Имена по святцам для девочек: список православных женских имен по месяцам
Содержание:
- Список самых красивых современных мужских имен
- йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ
- «Ономатология» отца Павла Флоренского
- Как определяют имя для крещения ребёнка
- Красивые православные имена для девочек по алфавиту
- В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других
- Экскурс в историю: как это было
- Отличительные особенности наречения мальчиков по Старому и Новому Завету
- Небесные покровители
- Редкие мужские русские имена
- Дарим праздник для малышки
- Что в имени тебе моём?
- Выбираем имя мальчику по отчеству
- йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ
- Выбираем имя новорожденному
- Красивые английские имена для мальчиков
- Иностранные аналоги православных святцев
- Крещение взрослого человека
- пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ
- пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ
Список самых красивых современных мужских имен
Например, старославянское:
- Богдан — дан от Бога;
- Владимир — владелец мира;
- Вадим — привлекательный или вносящий смятение;
- Всеволод — всевластный;
- Мирослав — прославляющий мир;
- Ростислав — возрастающая слава;
- Святослав — имеющий священную славу;
- Ярослав — славящийся жизненной силой.
Очень красивые древнерусские имена:
- Богуслав — прославляющий Бога;
- Божидар — божий дар;
- Радомир — радость мира;
- Добромир — добрый и мирный;
- Милослав — славный и милый;
- Любомир — любый миру;
- Яромир — сияющий, усердный или мощный (Ярило — солнце у славян).
После принятия православия появились имена греческого, латинского и еврейского происхождения как распространенные, так и редкие, к примеру:
- Адам — созданный Богом из глины;
- Александр — оберегающий;
- Арсений — мужество;
- Анатолий — восточный мужчина;
- Алексей — защитник;
- Валентин — отличающийся безупречным здоровьем;
- Валерий — крепыш, бодрый;
- Евгений — обладающий благородством;
- Игорь — воинственный;
- Иван — Бог милует;
- Константин — постоянный;
- Кирилл — господствующий или подобный солнцу;
- Леонид — равный льву;
- Андрей — мужественный;
- Артем — имеющий крепкое здоровье;
- Даниил — Бог есть судья;
- Максим — величайший;
- Никита — всепобеждающий;
- Степан — корона, венец.
йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ
ю
юЦКЮЪ, юЦМХЪ, юЙЯХМЭЪ, юКЕЙЯЮМДПЮ, юК╦МЮ, юМЮЯРЮЯХЪ, юМЦЕКХМЮ, юПХМЮ
б
бЮКЕМРХМЮ, бЮКЕПХЪ, бЮПБЮПЮ, бЮЯХКХЯЮ, бЕПНМХЙЮ, бХЙРНПХЪ
ц
цКЮТХПЮ, цКХЙЕПХЪ
д
дЮПЭЪ, дНЛМХЙЮ
е
еБЦЕМХЪ, еБКЮКХЪ, еЙЮРЕПХМЮ, еКЕМЮ, еКХГЮБЕРЮ
ф
фЮММЮ
г
гКЮРЮ, гНЪ
х
хГЮАЕККЮ, хККЮПХЪ, хММЮ, хПХМЮ
й
йЮПХМЮ, йХПЮ, йКЮБДХЪ, йЯЕМХЪ
к
кХДХЪ, кХБХЪ, кСЙЕПЭЪ, кЧДЛХКЮ
л
лЮПЦЮПХРЮ, лЮПХЮММЮ, лЮПХЪ, лЮПРЮ, лЮПРХМЮ, лЕКЮМХЪ, лЕКЕРХМЮ, лХКХЖЮ, лХППЮ
м
мЮЯРЮЯЭЪ, мЮРЮКХЪ, мХЙЮ, мНММЮ
н
нКЕЯЪ
о
оЮРПХЖХЪ, оЮКЮЦЕЪ, оЕКЮЦЕЪ, оХММЮ, оНКХМЮ, оПЮЯЙНБЭЪ
п
пЕМЮРЮ, пХМЮ
я
яБЕРКЮМЮ, яЕБЮЯРХЮМЮ, яНТХЪ, яНТЭЪ, яРЕТЮМХЪ, яСЯЮММЮ
р
рЮХЯХЪ, рЮЛЮПЮ, рЮРРЮ, рЕНМЮ, рЕПЕГЮ
с
сКЭЪМЮ, сЯРХМЭЪ
т
т╦ЙКЮ, тЕБПНМХЪ
щ
щЛХКХЪ
ч
чКХЮМЮ, чКХЪ, чМХЪ
ъ
ъМЮ
вХРЮИРЕ: йМХЦЮ «щМЕПЦХЪ ЕБПНОЕИЯЙХУ ТЮЛХКХИ»
мХФЕ БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ ЯОХЯНЙ ПЕДЙХУ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М. йНЦДЮ-РН ЩРХ ХЛЕМЮ АШКХ НАЫЕСОНРПЕАХРЕКЭМШЛХ, Ю ЯЕИВЮЯ БШЬКХ ХГ ЛНДШ.
«Ономатология» отца Павла Флоренского
Ещё один ориентир более светского, нежели святцы и Жития, характера, благодаря которому может быть выбрано православное имя для девочки. В наш век, когда людям, называющим себя верующими, не кажутся пустыми чудачествами астрологические прогнозы, гадание по книге перемен и древесные календари друидов, это удивительное исследование Флоренского сравнимо с подлинно научной диссертацией.
Если родителям кажется не лучшим вариантом выбирать православные имена для девочек по месяцам, рекомендуется найти книгу отца Павла, чтобы убедиться на опыте: её точно стоит прочесть! Монография полна странных, таинственных, но нередко весьма правдоподобных утверждений – предсказаний судьбы. Некоторые из них будто бы действительно сбываются. Например, прогноз о том, что в семье у человека по имени Владимир Владимирович, как правило, рождаются дочери, а не сыновья.
Как определяют имя для крещения ребёнка
Родители, которые при выборе имени для ребёнка учитывают церковные традиции, поступают следующим образом:
- Заглядывают в Месяцеслов (печатается в каждом православном календаре), из перечня мужских и женских имён выбирают понравившийся вариант.
- Могут выбрать имя святого, память которого празднуется в ближайшие дни (до и после дня рождения малыша).
- Выбирают имя в честь святого, которого особо почитают в семье (например, Николая Угодника).
Возможно, в семье есть особо почитаемый святой, и ребёнка назвали в его честь
-
Нарекают малыша согласно обету. Например, женщина долго не могла забеременеть и молилась преподобной Ксении Петербуржской, обещала, что если Господь дарует ей дочку, то она назовёт её Ксенией.
Возможно, мама после долгого периода бесплодия дала обет, например, Ксении Петербуржской, что назовёт дочку в её честь
Кроме того, бывает, что родителям очень нравится какое-то имя, и оно есть в святцах. Но роды, например, выпадают на весну, а память святого с этим именем отмечается осенью. Церковь в таких случаях ничего не имеет против того, чтобы люди осуществили задуманное.
Например, у Владислава именины только один день в году — 7 октября. Конечно же, родителям, чей сын родился далеко от этой даты, не запрещается так наречь сына. У Вероники — 17 октября, у Виктории именины только 24 октября, у Валерии — 6 мая и 20 июня, У Киры — 17 декабря, и 13 марта.
У некоторых святых именины только один раз в году, но всё равно можно назвать ребёнка таким именем
Зато есть мужские и женские имена, довольно популярные сегодня, именины которых отмечаются в году много раз. Приведём лишь отдельные примеры:
- Максим: дни памяти святых с таким именем –12 сентября, 18 сентября, 28 сентября, 8 октября, 22 октября, 4 ноября, 5 ноября, 9 ноября, 10 ноября, 12 ноября.
Именины некоторых святых с определённым именем отмечаются много раз в году
- Лев — 20 сентября, 24 сентября, 24 октября, 25 ноября, 20 декабря, 12 января, 2 февраля, 3 марта, 5 марта, 31 мая.
- Василиса — 16 сентября, 21 января, 18 февраля, 23 марта, 4 апреля, 28 апреля, 29 апреля, 4 июля.
- Ангелина — 12 сентября, 23 декабря, 14 июля, 12 августа.
Красивые православные имена для девочек по алфавиту
Существует множество православных красивых и благозвучных, а также редко встречаемых имен. Они очень выгодно будут выделять девочку из числа других и сделают ее непохожей на всех, то есть, особенной.
- Анастасия – в переводе «бессмертная» или «воскресшая», очень добра и доверчива, с хорошим воображением.
- Ангелина – «вестница» или «ангел», ее очень трудно убедить в чем либо, прирожденный командир. Школьные уроки ее не привлекают, но она довольно самостоятельная и занимается саморазвитием.
- Асфея – влюбчивая девушка, склонна привязываться к людям, перфекционистка во всем и довольно требовательна.
- Анимаида – одаренная, талантливая личность.
- Варвара – с древнегреческого «чужестранка», она прирожденный семьянин, в людях ценит то прекрасное, что в них есть, идеалистка.
- Вевея – способна идти на жертвы ради кого-то, но часто не замечает своих ошибок. Верна семье и любимому человеку.
- Гаина – откровенная, искренняя и здравомыслящая, прирожденный семьянин.
- Гликерия – иногда окружающим кажется, что она отчужденная, потому что ей свойственно одиночество. Осторожна в денежных растратах.
- Доминика – общительная и жизнерадостная, имеет много друзей, так как ей легко заводить новые знакомства, но при этом всегда верна лишь «лучшему другу».
- Дамара – несколько медлительна, что не всегда хорошо. Искренняя, откровенная и готова прийти на помощь в любую минуту.
- Евфросиния – любит доминировать, часто винит себя в проблемах, возникших не всегда по ее вине, склонна к самокопанию.
- Евдокия – искренняя, готова прийти на помощь другу, чувствует ответственность за своих близких.
- Иулия – имеет чувство собственного достоинства, главное желание – любить и быть любимой.
- Кириена – мудрая, обладательница большой внутренней силы, ей присуща необычайная интуиция.
- Касиния – смелая и независимая девушка, в детстве очень любознательна.
- Людина – надежная, чувствует ответственность за судьбу близких ей людей.
- Любовь – верна своим близким, может быть чересчур снисходительна к родным и близким.
- Мелания – общительная девочка, легко заводит новые знакомства, способна глубоко анализировать ситуации. Любит порядок и чистоту.
- Мариам – надежная, любит быть полезной и активно принимает участие в любых сферах деятельности.
- Нонна – доминирует всегда и везде, преданна и верна своему избраннику, имеет сильный характер.
- Пульхерия – идеалистка и перфекционистка, имеет отличную интуицию. Обладает способностью «притягивать» помощь в нужный момент для достижения целей.
- Поплия – не отличается особой общительностью, испытывает нужду не терять самообладания и держаться всегда достойно.
- Руфина – всегда придет на помощь, не терпит суеты, иногда властная и безжалостная, но в тоже время добрая и умеет сочувствовать.
- Стефанида – перфекционистка, легко влюбляется. Имеет крепкое здоровье, но это отличие может ослабевать из-за тяжелого труда и отрицательных эмоций.
- Соломия – откровенна, активна в различных публичных и спортивных мероприятиях.
- Серафима – смелая девушка, в детстве отличается чрезмерной любознательностью.
- Фавста – обладает врожденной талантливостью, способна на сильную любовь и привязанность к своему избраннику жизни.
- Феодора – очаровательная и привлекательная девушка, испытывает большой интерес к жизни.
- Феофания – всегда чем-то занята, очень активна, постоянно лидирует. Привыкла делать, а не говорить.
- Хрисия – непоседа, склонна к непрерывному движению по жизни. Часто теряет интерес к тому что не меняется, постоянно в поиске перемен.
- Цецилия – обладает врожденным творческим началом, в поиске постоянных путей самовыражения, общительная.
Как можно было заметить, данные редкие и красивые православные имена довольно необычные, в чем и есть их уникальность. Они не часто встречаются на слуху в повседневной жизни.
Подбирать правильное имя нужно тщательно, совмещая его с отчеством ребенка. Этот словесный тандем должен звучать складно, а не сложно, тяжело для выговаривания и запоминания.
В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других
Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня. Примеров можно привести много:
- Юлия — Иулия.
- Ульяна — Иулиана.
- Иван, Ян — Иоанн.
- Яна, Жанна — Иоанна.
- Анжела — Ангелина.
- Степан — Стефан.
- Денис — Дионисий.
- Артём — Артемий.
- Юрий — Георгий.
- Анжела — Ангелина.
- Сергей — Сергий.
- Лилия — Лия.
- Аксинья — Ксения.
- Илона, Нелли — Елена.
- Егор, Юрий — Георгий.
Некоторых мирских имён нет в святцах, зато там есть имена с похожим звучанием (архаичные), пример тому — Юлия и Иулия
Некоторые славянские имена имеют одно значениес церковными именами (как правило, греческими). Пример тому — Светлана. Девочку с таким именем можно окрестить как Фотинию (от греч. «свет»).
Некоторые имена имеют свои церковные аналоги но не основании звучания, а по смыслу (например, Светлана — Фотиния)
Аналогичная пара имён — Богдан и Феодот (греч. «Богом данный»).
У некоторых современных родителей есть тенденция изначально называть малыша именно именем со старинным звучанием: не Данил, а Даниил, не Наталья, а Наталия. Если они этого хотят, священник не будет против, а святцы только помогут сделать выбор.
Экскурс в историю: как это было
Люди, которые считают себя верующими, все стороны жизни стараются проживать согласно своей религиозной традиции. В Библейской традиции культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом, и Православие в частности вопрос имени человека всегда был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова — многократно повторялись в поколениях, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его, ребенка, причастником той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога. Здесь основным мотивом наименования малыша было желание делегировать ему, пусть пока только по имени, части заслуг перед Богом их прототипами.
Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык. Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента. Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном – спасении собственной души. Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.
В христианстве же, с его ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного. Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи. «Богатыри – не мы!» — хочется воскликнуть вслед за поэтом, прославляющим силу и крепость предыдущих поколений. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей — укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть. Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в крещении своем получил христианское имя Василий.
Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами. Святцы – это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более. Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком. Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.
Отличительные особенности наречения мальчиков по Старому и Новому Завету
Период до Рождества Христова
В период Ветхого Завета придавали больше значение имени человека. Многие из имен имеют символическое значение, описание которого дается в самом тексте Библии. То, как тебя звали влияло на все жизненные сферы: работа, отношения, социальная сфера. Имена на древнееврейском можно разделить на две категории:
- «Предложения». Подавляющее большинство имен из этой категории включают в себя слово «Бог». Например: Даниил – «Бог мне судья», Ионафан – «Божий дар», Захария – «вспомянутый Господом» и тому подобные.
- «Одного слова». Здесь имена являются значениями какого-то одного слова или явления, к примеру: Ной – «покой», Давид – «возлюбленный», Адам – «земля» и т.п.
Нарекания не на древнееврейском языке это Ветхозаветные заимствования из языка соседних народов. Такими именами обладали персонажи, проживающие на чужбине, не евреи или же бравшие такие имена в ходе жизни. Ветхозаветные имена долго были популярны среди еврейских жителей Европы.
Период после рождения Иисуса Христа
В Новом Завете добавились греческие (Аристарх), арамейские (Маккавеи), римские (Павел). Благодаря тому, что греческий язык был довольно распространен на Ближнем Востоке, такие имена помимо греков, носили и иудеи. Римские — носили все граждане Рима, независимо от происхождения.
С распространением христианства, большую популярность стали иметь Новозаветные имена:
- Иофсиф;
- Петр;
- Андрей;
- Павел и т.д.
Спустя время они были занесены в церковные месяцесловы.
Выбирая как наречь вашего мальчика, чтобы это было не слишком экзотическим, стоит обратить внимание на список из Нового Завета. Большинство из них также со временем были занесены в святцы
Мужские формы в современных языках могут звучать по-разному, но корнями они уходят в Заветы.
Небесные покровители
Подыскивая православные имена для девочек по месяцам, не лишним будет прочесть Жития святых, в честь которых нарекается малышка. Этот труд по силам и крёстным, намеревающимся стать не номинальными наставниками в вере.
В известной мере добродетели, проявленные небесным покровителем, определяют жизненный путь человека. Православное имя для девочки – не пустой звук. «Своя» святая – пример для подражания, повод для размышления, она же и мудрая советчица (тут может сказываться не только житийная литература, но и собственные записки, мысли, оставленные в наследство, например, новомученицами – царицей Александрой, её сестрой Елисаветой, цесаревнами).
Некоторые имена, ставшие со временем женскими, изначально были мужскими. Соответственно, небесными покровителями до сих пор остаются представители сильного пола. Таковы мученики II века из Скифии Римма, Инна и пострадавший с ними Пинна (последнее имя на Руси практически не употребляется). Выбирая имена девочек по православному календарю, это обстоятельство также нужно учесть.
Монастырская практика наречения женщин аналогами мужских имён с общими небесными покровителями – Николаей, Арсенией, Алексией – может помочь родителям, прельстившимся иностранной экзотикой. Например, Николаей можно наречь при крещении девочку, заранее названную французским именем Николь.
Редкие мужские русские имена
Подбирая редкие имена для мальчиков, необходимо основательно продумать детали, потому что даже самые красивые из них могут доставить взрослому человеку неудобства.
Стоит учесть такие нюансы:
- на звучание имени в совокупности с отчеством и фамилией;
- удобно ли произносить имя, не звучит ли оно необычно;
- будет ли доволен ребенок своим именем, когда вырастет;
- не приносит ли имя негативные ассоциации. Рассматривая вариант Адольфа, отсутствует уверенность, что все его будут воспринимать лояльно.
Редкие имена для представителей сильного пола:
- Августин, Агап, Артур, Альфред, Армен, Анастасий, Андрон, Алан, Аскольд, Архип, Антип, Арсений, Амвросий, Аристарх;
- Бронислав, Болеслав, Борислав;
- Велимир, Вениамин, Власий, Викентий, Вольдемар;
- Гайдар, Герман, Гектор, Глеб, Генрих, Гавриил;
- Демид, Давид, Дорофей, Демьян, Давыд, Дамир, Даниэл;
- Елизар, Евлампий, Ефрем, Евграф, Ермолай, Емельян, Еремей, Елисей, Евсей;
- Златомир, Захар;
- Игнат, Иннокентий, Илларион, Исаак, Ипполит, Исмаил;
- Кузьма, Казимир, Климент, Карп, Клавдий, Корней, Кондратий;
- Лазарь, Лонгин, Лукиан, Лаврентий, Лука, Лев, Лавр, Леонардо, Леонтий;
- Матвей, Макар, Маркиян, Максимилиан, Мирон, Мануил, Мартын, Мефодий;
- Нестор, Никон, Нектарий, Никодим, Никанор, Никифор, Наум, Назарий;
- Олесь, Оскар, Онисим, Остап, Осип;
- Парфений, Пантелеймон, Прокофий, Пахом, Прокоп, Потап, Парамон, Платон;
- Ростислав, Рудольф, Родион, Ренат, Радислав, Роберт;
- Севастьян, Северьян, Соломон, Святослав, Савелий, Самир, Самуил, Спиридон, Серафим, Сидор, Степан, Симеон;
- Тихомир, Трифон, Тарас, Тит, Тимофей, Трофим,Тихон, Терентий;
- Устиний;
- Фадей, Феофан, Фома, Феодор, Фрол, Феодосий, Филимон, Филарет, Федот, Филипп;
- Харитон;
- Эмиль, Эммануил.
Дарим праздник для малышки
Именины – то самое неповторимое календарное торжество, которое родители вольны выбрать и подарить своей маленькой дочечке. Лучше, если они будут расположены невдалеке от дня рождения. Близость или совмещение праздников рождения и тезоименитства оправданы во всех отношениях. Последний может совпадать и с годовщиной крещения.
Найдите подходящее православное имя для девочки, пролистывая святцы в ближайшие сорок дней после даты рождения. Именно в этот срок исстари принято было совершать таинство крещения над новорожденным.
Некоторые именины в святцах не повторяются. Так, январские Нина и Татьяна, весенняя Тамара, июльская Ольга долгое время имели единственную дату празднования, иногда (как, например, Фамарь — «пальма») переходящую в числах.
Двадцатый век кровью новомучеников и исповедников вписал в русские святцы многочисленные новые дни памяти святых жен. Привычные, не экзотические имена девочек по православному календарю в наше время выбрать гораздо легче, чем век тому назад.
Что в имени тебе моём?
Вопрос, некогда заданный Александром Сергеевичем Пушкиным, особенно волнует чуткое к благозвучным сочетаниям слогов женское ушко. Православное имя для девочки, приятное в полном его начертании, может оказаться основой обидного прозвища в сокращённом варианте. Васей от Василисы или Соней от Софии соглашается быть не всякая повзрослевшая барышня. Даже в уменьшительно-ласкательном варианте Васечка либо Васёна присутствует явно угадываемое обществом «мальчишеское» начало. К огорчениям Софии могут, к примеру, добавиться издёвки одноклассников при прочтении строк Достоевского о Сонечке Мармеладовой.
Всё это нужно учитывать, если семья не тверда в вере. Если же детям сызмальства прививается православное видение мира, все неудобства, связанные с несением имени, данного во Святом Крещении, воспринимаются сродни мученическому подвигу. И все-таки воцерковлённая семья, выбирая имена девочек по православному календарю, должна учитывать перспективу будущей жизни дочерей в миру, а не в монастыре. Странно звучащие для слуха европейца имена персидских мучениц, рекомендованные чрезмерными ревнителями «строго по святцам», лучше оставить для насельниц женской обители.
Выбираем имя мальчику по отчеству
Чтобы удачно подобрать эти две составляющие, необходимо учесть такие параметры:
- Для длинного отчества желательно предпочесть короткое имя. Например, Антон Владимирович будет звучать лучше, чем Станислав Владимирович. К короткому отчеству подойдут имена разной величины.
- Русские имена не годятся для иноземных отчеств и наоборот. Как пример, Павел Виссарионович или Вахтанг Иванович трудно назвать гармоничными.
- Нагромождение согласных звуков на соединении имени с отчеством заметно искажает звучание. Например, Александр Мстиславович или Марк Владимирович.
- Нежелательно выбирать имя для мальчика, заканчивающееся на ту же букву, на какую начинается отчество.
- Психологи не рекомендуют называть малыша в честь отца, т. к. это сможет усилить как положительное, так и отрицательное действие на личность.
йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ
ю
юБЦСЯРХМ, юБЕМХП, юЦЮТНМ, юДЮЛ, юДПХЮМ, юГЮП, юЙЯЕМРХИ, юЙЕМРХИ, юКЕЙЯЮМДП, юКЕЙЯЕИ, юМЦЕК, юМДПЕИ, юМДПНМ, юМРНМ, юПХЮМ, юПЯЕМХИ, юПР╦Л
а
аЕМЕДХЙР, аНЦДЮМ
б
бЮДХЛ, бЮЯЯХЮМ, бЮПЮДЮР, бЕМЕДХЙР, бЕМХЮЛХМ, бХЙЕМРХИ, бХРЮКХИ, бКЮДХЛХП, бЯЕБНКНД, бЪВЕЯКЮБ
ц
цЕДЕНМ, цЕКХИ, цЕНПЦХИ, цЕПЛЮМ, цКЕА, цНПДЕИ, цПХЦНПХИ, цСПХИ, цСПЭЪМ
д
дЮБХД, дЮЛХЮМ, дЮМХКЮ, дЕЛЕМРХИ, дЕЛХД, дЕЛЭЪМ, дЕМХЯ, дХНМ, дХНМХЯХИ, дЛХРПХИ
е
еБЦЕМХИ, еКХЯЕИ, еЛЕКЭЪМ, еПЕЛЕИ, еПЛНКЮИ, еПНТЕИ
г
гЮУЮП, гХМНБХИ
х
хЦМЮР, хЦНПЭ, хММНЙЕМРХИ, хПЮЙКХИ, хЯХДНП
й
йХЛ, йХПХКК, йНМЯРЮМРХМ, йНМЯРЮМЖХИ, йНПМЕКХИ
к
кЮБПЕМРХИ, кСЙЮ, кСЙЭЪМ
л
лЮЙЮП, лЮЙЯХЛ, лЮЙЯХЛХЮМ, лЮЙЯХЛХКХЮМ, лЮПХИ, лЮПЙ, лЮПРХМ, лЮПРШМ, лЮРБЕИ, лХРПНТЮМ, лХУЮХК, лХУЕИ, лНХЯЕИ, лЯРХЯКЮБ
м
мЮГЮП, мЮПЙХЯЯ, мЕЯРНП, мХЙХРЮ, мХЙХТНП, мХЙНКЮ, мХЙНКЮИ
н
нКЕЦ, нПЕЯР, нЯХО, нЯРЮО
о
оЮМЙПЮР, оЮРПХЙ, о╦РП, оКЮРНМ, оПНУНП
п
пЮГСЛМХЙ, пЮТЮЩКЭ, пНДХНМ, пНЛЮМ, пНЯРХЯКЮБ
я
яЮБЕКХИ, яБЪРНЯКЮБ, яЕБЮЯРЭЪМ, яЕЛ╦М, яХЛНМ, яНЙПЮР, яОХПХДНМ, яРЕТЮМ
р
рЮПЮЯ, рЕПЕМРХИ, рХЛНТЕИ, рХУНМ, рПНТХЛ
с
сЯРХМ
т
тЮСЯР, тЮДДЕИ, т╦ДНП, тЕДНР, тЕКХЙЯ, тХКХЛНМ, тХКХОО, тКНП, тКНПЕМРХИ, тНЛЮ, тПНК
у
уЮПХРНМ, XПХЯРХЮМ, уПХЯРНТНП
ж
жЕГЮПЭ
щ
щКЭДЮП, щПЮГЛ, щПЮЯР
ч
чКХЮМ, чКХИ, чЯРХМХЮМ, чЯРСЯ
ъ
ъМ, ъПНЯКЮБ
вХРЮИРЕ: йМХЦЮ «щМЕПЦХЪ ТЮЛХКХИ»
Выбираем имя новорожденному
Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так. Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем – любовь». Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.
Вариант первый:
Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).
Вариант второй:
Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого. Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например – наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее. Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями. Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.
В пользу этого подхода – выбора особо почитаемого святого вне зависимости от даты рождения нарекаемого младенца — также можно привести высказывания известных церковных деятелей:
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»
Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).
Красивые английские имена для мальчиков
В настоящее время общераспространенными становятся английские имена для мальчиков, самые красивые из которых: Оливер, Джек, Артур, Гарри, Джеймс, Томас, Уильям, Джек, Брэндон, Габриель, Кевин, Джордж, Дэвид, Кристиан, Стивен, Патрик, Оскар. Выбирая своим малышам английское имя, взрослые часто подбирают похожие на славянские имена, для созвучности с отчеством.
Наиболее распространенными можно назвать такие:
- Эдвард или Эдуард. Происходит от германского — страж богатства;
- Роберт — блистающая слава, известный;
- Эндрю или Андрей — сильный, мужественный;
- Ричард — смелый, вождь;
- Карл — мужчина, мужество.
Иностранные аналоги православных святцев
Возможно, многие не подозревают о сходном значении совершенно по-разному звучащих имён. Так, латинско-католическое Кларисса, Клара (английское Клэр), израильское Лиора, греческое Фаина, украинское Ясна – означает то же, что и Светлана. Перевод всех этих имён един — «светлая, сияющая».
Таким образом, выбирая любой из перечисленных вариантов в качестве «паспортного» (или имея его до крещения изначально), можно просить церковного наречения Светланой (или, при желании, Фотинией).
Безоговорочно прельщаться инославной приятностью созвучий всё-таки не стоит. Красивые православные имена для девочек существуют, и в немалом количестве.
Крещение взрослого человека
Вообще на Руси рождённого ребёнка стремились окрестить как можно раньше (из-за печального тогда состояния медицины) – на 3-й, 8-й, реже на 40-й день. Это в корне отличалось от позиции католиков, которые допускали крещение только в сознательном возрасте (человек сам должен сделать выбор, прийти к вере, а не родители должны решать за него).
Сегодня же православная вера не принуждает крестить всех только в младенческом возрасте
Родители могут дать ребёнку вырасти и самому принять важное решение. Кроме того, такое иногда бывает у некрещённых родителей: малыш вырастает и сам приходит к вере уже взрослым вопреки родительскому воспитанию
Некоторые люди крестятся во взрослом возрасте и сами могут выбрать себе церковное имя (в том числе оставить своё)
Такой новообращённый взрослый христианин может оставить при крещении своё же имя, если оно есть в святцах. Но некоторые люди принимают решение в процессе Таинства Крещения поменять имя (возможно, для них это будет символически подчёркивать духовное перерождение). Это нужно заранее обговорить с батюшкой: он, например, подскажет, что можно взять созвучное имя (тем более если человек намерен изменить его и в паспорте). А возможно, крещаемый уже остановился на каком-то определённом имени, совершенно не похожем на его мирское (главное, чтобы оно было в святцах).
пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ
юЮПНМ
юБЦСЯРХМ
юБДЕИ
юБЕМХП
юБЕПЭЪМ
юБХКЮ
юЙЯ╦М, юЙЯЕМРХИ, юЙЕМРХИ
юБПЮЮЛ
юЦЮО, юЦЮОХНМ, юЦЮОХР
юЦЮТНМ
юЦЦЕИ
юЦМХИ
юМДПХЪМ, юМДПЕЪМ
юГХИ
юГЮР
юЙЮЙХИ
юЙХЛ, юЙХМТХИ
юКТЕИ, юКТЕП, юКТЕПХИ
юЛБПНЯХИ
юМЮМХИ
юМЮЯРЮЯХИ, юМЮЯРЮЯ
юМЦЕКХИ
юМДПНМХЙ
юМХЙЕИ, юМХЙЮ
юМХЙХРЮ
юМХЯХЛ
юМРХЦНМ
юМРХО
юМСТПХИ
юОНКХМЮПХИ
юОНККНМ
юПДЮКХНМ, юПДЮКЭНМ
юПХИ
юПРЮЛНМ
юЯРЮТХИ
юЯРЕПХИ
юТЮМЮЯХИ
юТНМХИ, юТНМ
аНМХТЮРХИ, аНМХТЮЖХИ
бЮБХКЮ, бЮБХК
бЮПКЮЮЛ, бЮПКЮЛ
БЮПТНКНЛЕИ, бЮУПЮЛЕИ
бЕМЕДХЙР
бХЯЯЮПХНМ
бКЮЯХИ, бКЮЯ
цЮБПХХК, цЮБПХКЮ
цЮКЮЙРХНМ
цЕДЕНМ
цЕКХИ
цЕПЮЯХЛ
цКХЙЕПХИ
цНПЮГД
цНПДХЮМ, цНПДЕИ
цСПХИ, цСПЭЪМ
дЮБХД
дЮЛХЮМ, дЕЛЭЪМ
дХНЛХД, дЕЛХД
дЕЛЕМРХИ
дНМЮР
дНПНТЕИ, дНЯХТЕИ
еБЦПЮТ
еБДНЙХЛ
еБКЮКХИ
еБКЮЛОХИ
еБЛЕМХИ
еМХЙЕИ
еБЯЕБХИ
еБЯХЦМЕИ
еБЯРЮТХИ
еТХЛ
еКХГЮП
еККЮДХИ
еОХТЮМ
еПЮГЛ
еПЮЯР.
еПЕЛЕИ, еП╦ЛЮ, еПЛХК
еПЛЮЙ
еПНТЕИ
еТПЕЛ
3ЕМНМ
хКХНДНП
хНЯХТ, хНЯХО
хОЮРХИ, хОЮР
хПХМЕИ
йЮОХРНМ
йХОПХЮМ
йХПЯЮМ
йКХЛЕМРХИ
йНПМХКХИ, йНПМЕКХИ, йНПМЕИ
йЯЕМНТНМР
кЮБП
кЕНМРХИ
кСЙЮ, кСЙХЮМ
лЮБПХЙХИ
лЮПЙЕКК
лЮПЙХЮМ
лЮПРЭЪМ
лЕКЕРХИ, лЕКЕМРХИ
лХПНМ
лНДЕЯР
лНЙХИ, лНЙЕИ
лНКХИ
мЮСЛ
мЕЯРНП
мХЙЮМДП, мХЙЮМНП
мХЙХТНП
мХЙНДХЛ
мХЙНМ
мХТНМР
нМХЯХЛ
нМСТПХИ
нПЕМРХИ
нПЕЯР
оЮЛТХК
оЮМРЕКЕИЛНМ, оЮМРЕКЕИ
оЮПЮЛНМ
оЮПТ╦М
оЮРПХЙХИ, оЮРПХЙЕИ
оЮУНЛ
оНРЮО
оХЛЕМ
оНКХЙЮПО
оПНЙК
яЕБЕПХЮМ
яЕПЮОХНМ
яЕПЮТХЛ
яХКЮМРХИ
рХР
рПХТНМ
сЯРХМ
тЮДДЕИ
тЮКЮКЕИ
тЕНДСК, тЕДСК
тЕНЙРХЯР
тЕНТЮМ
тЕНТХКЮЙР, тХКЮР
тКНПЕМРХИ
тНПРСМЮР
тНРХИ, тНРЕИ
тПНК, тКНП
XЮПХРНМ
щПЮГЛ
щПЮЯР
ъЙХЛ
вХРЮИРЕ: щМЕПЦНХМТНПЛЮЖХНММЮЪ ДХЮЦМНЯРХЙЮ ХЛЕМХ (нАПЮГЕЖ ДХЮЦМНЯРХЙХ)
пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ
юБЦСЯРЮ
юБДНРЭЪ
юЦЮТХЪ, юЦЮТЭЪ, юЦЮТНМХЙЮ
юЦКЮЪ
юЦМХЪ
юЦПХООХМЮ, юЦПЮТЕМЮ
юЙСКХМЮ
юЙЯХМЭЪ
юКЕБРХМЮ
юЛЛЮ
юМХЯХЪ, юМХЯЭЪ
юМРНМХМЮ
юМТХЯЮ
юОНККХМЮПХЪ
юПХЮДМЮ
юПРЕЛХЪ
бЮЯЯЮ
бЕБЕЪ (бХБЕЪ, тХБЕЪ)
бХПХМЕЪ
цКЮТХПЮ
цКХЙЕПХЪ, кСЙЕПЭЪ
дНЛМХЙЮ, дНЛХМХЙЮ
дНПНТЕЪ
еБДНЙХЪ
еБДНЙЯХЪ
еБКЮКХЪ
еБМХЙЮ
еБЯЕБХЪ
щТЮКХЪ, щТТЮКХЪ
еБТПНЯХМХЪ, еТПНЯХМХЪ
хКЮПХЪ, хККЮПХЪ
хММЮ
хПЮХДЮ
хЯХДНПЮ
йЮКЕПХЪ
йЮКХММХЙЮ
йЮОХРНКХМЮ
йХПЭЪМЮ, йХПХЮМЮ
йКЮБДХЪ, йКЮБДЕЪ
кСЙЕПЭЪ
кЧЖХЪ
лЮБПЮ
лЮМЕТЮ
лЮПЭЪМЮ
лЮПРХМЮ
лЮПТЮ, лЮПРЮ
лЮРП╦МЮ
лЕКЮМХЪ, лЕКЮМЭЪ
лЕКХРХМЮ, лЕКЕРХМЮ, лХКХРХМЮ
лХКХЖЮ
лСГЮ
мЮЯРЮЯЭЪ
мХЙЮ
мНММЮ, мНМЮ
нКХЛОХЮДЮ
оПЮЯЙНБЭЪ
оЕКЮЦХЪ, оЕКЮЦЕЪ, оЮКЮЦЕЪ
оХММЮ
оНКХЙЯЕМХЪ, оНКХЙЯЕМЮ
оСКЭУЕПХЪ
пХДНПЮ
пХЛЛЮ
пСТХМЮ
яЕПЮТХЛЮ
рЮХЯЭЪ
рЮРРЮ
сКЭЪМЮ
сЯРХМЭЪ
тЮХМЮ
тЕБПНМХЪ, тЕБПНМЭЪ, уЮБПНМХЪ, уЮБПНМЭЪ
т╦ЙКЮ
тЕНДНПЮ, тЕДНПЮ
тЕНДНЯХЪ, тЕДНЯХЪ
тЕНДНРХЪ, тЕДНРЭЪ
тНРХМХЪ, тЮРХМЮ, тХРХМЭЪ
уЮПХЯЮ, уЮПХРЮ, уЮПХРХМЮ
чМХЪ
оНКМШИ ЯОХЯНЙ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ Б ОПЮБНЯКЮБМНЛ ЙЮКЕМДЮПЕ ХЛ╦М Я СЙЮГЮМХЕЛ ДЮР БШЬЕ (ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ОН ЮКТЮБХРС).
оПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ОН-ОПЕФМЕЛС ЪБКЪЧРЯЪ НДМХЛ ХГ ПЮЯОПНЯРПЮМЕММШУ БЮПХЮМРНБ БШАНПЮ ХЛЕМХ ДКЪ ПЕАЕМЙЮ.
еЯКХ БШ МЕ ЯЛНЦКХ БШАПЮРЭ ОНДУНДЪЫЕЕ ХЛЪ ЯПЕДХ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М, РН БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ ЯОХЯЙХ ХЛ╦М ОН ЯРПЮМЮЛ ХКХ ОНЯЛНРПЕРЭ РЕЛЮРХВЕЯЙХЕ ХЛЕМЮ. яОХЯЙХ ХЛ╦М ЛНФМН ОНЯЛНРПЕРЭ ГДЕЯЭ…
еЯКХ БШ СФЕ НОПЕДЕКХКХЯЭ Я ХЛЕМЕЛ, РН БШ ЛНФЕРЕ ГЮЙЮГЮРЭ МЮЛ ДХЮЦМНЯРХЙС КЧАНЦН ХЛЕМХ…
нКЕЦ Х бЮКЕМРХМЮ яБЕРНБХД
юДПЕЯ МЮЬЕИ ЩКЕЙРПНММНИ ОНВРШ: osvetovid@bk.ru