«отцы и дети» (и. тургенев)

Николай Добролюбов и его роль в романе

Николай Александрович Добролюбов – поэт, публицист и литературный критик – сыграл значительную роль в создании «Отцов и детей». Добролюбов был на 18 лет моложе Тургенева и, фактически, в их фигурах и произошло столкновение двух поколений, двух противоположных взглядов на жизнь. 

Началось все с того, что Николай Александрович опубликовал в журнале «Современник», где тогда активно печатался и Иван Сергеевич, свою рецензию на роман Тургенева «Накануне». Критика публициста шла в разрез с замыслом писателя, и раздосадованный Тургенев поставил редактору журнала ультиматум: либо Добролюбов, либо он. Николай Некрасов, возглавлявший на тот момент издание, после долгих колебаний выбрал молодого литератора, считая, что за ним будущее. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Многие современники Тургенева считали, что Н. Добролюбов и стал прототипом Евгения Базарова в «Отцах и детях». Но сам автор отрицал это предположение. Иван Сергеевич оставил подробные воспоминания о человеке, с которого он списал своего главного героя. Это был молодой врач, которого писатель встретил на железнодорожном вокзале в Англии. Писатель и доктор в ожидании поезда беседовали всю ночь, и идеи именно этого человека Иван Сергеевич вложил в уста своего книжного Евгения Базарова. Кроме того, Тургенев подробно изучил труды нигилистов и дополнил образ своего центрального героя главными идеями представителей этого направления. 

Гибель Базарова

При чтении романа всегда возникает вопрос: почему автор приводит своего героя к гибели? Его гибель в общем-то бессмысленна, т.к. она не была связана с лечебной деятельностью, Базаров всего лишь практиковался: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Он порезал палец, анатомируя труп умершего от тифа, и заразился…

Второе возвращение Евгения в родительский дом — это возвращение к тем истокам, из которых он вышел, и окончательный разрыв с его теорией. Можно назвать это и бегством от самого себя (прошлого), и приходом к самому себе (настоящему). Он больше времени проводит с отцом, беседует с ним, помогает ему во врачебной практике.

Его уже не тянет к былому окружению, даже с Аркадием ему не о чем говорить.

Какие идеи могли бы завладеть Базаровым после полного разрыва с теорией нигилизма? На этот вопрос, скорее всего, Тургенев ответить не мог. В жизни и литературе были известны два пути: путь «лишних людей» и путь эмигрантов. Но эти пути не для Базарова, и поэтому он умирает.

Но умер он достойно и мужественно — и в этом его сила и мощь личности. В ожидании смерти он не озлобился — наоборот, все лучшие его человеческие качества освободились от нигилистического гнёта: он утешает родителей, скрывает свои страдания, не иронизирует по поводу их религиозностью, т. к. понимает, что в этом они находят утешение. Таким образом, он принимает высший человеческий закон — нравственный.

Конфликт «отцов» и «детей»

Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

Все персонажи

  • Семья Базаровых

    • Евгений Васильевич Базаров — студент-нигилист из разночинцев, отрицающий практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки.
    • Василий Иванович Базаров — отец Евгения, бывший полковой лекарь. Небогат. Управляет имением жены.
    • Арина Власьевна Базарова — мать Евгения, простая, добрая, суеверная женщина, дворянка.
  • Семья Кирсановых

    • Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Выпускник Санкт-Петербургского университета.
    • Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, добрый и сердечный помещик средней руки.
    • Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия. Отставной офицер, аристократ.
    • Митя — шестимесячный сын Николая Кирсанова и Фенички.
  • Семья Локтевых (Одинцовых)

    • Анна Сергеевна Одинцова (в девичестве — Локтева) — молодая богатая вдова-помещица. Первая и последняя, безответная любовь Евгения Базарова.
    • Катя Локтева — младшая сестра Одинцовой.
    • Сергей Николаевич Локтев — отец Анны и Кати. Известный красавец, аферист и игрок. Умер за 8 лет до начала событий романа, оставив своим дочерям крошечное состояние.
    • Княжна Авдотья Степановна — тетка Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
  • Фенечка (Федосья Николаевна) — любовница Николая Петровича из «низов», мать его внебрачного сына Мити, впоследствии его жена.
  • Арина Савишна — покойная мать Фенечки. Экономка Николая Кирсанова.
  • Княгиня Нелли Р. — покойная возлюбленная Павла Петровича.
  • Виктор Ситников — молодой человек, подражающий Базарову, крикливый и шумный.
  • Евдоксия Кукшина — «настоящая эмансипе». Неаккуратная и неприятная женщина, воображающая себя передовой.
  • Порфирий Платоныч — сосед Одинцовой, который часто приезжал к ней поиграть в карты. Любитель рассказывать анекдоты.
  • Петр — слуга в доме Кирсановых.
  • Прокофьич — слуга в доме Кирсановых.
  • Дуняша — служанка при Фенечке.
  • Тимофеич — приказчик (помощник) Василия Ивановича Базарова. Потертый и проворный старичок.
  • Федька — слуга в доме Базаровых.
  • Матвей Ильич Колязин — чиновник в городе. Прогрессист из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди. «Будучи уже тузом, не походил на большую часть тузов».
  • Бурдалу — прозвище местного губернатора, «прогрессиста и деспота».

Сюжет[править]

Действие романа происходит незадолго до крестьянской реформы 1861 года.


Василий Перов, 1874. Базаровы-старшие на могиле Евгения

Начинающий лекарь Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино (поместье Николая Петровича, отца последнего) и находятся там несколько недель. Напряженные отношения с хозяином, а особенно с его братом — холёным аристократом Павлом Петровичем, всегда косящим под английского джентльмена — заставляют гостя покинуть село и поехать в губернский город. Аркадий едет с ним. Вместе они проводят время в обществе местных «последователей» Базарова — Ситникова и Кукшиной, а на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой и отправляются к ней в Никольское, где также остаются, увлечённые образованной и умной хозяйкой. А после неудачного объяснения в любви, испугавшего её, молодой нигилист вынужден уехать к своим родителям, простым и консервативным добрякам, которые души в нём не чают. Однако эта забота тяготит его, и он едет с приятелем в Марьино. Нахлынувший на Евгения порыв страсти выливается в поцелуй с Фенечкой. Из-за этого он стреляется на дуэли с неугомонным Павлом Петровичем, ранив того и тотчас же сделав ему перевязку. Аркадий же отправляется в Никольское, где осознаёт собственную любовь к Кате Локтевой. Тем временем и Базаров, разругавшись вдрызг с Кирсановыми, наведывается туда и выкладывает начистоту свои чувства к Одинцовой. Та отвергает его, поскольку «спокойствие превыше всего!» — и бедолага, простившись с другом, возвращается в отчий дом. Живя там, он как-то вскрывает мужика, умершего от тифа, режется и заражается сам, а перед смертью ещё и видится с Анной Сергеевной.

В эпилоге — плохой хороший конец: Аркадий и Катя женятся, как и Николай Петрович с Фенечкой, а брат его покидает Россию.

Краткое описание персонажей

Центральное место в произведении принадлежит Евгению Базарову и его взаимоотношениям с членами семьи Кирсановых, сестрами Локтевыми-Одинцовыми, а также собственными родителями.

Главные герои

  • Евгений Базаров – студент, изучающий медицину, приверженец нигилизма; его цель – все разрушить и создать новое.
  • Аркадий Кирсанов – молодой человек, окончивший университет, приятель Базарова.
  • Кирсанов Павел Петрович – военный в отставке, представитель «отцов»-либералов.
  • Кирсанов Николай Петрович – отец Аркадия, помещик, любящий музыку и поэзию.
  • Одинцова Анна Сергеевна – молодая вдова, ценит спокойствие и порядок, чувства подчиняет рассудку; симпатизирует Базарову.

Второстепенные персонажи

  • Базаров Василий Иванович – отец Евгения, отставной лекарь.
  • Арина Власьевна – мать Евгения.
  • Катерина Локтева – младшая сестра Одинцовой.
  • Фенечка – сожительница, позже законная жена Н.П. Кирсанова.
  • Виктор Ситников – молодой купец, продолжатель «дела Базарова».
  • Евдоксия (Авдотья Никитишна) Кукшина – дама передовых взглядов.
  • Матвей Ильич Колязин – влиятельный чиновник из Санкт-Петербурга.
  • Дуняша – молодая крестьянка, нянька маленького Мити.
  • Петр – камердинер Кирсановых, глупый и самолюбивый.
  • Губернатор – суетливый и забывчивый человек, перессорившийся со всеми горожанами.

Главные герои

Евгений Базаров – молодой человек, начинающий доктор, умный, холодный, расчётливый человек, нигилист.

Аркадий Кирсанов — выпускник университета, друг Базарова, оказавшийся под влиянием его идей, но на деле — романтик, добрый, мягкий юноша.

Николай Петрович Кирсанов – отец Аркадия, вдовец, помещик, доброжелательный, миролюбивый человек.

Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича, в прошлом светский человек и офицер, самолюбивый, гордый аристократ.

Анна Сергеевна Одинцова – молодая богатая вдова, красивая, умная, независимая.

Фенечка – молодая красивая крестьянка, сожительница Кирсанова-старшего, которая впоследствии стала его женой.

Катя – младшая сестра Анны Сергеевны, добрая, умная девушка с твёрдым характером.

Родители Базарова – пожилые люди, добрые и простые.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских —

Главные герои «Отцы и дети»

для самых любопытных —

Анализ «Отцы и дети» Тургенев

для самых крутых —

Читать «Отцы и дети» полностью

История создания романа «Отцы и дети»

Свои романы Тургенев стал публиковать начиная с 1856 года, и все его произведения стали неотъемлемой и важной частью русской литературы. Тургеневский роман «Отцы и дети» стал четверым романом в литературной деятельности писателя

Годы его создания 1860-1861 год, когда писатель стал чувствовать себя увереннее. По праву этот роман считается вершиной его творчества, где прекрасно видны все писательские манеры. И на сегодняшний день этот роман является самым известным произведением Ивана Тургенева, а популярность его растёт до сих пор, так как в сюжете подняты очень важные проблемы, которые актуальны и в наши дни

Тургеневский роман «Отцы и дети» стал четверым романом в литературной деятельности писателя. Годы его создания 1860-1861 год, когда писатель стал чувствовать себя увереннее. По праву этот роман считается вершиной его творчества, где прекрасно видны все писательские манеры. И на сегодняшний день этот роман является самым известным произведением Ивана Тургенева, а популярность его растёт до сих пор, так как в сюжете подняты очень важные проблемы, которые актуальны и в наши дни.

Автор многое пытался донести до читателя. Он прекрасно изображал, как складываются отношения между людьми, относящимся к разным социальным слоям. Старался отражать современную действительность, и затрагивал те темы, которые интересуют людей до сих пор

Но тут же сам Иван Сергеевич не раз подчеркивал, что ему очень важно показать в книге свое писательское мастерство, а не просто завоевать известность и популярность на обсуждении насущных проблем

Ярким примером этого является его роман «Отцы и дети», который уже в 1862 году вышел в свет. В это время политическая обстановка в стране была напряженной. Наконец-то было отменено крепостное право, Россия и Европа стали сближаться. Отсюда и разные философские течения, которые стали возникать в России.

Однако основное действие романа относится еще к тому времени, пока в России не произошли реформы. Примерно действия тургеневского романа можно отнести к 1859 году. Именно Иван Тургенев впервые вводит такое понятие, как «нигилизм», который становится новым направлением в общественной жизни страны и получает популярность.

Главный герой тургеневского романа – Евгений Базаров. Он как раз и является нигилистом. Молодые люди того времени приняли его как пример для подражания, выделяя в нем такие нравственные качества, как

бескомпромиссность, отсутствие какого – либо уважения или преклонения перед тем, что говорят пожилые или авторитетны люди.

Тургеневский герой ставит свои взгляды превыше всего. Всё, что может быть полезным или прекрасным, но не совпадает с его мировоззрением, всё, отступает на второй план. Это было необычно для литературы того времени, поэтому и явление, изображенное автором, нашло такой живой отклик среди читателей.

Второстепенные персонажи

Большую роль в романе играют также и второстепенные персонажи, на примерах которых автор демонстрирует разное отношение людей к жизни, происходящему вокруг них и других людей.

Василий Иванович Базаров

Отец Евгения – это небогатый, но добрый человек, который живет и управляет хозяйством своей жены. Занимается хирургией, так как ранее был медиком в армии. Он очень любит своего сына, поэтому беспокоится за его взгляды и поведения.

Василий Базаров уже давно живет в деревне, поэтому он не понимает большинство прогрессивных идей (и он даже немного переживает по этому поводу). Он религиозен и консервативен, но не стремится переубедить своего сына.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дворянка, мать Евгения, очень религиозна и набожна. Она очень добра и ласкова к сыну, и ее очень беспокоит его отречение от веры. Поддерживает своего мужа Василия и всегда ведет себя корректно и умно, ее окружает порядок. После смерти сына очень переживает, поэтому над его телом проводят религиозный обряд, который сам Евгений никогда не признавал.

Анна Сергеевна Одинцова

Молодая вдова Анна Одинцова становится предметом любовного интереса сразу двух мужчин – и Евгения Базарова, и Аркадия. Тем не менее, она симпатизирует лишь одному из них (Базарову), но на признания в чувствах не отвечает взаимностью.

Анна ведет себя высокомерно и гордо, поэтому со временем чувства Аркадия к ней утихают. В финале романа читатель понимает, что она просто одинокая и несчастная женщина, которая никогда никого не любила, кроме себя самой. После того, как ее сестра Екатерина выходит замуж, а тетя умирает, Анна остается совсем одна.

Катерина

Вместе с Анной Одинцовой и ее тетей проживает скромная девушка Катерина (или Катя), которую воспитывали в строгости. Она выросла скромной, но очень доброй и отзывчивой, любит слушать музыку или играть самой, предпочитает проводить время на природе. Когда Аркадий был влюблен в Анну, он проводил много времени с Катериной, так как сама Анна не стремилась отвечать на чувства взаимностью.

По мере взросления Аркадия его взгляды на мир и окружающих людей меняется, поэтому он остывает к Анне Одинцовой и все больше внимания обращает на скромную Катерину. Та отвечает взаимной симпатией, и в финале они с Аркадием женятся.

Нигилизм Базарова

Нигилизм — своеобразная философия, ставящая под сомнение или полностью отрицающая ценности, идеалы, культуру, нормы нравственности, принятые в обществе. Нигилисты считают, что жизнь не имеет смысла, как и человеческие ценности, и знания.

Тургенев не разделял нигилистических убеждений Базарова и в романе развенчивал их. Но поскольку в образе данного героя отразилась эпоха со всеми её противоречиями, то писатель испытывал определённый интерес к своему персонажу и даже старался его полюбить, а к концу романа испытывал к нему и сострадание.

Что в нигилизме отвергал автор?

Во-первых, в идеях нигилизма нет позитивной цели. А поэтому он обречён. Тургенев не был противником нового, но ничего нового в нигилизме и не было. Разве разрушение и уничтожение — это прогресс? А именно это и проповедовали нигилисты: поэзия Пушкина не нужна; любовь не нужна, это всего лишь физиология; Рафаэль — «гроша медного не стоит»; душа — выдумка и т. д.

Во-вторых, главной бедой нигилистов автор считал возведённый в абсолют практицизм, сиюминутную практическую пользу. Природа для Базарова не храм, а мастерская, в которой работником является человек. В большой степени Тургенев проявил себя в этом вопросе провидцем. Он увидел в убеждениях Базарова зарождение трагических последствий, потому что уже в XX в. стало ясно, что именно «наработал» в этой мастерской человек: повернул вспять реки, разрушил озонный слой, погубил ценные породы растений и животных и т. д. Вульгарный материализм, который стоял во главе угла нигилизма, отличался от простого материализма тем, что материализм утверждал первичность материи, а вульгарный материализм вообще не признавал ничего, кроме материи.

В-третьих, ущербность нигилизма в том, что он отрицал духовную жизнь, а значит — и нравственность. Отрицание авторитетов — это тоже признак безнравственности.

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений

Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Этапы работы

И. С. Тургенев, находясь в Англии, в 1860 году задумывает написать «новую большую повесть». Первоначальный замысел не предусматривал жанр романа, однако впоследствии автор убеждается в его необходимости.

Приехав в Париж, И. С. Тургенев составляет четкий план своего произведения с мельчайшими подробностями и начинает работу. К весне 1861 года была написана половина романа.

Однако И. С. Тургенев признается, что за границей работа над задуманным произведением идет очень плохо. В мае 1861 года писатель возвращается в Россию и почти сразу заканчивает свой роман.

Год написания романа – 1861 г. В течение этого времени И. С. Тургенев не только написал свой роман, но и внес в него значительные правки.

После того как писатель заканчивает в конце июля написание произведения, он читает роман своим друзьям и по их рекомендациям делает исправления. Такая работа заняла три месяца.

Впервые роман частями был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник», после чего И. С. Тургенев, посвящая свое произведение В. Г. Белинскому, готовит отдельное издание, вышедшее в сентябре 1862 года.

На историю создания романа «Отцы и дети» повлияли события, произошедшие намного раньше. И. С. Тургеневу приходиться разорвать свои отношения с журналом «Современник», в котором он долго печатался до этого. Разлад произошел из-за того, что начинающий критик Н. А. Добролюбов написал рецензию на его роман «Накануне» и опубликовал ее в «Современнике». Точка зрения критика совершенно не совпадала с замыслом И. С. Тургенева, из-за чего писатель ставит ультиматум: в журнале остается либо он, либо Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов, руководивший «Современником», выбирает личность молодую, новую по взглядам.

Главные герои

В романе «Отцы и дети» главный герой – это Евгений Базаров, революционер, демократ и нигилист. Также в произведении фигурируют центральные персонажи из двух различных семей:

  1. Аркадий Кирсанов. Недавно окончил университет, ученик Базарова.
  2. Николай Кирсанов. Добрый и романтичный вдовец.
  3. Павел Кирсанов. Одинокий офицер, строго придерживается либеральных взглядов.
  4. Василий Базаров. Небогат, но имеет неплохое образование, консерватор. Очень любит своего сына.
  5. Арина Базарова. Очень религиозна, обеспокоена тем, что ее сын отрекся от веры.

Сюжет романа построен вокруг противопоставления интересов старого поколения (консервативных дворян) и молодежи (новая интеллигенция, пропагандирующая прогрессивные взгляды).

Евгений Васильевич Базаров

Главным героем произведения является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, но он является студентом-медиком. Пропагандирует нигилизм и скептическое отношение ко всему окружающему. Учит Аркадия своим взглядам, но портит отношения с его семьей и многими людьми из своего окружения. Был влюблен в Анну Одинцову до самой смерти.

Евгений – жестокий и холодный человек, который редко способен на выражение искренней привязанности. Ближе к концу романа он навсегда прощается с Аркадием и возвращается домой, где его принимают, несмотря на прежние выходки. Он начинает помогать отцу в лекарском деле и в финале произведения умирает, заразившись тифом. Примечательно, что на смертном одре Евгений все же признает, что питал чувства к Анне Одинцовой всю жизнь (она проводит время с ним в его последние дни), а после смерти над его телом проводят религиозный обряд (который он презирал при жизни).

Николай Петрович Кирсанов

Добрый отец Аркадия остался вдовцом, поэтому все свои силы вложил в любовь к сыну. На протяжении романа он не раз демонстрировал терпение и доброе отношение к меняющимся взглядам Аркадия, несмотря на вызывающее поведение его друга Базарова. Николай Петрович влюблен в Фенечку, дочь простой экономки, но скрывает свои чувства из-за того, что боится осуждения окружающих. Он имеет прогрессивные взгляды, но не разделяет увлечения сына нигилизмом, так как сам испытывает сильную влюбленность.

Это самый добрый и положительный персонаж романа, который преодолевает все предрассудки на пути к искреннему чувству и личному счастью.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Молодой мужчина Аркадий Кирсанов только окончил университет и встретил Евгения Базарова, чьи нигилистические взгляды очень его увлекли. По своей натуре – мягкий и сентиментальный человек, который верит в искреннюю любовь и привязанность.

На протяжении романа читатель может наблюдать, как взрослеет Аркадий. Он легко поддается влиянию Базарова, но со временем пересматривает свои суждения и находит себя настоящего. Точно также меняется и его любовный интерес, а в финале Аркадий женится на скромной и доброй девушке Катерине.

Павел Петрович Кирсанов

Вместе с Николаем Кирсановым проживает и его брат Павел, бывший офицер. Он не разделяет взгляды Базарова и часто спорит с ним о различных сферах жизни.

До начала событий романа Павел был влюблен в загадочную княгиню, но пережил тяжелый разрыв и замкнулся в себе. Новым объектом его симпатии стала Фенечка, поэтому попытка Евгения Базарова поцеловать девушку приводит Павла в бешенство. Он стреляется с Базаровым на дуэли и получает легкое ранение.

В конце романа Павел получает известие о смерти его бывшей возлюбленной, а Фенечка выходит замуж за Николая. Одинокий Павел с разбитым сердцем окончательно замыкается в себе и навсегда покидает страну.

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров

В начале романа Аркадий очень дорожил дружбой Евгения Базарова, говорил об этом отцу и просил его «приласкать» товарища. Он моложе Базарова, неопытен в жизни и быстро попал под его влияние, перенял у него нигилистические принципы, ему совершенно чуждые.

Своему дяде Павлу Петровичу он говорит, что не признаёт авторитетов, как и Базаров. Павел Петрович Кирсанов осуждает Базарова за то, что он вбил неопытному юноше свои идеи, в которые тот слепо верит: «…вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек!» Но Аркадий восхищается приятелем и считает его своим «учителем».

Но вот они оба влюбляются в Анну Сергеевну Одинцову, и постепенно их дружба сходит на нет.

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует начать с толкования смысла названия «Отцы и дети». Из названия сразу становится ясно, о чём будет повествование, речь пойдёт о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями, о разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских —

Главные герои «Отцы и дети»

для самых занятых —

Читательский дневник «Отцы и дети»

для самых крутых —

Читать «Отцы и дети» полностью

История создания

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала  «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Главный герой

Евгений Васильевич Базаров

Евгений Васильевич Базаров — молодой разночинец, он учится на доктора, изучает естественные науки. Базаров — материалист, презирающий романтизм, искусство, любовь, не чувствующий красоту природы. Он убеждённый нигилист, не признающий никаких авторитетов.

Базаров умён, хорошо образован, увлечён естественными науками. Для него природа — не храм, а мастерская. Базарову свойственны такие черты характера как самоуверенность, ироничность, насмешливость. В гостях у Кирсановых он ведёт себя развязно, непочтителен к хозяевам, резок в разговорах с Павлом Петровичем, которого сразу невзлюбил за аристократизм манер.

Подробная характеристика Евгения Васильевича Базарова здесь.

Композиция

В основе композиции романа — антитеза. По принципу контраста показаны отношения Базарова и Павла Петровича, Аркадия и Базарова, братьев Кирсановых, Базарова и других «прогрессистов», мира дворянства и мира чиновничества и т. д.

Экспозицией романа служат картины России, видимые Аркадием по возвращению из Петербурга. Автор сразу помещает читателя в среду того времени, что помогает нам понять контекст произведения, его исторический фон. Этот художественный прием уже дает нам понять, старый мир, несмотря на авторитетность, не справляется с насущными проблемами России, поэтому на смену ему грядет новая сила.

В композиционном плане роман делится на 3 части — изложение взглядов, проверка на прочность, смерть:

  1. Первая часть — знакомство антагонистов — Базарова и Петра Петровича. Благодаря точности тургеневских портретов и концентрации внимания на маленьких жестах, мы сразу пониманием их отношение друг другу, а позже они делятся своими мнениями, и мы понимаем — Базаров грубоватый нигилист, Павел Петрович — аристократ.
  2. Вторая часть — проверка идей героев на прочность. Любовь, дружба, отношения с семьей. Выдержит ли нигилизм Базарова все эти испытания?
  3. Третья часть — подведение итогов. Приятели возвращаются в деревню отца, где окончательно отдаляются друг от друга. Базаров остается один.

Особенности композиции являются наследством от русской литературной традиции. От Гоголя в романе некая закольцованность передвижений героев. Из Марьина, имения Кирсановых, они отправляются в Никольское к Одинцовой, затем в имение отца Базарова. Потом эта последовательность повторяется еще раз. За время отсутствия героев в каждой локации, они заметно меняются. Например, из Марьино Базаров и Кирсанов уезжают приятелями, а возвращаются уже отдаленными друг от друга, совершенно разными людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector