Суточный круг богослужений для мирян. недельный круг церковных богослужений

Понедельник

Если мы посмотрим далее на недельный круг, то отметим, с какой последовательностью и внутренней логикой он выстроен. На протяжении седмицы Церковь вспоминает события Ветхого и Нового Заветов, начиная от самого сотворения мира. Небесные Бесплотные силы были созданы раньше человека, именно поэтому Церковь вспоминает их прежде всего.

Само слово «понедельник» значит «после недели» — второй день после воскресенья. В этот день Церковь молитвенно поминает Архангелов и Ангелов и все Небесные силы, которым Господь поручил охранять человека и помогать ему в совершении добрых дел. Тропарь дня раскрывает смысл небесного заступничества Бесплотных сил: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас, кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия, от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил».

Служба Бесплотным силам включает в себя три стихиры на «Господи, воззвах» и второй канон, читаемый на утрени, написанный исповедником Феофаном Начертанным.

В некоторых русских монастырях существует традиция соблюдать пост еще и в понедельник. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Бесплотных сил.

Великие праздники

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относятся все двунадесятые праздники, а также некоторые другие (в Русской православной церкви — пять). В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычными) и богородичными.

В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

непереходящие двунадесятые праздники:
  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября (богородичный праздник);
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября (господский праздник);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
  • Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
  • Преображение Господне — 6 (19) августа (господский праздник);
  • Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа (богородичный праздник);
переходящие двунадесятые праздники:
  • Вход Господень в Иерусалим — Неделя 6-я Великого поста, ваий; воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
  • Вознесение Господне — четверг 6-й седмицы по Пасхе; 40-й день после Пасхи (господский праздник);
  • День Святой Троицы — Неделя 8-я по Пасхе; 50-й день после Пасхи (господский праздник).

Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 (14) октября;
  • Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Богослужебные особенности великих праздников

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

Предпра́зднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.

  • Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
  • Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

См. также .

Особенности в синодальный период

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

  • Царские дни , которые подразделялись на:Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
  • Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;

Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;

Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

Вместе с Церковью

Богослужение в дни седмицы отличается меньшей торжественностью, чем в воскресенье. Но это не значит, что они менее глубоки и умилительны. Тема дня раскрывается на материале замечательных стихир, канонов, седальнов, тропарей и кондаков, которые нужно научиться слушать.

Среди недели большинство верующих людей работают и не могут посещать вседневное богослужение. И потому каждый православный христианин в своем молитвенном правиле, которое совершается дома, должен стараться на протяжении всей недели прославлять святых или события Священной истории, которые вспоминает Церковь. Например, в понедельник мы можем помимо утренних и вечерних молитв почитать канон Ангелу Хранителю, во вторник — святому Иоанну Крестителю, в среду — покаянный канон к Спасителю, в четверг — святителю Николаю Чудотворцу, в пятницу — канон, посвященный Кресту Господню. В субботу мы может в своем домашнем правиле прославить Пресвятую Богородицу и помолиться за усопших родственников. В церковной лавке каждого храма, как правило, имеется огромное количество молитвословов, которые очень помогут в молитвенном делании.

Завершается недельный богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям, постигая высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

С первых веков христианства святыми отцами был установлен суточный круг богослужения

. Его составляют службы, совершаемые в течение суток, которые, согласно церковным правилам, начинаются с вечера. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета, гденачалом суток считается время солнечного заката, а самимисутками — период между солнечным закатом одного и последующего за ним дня.

Суточный круг чинопоследований богослужения условно делиться на семь частей: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый час, часы (третий, шестой, девятый) и литургия. Собираться семь раз в храм на молитву — это древняя иноческая традиция. Еще в Ветхом завете царь и пророк Давыд свидетельствовал о себе, что он семь раз в сутки становился на молитву Богу — «Седмицею днем хвалихъ Тя

» (Пс. 118; 164). — это самая главная часть православного круга богослужения, божественная и священнейшая из служб.

Все части церковных служб в древности совершались последовательно, отдельно одна от другой. Однако вследствие того, что христиане из-за своих житейских занятий не могут приходить в храм семь раз в сутки, к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все семь церковных служб соединены в три богослужения

:вечернее , состоящее из вечерни и павечерницы;утреннее , состоящее из полунощницы, утрени и первого часа, идневное , состоящее из третьего, шестого и девятого часов и Литургии.

Годичный круг Богослужений

Тут нас поджидает она подковырка, о которой мы знаем, но не не очень понимаем, почему так произошло. Почему 10 из 15 поместных православных Церквей живут по григорианскому календарю, а 5 поместных Церквей (включая Русскую) — по юлианскому.

Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.

Церковный год начинается с 14 сентября (по новому стилю). Каждый день в Церкви воспоминают каких-то святых и праздники, что отражается в песнопениях и молитвословиях Богослужения.

Вот так потратив на чтение этого поста около 5 минут, вы познакомились с особенностями православного Богослужения. Теперь сыграйте сами с собой в игру » Угадай Богослужение»: придя в храм попробуйте определить, что за Богослужение сейчас идет согласно суточному, седмичному и годовому кругам. Как это сделать? Внимательно послушать то, что читается и поется на Богослужении, используя подсказки, данные в этом посте.

Из чего состоит суточный круг богослужения

Суточный круг проходит в течение одних суток. Священнослужители в такой отрезок времени должны провести 9 служб. Согласно Уставу (Типикону), начало дня отсчитывается с позднего вечера, когда солнце заходит за горизонт.

Вечерня

С нее начинается суточный круг. Служится вечером. Начинается прочтением 103 Псалма. На этой службе читают благодарственные молитвы Всевышнему за уходящий день.

Повечерие

Служится перед сном. На этой службе читаются псалмы, Всевышнего просят прощения прегрешений, помощи, заступничества. Произносят «Символ Веры». Молятся Пренепорочной Деве («Нескверная», «Неблазная»), Богу («О благословении на сон грядущий»).

Служится оно лишь после вечерни (согласно Уставу — после монастырской трапезы). Великое повечерие служится только в Великий Пост, в канун Рождества, Богоявления, Благовещения. Малое совершается на протяжении 12 месяцев.

Полунощница

Идет в полночь. Этот час принято освящать молитвой. В Полунощницу читают псалмы 50 и 118, молитву — «Символ Веры», песнь — «Се жених грядет в полунощи», молятся за усопших. Служба бывает повседневной, только субботней, воскресной, праздничной, пасхальной. На богослужении верующие каются в грехах, клянутся в верности Господу, молятся Богу.

Утреня

Служба совершается ранним утром (еще до восхода солнца). Это самое продолжительное богослужение, так как только ранним утром во время гонений христиан было безопасно молиться. В некоторых приходах Утреня служится вместе с Вечерней.

Христиане молятся в знак благодарности за спокойную ночь и благодарят Всевышнего за новый день. Утреня начинается с молитв Царю Небесному, потом читают шесть псалмов. Верующие молятся, прославляя Спасителя, Божью Церковь, святых мучеников. В конце службы просят Бога о духовных благах.

Первый час

Служба проходит в 7 утра. На богослужении читаются начальные молитвы, три псалма, тропарь. Верующие прославляют Господа за новый день и за восход солнца. В конце читается — «Иже на всякое время и на всякий час».

Третий час

Служится с 9 утра. На этой службе вспоминают исторические моменты — расправу Пилата над Господом, а также явление Святого Духа.

Шестой час

Начинается в 12 дня. На этом богослужении священнослужители вспоминают грехопадение Адама. Христиане молятся, вспоминая распятие Господа.

Девятый час

Начинается в 15 часов дня. Эта служба посвящается воспоминаниям о казни Господа через распятие. Христиане молятся, вспоминая Крестную Смерть Бога.

Божественная литургия

Это главная служба, по отношению к которой все богослужения являются подготовительными. Проводится единожды в сутки. Может проводиться после Шестого часа или сливаться с Вечерней.

На заре становления христианства во время гонений совершалась ночью или с утра. В наши дни проводится утром, перед обедом. На службе молятся, читают псалмы, вспоминают все моменты земной жизни Всевышнего и совершают таинство Причащения.

Богослужебные круги

— определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам — ангелам Господним; вторника — пророкам и Иоанну Крестителю; четверга — апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы — воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы — поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

« Предыдущая статья

Следующая статья »

Утреня

Вторая служба в суточном круге богослужений, которая идет за Полунощницей, называется Утреня. Как видно из названия она по церковному уставу совершается утром, на рассвете. В современное время в большинстве храмов эта молитва переносится на вечернее время, чтобы как можно больше людей имели возможность поучаствовать в этом богослужении. Утреня состоит из нескольких частей.

  • Шестопсалмие – шесть псалмов, в которых говорится об утреннем времени, читаются в самом начале дня. Существует предание, что Шестопсалмие связано со Страшным Судом. Якобы он по времени будет длиться ровно столько, сколько читается Шестопсалмие. Богослужебные книги призывают нас во время Шестопсалмия вспоминать о Страшном Суде и том, что ждет нас после него. Чтение этих псалмов должно совершаться в благоговении, в полной тишине, поэтому в храмах в это время гасится свет.
  • Кафизмы. Вообще все богослужение построено на Псалтыре. Нет службы, в которой не читался бы хотя бы один псалом. В Священном Писании даны эталоны молитв, поэтом Псалтырь — это совершенно особая книга, и на ней построены все богослужения. По церковному уставу Псалтырь прочитывается полностью за неделю.

  • Канон – центральная часть Утрени. Изначально так называли некое молитвенное правило, которое соблюдали древние монахи. Состояло оно из девяти отрывков, взятых из Священного писания. Позже к этим отрывкам стали добавлять песнопения в честь праздника, в честь тех событий или святых, которые вспоминаются в этот день. Со временем библейские отрывки читать перестали, а каноном стали называть подобные песнопения.
  • Назидательные чтения – чтения из творений Святых отцов, которые посвящены тому или иному празднику, тому или иному святому. Во время богослужения они читались несколько раз.
  • Чтение или пение славословия. В будние дни оно читается, в праздничные дни поется. Это текст, составленный из разных отрывков Священного Писания.

Существует четыре таких службы в суточном круге богослужений: Первый час, Третий Час, Шестой час и Девятый час. Изначально в это время читали Отче Наш, а позже стали совершать богослужения в службы Третьего, Шестого и Девятого часа. Они посвящены трем событиям: сошествию Духа Святого на апостолов, распятию Спасителя и Его крестной смерти.

Классификация

Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

Пояснительная таблица разрядов праздников
Тип праздников Разряд Знак Типикона Особенности Примеры
Пасха Пасхальное богослужение. Служба наиболее торжественная, почти всё поётся (чтений немного).
  • Пасха;
  • Светлая седмица;
  • Отдание Пасхи (пасхальное богослужение по благословению настоятеля).
Великие Бденные Всенощное бдение: малая и великая вечерни, бденное начало вечерни, лития в конце вечерни.
  • Двунадесятые праздники;
  • Обрезание Господне и Василия Великого, Покров Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи (Рождество и Усекновение главы), Апостолов Петра и Павла;
  • Каждоевоскресенье в году.
Средние Бденные Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Нет повечерий и полу́нощниц.
  • Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября (9 октября);
  • Свт. Иоанна Златоуста, 13 (26) ноября;
  • Свт. Николая Чудотворца, 6 (19) декабря;
  • Храмовые (престольные) праздники.
Полиелейные Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет. Уставом предусматриваются повечерия и полунощницы, но в приходской практике они почти никогда не совершаются.
  • Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов;
  • Обретения честно́й главы Иоанна Предтечи (Первое и второе — 24 февраля (9 марта) в невисокосные годы, 24 февраля (8 марта) в високосные годы, третье — 25 мая (7 июня));
  • 40 Севастийских мучеников, 9 (22) марта;
  • Владимирская икона Божией Матери, 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября);
  • Казанская икона Божией Матери, 8 (21) июля (обретение), 22 октября (4 ноября).
Малые Славословные На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием.
  • Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, 13 (26) сентября;
  • Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 2 (15) июля.
Шестеричные Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читаются оба канона октоиха и канон святому на 6 тропарей: обычно 3 тропаря повторяются дважды.
  • Праведных Захарии и Елисаветы, 5 (18) сентября;
  • прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, 17 (30) декабря;
  • Поклонение честны́м веригам ап. Петра, 16 (29) января.
Вседневные без знака Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.
  • Мученика архидиакона Евпла, 11 (24) августа;
  • К этому разряду относится бо́льшая часть памятных дней Месяцеслова.

В зависимости от праздника меняется и цвет облачения, надеваемого на богослужении священнослужителями и церковнослужителями.

Доклады:

Митрополит Морфу Неофит

Понятие «ум» в православной психотерапии

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Архимандрит Нектарий (Герман)

Труды преподобного Паисия (Величковского) по сохранению святоотеческого наследия

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Митрополит Святогорский Арсений

Подвижники благочестия ХХ века – преемники преподобных основателей монашества

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Митрополит Лимасольский Афанасий

Внутренняя жизнь монаха в современном мире

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Епископ Лидры Епифаний

Прием и духовное воспитание начинающих монахов в монастырях сегодня

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Игумения Мария (Сидиропулу)

Миссия женских православных монастырей в современных условиях

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Митрополит Морфу Неофит

Понятие «ум» в православной психотерапии

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Архимандрит Нектарий (Герман)

Труды преподобного Паисия (Величковского) по сохранению святоотеческого наследия

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Митрополит Святогорский Арсений

Подвижники благочестия ХХ века – преемники преподобных основателей монашества

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Митрополит Лимасольский Афанасий

Внутренняя жизнь монаха в современном мире

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Епископ Лидры Епифаний

Прием и духовное воспитание начинающих монахов в монастырях сегодня

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Игумения Мария (Сидиропулу)

Миссия женских православных монастырей в современных условиях

/Международная конференция «Монашество и современный мир» (Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Студийский синтез песенного константинопольского кафедрального чина с палестинским монашеским

Святой Феодор Студит в 799 году переезжает из Саккудийского монастыря в Малой Азии (гора Олимп) в Студийский монастырь в Константинополе. Решающее значение имели предшествующие контакты на горе Олимп святого Феодора с монахами палестинского происхождения, а также присутствие в Студийском монастыре в начале IX века савваитских отцов, которые пришли в ответ на его призыв для укрепления гонимых православных в борьбе за почитание святых икон.

Вместе с собой монахи из монастыря святого Саввы приносят и Часослов своего монастыря, основой которого до начала VIII века было в сущности чтение псалмов и прочих библейских и святоотеческих текстов, распевания одним певчим библейских текстов и ограниченного числа песнопений. Савваитский Часослов становится известным и признанным в Константинополе через студийскую богослужебную традицию, которая является результатом знакомства и сочетания иерусалимской монастырской богослужебной практики с значительным числом элементов певческого кафедрального устава константинопольских церквей, которые мы резюмируем ниже:

1. Внедрение таких богослужебных элементов из Евхология песенной традиции, как молитвы, ектеньи (теперь обязательным становится участие священника в богослужении), крестные ходы, гимны, антифонное пение.

2. Вводится савваитское разделение Псалтири на 20 кафизм, но в них включаются тропари песенного последования (из книги «Антифонарий»).

3. Изначальное последование ко причастию или последование изобразительных савваитской традиции принимает форму Литургии Преждеосвященных Даров, включенное в вечерню, в которой содержится множество элементов песенного последования.

4. «Отмена часов» в течение всего периода Цветной Триоди «ради Воскресения», как характерным образом объясняет святой Феодор Студит в 5-м малом оглашении.

Великая гимнографическая традиция монастыря святого Саввы (святые Софроний Иерусалимский, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский, Стефан Савваитский, Феофан Никейский и др.) в сочетании с дальнейшей традицией и обогащением годового богослужебного круга после периода иконоборчества достигает своего апогея у студийских отцов-гимнографов (святой Феодор и его брат Иосиф, Климент, Антоний, Николай и др.). Значительное гимнографическое творчество вызывает расцвет богослужения переходящих праздников с Пасхой в центре и книг Постной и Цветной Триоди (Х век), непереходящих праздников с Минеями (изначально IX и позже в основном Х век) и другими богослужебными книгами, включающими в себя все литургическое творчество: Октоих (VIII век), Ирмологии c канонами Утрени, Стихирарий со стихирами вечерни и хвалитными, Тропологий и т. д.

Литургическое и гимнографическое богатство, увеличение числа богослужебных книг и праздников непременно приведет к появлению Устава (начало XI века) – пособия, которое упорядочивает богослужение суточного круга в соответствии с годовым. Нам известно две группы монастырских Типиконов – Савваитский и Студийский. Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения (с вечерни субботы до воскресной Литургии), особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи (а его центром является ежедневная уставная служба).

Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием (1025–1043), прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем. Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. До нас дошли, по крайней мере, 6 славянских рукописей устава святого Алексия Студита, датируемых с XI до XV века.

Этот же Студийский устав принесут на Афон святые Афанасий Афонский и Евфимий, игумены монастырей Великой Лавры и Ивирона соответственно (в конце X – начале XI века), а также в Великой Греции, Южной Италии в качестве знаменитого Мессинского типикона монастыря Сантиссимо-Сальваторе, написанного в 1131 году.

Как понять богослужение?

А если взрослому попробовать разобраться в видах православного Богослужения, то можно устроить небольшую семейную игру по типу «Угадай мелодию». Приходя на службу, узнавать и понимать то, что сейчас происходит в храме. Тут сразу возникают несколько вопросов:

Где почитать информацию и как найти время на это?

Как это все запомнить и пересказать ребенку?

Как заинтересовать ребенка, чтобы ему было не скучно на службе?

А нужно ли это вообще мне и ребенку?

Возможно, есть еще какие-то вещи, которые беспокоят.

Но скажу одно: если мы так никогда и не найдем время то, чтобы увидеть всю красоту православного Богослужения, то «мы опоздаем на всю жизнь!», как говорил паровозик из Ромашково. Не понимая Богослужения, мы не сможем полноценно в нем участвовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector