Старец паисий и я, стоящий вверх ногами (2012)

Преподобный Паисий Святогорец. 6 фильмов

Шестисерийный фильм основан на книге жития блаженной памяти Старца Паисия Святогорца, воспоминаниях и свидетельствах его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильм снимался в местах земной жизни Старца Паисия — на Святой Горе Афон, в огородах материковой Греции, на острове Керкера.

«Рождение. Детство. Молодость»

Фильм первый посвящен началу земного пути Старца Паисия Святогорца — рождению в селении Фарасы, крещению преподобным Арсением Каппадокийским, детству и юности в горах Коницы, службе в армии во время гражданской и Великой Отечественной войны. О Старце Паисии рассказывают: игумен Ефрем Ватопедский, брат Старца Паисия Рафаил Эзнепидис ; сослуживец старца Паисия, ныне-монах Арсений; писатели Афанасий Раковалис и Лазарь Келекиди и другие.

«Начало монашеского пути»

Фильм второй посвящен началу монашеского пути Старца Паисия Святогорца — первому посещению Афона, принятию пострига и восстановлению обители Стомион ради исполнения обета, данного им в юности Пресвятой Богородице. О Старце Паисии рассказывают: митрополит Лимассольский Афанасий, сослуживец старца Паисия, ныне — монах Арсений ; писатель Лазарь Келекиди, родственники Старца Паисия, жители г.Коницы, настоятель обители Стомион архимандрит Косьма и другие.

«Синайский отшельник»

Фильм третий посвящен пребыванию Старца Паисия на Синае, в монастыре святой Екатерины, аскетирии святых Галактиона и Епистимии, его подвигу безмолвия и отшельничества, духовной борьбе и особой любви к ближним — бедуинам, насельникам монастыря, паломникам. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря святой Екатерины епископ Синайский Дамиан, насельник монастыря святой Екатерины монах Павел и другие.

«Возвращение на Афон»

Фильм четвертый посвящен возвращению старца Паисия на Афон, где он стал послушником русского старца Тихона, его отшельнической жизни в каливе Честного Креста и переходу в монастырь Ставроникита для восстановления монашеской жизни братии. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря Предтечи Господня Иоанна в Пиерии архимандрит Порфирий, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие.

«Последние годы жизни»

Фильм шестой посвящен последним годам земной жизни Старца Паисия, когда он был вынужден покинуть Афон и оставаться на материке. В это время Старец Паисий основал женские и мужской монастыри в окрестностях Салоник, духовным наставлением и теплой молитвой утешал и исцелял множество людей, неся мученический крест тяжелой болезни.

Православная жизнь

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Биография[ | ]

Родился 25 июля 1924 года в Каппадокии, в семье Евлампии и Продромоса Езнепидис, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией. Имя Арсений (Арсениос, греч. Αρσένιος) он получил от Святого Арсения Каппадокийского, который его крестил и предсказал монашеское будущее. В сентябре 1924 года семья Езнепидисов поселилась в городе Коница (греч. Κόνιτσα) в Эпире, в 66 км от Янины. Арсений здесь вырос и после окончания школы получил профессию плотника.

В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. В то время в Греции шла гражданская война. После окончания войны он хотел начать монашескую жизнь, но ему было необходимо сначала помочь своим сёстрам. В 1950 году он пошёл на гору Афон: стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне.

Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений был послушником в течение четырёх лет и 27 марта 1954 года был пострижен в рясофор с именем Аверкий.

12 марта 1957 года старцем Симеоном пострижен в малую схиму с наречением имени Паисий в честь митрополита Кесарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году из Стомио Коницкой его просили прийти помочь остановить распространение протестантов, старец пошёл и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, оттуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году он тяжело заболел, и ему удалили большую часть лёгких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года старец поехал с Горы Афон в монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти.

В середине 1970-х годов Паисий вместе с Георгием II активно помогал иеромонаху Косме Григориату в организации и начале работы миссии афонского монастыря Григориат, которая работала в Колвези (Заир, с 1997 года Демократическая Республика Конго). В миссии работал интернат для мальчиков, было открыто 55 приходов, крещено более 1500 аборигенов до того момента, как 27 января 1989 года Косма Григориат погиб в автокатастрофе.

Жизнь старца, принимавшего визиты духовных детей и паломников, известна подробно. Одним из наиболее ярких проявлений монашеских добродетелей Паисия Святогорца было его крайнее нестяжание.

Старец Паисий скончался 12 июля 1994 года неподалёку от Салоник, в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ Суроти, где был и похоронен, за алтарём монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского. Место его погребения стало святыней для всего православного мира.

Паисий Святогорец: Алфавит духовный старца Паисия Святогорца

…76…

— Почему Бог допускает, чтобы так много людей умирало молодыми?

— Пока еще никто не подписывал с Богом договор о том, когда он умрет. Бог забирает каждую душу в самый удобный момент, причем особым образом, подходящим именно для этого человека. Если Бог знает, что человек исправит свою жизнь, Он продлевает его годы, а видя, что он станет хуже, Он забирает его, чтобы уберечь от этого. Бывает, что тех, которые ведут жизнь грешную, но имеют произволение делать добро, Бог забирает прежде, чем они успевают это добро сделать, потому что знает, что они при возможности сделали бы его. А кого‑то очень хорошего Бог забирает к Себе потому, что в раю нужны и нераспустившиеся цветы. Конечно же, родителям и близким умершего ребенка очень трудно это принять. Когда умирает младенец, Христос забирает его к Себе как маленького Ангела, а его родители изнемогают от рыданий, хотя им надо бы радоваться этому. Ведь им неизвестно, кем бы он стал, повзрослев. Смог бы он спастись? Кроме того, смерть маленьких детей помогает спасению их родителей. Когда у супругов умирает ребенок — у них появляется молитвенник на небесах, который после их кончины придет к вратам рая, чтобы встретить души отца и матери. А ведь это большое дело! Маленьким страдальцам, измученным недугами или увечьем, Господь скажет: «Войдите в Царство Небесное и выберите для себя лучшее место». А они ответят так: «Здесь восхитительно, Боже, но мы хотим быть тут вместе со своей мамочкой», и тогда Христос найдет средство спасти и их матерей.

Смирение

В смирении заключена огромная сила. Оно разрушает любые бесовские козни. Смирение — это самый мощный удар по сатане. Там, где есть смирение, нет места диаволу, нет искушений. Однажды некий подвижник заставил беса читать молитву «Святый Боже». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» — пробормотал бес и на этом остановился. «Скажи «помилуй нас!»» — велел подвижник. Ну, нет, куда уж там! Если бы бес произнес это, то стал бы Ангелом. Бес может сказать все что угодно, кроме «помилуй нас», потому что для этих слов нужно смирение. В молитве «помилуй нас» заключено смирение, и душа, взывающая к Божиему милосердию, получает просимое. Для любого нашего дела нужны любовь, смирение и благоговение. Это очень просто, а мы сами все усложняем. Любовь и смирение — это самый легкий путь в Царство Небесное.

Не трудитесь над стяжанием любви, молитвы, добродетелей и т. п., ваши усилия будут бесплодными, ибо Господь не будет помогать вам, пока у вас нет смирения. Но это потому только, что если Он поможет вам достичь преуспеяния, вы повредитесь из‑за гордости. Бог ждет от нас только смирения, все остальное — непосредственный результат действия Божией благодати — причины всех благ, — которую привлекает смиренный человек благодаря своему доброму расположению. «Плод же Духа: (когда человек взрастит его в себе) любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5, 22–23).

В любом деле необходимы смирение, любовь, самоотверженность. Ведь это очень просто, а мы сами усложняем свою духовную жизнь. Так давайте будем, как только можем, осложнять существование сатане и облегчать жизнь человеку. Тяжелы для диавола и легки для человека смирение и любовь. Ведь даже человек слабый, болезненный, у которого совсем нет сил для аскезы, может одолеть диавола смирением. Из‑за смирения или гордости человек в один миг может превратиться в Ангела или беса. Разве много времени потребовалось для того, чтобы Ангел Денница стал диаволом? Его падение случилось за несколько секунд. Стяжание любви и смирения — это самый легкий способ войти в Царство Небесное, поэтому нужно начать с любви и смирения, а потом уже браться за остальное.

— Почему, хотя я прошу о чем‑то с верой, Бог не посылает мне этого?

— Если ты с верой просишь о чем‑либо, но при этом не имеешь смирения или же предрасположен к гордости, то Бог не дает этого. Вера может быть не только с «горчичное зерно», но и с целый килограмм горчицы, но если ей не соответствует такое же смирение, то Бог не будет содействовать человеку, потому что это не принесет пользы. Если у тебя есть гордость, то вера не работает.

Если мы смиряемся, то наши дела устраивает Бог, и мы познаем Его благодать, и ею живет и наша душа, и наше тело. Богу ведомо наше несовершенство, и Он хочет, чтобы и мы его осознали, для того чтобы мы отказались от своей воли и дали свободу действовать Христу. Все заключено в нашем смирении, которое привлекает Божию благодать — причину всякого добра.

…76… Читать дальше

Фильмы

  • По мотивам жизни Паисия Святогорца создан фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» (2012), режиссёр Александр Столяров.
  • Паисий Святогорец: Рождение, Детство, Молодость Фильм 1/7, режиссёр Александр Куприн
  • Паисий Святогорец: Начало монашеского пути Фильм 2/7, режиссёр Александр Куприн
  • Паисий Святогорец: Синайский отшельник Фильм 3/7, режиссёр Александр Куприн
  • Паисий Святогорец: Возвращение на Афон Фильм 4/7, режиссёр Александр Куприн
  • Паисий Святогорец: Панагуда Фильм 5/7, режиссёр Александр Куприн
  • Паисий Святогорец: Последние годы жизни Фильм 6/7, режиссёр Александр Куприн
  • Паисий Святогорец: Прославление Фильм 7/7, режиссёр Александр Куприн

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами (2012)

leon3

• 02.01.2013 в 17:48Мнение (Т.Черниговская, проф. СПбГУ):

Большая часть того, что происходит в психике, не поддается нашему контролю, более того, мы об этом ничего не знаем. Степень свободы мозга огромна, и если говорить грубо, он что хочет, то и делает.

Мозг принимает решения за несколько секунд до того, как человек это осознает. Но встает неизбежный вопрос о свободной воле. Получается, что мы зависим от генов, от врожденных особенностей психики и организма, от того, как мозгу больше нравится решать задачи, от социальных условий.

Большинство естественных задач человек решает в содружестве с другими людьми. Распределенный интеллект (distributed cognition) можно воспринимать как взаимодействие людей, как распределение когнитивных функций между человеком и нарастающим количеством умных устройств.

Появятся люди, у которых будут вживлены чипы, улучшающие память и реакции. Но где я кончаюсь и где начинаюсь? Я — это кто? Мое тело или мое сознание? А если мое тело или сознание имеют какие-то дополнительные устройства, буду ли это я?

Человек может потеряться в новом мире, потому что он не будет знать, как себя в нем расположить. Речь идет уже не о компьютерных играх, а о том, что весь мир может оказаться виртуальным. Расстояние между живым и неживым может стереться. Сейчас всерьез обсуждается вопрос о технологическом бессмертии: разберем мозг до наночастиц, а потом воссоздадим ту же личность, только из железа. Я считаю, что это кончится очень плохо, но идея уже находится внутри науки. Вопрос о технологическом бессмертии перед человечеством никогда не стоял так реально. Процесс создания искусственного интеллекта и срастания живого с неживым движется с очень большой скоростью, и ускорение, которое современная цивилизация приобрела, пугающе нарастает.

Нет одного определения сознания. Можно считать, что у всего живого есть сознание. Есть ли сознание у котов или собак? А если мы понимаем под сознанием только самое высшее, то у 80% людей сознание даже не появлялось.

Английский физик Роджер Пенроуз говорит, что сознание – это квантовая аномалия. Квантовая физика показала, что мы живем не в том мире, в котором мы предполагали. В нем один и тот же объект может одновременно находиться в двух разных местах. Там непонятны отношения причины и следствия: обязательно ли причина по времени предшествует следствию? В утешение нам всегда говорили, что это бывает только в микромире. Но крупные ученые говорят тоже о мире, в котором мы живем. Мы участники, а не наблюдатели бытия, субъект одновременно и объект. Это серьезный перескок из квантового мира в этот.

Кант говорит, что мы не выводим законы из природы, мы навязываем природе законы. Мы так видим эти законы, но это не значит, что они есть. Квантовая физика говорит ровно это: наблюдатель не является субъектом, который находится в зрительном зале, в то время как мир находится на сцене. Он на той же сцене, и когда наблюдатель со сцены уходит, он должен замолчать, потому что он не знает, что там происходит в его отсутствие. Мы оказались в неком неньютоновском мире.

Про 95% материи ничего не можем сказать. Создатель положил нам определенные границы слуха, зрения и кожной чувствительности. Магнитные поля и ультразвук мы не чувствуем, но это не значит, что этого нет.

Кант писал, что наш мозг позволяет нам такой мир. Все наши сенсорные системы позволили войти в наш мозг только определенной доле информации. Уже после этого дозирования мозг как хотел, так и обработал эти данные. Поэтому, когда говорят: «Мой мозг», — я, на месте мозга, засмеялась бы от души: Кто чей? Это череп твой, а ты – мозга. Как нам это осмыслить?

Вопрос о соотношении веры и науки. Ученые пытаются узнать, как Создатель устроил мир, по каким законам. Если Вы атеист, то скажете вместо Создателя – Природа. Но это ситуацию не меняет.

Гейзенберг, лауреат Нобелевской премии по физике, один из создателей квантовой физики, писал, что начало раскрытия естествознания делает нас атеистами, но затем приводит к Богу. А когда человек добирается до такого уровня сложности как космология или мозг,он может только развести руками.

Фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами»

Одной из работ режиссера-документалиста Александра Столярова, которая приобрела большую известность, стала кинокартина под названием «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», вышедшая в свет в 2012 году.

История создания

Желание снять фильм о схимонахе Паисии у сценариста А. Столярова появилось давно. Сценарий к будущему фильму был написан 10 лет назад. Святой Паисий в последнее время стал очень популярным. О нем делается много документальных фильмов на российском телевидении.

Идея фильма

Кинолента основана на рассказах и притчах схимонаха Паисия святогорца, которые были записаны другим монахом, Христодулом Агиоритом . Притчи и житейские случаи стали основой для данной художественной картины.

Перед нами современный святой с Афона и современный художник, который стоит вверх ногами.

Первый вопрос, который возникаем при прочтении названия картины — почему вверх ногами:

  1. Молодой монах зачастую снимает на камеру играющего схимонаха Паисия именно вверх ногами.
  2. Если говорить образно, мир каждого человека несовершенен и как бы «перевернут с ног на голову», особенно сейчас, в эпоху постмодернизма. И люди, перевертыши по жизни, не застрахованы от «кувырка», переворота, духовного и нравственного падения. От него даже не был застрахован троекратно отрекавшийся первоверховный апостол Петр.
  3. Устойчивость любого человека, даже святого, всегда ненадежна, а в наше время, когда виртуальная реальность уверенно вытесняет обычную, тем более. Своим фильмом автор хотел показать монахов и святых людьми, которым не чуждо ничто человеческое и юмор в том числе.

Бюджет фильма выделили под документальное кино, но сценарий был написан как игровой, поэтому режиссеру и его труппе приходилось постоянно молиться и выкручиваться буквально на каждом шагу. Однако в итоге получилось игровое кино с элементами художественного повествования.

Фильм снимали в монастыре, монахи тоже принимали участие в съемках. Фильм снимали в течение двух недель, потом режиссер попал в больницу, но быстро «сбежал» оттуда на съемочную площадку.

Самый лучший эпизод, которым действительно гордится режиссер, сделал монах Николай. Большой любитель кинематографа, батюшка Николай собрал всех монахов, чтобы «вынести тело из алтаря». Батюшка сказал спокойным голосом, что все сделают с одного дубля. Монахи хором ответили: «Благословляется с одного дубля». Сцена была снята с первого дубля.

Сюжет и композиция

Петр, в прошлом студент, приезжает в Спасо-Преображенский монастырь, в котором становится послушником. В качестве послушания создает видеофильм о старце Паисии, живущем в этом монастыре, который прославился многочисленными чудесами.

Только почему-то у Петра поначалу выходит вместо описания жизни старца нечто неподобающее — комедия вместо рассказа о жизни праведника. Молодой монах проводит все время в окружении старца, который открывает ему новый особый мир. В этом фильме захвачены последние дни жизни Паисия и начало жизни в монастыре молодого послушника.

После смерти Паисия молодой монах в огорчении спешит покинуть монастырь. Но происходит чудо, которое помогает ему многое переосмыслить.

Актерский состав

Главные роли сыграли Сергей Соколов (старец) и Даниил Усачев (послушник). Также в ролях — Юрий Косин, Альберт Армаутов и другие.

Паисий А. Столярова вряд ли имеет много схожего с преподобным Паисием (Эзнепидисом), почитаемом в Греции. Это обобщенный образ, олицетворяющий православного монаха, доброго и мудрого.

Есть еще отец Киприан. Возможно, он является прототипом образа монаха. В фильме — размышления о батюшке Киприане, его отношении к Паисию.

Сам А. Столяров говорил, что с Сергеем Соколовым, игравшим старца Паисия, на киноплощадке было непросто работать, так как он не артист по профессии, а инженер. Однако он — артист по своей натуре, «настоящее открытие» для режиссера. «Вытаскивая ребенка» из Соколова, он получил образ, очень приближенный к старцу.

Первоначально, музыку к фильму написала регент и композитор Елена Яковлева. Но эта музыка, очень хорошая, не подходила к замыслу фильма.

Совершенно случайно в Киеве режиссер познакомился с парнем из Тамбова. На сайте музыканта Алексея Рязанцева было объявление, в котором говорилось, что он бесплатно напишет музыку для кино. В итоге в фильме звучит его музыка, он сам там играет.

https://youtube.com/watch?v=2bFJz7zTnas

Пророчества

Старец Паисий говорил о грядущей войне Греции с Турцией, в которой Греция одержит победу и расширит свои территории, вернув себе Константинополь; треть турок примет православие, другая треть станет беженцами, а оставшиеся погибнут во время конфликта. Сам старец Паисий говорил, что слова о турецком вторжении исходят очень часто от тех, кто в случае войны сам перейдёт на сторону турок; но при этом был убеждён, что Греция вернёт себе в будущем Константинополь, а если Европа открыто поддержит курдов и армян, то Турция может прекратить своё существование как государство. Некоторые российские издания заговорили о пророчестве после того, как 24 ноября 2020 года турецкой авиацией был сбит российский самолёт Су-24.

Другие предсказания афонского старца Паисия Святогорца

Старец Паисий предсказал, что, в результате глубокого кризиса, Ватикан и католичество потеряют свое влияние. Разрушение мечети Омара, которая сейчас стоит на месте древнего храма Соломона, станет толчком к его восстановлению, и приметой наступления последнего времени.

В результате мировой войны погибнут сотни миллионов людей, поэтому, чтобы избежать дальнейших кровопролитий, будет предложено выбрать единого мирового лидера. Им будет избран Антихрист, которого Израиль ждет как мессию, и для встречи которого спешит восстановить храм Соломона.

Лжемессия насильственно введет экономическую систему, о которой говорилось еще в Откровении Иоанна Богослова, когда всему человечеству будет положено начертание на лоб или руку, содержащее число зверя – 666, и без него невозможно будет ни покупать, ни продавать.

Пророчества

Старец Паисий говорил о грядущей войне Греции с Турцией, в которой Греция одержит победу и расширит свои территории, вернув себе Константинополь; треть турок примет православие, другая треть станет беженцами, а оставшиеся погибнут во время конфликта. Сам старец Паисий говорил, что слова о турецком вторжении исходят очень часто от тех, кто в случае войны сам перейдёт на сторону турок; но при этом был убеждён, что Греция вернёт себе в будущем Константинополь, а если Европа открыто поддержит курдов и армян, то Турция может прекратить своё существование как государство. Некоторые российские издания заговорили о пророчестве после того, как 24 ноября 2020 года турецкой авиацией был сбит российский самолёт Су-24.

Канонизирован Паисий Святогорец

13 января Вселенский Патриархат канонизировал старца Паисия Святогорца, одного из самых почитаемых подвижников современности.

Канонизация сама по себе ничего не говорит о святости того или иного человека. Но актом канонизации Церковь устанавливает общественное почитание святого, ставит его в пример всем верующим, запечатлевает своим авторитетом его жизнь, деяния и учение. Поэтому канонизация всегда — большой праздник, тем более, когда речь идет о нашем современнике, которого многие из ныне живущих помнят лично. Приведем его биографию и ряд произведений, которые помогут узнать святого получше.

Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис; 1924-1994) родился в Каппадокии, незадолго до обмена населением между Турцией и Грецией. По настоянию святого Арсения Каппадокийского, родители будущего старца дали ему имя Арсений.

По профессии Паисий плотник. Участвовал во Второй Мировой войне в качестве радиста. В 1950 году он пошел на гору Афон, стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи также послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году верующие города Стомио попросили помочь остановить распространение протестантизма. Старец согласился и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, откуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году он тяжело заболел, ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти (г. Салоники). Там он скончался.

Характерный эпизод из жизни Паисия Святогорца (передает Митрополит Лимассольский Афанасий в статье «Голод по Богу»):

«Однажды старцу Паисию принесли кофеварку. У него не было ничего подобного, так как он не занимался приготовлением пищи. Была только банка из-под молока, которую он приспособил для кипячения воды, чтобы заваривать чай для гостей. Увидев, как он готовит чай, ему и принесли кофеварку. Старец Паисий сказал дарителю: “Зачем ты принес мне кофеварку, если мне даже некуда ее поставить? Значит, нужно, чтобы ты принес мне для нее полку, а также понадобятся и гвозди, чтобы прибить полку к стене. Затем понадобится средство для мытья этой посуды, да еще нужно будет узнать, какое… Так что оставь себе кофеварку, а я могу и дальше довольствоваться банкой, которая служит мне уже очень давно”».

Вот «случайное» наставление Паисия Святогорца:

— Скажите нам что-нибудь, геронда.

— Что я вам скажу?

— А что Вам Ваше сердце подсказывает.

— Мое сердце подсказывает мне вот что: «Возьми нож, изрежь меня на кусочки, раздай их людям и после этого умри».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector