Псалом 25

Зачем вообще читать Псалтирь?


Пророк Давид

Ради спасения своей души, разрешения непростых жизненных ситуаций, здравии близких и упокоении душ родственников. На самом деле, Псалтирь – одна из самых универсальных священных христианских книг. Складывалась она как сборник гимнов человека к Богу покаянного, просительного, благодарственного и хвалебного характера. Кроме того, Псалтирь описывала исторические события, происходившие с еврейским народом в ветхозаветное время. А еще в этой книге зашифрованы аллюзии на подвиг Христа.

Дословно «Псалтирь» переводится как «Книга хваления». А поскольку большая часть псалмов принадлежит пророку Давиду, то и Псалтирь принято обозначать за его авторством. Книга, кем бы она ни читалась, всегда будет разговором человека с Богом. Интересно, что Псалтирь в новозаветное время легла в основу христианского богослужения. Как Вы можете заметить, на службе в храме, а также во время совершения тех или иных таинств обязательно читаются один или несколько псалмов.

На Руси, а ранее и на христианском Востоке, по Псалтири могли молиться отдельно, читая книгу о здравии и упокоении ближних. Книгу использовали как в монастырях, так и в миру. По Псалтири длительное время детей обучали грамоте, а молитвенное правило дома вполне могло состоять только из этих ветхозаветных текстов. Святые отцы в разные эпохи подчеркивали силу молитвы псалмов Давида: «Лучше солнцу остановиться, чем прекратить чтение Псалтири».

Толкование

Текст песни насыщен сравнениями и аллегориями, поэтому хорошо читать псалом 21 на русском языке и разобрать толкование святых отцов.

  • Стих 1: Древние исследователи псалтыри, святые Феодорит и Григорий Богослов, дают толкование псалма 21 как предсказание о Христе. Слова «на заступление» означают просьбу о защите. В некоторых стихах 21 псалом Давида написан от лица Христа, который просит Отца о помощи и укреплении в предстоящих страданиях. По мнению некоторых толкователей, прибавление «утреннем» здесь означает «Христовом», потому что именно Христос – образ рассвета, солнца правды и познания. Автор дает и нам пример молитвы в минуты бед и страшных испытаний.
  • Стих 2: Господь слышит нас всегда. Но здесь псалом 21 показывает, что и Иисус Христос смутился, как и свойственно человеку, перед лицом испытаний. Тем более, что Он не был ни в чем виноват, но несет наказание для искупления тех, кто согрешил. Потому и нам нужно помнить, что Бог не помогает тем, кто живет в постоянных грехах.
  • Стих 3: Здесь пророк показывает, почему даже в самый тяжелый момент молитвы бывают безответны. Иисус Христос молился в шестом и девятом часу – «во дни и в нощи», и не был услышан, так как таков был замысел Божий ради спасения людей.
  • Стихи 4-6: Давид здесь образно обозначает принадлежность Христа к Единой Троице и подчеркивает одно желание Отца и Сына – спасение человечества. На это надеялись и «отцы» израильские, поэтому и могут быть уверены в помощи Божией современные христиане.
  • Стих 7: Несмотря на эти уничижительные слова, здесь Давид намекает на большую силу. Как незаметный червь может принести вред, так и человек, признающий себя незначительным, смиренным, может уклониться от злых козней демонов и достичь спасения. Так и поношения, бесчестия, которые перенес Господь перед смертью, никак не повлияли на Его Божественную славу.
  • Стихи 8-9: Все насмешки и злые слова Господь перетерпел, надеясь на помощь Небесного Отца.
  • Стихи 10-12: Потому что по Божьему замыслу было сверхъестественное зачатие Христа Спасителя и от рождения Он был наставляем от Бога. И человеческая душа рождается от Бога и направляется Им в жизни.
  • Стихи 13-18: В то время, как влиятельные иудейские старейшины и учителя искали, в чем уличить Христа, апостолы (образ которых здесь – кости), смутились и разбежались. Далее пророк описывает, как Спаситель страдал на кресте от физических мучений, жажды, душевной скорби, как издевались над Ним бесстыдные и жестокосердные иудеи и язычники.
  • Стих 19: Эти слова употребляются на службах Страстной седмицы. Богословы и историки дают следующее толкование: когда Спасителя распяли, воины бросили жребий, чтобы выбрать, кто из них возьмет цельнотканую одежду Христа, и разделили ризы.
  • Стихи 20-21: Здесь снова – просьба о помощи, чтобы Бог воскресил Своего Сына на третий день.
  • Стих 22: В этом стихе Давид под «рогом» подразумевает фарисейскую гордыню и просит Бога избавить «единородную», то есть душу, от нападок гордых людей.
  • Стих 23: Толкователи говорят, что под «именем» здесь значится вочеловечившийся Иисус Христос как лицо Святой Троицы. Именно это возвещает Спаситель братии – апостолам, и о чем призваны говорить и все христиане, и вся Церковь.
  • Стих 24: Пророк, предвидя победу Мессии и Воскресение Христа, призывает всех, в том числе язычников и иудеев, распространить это известие по миру, славить Спасителя.
  • Стихи 25-26: Нищим здесь Господь называет Себя в человеческом образе, победившего с помощью Бога дьявола. Не смотря на то, что Христос принял человеческую немощь, Бог Отец услышал Его молитву. Так основалась Церковь как дом Божий, в которой все соборно прославляют Бога.
  • Стихи 27-29: Псалмопевец указывает, что в новой созданной Церкви верующие насытятся духовной пищей – в молитве и таинствах, найдут источник вечной жизни, освободятся от рабства идолам, страстям и порокам.
  • Стихи 30-32: Христиане станут богатыми добрыми делами и благочестием, будут жить надеждой на освобождение от греха, своим примером возвещать правду о Христе, — таким уверением завершается псалом 21.

Псалом 108 — текст на русском

В конец, псалом Давиду К исполнению. Псалом Давида.
1 Боже, хвалы моея не премолчи, 1 Боже, на хвалу мою не промолчи!
2 яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, 2 Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным,
3 и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. 3 и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины.
4 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся, 4 Вместо любви ко мне клеветали на меня, а я молился;
5 и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое. 5 и воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою.
6 Постави на него грешника, и диавол да станет одесную eго. 6 Поставь над ним грешника, и клеветник да станет справа от него,
7 Внегда судитися eму, да изыдет осужден, и молитва eго да будет в грех. 7 когда будет он судиться, да выйдет осуждённым, и молитва его да будет в грех.
8 Да будут дние eго мали, и епископство eго да приимет ин: 8 Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой;
9 да будут сынове eго сири, и жена eго вдова: 9 да будут сыновья его сиротами, и жена его – вдовою;
10 движущеся да преселятся сынове eго и воспросят, да изгнани будут из домов своих. 10 скитаясь, да переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих.
11 Да взыщет заимодавец вся, елика суть eго, и да восхитят чуждии труды eго. 11 Да взыщет заимодавец всё, что есть у него, и пусть разграбят чужие труды его;
12 Да не будет eму заступника, ниже да будет ущедряяй сироты eго. 12 да не будет у него заступника, и да не будет милующего сирот его;
13 Да будут чада eго в погубление, в роде едином да потребится имя eго. 13 пусть родятся дети его на погибель, в одном поколении да изгладится имя его.
14 Да воспомянется беззаконие отец eго пред Господем, и грех матере eго да не очистится. 14 Да воспомянется беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится;
15 Да будут пред Господем выну и да потребится от земли память их. 15 да будут пред Господом всегда, и да истребится с земли память о них
16 Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. 16 за то, что не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его.
17 И возлюби клятву, и приидет eму, и не восхоте благословения, и удалится от него. 17 И возлюбил он проклятие, и оно придёт к нему, и не восхотел благословения, и оно удалится от него.
18 И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу eго, и яко елей в кости eго. 18 И оделся он проклятием, как одеждой, и вошло оно, как вода, во внутренности его и, как елей, – в кости его;
19 Да будет eму яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. 19 да будет она ему как одежда, в которую он облачается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою. 20 Это – участь клевещущих на меня от Господа и говорящих злое на душу мою.
21 И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. 21 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною ради имени Твоего, ибо благо – милость Твоя.
22 Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. 22 Избавь меня, ибо нищ и беден я, и сердце моё смущено во мне.
23 Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи. 23 Как тень, когда уклоняется она, я исчез, стряхнули меня, как саранчу;
24 Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. 24 колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась, ибо нет елея.
25 И аз бых поношение им, видеша мя, покиваша главами своими. 25 И я стал поношением для них: увидели меня, покачали головами своими.
26 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей, 26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. 27 и да познают, что это – Твоя рука и Ты, Господи, соделал это.
28 Прокленут тии, и Ты благословиши, востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. 28 Проклянут они, а Ты благословишь; восстающие на меня да постыдятся, раб же Твой возвеселится.
29 Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждею, студом своим. 29 Пусть оденутся клевещущие на меня в стыд и да облекутся, как одеждой, позором своим.
30 Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его, 30 Я усердно прославлю Господа устами моими и посреди многих восхвалю Его,
31 яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою. 31 ибо предстал Он справа от бедного, чтобы спасти от гонителей душу мою.

Текст псалма 16 на русском языке

1 Услышь, Господи, правду , внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Для верующего человека совершенно не нужен какой-то особый случай, условия или ситуация. Вы можете читать псалом, когда захочет ваше сердце, тогда Бог услышит вашу молитву, силу веры и обязательно поможет и поддержит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Авторство и толкование 25 псалма

Писателем данных строк, по мнению большинства святых отцов, явился Давид. Многие исследователи считают, что случилось это в то время, когда он еще не был царем. Талантливый иудейский отрок имел непростую судьбу. Сначала он нашел благоволение в глазах Саула, стал ему очень близок. Саул был первым царем Израиля, сотворил много полезных дел:

  • объединил иудейские народы;
  • создал независимое Израильское царство;
  • создал армию.

Именно в этот период жизни и написан Псалом 25. Саул, пытаясь выследить беглеца и его друзей, распространял среди народа грязные слухи о своем враге, обвиняя того в многочисленных грехах. Невиновность важна, ведь только она дает человеку уверенность во время несправедливых нападок. Но сама по себе не является гарантией спокойной жизни. Именно поэтому Давид часто называется прообразом Христа — сколько Он перенес несправедливых обвинений и даже отдал жизнь за наши грехи!

  • Автор в этой библейской главе подвергает собственную душу испытанию и находит совесть чистой:
  • Давид пребывает в постоянной связи с Богом, он испытывает глубокую ненависть к грешникам и самому греху.
  • Праведник искренне любит Создателя, он думает о том, как исполнить Его волю.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Упование на милость Бога основано на том, что Давид жил, проявляя терпение, не воздавая злом за зло, хотя неоднократно имел возможность отомстить Саулу и даже убить его. Человек, который знает за собой грехи, не стал бы просить Господа судить его.

Использует

Иудаизм

  • Псалом читается как часть тахануна в сефардском обряде.
  • Стих 4 читается ответственно во время повторения Амиды на Рош ха-Шана .
  • Стих 6 — это третий стих В’ху Рахума в Песукей Дезимра, часть первого абзаца длинного Тахануна, читаемого по понедельникам и четвергам, и часть последнего абзаца обычного Тахануна.

католическая церковь

Этот псалом характеризует доверие раскаявшегося царя Давида. Вот почему, начиная с шестого века, Церковь начинается в первое воскресенье Адвента с первыми стихами поется о нем, а именно Introit в старом римском и григорианского, в ожидании Рождества.

Протестантское христианство

Опрос органистов голландской реформатской деноминации (с мая 2000 г. по май 2001 г.) показал, что 25-й псалом является третьим по популярности псалом в реформатских богослужениях. Чаще поют только Псалом 119 и Псалом 89 .

Толкование Псалма 25

Давид подчеркивает свою непорочность перед Господом и молит, чтобы Он признал ее. Трудно сказать, какому времени жизни Давида могло соответствовать такое его настроение. Во многом Пс. 25 схож с предыдущим псалмом (и на этом основании некоторые связывают возникновение его с обстоятельствами заговора Авессалома против Давида).

Но обращает на себя внимание, что, в отличие от Пс. 24, тема покаяния здесь не звучит вовсе, и псалмопевец, напротив, утверждает свою невиновность

Это не следует, однако, понимать как исповедание «безгрешности» во все прожитые дни, но, скорее, как неповинность в том, в чем обвиняли Давида его враги (Авессалом и его сторонники?).

Пс. 25:1-3. Первую фразу в стихе 1 можно понимать именно как просьбу Давида к Богу «рассудить» его с его преследователями. Он заверяет Господа, что, уповая на Него, «не поколеблется» в непорочности своей.

В стихе 2 — просьба о ниспослании любого испытания, которое убедило бы Господа в правдивости и искренности Давида. Образность второй фразы этого стиха подразумевает исследование чувств и намерений сердца.

В стихе 3 псалмопевец говорит, что, всегда помня о милости к нему Всевышнего, не отступал от закона Его.

Пс. 25:4-5. В этих стихах речь может идти как о неприятии Давидом «лживых, зло намеренных и нечестивых» вообще, так и о его преследователях.

Пс. 25:6-8. стих 6 свидетельствует, что псалом писался тогда, когда царь жил вблизи скинии и мог постоянно бывать у «жертвенника Господнего» (другими словами, в дни, когда Давид скрывался от Саула и доступа к жертвеннику не имел, псалом создан быть не мог). Здесь же, в образе «омовения рук», — утверждение псалмопевцем своей невинности.

Царь Давид действительно любил Господа, и посещение дома Его было для него личной радостью, а не только исполнением религиозного долга. Радостью было для него и возвещать, хваля Господа, все чудеса (чудные, милостивые дела) Его.

Пс. 25:9-12. Стих 9 — это мольба о том, чтобы Господь уберег жизнь Давида, не допустил, чтобы «кровожадные и грешники» расправились с ним. Он говорит о них как о продажных людях, готовых на злодейство из корыстных соображений, за взятку (рука (их) полна мздоимства); стих 10.

В стихе 11 — вероятная просьба о том, чтобы Господь, несмотря ни на какие обстоятельства, удержал бы Давида от преступления.

В стихе 12 псалмопевец заверяет Господа в своем желании удержаться на прямом пути, обещает благословлять, т. е. славословить, хвалить Его перед народом, приходящим к скинии (в собраниях).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите:
Ctrl + Enter

толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 25

« 24 псалом
ПсПсалтирь
25 псалом
DSCДалласской
26 псалом »
 

Для чего читают 25 псалом

Для чего христиане читают псалмы? Каждый верующий находит удовольствие в изучении Священного Писания. Но имеет оно и другие цели:

  • Духовное возрастание верующего.
  • Постоянно пребывая в общении с Богом, человек получает дары Духа Святого — веру, воздержание, радость и любовь.
  • Обучение упованию на Господа, невзирая на свои прегрешения.

Псалтирь составлялась для того, чтобы верующие могли находить в ней утешение в любых жизненных ситуациях. Святые строки помогут покаяться, отблагодарить Творца за милости. Псалом Давида 25 показывает христианам пример того, как им следует наставлять себя и окружающих. Пророк становится образцом для подражания. Только имея чистую душу, человек может уповать на милость Господа.

Даже находясь в сложных обстоятельствах, христиане могут утешаться тем, что старались соответствовать Его заповедям. Читайте текст на русском и церковнославянском языках, назидайтесь и получайте Божье благословение!

Толкования псалма 40

Чтобы хорошо понимать, о чем написан текст, нужно его прочитать хотя бы несколько раз, полностью просочив его через душу. Псалом 40 на русском языке можно растолковать так:

  1. Стихи с 1 по 4. Рассказ самого царя о предательстве сына, о побеге с родного дома, о скитаниях и изгнании. Все друзья постепенно отворачивались от царя Давида, поэтому он чувствует себя одиноким, потерянным в этом мире. Он говорит о том, что именно сострадание может спасти этот самый мир.
  2. Стих 5. Признание собственных грехов. Давид кается во многих содеянных действиях, просит прощение у Господа и окружающих.
  3. Стих с 6 по 10. Тексты песен описывают все те страдания, которые выпали на участь царя. Даже его недуг рассматривается народом в качестве наказания Божьего. Друг Давида описывается как Иуда, который тоже был предателем.
  4. Стихи с 11 по 13. Говорят, что именно эта ситуация с предательством сына и друзей, показала Давиду его близость к Богу. Царь просит милости и прощения.
  5. Стих 14. После всех тяжб, трудностей и недугах, нужно быть благодарным. Это конец первых славословий царя.

Псалом 22 в культуре

В музыке

Стихи псалма использовали Ф. Шуберт, А. Дворжак (вокальный цикл «Библейские песни», op. 99 № 4), Л. Бернстайн.

Многочисленны примеры включения стихов псалма 22 в джазовой и эстрадной музыке. Его включали в репертуар Дюк Эллингтон, Грин Кейт, Бобби Макферрин, E Nomine. Другие примеры:

  • Otto Dix. «Не убоюсь»
  • Со строчки «As I walk through the valley…» начинается песня гангста-рэпера 90-х Кулио — Gangsta’s Paradise и песня Hollywood undead — Hear me now.
  • Рэпер NANA. G.O.D.
  • Pink Floyd — Sheep
  • Shawn James- «Through the valley», также исполненная героиней Last of Us Элли
  • «Psalm 23» — песня Принца Фар Ая (англ.) с альбома Psalms for I (англ.).
  • Последняя песня на диске «Псалмы» Леонида Фёдорова. Перевод выполнен А. Г. Волохонским.

В кино

  • В фильме «Ван Хельсинг» связанный Франкенштейн кричит отрывок из молитвы, пытаясь запугать окруживших его вампиров.
  • В фильме «Люди Икс 2» на борту X-Jet псалом 22 зачитывает Курт Вагнер (Ночной Змей) в момент гибели Джин Грей.
  • В фильме «» американский президент в ситуации глобальной катастрофы начинает свою речь с этого псалма.
  • В сериале «Остаться в живых» — Мистер Эко в нескольких сериях читает псалом.
  • В фильме «Титаник», реж. Кэмерон.
  • В фильме «Древо Жизни», реж. Терренс Малик.
  • В фильме «Цена страсти», реж. Мэтью Чепмэн.
  • В фильме «Пастырь», реж. Скотт Стюарт.
  • В фильме «Забери мою душу» — Пенелопа Брайт произносит псалом перед тем как найти труп одноклассника.
  • В сериале «Скорая помощь» — Доктор Питер Бентон пытается цитировать данный псалом девочке, после неудачной операции.
  • В фильме «Книга Илая» главный герой (Илай) читает фрагмент из этого псалма своей спутнице Соларе.
  • В сериале «Анна Герман» псалом отмечен как напоминание от бабушки Анны.
  • В фильме «Призраки в Коннектикуте», реж. Питер Корнуэлл.
  • В фильме «Город Грехов» священник попытался прочитать псалом перед казнью Марва.
  • В фильме «Терминатор: Да придёт спаситель» священник зачитывает псалом Маркусу перед казнью.

В литературе

Псалом часто цитируется в современной литературе и средствах массовой информации.

  • «Пройдя долиной смертной тени», Р. Хайнлайн (название повторяет 4-й стих данного псалма).
  • Графический роман «Когда дует ветер» о начале ядерной войны заканчивается чтением фрагментов псалма, когда умирающие герои пытаются молиться.

В компьютерных играх

  • В игре «Crysis» один из персонажей перед смертью многократно повторяет по радиосвязи «…не убоюсь я зла…».
  • В игре «Prototype 2» в одном из роликов звучит голос отца Гуэрры, говорящий: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
  • В игре «Last of Us: Part 2» в первом демо-ролике главная героиня Элли поёт песню, представляющу собой адаптацию Псалма 22: «Я иду дорогой смертной тени, и не боюсь зла, потому что слепа к нему; Мой разум и моя «пушка» — они успокаивают меня».

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, , 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: , 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Текст

Версия Библии на иврите

Ниже приводится текст Псалма 25 на иврите:

Стих иврит
1 לְדָוִ֡ד אֵלֶ֥יךָ יְ֜הֹוָ֗ה נַפְשִׁ֥י אֶשָּֽׂא
2 אֱֽלֹהַ֗י בְּךָ֣ בָ֖טַחְתִּי אַל־אֵב֑וֹשָׁה אַל־יַֽעַלְצ֖וּ אוֹיְבַ֣י לִֽי
3 גַּ֣ם כָּל־ק֖וֶֹיךָ לֹ֣א יֵבֹ֑שׁוּ יֵ֜בֹ֗שׁוּ הַבּֽוֹגְדִ֥ים רֵיקָֽםֹ
4 דְּרָכֶ֣יךָ יְ֖הֹוָה הֽוֹדִיעֵ֑נִי אֹ֖רְחוֹתֶ֣יךָ לַמְּדֵֽנִי
5 הַדְרִיכֵ֚נִי בַֽאֲמִתֶּ֨ךָ וְֽלַמְּדֵ֗נִי כִּי־אַ֖תָּה אֱלֹהֵ֣י יִשְׁעִ֑י אֽוֹתְךָ֥ קִ֜וִּ֗יתִי כָּל־הַיּֽוֹםֹ
6 זְכֹר־רַֽחֲמֶ֣יךָ יְ֖הֹוָה וַֽחֲסָדֶ֑יךָ כִּ֖י מֵֽעוֹלָ֣ם הֵֽמָּה
7 חַטֹּ֚אות נְעוּרַ֨י וּפְשָׁעַ֗י אַל־תִּ֫זְכֹּ֥ר כְּֽחַסְדְּךָ֥ זְכָר־לִי־אַ֑תָּה לְמַ֖עַן טֽוּבְךָ֣ יְהֹוָֽהד
8 ט֣וֹב וְיָשָׁ֥ר יְהֹוָ֑ה עַל־כֵּ֚ן יוֹרֶ֖ה חַטָּאִ֣ים בַּדָּֽרֶךְ
9 יַדְרֵ֣ךְ עֲ֖נָוִים בַּמִּשְׁפָּ֑ט וִֽילַמֵּ֖ד עֲנָוִ֣ים דַּרְכּֽוֹ
10 רְח֣וֹת יְ֖הֹוָה חֶ֣סֶד וֶֽאֱמֶ֑ת לְנֹֽצְרֵ֥י בְ֜רִית֗וֹ וְעֵֽדֹתָֽיו
11 לְמַֽעַן־שִׁמְךָ֥ יְהֹוָ֑ה וְסָֽלַחְתָּ֥ לַֽ֜עֲו‍ֹנִ֗י כִּ֣י רַב־הֽוּא
12 מִ֤י זֶ֣ה הָ֖אִישׁ יְרֵ֣א יְהֹוָ֑ה י֜וֹרֶ֗נּוּ בְּדֶ֣רֶךְ יִבְחָֽר
13 נַפְשׁוֹ בְּט֣וֹב תָּלִ֑ין וְ֜זַרְע֗וֹ יִ֣ירַשׁ אָֽרֶץ
14 ס֣וֹד יְ֖הֹוָה לִֽירֵאָ֑יו וּ֜בְרִית֗וֹ לְהֽוֹדִיעָֽם
15 עֵינַי תָּמִ֣יד אֶל־יְהֹוָ֑ה כִּי־ה֤וּא יוֹצִ֖יא מֵרֶ֣שֶׁת רַגְלָֽי
16 פְּנֵה־אֵלַ֥י וְחָנֵּ֑נִי כִּֽי־יָחִ֖יד וְעָנִ֣י אָֽנִי
17 צָר֣וֹת לְבָבִ֣י הִרְחִ֑יבוּ מִ֜מְּצֽוּקוֹתַ֗י הֽוֹצִיאֵֽנִי
18 רְאֵֽה־עָנְיִ֥י וַֽעֲמָלִ֑י וְ֜שָׂ֗א לְכָל־חַטֹּאותָֽי
19 רְאֵ֣ה אֹֽיְבַ֥י כִּי־רָ֑בּוּ וְשִׂנְאַ֖ת חָמָ֣ס שְׂנֵאֽוּנִי
20 שָׁמְרָ֣ה נַ֖פְשִׁי וְהַצִּילֵ֑נִי אַל־אֵ֜ב֗וֹשׁ כִּֽי־חָסִ֥יתִי בָֽךְ
21 год תֹּם־וָיֹ֥שֶׁר יִצְּר֑וּנִי כִּ֜י֗ קִוִּיתִֽיךָ
22 פְּדֵה־אֱלֹהִ֥ים אֶת־יִשְׂרָאֵ֑ל מִ֜כֹּ֗ל צָֽרוֹתָֽיו

Этот псалом имеет прочное формальное отношение к 34-му Псалму . Оба представляют собой буквенные акростихи, в которых каждый раз пропускается стих Waw , который был добавлен стихом к Pe молитвы об избавлении Израиля. Как акростих, стихи в псалме расположены в соответствии с еврейским алфавитом , за исключением букв Бет , Вау и Коф, которые вместе, согласно еврейским толкователям, относятся к слову геином (ад).

Версия короля Джеймса

  1. К Тебе, Господи, возношу я душу мою.
  2. О мой Бог, я верю в Тебя: пусть мне не будет стыдно, пусть мои враги не восторжествуют надо мной.
  3. Да, пусть никто из надеющихся на тебя не постыдится: пусть постыдятся безосновательно преступающие.
  4. Покажи мне пути Твои, Господи; научи меня путям твоим.
  5. Направь меня в истине Твоей и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; Тебя жду весь день.
  6. Помни, Господи, милосердие Твои и милосердие Твои; ибо они всегда были древними.
  7. Не вспоминай ни грехов юности моей, ни беззаконий моих; по милости Твоей вспомни меня, ради благости Твоей, Господи.
  8. Добрый и праведный Господь; поэтому Он наставит грешников на пути.
  9. Кротких будет вести в суде, а кротких научит своему пути.
  10. Все пути Господа милосердны и истинны для соблюдающих Его завет и Его свидетельства.
  11. Ради имени Твоего, Господи, прости беззаконие мое; ибо это здорово.
  12. Что за человек боящийся Господа? его он будет учить так, как он выберет.
  13. Его душа будет жить спокойно; и его семя унаследует землю.
  14. Тайна Господа — с боящимися Его; и он покажет им Свой завет.
  15. Мои глаза всегда обращены к Господу; ибо он вырвет мои ноги из сети.
  16. Обратись ко мне и помилуй меня; ибо я опустошен и скорбен.
  17. Беды моего сердца увеличиваются: О, выведите меня из моих бедствий.
  18. Взгляни на мою скорбь и мою боль; и прости все мои грехи.
  19. Считайте моих врагов; ибо их много; и ненавидят меня жестокой ненавистью.
  20. О храни мою душу и избавь меня: да не стыдно мне; ибо я уповаю на тебя.
  21. Пусть сохранят меня честность и праведность; ибо я жду тебя.
  22. Избави Израиль, о Боже, от всех бед его.

Советы священнослужителей

Знаете, молитва считается особым трудом верующего человека. Это работа его души. Как говорится, не хлебом единым. Суть этого выражения очень глубока. Любой человек обязан развивать свой дух, неустанно трудиться для того, чтобы усвоить заповеди Господни. Ведь от рождения они не даются. Их следует изучать, осмысливать, сравнивая свое поведение с тем эталоном, что дал нам Христос. Конечно, для этих целей применяется множество текстов. Но против соблазнов и греховных желаний лучше всего помогает псалом 90. Текст молитвы, для чего читают его, а также суть этого действа хорошо разъяснил Феофан Затворник. Этот Святой уверял, что стихи (псалмы) необходимо заучивать. И делается это не тщеславия ради. Наоборот. Когда верующий работает с Писанием, он его осмысливает, постоянно находит все новые грани заложенных там мыслей и чувств. Постепенно молитвы становятся не «уроком», а насущной необходимостью. К примеру, испытывает верующий страх за себя или близкого. Тут бы ему и вспомнить, если выучил ранее, указанный стих. Ведь понимание его позволяет успокоиться и направить помыслы к послушанию и смирению. Получается, что таким образом избавляются от ненужной гордыни. От сомнений и гневливости тоже применяется псалом 90, для чего читают его до той поры, пока не успокоятся греховные чувства в душе. Но не просто шептать стих нужно, а думать над содержанием постоянно. Так человек погружается в мир праведности, под крыло Господне.

Толкование псалма 2

Чтобы понять содержание каждой строки молитвы, необходимо их толкование, что позволит понять глубину его содержания, если читать псалом 2 на русском языке.

  • Стих 1: рассказывает о тех язычниках, кто не принимает Христа, а замышляет крамолу и мятеж. Врагами Христа являются не только чуждые народы, поклоняющиеся языческим идолам, но и жители Иудеи фарисеи и другие искусители, желающие гибели Христа, но тщетно преследующие эти цели.
  • Стих 2: те, кто восстал против Христа, не были простыми людьми: это были цари и другие известные в зеле Иудейской люди, возомнившие себя богами и поклоняющиеся языческим идолам. После его гибели именно они начали гонения на христианскую церковь.
  • Стих 3: в нем даются пояснения, почему начались восстания против Христа: язычникам и идолопоклонникам был противен закон духовной чистоты и нравственности, который проповедует христианство. Оно оказывается неприемлемым для нечестивцев, людей, погрязших в грехе, низменных страстях.
  • Стихи 4-5: певец утверждает, что сопротивление христианскому закону бессмысленно, так как Бог все видит и все знает. Ему не составляет труда обратить в прах все козни, замышляемые врагами. Они будут наказаны отлучением от Христа, который только посмеется над ними. Но противников ждет и наказание. Те, кто восстал против Христа и небесного учения будут поражены гневом Господним. Те, кто устраивает гонения на христианскую веру, сам будет уничтожен.
  • Стихи 6-7: в этих стихах псалма певец от имени Христа обращается к восставшим против него и поясняет, что он поставлен над народами Всевышним, поэтому вера, независимо от их сопротивления, распространится по всей земле. Это – повеление Господа. Сионом в молитве называется не только гора, где был заложен священный город Иерусалим, но и вся христианская церковь.
  • Стих 8: в нем сообщается пророчество о рождении Сына Божьего и о том, что он воцарится над всем миром, как и христианская церковь, которая станет почитаемой и принимаемой всеми народами мира.
  • Стих 9: в этом стихе ведется разговор от лица Бога, который сообщает, что все народы покорятся и примут христианскую церковь. Над ними будет вершиться суд Божий, и власть его будет тверда и безгранична. С теми же, кто будет противиться, будет позволено обращаться, как гончар поступает с плохо сработанными изделиями: разбивает и уничтожает их.
  • Стихи 10-11: продолжая начатый в предыдущем стихе разговор, певец наставляет царей и «судей земных» не сопротивляться Христу, Сыну Божию. Это именно он – Царь всего мира, низвергнуть которого невозможно. Он советует не упорствовать, а покориться, служить ему, радоваться и просить милости Господа.
  • Стих 12: последняя строка псалма содержит призыв, наставление пророка не противиться воле Божьей, исправиться, покаяться и ступить на путь праведный, чтобы не будить ярость Господа и открыть себе путь к спасению.

Авторство и толкование 25 псалма

Писателем данных строк, по мнению большинства святых отцов, явился Давид. Многие исследователи считают, что случилось это в то время, когда он еще не был царем. Талантливый иудейский отрок имел непростую судьбу. Сначала он нашел благоволение в глазах Саула, стал ему очень близок. Саул был первым царем Израиля, сотворил много полезных дел:

  • объединил иудейские народы;
  • создал независимое Израильское царство;
  • создал армию.

Именно в этот период жизни и написан Псалом 25. Саул, пытаясь выследить беглеца и его друзей, распространял среди народа грязные слухи о своем враге, обвиняя того в многочисленных грехах. Невиновность важна, ведь только она дает человеку уверенность во время несправедливых нападок. Но сама по себе не является гарантией спокойной жизни. Именно поэтому Давид часто называется прообразом Христа — сколько Он перенес несправедливых обвинений и даже отдал жизнь за наши грехи!

  • Автор в этой библейской главе подвергает собственную душу испытанию и находит совесть чистой:
  • Давид пребывает в постоянной связи с Богом, он испытывает глубокую ненависть к грешникам и самому греху.
  • Праведник искренне любит Создателя, он думает о том, как исполнить Его волю.

Упование на милость Бога основано на том, что Давид жил, проявляя терпение, не воздавая злом за зло, хотя неоднократно имел возможность отомстить Саулу и даже убить его. Человек, который знает за собой грехи, не стал бы просить Господа судить его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector