Пожертвования христиан

Последняя мысль.

С одной стороны, мы имеем тенденцию считать что даяние, десятина, различные пожертвования — все это ничего особенного. Ведь мы как раз читали, что есть другие вопросы, более весомые.

Но стоить заметить, что именно через этот акт щедрости со стороны Авраама и родился Божий избранный народ.

Можно сказать, что Божий избранный народ был зачат через первую ДЕСЯТИНУ, и через экстравагантный акт щедрости и почитания.

Именно после этого события Бог сказал Авраму “не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.”

А что было потом — это достояние истории.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку
Разоблачение тонкой лжи о власти языка, в которую я верил. Это изменило мою жизнь
и
Научно обоснованный способ слышания голоса Божьего

12

Джон Линч
Следовать

Джон ЛинчПять Библейских «секретов» плодоносного служения исцеленияАлексей ЛедяевТекел текел мене упарсин… Божий разговор с позиции властиРоман СавочкаХаризматическое пробуждение среди католиков

Библейская цель

Проповеди, звучащие в нашей церкви по средам и воскресеньям являются ценнейшим ресурсом духовного развития для каждого члена церкви. Наши пасторы вкладывают много времени в изучение Писания, однако они не способны представить детальное объяснение того, как примененять тот или иной отрывок в контексте жизни более, чем тысячи людей, посещающих нашу церковь. Это делает обсуждение практического применения проповеди крайне актуальным и необходимым. Ведь именно практическое угождение Богу и является целью жизни верующих.

Кроме того, домашние группы помогают в осуществлении пастырского попечения о всех членах церкви. Наставление, ободрение, вразумление, помощь в духовной жизни – все это естественное проявление пастырской работы в контексте группы.

Также домашние группы являются отличной возможностью для служения друг другу. Служенине не является самоцелью церкви, но рождается, как ответ на предусмотренную Богом зависимость членов Тела друг от друга (1Кор. 12:12-30). И нигде не происходит оно так легко, как в контексте группы (1Петр. 4:10). В узком кругу люди больше доверяют друг другу, глубже знакомы с нуждами друг друга и реально способны оказывать духовную и физическую помощь.

Вот еще некоторые цели, которые достигаются церковью в контексте домашних групп.

  • Поклонение и прославление Бога.
  • Общение (Деян. 2:42; 1Ин. 1:1-4; 2Кор. 13:14; Фил. 2:1; Еф. 4:15, Фил. 1:6; Рим. 1:11-12)
  • Забота друг о друге (1Кор. 12:24-26; Гал. 6:1-2)
  • Молитва о нуждах друг друга и всей церкви
  • Изучение Писания (Деян. 2:42; Деян. 5:42)
  • Освящение – практическое применение истин Писания в личной жизни каждого участника группы (Евр. 3:13)
  • Подотчетность друг перед другом в христианской жизни (Иак. 5:16)
  • Благовестие, достижение неверующих для Христа

Итак, почему Христиане более склонны давать благотворительным организациям, нежели поместной церкви?

Это очень больной вопрос для нас, пастырей, но я верю, что стоит нырнуть в эти тёмные воды.

У меня нет однозначного ответа на этот вопрос, но есть некоторые мысли, и есть эмпирические показания из моей личной жизни, которые говорят о следующем.

Это вопрос ДОВЕРИЯ и КОНТРОЛЯ.

Чтобы вообще кому-либо жертвовать, требуется определенный уровень доверия.

Однако, требуется намного больше доверия, когда ты жертвуешь в свою поместную церковь, потому что здесь у тебя меньше контроля над тем, куда пойдут эти деньги.

Например, когда ты отдаешь какой-то благотворительной организации , то обычно ты более чётко понимаешь — куда эти деньги идут.

Когда ты даешь в свою церковь, ты этим проявляешь доверие к лидерству твоей церкви.

А в некоторых ситуациях это может быть сложно.

Насколько ты доверяешь своим лидерам?

Я лично в своём сердце принял решение, что этот вопрос никак не повлияет на то, буду я давать в церковь, которую посещаю, или нет.

Точно также, как я плачу налоги, хотя понимаю, что где-то неправильно распоряжаются этими деньгами.

Это конечно плохое сравнение. Двигаемся дальше.

Я верю, что если ты доверяешь своему лидерству церкви достаточно, чтобы посещать эту церковь и приводить туда свою семью, то значит стоит им также доверить свою десятину.

Именно в этом я решил, что я не позволю этому вопросу быть “увесистым”.

Я просто делаю это, не задумываясь.

Библейское обоснование

Служение домашних групп – это не просто современный тренд или многообещающая маркетинговая структура. Совместное поклонение Богу и изучение Писания в контексте домашних церквей было широко распространенной практикой церквей со времен апостолов. Посмотрите лишь на некоторые из многих библейских текстов.

Личностный характер веры не отменяет, но инспирирует единство верующих. Желание делиться своей верой, поддерживать других, учиться подражать и вместе поклоняться Господу является естественной потребностью каждого рожденного свыше человека. В каком- то смысле эти цели достигаются посредством участия в общем богослужении, но только встречи в малых группах способны привести этот опыт на уровень жизни каждого члена церкви.

В Писании десятина — это незначительный вопрос.

По крайней мере Иисус хотел, чтобы это было так для нас.

Иисус обличал фарисеев, говоря:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.”

Слово “важнейшее”, которое используется в этом месте из Писания, в оригинале звучит, как “увесистый, тяжелое”.

Даяние и десятина должно быть настолько элементарным действием для нас, чтобы оно было, как привычка. Как чистить зубы. Представь, что ты просыпаешься каждое утро… и начинается…

Теологическая битва.

“Ух, я даже не уверен, нужно ли в Новом Завете чистить зубы. Надо в конце концов уже разобраться с этим вопросом. Вдруг это не входит в Новый Завет?Так нужно чистить зубы или нет?”

Нам необходимо дойти до такого состояния, когда для нас это уже не является вопросом настолько весомым, о котором бесконечно приходится спорить.

Давайте сделаем так, чтобы этот вопрос был незначительным для нас, и разберёмся с ним быстрее, решим, чтобы можно было двигаться дальше к более важным вопросам: суд, милость и вера.

Мы можем вспомнить ветхозаветные времена

Я не думаю, что со стороны отца Всеволода Чаплина введение десятины было практическим предложением. Полагаю, что это было скорее информационное заявление. Десятина не может быть обязательной, она не была такой на Руси никогда, но человеку не помешает знать об ответственности за общину. Надо приучать человека к тому, что ответственность за храм он несет полную, вплоть до материальной.

Тем более это актуально в связи с теми нападками, что у нас требы за деньги, свечи за деньги. Вот как раз с десятиной, когда человек имеет заботу о своем приходе, эти вопросы отпадают. Если существует определенный круг пожертвований, на который, в том числе, покупаются и свечи, то их можно поставить в свободном доступе. А когда приход покупает свечи на заводе иногда даже в кредит — то говорить о том, чтобы они были в свободном доступе просто невозможно. Я знаю много сельских приходов, которым приходиться покупать свечи в кредит в надежде, что потом когда-нибудь им удастся отдать его за счет пожертвований во время больших праздников. Свободных средств у таких приходов нет, потому что у них нет постоянных жертвователей, которые хотя бы осознавали свою ответственность за содержание прихода — я даже не говорю о содержании священника.

Такая забота существует и в зарубежных русских общинах. Мне приходилось служить на зарубежных приходах в Голландии и Америке — там община несет прямое экономическое попечение о своем приходе, и какие-то непредвиденные траты, выходящие за пределы приходского бюджета, оглашаются перед всем храмом, и это не считается попыткой наложить бремя неудобоносимое.

Мы можем вспомнить не только о десятине, являющейся ветхозаветным установлением, подвигающим человека к определенной ответственности — мы можем вспомнить апостольские времена. Совсем недавно читали главы книги Деяний, в которых говорилось, что христиане продавали все, что имели, и клали к ногам апостолов вырученные деньги — не десятую часть, а все! — и каждый получал по своей нужде распределяемое апостолами. Конечно, это идеальное христианское жительство, но оно далеко от нас. Даже в те времена, как мы помним в случае с Ананией, кто-то пытался утаить часть, хотя ее даже не просили. Таково человеческое естество.

Поэтому если мы сейчас всерьез будем поднимать вопрос о десятине, то ничего, кроме штыковой атаки, мы не получим.

Комментирует Владимир Николаевич Савочкин, староста храма Воскресения Христова в Кадашах.

Мы не получили концепцию десятины из закона Моисея.

Поэтому глупо говорить “Мы не под законом!” (По крайне мере, если ты в тайне хочешь найти причины не давать, а как правило, если идет спор о десятине, то это и является основной причиной).

Мы получили понятие десятины от Авраама, который дал десятину царю Мелхиседеку, являющемуся прообразом Иисуса.

…без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.” К Евреям 7:3

А это произошло за 400 лет до того, как Моисей появился на свет.

Ещё один интересный факт про первую десятину: этот дар, который Авраам дал, был намного более экстравагантный дар, чем просто десять процентов.

Дело в том, что Авраам не только дал Мелхиседеку десятую часть из того, что получил в результате победы, но он также отдал царю Содома ВСЕ, что было украдено из его царства.

Авраам даже не взял себе, как вознаграждение, ничего за то, что он сделал, хотя это был невероятно героический поступок.

Он спас людей Содома и вернул имущество, которое было украдено.

Он вернул им всё, что было украдено в результате битвы (кроме того, что съели по дороге обратно). Бытие 14-16

По-настоящему наше — это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина — это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы — христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник — совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Пропасть между десятиной и другими пожертвованиями, которые люди делают.

Исследование, которое проводила исследовательская компания Barna, показало, что в 2012 году в Америке только около 12% людей давали десятину в церковь, которую они посещают.

Это не значит, что только 12% Христиан жертвуют. Нет. Христиане как раз МНОГО жертвуют свои финансы. Но большая часть из того, что они жертвуют — это не в церковь, а на благотворительность, миссионерство и т.д.

Когда дело касается даяния именно в поместную церковь, то тут очень слабенький результат.

Кстати, из всех христианских течений, евангельские христиане чаще всего дают десятину.

В целом протестанты в четыре раза более склонные давать десятину, чем, например, католики.

И вообще, евангельские христиане самые щедрые из всех на свете. 24% евангельских христиан дают десятину.

Исследование показало, что из тех, кто “молился, читал Библию и посещал церковь в последний день недели” только 12% давали десятину.

Это касается того, насколько давали десятину именно в церковь.

И теперь сравните вышесказанное со следующей статистикой:

“В 2007 году 84% всех взрослых людей (в США) жертвовали сколько-то денег церквям или благотворительным организациям.”

Так что это не означает, что христиане не жертвуют. Христиане самые щедрые люди на земле.

Евангельские христиане жертвуют почти в десять раз больше, чем атеисты и агностики.

“Атеисты и агностики давали в среднем $460 благотворительным организациям” (за год).

Барна изучил тенденции в десятине и даянии.

“Евангельские христиане давали в среднем $4260 благотворительным организациям в 2007” (за год).

Вот статья на Английском языке откуда взята эта статистика:

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

«Люди, которые именуют себя православными христианами, — это довольно большое количество людей в России — вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», — заявил он в ходе интернет-шоу «Минаев Live«.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

«Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», — заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

«Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы», — убежден священник.

Комментирует протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института ПСТГУ.

Не надо зацикливаться на 10% от дохода

С Патриархом Кириллом. Фото Патриархия.ru

Мне не знакомы люди, которые дают ежемесячно десятину на храм. Другое дело, есть организации и частные лица, которые вносят целевые пожертвования, скажем, на реставрацию храма или на противоаварийные ремонтные работы.

И это было бы крайне странно, если бы я знал тех, кто дает десятину. Даже трудно себе представить, как в нашу бухгалтерию заходят один за другим прихожане и говорят: «Вот, я приношу свою очередную десятину. В этом месяце я заработал 200 000. Пожалуйста, получите свои 20 000». Но Господь заповедовал нам другое:

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

С другой стороны, нам было бы, конечно, удобно, когда бы мы знали, что такое-то количество людей каждый месяц принесет определенную сумму денег. Так можно что-то планировать. Но Господь дал нам заповедь для спасения нашей души, и пусть люди лучше исполняют эту заповедь о тайной милостыне, а мы и так, со своей стороны, всегда живем с мыслью, что Господь нас не оставит. Ведь даже величайший святой земли русской преп. Сергий Радонежский иногда находился со своими монахами в такой скудости, что даже съесть заплесневелый хлеб им было в радость. Поэтому нам-то на что жаловаться?

Надо ли приносить десятину в церковь? Я думаю, что не надо зацикливаться на 10% от дохода. В этом есть что-то рационалистическое. Надо приносить в храм Божий столько, сколько подсказывает сердце, сколько позволяет любовь. Любовь к Богу и к Его Церкви.

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви — не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое — это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община — это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви — право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней — от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых «свободных церквей» (этот термин возник в Западной Европе — это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются «свободными», у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав — в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Комментирует протодиакон храма Христа Спасителя Александр Агейкин:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector