Схиигумен иоанн (алексеев): письма валаамского старца

9.

19.4.1946 г.

Вот вступили мы во святую Четыредесятницу. Св. Церковь вопиет: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи, и клятвопреступления, сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный».

В прощенное воскресенье, после ужина, перерыв на 1/2 часа; в 7 часов собрались все иноки в церкви, пропели пасхальный канон, прочли молитвы на сон грядущий, затем приложились к образам. Игумен просил прощение, сделал земной поклон и вся братия также поклонилась ему до земли, и подходили все по очереди прощались, лобызая рамена, один по одному только и слышно: «Бог простит, и меня прости грешного», затем разошлись молча по келиям.

Хороший обычай, как-то хорошо отзывается на душу, все примирилось. Всю эту неделю не работают, причащаться будут в субботу.

Вам поздравляю со св. Четыредесятницей; помоги вам, Господи, провести оную в христианском благочестии и встретить Светлое Христово Воскресение.

2.

4.10.1939 г.

Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: «молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы».

Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако, понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил в верхней части груди. На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т.е

иметь память Божью, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты — их читай, если время есть.

О непрестанной и умносердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа — такое состояние у очень немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись — она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большаго не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты еще юная телесно и духовно. Св. Лествичник пишет: «Раскрой у новоначального душу — и увидишь неправильность, желание у него непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и совершенного безгневия, — такое состояние только совершенных». Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и чтобы сознавать себя ничтожной и взывать к Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную», или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее.

Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? Человецы есмы, плоть носящие, да диаволами искушаемые. Не трепещи и не унывай сице, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.

Если когда, тебе приходится покривить душой ради одиночества, чтобы побыть у себя дома — это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога. Умудри тебя Господь.

7.

14.8.1945 г.

Христос посреди нас!

Твое почтенное письмецо я получил и прочел с любовью.

Хорошо, что ты стремишься к духовной жизни, но старайся духа не угашать; хотя вам и труднее развивать духовную жизнь в миру, но стремящимся Господь поможет.

Святый Иоанн Лествичник удивляется странному в нас состоянию: почему имея помощниками для добродетели и всесильного Бога, и ангелов, и св. Человеков, а на грех только одного беса лукавого, все же удобнее и скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Вопрос остался открытым. — Святой не хотел нам объяснить. Однако, можно догадываться, что наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляющими, помогают диаволу и Господь не нарушает наше самовластие. Нам должно стремиться к добродетели насколько хватит наших сил, но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а в Господней, Господь хранит не за наши труды, а за смирение: «где случилось падение — там предварила гордость», говорит Лествичник.

Но Господь по Своему милосердию дал нам немощным покаяние, ибо наша порченная природа очень и очень склонна ко греху. Святые отцы своим опытом изучили до тонкости нашу природу, утешают нас и подробно изложили в своих сочинениях способ борьбы со грехом. Теперь у тебя есть книжица «Невидимая брань», посматривай в нее почаще.

Относительно молитвенного твоего правила умудряйся сама, только чтобы было не на ветер, как бы только выполнить. Старайся внимательно. Не лучше ли сократить, чем со смущением выполнять и быть рабом у правила? Это не моя мысль, а св. Исаака Сирина. И в «Невидимой брани» это писано, только не помню в которой главе.

Твой недостойный сомолитвенник.

15.

1946 г.

Ты пишешь, что я взялся учить тебя уму-разуму. Но не так; как же я могу учить других, когда сам иду ощупью и спотыкаюсь, а если ведет слепец слепца, оба упадут в яму. После долгой переписки с Х.Х., вероятно хранятся у тебя его письма и помнишь его советы, а я безграмотный как могу руководить других в таком великом деле, которое дороже всего мира, у меня своих опытов духовных нет, а если кому отвечаю не свое, а заимствовано от святых отцов и сам краснею; других учу, а сам как живу.

В данное время мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам совсем не то, говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Св. Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Руководитель должен быть бесстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение.

К стыду моему живу я в монастыре уже 48 лет и до того расстроился, что просто не знаю с чего и начинать, как спасти свою душу; однако, ты не подумай, что говорю так по смирению. Нет, нет, а такой есть воистину. Смолоду было у меня ревности хоть отбавляй. Носил некоторое время власяницу и вериги, старался искать святых подвижников, но как-то не удавалось найти, вероятно не понимал их по неопытности своей

Первая ревность очень обращает внимание на букву, убивающую дух, и не встречал такого наставника, который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно в духовной жизни, а без руководства живущий — по Лествичнику — «не надежный», ибо он кичится; так я и остался ни с чем. Но не отчаиваюсь, верую в Божие милосердие и стремлюсь к нему по силе моей

Припоминаю евангельский виноградник, в который пришли наемники уже в 11-ый час и получили такую же плату, как те, которые работали с утра. Очень я доволен и рад, что Господь судил мне жизнь проводить в стенах монастыря.

Ты писала: «Что любишь вкусную пищу»; а кто не любит? Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево — этого господина всего худого.

Я написал, что буква убивает дух, но надо понимать намерение слов: буква убивает того, кто останавливается на ней, и смотрит на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели; конечно, плоды не бывают без листьев, однако, смоковница засыхает без плодов.

Пребываю с любовью во Христе.

______________________________

Письма валаамского старца схиигумена Иоанна.М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, 1997.

13.

6.12.1946 г.

На твои вопросы хороши бы лично поговорить, в письме всего не опишешь. Так и должно быть, когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво. Приобрела книгу преп. Кассиана, почитывай, хотя направлена инокам, и мирянам прикладна. Из этой книги помещены в Добротолюбии 2-го тома умело сделанные выборки. Ты любишь читать жития св. И почитывай, они очень воодушевляют нас грешных. У нас читают всегда в трапезе, ежедневно, и я замечаю у некоторых появляются слезы.

Вот и сама замечаешь, что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, по возможности и уклоняйся, ничто же сумняся, хотя и будут маленько недовольны, ничего, не смущайся этим. Ты боишься темноты, я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий промысел. Когда я шел пешком от монахинь, 5 верст пришлось идти лесом в темноте в одном месте напал такой страх, что по всему телу пошли точно мурашки и уши зашевелились точно кто-то догоняет меня, обернулся назад, сделал крестное знамение и пошел вперед. Святое Писание говорит: «Боязнь ничто иное, как лишение могущества рассудка».

Относительно твоего смущения, святые отцы сказали: «Что делается со смущением всегда от бесов». Приложись ко кресту и к Божией матери и довольно, будь спокойна, загляни у св. Варсонофия вопрос 430, и ответ, еще вопрос 433 и ответ, там можешь сама маленько разобраться.

Когда не придется исполнить все свое правило, не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буди мне грешной» и имей память Божию, это заменит все правила. Прочти у св. Исаака на 136 странице, еще в «невидимой брани» во второй части 20 главу. Когда появятся слезы, остановись на них пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь.

Когда ляжешь в кровать, занимайся Богомыслием, что помнишь из писания, важнее из Евангелия, слезы придут, дай им свободу.

На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего. Как видно Х.Х. переживает тяжелое состояние за нее надо молиться, а не сердиться на нее

Да, так хорошо, что не обращаешь внимание на нее и не вмешиваешься, умудри и примири вас Господи

14.

1946 г.

Твое письмецо из санатория я получил и видно из него, что уныл дух твой и сметеся сердце твое, и почувствовала себя выбившейся из колеи и стала никуда негодной, и сама над собой удивилась. Однако, вся причина в тебе, ты сама и не замечала, что находилось в тонком самомнении и думала, что уже летишь на небо, а внутреннего истинного смирения не было у тебя и совершенного расположения на волю Божию, Господь по своему благоутробию послал тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни. И ты упала духом и почувствовала себя никуда негодной, а в этом то и состоит смирение, что чувствовать себя никуда негодной.

Не унывай, чадо, понудь себя на молитву и по Божией милости все возмутившиеся внутреннее твое грязное болото успокоится и будет тихо и спокойно. Советую тебе, не торопись выходить из санатория, отдохни хорошенько, помоги и храни тебя Господь.

8.

11.2.1946 г.

Честнейшая о Господе!

По Божией милости я здоров, после обеда часа на 2 хожу дрова пилить. Не пугайся, что у тебя нет благоговения в молитве, хорошо и спасительно, что нудишь себя молиться; загляни в Лествицу сл.28 и гл.29.

Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь, святых отцов мы должны благоговейно чтить, ибо они особенные избранники Божии, а чтобы смущаться, что мы не можем подражать им, загляни в Лест. сл.26 гл. 125. Я тоже желаю, чтобы Господь сподобил тебя жизнь скончить в монастыре. Будем молиться и надеяться, что Он осуществит наше желание, теперь пока поживи с Н.Н., послужи ей по 5-ой заповеди. К монастырской жизни припасай терпение не один воз, а целый обоз.

Безграмотные мои письма мне не нравятся; вот я написал тебе, чтобы уничтожила их, а если по смирению своему хочешь хранить, пусть остаются у тебя. Пиши мне, не стесняйся, всегда отвечу насколько вразумит меня Господь. Иногда смущает меня мысль: «зачем переписку веду, безграмотный, с образованными?» Будем надеяться, что мы с тобой, Бог даст увидимся, тогда побеседуем. Святоотеческое писание направлено к трем степеням духовного совершенства: к младенцам, средним и совершенным, а как мы с тобой младенцы, нам требуется и полезна мягкая пища, вот и извлекай оттуда классы духовные, согласно своего возраста.

Умудри тебя Господи, разбирайся и не смущайся.

Письмо старца по поводу желания издать его письма (05.02.1956 г. Новый Валаам)

Боголюбивые чада мои!

Вы собрали мои письма и хотите издать их; если вы усмотрели, что письма послужат на пользу, собирайте и издавайте.

Я ведь писал письма в разное время и разным лицам, вот и получились неизбежные повторения. Хорошо бы было мне пересмотреть их самому, но это нельзя исполнить, ибо я не могу приехать к вам по болезни ног моих. Да я и дряхлею; теперь мне стукнуло 83 года; благодарю Бога, что память пока, хоть и тупеет, но не изменяет.

Письма писал я, как Господь полагал мне на сердце. Человек я от природы застенчивый и недалекого ума, это я вполне сознаю, и память плохая. В школах я не учился и, как умею говорить, так и писал.

В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой. Отец мой плел лапти, а мать и сестра пряли или починяли; еще у меня было два брата. Вот что еще интересно: спичек не было, в печке делали ямку, в нее угли загребали кочергой, вот огонек там и хранился. Случалось, потухали угольки, мать, бывало, скажет: «Ванька, сходи к Андрею за углем». Вот я и принесу уголек в баночке. Подую на уголек, приложу лучинку – вот и добыли огонек!

У нас портной работал шубы; он умел читать и меня учил. Тупо я понимал, а сестра моя скоро заучила буквы и укоряла меня: как ты не понимаешь? Вот я уже заучила, а ты все не понимаешь! Наконец и я научился читать.

Когда я начал читать, то приобрел несколько книжек «Жития святых»,- тогда печатались такие маленькие книжечки. Был у меня друг единомысленный. Вот мы с ним и толковали, как надо спастись. Ходили пешком в Нилову пустынь за 15 верст от нас; насушим сухарей мешочек, пристроим на плечи, и марш в дорогу. Ходили мы туда три раза: слышали мы, что там, в лесах, живет пустынница Матрена, но никак не могли повидать ее. Да и глуповаты были: ведь только по 13 лет.

Благодарю Господа, что он по своей милости сподобил меня грешного провести всю мою жизнь в монастыре. Кто будет читать мои письма, умиленно прошу: помяните в своих святых молитвах меня великого грешника.

Старец Валаамского монастыря.

5.

Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть в мале «яко благ Господь». Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: «если ты будешь говорить не духовному о духовном, то ему покажется смешным». Я тебе писал в предыдущем письме о смирении, и еще повторяю: «смиряйся, чадо, враг очень хитер и мы очень немощны». Преподобный Макарий Великий пишет: «знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет, и страшно сказать, — погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые пали после тяжких мучений. А о прощении грехов св. Дух говорит через пророка Иезекииля: «аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов его, также и праведник, если развратится, Господь не помянет его праведности».

Умудряйся, чадо, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь.

Большую пользу я получаю жить в общем помещении и спать вповалку на нарах. Бог один, а пути к нему разные — это мы видим на примере святых отцов: одни проходили внутреннее умное делание, преуспевали в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов, тропарей, тоже преуспевали в духовной жизни. Еще замечу, пишут святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых — для их смирения.

Быть на Фаворе со Спасителем очень весело, но когда придется быть и на Голгофе, то терпи — имей уши слышать, да слушай, будь внимательна.

Умудри тебя Господь!

Финляндская Церковь канонизировала монаха Валаамского монастыря

1 июня 2021 года, в день канонизации преподобного Иоанна (Алексеева) Валаамского, в соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии состоялась Божественная литургия. Об этом сообщает «Romfea».

Богослужение в праздничный день возглавил архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии Лев, которому сослужили: митрополит Куопио и Карелии Арсений, митрополит Оулуский Илия, митрополит Бурунди и Руанды Иннокентий (Александрийский Патриархат) и владыка Пантелеимон (митрополит Оулу на покое).

В богослужении также приняла участие братия Ново-Валаамского монастыря.

После Божественной литургии икона с изображением новопрославленного святого была обнесена крестным ходом вокруг монастыря, где святой вел аскетическую жизнь и стал духовным отцом многих православных верующих.

Преподобный Иоанн (Алексеев) Валаамский (1873 — 1958), схиигумен Ново-Валаамского монастыря,в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии в крестьянской семье. Окончил курс Ильинской церковноприходской школы.

В 1889 году поступил в Валаамский монастырь.

22 мая 1910 года был пострижен в монашество с именем Иакинф, подвизался в Валаамском Ильинском скиту.

В 1915 году перемещен в Иоанно-Предтеченский скит, где нес послушание смотрителя скита.

Оказался в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ.

19 октября 1921 года назначен настоятелем Трифоно-Печенегского монастыря.

13 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона, 15 ноября – во иеромонаха, а 11 декабря возведен в сан игумена.

В должность настоятеля монастыря вступил 30 декабря. До перехода под власть Финляндии монастырь был разорен и фактически ликвидирован, так что новому игумену на деле пришлось возрождать обитель.

В 1932 году был освобождён от обязанностей настоятеля и возвратился в Валаамский монастырь, вел хозяйство Предтеченского скита.

В 1933 году принял схиму с именем Иоанн.

В 1938 году избран духовником Валаамского монастыря, и с этого времени окормлял русскоязычных паломников.

Вместе с братией в 1940 году пережил эвакуацию монастыря в мест. Папиниеми в районе Хейнавеси (Финляндия).

Мирно скончался 5 июня (по другим данным – 6 июня) 1958 года в своей келье в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Похоронен на монастырском кладбище.

Широкую известность получили письма старца Иоанна к духовным детям, многие из которых были опубликованы в сборнике «Письма о духовной жизни».

29 ноября 2021 года схиигумен Иоанн был прославлен в лике преподобных решением Священного Синода Константинопольского патриархата по представлению Финляндской Православной Церкви.

Память преподобного Иоанна Валаамского будет праздноваться 5 июня.

Финляндская Православная архиепископия является Автономной Православной Церковью в составе Константинопольского Патриархата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector