Схиигумен савва (остапенко)

Неделя мясопустная, о Страшном суде Мф 25:31–46

Мы все умрём. Умрут наши близкие, любимые, наши друзья и дети, соперники, враги, благотворители, внуки и правнуки, ученики и товарищи. Всем нам предстоит пройти долиной смертной тени (Пс 22:4). Никто не избежит этой чаши. Но христиане смерти не боятся, потому так просто о ней и говорят. Их волнует не сама смерть, а то, что после смерти придётся жить, жить вечно. И если мы что-то и потеряем, переступив порог Царства Небесного, так это право на смерть — там уже никто не сможет умереть. Никогда. Все будут обречены на бессмертие. Однако бессмертие бывает разным, и из Евангелия мы знаем, что в вечности можно унаследовать муку, потому что каждый должен пройти не только смерть, но и испытание на Страшном суде. Евангелие от Матфея интересно именно тем, что передаёт рассказ о том, как же этот неизбежный суд будет проходить. И рассказывает об этом не пророк и не Апостол, а Сам Судия. И это придаёт рассказу о Страшном суде бесспорный вес и ценность.

Прежде всего Господь говорит, что на этот суд соберутся все: никто не сможет обойти это испытание, отложить, отсрочить, заменить другим. Все народы соберутся однажды перед престолом Вседержителя, и Он разделит всех, кто когда-либо жил на земле, на два лагеря — овец и козлищ — наследников Царства и обречённых на муку. Людей делят сразу, до всяких слов и приговоров, потому что Всеведущий знает всё, и, пожалуй, сами люди — каждый сам — найдут своё место. И Господь обратится к каждому из этих соборов. Сперва к овцам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (ст. 34). Человеческое назначение — жить в Царстве подлинной ра­дости. Это естественно для человека, это его конечный пункт назначения. А вот тех, кто будет стоять слева, Судия отправляет в другое место: в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (ст. 41). Даже как наказание огонь вечный приготовлен не для грешных людей, а для бесов. Это место не для человека. Здесь человек не должен быть. Не должен, но идёт добровольно, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак 1:14).

Но самое важное для нас, будущих осуждённых, это критерий, по которому овцы отделяются от козлищ. Что говорит Христос? Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (ст

35–36). Заметим, что Господь не говорит: православные — направо, католики — налево; или: монархисты — направо, демократы — налево. Он не требует пропустить вперёд мужчин, не приглашает в первые ряды гениев, поэтов и богословов. Люди разных эпох, культур, возрастов, политических пристрастий и художественных вкусов судятся одним мерилом — мерилом любви. Потому что Христос не о Себе здесь спрашивает, не Его мы должны были ждать на наших улицах и площадях. Он вопрошает о братьях меньших, то есть о всяком нашем современнике, которому я мог помочь и не помог, потому что сердце моё не воспитано в любви и сострадании. И заметим, что те самые овцы, которых Господь зовёт в Царство, — недоумевают. Они не могут понять, за что им такая честь — называться и быть благословенными Небесного Отца и наследниками Царства.

И козлища идут в нечеловеческое место, слыша почти те же слова, что сейчас слышали овцы. Те же, но со знаком “минус”: не дали есть, не напоили, не одели, не посетили. Кого? Христа? Но большинство из нас Его просто не застало: в другие времена жили. Не Христа, а Его меньших братьев — их не одели и не накормили, на них не хватило любви, на ближних, которые где-то рядом с нами шли по жизни и страдали от нашей душевной слепоты и нечуткости.

Первые христиане с нетерпением ждали того часа, который мы называем Страшным судом. Для них это была чаемая встреча, праздник, избавление и торжество. Апостол Павел написал довольно странные слова: имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23). Откуда эта устремлённость ко Христу и презрение к смерти? Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп 1:21). Такие люди, как святой Павел, пламенели любовью. Они твёрдо знали, что все наши духовные упражнения, посты, молитвы, уставы и исповеди имеют одну подлинную цель — научиться любить. Потому что мерилом любви судится человек, и если все мои аскетические опыты приводят меня не к любви, а к ненависти, гордыне, презрению ближнего, то все эти труды — пустота. А за этой пустотой — место не для человека. Но путь из этой пустоты нам всё ещё открыт: доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал 6:10).

Последние шаги к монашеству

В возрасте 48 лет Николай принимает для себя невероятно важное решение — поступать в духовную семинарию. Там он стал истинным примером

Усердие, трудолюбие, искреннее и доброе сердце — именно это помогло Николаю стать лучшим. В нем царила духовная жизнь, и благодаря такой воодушевленности многие считали его странным и даже пытались шутить. Но в случае беды всегда бежали к нему за помощью. И он никогда не отказывал и не держал обиды на шутки.

По окончании семинарии Николая приглашали служить в храм, но верх взяла детская мечта, и он направился к монастырю. Монашество было разумным решением, он хотел молиться за мир и за каждого человека в отдельности

Для него это был важно, необходимо для души

Наконец-то он пришел к своей мечте: Николая Михайловича приняли в Троице-Сергиевой Лавре. Изначально он был принят на послушание, но этот период был пройден быстро и с успехом. Послушание далось легко, хотя были соблазны и многое другое. Но как можно предать детскую мечту? То, к чему шел так долго, о чем болело сердце. Именно поэтому все прошло на одном дыхание, и окружающие это видели и понимали.

Три «икса» жизни – хамство, халтура и халява

– До вас дозвонилась Елена. Часто в церкви сталкиваются с тем, что бабушки, которые прислуживают в церкви, делают замечания. И из-за страха сделать что-то не так, некоторые не хотят идти в храм. Как быть?

– Это вопрос даже не к церкви, а к цивилизационному климату нашего общества. Ведь старушки не с луны свалились, это наши бабушки, тёти, соседки. В церкви точно такие же люди. Я бы призвал воздержаться не только от хамства в церкви, а воздержаться от хамства вообще. Когда-то я для себя определил три «икса» русской жизни

– хамство, халтура и халява. Мы почему-то считаем, что в каких-то местах это позволительно, а в каких-то – нет. Мы должны искоренять эти вещи везде. Нам кажется, что если мы примем какое-­то постановление, чтобы была административная ответственность, будет какой-то толк. Мы наблюдаем это в отношении учителей, учеников. Но эти проблемы всё равно так не решить. Потому что это вопросы морали, то есть зрелости самого общества. И то, что мы эти моменты переживаем кризисно, означает, что в моральном отношении мы просто деградируем, и уровень хамства, халтуры и халявы, по моему мнению, к сожалению, растёт.

– Вас беспокоит Леонид Васильевич. Я верующий человек, но, как и некоторые мои знакомые, думаю, что Бог внутри. Зачем вообще ходить в церковь?

– В церковь мы ходим не для того, чтобы свечки ставить или избежать ада. Церковь – это сообщество людей, собранных вокруг Христа. Если вам нужно определение церкви, то оно в литургическом возгласе: «Христос посреде нас». В древности, когда на литургии звучали эти слова, люди обнимались, причём не посторонние люди, а друзья, которые собрались вокруг Христа. Если вам в церкви некого обнять, значит, вы до сих пор не в церкви. Я говорю не о приходе, а о дружеском круге, о друзьях-единомышленниках, которые собираются в церковь. Церковь – это не здание, не религиозная организация, не духовенство, а люди, которые живут Христом.

– …Но церковь часто сравнивают с сектой.

– Во-первых, церковные люди сами дают повод так думать. У нас есть с этим большие проблемы, потому что церковное общество привыкло к изоляции. Религиозные люди вообще склонны к тому, чтобы выстраивать свою параллельную реальность. Когда они выстраивают своё культурное и религиозное гетто, то автоматически противопоставляют себя всему остальному миру – это и есть секта. Церковь Христова замыслилась в Священном Писании как открытое сообщество.

– Какова же судьба церкви в дальнейшем, на ваш взгляд?

– Мне кажется, что православная церковь рано или поздно пойдёт по пути количественного уменьшения и повышения качества. И в этом смысле я очень рад тому, что наше общество становится секулярным. Однажды мода на крещение, на венчание уйдёт. Когда крестить мы будем тех людей, которые действительно в церковь ходят. Когда отпевать священник будет своего прихожанина. Когда в церкви все друг друга будут знать по именам. Когда это будет действительно община. А пока мы будем делать вид, что мы – народная религия, ничего хорошего из этого не выйдет. Мы превращаемся не в церковь, а какую-то идеологию, или псевдоидеологию.

Двадцать детей

Сегодня праздник у отца Саввы – настоятеля тех самых храмов в честь Илии Пророка. Молодой священник отмечает День Ангела. Семья у батюшки уже большая – шестеро детей. Приход в селе Прости – ещё пятнадцать духовных чад.

Отец Савва уже четвёртый год трудится настоятелем порушенных храмов. За эти годы случилось много доброго и интересного. Простинский храм снаружи пока не отличить от обыкновенного дома с двускатной крышей, но внутри – настоящая церковь. Зажмуришь глаза, и кажется, над тобой не крашеный потолок с железными балками, а высокий расписной свод. «Летом хотим раскрывать», – отец Савва показывает на замурованные советскими кинопрокатчиками старинные окна и улыбается.

В прошлом году, когда разбирали новострой у алтаря, в земле нашли старинное надгробие. Надпись на плите гласит, что под ней вечным сном спит дочь священника Антония. Отец Савва качает головой и высказывает нам свои догадки: когда-то перед алтарём было традиционное кладбище служителей Престола, а потом памятники закопали в яму и на месте захоронений заложили фундамент для пристройки. Возможно, уже этим летом склад могильных плит отыщется, и у храма вновь появятся белые памятники, зелёная трава меж ними… Случайный прохожий остановится здесь, прочтёт высеченные на камнях эпитафии и, дивясь искренней вере своих предков, зашагает дальше, отчего-то улыбаясь и твердя запомнившуюся фразу: «У Бога все живы».

Отец Савва восстановил храм Казанской Божией Матери, путешествовал и скончался от обострившихся болезней

В 1958 году отца Савву снова ждала неприятная новость — понадобилось покинуть обитель, чтобы стать настоятелем в храме Казанской Божией Матери, что в городе Великие Луки.

Это была полуразрушенная церковь, где требовался хороший ремонт, а денег не было.

На новом месте отца Савву невзлюбили: завидовали его популярности среди верующих, которые теперь съезжались в Великие Луки.

Отец Савва восстановил храм Казанской Божией Матери за 2 месяца.

Однако старец смиренно взялся за восстановление храма.

Люди, кто как мог, участвовали в реставрации.

На это ушло два месяца, после чего даже внутренняя живопись засияла новыми красками.

Схиигумен Савва

Теперь можно было вернуться в Псковскую обитель, где старца снова невзлюбили за постоянно стекающийся народ, который нарушал монастырский покой.

Но отец Савва ничего не мог поделать и продолжал общаться с верующими.

81 год
прожил Схиигумен Савва

Ему назначили новое послушание — руководить чтением Неусыпаемой Псалтыри. Отец Савва даже написал труд о правилах этой процедуры.

Затем монах много путешествовал с проповедями. Бывал, например, в Грузии. Постепенно появлялись новые болезни и обострялись старые.

В итоге отец Савва всё реже бывал на людях и тихо отошёл в иной мир в 27 июля 1980 на 81 году жизни.

Новое имя – новая судьба

Уже в скором времени он принял постриг.

Получил новое имя, новую жизнь. И теперь Николай мог забывать о своем мирском имени, он – Савва. Как ни странно, но именно об этом имени мечтал маленький Коля, и Господь услышал его молитвы. С этого момента Савва был в неразрывном союзе с Богом. Жизнь батюшки в монастыре была нелегкой. Выпало на его долю огромное количество испытаний, искушений и тому подобного. Батюшка руководил строительством храма, ему приходилось брать на себя самую трудную работу. За такие старания и стремление развиваться ему был присвоено еще одно послушание, а именно — быть духовником богомольцев.

Батюшка был очень добрым, искренне переживал за окружающих людей, которые не понимали, что творят. Ежедневно молился за людей в миру, просил Господа даровать им просветление ума. Он пытался объяснить истинность каждого греховного действия, нет, он не ругал, а пытался с добром донести истину.

Биография схиигумена Саввы типична для его времени: вырос в верующей семье, досрочно попал в армию, работал инженером-прорабом

Биография схиигумена Саввы известна не полностью.

О его детстве сохранилось не так много информации. Но всё же кое-что известно.

11 ноября 1898
день рождения схиигумена Саввы

Родился будущий схиигумен Савва в простой крестьянской семье 11 (25) ноября 1898. Ребёнка назвали Колей — Николай Михайлович Остапенко.

Его родители были людьми верующими, ходили в храм, прививали детям любовь к христианству. А детей, к слову, имели немало: три сына, пять дочек.

Отец Савва

Маленького Колю, как и других детей, строго не наказывали, воспитывали в любви. Родители пытались служить примером благодетели для своих чад.

Среди сестёр и братьев Коля выделялся сообразительностью и внимательностью. Он интересовался религиозными вопросами, успешно учился в церковно-приходской школе, охотно ходил в церковь и впитывал в себя духовные знания.

Он охотно взялся прислуживать, пел в храме на клиросе.

Постепенно у юного Коли возникло желание стать священником.

Оно оказалось столь сильным, что случайный монах вынужден был отговаривать дитя от решения уйти в монастырь.

В 1914 году Николая Михайлович досрочно попал в армию из-за начала Первой мировой войны.

В 1917 году служил в Красной Армии, затем получил специальность военного техника в училище.

Устроился в «Горпромстрой», где стал инженером-прорабом.

Биография

Жизнеописание схиигумена Саввы доступно не в полном виде. Многие годы его пути просто неизвестны, но самые основные, ключевые моменты, все же, можно найти.

Родился мальчик в 11 (25) ноября 1898 года в самой обычной по тому времени крестьянской семье Остапенко. Отец Михаил сразу дал сыну имя Николай. Он был в семье не единственный. Кроме Коли, были еще 3 сына и 5 дочерей. Родители были глубоко верующими людьми, так привили любовь к Господу и детям.

В семье никогда не было зла, грубости или серьезных наказаний. Насобственном примере родители показывали, каким должен быть хороший человек. Коля с самого детства интересовался религий. Он отлично учился в церковно-приходской школе, посещал все службы.


Схиигумен Савва (Остапенко)

Уже в юношеские годы у молодого человека появилось сильное желание стать священником. Однако в 1914 году Николай попал в армию, причем досрочно из-за начала Первой мировой войны. Через три года, служа уже в Красной армии, будущий схиигумен получил в училище должность военного техника. Позже становится инженером-прорабом.

Несмотря на политику советской власти, Николай часто посещал церковь. Он с детства сохранил в себе любовь к христианству. Часто Николай читал духовные книги, чтобы достигнуть озарения и, наконец, стать священником.

Сам схиигумен позже расскажет, что огромную роль для него играли сны. Так, в одном из ночных видений Николай увидел умерших, о которых он давеча молился и по которым читал акафист.

Чуть позже после беседы со схимонахиней Марфой, Николай получил от нее урок о правильной молитве. В ту же ночь ему приснился сон о том, как он побывал во всех святых местах из жизни Иисуса. Позже сама Марфа станет близким другом для схиигумена. Она поможет ему и на духовном пути.

Это интересно! Схимонахиня — женщина монахиня, которая приняла великую схиму, что означает ее полное отречение от мира и мирской жизни. Женщина отказывается от сего и становится единой с Богом сначала в жизни, а потом и в жизни.

Образование

Со дня того видения прошел не один год, время все тянулось, а вот заветная мечта так и не сбылась. Это очень огорчало молодого человека, но он не останавливался в своих трудах. Рос духовно, молился и продолжал помогать окружающим людям. Все это маленькими шагами вело его к заветной мечте.

Этот достаточно молодой юноша знал Евангелие практически наизусть. В особенности он любил читать Евангелие от Иоанна, и в любую свободную минуту брал в руки именно эту книгу.

Уже в возрасте 13 лет Николаю удалось окончить училище. А в 16 лет молодого человека досрочно призвали на службу в императорскую армию

Если взять во внимание послужной список, то благодаря его хронологии можно выяснить, что с 1917 года Николай поступил на службу в Красную армию. По окончании Гражданской войны решил продолжить свой военный путь и поэтому поступил на учебу в военно-техническое училище

Окончив училище, Коля приобрел звание военного техника, и даже отправился работать по своей новой специальности. В 1932 году Николай принял решение продолжить учебу, поэтому был зачислен в Московский строительный институт, который также с успехом окончил.

Трудовая деятельность

Работал инженером-строителем, находясь в этой должности до 1945 года. Несмотря на то что все эти годы Николай жил в миру, обычной жизнью человека, он не забыл о собственной мечте и о вере в Бога. Ни на день он не переставал молиться и маленькими шагами приближался к заветной мечте.

Уже в скором времени Николай познакомился со старцем Илларионом. Именно он стал помощником, наставником и просто родным человеком в начале духовного пути Николая. Именно Илларион помог воплотить мечту в реальность.

Дело в том, что война принесла немало горя. В каждой семье погибали люди. Это было тяжело и больно. Все эти горести начали пробуждать в людях веру в Бога.

Небо на земле

Совершается в Простях Божественная Литургия, Сам Господь зовёт верующих на Пир, и верующие приходят. Значит, живы сельчане. Ласково улыбаются они друг другу и гостям из Нижнекамска, кланяются всем, входя в храм, ставят свечи, и Дом Божий окончательно перестаёт напоминать размещавшийся здесь недавно дом культуры.

Небо на земле… А после Литургии – проповедь настоятеля. Она – насколько мудрая, настолько и простая. Отец Савва умеет переложить Евангельское Слово на язык, понятный и молодёжи из Нижнекамска, и бабушкам из Простей. После рассказа о мытаре Закхее, святителе Савве Сербском и мученице Татиане батюшка зовёт всех в трапезную. Конечно, без пения настоятелю «Многая лета», прихожане своего пастыря с амвона не отпускают – даже на обед.

После общей трапезы – ещё поздравления, на этот раз – всех Татьян в приходе. Женщинам вручают иконы, хлопают по плечам и жмут руки. Тут же решают: составить список, у кого когда День Ангела, и не забывать поздравить каждого.

Нас, «городских», приглашают приезжать ещё. Кто знает, может для кого-то из гостей Ильинский приход станет родным? Нужны ведь и крепкие мужские руки, и сильные женские голоса. Кстати, несколько нижнекамцев уже ездят вместе с отцом Саввой на каждую службу.

Святые места – рядом

В 2014 году исполнилось ровно полтора века с тех пор, как в селе Соболеково заложили новую каменную церковь в честь святого пророка Божиего Илии. А в этом году будет юбилей у другого Ильинского храма – село Прости отметит 180-летие своей церкви.

Нижнекамск кипит привычной жизнью: горожане спешат на деловые встречи, дни рожденья, распродажи… Строятся дома и детские сады, гипермаркеты и больницы. Современный город каждую весну становится ещё зеленее и моложе – нижнекамцы традиционно высаживают тысячи новых деревьев.

Но есть у Нижнекамска и своя история. История, которая простирается гораздо дальше всесоюзной комсомольской стройки. Эти страницы прошлого, если листать их в обратную сторону, приведут пытливых нижнекамцев к Православию.

Наставления

Он не любил многословия, да и это было ни к чему. Даже самую длинную историю можно рассказать несколькими предложениями. Именно этого он и требовал. Саввой было написано огромное количество книг, которые направлены помочь человеку прийти к Богу. Путь далеко не близкий, тяжелый и тернистый, но все-таки правильная лазейка есть, и если идти не сворачивая, можно выйти на прекрасную поляну, где свое чадо встретит Господь. Именно это он пытался доказать на собственном примере. Его путь был невероятно тяжелым. Он прошел многое и все-таки остался верен маленькой детской мечте, которая сотворила чудо. До последних дней его жизни батюшка оставался немил властям.

27 июля 1980 года отец Савва скончался, об этой печальной новости всех оповестил колокольный звон. В этот момент рядом с ним находились его духовные чада, которые знали, насколько батюшка добрый и невероятный человек. Его руками Господь творил чудеса, каждый мог это почувствовать. Этот день выдался скорбным для братии, но в то же время, пройдя целую чреду испытаний и гонений, Савва заслужил почить в Царствии Небесном. И его чада до сих пор искренне молятся за его пребывание там.

Большое наследие оставил после себя Савва Остапенко. Цитаты святого отца до сих пор помогают многим обрести верное направление на духовном пути. Батюшка всегда просил о справедливости, честности и бескорыстии. Людей он учил тому, что нужно быть строгими к себе, но снисходительными к другим. А если гнев охватывает, то лучше и вовсе уйти молча. Много поучений давал схиигумен Савва Остапенко. Биография святого отца не была простой, однако эти трудности и помогли святому не только самому прийти к Господу, но и других наставить на истинный путь.

Вопрос от журналиста

– Отец Савва, сейчас Великий пост, время размышлений о Христе, смысле жизни и смерти. Что как священника вас больше всего волнует в эти дни, о чём хотите сказать людям?

– Меня волнует, что для верующих людей в церкви важно всё что угодно, только не Христос. А время поста – это как раз время духовных упражнений

И смысл поста не в том, чтобы что-то съесть или не съесть. Великий пост – это всецерковное духовное упражнение по созерцанию Креста Господня и Воскресению, это Страсти Господни и Пасха. Вот это – предмет размышлений, молитвы, созерцаний. А мы чаще всего во время поста говорим о еде, пускаемся в религиозную суету… На самом деле, это всё так мелко, так грустно… Если бы мы правильно постились и наша мысль была со Христом и с Евангелием, эти вопросы вообще бы никак не звучали. Но поскольку мы о чём угодно говорим, только не о Христе, мы так и не доходим до самого важного, до самого ценного, что христианство даёт человеку. Мы всё время стелемся мыслью по поверхности земли, остаёмся на уровне религии. А христианство – это не религия. Христианство – это Христос посреди нас. В христианстве есть религия, но христианство не сводимо к религии. И пока мы занимаемся этой религиозной суетой, упускаем главное. Это, кстати, проблема общецерковная, потому что у нас и в богослужении современном, и в современной практике благочестия, и в стиле церковной жизни Христос тоже не на первом месте. Всё что угодно – идеология, праздники, обслуживание религиозных потребностей, ритуальные услуги, только не Христос.

А мерило поста, критерий поста – это доброта. Не выполнение старинных правил, не количество икон, которые у тебя висят на стене. А доброта, отзывчивость, чуткость, деликатность, такт, милосердие, способность пожалеть. Христианин – это человек, который учится смотреть на этот мир глазами Бога.

Монастырские покосы

Четыреста лет назад. 1616 год. На Камском берегу строится монастырь в честь Святой Троицы. Монахи просят у властей земли для ведения хозяйства – и получают богатые сенокосами, рыбными речушками места. В 40-х годах XVII века на них селятся крестьяне, и будущий Нижнекамский район появляется на картах названиями новых деревень: Прости и Соболеково…

У монастырских крестьян, конечно же, деревни вскоре превращаются в сёла – строятся деревянные храмы. Через столетия – привычные на Руси пожары, и вот уже каменные храмы осеняют просторы Нижней Камы святыми крестами. Помогают в возведении Ильинских церквей знаменитые купцы-жертвователи Стахеевы, духовные дети святого праведного Иоанна Кронштадтского.

«Твое место у Престола!»

В 24 года Петр женился на Вере Николаевне Дуничевой. Молодые обвенчались в церкви, родился сын Сергей. Мать Веры была верующим человеком и способствовала воцерковлению Петра. В их дом нередко захаживал благочестивый старичок, который бывал в Псково-Печерском монастыре. Его рассказы об обители слушали с большим интересом.

Тем временем в профкоме завода Петру дали путевку в санаторий близ озера Рица (Абхазия). На отдыхе советским трудящимся полагалось посещать медицинские процедуры, кинотеатры, танцы. Петр же проводил время за чтением Священного Писания и искал ответы на важные для себя вопросы.

Однажды ему явилась Божия Матерь и сказала: «Раб, твое место у Престола!» Не вполне поняв слова, сказанные Царицей Небесной, Петр по приезду обратился за разъяснением к знакомому старичку. Тот посоветовал ехать в Псково-Печерский монастырь. После явления Божией Матери Петр изменился, стал серьезнее, выбросил гармонь.

В 1961 году будущий архимандрит переехал в г. Печоры Псковской области. Его приняли в научно-реставрационную производственную мастерскую. В летний период Петр трудился крановщиком на восстановлении крепостных сооружений монастыря. Зимой помогал братии в хозяйственных работах. В немногие свободные часы посещал богослужения, пел и читал на клиросе.

Историческая справка

В 1959 году настоятелем Псково-Печерского монастыря стал архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов, 1914-1975). Монастырь с богатой 600-летней историей, никогда не закрывавшийся, пострадал от времени и последствий войны. На полуразрушенных стенах росли деревья.

Братский корпус после войны. Сайт Псково-Печерского монастыря

Деятельному отцу Алипию, бывшему фронтовику, удалось привлечь к реставрации лучших специалистов. Государство на восстановление средств не выделяло, зато в монастыре регулярно проводились обыски, незаконно заводились клеветнические уголовные дела. Только «Великий Наместник» с его стойкостью и непоколебимой верой мог спасти монастырь от закрытия и уничтожения.

К 1963 году в СССР осталось 16 действующих монастырей. По прямому указу Н.С. Хрущева Псково-Печерский монастырь был лишен материально-технической базы и всех угодий.

Писатель Валентин Курбатов в документальном фильме «Советский архимандрит», рассказывая об отце Алипии, дает ему следующую характеристику: «Он умел, оставаясь советским человеком, перевести себя и братию в небесное пространство, оставаясь внутренне чистым и совершенным».

За 7 лет к 1967 году монастырь был полностью восстановлен.

Вспоминает схииеродиакон Андроник: «Отец настоятель говорил: «Они (власти) сильны брюхом, а мы — духом».

Гонения

В скором времени он стал иеромонахом. Сила молитвы батюшки была невероятной. С каждым днем около храма собиралось все больше людей, которые мечтали о благословении Саввы. Он с любовью пытался услышать каждого, дать совет в нелегкой ситуации. Так слава об этом невероятном святом отце расходилась по городам. Такая ситуация не устраивала власти. Ему пытались угрожать, клеветали, на его голову посыпалось много бед. Впоследствии было принято решение отправить отца Савву как можно дальше. Так святой Савва Остапенко и попал в Псково-Печерскую обитель.

Но и здесь нашлись люди, которые не понимали батюшку. Ему пришлось трудно, немало страданий выпало на его долю. Он любил каждого человека. Но эта любовь была особенной, к каждому своя. Таким образом, к более сильным он относился со всей строгостью, пытаясь возвысить их духовность. А вот с немощными духовно людьми старец Савва Остапенко обращался так, как обходятся с людьми, пораженными недугом.

Кладбище – это отражение мира живых

– Добрый день. Меня зовут Татьяна. Я серьёзно отношусь к проблеме экологии, и особенно перед Радуницей в нашей семье остро встаёт вопрос о покупке пластиковых цветов. Мне интересно, как церковь смотрит на это повальное увлечение пластмассой?

– Прекрасный вопрос. Но церковь тут вообще ни при чём, потому что в большей степени всё, что связано с убранством наших кладбищ, могил, это принадлежность фольклору и этнографии и никак церковным уставом не регулируется. Мне не нравится этот кладбищенский ажиотаж и могу сказать не как священник, а как обычный человек, что пластиковые цветы не только засоряют окружающую среду, это ещё и пошлость.

– Согласна. И ещё люди меряются букетами: у кого больше, богаче и красивее…

– Это крестьянское сознание, мы всё время оглядываемся: «А что скажет сосед?» Нужно самому брать за себя ответственность. И то, что вы задаётесь этим вопросом, говорит о том, что люди меняются и общество идёт в сторону более здорового отношения к этим вещам.

– Но что на кладбище с собой брать?

– Вы можете купить веточку хризантемы, и этого будет достаточно. Сейчас в моде минимализм, зачем мусор плодить? Вообще, кладбищенская культура отражает состояние общества. Хочешь понять, чем люди живут, присмотрись к миру умерших, а там – пошлость, отгороженность, суеверия и предрассудки. Ставят оградки – и нам почему бы не поставить? Чтобы всё как у людей! Кладбище – зеркало для мира живых. Как в жизни мы расколоты, отгораживаемся друг от друга, так и могилки у нас представляют собой неприступные крепости. Я бывал в разных странах, и, например, во Франции кладбища чистые, прибранные и скромные, там нигде нет оградок. Там выработаны определённые правила, которым все следуют. И ни разу я не встречал наших безвкусных, кричащих, китчевых венков, искусственных цветов, которые мы покупаем и ставим не потому, что это красиво или нужно, а по принципу «не хуже, чем у других». Но ведь это дикость! Когда наше общество станет более открытым, это отразится и на кладбище.

– Здравствуйте. Отец Савва, часто люди оставляют цветы на местах трагедий, например, на обочинах дорог, устанавливают там крестики. Можно ли это делать? Я понимаю, память о погибшем… Но порой едешь мимо, и как-то не по себе становится.

– Есть такой обычай. Но никакого отношения к церкви или христианству он не имеет. Почему люди это делают, я не знаю. Может быть, хотят таким образом память сохранить. Мне, например, это не мешает, но это опять же вопрос к нашей общей культуре.

Зарождение мечты

Когда Николаю исполнилось шесть лет, родители приняли решения отдать ребенка в школу при церкви. Наука давалась легко, у мальчика были явные способности. Поэтому учеба быстро затянула его, с каждым днем интерес возрастал все больше. Уже со временем немного повзрослевший мальчишка стал прислуживать батюшкам в церкви, а также петь в хоре. Все это давалось легко, ведь он имел способности и огромное желание заниматься именно этим. Эти занятия постепенно приближали маленького Николая к Богу, он все больше стал мечтать о служении Господу и делал все необходимое, чтобы исполнить свою маленькую, но совсем не детскую мечту. Ни для кого не было удивительным, что Коля признался в том, что мечтает быть монахом. Но такие мечты были не по его возрасту, ведь Николай был тогда совсем еще мальчишкой. Такой взрослый рассудок удивлял родителей, но они были рады за свое чадо.

При поддержке старца Иллариона Николай Остапенко нёс монашеские подвиги в светской жизни

Ещё одним важным человеком в жизни Николая Остапенко стал старец из афонского монастыря Илларион — настоящий духовный наставник.

Он призвал ученика к терпению, когда тот сказал о намерении принять постриг хотя бы тайно.

Монастыри закрывались, но старец уверял — придёт время, когда можно будет совершенно открыто стать монахом и жить в лавре.

Николай Остапенко хотел тайно постричься в монахи, но духовный отец не позволил.

Николай Остапенко ходил на светскую работу, но вёл монашескую жизнь:

  • молился всё свободное время;
  • посещал храмы;
  • читал Священное Писание и поучения Святых отцов;
  • совершал аскетические подвиги;
  • берёг целомудрие;
  • нёс послушание духовному наставнику;
  • придерживался нестяжательства.

Поддержка старца Илариона очень помогала Николаю Остапенко. Он обрёл духовный ориентир, верил, что встал на правильный путь.

Несколько раз, в полудрёме, являлась Богородица и давала мудрые советы.

Старец Илларион — духовный наставник отца Саввы

Впоследствии старец Савва так рассказывал о своём молитвенном опыте тех лет:


Савва
схиигумен

Наконец, в 1946 году открылась Троице-Сергиева лавра и ряд других духовных учебных заведений.

Николай Михайлович получил рекомендацию и сдал вступительные экзамены. Он поступил. На первом успехе всё получалось легко, так что его, минуя второй, перевели на третий.

Схиархимандрит Илларион запретил поступать в академию. Он сказал, что лучшим учебным заведением для Николая Михайловича станет монастырь.

Осенью 1948 года Николая Михайловича постригли в монахи. Его новое имя — отец Савва (Остапенко). В честь преподобного Саввы Сторожевского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector