Святой януарий. почему покровитель неаполя не сделал чудо в 2016 году

Все события неаполитанской истории были связаны с заступничеством святого Януария

Все события неаполитанской истории были связаны с заступничеством этого святого покровителя. Многие победы были присущи и присуждены именно этому святому. Также одним из известных случаев покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия, которое произошло в 1631 году.

Говорили, что поток лавы направлялся прямо в город. Народ же просил вынести навстречу лаве реликвию святого Януария. Но архиепископ и другие члены сокровищницы, которые хранили у себя ключи от нее, убежали, и поэтому извлечь великую святыню не было возможности.

Тогда навстречу этому потоку направился крестный ход со святыми дарами, но эта процессия не помогла. Молящиеся стали взывать Януарию, и на их глазах рука каменной статуи, которая стояла на мосту, поднялась и одним жестом остановила извержение. Именно этот рассказ стал свидетельствовать об уверенности всех в безграничной силе их покровителя, которому они постоянно молится. Также в честь этого был установлен праздник 16 декабря.


Многие победы были связаны с помощью святого Януария — так утверждает народ, проживающий в Неаполе

Литература[ | ]

  • Страдания святого священномученика Ианнуария // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VIII: Апрель, День 21. — С. 310.
  • «The Royal Chapel of S.Gennaro’s Treasury» — путеводитель по Сокровищнице
  • Александр Дюма «Луиза Сан-Феличе». Отдельные главы описывают житие и чудо святого Януария, а также излагают историю «измены» и «свержения» святого.
  • Статья о святом Януарии в Католической энциклопедии (англ.)
  • Курышева М. А., Зайцев Д. В., Масиель Санчес Л. К., Лукашевич А. А. Ианнуарий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2009. — Т. XX : «Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь — Иверия». — С. 583—590. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.

Реликвии святого Януария[править | править код]

Судьба мощейправить | править код

По сообщению «Gesta episcoporum Neapolitanorum», мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в -432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы Сан-Дженнаро, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя. Эти катакомбы с тех пор носят имя святого Януария (Сан-Дженнаро). О пребывании в катакомбах почитаемых мощей говорят многочисленные мозаики и фрески с изображением святого в аркосолиях. В VI веке у входа в верхний уровень катакомб была сооружена так называемая Большая базилика (сейчас называется San Gennaro extra Moenia, то есть «за стенами»), алтарь которой находился над гробницей священномученика. В 1973 году археолог Умберто Фазола обнаружил место пребывания мощей святого в катакомбах, окружённое многочисленными гробницами неаполитанских епископов.

В 831 году беневентский князь Сико, напав на Неаполь, перевёз мощи Януария в Беневенто. Около 1154 года сицилийский король Вильгельм I Злой, нанеся поражение владевшему Беневенто папе Адриану IV, приказал перевести мощи в монастырь Монте-Верджине, где о них практически забыли. В 1497 году кардинал-архиепископ Неаполя Алессандро Карафа перенёс их в Неаполь.

В Неаполе всё это время оставалась глава святого Януария. Для её хранения в 1305 году на средства короля Карла II Хромого тремя провансальскими мастерами был изготовлен позолоченный серебряный бюст, в течение XVIII века великолепно украшенный неаполитанскими монархами.

Таким образом, после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi), в свою очередь, находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Почитаемые реликвии и место их храненияправить | править код

Мощи святого Януария хранятся в алтаре крипты кафедрального собора Неаполя (перестроена в  — 1508 годах) . Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, — находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Наконец, самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года, в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Януария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского.

Жизнь

Мало что известно о жизни Януария, и то, что следует далее, в основном заимствовано из более поздних христианских источников, таких как Acta Bononensia (BHL 4132, не ранее 6 века) и Acta Vaticana (BHL 4115, 9 век), а также из более поздних народных традиций.

Легенда

Рибера, Святой Януарий выходит невредимым из печи, Неапольский собор

По разным жития, Януарий родился в Беневенто богатой патрицианской семье, ведущей свое происхождение от Каудини племя Самниты. В молодом возрасте 15 лет он стал местным священником своего прихода в Беневенто, который в то время был относительно язычник. Когда Януарию было 20 лет, он стал Епископ Неаполя и подружился Иулиана Никомидийская и Святой Соссий с которыми он познакомился во время учебы в священнике. Во время11⁄2— долгие годы гонения на христиан императором Диоклетианом, он скрывал своих собратьев-христиан и не давал им быть пойманным. К сожалению, во время посещения Соссиуса в тюрьме он тоже был арестован. Он и его коллеги были приговорены к тому, чтобы быть брошенными диким медведям в Амфитеатр Флавиев в Поццуоли, но приговор был изменен из-за боязни общественных беспорядков, и вместо этого они были обезглавлены на Сольфатара кратер возле Поццуоли. Согласно другим легендам, либо дикие звери отказались их есть, либо его бросили в печь, но он остался невредимым.

История

Самое раннее из дошедших до нас упоминаний о нем содержится в письме Ураниуса 432 г. епископ Нола, после смерти своего наставника святого Паулин из Нолы, где говорится, что призраки Януария и Сен-Мартен Явился Паулину за три дня до смерти последнего в 431 году. О Януарии в рассказе говорится только то, что он был «епископом, а также мучеником, прославленным членом неаполитанской церкви». В Acta Bononensia говорится, что «В Поццуоли в Кампании святых мучеников Януария, епископа Беневентума, Феста, его диакон, и Дезидериус лектор, вместе с Соссиус диакон церкви Misenum, Proculus, диакон Поццуоли, Евтихий и Акутий, которые после цепей и заключения были обезглавлены при императоре Диоклетиан».

Альтернативный взгляд

Это мистическое действо, называемое «чудо крови святого Януария», свершается в одно и то же время уже более полутора тысяч лет подряд. Согласно преданию, христианин Януарий, первый епископ итальянского города Беневенто, не захотел отречься от своей веры, за что его и казнил в 305 году римский император Диоклетиан. Януарий и другие мученики были брошены в огонь, но остались невредимыми. Тогда их отдали на съедение зверям в цирке, но звери их не тронули. Наконец, страстотерпцев обезглавили. В момент кончины Януарию было около 30 лет. Впоследствии его признали святым и канонизировали — как католическая, так и православная церковь.

Живая кровь

Случилось так, что одна женщина, присутствовавшая на казни Януария, собрала в стеклянную бутыль кровь мученика и спрятала её как реликвию. Кровь тайно хранилась у разных людей многие годы, а с утверждением христианства была перенесена в кафедральный собор Неаполя, где находится до сих пор. В специальной часовне внутри собора под постоянным контролем сберегаются две наглухо запаянные колбы IV века с драгоценной кровью в сгустках.

И удивительнее всего то, что в определённые дни кровь святого Януария «оживает», становится жидкой, а иногда как бы вскипает, образуя пузыри и пену. Первое упоминание об этом чуде относится к 17 августа 1389 года.

Спектральный анализ установил подлинность крови и отсутствие в ней каких-либо посторонних примесей. Было также определено, что, несмотря на возраст субстанции (1700 лет!), это кровь живого человека. Во время разжижения меняется плотность жидкости и её объём, а также цвет — от тёмного, почти ржавого, до ярко-красного. Все это не соответствует незыблемым законам физики и физиологии. Ведь всем известно, что уже свернувшаяся кровь не может стать снова жидкой и тем более «живой». Кроме того, любой врач вам скажет, что кровь, взятая от доноров, хранится при сравнительно низкой температуре всего 42 дня, после чего она «пропадает»…

Нет чуда — жди беды

Процесс разжижения крови святого Януария может осуществляться почти мгновенно, но иногда длится несколько часов. «Пробуждение» крови начинается, когда её выносят из потаённого места и встряхивают.

Чудо разжижения и оживления происходит трижды в год: 19 сентября — в дату мученической смерти Януария, 16 декабря — в память о чудесном спасении Неаполя от извержения Везувия и в субботу перед первым воскресеньем мая — в день первого перенесения мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век).

Оживление крови происходит прямо на глазах многочисленных прихожан и любопытствующих туристов, когда колба с реликвией вынимается из хранилища. На процесс не влияют ни погодные условия, ни температура воздуха, ни какие-либо иные физические параметры. Кровь остаётся жидкой в течение восьми дней, а потом снова превращается в сгусток.

Однако отмечались случаи, когда кровь оставалась в спекшемся состоянии, несмотря на энергичные встряхивания, — это всегда считалось дурным предзнаменованием и связывалось с какими-либо глобальными трагическими событиями. Так, к примеру, разжижения крови не случилось, когда в 1527 году в Италии разразилась эпидемия чумы, погубившая 40 тысяч граждан. В XX веке чуда не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением.

Наука объясняет

Истинность феномена подтверждается многочисленными исследованиями учёных, причём мошенничество ими полностью исключается. Но если верующие считают «чудо крови» именно чудом, не имеющим материалистического объяснения, то скептиков это ставит в тупик, ибо никакого разумного объяснения феномену они дать не могут. К примеру, итальянский физиолог Гастоне Ламбертини, много лет исследовавший чудо крови святого Януария, пришёл к выводу, что оно противоречит известным законам природы и свидетельствует только об одном — о возможности вечной жизни и воскресения.

С позиций современной эниологии (науке о загадках, не укладывающихся в рамки традиционной науки) разжижение крови святого Януария, впрочем, как и другие христианские чудеса (чудо Благодатного огня в храме Гроба Господня, свойства святой воды, мироточение икон и другие), объясняются двухтысячелетним действием христианского эгрегора (душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытиё), обладающего материализующим действием.

Журнал: Тайны 20-го века №46

Светлана Панич, переводчик:

Светлана Панич

— Только что пришло известие о том, что в Петербурге ушел еще один из наших «старших» — отец Ианнуарий (Ивлиев), автор книг, вправивших не одни мозги, человек редкой щедрости, прямоты и свободы. «Батюшка Январь», как называл он себя на «отеческий православный манер». Деликатный и ехидный, не сносивший религиозного и вообще, любого, пафоса, изысканно сбивавший его всюду, куда проникали напыщенные речи — и одновременно невероятно собранный, умственно точный. Не боявшийся удивляться, никогда не прятавшийся за сан от трудных вопросов и неудобных людей, смешливый и невероятно серьезный ко всему, что требует настоящей серьезности, заступавшийся за гонимых, друживший с опальными.

Его «дом» — библейские тексты и музыка. И о том, и о другом он мог рассказывать бесконечно, заражать наслаждением языка, мысли, звука, прогулок, еды, (а в ней он знал толк), умного кино, поэзии, наслаждением жизни. Это был его способ бороться с тупостью и ложью — церковной, академической, социальной, с ложью лукавых слов и двоящихся мыслей.

Когда вышел фильм «Остров», он написал очень жесткую и честную статью, получил от ревнителей по шее, и в письме, в ответ на мои ламентации, мол, как же можно такое снимать и как же не стыдно ее оправдывать, в свойственной ему манере успокаивал: «Да, это ложь. Гадкая, еще страшнее, что эта ложь им удобна. Что мы можем делать? Говорить правду. Но, чтобы не отчаиваться, съешьте винегретик. Или что-нибудь посерьезней. Вот у меня в холодильнике куриная ножка. А у вас?»

На Летнем институте за ним толпами ходили студенты, в том числе, самые дремучие и замшелые. Сначала слушали с опаской — то, о чем он на лекциях по новозаветной экзегетике говорил, было совсем не похоже на простое нераспространенное, идеологичное знание, каким их пичкали в семинариях и на разного рода благочестивых курсах — задавали провокационные вопросы, отец Ианнуарий пространно и уважительно отвечал, какую бы чушь у него не спрашивали

Вскоре осторожность сменялась завороженностью, и было смешно видеть, как недавние «борцы с либерализмом и модернизмом», обличители «кровавых наветов и протоколов» ловили о. Ианнуария на лесных тропах или по дороге в столовую и просили еще раз рассказать «вот про тот странный еврейский глагол у Матфея, из Синодального перевода ничего не видно»

«Отец Ианнуарий, как же я теперь вернусь? — спрашивал в конце одной из школ некий душепастырь. — Понимаете, после ваших лекций я должен порвать все конспекты и сказать нашим преподавателям, что они наврали. Что мне теперь делать? — «Вы читайте, побольше читайте хорошие книги и слушайте хорошую музыку. Если можете, скажите, что они неправы, а не можете — пожалейте. А главное, сами читайте, читайте и не бойтесь думать».

На той же школе в перерыве мы стоим у окна, выходящего в лес, и разговариваем о разных трактовках баховской полифонии. Под окном — шорох, приглядываемся: еж. Увесистый, задумчивый. Через несколько секунд — ответный шорох в кустах, затем из зелени проступают заячьи уши и все, что к ним прилагается. Заяц смотрит на ежа, еж — на зайца, мы — на обоих, и тут о. Ианнуарий шепотом произносит: «Это и есть полифония. Самостоятельные сущности созерцают друг друга».

Несколько месяцев назад питерская подруга просила найти для о. Ианнуария недавно вышедшую книгу Андрея Десницкого.»О.И. сейчас работает над новой монографией, ему очень нужна…» Связались с издательством, книга нашлась. А многое другое — не успела. Не успела побродить с о. И. по Питеру, который он так любил, не успела попасть на его музыкальный лекторий, обещала, но не успела показать работу своего друга по первым пяти главам Матфея, только рассказывала, «но это так прекрасно, так интересно, наконец-то кто-то всерьез, вы покажите, обязательно покажите…» Не успела сказать то самое, в ответ на что он бы язвительно протянул: «Вы, дамы, чрезвычайно учтивы…»

Мир, прежде густо населенный «старшими» — умными, великодушными, насмешливыми, надежными людьми — неумолимо пустеет. Тем, кто их знал, осталось наследство, не только книжное, академическое, но наследство свободы и утешительного смеха, разгоняющего тупость и злобу. «А чтобы не отчаиваться, выпейте чего-нибудь покрепче. И читайте, и думайте, думайте».

Илья Аронович Забежинский:

Илья Забежинский

— Бывают люди – явление. Нет, не точно. Люди – мир. Про которых думаешь, что они были всегда и будут всегда, на которых мир стоит.

Умер отец Януарий. Трудно представить мир без него.

В нашей Академии есть имена, без которых мы ее не представляем, не представляем и без отца Януария.

Удивительный это был человек. Мне у него довелось учиться два раза, в ИБиФе и в Академии. Это было просто необыкновенное счастье всякий раз встречаться с ним. Он был добрый, открытый, ясный, что ли.

Я, когда пошел в ИБиФ, меня спрашивали отцы, прошедшие «систему», что за заведение такое, потом, когда среди имен слышали – Януарий, хлопали по плечу, мол, настоящее образование получаешь.

Прищур особый. Мягкий взгляд. Мягкий голос. Напев. Он не говорил, напев лился, живой и нежный. И речь – необыкновенная, сейчас все меньше и меньше людей так говорят.

Но, главное – не это. Главное – смыслы. Он наполнял слушателей смыслами. Давно привычные тексты, давно привычные сочетания слов, от которых принято отмахиваться «Священное Писание оттого и священное, что оно священное». Все обретало у него смысл.

Я испытывал чувство непередаваемого восторга, можно было слушать и слушать. Глубина понимания и от того раскрытия для нас священных текстов была необыкновенной.

И в этом, знаете, что было. В этом и было Торжество Православия. Православия, как смысла смыслов. Евангелие, Благовестие, только тогда становится Благовестием, когда ты понимаешь саму Весть. Вот этой Вестью были наполнены его лекции, Она раскрывалась для нас в своей полноте в его, отца Януария, толкованиях.

Кто-то сегодня в скорбных размышлениях не выдержал и назвал его Апостолом.

Конечно, Апостол.

Мы берем текст Писания, и думаем – вот Оно, перед нами. А Оно закрыто. Оно под слоями переводов – с языка на язык, с языка на язык. Под слоями культурных наслоений, традиций разных. Оно как будто бы в кожуре, или словно замазано  поздними красками непутевых маляров. И кто-то должен раскрыть, показать всю красоту, всю Истину. Кто-то призван эту Истину возвестить. Именно это он и делал.  От него мы, да и сотни священников нашей церкви, и тысячи его слушателей на разных курсах, на радио, в лекториях, через него, через отца Януария, услышали Благую Весть, то, что и правда является Благой Вестью.

Упокой, Господи, Апостола Твоего Януария и сего учини во дворы Твоя. Аминь.

Житие и источники

Впервые о Януарии упоминается в послании Урания к Пакату (431 год), автор текста рассказывает о явлении Януария, «одновременно епископа и мученика, прославившего церковь города Неаполя

» умиравшему Павлину Ноланскому. Наиболее ранним источником, подробно рассказывающим о жизни и мученичестве Януария, является мученические акты «Acta bononiensia » (Болонские акты, -VII века) и их расширенная версия — Ватиканские акты (VIII — IX века). Согласно этим актам, Януарий происходил из аристократической семьи из Беневенто, в юном возрасте стал христианином, затем ещё молодым человеком стал первым епископом Беневенто. Во время великого гонения при императоре Диоклетиане Януарий регулярно посещал брошенных в темницу Поццуоли диаконов Созия и Прокла, совместно с ними совершал там литургию. Во время одного из таких богослужений Януарий был арестован. Затем епископ, а также диаконыСозий ,Прокл ,Фест , чтецДезидерий и мирянеАкуций иЕвтихий были последовательно: брошены в печь, но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли, но звери не тронули их; наконец, были обезглавлены (305 год). В момент кончины Януарию было около 30 лет.

Имя Януария упоминается уже в V веке в Мартирологе Иеронима (память Януария и пострадавших с ним мучеников там отмечена под восемью различными датами), в VI веке — в Карфагенском календаре (дважды: Януарий — 19 сентября, Соссий — 23 сентября). Имеются письменные свидетельства о почитании Януария и его соратников в Англии и Германии уже в VIII—IX веках. В Риме начало почитания Януария, Соссия и других мучеников связывается с папой Симмахом.

В IX веке «Gesta episcoporum Neapolitanorum

» рассказывает с подробностями историю обретения и перенесения мощей святого, произошедшие в V веке, а календарь неаполитанской церкви указывает два дня памяти Януария — 13 апреля (перенесение мощей из Поццуоли в катакомбы Сан-Дженнаро в Неаполе) и 19 сентября (мученичество).

Невероятные свойства крови святого Януария.

Обычай сохранять капли крови людей прославившихся особой святостью возник еще в Средние века. Например в Италии кровь святых собирали в особые сосуды — пиалы. Кровь со временем высыхала превращаясь в корку. Но временами случалось чудо, извлекаемая из подземелий и храмов Италии, кровь на некоторое время становилась жидкой.

Иногда такое могло случиться с кровью, которая была собрана несколько веков назад. Это явление известно в Италии под названием «закипание крови». И происходит оно несколько раз в год в Неаполе, в соборе Святого Януария

, где хранятся пиалы с кровью этого святого. Кровь в пиалах, становиться «жидкой» несколько раз в году во время церковных литургий, проводимых в честь святого Януария.

Из летописных источников известно, что родился Януарий в конце III века и был епископом города Беневенто. Проповедуя по всей Италии Слово Божие, Януарий вызвал гнев римского императора Диолектиана, известного своей ненавистью к христианам. И в 305 году, Януарий и несколько его учеников были пойманы и приговорены к смерти, их бросили в городской амфитеатр на растерзание львам. Но львы, согласно легенде, не причинили проповедникам ни малейшего вреда, и тогда по приказу императора Диоклетиана, 19 сентября 305 года, Януария и его учеников казнили на площади вблизи городка Поцуолли. По сохранившимся свидетельствам одна из женщин — христианок, пришедшая на место казни, сумела собрать с камня на котором был обезглавлен Януарий, две пиалы с его кровью.

Всех погибших в тот день похоронили в катакомбах близ Неаполя. На месте казни Януария был воздвигнут алтарь в котором и по сей день хранятсся пиалы с его кровью. Конечно, кровь уже давно высохла и затвердела, но иногда кровь необъяснимым образом становилась … жидкой.

Сейчас, пиалы с кровью Святого Януария хранятся внутри Неапольского собора в часовне, и находится под неусыпным контролем и охраной. Непосредственно кровь хранится в двух чашах, которые заключены в маленький цилиндр, называемой цистой. из серебра и стекла. Сама циста заключена в серебряную дароносицу. Возраст цисты определить невозможно, но то что ей несколько веков, сомнений не вызывает.

Крови в пиалах немного, в одной из чаш ее немногим больше половины. В другой всего несколько капель. Причем, чудо с «закипанием» происходит только в одной из пиал, где крови больше. Пиалы с кровью плотно запечатаны, так что провести подробный химический анализ крови не представляется возможным. Хотя и предпринимались попытки изучить содержимое пиал.

Одна из них была в 1902 году. Специалисты из Неапольского университета, смогли провести спектральный анализ вещества хранившиеся в цисте, пропустив через них луч света. Изучив результаты, ученые сделали вывод: в пиалах действительно содержится настоящая кровь.

Вскрыть пиалы с кровью святого, пытались в 1956 году, когда местные церковные иерархи, решили что, внутрь цисты попала пыль от древесной стружки, в которой хранили пиалы во время войны. Но как только стало ясно, что это может привести к уничтожению реликвии, все попытки были прекращены.

По свидетельству Французского публициста Давида Гордона, который посетив Неаполь и удостоверившись что чудо действительно происходит, написал подробный отчет в котором описаны все загадки этого необъяснимого явления

Давид Гордон, обратил внимание на несколько моментов, на которые раньше никто не обращал внимания

К сожалению, у специалистов нет возможности провести анализ крови Святого Януария хранящейся в пиалах. Ведь в попытках изучить суть чуда, можно уничтожить факторы, приводящие к этому явлению. А церковные иерархи никогда не позволят этому случиться, остается надеется что это действительно чудо.

Живая кровь святого Януария. Мистификация или настоящее чудо?

Святой Януарий— это святой мученик, почитаемый православной и католической церковью, известный регулярно происходящим чудом. Согласно истории, во времена гонений на последователей христианства в Италии при императоре Диоклетиане в плен был схвачен диакон Соссус. Епископ города Бенвенуто Януарий протестовал против такого ареста. Его взяли под стражу и вынесли смертный приговор. Во время казни Януария, женщина из толпы собрала во флакончики его кровь.

Сегодня кровь святого Януария хранится в часовне кафедрального собора Неаполя, возведенной в честь избавления города от чумы, разразившейся в 1526 года. Реликвия с кровью представляет собой две ампулки, датируемые IV веком. Помещены они в цилиндр из серебра и стекла, 12 сантиметров в диаметре. Большая ампула на две трети заполнена чудесной кровью. В ампуле поменьше крови практически нет, остались несколько пятен. Оба сосуда запечатаны твердой мастикой.

Кровь святого Януария противоречит законам физики и физиологии. Сухая древняя масса в сосудах внезапно может стать жидкостью. На глазах паломников она изменяет цвет, объем и плотность. Все это происходит в определенные дни в течение столетий независимо от погодных условий. Кровь внезапно становится живой при открытии металлического реликвария часовни. Необъяснимое святое явление происходит в первое воскресенье мая, 19 сентября и 16 декабря. Местный епископ берет в руки драгоценную реликвию собора, читает молитву, и порошок цвета крови превращается в пенящуюся густую жидкость. Весь ритуал может занимать от нескольких минут до нескольких часов. И происходит это при огромном скоплении верующих и туристов. При этом мифическое изменение состояния крови происходит самопроизвольно, независимо от просьб и желаний людей.

Феномен оживления крови святого Януария происходит уже 600 лет. Если кровь вдруг останется сухой, то по поверьям следует ожидать непременной трагедии. Например, так произошло в 1527 году, когда разразилась страшная эпидемия чумы, унесшая 40 тысяч жизней. С точки зрения физиков, пребывание крови на протяжении 1690 лет в неизменном состоянии, а затем внезапное изменение ее объема и плотности, а тем более переход в жидкое состояние и почти мгновенное возвращение к исходному порошкообразному состоянию невозможно объяснить научно. Но есть и другие, менее мистические объяснения сего «чуда».

Если все же предположить, что в основе чуда живой крови святого Януария лежит не божье слово, а все же вполне физическое явление, то можно сказать, что ученым удалось повторить это чудо в лабораторных условиях, используя ингредиенты, о которых знали древние алхимики

Понятное дело, что на заре возникновения и распространения христианства, церковники вполне могли прибегнуть к хитростям, дабы заслужить доверие паствы и привлечь внимание людей к своему вероучению

Кровь святого Януария может ожить от встряски. Священник, который берет в руки ампулу, почти незаметно встряхивает ее, произнося отвлекающую молитву. И в этом весь секрет. Сам процесс известен в науке как тиксотропия. Ключом в фантастическом зрелище является кровь, выполненная из особого вещества. Нам оставалось найти подходящие вещества. Но Ватикан наотрез отказывается предоставить ученым частичку святой жидкости, храня секрет крови за семью дверями. Одно точно известно, что в состав волшебного вещества должно входить железо. Именно оно предает человеческой крови красно-бурый цвет.

Изготовить порошок, переходящий в жидкое состояние при тряске и похожий по цвету и плотности на кровь, ученым удалось еще в 1991 году. Но они использовали вещества, которые не могли быть получены в XIV веке. Как известно в первый раз кровь святого Януария «ожила» в 1389 году. Попытки найти правду о чудесном явлении прекратились на несколько десятилетий.

Но не так давно исследователям попался геологический доклад, в котором сообщалось об обнаружении в застывшей лаве Везувия минерала молизита, состоящего из нужного вещества. Везувий находится в 12 километрах от Неаполя. Это – действующий вулкан и за последние 2000 лет извергался около 60 раз. Найденное вещество состоит из воды, соли, порошка из ракушек и застывшей лавы. Кровь святого Януария была воссоздана! Когда был изготовлен цилиндр реликвии доподлинно неизвестно. Так как мастика, которой обмазаны ампулы затвердела, то вскрыть их, не повредив цилиндра, невозможно. Стоит отметить, что именно в малой ампуле остатки «крови» никогда не становятся жидкими. Согласно легенде здесь раньше был порошок, превращающийся в кровь, но в XV веке его вытащили для лечения тяжелобольного наследника одного из правителей Неаполя.

Реклама от Google

Священник Илья Соловьев:

Священник Илья Соловьев

— И снова горькая весть… На этот раз из Санкт-Петербурга. Здесь 74-х лет от роду скончался профессор СПб Духовной академии о. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Два дня он не выходил на связь и близкие люди обеспокоились этим обстоятельством. По прибытии на его квартиру стали звонить в дверь, затем проникли внутрь. О. Ианнуарий был бездыханен.

В лице о. Ианнуария русская богословская наука потеряла замечательного ученого. Это ясно само собой. Но наша Церковь в его лице потеряла замечательного и доброго человека, пастыря, интеллигента…
Сегодня с самого утра я почему-то вспоминал покойного проф. Дмитрия Владимировича Поспеловского и вспоминал не однажды. И вот, узнав сейчас о кончине о. Ианнуария, я вспомнил, как мы вместе встречались у меня дома и обедали. Вчетвером, вместе с о. Георгием Митрофановым. Двоих участников этой встречи — проф. Поспеловского и о. Ианнуария уже нет с нами…

Меня поразила тогда эта встреча, открытость о. Ианнуария, его здравая церковная позиция и смелость, с которой он говорил о бедах нашей Церкви и ее проблемах, а также об отдельных ее деятелях. Было видно, что этот человек интеллектуально честен и искренен…

Мироточение Монреальской Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Иосиф Муньоз с Монреальской Иверской мироточивой иконой

Это чудо началось внезапно и завершилось трагично и неожиданно. В 1982 году в доме православного чилийца, искусствоведа Иосифа Муньос-Кортеса начала мироточить икона Богородицы, которую ему подарили на Афоне. Ароматное масло обильно текло из рук Младенца-Христа и Пречистой, а также с Ее плеча.

В течение пятнадцати лет брат Иосиф возил икону по разным странам. От святыни происходили многочисленные исцеления. К сожалению, из-за отсутствия общения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, к которой относился хранитель иконы, даже после падения СССР образ не привозили в Россию.

В 1997 году брата Иосифа жестоко убили в отеле в Афинах. Икона при этом бесследно исчезла…

Есть мнение, что мироточение может быть свидетельством не только благодати, но и предстоящих бедствий – икона плачет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector