Святки

История праздника: Святки от Древней Руси до наших дней

Древние люди боялись явлений природы и потому старательно их обожествляли. Наши предки не исключение. Славяне верили, что следует хорошенько погулять в то время, когда солнце начинает прибывать. Уныние и скука могли отпугнуть приближающееся тепло. Если зима отказывалась уходить, тогда простому люду приходилось несладко. За короткое лето не успевал поспеть хлеб и овощи.

Потому повсюду разжигались костры – символы солнца. Люди надевали маски различных животных, волков и медведей. Так они пытались обмануть недобрых духов и богов, которые «прятали солнце» и не желали его возвращать. Нужно «замылить очи», для этого готовились вкусности и проводились массовые гуляния. Темные силы сами должны были поверить, что их время закончилось, ведь люди счастливы и всем довольны.

Празднование церковью Рождественских Святок

С приходом христианства во времена Владимира языческие зимние гуляния пришлись как раз на пору меж Рождеством Спасителя и его же Крещением. Чтобы не идти наперекор народной воле, видя всю неэффективность подобного поведения, православная церковь решила аккуратно «подмять» торжества и переиначить их на свой лад. Отмечать рождение Мессии было удобно и выгодно как раз в то время, когда ранее славяне призывали возрождение светила.

Православие впитало традиционное действо еще до того, как полностью адаптировало праздник под собственные цели. Исторически об этом свидетельствуют двенадцать (по некоторым источникам – тринадцать) бесед с богословом четвертого века Ефремом Сириным. Каждый раздел своего произведения он приурочил к дням от двадцать пятого декабря до шестого (седьмого) января. Двенадцать дней торжеств подтверждается проповедями Саввы Освященного и Григория Нисского. Даже древний кодекс Юстиниана (свод римского гражданского права) шестнадцатого века имеет указания на выходные дни в этот период.

Приметы, сопровождающие эти недели

В народе Святки на Руси были исконно народным праздником. Массовые гуляния, символические сожжения чучел, гадания с применением магических амулетов – все это было явно греховным, по мнению церкви. Потому в правилах Шестого Вселенского собора («съезде» высшего духовенства) появилось несколько запретов. Вплоть до семнадцатого года двадцатого века в России действовал закон, запрещающий «распевать соблазнительные песни», наряжаться в костюмы, плясать и выкрикивать на улицах в навечерье Рождества». Но искоренить народные поверья и приметы у церковников не получилось.

  • В самом начале Святок накануне Рождества во время вечерней трапезы следовало как можно меньше говорить, так как бесполезные разговоры якобы сулили пустые амбары в будущем году.
  • Незамужних девок и неженатых парней никогда не садили на угол стола, чтобы они могли найти пару.
  • В святочный период нельзя ничего одалживать. Это касается еды, одежды, инструмента или посуды. Все, что люди давали тогда друг другу, автоматически считалось подарком, иначе можно было привлечь несчастья.

Все двенадцать дней нельзя было охотиться, потому следовало позаботиться о добыче заранее. С самого Рождества и до дня Маланки (четырнадцатого января) хозяйкам запрещено было мести дом и вообще браться за веник. Только после этого следовало собрать сор и сжечь его на подворье или в месте проводившихся гуляний. Это сулило благополучие и богатство.

История

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Народные приметы и поверья на Святки

В течение 7 дней после Рождества Христового нельзя было подметать избу. Согласно поверью, лучше мусор сохранить в доме, чем вымести его из избы – в противном случае будут ссоры. Чтобы семья жила спокойно, чистоту в доме наводили перед Рождеством, а потом убирались 14 января. Собравшийся мусор выметали из дома и сжигали на костре.

Существуют и приметы, для каждого дня Святок:

  • 6 января – если первая звезда появится рано, год будет благостным, позднее появление звезды сулит тревоги и проблемы;
  • 7 января – если первым в дом войдет мужчина, ссор не будет весь год, зайдет женщина – все девицы переболеют;
  • 8 января – из дома выносят битую и колотую посуду, чтобы прожить следующий год счастливо;
  • 9 января – во дворе забивали осиновые колья по углам, для защиты от нечистой силы;
  • 10 января – метель в этот день пророчит дождливое лето;
  • 11 января – если разжечь во дворе костер, он сожжет все болезни и тревоги, год будет благодатным;
  • 12 января – солнечная погода к раннему потеплению;
  • 13 января – чем обильнее праздничный стол, тем богаче грядущий год;
  • 14 января – принято надевать обновки, чтобы привлечь богатство;
  • 15 января – если женщина споткнется об кошку, ждать измены супруга;
  • 16 января – нельзя хвалиться и гордиться в этот день, можно навлечь беду;
  • 17 января – ясное звездное небо к сильному морозу, тучи – Крещение будет теплым;
  • 18 января – погода в этот день покажет, чего ждать на Масленицу;
  • 19 января – открытие небес, все молитвы будут услышаны Господом.

Внимание!

В рождественский сочельник в печи дома нужно было сжечь полено, облитое медом и посыпанное крупой. По поверью, этот ритуал гарантировал сладкую и безбедную жизнь в следующем году.

Обряды[править | править код]

Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Во время святок молодежь устраивала игрища.

Во время святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Развлечения и игры этого периода носили ярко выраженный эротический характер. Кроме того, в Крещение в больших селах проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб. В обрядности так называемых страшных вечеров, то есть во вторую неделю святок, после Васильева дня, с особенной силой развивалась тема прихода в мир людей умерших «родителей», а также разного рода нечисти.

В рождественский сочельник на деревенских улицах Центральной и Южной России около каждого дома жгли костры из соломы, навоза, чтобы «погреть родителей», якобы приходивших в деревню к своим потомкам. В некоторых деревнях средней полосы Европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. «Родителей» приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения.

На стол для них ставили кутью из распаренных зерен пшеницы и ягод, овсяный кисель и блины, то есть блюда, характерные для поминальных трапез. Верили, что «родители», обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье, а также в играх, характерных для святочных вечерок. Магические действия по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны для второй недели святок, ближе к Крещению. В эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спряталась нечистая сила, его выносили подальше от деревни.

Дома и хозяйственные постройки окуривали ладаном и окропляли святой крещенской водой, на дверях и воротах ставили мелом кресты; обходили с топорами скотину, выпущенную хозяевами в Крещение из хлевов на улицу. К крещенскому сочельнику и Крещению приурочивались обряды проводов умерших предков и изгнания нечистой силы. Это могло проходить по-разному. Например, в некоторых губерниях парни выгоняли нечистую силу громкими криками, размахивая метлами и ударяя кнутами по заборам. Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

Традиции и обряды праздника

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

6 января. 6 января отмечается Рождественский сочельник. В этот день, после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, начинаются Святки.

Хозяйки готовят на праздничный ужин 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом считается кутья (сочиво). Основной напиток праздничного стола – узвар из сухофруктов, шиповника и меда. Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья – блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей.

После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей (масло). По окончанию службы проводится помазание прихожан.

Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами.

С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

7 января. 7 января отмечается Рождество. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений. Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда (содержащие мясо и яйца). 7 января люди отдыхают, ходят в гости друг к другу.

13 января. 13 января отмечается Васильев вечер. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы – дидух, который сжигают после святочных праздников. Среди молодежи распространена традиция щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам и поют обрядовые песни. За это хозяева вознаграждают их деньгами и сладостями. В Васильев вечер молодые девушки собираются в компании и устраивают святочные гадания. В ночь на 14 января принято загадывать желания.

14 января. На 14 января приходится Старый Новый год. Утром в этот день молодые парни ходят по домам, посевают из рукавов зерно и поют посевальные песни. После 14 января люди убирают в домах елки и новогодние украшения.

18 января. 18 января отмечается Крещенский вечер. В этот праздник верующие люди посещают божественную литургию. В храмах проводится великое освящение воды, которую прихожане приносят домой, окропляют ею жилища и хранят весь год. В Крещенский вечер верующие люди придерживаются строгого поста. За пищу принимаются только после восхождения на небе первой звезды. На столах обязательно присутствуют сочиво и узвар.

Люди верят, что в ночь с 18 на 19 января на земле властвует нечистая сила. Чтобы уберечься от злых духов, они рисуют в этот день на дверях домов, сараев и воротах мелом кресты.

18 января, после освящения крещенской воды в храмах, заканчиваются Святки.

Празднование православных святок

Христианам в период святок церковь рекомендовала прославлять Рождество Иисуса Христа и Господа Бога, который пославшего своего сына. Необходимо было обязательно посещать праздничные богослужения. Было принято помогать малоимущим, посещать приюты и тюрьмы, раздавать одежду и еду.

6 января

. Вечером Сочельника, с появлением на небе первой звезды, заканчивался Рождественский пост. Потому вечером проводили праздничное застолье. На стол непременно подавалось двенадцать постных блюд, олицетворяющих двенадцать апостолов.

Главным блюдом считали сочиво — рассыпчатую сладкую кашу с изюмом. Она являлась символом жизни и смерти Спасителя. Основным напитком за праздничным столом был взвар. Этот компот готовился из ягод шиповника, сухофруктов и меда.

Если в прошедшем году умер родственник, ему тоже ставили тарелки и приборы на праздничном столе. Считалось что в этот период его душа незримо присутствует среди живых.

По завершении трапезы было принято отправляться на церковную службу на всенощное бдение. Там проводят освящение блюд на рождественского застолья. В конце происходит помазание прихожан.В этот же вечер начинаются колядования и гадания.

7 января

. На следующий день, на Рождество, на стол уже можно было ставить и мясо, и птицу. Этот день принято было проводить в узком семейном кругу и навещать родственников.

13 января.

В Васильев вечер верующие читали молитвы. Домохозяйки выставляли для праздничной трапезы блюда из мяса и рыбы, готовили вареники и блины, пекли сладкую сдобу. В углу ставили специальный сноп сжатой соломы, который сжигался после святочных праздников.

Молодежь в этот вечер ходила колядовать — петь обрядовые песни и получать от хозяев сладкое угощение и мелкие монеты. Девушки объединялись для святочных гаданий. В ночь с 13 на 14 января традиционно следовало загадывать желания.

14 января

. Старый Новый год. В этот день парни и ребятишки ходили по домам и проводили посевальный обряд: сеяли зерно из рукавов и пели специальные песни. Эти действия были направлены на привлечение прибыли в дом, потому хозяева часто одаривали мелкими монетами.В этот день начинали убирать праздничные украшения из дома.

18 января

. Крещение Господне. В этот день необходимо присутствовать на божественной литургии. На ней проводилось освящение воды, которую затем хранили весь последующий год и использовали для окропления жилья. На Крещение необходимо соблюдать строгий пост. За стол садились только после первой звезды.

Для защиты от разгула нечистой силы на всех дверях домов, сараев, амбаров и ворот мелом необходимо было нарисовать крест.

После процедуры освящения крещенской воды в церквях святочные празднества завершались.

История праздника: Святки от Древней Руси до наших дней

Зимним, веселым гуляньем до появления христианства, были торжества, устраиваемые в честь бога Святовита. Они сопровождались гаданиями, которые, кстати, сохранились до наших времен. Помимо попыток предсказать будущее язычники читали заклинания, призывающие духов природы смилостивится и дать хороший урожай.

Назывались эти дни отдыха Святками, так же как и сейчас обозначают промежуток между православными Рождеством и Крещением. Более точно будет сказать, что святочными днями считаются вечер сочельника под ночь рождественскую и до утра дня Крещения Господня.

Большинство людей пользуются термином «святой вечер». Это связано с тем, что понятие такое появилось из-за традиции не выполнять работу в дни праздников церковных, особенно в темное время суток. Поверье дошло до нас все из того же язычества.

Люди боялись гнева нечистой силы, и не хотели навлечь на себя беду, делая какую-либо работу в дни Святок. Да и библейские события — рождение и крещение младенца Иисуса, проходили также ночью.

Из того давнего периода, до наших веков, дошел обряд колядования. Когда группа людей ходит от одного дома к другому, произносит поздравления, пожелания плодородия и здоровья семье, в обмен на что получает угощение.

Традиции празднования Больших Велесовых Святок

Славянские мифы рассказывают, что на Большие Велесовы Святки стираются границы меж мирами. Сам Велес, Бог Трех Миров, держит двери между Явью и Навью. Потому нынче по улицам деревень ходят духи. Духи Предков, ушедших в Навь помогают, подсказывают, к ним обращаются в гадании. Но есть и навьи: шиликуны, святочницы и другие злые духи. От них стараются оградиться: надевают личины ряженых, подле себя очерчивают защитный круг кочергой.

На Большие Велесовы Святки молодежь собирается в избе, которую выкупают заранее, как правило, у вдовы. Каждый приносит угощения, лучины и дрова для печи. На праздник непременно красиво одевались. Часто начиная с Зимнего Яра (6 декабря) девушки шили наряды, в которых позже гуляли на святочные вечера:

На святочную вечерку приходят и ряженые. Ряженые ходили «артелью» в несколько человек. Чаще всего, несколько ряженых вели главного участника представления. Действо так и называлось «козу водить», «медведя водить», «покойника водить». Ряженые заходили за ночь в несколько изб, где собиралась молодежь. На Большие Велесовы Святки часто рядились в покойника, символически изображая души, пришедшие из мира Нави.

Ряженые часто шутили, безобразничали. Ряженый в медведя или черта мазался сажей и старался испачкать девушек, пришедших на вечерку, а у ряженого смертью могла быть при себе небольшая иголка: он неожиданно «вставал из гроба» и начинал легонько колоть иглой тех, кого сможет догнать. Ряженые на Велесовы Святки часто пели озорные песни и шутили, чтобы отогнать худо:

Что нельзя делать в период пока идут Святки

В Святочную неделю существуют определенные запреты, которых следует придерживаться, чтобы не навлечь беду. Основные правила:

  1. Строжайший запрет на женитьбу и помолвку. Считается, что девушка, сватанная в это время, будет несчастлива в браке.
  2. Нельзя охотиться и ловить рыбу в это время. Добытчику, нарушившему запрет, грозит беда.
  3. Запрещено заниматься рукоделием. Нарушение этого правила приведет к проблемам со здоровьем, вплоть до полной слепоты.
  4. Нельзя ругаться с друзьями и родственниками. Скандалы в эти даты приведут к серьезным болезням и способны навлечь беду на весь род.
  5. Не стоит занимать деньги – весь год придется провести в нужде.
  6. Запрещается проводить уборку в доме, иначе вместе с мусором его покинет достаток и счастье.

В течение святочной недели нельзя отказывать в просьбах о помощи. Нужно постараться стать добрее, найти немного средств и оказать поддержку тем, кому она нужна. Все добрые дела, сделанные от чистого сердца, в эти дни приумножаются и позволяют искупить собственные грехи.

История[править | править код]

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

Народные гуляния на Святках.

Запрет на вечернюю работу касался всех, его нарушителям выказывалось неодобрение всем деревенским обществом. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.

Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.

Святочные гадания

Церковь запрещает ворожбу. Считает, что попытка узнать будущее греховна. Однако, девушки во все времена, не страшась осуждения священнослужителей, пытались узнать свое будущее. Святочные гадания о грядущем считались особенно правдивыми.

Для проведения гаданий девушки шли в “нечистое место”, например, в баню. Распускали косы, снимали крестики и обереги, рисовали защитный магический круг, и начинали гадать:

  • Гадание с обувью. Необходимо бросить через крышу дома свою обувь. Кто первый из девушек перебросит— та первой и замуж выйдет. А направление носка обуви указывало сторону, в которую замуж идти.
  • Гадание с зеркалами. Нужно поставить зеркала друг напротив друга и всматриваться в открывшуюся зеркальную галерею. Тот, чей облик увидит в зазеркалье, и будет ее будущим мужем.
  • Гадание на перекрестке. Необходимо выйти в полночь на перекресток и слушать, откуда и какие звуки доносятся. Звуки веселья означают счастливый год. Лай собак — муж будет злой. Услышать плач — к тяжелому году.
  • Гадание на спичках. Вставить две спички в спичечный коробок, поджечь и наблюдать, куда склоняются сгоревшие головки спичек. Сближаются — те, на кого гадают, будут вместе.
  • Гадание на богатство. Быстро опустить горящую щепку в воду. Если она сразу погаснет — следующий год будет тяжелым в финансовом отношении. Если огонь поднимется вверх — следует ждать денег.

Гадание с котом. Загадать желание и позвать из соседней комнаты кота. Если он переступит порог правой лапкой — желание не исполниться.

Гадание с петухом. Кладется зеркало, горсть монет и тарелка с водой. Если петух подошел к монетам — жених богатый. Если к зеркалу — жених будет любящий и заботливый. К воде — жених будет пьяницей.

Ход занятия:

Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку, а вы должны будете угадать, кто это все делает?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

(Ответы детей)

Воспитатель: Чем вам нравится зима?

(Можно кататься на санках, коньках, лыжах, строить горки, играть в снежки, лепить снежную бабу, любоваться заснеженными деревьями и др.)

Воспитатель: Какие праздники бывают зимой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января, даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных волхвами. Святки – от слова «святой» — безгрешный человек, который заботится (особенно в эти дни) о бедных, больных,нуждающихся людях: посещает детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Несмотря на то, что святки — праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие, в руках несли Рождественскую звезду, пели тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки. Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих.

Воспитатель: К нам тоже ребята скоро придут ряженые, я предлагаю вам испечь печенье козули.Каждый хозяин заранее готовил гостинцы: печенье в виде коровок, барашков и прочих козюлек, блестящие денежки, конфеты и зазывал весёлую ватагу в свой дом

Это было важной частью святочной традиции — чтобы было чем угощать ряженых, колядовщиков, из пресного теста пеклись обрядовые козюльки, то есть миниатюрные фигурки коз, коров, оленей или пряники с их изображениями. Иногда роль козюлек играли ватрушки, рожки или украшенный рогами пирог с яйцами

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

Тесто ручками помну, Ребенок сжимает и разжимает пальчики

Пирог я сладкий испеку. Ребенок выполняет круговые движения ладошками.

Серединку смажу джемом, Ребенок водит правой ладошкой по левой ладошке

А верхушку сладким кремом, Ребенок водит ладошкой по тыльной стороне кисти руки

И кокосовою крошкой Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками

Я присыплю пирог немножко, обеих рук

А потом чай заварю,

В гости друга приглашу.

Дети: Дети лепят из соленого теста (пластилина) козулек. По окончании встречаем ряженых из подготовительной группы,которые поют колядку:

Пришла Коляда

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

А по целому давай!

Двоим, троим, давно стоим –

Печка то топится,

Пирожка-то хочется!

Шуточные угрозы со стороны колядующих,если хозяин или хозяйка были скупыми:

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися.

Не дашь пирога –

Мы корову за рога!

Не дашь блинка –

Мы свинье пинка!

Подавайте, не ломайте,

Не надкусывайте!

Дети: Приветствуют дети старшей группы

Колядуем, колядуем,

Песни с танцем чередуем!

И вприсядку, и кругом,

Угощаем пирогом!»

После угощения все вместе встают на игру «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, Дети водят хоровод

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем Дети прыгают

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Выброс ног вперед

Поворачиваются друг к другу и кричат ме-ме-ме.

Чаепитие с колядовщиками.

Посевание

Святочный обряд, исполняемый для получения высокого урожая в новом году, носил название «Посевание». Он проходил в каждом доме ранним рождественским утром или в новогоднюю ночь. Зайдя в дом, посевальщики раскидывали семена различных культур в красный угол с иконами (который был в каждой избе) и поздравляли хозяев рождественской песней. «Сеем-сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!»

Хозяева одаривали посевальщиков печеными изделиями – калачами, пирогами, ватрушками, а семена, полученные во время исполнения обряда, берегли до самого посева. Считалось, что они наделены плодородной силой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector