Молитва шестопсалмие

Когда читается Псалтирь

Без преувеличения можно сказать, что читать ее можно всегда. В этом сборнике заключена такая глубина и мудрость наших предшественников, такой колоссальный опыт жизни на земле с Богом, что нет буквально ни одной темы, к которой бы не подошли слова псалмов. Кратко можно обозначить некоторые ситуации, когда люди прибегали к Псалтири:

  • при одержимости нечистыми духами (до прихода Христа это была единственная книга, по которой можно было отчитать одержимого и изгнать из него нечистого духа);
  • при гонениях и неприятностях;
  • при болезнях;
  • в путешествиях;
  • в военное время;
  • для благополучия в доме;
  • при нужде в помощи в защите детей;
  • для прояснения ситуации;
  • при недоумении, как поступить.

Господь спешит на помощь даже тогда, когда человек взывает ему хотя бы строчкой из псалма. Это проверенный факт: разъяренное начальство смягчается или не исполняет своих грозных обещаний, если христианин молится Богу словами «Помяни, Боже, Давида и всю кротость его». Несмотря на то, что имя Давид может и не быть именем молящегося, да и кротостью он, к стыду своему, не обладает, тем не менее Господь помнит о Своем человеке — царе Давиде — и помогает тому, кто его словами просит помощи, защиты и милости к себе или близким.

Шестопсалмие в богослужении

Ежедневно во время утренней службы в храмах читается шестопсалмие – это шесть особенно подобранных псалмов, читающихся в строго установленном порядке: 3, 37, 62, 87, 102, 142. В общем церковном хоре шестопсалмие можно определить по минорному звучанию и созданию особенно строгой обстановки. В церкви закрываются царские врата, тушатся свечи и свет, все собравшиеся верующие стоят неподвижно, а чтец торжественно произносит псалмы с середины храма. В этих словах звучит молитва скорби, покаяния и надежды.

Шестопсалмие считается обязательным для утреннего богослужения, так продолжается круглый год, за исключением Пасхальной недели

Этот факт говорит об огромной важности шестопсалмия. Считается, что в нем отражено наиболее важное событие в жизни человечества — пришествия Господа в мир

В нынешнем виде шестопсалмие вошло в богослужение приблизительно в 7 веке. Упоминания об этом можно встретить в уставах монастырей и в записях многих священников той эпохи. По некоторым сведениям считалось, что в какой-то степени шестопсалмие может заменить собой весь Псалтырь. До сих пор точно не известно, кем было установлено шестопсалмие. Также доподлинно не известно, почему в него входят именно эти шесть псалмов. Однако то, что их что-то объединяет, — это установленный факт.

Об исцелении от болезней

1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью:

Пс. 102

2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями:

Пс. 27

3. Да исцелит Господь страдающих головными болями:

Пс. 125

4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями:

Пс. 122

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем:

Пс. 5

6. Немым, да даст им Господь дар речи:

Пс. 58

7. Страдающим болезнями сердца или почек:

Пс. 44

8. Страдающим болезнями печени:

Пс.12

9. При зубной боли:

Пс. 37

10. Да излечится страдающая выкидышами:

Пс. 67

11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке:

Пс. 146

12. О людях, тяжело раненых от преступников:

Пс. 36

13. О прекращении кровотечения:

Пс. 145

14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили:

Пс. 123

15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными:

Пс. 63

Псалом 62

Эту хвалебную песнь Богу псалмопевец написал во время скорби и нужды, когда он вынужден был скрываться в безводной Иудейской пустыне от искавшего убить его царя Саула.

У́тренюю — «совершаю утреннюю молитву (богослужение)».

Возжадá — «возжаждала».

Тебé — «Тебя».

Коль — «как, сколько».

Мнóжицею — «много раз». Коль мнóжицею Тебé — здесь в поэтическом тексте псалма опущено слово «возжада».

Непрохóдне — «непроходимой». Святой псалмопевец Давид вынужден был скрываться от царя Саула в непроходимой и безводной Иудейской пустыне. Именно ей он уподобляет жизнь без Бога.

Тáко — «так».

Во святéм — «в святилище». Псалмопевец молится в безлюдной пустыне так же усердно, как молился он когда-то в святилище (скинии Завета).

Живóт — «жизнь». Яко лу́чши ми́лость Твóя пáче живóт — потому что милость Твоя лучше жизни.

Похвали́те — похвалят (двойственное число, так как устне «губы» — существительное в двойственном числе).

Тук — жир. Масть — елей. Образ изобилия даров Божиих.

Устнáма рáдости восхвáлят Тя устá моя́ — «губами радости восхвалят Тебя уста мои». Можно предположить, что речь здесь идёт об улыбке.

У́тренних — утреннюю стражу (период до следующей смены караула города; ночь делилась на четыре стражи).

Поучахся в Тя — в древнееврейском подлиннике псалма: «размышлял о Тебе».

Прильпé душá моя́ по Тебé — прилепилась душа моя к Тебе.

Прия́т — «приняла».

Ти́и — «те».

Ли́совом — лисицам. Эти обитатели Иудейской пустыни нередко питались останками погибших животных и людей.

Шестопсалмие в богослужении

Ежедневно во время утренней службы в храмах читается шестопсалмие – это шесть особенно подобранных псалмов, читающихся в строго установленном порядке: 3, 37, 62, 87, 102, 142. В общем церковном хоре шестопсалмие можно определить по минорному звучанию и созданию особенно строгой обстановки. В церкви закрываются царские врата, тушатся свечи и свет, все собравшиеся верующие стоят неподвижно, а чтец торжественно произносит псалмы с середины храма. В этих словах звучит молитва скорби, покаяния и надежды.

Шестопсалмие считается обязательным для утреннего богослужения, так продолжается круглый год, за исключением Пасхальной недели

Этот факт говорит об огромной важности шестопсалмия. Считается, что в нем отражено наиболее важное событие в жизни человечества — пришествия Господа в мир

В нынешнем виде шестопсалмие вошло в богослужение приблизительно в 7 веке. Упоминания об этом можно встретить в уставах монастырей и в записях многих священников той эпохи. По некоторым сведениям считалось, что в какой-то степени шестопсалмие может заменить собой весь Псалтырь. До сих пор точно не известно, кем было установлено шестопсалмие. Также доподлинно не известно, почему в него входят именно эти шесть псалмов. Однако то, что их что-то объединяет, — это установленный факт.

Псалом 117

По окончании шестопсалмия произносится великая ектения. Затем поётся молитва «Бог Господь, и явися нам», которая состоит из избранных стихов 117 псалма.

Гряды́й — «грядущий, приходящий».

Исповéдайтеся — «прославляйте, воздавайте хвалу».

Обышéдше обыдóша мя — этот поэтический оборот можно перевести как «со всех сторон обступили меня».

Небрегóша — «пренебрегли».

Зи́ждущии — «строящие».

Бысть — «стал».

117 псалом считается одним из мессианских — в нём содержится пророчество о Христе, на которое указал Сам Господь в Евангелии: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». (Мф. 21:42-44, ср. также Мк. 12:10).

После этого в храме звучат две кафизмы Псалтири и начинается полиелей.

Духовный смысл шести уникальных псалмов

  • духовно-нравственная;
  • мессианская (пророчества).

Царь Давид был пророком, в его псалмах отразилось виденное им пришествие Иисуса, становление Церкви, Страшный суд, жизнь будущего века. Тема мессианства проходит по всей Псалтири, в ней множество пророчеств. По мнению святого Афанасия Великого, если взять лишь некоторые из многочисленных пророчеств в псалмах о Христе и Церкви, то можно пропустить более важные их них.

Тема духовности и нравственности также может быть названа пророческой. Жизнь царя Давида, состояние его души на фоне разных скорбей показывает нам не столько праведника, живущего по закону Ветхого Завета, сколько обновленного человека, уже христианина. Вся Псалтирь показывает, как должен жить христианин.

Житие царя Давида по шестопсалмию

В надписаниях указывается, что автор этих псалмов – царь Давид, он же псалмопевец и пророк. Период его жизни – за 1000 лет до Рождества Христова. В псалмах же речь идет о том, что Давид с юного возраста подвергался гонениям врагов, весь его жизненный путь был усеян опасностями, искушениями и скорбями.

Упоминается, что Давид никогда не терял веры в Бога, даже в минуты смертельных опасностей. При этом царь всегда проставлял Всевышнего – тон является основным для всех шести псалмов. Безоговорочное доверие и упование на Господа сквозит в каждой строчке.

  1. В 62-м — период, когда Давид нашел убежище от лютого врага в Иудейской пустыни. Враг этот завидовал Давиду и опасался за свой трон – это был царь Саул. По некоторым же сведениям этот псалом отражает восстание сына Давида Авессалома. Это восстание Давид воспринял как наказание Господне. Поэтому он не видел за собой права силой подавить мятеж вероломного сына, а предоставил все на суд Господа. Именно по этой причине он не поднял свои войска против сына, а совсем не от недостатка храбрости или от отсутствия воинов. В этой ситуации Давид увидел для себя один возможный выход – спастись бегством.
  2. В 37 псалме наиболее отчетливо можно услышать покаянный мотив. В период написания этого текста только готовилось восстание Авессалома.
  3. 87-й очень близок к предыдущему по содержанию. Его автор – Еман Израильтянин, которого Давид сделал начальником одного их хоров. Еман входил в самое близкое окружение Давида, хорошо его знал и с радостью разделял все тяготы жизни царя. Это все и нашло отображение в этом псалме.
  4. 3 и 142 псалмы – это непосредственно восстание Авессалома, причем описано оно весьма красноречиво, особенно то, как сын преследовал убегающего отца своего. Весь текст пронизан основной мыслью – Давид твердо уповал лишь на волю господа, но не на собственные человеческие силы.
  5. 102 псалом – принадлежит перу самого Давида, но относится к более позднему периоду, когда тот уже вошел в достаточно преклонный возраст. Этот текст можно назвать благодарностью Богу за избавление от Вавилонского рабства.

Псалом 142

В самом конце шестопсалмия звучит молитва царя Давида о помощи, которую он написал во время предательства собственного сына. В нём звучат слова покаяния и смирения. Святитель Афанасий Великий советует молиться словами этого псалма в самых трудных обстоятельствах жизни. Как образец покаяния псалом также читается в дни Великого поста — на Великом повечерии.

Внуши́ — «вонми, выслушай».

В тéмных (посади́л мя есть в тéмных, я́ко мéртвыя вéка) — «в потёмках». Царь и псалмопевец Давид вынужден был скрываться от своего сына в пещерах, куда не проникал солнечный свет — таких же, в каких по иудейскому обычаю погребали умерших.

Век — мир в значении «территория, пространство».

Уны́ — «уныл».

Поучи́хся (поучи́хся во всех дéлех Твóих) — «размышлял».

Исчезé — «оскудел».

Ров — «яма, темница, могила».

Зáутра — «с утра».

Слышану сотвори мне заутра милость Твою — в древнееврейском: «Дай мне услышать утром о милости Твоей».

Вóньже (в оный же) — «в который».

Взях (я́ко к Тебé взях ду́шу мóю) — «вознёс».

Изми́ — «изыми, избавь».

Зéмлю прáву — «землю праведную (справедливую, исполненную правды)».

Живи́ши — «сбережёшь, спасёшь, ободришь, даруешь новую жизнь».

Потреби́ши — «уничтожишь».

Вся стужáющыя души́ мóей — «всех притесняющих душу мою».

Толкование псалмов Шестопсалмия

В каждом псалме заложен глубокий смысл, касающийся и Ветхого, и Нового Завета. Для лучшего понимания существует толкование.

Псалом 3

Изображается гонимый праведник. Но это не только царь Давид страдает от Авессалома, но и всякая душа, которая обратилась ко Христу и страдает от бесовских нападений. Враг внушает человеку, что он не имеет спасения во Христе, но душа отражает нападки и взывает к Богу, получая ответ.


Часть 1


Часть 2


Часть 3

Псалом 37

Смелый вызов врагу (бесам) приводит к еще большему и сильнейшему вражию нападению. Праведник хоть и терпит гонения, не пытается доказать свою правоту, не спорит, но кается в грехах, усиливает молитву к Богу. Подпись «в воспоминание о субботе» говорит, что как в субботу по закону приносилась двойная жертва, так и псалмопевец кается, что угодно Богу.


37-й псалом из Псалтыри

Псалом 62

В надписании говорится о пустыне. Чтобы устремиться к Богу всем своим существом, человек должен пройти через искушения. Евреи сорок лет находились в пустыне после побега из Египта, в пустыне долго находился сам Давид, прообразовав Христа, в пустыне жил Иоанн Предтеча, сам Иисус постился в пустыне сорок дней. Там многие подвижники духовно укреплялись. В другом понимании пустыней можно назвать душу человека без Бога. Лишь почувствовав себя опустошенным, отказавшись от суеты, душа придет в состояние готовности принять слово Божие.

Псалом 87

Псалмопевец молится Господу, но его положение лишь ухудшается. Кроме нападений врагов, он чувствует покинутость Богом. Автор уже не молится о спасении от врагов или даровании радостей, а просит Господа не отвращать Лица Своего, и смиряется перед волей Бога.

Псалом 102

После самого печального 87-го псалма говорится о том, что пришла помощь Господа. Бог внемлит молитве, дарует благодать, дает исцеление от болезней. Душа умудрилась опытом страданий, и теперь она словно получила второе дыхание.

Речь идет о Промысле Божием, Его долготерпении, любви к своему созданию, заботе о нем. Люди не получают того, на что они заслуживают. Псалмопевец призывает и людей, и небожителей славить Господа.

Псалом 142

Ликование предыдущего чтения сменяется горечью нового вражеского нападения. Так случается с каждым, ведь пока человек на земле, враг рода человеческого не оставит его. Но теперь в псалме предстает уже не слабый новоначальный человек, а опытный муж, закаленный в духовной битве. Имея опыт и опираясь на историю, он обладает знаниями, необходимыми для последующей борьбы.


Вся Псалтирь ведет неизменно ко Христу

Духовный смысл шести уникальных псалмов

  • духовно-нравственная;
  • мессианская (пророчества).

Царь Давид был пророком, в его псалмах отразилось виденное им пришествие Иисуса, становление Церкви, Страшный суд, жизнь будущего века. Тема мессианства проходит по всей Псалтири, в ней множество пророчеств. По мнению святого Афанасия Великого, если взять лишь некоторые из многочисленных пророчеств в псалмах о Христе и Церкви, то можно пропустить более важные их них.

Тема духовности и нравственности также может быть названа пророческой. Жизнь царя Давида, состояние его души на фоне разных скорбей показывает нам не столько праведника, живущего по закону Ветхого Завета, сколько обновленного человека, уже христианина. Вся Псалтирь показывает, как должен жить христианин.

В защиту от стихии и бедствий

1. О сохранении от всякой опасности:

Пс.133

2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну:

Пс. 111

3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу:

Пс. 31

4. О прекращении пожара:

Пс. 21

5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря:

Пс. 28

6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля):

Пс. 92

7. Во время наводнения:

Пс. 68

8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях:

Пс. 17

9. О спасении людей во время эпидемий:

Пс. 85

10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней:

Пс. 47

11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает:

Пс. 149

12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас:

Пс. 150

Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос»

О ежедневном чтении Шестопсалмия

Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Шестопсалмие (Екзапсалмы)

Шестопсалмие – это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием: Слава в вышних Богу, и молитвою: Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным аллилуиа.

Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную»

Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.

Псалом 3

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня…)

Псалом 37

Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).

Псалом 62

Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст. 8) в продолжение наступающего дня.

Псалом 87

Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Псалом 102

Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.

Псалом 142

Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8), научить исполнять Его волю и удостоить его земли правды (ст. 10).

Что такое Псалтирь и псалмы

Традиционно создателем Псалтири считают ветхозаветного пророка и царя Давида. Хотя сам же он в своих псалмах упоминает «пальцы мои составили Псалтирь» — то есть он, будучи и автором, признает себя и составителем. Впрочем, в некоторых псалмах в тексте самой книги конкретно указаны иные авторы: первый псалмопевец самого Давида Асаф, храмовые привратники сыновья Кореевы (Кораха), пророк Моисей и др. Лучший еврейский комментатор Раши насчитывает к Псалмам десять авторов, в их числе Идифун, Авраам, Еман, Мелхиседек, Адам, Асаф, Моисей, сыны Кореевы.

В некоторых редакциях Псалтири к псалмам подписывают и автора. Во многих псалмах явно видны следы намного более позднего времени, чем-то, в котором проживал Давид: это времена пленения евреев вавилонянами и даже позже.

Псалтирь — коллективный духовный труд

Души святых людей, авторов псалмов, были приятны Богу и он освящал их Своим присутствием, сопровождал и оказывал так необходимую им в то время помощь. Каждый псалом — симбиоз человеческих чувств и Божественного освящения. Поскольку каждому из них Бог открывал свои судьбы, показывал Свои дела. Именно потому все, что описывается в них, и то, как каждый автор воспринимал происходящее вокруг, — это истина.

Авторами псалмов были люди разного происхождения — знатные, имеющие отличное образование, соответствующее его времени, и люди простые. Если Давид был царем и умел обращаться со словом, что видно по его прекрасным псалмам, то с другим его автором, Моисеем, все немного иначе.

Вклад Моисея

Выше мы упомянули, что автором некоторых псалмов — а это поэтическое духовное произведение, которое исполнялось под музыкальный струнный инструмент — являлся именно Моисей. Тот самый, косноязычный, не умеющий связать и нескольких слов. Его псалом 89 — образец духовного и поэтического творчества, в котором упомянуты и исторические события. Без вдохновения свыше невозможно передать так кратко, четко и точно все свои чаяния и хвалы Всевышнему, представить Его дела, воспеть Его силу и славу.

Псалом 89 за авторством Моисея

Далее пророк говорит: «Дней наших — семьдесят лет, а при особой крепости — восемьдесят, и при этом наиболее лучшая их пора — в трудах и переживаниях, в болезнях, и проходят эти лучшие годы быстро». И далее человек Божий делает вывод, который перерастает в молитвенную просьбу: «Научи нас так проводить наши дни, чтобы суметь приобрести сердце мудрое».

Вот так Господь из косноязычного человека прикосновением Духа Своего делает поэта и молитвенника. Те, кто читал и пел эти слова, понимал и чувствовал особую, сверхчеловеческую пользу для своей души и замечал, что Господь, когда к Нему обращались словами из псалма, особенно скоро откликался на них. Ведь Он сам участвовал в их появлении.

Люди святые заметили этот факт и стали прибегать к Псалтири, к словам праведных людей все чаще.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Структура шестопсалмия

Точно можно утверждать одно: шестопсалмие – это не спонтанно выбранные псалмы. Это тексты, собранные воедино, они имеют общую «мелодию», структуру и отличия. К таким особенностям относятся:

  1. Псалмы для шестопсалмия выбраны равномерно из разных его мест. Таким образом, становится понятно, что они как бы представляют всю священную книгу.
  2. Все избранные псалмы включают в себя жизнеописание царя Давида и относятся к периоду его жизни.
  3. Тон и содержание этих псалмов приблизительно одинаковы. Суть сводится к следующему: праведника преследуют враги, а он уповает лишь на Бога.
  4. 3, 37, 87 и 142 — прошения об избавлении от врагов, а 62 и 102 – благодарность за это чудесное избавление.
  5. В каждом идет речь о ночи и утре, именно поэтому их читают на утренней службе.
  6. Идет четкое чередование грустных псалмов (они стоят на четных местах) и радостных (соответственно, на нечетных).

Psalm 62

O God, thou art my God; early will I seek thee: my soul thirsteth for thee, my flesh longeth for thee in a dry and thirsty land, where no water is;
To see thy power and thy glory, so as I have seen thee in the sanctuary.
Because thy lovingkindness is better than life, my lips shall praise thee.
Thus will I bless thee while I live: I will lift up my hands in thy name.
My soul shall be satisfied as with marrow and fatness; and my mouth shall praise thee with joyful lips:
When I remember thee upon my bed, and meditate on thee in the night watches.
Because thou hast been my help, therefore in the shadow of thy wings will I rejoice.
My soul followeth hard after thee: thy right hand upholdeth me.
But those that seek my soul, to destroy it, shall go into the lower parts of the earth.
They shall fall by the sword: they shall be a portion for foxes.
But the king shall rejoice in God; every one that sweareth by him shall glory: but the mouth of them that speak lies shall be stopped.

Псалом 62

Боже, Боже мой! к Тебе утреннюю; возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне, тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою: яко лучши милость Твоя, паче живот. Устне мои похвалите Тя; тако благословлю Тя в животе моем, и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя. Тии же — всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли; предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе; похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. На утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды — без поклонов).

Житие царя Давида по Шестопсалмию

В надписаниях указывается, что автор этих псалмов – царь Давид, он же псалмопевец и пророк. Период его жизни – за 1000 лет до Рождества Христова. В псалмах же речь идет о том, что Давид с юного возраста подвергался гонениям врагов, весь его жизненный путь был усеян опасностями, искушениями и скорбями.

Упоминается, что Давид никогда не терял веры в Бога, даже в минуты смертельных опасностей. При этом царь всегда проставлял Всевышнего – тон является основным для всех шести псалмов. Безоговорочное доверие и упование на Господа сквозит в каждой строчке.

  1. В 62 -м — период, когда Давид нашел убежище от лютого врага в Иудейской пустыни. Враг этот завидовал Давиду и опасался за свой собственный трон – это был царь Саул. По некоторым же сведениям этот псалом отражает восстание сына Давида Авессалома. Это восстание Давид воспринял, как наказание Господне. Поэтому он не видел за собой права силой подавить мятеж вероломного сына, а предоставил все на суд Господа. Именно по этой причине он не поднял свои войска против сына, а совсем не от недостатка храбрости или от отсутствия воинов. В этой ситуации Давид увидел для себя один возможный выход – спастись бегством.
  2. В 37 псалме наиболее отчетливо можно услышать покаянный мотив. В период написания этого текста только готовилось восстание Авессалома.
  3. 87-й очень близок к предыдущему по содержанию. Его автор – Еман Израильтянин, которого Давид сделал начальником одного их хоров. Еман входил в самое близкое окружение Давида, хорошо его знал и с радостью разделял все тяготы жизни царя. Это все и нашло отображение в этом псалме.
  4. 3 и 142 псалмы – это непосредственно восстание Авессалома, причем описано оно весьма красноречиво, особенно то, как сын преследовал убегающего отца своего. Весь текст пронизан основной мыслью – Давид твердо уповал лишь на волю господа, но не на собственные человеческие силы.
  5. 102 псалом – принадлежит перу самого Давида, но относится к более позднему периоду, когда тот уже вошел в достаточно преклонный возраст. Этот текст можно назвать благодарностью Богу за избавление от Вавилонского рабства.

Это интересно: Щербинское кладбище (видео)

Псалом 142

В самом конце шестопсалмия звучит молитва царя Давида о помощи, которую он написал во время предательства собственного сына. В нём звучат слова покаяния и смирения. Святитель Афанасий Великий советует молиться словами этого псалма в самых трудных обстоятельствах жизни. Как образец покаяния псалом также читается в дни Великого поста — на Великом повечерии.

Внуши́ — «вонми, выслушай».

В тéмных (посади́л мя есть в тéмных, я́ко мéртвыя вéка) — «в потёмках». Царь и псалмопевец Давид вынужден был скрываться от своего сына в пещерах, куда не проникал солнечный свет — таких же, в каких по иудейскому обычаю погребали умерших.

Век — мир в значении «территория, пространство».

Уны́ — «уныл».

Поучи́хся (поучи́хся во всех дéлех Твóих) — «размышлял».

Исчезé — «оскудел».

Ров — «яма, темница, могила».

Зáутра — «с утра».

Слышану сотвори мне заутра милость Твою — в древнееврейском: «Дай мне услышать утром о милости Твоей».

Вóньже (в оный же) — «в который».

Взях (я́ко к Тебé взях ду́шу мóю) — «вознёс».

Изми́ — «изыми, избавь».

Зéмлю прáву — «землю праведную (справедливую, исполненную правды)».

Живи́ши — «сбережёшь, спасёшь, ободришь, даруешь новую жизнь».

Потреби́ши — «уничтожишь».

Вся стужáющыя души́ мóей — «всех притесняющих душу мою».

Духовный смысл

Даже досконально изучив историю, содержание и композицию шестопсалмия, не всегда удается сразу постичь духовный смысл. В нем, равно как и в Псалтыре, прослеживаются два основных направления духовного рассмотрения:

  1. Мессианская тема.
  2. Духовно-нравственная составляющая.

Темы неразрывно между собой связаны. Мессианская тема раскрывается тем самым, что царь Давид, будучи пророком, постоянно, на протяжении всей своей жизни, заявлял о всевышнем, Его власти, Страшном суде.

Каждый из упомянутых псалмов так или иначе содержит пророчество о Мессии. Это выглядит как отдельные стихи пророческого характера, затейливо вплетенные в тексты шестопсалмия. В духовно-нравственной теме отражено то же пророчество – псалмопевец показывает в псалмах мировоззрение человека-христианина.

Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия.

«Во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, — пишет оптинский старец Лев – эта заповедь — душеспасительна,.. сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем…». И крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме…Так же поступают монахи на Афоне и на Валааме. «Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда, — пишет Паисий Святогорец.- После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия»

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Отцы Церкви называют сии псалмы размышлением кающегося грешника у яслей Христовых. И в самом деле: они начинаются славословием Ангелов при рождении Христа Спасителя: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»…

Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: “Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!”

Это интересно: Отличие серафимов и херувимов

Псалом 117

По окончании шестопсалмия произносится великая ектения. Затем поётся молитва «Бог Господь, и явися нам», которая состоит из избранных стихов 117 псалма.

Гряды́й — «грядущий, приходящий».

Исповéдайтеся — «прославляйте, воздавайте хвалу».

Обышéдше обыдóша мя — этот поэтический оборот можно перевести как «со всех сторон обступили меня».

Небрегóша — «пренебрегли».

Зи́ждущии — «строящие».

Бысть — «стал».

117 псалом считается одним из мессианских — в нём содержится пророчество о Христе, на которое указал Сам Господь в Евангелии: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». (Мф. 21:42-44, ср. также Мк. 12:10).

После этого в храме звучат две кафизмы Псалтири и начинается полиелей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector