Где клад?

Содержание:

Старообрядческий крест

В православии крест — это символ веры, неотъемлемый атрибут богослужений и церковных обрядов. Верующие люди почитают его как святыню.

Непосредственно крест в старообрядчестве и современном православии выглядит одинаково. Горизонтальная и вертикальные перекладины — символизируют распятие, которое нёс на плечах Иисус к месту своей казни. Различия наблюдаются в формах нательных крестов. Иначе их называют — тельники.

Вид

Внешний вид креста староверов несколько отличается от современного символа веры. В четырёхконечную крестообразную форму заключён восьмиконечный крест. Как ни удивительно, но многие современные православные кресты выполнены в традициях католицизма — состоят из двух поперечных перекладин, содержат изображение распятого Христа. Такие кресты называют четырёхконечными — просто и лаконично.

Староверы подобную форму не приемлют. Их символ полностью соответствует Голгофскому изображению, описанному в Библии. Причём лицевая сторона креста не имеет изображения Спасителя. Оборотная сторона креста старообрядцев обязательно содержит молитву о вере в воскресение Бога.


Мужской крест староверов

Значение

Верхняя перекладина представляет табличку с начертанными словами: «Иисус Назарянин Царь Славы». Надпись может состоять из букв «ИНЦИ» — взамен «Славы» пишется «Иудейский». Это не изменяет сути, прописанной в Библии — над головой распятого Христа начертано Его имя.

Нижняя перекладина изображает опору для ног Спасителя. Скошенная форма напоминает библейскую историю распятых слева и справа от Христа разбойников. Первый (левый) конец направлен вниз. Означает проклявшего Иисуса разбойника, который после смерти отправился в ад. Второй конец устремлён вверх — что говорит о раскаявшемся разбойнике, отправившемся вместе со Спасителем в Рай.

Арочное подножие креста символизирует гору Голгофу — место казни. Изображённые слева и справа от креста, соответственно, копьё и трость — орудия казни. Копьём было проткнуто тело скончавшегося Христа с целью убедиться в его смерти. На трость насаживалась губка с уксусом, подносимая к губам ещё живого Спасителя вместо воды. Череп — изображает голову Адама, символизирующую падение человечества, поддавшегося духовным и физическим грехам. Буквы «Г» и «А» слева и справа от черепа означают «голова Адама». Внутренний смысл изображения — символ спасения — омытый кровью Христа череп очищает человека от греха, дарит возможность обрести вечную жизнь.

Кресты, распятия староверов могут иметь иные отличия, но они незначительны — не меняют суть передачи изложенной в Библии истории.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Для чего нужны были голубцы

Славяне считали, что в могильном голубце душа умершего обретает убежище. Как правило, кресты-голубцы устанавливали не в каком-то определённом месте, бывшем кладбищем. Их ставили вокруг селения, так как считали, что души почивших могут защитить живущих от врагов и нечистой силы. Кроме того, во время установки таких крестов родственники умершего давали своему предку-защитнику обещание следовать его заветам и приумножить честь рода. Получается, что кресты-голубцы были и обетными крестами.

В некоторых селениях голбецы ставили на перекрёстке. Славяне считали, что пересечение дорог является местом, откуда в наш мир могли проникнуть потусторонние силы. А могильный крест должен был от этого уберечь. Устанавливали кресты с прахом покойника и в тех местах, где ощущалось присутствие нечистых сил или там, где люди сталкивались с проявлением потустороннего.

Каменные и эмалевые нательные кресты

Отдельной группой являются тельные кресты, изготовленные из камня. Их отличительная особенность – простота форм. Резьба на них отсутствует. Очень редко они имеют серебряное обрамление. Чаще всего материалом, из которого они изготовлены, является сланец, в более редких случаях – мрамор. Мраморные кресты происходят из Византии. Такие кресты обнаруживаются в ходе археологических раскопок на территории бывшей Византии. Относительная их редкость обуславливается тем, что с помощью металлодетектора обнаружить мрамор невозможно, поэтому такие находки случаются нечасто.

В довольно многочисленную группу входят эмалевые кресты. Наиболее часто встречается тип крестов, относящихся к домонгольскому времени, именуемый «киевским». Данный тип имеет разнообразные подтипы. Разделение с учетом количества шариков на окончании «ветви» является базовым. Деление происходит и с учетом декора обратной стороны.

Чаще всего кресты бывают двухсторонними. Более редки, имеющие гладкую оборотную сторону. При этом на ней могут присутствовать гравированный крест или надпись.

Эмалевый крест – не единственный, имеющий «ветви» с криновидным завершением. Есть тип, именуемый «прямоконечным», а также характеризующийся ветвями с закругленными концами. Следует охарактеризовать довольно многочисленную группу, в которую входят кресты или крестовидные подвески, имеющие необычные формы.

Аналогичные артефакты не обнаружены ни на территории бывшей Византии, среди русских предметов. К аналогам возможно только отнесение крестовидного орнамента, характерного для большой группы крупных пуговиц, имеющих эмалевое покрытие, и относящихся к домонгольскому времени.

К отдельной, довольно немногочисленной группе, относятся кресты, украшением которых является чернь. В настоящее время мы знаем о существовании около десяти типов черненых крестов. Достаточно распространенным является лишь один. Все прочие встречаются довольно редко.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Привески и лунницы с крестами

К особенной и довольно большой группе относятся крестовидные привески. С их семантикой пока нет полной ясности. Форма привесок имеет в себе элементы, относящиеся к христианскому кресту, и одновременно к языческому амулету. К предметам христианства отнести их сложно и потому, что креста не чуждались и язычники. Наблюдая, как крестовидным образом переплетаются такие формы, как овал, соединенные в крест четыре круга, имеющий на концах шарики, ромб и криновидные привески, имеющие форму, подобную кресту, нельзя быть уверенным, существует ли в данных композициях влияние христианства, или речь идет о простой символике, характерной для язычества. Артефакты, обнаруженные археологами, позволяют только сделать вывод, что такие артефакты присутствовали там же, где и тельные кресты. Поэтому с некоторой условностью их можно рассматривать в качестве предметов, влияющих на личное благочестие.

Основным аргументом, позволяющим разделить подвески, имеющие крестовидную форму на относящиеся к «христианским» и «языческим» (обозначая их лишь условно) – это присутствие или отсутствие значительного числа таких же и подобных предметов, имеющих византийское происхождение. Если вести речь о «крестовключенных» привесках, то в значительной степени их следует отнести к предметам, характерным для культуры христианства, а не язычества. Это основывается на существовании многочисленных аналогов, местом происхождения которых является византийская территория. При этом Херсон был местом, где распространение нательных крестов отличалось значительной степенью.

Невозможно не заметить, что подвески, относящиеся к данному типу, имеют кресты, включенные в круг, их завершения имеют криновидную форму. То есть, ведя речь о данном типе, имеющем значительное число аналогий в византийском материале, можно отметить, что формы полностью заимствованы в Византийской империи.

Разновидности крестов

Для лучшего понимания, чем же отличается киотный крест от остальных, необходимо разобраться, какие же вообще бывают разновидности крестов и для каких целей они используются. Все кресты можно разделить на 3 основных группы:

  1. Нательные. Такие изделия имеют самые небольшие размеры. Зачастую они не имеют более 8 см в высоту. Они оборудованы небольшим ушком и предназначены только для ношения на теле.
  2. Металлические наперсные. Это крупные изделия, которые также используют для ношения на груди. Они очень похожи на киотные, однако их главное отличие – отверстие для подвешивания. В большинстве случаев оно находится сверху (как в нательных), но иногда оно может быть и сзади изделия.
  3. Киотные кресты. Такие изделия также изготавливались массивными и тяжелыми. В основном они размещались у людей среди икон. Также их могли врезать в ставротеки. Стоит отметить, что киотные кресты были в большом почете у староверов, как правило, их ставили в самом почетном месте дома.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, — а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Особенности распятия

В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.

Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.

К основным особенностям этих крестов относят:

  • Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
  • Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
  • Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
  • Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
  • Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.

Как изменились голбецы с приходом христианства

После крещения Руси языческие погребальные обряды потихоньку стали уходить в прошлое. В могилы стали помещать тело покойного в гробу, а сверху ставить христианский крест. Кресты-голубцы, бывшие напоминанием о язычестве, не перестали устанавливать, но придали им другую форму.

Голубец обзавёлся ещё одной горизонтальной перекладиной и одной наклонной, став восьмиконечным крестом. Над верхней короткой перекладиной делали двускатную крышу, а от дома — вместилища праха — и вовсе избавились. Вместо этого на голубец стали прикреплять иконы или распятия и вырезать имя покойного с датами его рождения и смерти. Основной чертой таких голубцов была искусная резьба, иногда с растительными или геометрическими рисунками. (с)

Мистическое происхождение голбцов стало причиной их запрета церковью — такого мнения придерживается Даль-младший. Но несмотря на это традиция их установки и секреты производства передавались мастерами из поколения в поколение. Даже в наши дни на некоторых сельских кладбищах можно увидеть голбцы. Больше всего их на севере России. В Карелии, Архангельской и Мурманских областях голбцы очень разнообразны и вычурны.

Некоторые из дошедших до наших дней голбцы украшены местами для икон, полочками и киотами. По утверждению историков, своеобразным отголоском голбцов являются и покрытые двумя досками в виде крыши кресты. Их также можно увидеть на некоторых старых погостах.(с

Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов

Чтобы разрешить вопросы и создать единые обычаи и традиции в русском православном мире в 1656 году Патриархом Никоном был созван Церковный Собор в Москве. На Собор были приглашены представители восточных иерархов, которые в главном вопросе крестного знамения, провозгласили:

В скрижали были письменно зафиксированы слова трех восточных иерархов о трехперстном крещении, которое признавалось единственно верным. Скрижаль. — Москва : Печатный двор, X. 1655; дополнительные статьи 2. VI. 1656 с. 429 В результате последовали нововведения. Главные реформы коснулись унификации церковных обрядов согласно греческим, в первую очередь совершать крестные знамения тремя, а не двумя перстами; Реформа также затронула корректировку русских православных книг по новопечатным греческим.


Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881гг. Староверы вели рьяную дискуссию со сторонниками реформ о том, какие традиции Православия истинные

После Собора Русской Православной Церкви совершающие крестное знамение двумя перстами были преданы анафеме. Спустя два года анафема распространилась на древние церковные обряды, а тех, кто следовал им, признавали еретиками. Отлучения от церквей стали главными причинами раскола, и появления старообрядчества.


П.Е. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума» (протопоп Аввакум был старовер и один из рьяных противников реформ Никона). После реформ Никона все староверы были объявлены еретиками и приговаривались к смертной казни

Поэтому староверами принято сейчас называть людей, которые живут и служат по законам древнего православия дореформаторской Руси, до Церковного раскола.

Не смотря на долгие, жестокие гонения и преследования старообрядчества, стоит отметить, что его отличие от православной церкви не столь велико. Изменения в обрядах затронули лишь некоторые составляющие: как крестились, как писали имя Христа, какой крест признавался, каким образом совершали крестные ходы (по солнцу или против) и несколько других.

Самый высокий крест в мире

В России и за её пределами установлены десятки тысяч поклонных крестов. Но некоторые из них, подобно кресту в Красноярске, получили особенную известность.

Самый высокий крест в мире находится в Испании, в 58 километрах от Мадрида, в горах Гвадаррамы. Здесь расположен огромный мемориальный комплекс, известный как «Долина павших», и построенный генералом Франко в качестве памятника погибшим в гражданской войне.


Крест в “Долине павших”, Испания

В доминирующей над долиной скале вырублена базилика, где совершают богослужения монахи из расположенного поблизости бенедиктинского монастыря. На высоте 25 метров над скалой располагаются статуи четверых евангелистов работы знаменитого скульптора Хуана де Авалоса. Еще примерно в 15 метрах вверх – его же скульптуры, изображающие главные христианские добродетели.

Венчает же памятник гигантский железобетонный крест высотой 150 метров, ширина поперечной перекладины которого достигает 46 метров. Внутри креста движется лифт, доставляющий посетителей мемориала к смотровым площадкам. Крест-памятник в «Долине павших» виден с расстояния сорока километров.

Крест Тысячелетия

На Балканах в Македонии расположен ещё один крест-гигант, выполненный в классической четвероконечной форме из ажурных металлоконструкций и ярко светящийся по ночам на вершине горы Водно в македонской столице Скопье. Сооружение имеет в высоту 66 метров.

Крест Тысячелетия был установлен в 2002 году в ознаменования второго 2000-летия со времён принятия македонцами Христианства совместно православными христианами Македонии и правительством страны на месте, где по преданию когда-то уже стоял поклонный крест, почему турки-оккупанты прозвали гору Водно «Крстовар» – «местом креста».


Крест Тысячелетия – Millennium Cross

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Золотые и серебряные нательные кресты

Одновременно с обозначенной семантической типологией нательных крестов можно отметить и типологические группы, используя материал и технику, применявшуюся при изготовлении крестов. Часто задаётся вопрос, насколько были распространены золотые кресты? На территории Руси таких крестов обнаружено очень мало. При этом они вовсе не редкость на территории Византии.

Нательные кресты, относящиеся к XI-XIII векам, изготовленные из серебра, — это довольно немногочисленная группа предметов. Форма у них, в основном, простая, при которой окончаниями «ветвей» являются бусины. Встречаются кресты довольно крупных размеров, имеющие «скандинавский» орнамент. Кресты, изготовленные из серебра, лишь в редчайших случаях имеют необычную форму. Некоторые археологические публикации информируют о погребальных крестах, материалом которых служило листовое серебро, однако это происходит совсем нечасто.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете.

Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника.

Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения

Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Формы нательных крестов XI-XIII веков

Естественно, что прямоконечные формы должны бы доминировать, как это характерно для византийских находок. Но с такими формами встретиться можно далеко не часто. Кресты, относящиеся к «мальтийскому типу», у которых наблюдается расширение «ветвей» к их оконечностям, и которые отличались бы популярностью как на Руси, так и в Византийской империи – довольно редки. В основном они представлены образцами, завершающая часть ветвей которых имеет «криновидную» (лилиеобразную) форму, напоминающую цветок лилии.

«Ветви» крестов с такой формой нельзя признавать только русской спецификой. Характерна она и для Византийской империи, в незначительных пропорциях встречается и преимущественно на Балканском полуострове.

«Идеальный» криновид не является единственным. Формы, которые завершают «ветви» отличаются многообразием. Они бывают точками, расположенными в форме треугольника. Может присутствовать и просто треугольник. Обнаруживается и наличие окружности, имеющей три точки на внешней стороне.

Виды старинных крестов

Старинные кресты, как и современные, имеют разные предназначения, виды, но все они являются символом веры.

По назначению и видам различают:

  • Напрестольные кресты. Такой крест отличается большим размером. Он хранится на престоле алтаря в храме.
  • Киотные кресты. Этот крест большая редкость. В давние времена его брали в походы. Иногда такой крест врезали в икону. Киотным его называют, так как он хранится на полке с иконами — киотой. Размещается она в углу храма.
  • Кресты-тельники. Нательные крестики небольшого размера, их одевают на шею при крещении и носят всю жизнь. Такие крестики имели различия для мужчин и женщин и отличались по виду. Они были самые распространенные, в наше время их раскапывают чаще всего.
  • Мощевик — это коробочка с изображением креста на крышке, в нем хранились мощи святых. Кресты-мощевики носили поверх одежды вместе с нагрудными крестиками. Позже их стали производить крестообразной формы. Их носили в основном князи, монахи, цари, паломники.
  • Нагрудные кресты носили поверх одежды священники.

История появления крестов

Старинный крест имеет культурную, художественную и материальную ценность, во все времена он вызывал неподдельный интерес ученых и обывателей. Первые кресты, которые появились на Руси, были привозными. Со временем мастера начали делать их в Киеве, позже и в других регионах. Первые крестики были небольшие, односторонние, без изображений. Они украшались только узорами. Постепенно производство крестов развивалось, их начали делать более крупными, украшали разноцветными эмалями, они стали более рельефными, начали появляться двухсторонние модели.

Старинные кресты

После раскола церкви раскольники взялись за тайное производство старинных крестов, икон. После того как прекратились гонения, начали появляться центры по производству крестов. Они стали более разнообразными, их производство достигло совершенства. Более 1000 лет назад мастера начали изображать тело Иисуса, украшали другую сторону креста словами молитвы или узорами. Кресты символизировали духовность, веру, стали частичкой тепла, оберегом.

Самый высокий крест в России

Накануне прибытия участников и зрителей Универсиады-2019, у города Красноярска появилась новая достопримечательность, которую хорошо видно как с борта самолётов, заходящих на посадку в аэропорт «Емельяново», так и всем автомобилистам по дороге от аэропорта к краевой столице и пассажирам поездов, прибывающих в город по железной дороге.

Новым символом города стал выплавленный из легированной стали поклонный крест, установленный на Дрокинской горе неподалёку от города и ставший, на сегодняшний день, самым высоким поклонным крестом на территории России.

Монументальное сооружение достигает в высоту 48,3 метра, а вес использованных при строительстве металлоконструкций составляет около 140 тонн. Воздвигнуто оно, одновременно, и как поклонный крест, напоминающий людям о Боге, и как памятник воинам, погибшим в годы Гражданской войны.

27 февраля поклонный крест на Дрокинской горе был освящён митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном. Агентство ТАСС, со ссылкой на Красноярскую епархию, сообщило, что в будущем в «основании креста планируется построить пещерный храм, а у подножия Дрокинской горы – храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Эти два храма будут соединены лестницей».


Поклонный крест в Красноярске

Смысл и история поклонного креста

Поклонные кресты с давних времён устанавливают на возвышенностях, на берегах рек и на перекрёстках дорог, чаще всего неподалёку от населённых пунктов, чтобы напомнить себе о Боге и совершить молитву, отправляясь в дальние края или прибывая домой из многотрудного путешествия. Как правило, их ориентируют плоскостью на восток и в основании снабжают небольшой голгофкой – складывают камни горкой.

На Русь обычай устанавливать поклонные кресты проник из Византии. Первый же крест на территории Руси, если судить по летописному преданию, был воздвигнут на горах на месте нынешнего Киева ещё святым апостолом Андреем Первозванным в I веке по Рождестве Христовом.


Николай Ломтев, “Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских”

Первые правители Руси заменяли крестами свергнутых языческих идолов на местах капищ, отмечали крестами места будущих городов, а также храмов, которые они собирались построить. После гонений XX века, напротив, некоторые поклонные кресты сейчас лишь напоминают нам о том, что на этом вот самом месте некогда возвышался православный храм или монастырь.

Также, нередко, кресты имели, помимо молитвенного, и ещё одно назначение. Например, поморы Русского Севера устанавливали поклонные кресты на мысах у входа в безопасную бухту, где можно переждать бурю, или на вершинах сопок, отсчитывая по ним расстояние в пути к цели своего очередного похода. В некоторых регионах они разграничивали земли соседствующих областей.

Иногда, крест служил также и памятником о каком-либо событии. Правители ставили кресты на месте рождения сыновей, гибели полководцев, явления Божиих чудес, святых источников, отмечали крестами годы эпидемий и недородов. Некоторые люди исцелялись от болезни или избегали большой опасности и воздвигали кресты по обету.


Поморский поклонный крест

Поклонные кресты могли отличаться размером – от полутора и до нескольких десятков метров, формой – восьмиконечные, четвероконечные, с «крышей», резные, украшенные в средокрестии иконами. Могли изготавливаться из самых разных материалов: камня, дерева, позднее металла, железобетона, пластика и т.п.

Особенности орнамента крестов XI-XIII веков

Большая часть тельных крестиков, относящихся к домонгольскому периоду, имеет орнамент. К тем, на которых он отсутствует, относятся кресты, изготовленные по простейшей технологии, и имеющие низкий уровень художественности. К ним следует отнести маленькие крестики, изготовленные из свинца, относящие, в соответствие с датированием, к первой половине XI века.

Классифицировать кресты, имеющие орнамент, довольно сложно

При этом их относят к двум типам: «скандинавскому» и «византийскому», принимая во внимание орнамент. При сопоставлении с находками, характерными для Севера, выделяют типы, именуемые «скандинавскими»

Хотя их всего несколько десятков видов, распространены они были широко. У «византийского» орнамента рисунок отличается большей витиеватостью. Орнамент крестов, происходящих с данной территории, имеет вдавленные окружности.

Этот узор объясняют по-разному. Наибольшую известность имеют объяснения, сведенные к утверждению, что таким образом изображались пять ран Христа, позже они превратились в элементы декора. Еще объяснение – вдавливания являются обережной символикой, которая защищает носящего крест «сглаза».

Кресты, именуемые русскими, кроме входящих в довольно большую группу, редко имеют такой орнамент. Однако в большинстве случаев он присутствует на поверхностях амулетов, имеющих славянское происхождение. Обычно изображена «рысь». Присутствуют и амулеты, называемые «топориками». Сомнительно, что речь идет о влиянии на личное благочестие с византийской стороны. То есть такой орнамент к «византийскому» можно отнести лишь условно, несмотря на формальную и кажущуюся очевидной параллель, существующую между древнерусскими и византийскими крестами.

Подавляющее большинство видов орнамента (возможно, превышающее 90 процентов) является исконно русским

Однако, для перехода к описанию их характеристик, следует уделить внимание форме, которую имеют кресты. Древнерусские нательные кресты довольно разнообразны

Такая пестрота форм отсутствовала в Византии, да и в средневековой Европе ее, вероятно, тоже не было. Такую особенность следует объяснять историческими причинами, о которых будет сказано далее. Но вначале необходимо дать краткое описание «ветвей» нательных крестов, относящихся к домонгольскому периоду.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Крест как символ

Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.

Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.

Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.

Мозаичные кресты из Софии Константинопольской

Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.

Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.

Канатная дорога к Кресту Тысячелетия

Канатную дорогу к Кресту Тысячелетия проложили только через три года после его открытия – в 2011 году. До этого к символу города поднимались или на машине, или на своих двоих. Канатку почти за 7 млн евро македонцам построили австралийцы.

Несколько фактов о канатной дороге:

  1. Протяженность линии 1750 метров в одну сторону.
  2. По всей длине канатной дороги нанизаны 30 гондол (28 восьмиместных и две для VIP-персон).
  3. Поездка к вершине Водно занимает 8 минут.
  4. По правилам вставать с сидений во время движения нельзя, по факту – можно. 🙂
  5. Нижняя станция канатной дороги Скопье находится на высоте 570 метров, верхняя – на уровне 1068 метров.

Полезная информация о канатной дороге

Время работы

  • В летний период (с мая по сентябрь включительно) канатка работает с 10:00 до 20:00, но в каждом часе предусмотрен 30-минутный перерыв. Последний раз канатная дорога вверх запускается в 19:00, вниз – в 19:45.
  • В апреле и октябре канатка работает в схожем режиме, но до 18:00, а с ноября по март включительно до 17:00.
  • Выходные дни: понедельник и последний четверг каждого месяца.

Стоимость проезда

Стоимость проезда на канатной дороге для взрослых в обе стороны – 100 денаров (подробнее о деньгах Македонии и обмене валют я рассказал в отдельной статье). Для детей до 6 лет проезд бесплатный, для детей от 6 до 14 лет покупается детский билет. Также предусмотрен бесплатный проезд для пенсионеров (женщин – старше 62 лет, мужчин – 64 лет), но не уверен, что льгота действует для иностранцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector