Святогорский монастырь

«ПОД ОБИТЕЛЬСКОЙ СТЕНОЮ, ОЗАРЕННЫЕ ЛУНОЮ…»

В 1862 г. русский поэт автор Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) воспел в стихотворении «Святые горы» и Лавру с ее обитателями, и тех, кто не устает поклоняться ее святости.

В настоящее время Свято-Успенская Святогорская Лавра — влиятельный духовный центр православия Восточной Украины и Юга России. Ее внешний вид удивителен: она возвышается на белоснежной меловой скале над рекой, в окружении тенистых рощ, что обступают ее у подножия. На меловом теле скалы видны отверстия: это — пещеры и ходы, проделанные монахами. Пещерные ходы поднимаются к вершине горы, увенчанной церковью, что словно висит в воздухе.

Под церковью сохранились выкопанные основателями монастыря пещеры с усыпальницами, храмами и кельями. Самые первые были выкопаны в верхнем ярусе, а потом здесь появился большой лабиринт проходов и келий. Свет попадает сюда через крохотные оконные проемы, обстановка в кельях аскетическая.

Отсюда идет проход в пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, который предваряет выход на вершину утеса, где высится церковь Святителя Николая Чудотворца, что представляет собой естественное продолжение пещер и подземного хода: половина его является основанием, алтарем и южным притвором. Все высечено из мела, и только верх — крыша с куполами — построен из кирпича. Николаевская церковь построена в стиле украинского барокко XVII в., и в оформлении ее заметны мотивы народной деревянной архитектуры.

До того времени, как монастырь был распущен по повелению императрицы Екатерины II, два этих небольших храма, хоть и с трудом, но справлялись с приемом паломников. Но после возрождения обители в середине XIX в. назрела необходимость в сооружении большого соборного храма. Проектировал его известный петербургский архитектор и академик Алексей Горностаев (1808-1862 гг.). В 1868 г. собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В годы советской власти в нем находился кинотеатр, а вновь собор был освящен в 2000 г.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника.

Однако еще до строительства собора Успения Пресвятой Богородицы первым крупным сооружением в монастыре после его второго открытия в 1844 г. стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Над ее проектом трудился сам Александр Тон (1790-1858 гг.) — профессор архитектуры Императорской академии художеств. Советская власть нашла храму поразительное применение, устроив в нем грязелечебницу. В 1996 г. Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы появилась в монастыре в 1868 г, когда настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман разобрал старый Успенский собор и использовал камни древнего храма, пристроив из них к трапезному корпусу церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Судьба церкви оказалась трагична: в годы Великой Отечественной войны церковь была полностью разрушена, а после войны на старом фундаменте построили столовую открытого в монастыре санатория. После того как монастырь был возрожден, обитель построила новое здание церкви, использовав внешний вид церквей разных эпох и стилей. Северный фасад сделан в стиле Медиоланской базилики V в., купол — копия храма русской архитектуры XIV в., главная лестница выполнена по мотивам архитектуры XVI в.

Из числа монахов, что жили в монастыре, семнадцать были впоследствии прославлены в лике святых. В 2004 г. Святогорский монастырь получил статус лавры.

В Пушкинских Горах есть Лукоморье, усадьба Лариных и холм, где Пушкин грезил о Борисе Годунове

Пушкиногорье является, в чем-то, Лукоморьем. Много дубов по всей России претендуют на звание знаменитого дуба с котом. Практически во всех усадьбах, где бывал поэт, ищут и находят старинные деревья, которые могли бы быть прототипом. Но, когда оказываешься в Михайловском имении, не остается сомнений, где именно Пушкин увидел тот самый дуб. Огромный, раскидистый красавец находится недалеко от господского дома и пользуется заслуженной популярностью всех путешественников. Кажется, что вот-вот из-за кроны покажется мордочка кота-сказочника.

В соседском поместье Тригорское есть еще один прототип. Говорят, что усадебный дом Осиповых-Вульфов, Пушкин описал в «Евгении Онегине», как усадьбу Лариных. Удивительно то, что из всех близлежащих господских домов, Пушкин выбрал наиболее неприглядное, с архитектурной точки зрения.

Дом в Тригорском нельзя назвать типичной усадебной барской постройкой. Его вытянутый силуэт больше напоминает сельскую школу, сарай для сена или конюшню. Но не нам судить о его красоте или простоте, ведь он вдохновлял великого поэта. Кстати, в остальном Тригорское очень вписывается в канву сюжета с его путанными полускрытыми тропками и белыми скамеечками для уединения и томных дум.

Ну а городище Воронич, что находится по дороге между Михайловским и Тригорским, прототипом не является. Сюда поэт сбегал для дум. На высоком зеленом холме, над изгибом речки Сороти красовалась когда-то крепость, что была разрушена войском короля Батория еще до Смутного времени. По слова самого Александра Сергеевича, здесь, на городище, родилась его поэта «Борис Годунов».

Дуэль

Причины

Пушкин прибывал в подавленном состоянии после смерти мамы. Но к этому горю прибавилось ещё известие о Дантесе, который ухаживал за женой поэта. 3 ноября до друзей известного писателя дошло анонимное оскорбление Натальи. Поэт хотел защитить честь любимой женщины и матери своих детей. Он был уверен, что корень зла – Дантес, поэтому вызвал его на дуэль. Приёмный отец Дантеса, Геккер, переживал за участь пасынка, договорился с Александром Сергеевичем отсрочить это событие на две недели. Вскоре Дантес сделал предложение сестре Натальи, Екатерине, тогда Пушкин решил благородно отказаться от дуэли. Но, несмотря на венчанный брак, слухи о преследованиях Натальи Гончаровой со стороны Дантеса не умолкали. Народ распространял грязные сплетни о том, что Дантес специально женился на Екатерине, чтобы спасти честь жены известного на весь мир поэта. Наталья просила супруга покинуть Петербург, но тот её не послушал и сделал по-своему. Он написал приемному отцу Дантеса послание. Письмо Пушкина было посвящено гомосексуальным связям между Геккером и его приемным сыном, которые, по слухам, действительно существовали. Тогда Дантес вспоминает про давний вызов и принимает его, чтобы иметь право стрелять первым. Последняя дуэль поэта была назначена по его же вине.

Другая версия гласит, что Пушкина заказали агенты царской охранки, якобы инициатива исходила от самого царя. Он видел, что Александр Сергеевич не собирается отказываться от своего вольнодумного образа мыслей, поэтому решил избавиться от него, но не официальным указом, а хитрым трюком. Дантес был карьеристом, приехал в Россию ради денег и чинов, его можно было легко использовать в своих целях. Вероятно, сам исполнитель грязного дела не задумывался о последствиях своего поступка, ведь его не наградили, а навсегда изгнали из страны. Данная теория заговора не особо убедительна, так как нет никаких доказательств, кроме косвенных.

Смерть

Страшное событие произошло 27 января на Чёрной речке. Пушкин сильно ранен. Пуля прошла через шейку бедра и попала в живот. Если бы до живота пуля не добралась, он мог бы жить и подарить народу огромное множество интересных произведений, но судьба решила иначе. Оставалось только ждать смерти.

После роковой ошибки Александр Сергеевич Пушкин прожил ещё два дня. Перед смертью поэт писал Николаю I, что просит прощения за нарушение запрета о дуэлях. Царь прощает, обещает позаботиться о жене и детях.

На похоронах поэта собралась вся литературная элита, люди скорбели по утрате с невероятной силой.

Восстановление

После распада СССР вновь о духовном значении Святых гор заговорили в 1992 году. Именно тогда сюда пришли подвязаться первые монахи, а также священник, известный сегодня всем как архимандрит Серафим.

Территория и строения монастыря были в ужаснейшем состоянии. Оскверненные храмы, в пределах которых были расположены общественные уборные, были совершенно непригодны для богослужений. Обитель требовала длительных и капитальных восстановительных и реставрационных работ.

К 1995 году количество насельников и братии постепенно увеличивается и начинаются масштабные действия по приведению монастыря в надлежащий вид. Только к 2003 году удалось вернуть во владение все строения, которые до этого были в собственности самых разных организаций и ведомств.

Когда удалось хотя бы немного привести в порядок обитель и наладить в нем монашескую жизнь, стали поднимать вопрос о присвоении ему статуса лавры. С учетом того, что монастырь был очень древним, имел богатое духовное и историческое наследие, активно развивался, стал излюбленным местом для православного паломничества, патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было подписано решение о присвоении обители статуса лавры.


Церковь Николая Чудотворца в Святогорской лавре

Это знаменательное событие произошло 9 марта 2004 года, и с тех пор на украинской земле находится целых три лавры — Святогорская, Киево-Печерская и Почаевская. Богата Святогорская земля и святым: в 2008 году состоялось торжественное прославление Собора святых, которые провели свою жизнь и сподобились Небесной славы во Святых Горах. Тогда православный мир пополнился сразу 17-ю святыми, среди которых были и юродивые, и святители, и преподобные.

Святыня

Волей-неволей братии пришлось приблизиться к образцу христианской жизни в бедности. Но совсем нищенствовать инокам не позволял набожный народ. Монастырь Святогорский привлекал паломников иконами Богоматери Одигитрия и «Умиления» – теми самыми образами, которые явились отроку Тимофею. Кроме того, у стен обители дважды в год – в Девятую пятницу после Пасхи и на Покрову проводились ярмарки. Монастырь продолжал пользоваться славой святого места. Многие состоятельные люди хотели бы быть похороненными на ее кладбище. Среди таких была и семья Ганнибалов – предков Александра Сергеевича Пушкина. Ведь совсем недалеко находилось и родовое имение Михайловское.

21 апреля 2019 года было совершено освящение вербы

Например, 21 апреля было совершено освящение вербы. 21 апреля 2019 года в праздник входа Господня в Иерусалим, в Успенском соборе Святогорской лавры, состоялось праздничное богослужение, после которого состоялось освящение вербы всех прихожан.

Праздник входа Господня в Иерусалим называют также вербным воскресеньем, поскольку в этот день принято освящать ветки вербы. На праздничном богослужении, все верующие в руках держат вербы с зажженными свечами, и молятся Господу, как победителю ада и смерти.

На данном фото вы можете увидеть, как проходит освящение вербы в вербное воскресение в храме. Фото: holiday-ledi.ru

Также 31 марта отмечали праздник Божьей Матери Похвала. В субботу акафиста также еще именуется суббота на пятой седмицы великого поста, духовно отмечают празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день благоговейно поется акафист, и возносятся благодарственные похвалы Пресвятой Богородицы.

Похвалу Пресвятой Богородице возносили и в этот день в Святогорской Успенской лавре. Совершил ее наместник обители митрополит Арсений, вместе с духовенством Святогорской лавры. Он произнес молитвенные песнопения, которые восхваляют Пресвятую Деву Богородицу, а также совершил праздничное богослужение. В храме были установлены и украшены 3 иконы Пресвятой Богородицы: эта чудотворная Святогорская, Федоровская и Дивногорская.

Монастырские храмы[править | править код]

Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.)
Новые постройки
  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идет строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г).
Приписные храмы и часовни в окрестностях
  • собор в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (строится в Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит (2005 г.)
  • Богородичный женский скит (2005 г.) в селе Богородичное (Славянский район)
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, на месте дома Максимовичей, в котором родился святитель
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1870 г.).
  • Кармазиновский скит в Кармазиновке Луганской обл.

Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.

Святогорская обитель имеет свой официальный сайт

На официальном сайте можно узнать обо всех храмах, которые относятся к монастырю. Узнать об истории, от начала основания монастыря, до новейшей истории. Также вы можете увидеть какие святыни, чтимые иконы, мощи содержит Святоуспенская лавра. В разделе «помощь паломнику», вы можете увидеть, какие проходят экскурсии, а также как проехать в лавру, когда проходят богослужения и многое другое.

На сайте «новости» вы можете узнать самые новейшие новости, которые выкладываются каждый день.

Также здесь можно послушать записи проповедей священства за 2011 г — 2013 г. Все кто желает, может посетить это замечательное место, и увидеть эти святые горы.

История Никандровой пустыни и её фото

История Никандровой пустыни уходит в глубь веков, монастырь берет свое начало еще в 16 веке – именно тогда на месте подвига преподобного Никандра (после крещения он получил имя Никон) было воздвигнуто данное сооружение. Сам святой известен тем, что на данной пустыни он провел почти полвека в постоянных молитвах, и тем самым заслужил любовь всех верующих и вечную славу, которая и по сей день привлекает окружающих, гостей и туристов города посещать это святое место

Посмотрите на фото Никандрову пустынь — её величественные храмы привлекают внимание всех православных людей:

Никандрова пустынь Автор Светлана

Благовещенский собор Автор Светлана

Через два с половиной года на месте хижины, где скончался препободный, поселился мирянин, впоследствии принявший постриг с именем Исаи. Через какое-то время он был рукоположен в иеромонахи архиепископом Александром, а затем и в игумены.

Первое официальное упоминание православного монастыря случилось в обельной грамоте Федора Иоанновича – декабрь 1589 года. Она была адресована игумену Никандровой пустыни и освобождала ее от земельных податей и закрепляла за ним земли в Порховском уезде в Михайловском погосте.

В 17 веке обитель была разорена поляками, игумен почти целый год находился в плену, а монахов только побили. 31 марта 1679 году она почти полностью сгорела. Храм удалось восстановить только благодаря подаяниям в обители – и в этот раз строители вместо деревянных церквей продуманно установили каменные и значительно расширили территорию. В конце 17 века также было совершенно освидетельствование мощей преподобного Никандра и принято решение установить праздник в его память в день Благовещения Богородицы – 24 сентября.

В 18 веке монастырю был присвоен статус безокладной заштатной пустыни, в результате чего были утрачены около 400 крестьянских душ и некоторые принадлежащие ей земли. Но после размежевания территории Псковской области Никандрова пустынь все же смогла вернуть себе основную часть утерянных земель.

В начале 19 веке пустырь получил новый статус – теперь он входит в капитулу Ордена Святого Ионна Иерусалимского и ежегодно получает две тысячи рублей. После некоторых административных изменений стала подчиняться непосредственно Синоду. Во второй половине 19 века при архимандрите Игнатии установлен крестный ход из пустыни в Порхов с фотографией преподобного Никандра. Мероприятие проводилось ежегодно.

9 ноября 1928 было принято решение окончательно закрыть православный монастырь и выселить тех монахов, которые еще проживали там. А постройки монастыря были проданы 13-й легкой танковой бригаде, которая использовала их для строительства военного города вблизи Порхова.

В годы Великой Отечественной войны, во время немецкой оккупации было принято решение начать восстановление. Но, к сожалению, эта инициатива была пресечена сразу же после освобождения города.

К радости многих верующих в 2000 году было принято решение восстановить и по возможности реконструировать Никандрову пустынь, был сформирован попечительский совет. Через два года появилась первая церковь на территории бывшего монастыря, а через год был назначен ее наместник – на эту должность было решено выбрать игумена Спиридона.

28 мая 2005 года был проведен крестовый ход в честь 150-летия установления крестного хода из пустыни в Порхов. 7 октября 2010 был торжественно освещен собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Сейчас на территории бывшей Никандровой пустыри находится три действующих постройки – Благовещенский собор и две церкви (иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и Царственных мучеников).

Пушкинский заповедник возле Святогорского монастыря

Свято-Успенский мужской храм тесно связан с жизнью великого поэта А. С. Пушкина. Во время южной ссылки, когда писатель жил в своем имении в селе Михайловское, он часто бывал в обители на Синичьей горе.

Спустя много лет одной из достопримечательностей в окрестностях Свято-Успенского мужского монастыря стал музей-заповедник «Михайловское», открытый на месте бывшего поместья А. С. Пушкина. Находится Пушкинский заповедник примерно в 5 километрах севернее Успенского монастыря. В состав объектов музея-заповедника входит могила А. С. Пушкина и родовой склеп, расположенные на территории Святогорского монастыря на Святой горе.

Подробнее: Музей-заповедник «Михайловское»

Могила Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин погиб 29 января (10 февраля) 1837 года после дуэли с Дантесом. Николай I запретил хоронить поэта рядом со столицами России, и тогда тело Пушкина под покровом ночи перевезли в Успенский Собор Пушкинских гор.

Могила Александра Сергеевича Пушкина.

Была проведена заупокойная служба, и поэт был похоронен рядом с телами своей родни. На месте могилы Пушкина установили деревянный крест. Но покой погибшего был потревожен — весной 1837 года Осипова распорядилась перенести гроб с телом поэта в подземный склеп. А в 1841 году над ним был установлен памятник из итальянского мрамора.

У могилы Пушкина всегда много цветов, особенно в годовщину гибели поэта. Местное население даже зарабатывает на этом, предлагая посетителям купить букетик.

Нам тоже предлагали купить их по 50 рублей, а приехавшим на экскурсию студентам навязывали те же цветы по 30 рублей. Вот такая скидка =)

Последняя дуэль Пушкина

Последняя дуэль Пушкина состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня. Поэту было 37 лет, его противнику оставалась неделя до 25 лет. Место дуэли – перелесок близ Комендантской дачи рядом с Чёрной речкой. Секундантом у поэта был его лицейский товарищ подполковник Константин Данзас. Секундантом Дантеса являлся виконт д’Аршиак – сотрудник французского посольства.

Условия дуэли были следующими: стрелялись с 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Противники должны были идти к барьеру и произвести по одному выстрелу. Дуэльные пистолеты имели пули с диаметром 12 мм. Такой маленький снаряд мог легко нанести смертельное ранение. Снег был глубоким, поэтому секунданты утоптали в нём дорожки, сняли шинели и обозначили ими границы барьера.

Данзас махнул своей шляпой, и противники пошли к барьеру. Александр Сергеевич шёл быстрее. Он подошёл к барьеру, прицелился, но француз выстрелил раньше. Пуля попала в правую часть живота поэта. Тот упал на шинель Данзаса и, казалось, потерял сознание. Дантес и его секундант подошли к упавшему. Тот поднял голову и заявил, что готов продолжить дуэль.

Ему дали другой пистолет, так как дуло первого забилось снегом. Жорж Дантес встал возле барьера. При этом он повернулся правым боком. Правую руку согнул в локте, чтобы защитить грудь, а пистолетом прикрыл голову. Александр Сергеевич сел, опёрся на левую руку, прицелился и выстрелил. Выпущенная из пистолета пуля попала в правое предплечье француза. Тот упал, поэт крикнул: «Браво!» – но Жорж поднялся на ноги. Его ранение не было опасным.

У Александра Сергеевича началось сильное кровотечение. Но дуэлянты не пригласили на поединок врача. Также у них не оказалось ничего под рукой, чтобы наложить на рану повязку. Истекающего кровью поэта доставили на Комендантскую дачу на санях. Здесь раненого переложили в карету, отвезли домой на набережную Мойки, и вызвали врачей.


Пушкина увозят с места дуэли

После дуэли

Смерть Пушкина для России стала величайшей трагедией. Но этот печальный факт случился 29 января, а до этого великий поэт жил, что давало родственникам и друзьям надежду на благоприятный исход. Пуля в нескольких местах пробила кишечник и задела крестцовую кость. Александр Сергеевич всё время находился в сознании и мучился от сильной боли.

28 января поэт простился с женой и детьми. Состояние раненого то улучшалось, то ухудшалось. К концу дня упал пульс, стали остывать руки и ноги. Заострились черты лица, появилась слабость. 29 января Александр Сергеевич начал периодически впадать в забытье. Появились зрительные галлюцинации. Дыхание стало протяжным, руки и ноги остывали всё больше и больше. В 14 часов 45 минут наступила смерть.

Государь поступил очень порядочно по отношению к смертельно раненому поэту. Он прислал бумагу, в которой прощал Александра Сергеевича и обещал позаботиться о его жене и детях. Погребение состоялось 6 февраля 1837 года на кладбище Святогорского монастыря в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных. В то время это место находилось в Псковской губернии. В настоящее время это Псковская область, а монастырь принадлежит русской православной церкви. Находится он под охраной государства как музей-заповедник А. С. Пушкина.


Последние часы жизни Пушкина

После злосчастной дуэли подполковник Данзас был арестован на 2 месяца, после чего отпущен. Он продолжил службу в армии. Нидерландского посла Геккерена отозвали из России. Что же касается Жоржа Дантеса, то его разжаловали в рядовые, лишили приобретённого в России дворянства и выслали заграницу. Он дожил до 83 лет, являлся членом французского сената и утверждал на склоне лет, что смерть Пушкина благоприятно сказалась на его карьере.

Так закончилось это трагическое событие в истории Российского государства. Но могли ли врачи в то время спасти серьёзно раненого поэта? Специалисты утверждают, что при том уровне медицины это было невозможно. В наши дни шансы на благополучный исход составляют 60%. Это при использовании новейшей медицинской аппаратуры и антибиотиков. Но, к сожалению, а может быть, к счастью, каждый из нас живёт в своё время. Поэтому нам остаётся лишь снять шляпы перед образом великого поэта, который по праву считается гордостью России.

Игорь Томшин

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский Свято-Успенский монастырь. В 1829 г. он написал такие строки:

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Фото и описание

Свято-Успенский Святогорский монастырь является православным мужским монастырем, расположенным в Псковской области, а именно в селе Пушкинские Горы. Святогорский монастырь был основан по приказу царя Ивана Грозного в 1569 году и еще издавна входил в состав наиболее почитаемых монастырей на Руси. Монастырь получал безвозмездно огромное количество даров, наиболее ценными из которых был колокол, подаренный царем Иваном Грозным, вес которого достигал 15 пудов, а также Евангелие, пожалованное царем Михаилом Федоровичем. На сегодняшний день можно увидеть немного осколков от колокола, который был отлит по заказу игумена Иннокентия в 1753 году в городе Москва.

Важные изменения ждали обитель в 18 веке, когда российская граница передвинулась к балтийским берегам, а особенно после приказа Екатерины II, согласно которому монастырь стал в ряды третьеразрядных обителей, а все его земли отошли в государственную казну. Начиная с 19 века, Святогорский монастырь был тесно связан с именем Пушкина Александра Сергеевича. Знаменитый поэт, пребывая в Михайловском, часто приходил сюда в непростые моменты своих творческих исканий. При написании драмы «Борис Годунов» Александр Сергеевич стремился наиболее исторически правдиво перенести на страницы характеры своих персонажей, именно поэтому поэт проводил много времени в монастырской библиотеке, изучая летописные источники в светелке одного из «братских» корпусов.

По всему периметру монастырь окружен каменной оградой. В здание монастыря ведет пара ворот, одни из которых Святые, а другие – Пятницкие, которые ранее располагались рядом с утраченной Пятницкой церковью.

Неподалеку от Святых ворот стоит дом наместника, который был выстроен в 1911 году. Названные в честь утраченной церкви Никольские ворота ведут на торговый двор обители. К Анастасиевским воротам тесно примыкает старая каменная светелка, предназначенная для привратника. Каменные лестницы ведут прямо к Успенскому собору, а затем к фамильному кладбищу Пушкиных-Ганнибалов. В 18 столетии к старинному Успенскому собору были пристроены два придела – Одигитриевский и Покровский. Именно в Одигитриевском приделе находился гроб А.С. Пушкина в ночь перед погребением.

В Свято-Успенском монастыре на фамильном кладбище рода Пушкиных-Ганнибалов имеются захоронения членов семьи: деда Пушкина – Осипа Абрамовича, бабушки – Марии Алексеевны, матери – Надежды Осиповны и отца – Сергея Львовича. В 1819 году умер Платон – младший брат поэта, который был похоронен при Успенском соборе.

Именно Святогорский монастырь стал последним приютом великого поэта. Зимой 6 февраля 1837 года после панихиды тело поэта предали земле, неподалеку от алтарной стены. По прошествии четырех лет здесь был установлен большой мраморный памятник, который был заказан вдовой Пушкина петербургскому мастеру монументальных дел Пермогорову А.М.. В 1924 году Святогорский монастырь закрыли.

Как известно, огромное количество монастырей в большей мере пострадали в продолжение Великой Отечественной войны. Успенский собор восстановили только в 1949 году. В этом месте была открыта экспозиция, которая стала посвящением истории монастыря, а также жизни, творчеству, дуэли и похоронам А.С. Пушкина.

В середине 1992 года Святогорская обитель была возвращена в бессрочное пользование Российской Православной церкви. Весной 29 мая при участии Московского Патриарха Алексия II в торжественной обстановке возобновили службы в Свято-Успенском монастыре, а именно в Успенском соборе.

Свято-Успенская Почаевская

Свято-Успенская Почаевская Лавра, г. Почаев

Считается, что она основана иноками из Киева, бежавшими от монголов около 1240 г. Но первое летописное упоминание монастыря относится к 1597 г.

Краткая история 

Расцвет монастыря, духовный и материальный связан с его настоятелем прп. Иовом  Почаевским (XVII в.). С начала XVIII в. обитель стала униатской (греко-католической), вернулась к Церкви только с 1833 г. Указом Николая I ей тогда же присвоено наименование лавры.

Во время 1 мировой войны монастырь оккупировали войска Австро-Венгрии, затем он перешел к русским, но после революции он до 1939 г. был на польской территории. С началом Второй мировой обитель оказалась в СССР. Ее иноки не раз переживали гонения, самым серьезным из которых была попытка закрыть обитель 1960-х гг.

Еще раз братия проявили стойкость в вере в 1992 г., когда наместник монастыря ушел в раскол, перестав поминать Московского Патриарха.

4

Июня
1992 года

После набата, братия вошли к настоятелю, еп. Иакову (Панчуку) попросили его покинуть монастырь, что тому пришлось сделать немедленно. Ныне  обитель  принадлежит к Украинской Церкви Московского Патриархата.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы, известная еще с XVII в. – главная святыня Почаева. Кроме того, почитаются:

  • мощи прп. Иова;
  • новопрославленного прп. Амфилохия (с 2002);
  • след стопы Матери Божией, из которого истекает вода.

Храмы 

На территории 5 церквей и 2 часовни, среди которых наиболее посещаемы паломниками:

  • подземная церковь прп. Иова, созданная на месте его подвигов;
  • Успенский собор (1780-е гг.), главный храм обители.

Расписание богослужений

По монастырскому уставу службы начинаются с 5 ч. С 6.15 совершается Акафист перед чтимой Почаевской иконой Богоматери.

Кроме того, ежедневно проходят:

  • ранняя и поздняя литургии (6.15 и 9 ч., воскресенье 10 ч.);
  • вечернее богослужение (17 ч.);
  • акафисты прп. Иову и Амфилохию, панихиды, молебны.

Могила Пушкина была заминирована

Согласно историческим сведениям, за время оккупации Псковской области во время Великой Отечественной войны, на территории Пушкинского заповедника было заложено более 14 000 мин, фугасов и чуть больше 2000 других взрывоопасных предметов.

В ходе последующего разминирования было выявлено три фугаса нового типа, которые назывались «с сюрпризом». Один их них был заложен на могиле Пушкина, с расчетом на то, что бойцы Красной Армии непременно посетят могилу поэта, известного во всем мире.

Обезвредить этот чудовищный механизм, который мог унести огромное количество жизней, памятное место и древний Святогорский монастырь, удалось юным бойцам 12-й инженерно-саперной Рижской Краснознаменной ордена Кутузова. Им было около 20 лет. А лозунгом кропотливой операции можно назвать слова с плаката «Могила Пушкина здесь! Отомстим за нашего Пушкина!».

Одна из немецких мин все-таки сработала и унесла жизни отважных саперов. Они похоронены здесь же, у стены спасенного ими монастыря, заложенного во времена Ивана Грозного.

Просфорня

Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.

Рекомендации

К сентябрю 2010 г. в открывшихся залах новосозданного музея были подготовлены и представлены стенды с интересными, а порой, и уникальными экспонатами, говорящими о многовековой истории Православия в Донецком крае и истории Святогорской обители.

Экспонаты музея дают полное представление о различных видах церковного искусства и позволяют сформировать довольно точное мнение как о религиозной составляющей жизни различных эпох и народов, населявших земли южной окраины Слобожанщины, так и о некоторых элементах быта и искусства этих народов.

Благодаря собранным экспонатам посетители Лаврского музея получают представление о быте и жизнедеятельности древних племен и народов, некоторые из которых проживали на территории нашего края еще в доисторические времена.

Монастырские павлины и утки-мандаринки

Утро Святогорская Лавра встречает звоном колокола и чириканием попугаев и прочих птиц. По фасадной линии центрального Успенского храма монастыря расположены фонтаны, а на заднем дворе сделан птичник. Хорошо здесь детям, да и взрослым отдых, можно выйти во время длинной службы и отдохнуть пару минут. Всё чисто, никакого запаха. Меня больше всего удивило, что в таком холоде на улице находятся теплолюбивые попугаи и павлины. Очень понравились цветные утки-мандаринки. Рано утром, когда только забрезжил рассвет и людей еще не было, они забавно и громко хрюкали на воде. Монастырские попугаи чирикали. У всех начинался новый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector