Разделение христианской церкви в 1054 году на православную и католическую

Предыстория раскола

Рим еще со времен античности представлял собой один из основных центров христианства, так называемую “кафедру апостола Петра”. Религиозная жизнь Западной Европы имела свою специфику, государства там создавались на территории бывшей Западной Римской империи.

Рис. 1. Раскол церквей 1054.

Первый раскол между Папой Римским Николаем I и Вселенским патриархом Фотием произошел в 863-867. Он вошел в историю под названием “Фотиева схизма”.

У него были такие причины:

  • Вопрос о законности избрания Фотия патриархом.
  • Желание Папы Римского распространить влияние на Балканы. Это не нравилось Византии, так как после раздела Римской империи, с 395 года, Балканский полуостров был в ее сфере влияния.

В X веке конфликт был сглажен. Новые проблемы начались в XI веке, когда Византия утратила свои владения в Южной Италии из-за столкновений с норманнами. Церковные приходы на юге Апеннинского полуострова контролировал патриарх в Константинополе. К середине XI века в этом регионе латинский обряд стал вытеснять греческий. В 1053 году патриарх Михаил I среагировал на это закрытием все церквей латинского обряда в Константинополе. Он вступил в полемику с католическими епископами и с Папой Римским Львом IX.

Полемика 1053 года вошла в историю под названием “Спор об опресноках”. Она относится к формальным причинам церковного раскола. Богословы спорили о том, какой хлеб использовать в причастии, пресный или квасной. В латинском обряде литургию совершали на бездрожжевом хлебе.

Рис. 2. 1054 Раскол церквей.

Сохраняемая общность

Помимо лингвистической разобщенности на Рим и Константинополь влияли внешние факторы, до поры до времени их объединявшие. Византийские епископы действовали внутри централизованного государства, в котором единство христианского мира воплощалось в фигуре императора.

В то же время священнослужители Рима существовали в условиях коллапса империи, вызванного варварскими нашествиями.

Но именно эти различия, которые первоначально способствовали сплочению христианского мира, затем стали его разобщать. До середины VIII века римские епископы видели в византийском императоре естественного союзника против варваров и избегали открытого разрыва с Константинополем.

Последствия раскола

«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.

На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.

В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.

  • Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.

В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.

В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.

В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.

По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.

«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт. 

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
  • РИА Новости

Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.

В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.

«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.

Возможно ли воссоединение

Великая схизма (в переводе с древнегреческого — раскол) произошла довольно давно. Сегодня отношения между католичеством и православием перестали быть такими натянутыми, как в прошлые века. В 2016 г. произошла даже краткая встреча между патриархом Кириллом и папой Франциском. Подобное событие еще 20 лет назад казалось невозможным.

Хотя взаимные анафемы были сняты в 1965 г., воссоединение Римской Католической Церкви с Автокефальными Православными церквями (а их больше десятка, РПЦ лишь одна из исповедующих православие) сегодня является маловероятным. Причин тому не меньше, чем тысячу лет назад.

Не столь важно, в каком году произошел раскол христианской церкви. Важней то, что сегодня церковь представляет собой множество течений и церквей — как традиционных, так и вновь созданных

Людям не удалось сохранить завещанное Иисусом Христом единство. Но тем, кто именует себя христианами, следует учиться терпению и взаимной любви, а не искать поводы к тому, чтобы еще больше отдаляться друг от друга.

Учение о чистилище — еще одно различие между католиками и православными

Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде — ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков — нет упоминаний о чистилище.

Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.

Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.

Подробнее о чистилище можно прочитать опять же на Википедии.

***

Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.

Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов — и может казаться достаточно серьезным различием, — а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.

Особенности развития

Христианизация западной Европы к XI веку практически была завершена, а схизма и последующее противостояние католицизма православию отчасти способствовали сближению западноевропейских стран. Основой их единства являлась, прежде всего, латынь, которая была не только богословским, но и научным языком. Папство благодаря этому могло унифицировать религиозное учение, а также лучше контролировать его проповедь на всей территории католического мира.

Связующими звеньями политически раздробленной Европы являлись латынь и католицизм. Выросшие из монастырской культуры университеты могли принимать студентов из разных частей Старого света, что способствовало научному и культурному единству. В то же время для основной массы населения смысл церковных богослужений на чуждой латыни ускользал, в результате чего люди воспринимали только внешнюю, обрядовую сторону веры. Главенствующую позицию в Европе папство утратило только с XV века, когда во Франции и Англии начали складываться фактически свои национальные церкви.

Православие в отличие от католичества допускало богослужение и перевод священных текстов на местные наречия, что во многих странах способствовало развитию собственного литературного языка. Ещё в IX веке византийские миссионеры Кирилл и Мефодий создали старославянскую азбуку и перевели книги, без которых не могли совершаться церковные службы.

Православный мир в противоположность католическому во многом за счёт этого оказался не столь сильно централизован, что помогло ему сохраниться даже после падения Константинополя.

Отличительные черты православия от других ветвей христианства

Официально православие как отдельное направление в христианстве оформилось в 1054 году, в день Великого Раскола, когда патриарх Константинополя прилюдно растоптал пресный хлеб, предназначенный для совершения таинства причастия. Раскол не был неожиданным в христианской церкви, это событие зрело довольно длительное время. Конфликт касался отличий в проведении христианских церковных обрядов, а также имелись разногласия по догматам веры. Чем это закончилось, известно всем. Единой христианской церкви не стало, а в последствии духовные главы католиков и протестантов прокляли друг друга. Обоюдная анафема была снята только спустя девять столетий.

Богослужения и главные положения символа веры в православии и в двух других ветвях христианства остались, тем не менее, разными. Эти отличия очень заметны даже при поверхностном наблюдении:

  • для православия, в отличии от католического и протестантского христианства, характерны пышные убранства и одеяния  священнослужителей, а также ношение ими бород; разный чин богослужений;
  • православные христиане накладывают крест справа налево, паства Папы — наоборот;
  • у христиан католиков церковные службы сопровождаются звучанием органа, в отличии от православия, где можно слышать только пение  без музыки.

Православные службы, в отличие от других конфессий христианства, по-византийски пышны. Во время православного богослужения зажигают свечи, священник кадит кадилом. Не принято играть музыку. Крестятся прихожане пальцами, собранными в щепоть (двумя, а в настоящее время — тремя). Православные крест накладывают справа налево и кланяются в пояс.

Восточные православные христиане веруют, что их церковь проистекает от распятия и воскресения Христа. Русь стала христианской в 988 году, крещение совершилось по духовной традиции Византии.

Какие аспекты православного учения отличают его от католического и протестантского христианства:

• триединство бога — в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
• Святой Дух исходит только от Бога-Отца;
• Иисус является единородным Сыном Божьим;
• Сын Божий принял образ человека, вочеловечился;
• воскресение, как и Второе пришествие Христа, истинно;
• Богородица — мать Божия, смертная женщина, вознесена на небо душой;
• главой церкви является не Патриарх, а непосредственно Иисус Христос;
• крещение снимает прошлые грехи с человека;
• во время Таинства Крещения крещаемый омывается в купели;
• православные верят в мытарства души после смерти тела; после чего достигается спасение и обретение вечной жизни.

Православная христианская традиция проповедует о вечном спасении души после смерти тела. Всю земную жизнь верующие должны служить Богу и выстраивать свое поведение согласно его заповедям. Православные христиане не ропщут на любые испытания и даже радуются им. Уныние же считается одним из смертных грехов.

В чем отличие католичества от православия — из-за чего на самом деле разделилась Церковь?

Западная и Восточная христианские Церкви — такое разделение существовало всегда. Западная Церковь — это условно территория современной Западной Европы, а позже — все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь — это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь — всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто — отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище

Как крестятся католики, какой рукой, как складывают пальцы: схема как правильно креститься

Прежде чем говорить о вопросе наложения крестного знамения, давайте немного поговорим о самой религии.

  • Католицизм или же католичество является христианским вероисповеданием, которое на сегодняшний день имеет огромное количество приверженцев.
  • Само слово «католицизм» означает не что иное, как «всеобщий», «всеохватывающий».
  • Стоит также сказать, что именно католическая церковь, которая сформировалась на протяжении I тыс. до н.э. в Западной Римской империи имела огромное влияние на развитие Западной цивилизации.
  • Относительно крестного знамения. Большинство людей не знают, что это такое, а все потому, что мы привыкли называть этот процесс немного иначе – «креститься», «перекреститься».
  • Крестное знамение – это не что иное, как молитвенный жест, во время которого люди совершают движения руками и как бы выводят ими крест.
  • Нужно также отметить и тот факт, что крестное знамение присутствует практически во всех направлениях христианства.

Итак, как же происходит наложение крестного знамения у католиков?

Сразу нужно сказать, что католицизм не имеет единого правильного варианта данного действия. Существует множество вариантов, как можно перекреститься и все они считаются правильными

Все потому, что католики большее внимание уделяют не способу, с помощью которого это делается, а цели. Перекрещиваясь, они как бы еще раз доказывают, что веруют именно во Христа.
Крестятся католики той же рукой, которой и православные, то есть правой. Отличие заключается в другом – в направлении движения кисти рук и то не всегда.
Изначально и католики Запада, и католики Востока совершали нанесение креста на себя практически одинаково

Крестились от правого плеча к левому, при этом используя 3 пальца правой руки. Чуть позже процедура изменилась, и креститься начали от левого плеча к правому, при этом использовалась вся кисть руки.
Так называемые «византийские католики» совершают действие традиционным способом. Для этого 3 первых пальца руки соединяются вместе, а 2 остальных прижимаются к ладони. При этом крещение осуществляется правой рукой, справа налево. 3 пальца, которые соединены вместе, это не что иное, как Троица, а 2 других пальца означают двойное происхождение Христа. Под двойным происхождением имеется в виду его божественная и человеческая сущность.

Отличие заключается в другом – в направлении движения кисти рук и то не всегда.
Изначально и католики Запада, и католики Востока совершали нанесение креста на себя практически одинаково. Крестились от правого плеча к левому, при этом используя 3 пальца правой руки. Чуть позже процедура изменилась, и креститься начали от левого плеча к правому, при этом использовалась вся кисть руки.
Так называемые «византийские католики» совершают действие традиционным способом. Для этого 3 первых пальца руки соединяются вместе, а 2 остальных прижимаются к ладони. При этом крещение осуществляется правой рукой, справа налево. 3 пальца, которые соединены вместе, это не что иное, как Троица, а 2 других пальца означают двойное происхождение Христа. Под двойным происхождением имеется в виду его божественная и человеческая сущность.


Католики и православные крестятся по разному Если же показать общую классификацию вариантов, которые используют католики при совершении крестного знамения, то выглядит она примерно так:

  1. Первый и четвертый пальцы правой руки соединены в пучок, при этом указательный и средний пальцы так же держаться вместе. Указательный и средний пальцы в этом случае означают двойную сущность Христа, о которой упоминалось немного ранее. Такой вариант характерен для католиков Запада.
  2. Еще один вариант сложения заключается в соединении 1-го и 2-го пальцев.
  3. Католики Востока чаще всего пользуются таким вариантом. Большой, указательный и средний пальцы соединены вместе, а 2 последних прижаты к руке. При этом 3 соединенных пальца означают святую Троицу, а 2 прижатых – двойную природу Христа.
  4. Также католики очень часто крестятся всей ладонью. Для этого необходимо держать правую руку полностью открытой, все пальцы кроме 1-го выпрямлены. Руку можно чуть-чуть согнуть, а большой палец немного прижать к ладони. Такой вариант крещения означает раны Христа, которых было 5.

Разделение церквей


В чем разница между православием и католицизмом? Это сложно понять, не зная событий прежних дней. Начнем с истории. До 1054 года христианство было единым, но спор за земли в Южной Италии положил конец миру и спокойствию.

Дело происходило в Византии, патриарх Михаил Керуларий потребовал закрытия множества храмов Константинополя. Его не устраивало то, что греческие обряды вытеснены латинскими.

Патриарх претендовал быть не только Константинопольским, но и Вселенским. Рим не соглашался. К миру стороны так и не пришли. Более того, Гумберт (римский кардинал) обвинил Михаила Керулария в ересях.

Западная церковь отделилась от Восточной. Первая продолжила вести службы на латинском языке, а вторая –- на греческом. Дальше в истории случались Крестовые походы, притязания на чужие земли, борьба за власть, нападения и войны. Все это только усугубляло отчуждение.

Сегодня историки называют события тех лет Великим расколом, или Великой схизмой. Удивительно, но взаимные анафемы тех дней были сняты современными Вселенским патриархом и Папой Римским, а вот разделение стало уже невозможно предотвратить.

Окончательный раскол

Южная Италия исторически была в юрисдикции византийских патриархов, однако начиная с 1010-х годов этот регион постепенно подчинили выходцы из Нормандии, которые были приверженцами католической веры. В конце концов греческую церковь в Южной Италии практически вытеснила латинская.

Византия ответила на это упразднением в 1053 году католических церквей в Константинополе. Само закрытие было обставлено крайне оскорбительно — Святые Дары, приготовленные не из квасного хлеба по восточному обычаю, а из пресного, выбрасывались из дарохранительниц под ноги прислужников патриарха Михаила Керулария.

Папа Лев IX написал византийскому «коллеге» послание с выдержками из «Константинова дара», призванными напомнить о главенстве римского Святого Престола над христианами. Отправляя легатов с письмом, папа, вероятно, хотел не только устранить разногласия в вере, но и договориться о военной помощь против норманнов.

Как бы то ни было, Михаила Керулария не впечатлило ни послание, ни доводы прибывших в январе 1054 года папских легатов. Пока велись переговоры, Лев IX умер, а 16 июня кардинал Гумберт положил на алтарь собора Святой Софии грамоту с анафемой на византийского патриарха. Через месяц Михаил Керуларий предал анафеме самих легатов и объявил католичество ересью.

Византийский патриарх подробно перечислил основные пункты расхождения с латинской церковью. Для православия было неприемлемо применение опресноков вместо квасного хлеба, соблюдение поста в субботу, целибат для духовенства, крещение без погружения в купель, замена икон скульптурным распятием. Греческие богословы не признавали также исхождение святого духа и от сына наравне с богом-отцом.

Восточный патриарх не стал торопиться с окончательным разрывом, папе анафему он так и не объявил. В дальнейшем две церкви сблизились во время Первого крестового похода (1096 г), но захват византийской Антиохии и насаждение католичества в Иерусалиме поставили точку в отношениях патриархов Рима и Константинополя.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Безнадежный призыв Павла

Уже в послании Коринфянам 54-57 годах. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения». И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.

В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380-м и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?

Как правильно креститься в Церкви?

Православные христиане должны креститься по определенным правилам:

  • Правило 1 – Необходимо использовать три пальца.
  • Правило 2 – Как признак равенства и символизм Троицы пальцы складываются на одном уровне.
  • Правило 3 – Безымянный палец и мизинец прикасается к средней части ладони.
  • Правило 4 – При прикосновении ко лбу нужно говорить: «Во имя Отца», к животу: «…и Сына…», к плечам: «…и Святого Духа».

Такая последовательность должна соблюдаться не только в Церкви, но и дома – перед приемом пищи, перед сном, сразу после пробуждения. Осуществлять процедуру перекрещения абы как нельзя, необходимо строго следовать описанным правилам. При входе в Церковь нужно креститься трижды и каждый раз сопровождать это поклоном, так человек «говорит» о том, что верит в Иисуса Христа и Его жертву за грехи мира. Перекрещение не должно быть быстрым, потому что производить его нужно осмысленно, понимая то, какие слова при этом произносятся.

Креститься перед иконой тоже нужно определенным образом:

  • Необходимо выбрать Святого, которому предполагается помолиться.
  • Подойти к нему и сразу же перекреститься.
  • Поставить свечку, если в этом есть необходимость.
  • Помолиться ему и попросить о том, о чем было намерение до этого.
  • Снова перекреститься

Наложение креста усиливает молитву в том случае, если оно совершается для Бога, а не для людей. Это важная процедура, несоблюдение которой говорит о том, что человек не уважает церковные обряды и не боится Бога.

Креститься можно и сидя, но только в том случае, если стоять по-настоящему сложно – есть проблемы со здоровьем, ощущается какая-то немощь. В Церкви можно вообще не креститься, если внутри не возникает побуждения к этому. Любой религиозный ритуал должен совершаться человеком добровольно и от чистого сердца. В противном случае, он не имеет чудотворной силы и какого-то особого значения, как для человека, так и для Бога.

Предыстория и причины раскола

После превращения христианства в государственную религию оно стало очень быстро распространяться, количество прихожан росло, и управлять сложным церковным хозяйством централизованно становилось практически невозможно. Это и привело к появлению двух христианских центров – в Риме и Константинополе.

Таким образом идеологические разногласия (а разные версии находили поддержку в разных центрах) были закреплены борьбой за реальную власть. Римские епископы (папы) претендовали на признание их безусловного права руководить всеми христианами в мире. Однако ряд восточных церковных иерархов (патриархов) не считали это право столь уж бесспорным.

Тем не менее, до XI века острота конфликта была не слишком значительным. Между представителями Востока и Запада постоянно шли богословские споры. Временами случались и попытки открытого разрыва, но быстро наступало примирение. В Х веке восточная и западная церкви вообще сосуществовали мирно, а константинопольский патриарх признавал официальное главенство римского папы.

Обострение конфликта было вызвано не вопросами веры, а политикой. Нормандские герцоги захватили территории в Южной Италии. Исторически эти приходы относились к Константинополю. Но герцоги Нормандские принадлежали к западной церкви и стали устанавливать на завоеванных землях ее обряд. Это был вопрос власти, влияния и доходов. Поэтому продвижение нормандцев в Южную Италию вызвало немедленный открытый конфликт между восточной и западной церквями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector