Рождённые в ссср: 7 лет

«Рожденные в СССР» — фильм о взрослеющих и стареющих детях восьмидесятых (сериал планируют довести до их семидесятилетия)

Кино

Marina Kozlova

in

18 Июл 2019

Когда я посмотрела четыре сезона «Рожденных в СССР» в 2012 году – это было как обухом по голове, лучшего документального фильма я на тот момент не знала. Спустя семь лет ситуация не изменилась. В этом году должен выйти пятый сезон, уже с 35-летними героями, и ожидания к нему у меня не меньшие.

Первый сезон документального фильма появился в 1990 году, когда Советский Союз еще не распался, но уже трещал по швам – о семилетних детях из разных социальных слоев, живущих в разных республиках громадной империи. Он так и назывался «Рождённые в СССР. Семилетние».Yep.Uz|MKozlova

Фильм «Рожденные в СССР», Алмаз

В фильме нет героя из Узбекистана. Самые близкие к нам действующие лица – Алмаз и Настя из Бишкека (тогда Фрунзе), которые к четвертому сезону уже переехали в российские Новосибирск и Краснодар. В фильме, где всего 20 главных участников, есть дети из Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Иркутска, Екатеринбурга, деревни в Ярославской области, поселка на Байкале – это в России, а также те, кто родился в Литве (Вильнюсе), Грузии (Тбилиси и Рустави), Азербайджане (Баку).

В 1990 году действующим лицам «Рожденных в СССР» было по семь лет, в 1998 году вышел фильм о них же уже четырнадцатилетних, в 2005 создатели фильма рассказывали нам о 21-летних героях, в 2012 – о 28-летних. Продолжительность серий удлинялась, а третий и четвертый сезоны (каждый) разделили на два фильма.

Фильм «Рожденные в СССР», Дима

Режиссеру фильма Сергею Мирошниченко сейчас 64 года. Он не рассчитывает, что сам доведет проект до конца, то есть до семидесятилетия героев,
но надеется, что его более молодые помощники продолжат дело. О каждом из героев отснято сотни часов материала, из которых в фильм входит не более 12 минут.

Некоторые персонажи теряются (но их стараются отыскать), другие иногда отказываются сниматься – так в возрасте 28 лет отказался участвовать Андрей, бывший детдомовец из Иркутска, которого после выхода первого фильма усыновила американская семья, затем отказалась, затем усыновила другая. В сети ходят ролики с маленьким Андреем, где он, живя в детдоме, говорит, что, если бы ему дали «много-много-много денег», он «бы (деньги — МК) не взял».

В «Рожденные в СССР» были приглашены дети из разных социальных групп – среди них был мальчик из знаменитого Дома на Набережной в Москве, дед которого работал редактором газеты «Правда», еще один мальчик из семьи грузинской партийной элиты, девочка из многодетной семьи деревенского русского священника, мальчик из семьи беженцев из Баку, с которым съемочная группа разговаривала в палаточном городке у стен Кремля. Пишут, что одна из участниц проекта уже умерла.  

Фильм о быстротечности жизни и еще о том, что все люди если уж не братья, то родственники друг друг точно, даже если они никогда друг с другом не встречались и живут в разных странах, а то и на разных континентах.

Фильм «Рожденные в СССР», Марина

Политические и социальные перемены, происходящие на территории некогда единой страны, служат фоном для судьбы героев.

Проект «Рожденных в СССР» является британо-российским, а также к нему имеет отношение франко-германский канал АРТ. Документальный сериал получил множество престижных наград, в том числе американскую телевизионную премию «Эмми» (телевизионный эквивалент «Оскара») в 1999 году как лучший документальный фильм года.

В Британии аналогичный сериал о взрослеющих героях снимают с 1964 года, показывая их также через каждые семь лет. В этом году родившимся в пятидесятых годах прошлого века британцам должно исполниться 63 года. Жаль, что в Советском Союзе сериал «Рожденные в СССР» не стали снимать раньше, например, про поколение детей, появившихся на свет в шестидесятых, про моих ровесников.

Фильм «Рожденные в СССР», Андрей в возрасте от 7 до 28 лет

Прочитано:
5 095

Создание

Следуя традиции британского документального сериала Майкла Эптеда «На семь лет старше», этот сериал рассказывает о 20 героях (в отдельные годы некоторые отказывались сниматься), родившихся в 1983 году в Советском Союзе, приглашая их на съёмки каждые семь лет, чтобы проследить их жизнь на фоне социальных и политических перемен.

Для постсоветских стран проект является уникальным,[источник не указан 106 дней] но имеет множество зарубежных аналогов.

В каждом фильме показаны сюжеты прошлых фильмов. О каждом из героев отснято примерно по 600 часов материала, из которых в фильм входит 11-12 минут. Выходят британская и русская редакции на соответствующих языках. В советское время сериал был совместным проектом Гостелерадио и компании «Granada TV» (Великобритания), ныне — России, Великобритании и франко-германского канала Arte.

Музыку к сериалу поочерёдно написали российские композиторы Сергей Сидельников, Андрей Дойников и Илья Демуцкий. Также в фильмах звучат песни «Чиж & Co» — Фантом, О любви, «Дискотека Авария» — Двигай, двигай, Enya, Бритни Спирс и др.

В британской версии первого фильма «Рождённые в СССР: Семилетние» закадровый текст озвучил ведущий Русской службы Би-би-си Сева Новгородцев.

Версия режиссёра «Рождённые в СССР: 21 год», общей продолжительностью три часа, была показана на канале «Россия» в июне 2007 года и состоит из двух частей: «Смешение языков» и «Гора Мегиддо». Эта более длинная и полная версия включает всех детей из предыдущих фильмов, не только тех, которые показаны в английской версии. Тем не менее, по причине соглашения с компанией-дистрибьютором эта версия не может быть показана за пределами бывшего Советского Союза. Сходная версия была показана для избранной аудитории во время визита Сергея Мирошниченко в США в апреле 2007 года.[источник не указан 106 дней]

В 2011 году Мирошниченко сказал: «Ребятам, с которыми мы делали фильм, в среднем лет 28. Есть кому передавать этот проект, потому что сниматься он будет до достижения 70 лет героями фильма. Это то, о чём мечтал Андрей Тарковский — показать человеческую жизнь на всём её протяжении». Премьера четвёртой части «Рождённые в СССР. Продолжение», где показаны 28-летние герои проекта, состоялась 1 и 2 сентября 2012 года в 22:40, также на телеканале «Россия». Режиссёр, съёмочная группа и герои фильма — Марина, Дима, Антон и Саша участвовали в ток-шоу «Смотрим… Обсуждаем…» на телеканале «Культура», эфир — 15 сентября 2012.

В сентябре 2018 года сообщалось, что на фестивале «Будем жить!» впервые демонстрировались некоторые фрагменты пятого фильма, а во время встречи в рамках кинофестиваля «Человек и природа» режиссёр сообщил о проблемах с фильмом, о том, что «один из мальчиков живёт в Мексике сейчас». В конце октября 2018 режиссёр сообщал о том, что его съёмки продолжаются. В июне 2020 режиссёр заявил о нехватке денег, продаже прав на свои работы, о том, что будет брать кредиты, чтобы закончить эту серию, говорил о том, что серия могла бы выйти в конце 2020 года. В октябре 2020 сообщалось о сложностях из-за закрытия границ в период пандемии, о том, что работы над фильмом завершаются.

Воспитание насилием

В СССР было не особо важно, чего там ребенок хочет. Партия сказала надо…. Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется

Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой

Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется. Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой.

К счастью, рукоприкладство познали далеко не все дети СССР, но с психологическим насилием знаком, пожалуй, каждый ребенок. Тогда же были весьма популярны принципы «Не можешь – научим, не хочешь – заставим» и «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Однажды мне написала женщина за пятьдесят и рассказала, что она всю жизнь жила для кого-то (для детей, для мужа, для партии), а теперь осталась одна и совершенно не знает для чего ей жить. Пока она занималась чужими делами, своя-то жизнь прошла, а в ней ничего — ни радости, ни фундамента. У нее состояние близкое к депрессии и совсем-совсем невеселые мысли.

А еще истории из того же детского сада про «не выйдешь из-за стола, пока не доешь». Помните такое? Все ушли гулять или на тихий час, а ребенок сидит над своей тарелкой и поливает ее крокодильими слезами. Некоторые воспитатели как будто соревновались за право самого жестокого садиста — они вываливали содержимое тарелки со вторым в суп, да еще и сверху приправляли компотом. И заставляли есть.

У ребенка рвотный рефлекс, но это никого не волнует. Ведь он должен, у них, мол, режим и распорядок. В СССР обычным явлением было то, что насилие пряталось под высокими идеалами, а дисциплина была дороже человеческого достоинства. И таких примеров масса.

Воспитание стыдом

Воистину стыд был одним из главнейших инструментов по выращиванию «Человека». К нему прибегали и родители, и учителя, и даже друзья/одноклассники. И ладно бы стыдили за действительно серьезный проступок, так нет же. Этот способ использовали при любом удобном случае, чтобы управлять поведением ребенка.

Люди, которым сейчас далеко за 30, до сих пор вспоминают свой ужас и позор, когда за какую-то провинность в детском саду их ставили на подоконник. Голыми. Чтобы не только вся группа видела, но и прохожие на улице. Что происходит с ребёнком в этот момент? Ему очень страшно, он чувствует себя униженным и беззащитным. Больше всего на свете он хочет провалиться сквозь землю.

И самое интересное, что от подобных представлений травмировался не только наказанный ребенок, но и те дети, которые это наблюдали.

Почему-то считалось, что если стыдить и унижать ребенка, то он вырастет прекрасным человеком и полезным членом общества. На самом же деле из-за переживаемых эмоций познавательные и мыслительные процессы ребенка блокируются, поэтому вряд ли он сможет извлечь урок из этой ситуации.

Такой ребенок вырастает с ощущением, что он ужасно плохой и нет ему места в обществе.

Не было эмоциональной связи с ребенком

Если рядом не было бабушек, готовых сидеть с малолетними детьми, то детей очень рано отдавали в ясли и сад. А первые годы жизни необычайно важны для формирования здоровой привязанности. Да и вообще, именно в этот период закладывается фундамент личности ребенка. Часто из-за отсутствия рядом надежной фигуры заботящегося взрослого, советские дети получали травмы развития (или так называемые инфантильные травмы), которые и догоняют потом людей во взрослой жизни.

Тут не до сантиментов. С одной стороны, родители были заняты выживанием. А с другой — у них самих полно травм и совсем нет ресурса, чтобы строить с ребенком эмоционально теплые близкие отношения. Но ребенку от этого не легче.

Да и вообще, эмоции были как будто под замком. Их нельзя было сильно проявлять: ни радоваться, ни грустить. А некоторые чувства были и вовсе запрещены. Например, за проявление зависти, обиды или гнева могло и прилететь. А про то, что плакать не стоит, особенно мальчикам — нам с вами хорошо известно.

Но ведь эти чувства не выжечь каленым железом, от них невозможно отказаться усилием воли. И уж если поймал себя на том, что их чувствуешь, то остается только ненавидеть себя за слабость…

По материалам:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector