1961–1963)
  • «Петербургские песни» на слова А. Блока для баса и фортепиано (1961–1963)
  • «Russia Cast Adrift», лучше «Russia Now Launched»), цикл песен на слова Есенина для тенора и фортепиано (1977)
  • Две песни на слова А.С. Пушкина (1975–1980)
  • Девять песен на слова А. Блока (1972–1981)
  • Двадцать пять песен для баса и фортепиано (1955–1981)
  • «Петербург», цикл песен на слова А. Блока (1963–1995).

Последние годы жизни

Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.


Георгий Свиридов | Fetmuzclips

После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.

Семья Г. Свиридова

Его отец был почтовым служащим, а мама работала учительницей. Папа погиб в первые годы гражданской войны, и маленького Юру с сестрой Тамарой воспитывала мать. Предки музыканта были воронежского происхождения, которые переселились в Курскую губернию.

Личная жизнь уже взрослого Георгия оказалась непростой. За его плечами было три брака, от которых у него родилось два сына. У детей сложилась трагическая судьба, поэтому Свиридов пережил их обоих.

Старший сын Сергей от первой жены совершил самоубийство в шестнадцатилетнем возрасте. В тот момент его родители были в театре на премьере.

Младший Юрий долго боролся с тяжелой болезнью. В поисках хорошего лечения Юру отправили в Японию, где он прожил долгое время. Умер младший сын за неделю до кончины Георгия, который о смерти Юрия так и не узнал.

О двух первых супругах композитор практически ничего не рассказывал. Известно, что впервые он женился на сокурснице и пианистке Валентине Токаревой. Ради второй жены он бросил Валентину и четырехлетнего Сережу. Новую супругу звали Аглая Корниенко. Она была артисткой. У пары родился сын Юрий.

О третьей жене известно намного больше. Ее имя Эльза Густавовна Свиридова. Она была моложе музыканта на 10 лет. Их совместный путь начался в филармонии, где исполнялись композиции Георгия. Эльза подошла к мужчине со словами благодарности. Так и завязался их роман.

Юность

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Как уговорить себя заниматься спортом

Но не стоит загонять свое тело, как зверя, оно этого не любит. Особенно если добавляется страшное слово «надо».

От него вообще нет никакого толку, тело не понимает, для чего это тебе надо. Тут я начинаю с ним разговаривать.

— Прости меня, Организм, я виновата, не выгуливала тебя, как нужно, погода была не очень. Но все! Я исправлюсь, клянусь! У нас же лето впереди, будет обидно смотреть, как другие катаются на великах и досках!

Обычно уговоры занимают недели две, если честно. Потом я собираюсь, спускаюсь в студию и сажусь на велосипед. Включаю веселую музыку и сорок минут кручу педали с ненавистью.

Но все же рано или поздно наступает тот момент, когда тело начинает отзываться — я чувствую бурное движение крови по всем сосудам, лицо начинает гореть румянцем, который мне очень идет, я вижу свое отражение в зеркале, напротив. По всему телу струится пот, и я чувствую, что вместе с ним выходит моя лень, неуверенность в себе и страхи. Ура! Заработало!

На следующий день я ставлю какой-нибудь интересный фильм и представляю, что если не буду крутить педали, то электричество закончится, а я так и не узнаю, что дальше. И это уже совсем другая мотивация! Вот так я обманываю свое тело. Но оно уже само входит во вкус. Ведь все работает только тогда, когда мы получаем от этого удовольствие.

Безусловно, когда я долго ничего не делаю, начинать все заново очень мучительно — кажется, что никогда уже не смогу, у меня не получится. И это приводит к тому, что я постоянно откладываю начало действия. Это касается всего: спорта, музыки, написания вот этой книжки. Постоянно хочется соскочить — выпить кофе, поесть, почитать, посмотреть что-нибудь интересное на TED, убрать квартиру. Этот неприятный момент нужно пережить. Он, кстати, достаточно короткий.

Я всегда придумываю себе ответ на вопрос «Зачем?». «Для дела, — говорю я себе, — не для красоты». (Тело ведь знает, что красота вещь очень субъективная, поэтому на такую шнягу не ведется.)

«А вот если для дела, то пожалуйста, — отвечает мне тело. — Если ты стоишь на доске, держишь парус, каждая мышца будет выполнять эту задачу: управлять ветром и доской, удержаться на ногах, невзирая на волны, брызги и течение, вернуться домой, в конце концов. Тебе нужно, чтобы не сбилось дыхание, когда ты подпрыгиваешь от избытка чувств на сцене, продолжая петь и играть на гитаре? Пожалуйста!» Вот это мотивация и здравый смысл! Человечеству нужно сильное тело для выживания. И да, нам нужен естественный физический труд, привет, граф Лев Николаевич!

И еще один вывод — не заниматься спортом и много есть, как в юности, увы, уже не получится. Очень жаль, это была хорошая опция.

Как получить физическую нагрузку, если не сезон

Естественная физическая нагрузка у меня бывает только летом, когда я живу на даче в Крыму. Это самое прекрасное время в году. Каждое утро до завтрака я проплываю пару километров в ластах, потом оттачиваю мастерство на виндсерфинге, езжу в магазин на велосипеде и два раза в неделю занимаюсь акробатикой на батуте. Все это — не более чем увлекательная игра, которая доставляет огромное удовольствие и при этом держит тело в тонусе. Я чувствую себя просто амазонкой, индейцем Джо и капитаном Куком в одном лице.

Но лето в очередной раз закончилось. Полная решимости вести такой же спортивный образ жизни, я вернулась в Москву, где мой энтузиазм сразу же столкнулся с непреодолимыми препятствиями.

Бассейн? О, нет! Плавать по дорожке с пресной хлорированной водой?! Это для тех, кто никогда не испытывал восхитительного чувства силы и свободы, которое дарит море. Или для тех, кто боится открытой воды. Но мое тело, которое живет своей жизнью, на такую замену не соглашается ни в какую. В знак протеста обязательно цепляет в бассейне какую-нибудь заразу. Даже хлорка не помогает. И какое это мерзкое чувство, когда пресная вода попадает тебе в нос! Так что плавание отпадает.

Идем дальше. Виндсерфинг в Строгино под моросящим осенним дождем — удовольствие тоже сомнительное. Да еще будешь ехать туда полдня. Нет уж, увольте-с. Зато батут недалеко! Или можно бегать через Патриарший мост до парка Горького и обратно. Там для этого все условия. Хорошо, завтра. Нет, завтра не получится, съемка.

В результате на батут я сходила один раз, а бегать не начала вовсе. Все время что-то мешало — то утро было дождливым, то легла поздно, то образовалось много дел. Что поделаешь, Москва.

Биография

Георгий Свиридов родился в Фатеже (ныне в Курской области). Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда сыну было 4 года. Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.

В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. С девяти лет учился играть на своём первом музыкальном инструменте — рояле. Но вскоре юного Свиридова заинтересовала балалайка. Учась подбирать на слух, демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (ныне филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, перебазированное в августе 1941 в Бирске Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

С 1957 года — член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах — секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР.

Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.

За его подписью 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой М. Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.

В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств.

В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Семья

Ещё будучи студентом, композитор женился на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них родился сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году он ушёл из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года снова стал отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переехал к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту новость композитор так и не узнал — супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Но через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридов скончался.

Доклад №2

Старшее поколение людей ежедневно слушало музыку Г. Свиридова на протяжении нескольких десятилетий. Именно мелодия из его произведения была выбрана, как  символ и предвестник важнейших новостей, транслируемых по всей стране.

Георгий родился в курской области, в населенном пункте под название Фатеж  3 декабря 1915 года. Его родители —  простая учительница и мелкий служащий на телеграфе —  имели крестьянские корни. Поэтому им и в голову не могло прийти, что их первенец будет известным композитором и удостоится таких званий и регалий как – Лауреат Ленинской, Сталинской, Государственной премии СССР, государственной премии РФ. Также Г.Свиридов был Героем социалистического труда и Народный артист СССР.

После смерти отца и младшего брата остатки семьи перебрались в Курск. Там мальчик не только начинает свой школьный путь, но и учится играть на балалайке, подбирая на слух мелодии из популярных музыкальных произведений. Это не могло остаться незамеченным и его принимают в оркестр народных инструментов.

Благодаря своему таланту и педагогам, которые смогли направить его в нужное русло, Свиридов поступает  в музыкальный техникум в 1932 году в Ленинграде, и впоследствии в консерваторию. Там он становится  учеником известного композитора Шостаковича.

В самом начале войны Свиридов стал солдатом, но из-за слабого здоровья его отправляют работать в Новосибирск. В 1956 году композитор переезжает в столицу СССР. Он становится членом Союза композиторов, занимает в нем высокие должности.

Личная жизнь композитора весьма насыщена, но и конец трагичен. Он успел обзавестись тремя женами и двумя сыновьями. Оба сына умерли раньше Г.Свиридова. Его творческим наследием занимался его племянник. Существует только один памятник, установленный композитору в Москве.

5 класс

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1975) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
  • Народный артист РСФСР (1963)
  • Народный артист СССР (1970)
  • Ленинская премия (1960) — за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели
  • Государственная премия СССР (1968) в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) — за «Курские песни» для хора и оркестра»
  • Государственная премия СССР (1980) в области литературы, искусства и архитектуры — за концерт для хора «Пушкинский венок»
  • Государственная премия Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства (в области музыкального искусства) — за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора
  • Премия Президента Российской Федерации (1997) в области литературы и искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995) — за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство
  • Четыре ордена Ленина (1965, 1971, 1975, 1985)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
  • Почётный гражданин Курска (1982)
  • Почётный гражданин Москвы (1997) — в связи с празднованием 850-летия основания города Москвы, за выдающиеся заслуги перед городом и гражданами Москвы
  • Почётный доктор СПбГУП (с 1996)

Сочинения

Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)

  • 6 романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935)
  • 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
  • Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939)
  • 3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
  • «Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941—1942)
  • Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
  • Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
  • Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
  • Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955)
  • Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
  • Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957)
  • 5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958)
  • «Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958)
  • «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
  • «Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960)
  • Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1963, исп. 1969)
  • «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
  • Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
  • «Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972)
  • Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
  • Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
  • Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977)
  • Гимны Родины для хора (1978)
  • 25 хоралов для баса и фортепиано (1939—1979)
  • «Пушкинский венок» для хора (1979)
  • «Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
  • 10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
  • «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
  • «Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
  • «Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995)
  • «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994)
  • Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы)
  • Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же) и другие.

Инструментальные произведения

  • 7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
  • Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён)
  • Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)
  • Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944, 2-я ред. 1944—1945)
  • Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, 2-я ред. 1955)
  • Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)
  • Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)
  • Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)
  • Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных, 1964)
  • «Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964)
  • Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время» (аранж. С. С. Чекрыжова, 1996 и О. В. Литвишко, 2000)
  • Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
  • Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974; первая публикация 1978)
  • Симфония ми минор (1936—1937; первое исполнение — 23.09.2016)

Инстаграм и Википедия Алёны Свиридовой

Напомним, что известная исполнительница радует своих поклонников вот уже около тридцати лет. Как и у всех хоть сколько-нибудь популярных артистов, у нее есть профили в соцсетях. Особо популярными можно назвать такие странички, как Инстаграм и Википедия Алены Свиридовой. Именно их поклонники посещают чаще всего, в надежде узнать что-нибудь новенькое о творческой или даже личной жизни полюбившейся исполнительницы.

Свою страничку в Инстаграме певица регулярно обновляет снимками с гастролей, из дома или же из отпуска. И у нее много подписчиков. А в Википедии можно узнать множество деталей о прошлом и настоящем Алены, популярность которой не угасла до сих пор.

Популярные темы сообщений

  • Плавание

    С древних времен люди уже умели держаться, передвигаться и нырять в воде. Но первые спортивные соревнования по плаванию появились только в начале ХV века. Плавание – вид спорта, в котором главной задачей является с помощью рук и ног

  • Дровосек реликтовый (насекомое)

    Реликтовый дровосек – представитель членистоногих насекомых из отряда жесткокрылых, принадлежит семейству усачей и роду каллипогонов. Жук имеет ещё несколько названий, таких как реликтовый усач, уссурийский усач и уссурийский реликтовый дровосек.

  • Репейник

    Лопух, репей, репейник всем давно знаком. Растет репейник в Западной Сибири и в европейской части страны. Считается неприхотливым и сорным растением. Его можно встретить на пустыре, вдоль дорог, у домов, в канавах.

Интересные факты из жизни и творчества Г. Свиридова

У Георгия нет прямых потомков. Дети от первых браков умерли, третья жена не смогла родить наследника.

Старшего сына композитор назвал в честь Сергея Есенина. Второй сын Юрий превосходно разбирался в японской прозе средневековья. Парень страдал от почечной недостаточности и нуждался в частом гемодиализе. В далекой Японии эту процедуру делали бесплатно. Туда он и полетел, когда его позвали там работать.

В домашней библиотеке Свиридова собрано около 3 тысяч книг. Он очень много читал, делал анализ полученной информации, увлекался скульптурой и живописью, а еще рыбалкой.

Георгий Васильевич является автором нового текста советского гимна, слова к которому написал Твардовский. Но произведение так не обнародовали. Оно хранится в архиве музыканта.

Перед самой смертью Георгий стал почетным гражданином Москвы. А в доме в Фатеже создан музей его памяти. Единственный памятник Георгию Свиридову установлен в Курске.

Из биографии Георгия Васильевича Свиридова

Будущий композитор появился на свет 3 декабря 1915 года. Местом его рождения стал город Фатеж, что в Курской области. Отец Свиридова работал на почте, он активно поддерживал большевиков. Мама была школьным учителем и не разделяла страстных политических устремлений главы семьи.

Когда Георгию было всего четыре года, его отец погиб в борьбе за большевистскую власть. Мать с ребенком остались без всяких средств к существованию. Было решено перебраться в Курск – там жили родственники по линии матери. В этом же городе Георгий пошел в школу.

С раннего возраста Георгий проявил интерес к литературе. Он активно участвует в работе школьных кружков, в любительских постановках, сочиняет стихи. В свои восемь лет Свиридов знал множество русских и зарубежных авторов и хорошо разбирался в литературе.

Однажды Георгию предстояло сыграть в школьной постановке. Главный герой спектакля должен был исполнить мелодию на балалайке. Свиридов вызвался овладеть этим инструментом. Впоследствии он стал сочинять собственные мелодии и подбирать на слух хорошо известные мотивы.

В 1936 году Георгий стал студентом Ленинградской консерватории. Здесь он овладевал музыкальным искусством у Рязанова и Шостаковича, которые считались одними из самых видных педагогов своего времени. Через год, оценив талант молодого человека, Рязанов рекомендовал Свиридова в Союз композиторов.

С началом войны Свиридов решает пойти в военное училище, чтобы стать воздушным наблюдателем. Однако освоить воинскую специальность помешало плохое здоровье. В порядке эвакуации Георгий переезжает в Новосибирск. Здесь он сочиняет музыку для театров Новосибирска, участвует в постановках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector