Глас народа: зачем созывали земские соборы?
Содержание:
- Чем завершился Земский собор?
- Причины появления и суть вопроса
- Вече как регулятор общественной деятельности
- Фон
- Созыв первого земского собора: дата начала российского парламентаризма
- Периодизация земских соборов
- История земских соборов
- Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи
- Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи
Чем завершился Земский собор?
Земский собор закончился 21 февраля 1613 г.
Первым решением собора было утверждение обязательного условия для кандидатов на трон – монарх должен был обязательно быть русским и никаким образом не относиться к чужеземцам.
Второе решение – собор избрал царём Михаила Романова, которому на момент собора было только 16 лет. В результате вся полнота власти сосредоточилась в руках одного легитимного монарха, который основал стабильную правящую династию. Российское государство смогло остановить нападения Польского королевства, Германии и Швеции, которые стремились занять свободный российский престол.
Для оповещения Михаила о его избрании в Кострому прибыла делегация земского собора. В Москву для коронации он смог приехать лишь в мае 1613 г.
К сожалению, до наших дней сохранилось очень мало аутентичных документов, которые бы пролили свет на все тонкости тех событий и решений. Мы знаем только о многочисленных интригах вокруг собора. Это вполне закономерно, учитывая ответственность и масштабы принимаемого решения. Целые династия могли потерять своё влияние. Для страны это была единственная возможность выйти из политического кризиса.
Причины появления и суть вопроса
Определение Земского собора мы привели в начале статьи. В связи с этим, думаю понятно, что Земских соборов в Древней Руси не было!
В школьном курсе истории России обычно упоминаются такие причины появления:
- Необходимость легитимности решений, принятых царской властью. Москва была сравнительно молодым государством: только в 1521 году здесь завершились исторические процессы формирования единого централизованного государства и собирания русских земель. А Иван Грозный объявил объявил себя еще первым царем. Разумеется ему было необходимо такое собрание, на котором политическая элита страны узнала бы настроения наиболее активной части общества и скорректировала свои решения.
- Слабость царской власти. Говоря о Земском соборе, мы имеем в виду сословно-представительное собрание, которое имело исключительно совещательные функции. Но сам факт его первого созыва в 1549 году — говорило о том, что царская власть пока не может принимать самостоятельные решения.
Напомним также, что в 1547 году в Москве был страшный пожар. В народе говорили, что это родственники первой жены Ивана Грозного — Анастасии Романовны Захарьевны-Юрьевой подожгли город. В результате возникло восстание. Народ пришел к монарху, который по сути оказался один на один с разгневанным народом, был вынужден его увещевать.
Позже в переписке с Андреем Курбским Иван Грозный напишет, что от вида народного гнева вошел страх в кости его. Неудивительно, что после такого созыв некоего представительного органа — был вполне закономерным решением.
Также сегодня выделяют такую причину созыва этого собора: что новое Московское государства хотя и сформировалось, но не имело четкой структуры органов государственной власти. И поэтому каждый созыв Земского собора — был созывом в некоем роде учредительного собрания, которое учреждало новые порядки, да и даже новые династии:
- Так после Земского собора 1549 года был принят Судебник 1550 года и Стоглав.
- На соборе 1598 года фактически стала править новая династия Годуновых (Борис Годунов (1598 — 1605), Федор Годунов (с апреля по начало июня 1605 года)). Кстати, этот момент очень любят спрашивать в тестах ЕГЭ по истории.
- На соборе («Совете всей земли») 1613 года по сути демократическим путем (на альтернативной основе) был избран первый представитель новой династии Михаил Романов, который и стал ее основоположником.
- На Земском соборе 1649 года по сути завершился политический облик Московского государства. Было принято Соборное уложение 1649 года, в котором начали прорастать права и обязанности сословий, зафиксировано крепостное право, завершилось формирования облика царя как помазанника божьего, честь которого охраняется законом.
- Земский собор 1653 года (который считается последним) — зафиксировал вхождение левобережной Украины в состав Московского царства.
Поделиться в соц. сетях
Вече как регулятор общественной деятельности
На территориях Древней Руси, еще в период язычество, общепризнанные человеческие права (даже и не писаные) были основаны на принципах, которые в некоторых аспектах были схожи с принципами ранней эллинской демократии.
Верховная власть была закреплена за вече – собранием всех свободных взрослых людей селения, либо племени. В системе общественного управления одновременно находится также и принцип монархии и единоначалия, в котором страну возглавлял наследственный, либо выборный князь, который был утвержден на вечевом собрании и был ему подотчетным.
Изначально, принцип наследственности в кругах высшей княжеской власти не был строго оформлен, несмотря на то, что в процессе выбора князя происходил неизменный учет благородства происхождения, а также подразумевалось доминирование его рода над остальными.
Частично, это стало причиной того, что арабские и византийские писатели в общественном жизнеустройстве славян видели больше демократических факторов, чем монархических.
Замечание 1
Именно на таком вече (новгородском) был избран Рюрик – родоначальник первой княжеской династии, который был признан восточными славянами.
Согласно утверждению историков, вечевой строй являлся традиционным средством управления в восточнославянских племенах, местностях и городах, хоть каждой областью на протяжении различных исторических периодов вносились корректировки в его организацию.
Действие вечевых сходов продолжалось до середины XVI века, а отменены были по специальному распоряжению первого русского царя – Ивана IV. Однако даже после этого, в начале XVII века (в период Смутного времени), провинциальное и столичное народное сопротивление также зачастую было провозглашено на вечевых сборах и сходах.
Благодаря сходу на нижегородской рыночной площади, призыв старосты Козьмы Минина в 1611 году о сборе ополчения против польских интервентов имел статус общенародного решения.
История Росси помнит немало таких соборов
Именно в их процессе оттачивалось мастерство принятия решений государственной важности. Соборы также принимали участие в решении гражданских вопросов
Показательным является пример с Владимиром I Святославовичем.
Равноапостольный князь, который проникся христианским духом всепрощения и миролюбия начал тяготиться княжеским долгом в наказании и осуждении преступников. «Боюсь греха» – именно такими словами он открещивался от этих занятий перед боярами.
Замечание 2
Только благодаря собору киевского духовенства стало возможным убедить князя в том, что такие личные качества, как добродетель, всепрощение и личное благочестие должны проявляться только в отношении личных врагов, а как правитель христиан он должен пресекать распространение злых действий, чтобы сберечь нравы и мир вверенного ему в подчинение народа.
Еще на ранних этапах существования древнерусского государства, соборный принцип использовался в области гражданского самоуправления и сочетался с вечевым строем, который не только способствовал решению текущих вопросов, связанных с военными действиями, международными соглашениями и выборами князя, но также выполнял и законодательную функцию.
Пример 1
На псковском вече, в процессе утверждения Судной грамоты, ее принятие произошло «с благословения своих отцов, священников и попов всех пяти соборов и диаконов, а также всего священства Божьего, всем Псковом на вече».
Важность соборных функций новгородских народных сходов подтверждается тем фактом, что на протяжении длительного периода именно вече могло избирать в Новгороде архиепископов на должность правящего архиерея.
Фон
Династический кризис в России разразился в 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича . На момент смерти Федор оставался единственным сыном царя Ивана Грозного . Двое других сыновей погибли: старший, Иван Иоаннович , умер в 1581 году якобы от руки отца; самый младший, Дмитрий Иоаннович , в 1591 году в Угличе при невыясненных обстоятельствах. Своих детей у Федора не было. После его смерти престол перешел к жене царя Ирине , затем к ее брату Борису Годунову . После смерти Бориса в 1605 году они последовательно правили:
- Сын Бориса Федор Годунов ;
- Лжедмитрий I (истинное происхождение спорно);
- Василий Шуйский .
После свержения с престола Василия Шуйского в результате восстания 27 июля 1610 г. власть в Москве перешла к временному боярскому правительству (см. Семибоярщина ). В августе 1610 года часть населения Москвы присягнула князю Владиславу , сыну польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III . В сентябре армия Речи Посполитой вошла в Кремль. Фактическая власть московского правительства в 1610–1612 годах была минимальной. В стране царила анархия, северо-западные земли (в том числе Новгород) были оккупированы шведскими войсками. В подмосковном Тушино продолжал действовать тушинский лагерь другого самозванца — Лжедмитрия II . Лагерь действовал до марта 1610 года, но с декабря 1609 года он отказался поддерживать самозванцев и поддержал польского короля. В марте 1610 года лагерь Тушино был разгромлен. Лжедмитрий II был убит в Калуге в декабре 1610 года. Для освобождения Москвы от захватчиков было создано Первое народное ополчение (под руководством Прокопия Ляпунова , Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого ), а затем Второе народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрий Пожарский , стабильно собирался. В августе 1612 года Второе ополчение с частью сил, оставшихся под Москвой из Первого ополчения, разгромило армию Речи Посполитой, а в октябре полностью освободило столицу.
Созыв первого земского собора: дата начала российского парламентаризма
Почему корни российского парламентаризма зародились именно в 1549 году?
До этого история зарождавшегося государства знала другую форму самоуправления – вече. Именно здесь лежат начала практики решения наиболее важных вопросов на общем сходе представителей народа. Фактически вече представляло собой своеобразную версию прямой демократии. В разных формах оно существовало во многих городах, в каждом из которых действовал определенный порядок его проведения. Сначала здесь рассматривались частные дела (спорные, судебные), позже – общезначимые конкретные вопросы, в том числе, отношения с соседями. Однако эти «сходы» не были регламентированы законом и развивались на основе народного обычая. Они не обладали строгой процедурой: подсчет голосов не осуществлялся, решения принимались на основе волеизъявления путем «выкликания». Чтобы добиться принятия необходимого решения, достаточно было нанять профессиональных крикунов. В основном их услугами пользовались бояре и крупнейшие купцы. Нередко подобные собрания заканчивались массовыми потасовками, и унимать толпу приходилось архиепископу.
Первый земский собор был созван в 1549 году. Как учредительный, так и последующие соборы серьезно отличались от вече. Их деятельность была более регламентирована, они решали вопросы общегосударственного значения. Несмотря на то, что этот орган имел множество отличий от институтов сословно-представительной монархии европейских стран, именно соборы считают первым проявлением российского парламентаризма. Но в каких условиях они зародились? И почему именно Иван IV, в мировой истории известный как «Грозный», как родоначальник опричнины и источник террора в отношении всех слоев населения учредил институт, по своей сути ограничивающий абсолютную власть монарха?
В год первого Земского собора был создан новый Судебник
Первый Земский собор перевернул страницу в управлении государством. Теперь важные вопросы царь решал не с Боярской Думой, а на Земском соборе.
На соборе в 1549 году рассматривались не конкретные случаи земельных споров и случаи насилия над служащими. Обсуждалась общий курс политики. Установившейся строй способствовал усилению власти знати, что обостряла классовые отношения и подрывало целостность власти.
Сохранившиеся записи велись по протоколу и схематично. Определить форму обсуждения и ее направление невозможно.
В следующем соборе был принят Стоглав – книга по управлению церковной и нравственной жизни людей. Она содержала 100 глав, за что и получила свое название. По Стоглаву должно было жить духовенство. В нем были предусмотрено семейное право. К примеру, указывался минимальный брачный возраст: для женщин 12 лет, а мужчин – 15 лет. На Стоглавом соборе реформы царя и Судебник 1550 года получил одобрения бояр, высшего духовенства и знати.
Опричнина так же имеет соборные корни. Российская аристократия на деле не хотели принимать предложенное сотрудничество. Она всячески отстаивала свои интересы. Начались междоусобные стычки, которые могли погубить Московское государства. Иван IV при поддержке народа стал бороться с боярской оппозицией и сформировал основы управления государством.
Все последующие Земские соборы носили миротворческий характер
Их задачей было предотвращение начала политической смуты или решение важного вопроса (избрание царя, утверждение наследника на престоле, принятие свода законов, принятие новых земель и т.д.). Большинство Земских соборов коренным образом отличались друг от друга
Строгой формы и регламентации не существовало.
Периодизация земских соборов
Список Земских соборов
Можно выделить шесть периодов в работе земских соборов:
При Иване Грозном
История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 году Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до 1584 г.
От смерти Ивана Грозного до падения Василия Шуйского
Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Соборы выполняли функцию избрания на царство.
Ополчения
С 1610 по 1613 годы земский собор при Ополчениях превращается в орган верховной власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.
1613—1622 гг.
Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращение новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
1632—1653 гг.
Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Малороссии, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года».
1653—1684 гг.
Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.
В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.
История земских соборов
«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева
В 1547 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1547 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.
Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.
В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».
История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.
Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов
Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1547 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом
Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.
Это интересно: 1072,ДЕЙВИС, Дэвис (Davis) Джон (ок. 1550-29.12.1605)
Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи
Земские соборы XVI—XVII вв. не породили устойчивого сословного представительства в Московском государстве; экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм).
В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами») славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл <…> с любопытством и нашёл много справедливого.»
В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром. Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: «<…> Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную <…>».
Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи
Земские соборы XVI—XVII вв. не породили устойчивого сословного представительства в Московском государстве; экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм).
В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами») славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл <…> с любопытством и нашёл много справедливого.»
В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром. Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: «<…> Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную <…>».