Елизарово

СПА́СО-ЕЛЕАЗА́РОВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

Фото А.П. Пятнова Спасо-Елеазаровский монастырь. Собор Трёх Святителей. 1560–70-е гг. Фото 2009.

СПА́СО-ЕЛЕАЗА́РОВСКИЙ МОНАС­ТЫ́РЬ во имя Трёх свя­ти­те­лей (Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Ио­ан­на Зла­то­ус­та и Гри­го­рия Бо­го­сло­ва), рас­по­ло­жен в дер. Ели­за­ро­во на р. Тол­ва, в 30 км от Пско­ва. Ос­но­ван в 1440-х гг. мо­на­хом Ев­фро­си­ном (его имя в ми­ру, Елеа­зар, да­ло на­зва­ние оби­те­ли). Пер­вы­ми на­сель­ни­ка­ми С.-Е. м. ста­ли 4 род­ных бра­та ос­но­ва­те­ля, в т. ч. пер­вый игу­мен Иг­на­тий. По бла­го­сло­ве­нию Ев­фро­си­на воз­ник ряд мо­на­сты­рей (Кры­пец­кий, Верх­не­ост­ров­ский на ост­ро­ве в Псков­ском оз., Кня­же-Озер­ский, Маль­ский), за­щи­щав­ших се­ве­ро-за­пад псков­ских зе­мель. На­сель­ник С.-Е. м. Фи­ло­фей в 1-й пол. 16 в. сфор­му­ли­ро­вал цер­ков­но-по­ли­тич. док­три­ну «Мо­ск­ва – тре­тий Рим». В 1766 по­сле при­сое­ди­не­ния уп­разд­нён­но­го Спа­со-Ве­ли­ко­пус­тын­ско­го мон. к назв. «С.-Е. м.» до­ба­ви­лось «Ве­ли­ко­пус­тын­ский». В 1813 оп­ре­де­лён мо­на­сты­рём 2-го клас­са, в 1906 пре­об­ра­зо­ван в об­ще­жи­тель­ный, в 1907 вве­дён об­ще­жи­тель­ный Глин­ский ус­тав по чи­ну Афон­ских оби­те­лей. По­сле 1917 кон­фи­ско­ва­на цер­ков­ная ут­варь, в 1923 С.-Е. м. за­крыт. С 1922 в зда­ни­ях раз­мес­тил­ся «дом для де­фек­тив­ных де­тей», в со­бо­ре с 1926 – На­род­ный дом; во 2-й пол. 20 в. рас­по­ла­гал­ся лет­ний школь­ный ла­герь. В 1994 воз­вра­щён РПЦ (в 2000 от­крыт жен­ский мо­на­стырь).

Ком­плекс С.-Е. м. сфор­ми­ро­вал­ся во 2-й пол. 15 в. Его изо­бра­же­ние со­хра­ни­лось на трёх клей­мах на ико­не нач. 17 в. «Ев­фро­син Псков­ский, Сав­ва Серб­ский, Ио­анн Бо­го­слов и Сав­ва Кры­пец­кий» (Псков­ский гос. му­зей-за­по­вед­ник). В 1911 в ком­плекс вхо­ди­ли: со­бор Трёх свя­ти­те­лей, тё­п­лый храм (при­дел Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы), кор­пу­са на­стоя­те­ля и стар­ца, 2 брат­ских кор­пу­са, 2 гос­ти­ни­цы и хо­зяйств. по­строй­ки внут­ри и за ог­ра­дой (в кон. 1920-х гг. ут­ра­че­ны все де­рев. строе­ния).

Ар­хи­тек­тур­ные и де­ко­ра­тив­ные осо­бен­но­сти од­но­гла­во­го 3-ап­сид­но­го ка­мен­но­го со­бо­ра Трёх свя­ти­те­лей по­зво­ля­ют да­ти­ро­вать его 1560–70-ми гг. С юга к не­му при­мы­ка­ет при­дель­ная ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (пе­ре­строе­на в нач. 19 в.), с се­ве­ра – риз­ни­ца, с за­па­да – за­кры­тая па­перть и 6-гран­ная ко­ло­коль­ня, свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой га­ле­рея­ми. Де­кор фа­са­дов на­сы­щен тра­диц. псков­ски­ми ор­на­мен­та­ми (бе­гу­нец, по­реб­рик, бров­ки над ок­на­ми) и эле­мен­та­ми ср.-рус. де­ко­ра (ва­ли­ко­вые раз­во­ды, тя­ги, ар­ка­тур­ные поя­ски, ки­ле­вид­ные ни­ши). Не­обыч­на ар­хи­тек­ту­ра ко­ло­коль­ни, пе­ре­кры­той зон­тич­ным сво­дом (вос­соз­да­на в 2004). Ин­терь­ер хра­ма «заль­но­го ти­па», 4-столп­ный, с по­вы­шен­ны­ми под­пруж­ны­ми ар­ка­ми. Рес­тав­ра­ция про­во­ди­лась в 1957–60 и в 1990–2000-е гг.

В оби­те­ли по­чи­та­лись ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рия «Ца­ре­град­ская», по пре­да­нию, при­ве­зён­ная Ев­фро­си­ном из Кон­стан­ти­но­по­ля (не сохр.), и «Елеа­за­ров­ский Спас» (сер. 14 в., в 2010 воз­вра­ще­на в мо­на­стырь).

Описание архитектуры

После разрушений советской эпохи строения женской обители начали реставрировать уже в наши дни. Сейчас полностью окончены работы в храме Трех Святителей, построена новая башня колокольни, возводятся еще один храм, Воскресная школа и приют. Также восстановлен келейный корпус 1904 года.

Трехсвятительский собор стоит на высоком подклете и представляет собой трехапсидную церковь. В ней освящен придел великомученицы Елисаветы. Колокольня с семью колоколами расположена над лестницей. Скромный храм Архангела Гавриила открыт в белоснежном игуменском доме.


Часовня Спаса Нерукотворного Образа на территории монастыря

У дороги соорудили часовню Спаса Нерукотворного Образа. Кроме того, в композицию монастыря входят два сестринских корпуса, постройки хозяйственного назначения и здание паломнического центра, в котором имеется собственный домовой храм. Двор обители огражден забором. Территория очень ухожена, в теплое время здесь много цветов и зелени.

Спасо-Елеазаровский монастырь

Спасо-Елеазаровский монастырь, расположенный в 30 километрах от Пскова, был
основан как мужской монастырь в 1425 году иноком Снетогорского монастыря
Евфросином. Пройдя долгий путь, он умер в возрасте 95 лет, приняв перед
кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им Псковский
Спасо-Елеазаровский монастырь.

Эта обитель занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в
пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности
была принесена Цареградская икона Божией Матери  дар Константинопольского
Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею
вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима
пали, а третий стоит, а четвертому не быти».

В Елеазаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен
в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору
традиционной псковской архитектуры, пристроен придел Рождества Пресвятой
Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют
единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как
начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских
земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих
учёных мужей.

В 1574 году была воздвигнута главная святыня монастыря – Собор Трёх
Святителей. Он был освящён в честь Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоуста. В последующие годы много Спасо-Елеазаровский монастырь
перенес много испытаний. Ввиду близости границы, он подвергался нападениям
поляков, литовцев и ливонских рыцарей, неоднократно был разорён и разграблен,
но каждый раз в нем возрождалась иноческая.

После прихода к власти большевиков среди прочих святых обителей был
упразднён и Спасо-Елеазаровский монастырь. Многие из его насельников были
расстреляны. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из
псковских институтов, потом были попытки организовать на его территории
сельхозпроизводство  ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого
бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше
разрушаясь. В Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных
детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на
территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой
комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и
двухэтажный братский корпус. В короткий срок новыми властями было уничтожено
то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в
качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена
архиерейская служба, которая стала началом новой истории возвращённой святыни.
Были проведены серьезные восстановительные работы. Большую помощь монастырю
оказал академик Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о
выделении средств для проведения ремонта обители .

С возрождением иноческого служения в монастырь потянулись тысячи верующих.
Паломничество в Спасо-Елеазаровский женский монастырь с каждым годом принимает
всё более массовый характер. Люди идут поклониться его святыням, среди которых
главное место занимают чудотворные богородичные иконы «Феодоровская» и
«Цареградская», а также «Спас Елеазаровский.

Как добраться: монастырь находится в 30 км к северу от Пскова. До
Пскова из Москвы удобнее всего добираться на поезде с Ленинградского вокзала.
Из Пскова, с автовокзала, ходят автобусы на Гдов через деревню Елизарово, где и
расположена Елеазаровская обитель. На автомобиле из Пскова можно добраться по
трассе Р-60, ведущей в Гдов. В деревне Елизарово дорога идет прямо вдоль
монастырской ограды.

Адрес: Псковская область, деревня Елизарово

Социальные комментарии Cackle

Спасо-Елизаровский монастырь: что рядом?

Спасо-Елизаровский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Николая Чудотворца на острове Залита ~ 8,1 км. Церковь Петра и Павла на острове Белова ~ 11,1 км

Церковь Петра и Павла на острове Белова ~ 11,1 км

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь ~ 19,0 км

Церковь Апостола Матфея в поселке Писковичи ~ 21,1 км

Церковь Мины, Виктора и Викентия в селе Кусва ~ 22,2 км

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Боровик ~ 22,7 км

Монумент «Ледовое побоище» ~ 22,9 км

Снетогорский монастырь ~ 24,2 км

История монастыря с XVI века до наших дней

Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».

В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.

Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора

Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.

Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.

В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

Первый сестринский корпус

В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны.

До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.

Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.

К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века.

Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.

Часовня Спаса Нерукотворного Образа

Попытки перестроить монастырь на мирской лад

Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.

Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства — ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Деятельность прихода

Монастырь строго соблюдает принятый устав, но помимо этого, занимается и благотворительностью. Сестры обители оказывают помощь нуждающимся семьям как духовную, так и материальную. На реабилитацию принимались люди, зависимые от наркотических веществ. С ними проводилась духовно-нравственная работа.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

В Елеазаровском женском монастыре пребывает Феодоровская икона Божией Матери, перед которой, как гласит предание, молились царь Николай II с супругой и детьми. Она мироточит.

Также в его стенах хранится Цареградский образ Девы Марии и Спас Елеазаровский. Роща, где начиналась история создания обители, также почитается, как священная.

Престольные праздники

  • 5/18 июля — день памяти преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары;
  • 16/29 августа — перенесение Нерукотворного образа Спаса из Едессы в Константинополь;
  • 6/19 августа — Преображение Господне;
  • 15/28 мая — день памяти преподобного Ефросина;
  • 25 апреля/8 мая, 17/30 сентября — икона Богоматери «Цареградская».


Богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре

Расписание богослужений

Попасть в храмы обители можно каждый день с утра до вечера. В них проходят богослужения по такому распорядку:

  • в будние дни и субботу с 7:00 идет утренняя служба и Полунощница. С 8:00 начинается Божественная литургия;
  • по воскресеньям и праздничным дням утренние молитвы читаются с 8:00, Литургия — с 9:00;
  • вечерняя служба начинается с 17:00 ежедневно.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения КНЯЗЬ_ИГОРЬ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

В 25 верстах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера, усыпанного небольшими островами, стоит Спасо-Елизаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Родился он ок. 1386 года, в крещении был назван Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

Когда к Евфросину начали стекаться подвижники, ищущие уединения, то он построил деревянную церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Это место обтекаемое двумя рукавами реки было тесным и братия предложила перенести обитель на другое место, но Евфросин не согласился и предложил им засыпать правый рукав реки. Общими усилиями этот тяжкий труд был выполнен. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия.

Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В Елизаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс.

В 1918 году закрывается Спасо-Елизаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. Поочередно в Елеазаровской обители открывались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но сумели найти финансирование на его реставрацию.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В монастыре сейчас живет 25 сестер. Восстанавливаются собор и монатлеский корпус, строится ограда вокруг монастыря. В будущем будет открыт при монастыре детский приют, основы которого закладываются уже сегодня.

Русская Православная Церковь

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

История основания обители

В небольшой пустыни среди псковских дремучих лесов возле реки Толвы в древние времена поселились монахини из Иоанновского монастыря. Однако для женщин жизнь в таких условиях оказалась слишком сложной, и они вынуждены были покинуть это место.


Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

В 1425 году сюда пришел инок из Снетогорской обители. В миру его звали Елеазар. Он родился и жил в деревне Виделибье. По преданию, будущий подвижник с малых лет отличался сообразительностью и тонким пониманием Священного Писания. Когда родители решили женить его, Елеазар ушел из отчего дома и не возвращался туда до тех пор, пока мать и отец не оставили своего намерения. Спустя некоторое время молодой человек принял постриг в монастыре с именем Ефросиний.

Монах Ефросиний

Монах был образован и прослыл грамотным богословом. Для уяснения интересующих вопросов касательно богослужений, он пешим ходом прибыл в Константинополь. Принимал гостя сам Патриарх Константинопольский. Перед возвращением Ефросина на родину, он подарил иноку Цареградскую икону Богоматери, давая таким образом свое благословение на основание новой обители.

Желая вести уединенный образ жизни, Ефросин выбирает именно то место, где некогда хотели основать монастырь монахини. Оно идеально подходило для отшельничества — огибаемый двумя рукавами реки, участок под холмом, изолированный от посторонних глаз.

Строительство монастыря

Но со временем к пустынножителю начали стекаться другие отшельники. Сформировалась небольшая братия, жившая в самодельных деревянных кельях. Ефросиния начали просить образовать здесь монастырь, но для сооружения построек просто не хватало площади.

И вот однажды, иноку приснилось необычное сновидение, в котором ему явились три святителя — Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Святые велели скопать холм и засыпать землей от него одно из русел речки. Монах поделился откровением, увиденным во сне с братией, и было решено поступить так, как велели святые отцы.


Преподобный Евфросин Псковский, основатель монастыря

На образовавшемся участке появился собор и братские кельи. Логично было бы, если б именно Ефросин стал настоятелем новообразовавшегося монастыря. Но старец был большим аскетом и предпочел не менять уклад своей жизни, оставаясь отшельником. Первым игуменом обители стал Игнатий. Ефросин же оставался для своих учеников наставником и советником.

На заметку! Именно из Елеазаровской пустыни вышли многие подвижники русской земли, которые основали десять новых обителей на Псковщине, а некоторые были причислены к лику святых.

Дожил старец до почтенного возраста 95 лет. Перед смертью им было составлено завещание касательно жизни монастыря, рыбной ловли и так далее. Честные мощи праведника поместили в раку в Трехсвятительском соборе. На закате своих дней Ефросиний принял схиму с мирским именем своим Елеазар.

В память о духовном отце своем братия начала именовать обитель Елеазаровской.

«Третий Рим»

Предполагается, что во время путешествия в Константинополь Евфросинию была открыта тайна «Третьего Рима». Но лишь спустя сто лет, один из преподобных старцев мужского монастыря заявил во всеуслышание, что на Москву ложиться ответственность за сохранность истинной христианской веры в человеческом мире. Первый и второй Рим пали, а третий стоит, четвертому же не быть — так говорил Филофей. Он предупреждал царя Василия Иоанновича, что ему надлежит блюсти законы Божьи и не уповать на богатство и власть.

Русский народ величал самодержца «Православный Царь», проникаясь идеей того, что именно ему следует охранять и защищать христианство от мусульманского варварства и западной ереси.


Ручной листовой колокол на территории монастыря

Небольшая пустынь среди лесов стала мощным духовным центром, объединявшим русские территории вокруг Москвы. Здесь велись переписи летописных книг, в частности, была переписана старая версия «Слова о полку Игореве». Здесь же написали и житие преподобного Ефросина.

Елеазаровская обитель в противовес Псково-Печерской настаивала на соединении с Московским княжеством, поскольку, по теории Филофея, в руках князя московского сосредоточены бразды правления, данные ему Господом.

Как добраться

Местонахождение монастыря — деревня Елизарово, которая расположена в 29 км от Пскова, если ехать на север. На своем автомобиле удобно добираться по трассе 58К-96, идущей в Гдов. В черте Пскова это улица Леона Поземского. Обитель находится на левобережье речки Толвы. С псковского автовокзала в направлении Гдова, Самолвы, Верхолина идут автобусы, на которых можно доехать в нужное место за полчаса или 40 минут.

Сегодня этот монастырь относится к архитектурному наследию Российской Федерации. В него стекается много паломников, желающих приложиться к вековым святыням и попросить помощи и благословения.

Документальный фильм о Спасо-Елеазаровском монастыре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector