Смысл книги станислава лема «солярис»

Содержание/сюжет

Действие происходит в неопределённом будущем. Соляристика — наука, изучающая далёкую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона, который работал на Солярисе и наблюдал там очень странные явления. Некоторые учёные делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

На огромной полузаброшенной орбитальной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое учёных — Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что её экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» — материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом — они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской холодного и циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина. В предсмертном послании Гибарян говорит: «Это не безумие… здесь что-то с совестью». Земляне, похоже, сами стали объектом исследований со стороны разумного океана планеты.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. Копия Хари тоже постепенно осознаёт свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений. Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса её уничтожить, что они и делают путём аннигиляции. Потом Сарториус и Снаут проводят свой эксперимент — с помощью рентгеновского излучения посылают океану энцефалограмму Кельвина. Попытка приносит результат — визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую непонятную активность: на его поверхности стали появляться странные острова.

В финале Крис Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома в позе персонажей картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.

Краткое содержание сюжета

Солярис описывает окончательную тщетность попыток связи с внеземной жизнью, населяющей далекую инопланетную планету Солярис. Планета почти полностью покрыта океаном геля, который, как выясняется, представляет собой единую, охватывающую планету сущность. Ученые-земледельцы предполагают, что это живое и разумное существо, и пытаются общаться с ним.

Крис Кельвин, психолог, прибывает на борт станции Солярис, научно-исследовательской станции, парящей у поверхности океана Солярис. Ученые изучали планету и ее океан в течение многих десятилетий, в основном тщетно. Научная дисциплина, известная как соляристика, с годами выродилась в простое наблюдение, регистрацию и категоризацию сложных явлений, происходящих на поверхности океана. Пока что ученые составили только детальную номенклатуру явлений и еще не понимают, что на самом деле означает такая деятельность. Незадолго до прибытия Кельвина команда подвергла океан более агрессивным и несанкционированным экспериментам с использованием высокоэнергетической рентгеновской бомбардировки. Их эксперименты дают неожиданные результаты и становятся психологически травматичными для них как индивидуально несовершенных людей.

Реакция океана на это вторжение обнажает более глубокие, скрытые аспекты личностей ученых-людей, не раскрывая при этом ничего о самой природе океана. Он делает это путем материализации физических симулякров , в том числе человеческих; Кельвин сталкивается с воспоминаниями о своем мертвом возлюбленном и чувством вины за ее самоубийство. «Гости» других исследователей только упоминаются. Все попытки людей разобраться в деятельности Соляриса оказались тщетными. Как писал Лем, «особенность этих явлений, кажется, предполагает, что мы наблюдаем некую рациональную активность, но смысл этой, казалось бы, рациональной активности Солнечного океана находится за пределами досягаемости человеческих существ». Он также написал, что сознательно решил превратить разумного пришельца в океан, чтобы избежать любой персонификации и ловушек антропоморфизма при изображении первого контакта.

Адаптации

Аудио

  • 1963 — Театр Польского радио ; Режиссер: Юзеф Гротовски, Кельвин: Станислав Зачик
  • 1975 — Театр Польского радио; Режиссер: Юзеф Гротовски, Кельвин: Марек Вальчевски
  • 2007: BBC Radio 4 транслировало двухчасовую театрализованную версию романа.
  • 2007: в России выпущен аудиоспектакль на диске CD — MP3 (226 минут, 14 треков).

Аудиокниги

  • 2010: Польское радио , комментатор Петр Фрончевский
  • 2011: Audible.com выпустил первый прямой перевод с польского на английский в виде аудиокниги, озвученной Алессандро Джулиани . Оригинальный польский текст был переведен на английский Биллом Джонстоном с одобрения поместья Лема. Затем последовало издание электронной книги ( ISBN  978-1-937624-66-8 ) перевода Джонстона.
  • 2011: англоязычная версия переведена Биллом Джонстоном , рассказана Алессандро Джулиани.
  • 2011: Аудиотека, рассказала команда

Театр

  • Польская сценическая постановка 2009 г. « Солярис: Отчет» (польский: Solaris. Raport ), Т. Р. Варшава , Польша.
  • Британская сценическая постановка Дмитрия Девдариани « Солярис » ( Лондон , Англия , 2012).
  • По мотивам романа была написана пьеса Дэвида Гайтана в 2014 году, поставленная Мартином Акостой и премьера которой состоялась в Мехико, — La velocidad del zoom del horizonte .
  • В 2018 году в Театре Магдебурга , Германия, была поставлена ​​экранизация Тима Стаффеля в постановке Люси Берелович.
  • Solaris (2019 игры) , премьерав солодовни театре , производство адаптации по Дэвид Грейг , совместно с Royal лицейского театра , Эдинбург , который бежал в Эдинбурге в сентябре-октябре 2019 года и в Лондоне Lyric Hammersmith в октябре-ноябре 2019Его герой была женщина, и экипаж космического корабля был сбалансирован по половому признаку.

Опера

  • Немецкая опера « Солярис » Михаэля Обста ( Мюнхенская биеннале , Германия , 1996).
  • Итальянская опера « Солярис » Энрико Корреджиа ( Турин , Италия , 2011).
  • Австрийская опера « Солярис » Детлева Гланерта ( Bregenzer Festspiele , Австрия , 2012).
  • Японская опера « Солярис » Дая Фудзикуры и Сабуро Тешигавара (« Опера Лилля и путешествия по другим площадкам», 2015 г.).

Кино

Солярис снимался трижды:

  • Советский телевизионный спектакль « Солярис» (1968) ,поставленный Борисом Ниренбургом   , довольно точно следует сюжету и сохраняет акцент на планете, а не на человеческих отношениях.
  • Солярис (1972) , советский полнометражный фильм режиссера Андрея Тарковского . Фильм свободно следует сюжету романа, подчеркивая человеческие отношения вместо астробиологических теорийЛема- особенно жизнь Кельвина на Земле до его космического путешествия на планету. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля 1972 года .
  • «Солярис» (2002) , американский фильм режиссера Стивена Содерберга с Джорджем Клуни в главной роли,продюсер Джеймс Кэмерон . Этот фильм также подчеркивает человеческие отношения и снова исключает научные и философские темы Лема.

Сам Лем заметил, что ни одна из версий фильма не изображает большую часть необычайной физической и психологической «чуждости» океана Соляриса. Отвечая на кинематографические обзоры версии Содерберга, Лем, отметив, что не смотрел фильм, написал:

Культурное влияние[править | править код]

Роман оказал большое влияние на развитие научной фантастики, книга неоднократно экранизировалась и переведена более чем на тридцать языков, в том числе и на русский.

По мнению Бориса Стругацкого, роман Лема входит в десятку лучших произведений жанра и оказал «сильнейшее — прямое либо косвенное — влияние на мировую фантастику XX века вообще и на отечественную фантастику в особенности».

Сергей Лукьяненко в романе «Звёзды — холодные игрушки» делает упоминание о подобном живом океане: «…А была целая планета, имевшая разум. Океан разумной протоплазмы, с которым никто не смог установить контакт… и Алари получили приказ…».

Создание[ | ]

На роль Хари Тарковский пробовал также Аллу Демидову, но в её исполнении Хари получалась слишком агрессивной. Среди претенденток были Анастасия Вертинская и шведская актриса Биби Андерссон[источник не указан 435 дней

]. В результате режиссёр остановил выбор на Наталье Бондарчук. «Город будущего» — Акасака, Токио. Его Анри Бертон пересекает в своей машине. Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям, развязкам, эстакадам «города будущего», снимали в Японии. Сюто — сеть скоростных платных автодорог в Большом Токио, была построена к Олимпиаде 1964 года и из-за плотной застройки большая её часть пролегала как под городом, так и над городом

Это привлекло внимание Тарковского, так как многоуровневые автострады являлись традиционной деталью у художников, иллюстрировавших фантастическую литературу в XX веке

Натурные сцены «дома у реки», в котором жил Кельвин, снимались недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Место было выбрано не случайно: как рассказывают современники режиссёра, именно в Звенигороде мать Тарковского когда-то снимала дачу на лето для своих детей. Декорации к фильму готовили около года, для большей таинственности даже облицевали жестью мост рядом с домом героя. Съёмочная группа проживала в монастыре, а первый кадр был снят в поле.

В окончательную редакцию не вошла сцена в зеркальной комнате, режиссёр изъял её из фильма. Этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с происками цензуры. На самом деле цензуру и редактуру эта сцена не волновала, и мотивы у режиссёра, скорее всего, были внутренними. Известно, что он не раз возражал против того в фильмах, что казалось ему «слишком красивым».

Сцена в невесомости снималась при помощи двух операторских кранов, на одном из которых был закреплён киносъёмочный аппарат, а на другом располагались актёры. Виды мыслящего океана снимались по методу ФОКАЖ (форма, образованная контактом активных жидкостей), разработанному кинооператором комбинированных съёмок Борисом Травкиным.

Тарковский так отзывался о своей картине:

В тот день, когда киностудия «Мосфильм» заключила договор со Станиславом Лемом на экранизацию романа «Солярис», корреспондент журнала Советский экран Мирон Черненко взял у него интервью. В интервью, опубликованном в январе 1966 года, Лем говорит, что он и Тарковский — «убеждённые противники цвета в кино», поэтому фильм будет чёрно-белым. Отзываясь о других режиссёрах, Лем говорит, что ему «не приходилось ещё видеть интересных и умных фантастических картин».

В итоге Лем остался недоволен и этой экранизацией.

Литература[ | ]

  • Зоркая Н. М., Сандлер А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. — М.: Искусство, 1991. — 397 с. — ISBN 5-210-00150-4.
  • Черненко М. М. Идти на риск… (интервью со Станиславом Лемом) // Советский экран : журнал. — Правда, 1966. — № 1 (217). — С. 18—19.
  • Масуренков Дмитрий. Космос в кювете // «MediaVision» : журнал. — 2021. — № 2. — С. 44—45.
  • Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы. Сб. / Сост. Д. А. Салынский. — М.: Астрея, 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-903311-20-0.
  • Tumanov Vladimir. Philosophy of Mind and Body in Andrei Tarkovsky’s Solaris: Film-Philosophy // Western University. — 2021. — Т. 20. — С. 357—375. (англ.)

В ролях[ | ]

Актёр Роль
Донатас Банионис Крис Кельвин Крис Кельвин
Наталья Бондарчук Хари Хари
Юри Ярвет Снаут Снаут
Анатолий Солоницын Сарториус Сарториус
Николай Гринько Ник Кельвин отец Криса Ник Кельвин
Владислав Дворжецкий Анри Бертон Анри Бертон
Сос Саркисян Гибарян Гибарян
Ольга Барнет мать Криса в молодости
Александр Мишарин председатель комиссии
Юлиан Семёнов председатель научной конференции
Георгий Тейх Мессенджер профессор Мессенджер
Баграт Оганесян Тархье Тархье
Тамара Огородникова Анна тётка Криса Анна
Виталий Кердимун сын Бертона
Татьяна Малых племянница Криса
Виталий Стацинский в юности Криc в юности
Ольга Кизилова «гостья» Гибаряна
Симон Бернштейн «гость» Сарториуса
  1. озвучивает Владимир Заманский
  2. озвучивает Владимир Татосов
  3. не отмечен в титрах

В роли собаки отца Криса Кельвина — бульдог по кличке Метан

Критика и интерпретации

В интервью Лем сказал, что роман «всегда был сочной добычей для критиков», с интерпретациями, варьирующимися от фрейдизма , критики контактов и колониализма , до антикоммунизма , в котором говорится, что Океан представляет Советский Союз и народ. на космической станции представляют страны-спутники Центральной и Восточной Европы . Он также прокомментировал абсурдность аннотации к обложке книги для издания 1976 года, в которой говорилось, что роман «выражает гуманистические убеждения автора о высоких моральных качествах человека». Лем отметил, что критик, пропагандировавший фрейдистскую идею, на самом деле ошибся, основав свой психоанализ на диалоге из английского перевода, тогда как его диагноз не смог бы основываться на идиомах в исходном польском тексте.

Экранизации и инсценировки[ | ]

  • «Солярис» (СССР, 1968) — телеспектакль, реж. Борис Ниренбург.
  • «Солярис» (СССР, 1972) — реж. Андрей Тарковский. Экранизация романа Тарковским Лему не понравилась:
  • Московский композитор Сергей Жуков написал двухактный балет «Солярис» по мотивам романа. Либретто А. Соколова и В. Фетисова. Поставлен в 1990 г. в Днепропетровском театре оперы и балета, балетмейстер — А. Соколов, дирижёр Н. Шпак, художник Г. Якубовская, режиссёр Ю. Чайка.
  • «Solaris. Дознание» (Россия, 2007) — спектакль московского театра «АпАРТе». Режиссёр — А. Любимов, художники — М. Кривцова и К. Автандилова. В ролях: А. Фигуровский, А. Зыкова, А. Любимов, Д. Дежин.
  • «Солярис» — радиоспектакль (Россия, 2007, продолжительность — 3 часа 45 минут). Автор сценария и режиссёр Дмитрий Креминский, композитор Тимур Кадочников. Роли исполняют: Сарториус — Александр Филиппенко, Снаут — Армен Джигарханян, Кельвин — Владислав Ветров, Гибарян — Александр Вилькин, Мессенджер — Алексей Жарков, Бертон — Андрей Тушканов, Хари — Татьяна Шпагина.
  • «Солярис» — балетный спектакль Юрия Смекалова, совместный проект театра «Приют комедианта» и M.A.D. Company (Премьера спектакля состоялась 3 марта 2021 года)

Съёмочная группа[ | ]

  • Режиссёр: Андрей Тарковский
  • Сценаристы: Андрей Тарковский
  • Фридрих Горенштейн

Оператор: Вадим Юсов
Художник: Михаил Ромадин
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукооператор: Семён Литвинов
Второй режиссёр: Юрий Кушнерёв
Второй оператор: Евгений Шведов
Художник-гримёр: Вера Рудина
Художник по костюмам: Нелли Фомина
Монтажёр: Людмила Фейгинова
Комбинированные съёмки

  • оператор: Василий Севостьянов

художник: Александр Клименко
Ассистенты режиссёра:

Арнольд Идес, Лариса Тарковская, Мария Чугунова

Ассистенты оператора:

Юрий Невский, Владимир Шмыга

  • Редактор: Лазарь Лазарев
  • Директор картины: Гарри Гуткин, Вячеслав Тарасов

Артефакты[править | править код]

Станция Солярис (Stacja Solaris) сделана в виде диска диаметром двести метров с четырьмя ярусами в центре и двумя по краю. Она висела на высоте 500-1500 метров над океаном благодаря гравитаторам. При необходимости, станция могла подняться в стратосферу. Посадочная площадка представляла собой бело-зеленое шахматное поле. На станции имелись именные комнаты (с шкафами и кроватями), лаборатория с сосудами Дьюара, библиотека, радиостанция и соединяющие их коридоры. Из мебели упомянуты столы и надувные кресла. Для общения сотрудники станции используют визиофон, а для записи сообщений магнитофон с бобинами. Для исследования пространства применялись радиотелескопы.

Рецензия на фильм «Солярис» Андрея Тарковского

Фильм «Солярис» был снят в 1972 году по мотивам одноименного фантастического романа польского писателя Станислава Лема. Однако Тарковский творчески переосмыслил роман и значительно расширил его философское содержание. Станислава Лема волновали пути познания космического «неизвестного». Тарковского — нравственные проблемы личности. «Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких, как проникновение в космос, изучение объективного мира», — писал Тарковский. В основу своего фильма режиссер положил известную евангельскую притчу о блудном сыне.

Евангелие от Луки (15.11–24)

…XXI век. По орбите далекой планеты Солярис движется космическая станция, много лет назад запущенная с Земли. Ученые тщетно пытаются установить контакт с планетой, которая представляет собой странное явление — мыслящий Океан, способный влиять на сознание работающих на станции людей. В центре управления полетами решают отправить в космос психолога Криса Кельвина (литовский артист Донатас Банионис), чтобы тот, разобравшись в сложной ситуации, принял окончательное решение о судьбе и «соляристики» вообще. Прилетев на станцию, Крис неожиданно для себя встречает свою бывшую жену Хари (Наталья Бондарчук), которая умерла много лет назад, не сумев пережить измену мужа. Постепенно становится понятно, что Хари, как и «гости» других членов экипажа, — это некая матрица, нейтринная модель: она вычитана «мыслящим» Океаном из человеческого подсознания и является материализацией угрызений совести, порожденных совершенными грехами.

Разобравшись в сути дела, Крис пытается заманить двойника Хари в ракету и отправить ее в космос. Однако механическими действиями от угрызений совести избавиться невозможно, и псевдо-Хари является вновь. Оказавшись в аналогичной ситуации, другие герои фильма ведут себя по-разному. Руководитель экспедиции Гибарян (армянский артист Сос Саркисян) от стыда кончает жизнь самоубийством. Кибернетик Снаут (эстонский актер Юрий Ярвет) спивается. Исследователь Сарториус (Анатолий Солоницын), считающий, что долг перед наукой выше жалости и морали, начинает экспериментальную разработку «аннигиляции», то есть, по сути, механического убийства этих нейтринных моделей. В отличие от своих коллег Крис, по словам Хари, «ведет себя по-человечески в нечеловеческих условиях». Он избирает путь покаяния. Во искупление своего смертного греха он решает навсегда остаться на станции и полюбить двойника Хари как настоящую женщину.

В своем заключительном монологе Крис вопиет:

Глубокое покаяние Криса преобразует Хари, женщину-матрицу. «Я люблю, а, значит, я — человек», — говорит Хари, выражая одну из ключевых идей фильма. В минуту невесомости Крис и Хари, взявшись за руки, медленно парят в воздухе под звуки органной музыки. Это образ возвышающей и преображающей любви. Покаяние Криса считывается и мыслящим океаном Соляриса: неожиданно «гости» исчезают, исчезает и Хари. Вместо нее во сне Крису видится давно умершая мать, которая ухаживает за ним, как за маленьким ребенком, омывает и исцеляет его. Крис возвращается домой. В последних кадрах фильма он стоит на пороге отчего дома, на коленях у ног отца в позе блудного сына, точь-в-точь как на известной картине Рембрандта. Трудно понять, состоялось ли его возвращение в реальности или это плод фантазии Криса, материализованной Океаном Соляриса. Кадр отдаляется от нас, и отчий дом постепенно превращается в крошечный островок в необозримом Океане планеты Солярис.

Последние кадры — это символический образ возвращения домой, возвращения к покинутому Отцу, а, значит, — Богу. Возвращения через стыд, через покаяние, через спасительную горечь ностальгии о потерянном рае.

Фильм одного дубля

Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Оператор Вадим Юсов (спиной) и Андрей Тарковский

Стремясь к максимальной достоверности в кадре, Андрей Тарковский ставил перед оператором Вадимом Юсовым и художником картины Михаилом Ромадиным трудновыполнимые задачи. Изначальная сложность состояла в том, что «Солярис» был фильмом одного дубля: из-за дефицитного количества плёнки Kodak к каждому эпизоду приходилось тщательно подготавливаться и снимать его нужно было с первой попытки. Однако съемочной группе удалось запечатлеть на пленке нужную «теплую» фактуру Земли, с которой как будто вступала в конфликт тусклая, более искусственная фактура «Соляриса».

Принципиальная установка режиссера – не отвлекать внимание зрителей специальными «фантастическими» атрибутами – подразумевала, что быт ученых на космической станции должен выглядеть привычным глазу, не экзотичным:

Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Вадим Юсов и Андрей Тарковский

Отдельного внимания заслуживает и библиотека «Соляриса» – очаг земной жизни в космическом пространстве, в котором разворачивались все ключевые сцены. Именно здесь сосредоточено все наследие материальной цивилизации — от Венеры Милосской до копий картин Питера Брейгеля-старшего. К слову, именно под влиянием живописи Тарковский выстраивал визуальную атмосферу фильма. Так, например, кадр, в котором Крис Кельвин прощается с Землей под дождем, — оммаж художнику раннего итальянского Возрождения Витторе Карпаччо, а заключительный эпизод встречи с отцом — прямая отсылка к полотну Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Те же требования «достоверности» Андрей Тарковский предъявлял и к внешнему облику персонажей. Вот как об этом вспоминает художница по костюмам Нелли Фомина:

Одним из самых непростых моментов для операторской группы стала съемка самоубийства главной героини.

Помимо тяжелого грима, на Наталье Бондарчук — костюм «замороженной» героини, и пока операторы присматриваются к локации, актриса неподвижно лежит на полу. При создании этой сцены обостряются и без того напряженные отношения между Юсовым и Андреем Тарковским, постоянно спорящими по поводу визуальной составляющей кадра.

Культурные аллюзии и работы по мотивам Соляриса

  • Альбом музыканта Исао Томита 1977 года Kosmos , в частности трек The Sea Named «Solaris» , основан на музыке Баха из фильма Тарковского. Томита был вдохновлен фильмом и даже отправил свою запись Тарковскому.
  • Венгерская рок-группа Solaris назвала себя в честь романа.
  • 1990 Русский балет Solaris от Сергей Жуков   ( Днипро театр оперы и балета).
  • Русская драма 1990 года » Солярис». Дознание .
  • Песня «Solaris», написанная Кеном Эндрюсом из альбома Fantastic Planet 1996 года космической рок- группы Failure , резюмирует некоторые события из романа.
  • В конце фильма 1997 года « Веселые игры » Майкла Ханеке Питер обсуждает с Полом философское значение «Соляриса».
  • Песня «Солярис» из альбома музыканта Фотека » Солярис » 2000 года .
  • Македонский мультимедийный проект Solaris (Соларис) по Златко Slavenski (2007).
  • Альбом Даниэля Бьярнасона и Бена Фроста «Sólaris» 2011 года был вдохновлен фильмом Тарковского.
  • Песня 2017 года «Solaris» австралийской пост-рок- группы Fierce Mild.
  • Работа австралийского художника Оливера Халла « Поверхность », основанная на моделировании 2018 года.
  • В сюжете сериала 2021 года «Катла» использованы центральные элементы из «Соляриса», во многом вдохновленные романом.
  • EP «Solaris» 2021 года от Politaur.

английский перевод

Различные переводы Solaris , в том числе английский.

Как оригинальная польская версия романа (опубликована в 1961 году), так и ее английский перевод имеют название « Солярис» . Жан-Мишель Ясиенско опубликовал свой французский перевод в 1964 году, и эта версия легла в основу английского перевода Джоанны Килмартин и Стива Кокса (Walker and Company, 1970; Faber and Faber, 1971). Лем, бегло читавший по-английски, неоднократно выражал свое разочарование версией Килмартина – Кокса.

В 2011 году Билл Джонстон завершил английский перевод с польского. Жена и сын Лема более благосклонно отнеслись к этой версии: «Мы очень довольны работой профессора Джонстона, которая, кажется, передала дух оригинала». Он был выпущен в виде аудиокниги, а затем в версии Amazon Kindle (2014 г., ISBN  978-83-63471-41-5 ). Этот перевод не появился в печати из-за юридических проблем.

Русские переводы[ | ]

На русском языке отрывок романа впервые появился в переводе В. Ковалевского в № 12 журнала «Знание-сила» за 1961 год (глава «Соляристы»). В 1962 году роман в сокращённом переводе М. Афремовича был опубликован в № 4—8 журнала «Наука и Техника», а затем, в сокращённом переводе Д. Брускина, в № 8—10 журнала «Звезда». Позднее появился более полный авторизованный перевод Брускина. В 1976 году был издан единственный полный перевод романа, выполненный Г. А. Гудимовой и В. М. Перельман (в серии «Библиотека польской литературы»).

В переводах Ковалевского и Афремовича планета и океан называются «Соларис» и это имя женского рода, в соответствии с польским оригиналом (женский род имя океана имеет и в позднем переводе Гудимовой и Перельман). В переводе Брускина используется написание «Солярис», причём это имя имеет мужской род и в этой форме наиболее прочно вошло в русский язык.

На деле тезис о женском происхождении Океана (Соляриса) запустил Александр Генис, который в 2003 году опубликовал в российском журнале «Звезда» статью под названием «Три «Соляриса», в которой и озвучил свою позицию:

Эта «позорная дефиниция» (как говорят поляки, pozorną definicję) получила хождение, хотя является в корне неверной. Более того, сам Станислав Лем в еженедельнике Tygodnik Powszechny 8 декабря 2002 года, разъясняя действия «Соляриса», использует существительное мужского рода twór (в переводе с польского — создание

):

«Если бы Лем захотел присвоить Океану женский род, то заменил бы в упомянутой статье существительное мужского рода twór на его синоним женского рода istota, — указывает критик В. Жуков. — Мало того, известный польский журналист, писатель и постоянный обозреватель издания Gazeta Wyborcza Войцех Орлинский в сатирическом очерке (27 декабря 2004 года) буквально «прошелся катком» по сторонникам выискивания первичных половых признаков там, где это абсолютно неуместно:

В первом русском переводе романа имелись изменения в заключительной главе «Древний мимоид» — был выброшен диалог Кельвина и Снаута о природе Океана как «ущербного бога», неспособного понять и признать приобретённую в процессе очеловечивания способность своих фантомов к самостоятельным поступкам.

Смысл фильма Солярис

Фильм Тарковского наполнен философским, нравственным, духовным и пророческим смыслом.

Остаться человеком

Одна из основных мыслей фильма в том, что даже в космосе, когда родная планета далека, когда одолевают противоречивые чувства, человек должен остаться человеком.

Он обязан сохранить чувство собственного достоинства. Ничто не должно сломить твёрдый дух человека. Самое главное — он не имеет права позволить себе поменять духовное на материальное.

Проблема совести

Загадочный океан вынимает из душ человеческих те существа, перед которыми у главных героев в тайнах сердца скрывается чувство вины. Совесть учёных не знала покоя, она спала. И океан пробудил то, что совесть прятала в себе. Тяжелее приходится тому, кто болезненнее всего переживал свою драму. Проблему совести нельзя разрешить, её можно только пережить. Так проверяет океан человека, испытывает его.

Взаимоотношения с природой

Через все события фильма красной отчётливой линией проходит тема отношений природы и человека

Чахлый зелёный кустик, который чудом вырос на станции, показывает всю важность единения с природой

Фильм показывает, что прогресс может привести к отрицательному результату.

Если человек продолжит свою деятельность, то в будущем мы сможем лишиться возможности созерцать прекрасные места, которые в изобилии есть на планете Земля. Не сможет человек освободиться от обычных деревьев.

Столкновение с неизвестным

Смысл философского фильма ещё и в том, что нельзя приготовиться к тому, что ждёт человека в неизведанных глубинах космоса. Чтобы попытаться разгадать тайну внеземного разума, необходимо полностью отказаться от стереотипов мышления. Важна в этом случае и способность думать, размышлять. Наше мышление отличается хрупкостью. Поэтому перед неизведанным нужно постараться сохранить себя, выработать железную нравственную дисциплину. При этом необходимо не задеть неизвестное, хотя бы для того, чтобы сохранить себя. Отношения с внеземным миром — конфликт внутри самого человека.

Духовный мир

Фильм заставляет человека задуматься над тем, что духовный мир должен одержать верх над материальной деятельностью. Духовная часть должна начать играть главную роль в сердце и разуме, в отношениях между людьми

Важно держать в равновесии духовное и материальное, заставлять их двигаться параллельно

Человеку нужно чаще обращаться к своему сердцу, к душевным тайнам. Иначе познание неизведанного может привести к духовным срывам.

Смысл финала

Создатели постарались показать в конце фильма совершенно новую моральную ступень, на которую ступил человек. В душе его осталась надежда, а важнее этого чувства нет ничего на свете. Но не только это хотели сказать создатели своим зрителям. Они не забыли о мечте.

О мечте возвращения в собственный дом, на родную планету

Важно взглянуть из глубин космоса в самое начало, а затем преодолеть в своей душе новый рубеж в нравственном и духовном выражении

Действующие лица[править | править код]

  • Крис Кельвин (Kris Kelvin), психолог
  • Снаут (Snaut, прозвище: Хорек, польск. Szczur), заместитель Гибаряна, кибернетик, маленький человек с обожженным лицом. Одет в рубашку или черный свитер (при второй встрече) и грязные белые полотняные штаны с карманами. Из банки ест мясные консервы, а из термоса пьет бульон. Его резиденцией на станции служит радиорубка.
  • Доктор Сарториус (Sartorius), физик, высокий и худой (автор сравнивает его с Дон Кихотом), с узкой головой, короткостриженный, седовласый, предстает в кремовом трикотажном комбинезоне, носит черные очки. Материализованным фантомом Сарториуса, который он тщательно скрывает в своей лаборатории, является ребенок.
  • Хари, материализованный фантом из воспоминаний Кельвина, босая темноволосая девятнадцатилетняя девушка в белом платье с декольте и красными пуговицами, которые невозможно расстегнуть.

Примечания[ | ]

  1. Blade Runner tops scientist poll (англ.). BBC News. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  2. Top 10 sci-fi films (англ.). The Guardian. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  3. Николай Боков. Симон Бернштейн, герой фильма Андрея Тарковского «Солярис»(неопр.) . memorusse.blogspot.com (ноябрь 2006). Дата обращения: 26 апреля 2021.
  4. Фильм Андрея Тарковского «Солярис». Материалы и документы
  5. Зоркая Н. М., Сандлер А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского, 1991.
  6. Духина В. «Солярис» в Японии // Советская культура. — 1971. — № 155. — С. 3.
  7. Киноместа в Подмосковье, где снимались восемь легендарных фильмов (неопр.) . riamo.ru (27 августа 2015). Дата обращения: 26 апреля 2020.
  8. Медиа-архив Андрей Тарковский. Солярис. Альтернативные фрагменты (неопр.) . Дата обращения: 3 июля 2012.
  9. Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы, 2012.
  10. Материалы и документы о съёмках фильма «Солярис» Андрея Тарковского (неопр.) . Журнал «Сеанс». Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  11. Хироси Такахаси. Вадим Юсов. О Тарковском (рус.).Архив . Журнал «Искусство кино» (ноябрь 2013). Дата обращения: 6 января 2014.
  12. MediaVision, 2021, с. 45.
  13. 12 Черненко, 1966, с. 18—19.
  14. Станислав Лем критикует «Солярис» Тарковского (рус.). diletant.media . Дата обращения: 15 августа 2021.
  15. Белов, Игорь. Такой разный «Солярис». Как поссорились Станислав Лем и Андрей Тарковский(неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2021.
  16. 12Гаков Вл. Безмолвная звезда. О судьбе экранизаций произведений Станислава Лема // Если. — 2001. — № 9. — С. 95—104.
  17. Газета «Московские новости» от 18.06.1995.
  18. S. Beres. Rozmowy ze Stanislawem Lemem. — Krakow: WL, 1987. — С. 133—135.
  19. Впрочем, о голливудской версии 2002 года Лем отозвался куда более уничижительно, обозвал её режиссёра Содерберга «болваном» и в интервью 2004 года сказал: «…тогда я понял, что Тарковский сделал совсем неплохой „Солярис“».
  20. 123D. Steven. The Solaris Effect: Art & Artifice in Contemporary American Film (англ.). — University of Texas Press, 2006. — P. 10, 13—15. — ISBN 0-292-71345-2.
  21. Казин А. Л. Феномен Тарковского : Соловьёвские исследования // ИГЭУ : журнал. — 2012. — № 3 (35). — С. 8—16. — ISSN 2076-9210.
  22. Радионов Вадим. «Солярис» задумывался Тарковским как ответ Стэнли Кубрику (рус.).Эхо Москвы . Дата обращения: 25 июля 2021.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector