Предсказания серафима саровского о будущем россии
Содержание:
Что говорил святой о последних временах
Достаточно долгое время за предсказания прп. Серафима о конце мира принимали собственные рассуждения Мотовилова, помещенные в его записках.
Из сохранившихся слов святого, по крайней мере, известно, что подобные разговоры он вел неохотно. Митр. Вениамин (Федченков) приводит случай с одним монахом, который спрашивал святого о том, не ныне ли уже наступает конец мира. Старец отвечал:
Участь христиан последних времен, говорил святой, будет незавидной, ибо они испытают на себе самое страшное – богооставленность, подобную той, что ощутил Сын Божий на Кресте. Однако, не нужно совершенно отчаиваться: произойдет это лишь на краткое время перед самым Пришествием Христовым.
Об антихристе
Известное многим пророчество о рождении антихриста в России «в городе, называемом Москво-Петроградом», как утверждают историки, не имеет отношения к святому. Рассуждение принадлежит Н.А.Мотовилову.
Предсказания о пришествии антихриста, которые можно считать подлинными словами преподобного, относятся не ко всей России, а к любимой старцем Дивеевской обители.
Прп. Серафим Саровский на фоне Дивеевской обители
Например, известны слова, не раз сказанные инокиням: «До антихриста не доживете, а времена антихристовы переживете». Это может пониматься, как предсказание наступления времени гонений, что полностью сбылось после революции 1917 г. Вместе с тем, эти «антихристовы времена» — еще не собственно конец мира. Можно сказать, что преподобный понимает «антихриста» в том же смысле, что, например, ап. Иоанн Богослов, называющий так всякого противящегося Господу (1 Ин. 2:18).
Обращаясь к последним временам, предшествующим уже концу мира, св. Серафим говорит о расширении обители, ее благосостоянии, но на очень короткое время. Затем всех христиан ждут такие гонения, что «Ангелы едва будут успевать брать души». Наконец, придет сам антихрист, но войти в монастырь не сможет, ибо «Канавка будет вам стеною до небес». Речь идет о Святой Канавке вокруг монастыря, вырытой по повелению святого и называемой им «стопочками Царицы Небесной». Смысл этого пророчества в настоящее время неясен.
О конце света и своем воскрешении
Существует множество преданий о том, что прп. Серафим предсказывал свое воскрешение накануне конца мира, а также то, что после этого он будет проповедовать всемирное покаяние, вернувшись в Дивеевскую обитель. Источником подобных легенд является книга С.А.Нилуса, основанная на «Записках» Н.А.Мотовилова, и, кроме того, письма Н.А.Мотовилова к императору Николаю I.
Понимание этого предания различны.
- Буквальное, речь идет о реальном воскрешении святого перед концом света.Современные духовники, например, прот. Димитрий Смирнов, указывают, что буквальное понимание воскрешения Серафима накануне Второго Пришествия не согласуется с Писанием. По словам священника, в нем ясно говорится о пришествии перед концом мира пророков Еноха и Илии, возможно, Иоанна Богослова. Но никаких других указаний на воскрешение отдельных святых до Пришествия Христова Писание не содержит.
- Пророчество может быть понято, как предсказание о втором обретении мощей преподобного, которое состоялось в 1991 г.; 1 августа, в годовщину канонизации святого его мощи торжественно перенесены в Дивеево, где, по слову прп. Серафима, «среди лета запели Пасху». Это действительно было возвращение в любимую обитель. Само обретение мощей, конечно, способствовало обращению людей к вере, покаянию.
О всеобщем воскресении святой говорил вполне согласно с церковным преданием. Он советовал избегать житейских попечений, молиться, готовить свою душу к встрече с Господом:
Может быть, мы дожили до последних времен, о которых предсказывал преподобный. Возможно, Господь отсрочит последний Суд, дав время на покаяние. Но житейские бури проносятся одна за другой, пугая, смущая. А потому для всех, желающих, подобно современникам старца, узнать, не наступает ли уже конец, актуален его кроткий совет:
«Оградись молчанием и внимай себе».
Наталья Сазонова.
Эпоха
Время, когда жил преп. Серафим (1759—1833) — весьма непростой период в истории русской духовности и русского монашества. Преп. Серафим является ровесником, сверстником монастырской реформы Екатерины Великой — введения монастырских «штатов», конфискации церковных земель. Реформа была проведена в 1764 году. Преп. Серафиму (впрочем, в то время он еще всего лишь мальчик Проша, Прохор Мошнин) было тогда 5 лет. Он растет на фоне этих событий.
Екатерина не была каким-то злонравным врагом, пытавшимся всё разрушить в Церкви. Это была действительно великая императрица. Современники Петра I и Екатерины II не были далеки от истины, когда критиковали современное им состояние монашества. Положа руку на сердце, что мы можем вспомнить выдающегося из истории русского монашества и русской святости, скажем, второй половины XVII века, в предпетровское время? Практически ничего. Самые яркие события связаны с расколом, с противостоянием Никона и Аввакума. То есть вся энергия народная, весь духовный потенциал ушел в раскол, негатив, в поэзию раскольничьих скитов, воспетых позже Мельниковым-Печерским и Лесковым. А что осталось «в позитиве»? Огромное число недостатков, погрешностей и просто безобразий, которые на протяжении всей второй половины XVII века и первой половины XVIII века и церковные, и светские власти пытались искоренить.
Посмотрите Деяния Соборов 1667 года, 1682 года, многочисленные указы царя Алексея Михайловича, царя Петра Великого, направленные на то, чтобы искоренить в монашестве пьянство, тунеядство, бродяжничество, привить общегосударственную дисциплину. Появился контроль — да, контроль излишний, чрезмерный — но, тем не менее, контроль со стороны государства. От епископов требовали, чтобы они следили за порядком в монастырской жизни, те требовали порядка от настоятелей, и что-то менялось.
Несколько слов о секуляризации, фактически национализации монастырских владений. Государство не могло уже терпеть, чтобы целый миллион его подданных находился в крепостной зависимости от монастырей и чтобы у монастырей оставался столь большой процент земель. Екатерининской реформой монашество было освобождено от необходимости вести огромное хозяйство: Троице-Сергиева Лавра, например, имела сто тысяч крепостных, а ее владения находились в семи или восьми губерниях! От этого всего вдруг освободились. И куда должна деваться энергия? Во внутреннее монашеское возрождение! Отныне (хотя это вовсе не «открытие» XVIII века, а изначальная суть иночества) «передний край» монашества — святость — проходит уже через сердце каждого монаха.
Да, конечно, не все оказались к этому способны, не все были готовы. Но все-таки потихоньку начиналось возрождение. Возрождение на новых условиях. В чем эти новые условия? В чем новизна ситуации? Практически впервые петровская и екатерининская эпоха вводит монашество в сферу богословской мысли.
Русское духовенство (если не считать нескольких деятелей малороссийского происхождения), русская Церковь приняла со смирением эту монастырскую реформу. Единственный способ внутреннего протеста со стороны русского духовенства и русского монашества заключался… в подвижничестве. И при Екатерине, и после, в советское время: чем жестче было давление и сильнее гнет, чем жестче становился антицерковный террор, тем больше подвижников, тем больше святых появлялось на русской земле…
Реки крови и прославление России
Уже в наше время, в 2010 году, был опубликован каталог документов, представленных на выставке к 90-летию Государственного Архива. Часть документов содержала и «Пророчества преподобного Серафима Саровского в бумагах Тайной полиции». В частности, в одном из предсказаний говорилось о «всеобщем бунте», о пролитой неповинной крови, «реки которой потекут по Земле русской», об убийствах дворян, духовенства и купечества. Очевидно, что предсказания относятся к революционным событиям 1917 года.
В упомянутой выше статье Т. Кочнева ссылается и на книгу «Служка Божией Матери и Серафимов» А. Стриженова, где упомянуто письмо Н. Мотовилова, поданное на имя Николая I и Александра II 7 марта 1854 года. И хотя предсказания старца дополнены собственными рассуждениями помещика, из них следует, что Государю и Земле русской «должно много будет горя перенести». Восстанут враги и внешние, и внутренние (речь, возможно, идет о революции 1905 года и Первой мировой войне). А «злоумышленники» будут искать пути «для погибели Государя и всей фамилии»: настраивать народ против Государя (вероятно, речь о Восстании декабристов в годы правления Николая I) и устраивать покушения (на долю Александра II их выпало 6), а также «поднимут всеобщий бунт».
Предсказания Серафима Саровского о Первой мировой и революции Т. Кочнева обнаружила в мемуарах Павла Флоренского – религиозного философа и богослова конца XIX — начала XX века. В них старец предсказывает, что до появления Антихриста случится «великая война» и «страшная революция в России», и никакие, известные ранее кровопролития (ни Разинский или Пугаческий бунты, ни Французская революция), не сравнятся с тем, через что придется пройти России. В тех же бумагах Флоренского, впервые опубликованных в №5 «Прибавления к Почаевскому листку» за 1907 год, говорится, что Господь смилуется над Россией и приведет ее «путём страданий» к Великой славе.
Что предсказывал преподобный Серафим из Вырицы
«Не ваше дело знать времена и сроки,» — сказал Господь апостолам, накануне Своего Вознесения, когда они спросили, наступает ли уже Царствие Божие. Но некоторым из людей, особенно близким к Богу, воля Создателя о будущем может быть открыта. Один из таких святых – преподобный Серафим Вырицкий.
Прп. Серафим Вырицкий
Краткое жизнеописание святого
Святой старец Серафим (1866 – 1949 гг.) прошел долгую жизнь, пережив три российские революции, гражданскую и Великую Отечественную войны. Удивительно, что большую часть времени, отпущенного ему на земле, он не был ни монахом, ни подвижником.
Жизнь Василия Муравьева (таково его мирское имя) началась в деревне, в крестьянской семье. Мальчик рано остался без отца.
Интересный фактС 10 лет ему пришлось работать, причем для этого переехать в Петербург, став рассыльным в лавке. Далее следует его поистине стремительный карьерный взлет – в 17 лет он уже старший приказчик. А в 26 – владелец собственной фирмы по торговле пушниной, одной из самых успешных в стране.
При этом Василий Николаевич, богатый купец, имеющий прекрасную семью, двоих детей, мечтает… принять монашество. Его лавки закрываются по воскресеньям, церковным праздникам, он с супругой Ольгой жертвуют большие суммы на благотворительность и храмам. А еще – после смерти младшей дочери они дают обет жить, как брат и сестра. Но духовный отец, старец Варнава из Гефсиманского скита Троице-Сергиева монастыря, не благословляет Василия и Ольгу уходить от мира. Пока не наступит время.
И оно наступает, когда в стране происходит революция, а следом начинаются гонения на Церковь. С 1920 г. Василий – монах Александро-Невской лавры Варнавой (наименован так в память духовного отца). Его духовное преуспеяние поистине стремительно:
- через небольшое время после пострига он – иеродиакон, с 1921 г. стал священником;
- в 1923 г. монахи избрали его в духовный собор монастыря;
- в 1927 году Варнава принимает великий ангельский образ с именем Серафим (в честь прп. Серафима Саровского);
- тогда же монах, только 6 лет назад принявший пострижение, становится духовником братии;
- с 1930 г., когда священноначалие по болезни благословляет его переехать в Вырицу, к старцу устремляются уже не только монахи, но и множество мирян.
Молитва на камне прп. Серафима Вырицкого
Здесь, в Вырице, прп. Серафим встречает войну с Германией, молится за своих духовных детей (не одного из них эта молитва спасла от смерти). Тогда же святой берет на себя подвиг молитвенного стояния на камне. Он продолжался 10 лет, с 1935 по 1945 гг. За несколько лет до кончины о. Серафим уже не поднимался с постели, но продолжал принимать людей.
3
Апреля
1949 года
Прп. Серафим Вырицкий окончил многотрудный жизненный подвиг. Сейчас в Вырице над местом его упокоения – скромная деревянная часовня, куда уже более 60 лет идут паломники.
Короткое жизнеописание преподобного Серафима Саровского
В одной благочестивой семье негоцианта Мошнина Исидора и Агафии родился отпрыск 19 (30) июля предположительно в 1754 (1759) году. Звали мальчугана Прохор. Родитель строил храм во имя преподобного Сергия. Когда его не сделалось, дело продолжила жена.
За 4 года все был отстроено и ребенок с матерью прогуливались глядеть. Шаля, мальчуган взобрался на колокольню, оступился и полетел вниз. Каково было удивление людей, когда он встал как ни в чем же не бывало.
Видение 1-ое
Лет в 10 Проша тяжело захворал и был на волосок от погибели. Но здесь ему приснилось, что встретила его Божья Мама и успокоила, сказав, что поможет болящему.
В те деньки в городке совершался крестный ход, неожиданный дождик принудил всех спрятаться в близкорасположенном дворе. Им оказался дом негоцианта. Агафья вынесла к иконе Богородицы хворого малыша, он поцеловал образ и стал поправляться.
Начало
Став семнадцатилетним юношей, юный человек отчаливает в Киево-Печерскую лавру, где живет 2 года и решает предназначить себя монашеству. Затворник Досифей направляет Серафима в Саровскую пустынь. Его строгая, аскетическая жизнь поражала почти всех. В свободное от труда время, инок уходил в чащу. В течение 3-х лет питался только растениями, 1000 дней провел на камне.
Подвиг затворничества
По возвращению в монастырь, Серафим затворяется на 17 лет. 1-ые 5 лет не показывался никому. Потом к нему время от времени могли приходить люди, но он ни с кем не давал информацию. В убогой келье не было ничего не считая гроба, маленького пня и иконы Королевы Небесной.
Потом в течение последующих 5 лет весь денек келья была открыта. Затворничество закончилось в 1825 году, когда Богоматерь повелела выйти.
Кончина российского святого
В 1831 г. во сне вновь пришла к папе Серафиму Богородица, поведав, что тот скоро покинет землю, но будет прославлен. В денек погибели, 01.01.1833 старец будучи в храме засветил свечки всем образам. Был он уже слаб и простился со всеми, настроение было не плохое, он чему-то радовался в душе.
На последующий денек его нашли мертвым, сидячим на коленях перед иконой, с головой положенной на скрещенные руки.
Письмо
Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться». Что было в письме доподлинно неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось.
По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях, наставления и укрепление в вере, дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца.
Золотой запас
Этот момент пришелся на время внешне весьма неблагополучное для России. Русско-японская война, Первая мировая война, революции — одна, другая, третья… Но именно в этот период упадка, в трагический период русской истории преподобный Серафим дал средства жить дальше.
У государства золотого запаса не стало, а у нас свой золотой запас остался — преподобный Серафим. Он дал средства утверждаться духовно. Начиная с себя и потихоньку вокруг себя все обустраивая. К преподобному Серафиму, к его источнику, на протяжении всего XX века мы прибегали.
В XVIII веке — полная слава. Петр Великий, Северная война, завоевание Балтийского моря. Екатерина Великая присоединяет Черное море, Крым и так далее. Суворов, Потемкин — полная слава и триумф. XIX век: русские войска в Париже: «он взял Париж, он основал лицей». Освобождение Болгарии, мы у стен Константинополя, полная слава. И как бы «не надо» преподобного Серафима. И даже рублевскую «Троицу» видеть не обязательно, пусть она будет пока в серебряном окладе и за семью записями. И только в 1903-м голу он начинает жить для всей России. И Россия им жить только начинает именно в это время.
Век начинается очень тяжело, с поражений, а не побед. Но Россия получает новое тайное оружие. Это секретное оружие на наш двадцатый и двадцать первый век — в лице преподобного Серафима, в лице рублевской «Троицы». Внешность исчезает, суть обнажается. Россия открывается для свершения подвига. И обнажаются иконы, спадают позднейшие наслоения, проявляется духовный смысл. И обнажается святость русская.
…Интересно, что позже, после победы в Великой Отечественной именно в Сарове создается центр по созданию нашей атомной бомбы. Преподобный Серафим благословляет таинственным образом создание ядерного щита над Россией.
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904
Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904
Святой Серебряного века
Прославление преп. Серафима происходит в момент смены эпох. В девяностых годах XIX века начинается религиозное возрождение. Оно происходит и в духовной, и в светской жизни. К 1903 году соединились все нити народной жизни: и собственно народное почитание, которое жило в народе в скрытом виде, и интеллигентское духовное исследование, и в том числе повышающийся впервые интерес к монашеской жизни и к умной молитве и иноческому деланию, и вообще ко всему духовному. Народная инициатива, дошедшая до самого царского престола. Святейший Синод, по-прежнему пребывавший во многом на путях более рационалистического отношения к святости, еще долго бы проколебался, если бы не было прямого царского указания к канонизации…
Так совпало, что преподобный Серафим стал самым почитаемым на Руси святым с 1903 года. Он как бы замкнул собой всех остальных русских святых. Д. С. Мережковский пишет большую серьезную статью «Последний святой». Менялся век, менялась духовная ситуация.
Преподобный Серафим Саровский. Икона. Россия, XX век
Не случайно сам себя этот век обозначил как серебряный. Серафим стал святым Серебряного века. Он в этом смысле очень точно лег на души, оказался ко времени. Естественно, преподобный Серафим есть святой на все времена. Но в это время особенно.
Русский двадцатый век вообще начинается необычными вещами. Например, на протяжении многих веков после Андрея Рублева, Дионисия, великих иконописцев русская икона пребывала в состоянии, которое наш современник В. А. Солоухин назвал «черные доски». В XX веке русская икона вдруг открывается. Причем именно где-то в 1903-1905 гг. открывают рублевскую «Троицу», в 1918 г. — Вла-димирскую Божию Матерь. Значит, в XVIII и XIX веке Господь «не считал нужным» предъявить эту форму святости народу. А вот где-то на рубеже двадцатого века — в предчувствии общей гибели, в предчувствии общей катастрофы — это происходит. В ощущении приближающейся гибели вдруг «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», и русские — русские православные прежде всего, а за ними и весь мир — вдруг что-то увидели. Мир увидел уникальное явление русской иконы и почти одновременно — уникальность подвига русских святых, среди которых первым оказался преподобный Серафим.
…У моей бабушки на столике возле постели всегда стояли две маленьких иконки: преподобный Серафим и преподобный Сергий. Они действительно друг друга дополняют. И они совпадают… по времени. В 1892 году в России торжественно праздновалось пятисотлетие преподобного Сергия. Вы думаете, так вот постоянно помнили все о преподобном Сергии и читали о нем, и писали? Нет, тоже нет. И юбилеев раньше не праздновали… Снова, как мы уже видели по «совпадениям» из жизни Серафима, так всё подгадалось, что и юбилей преподобного Сергия, и канонизация преподобного Серафима пришлись на одно десятилетие. Все это с чрезвычайной силой всколыхнуло все русское общество, дало мощный духовный всплеск, который явил действительно миру, помимо феномена русской чудотворной иконы, еще и феномен русской духовности, русской святости в самых высоких образцах
Обратим внимание: к этому времени и русская литература, и русская религиозная мысль, и русская богословская наука, преодолев путы западного просвещения, сумела осознать свой православный путь. В этом контексте преподобные Сергий и Серафим оказались «оптимальными» фигурами для диалога Церкви с миром, а позже в русской эмиграции для творческого, богословского диалога с латинским Западом…
Монахини у колодца, вырытого по благословению преподобного Серафима. 1904
О будущем России
Скорость духовного возрастания святого была такова, что уже в первые годы своего монашества от стяжал дар прозорливости. Первые свидетельства об этом относятся к 1920-м годам. Так, около 1927 г. он предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее патриаршество. Многие пророческие слова святого относились также к судьбе России в целом.
- В 1920-е гг. преподобный предсказывал усиление антицерковных гонений.
- В 1939, когда Русская Православная Церковь имела только 4 не арестованных архиерея, всего 100 приходов, а монастыри были закрыты все, св. Серафим пишет пророческое стихотворение, где предсказывает грядущее церковное возрождение:
Пройдет гроза над Русскою землею,Народу русскому Господь грехи проститИ крест святой Божественной красоюНа храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь СвятуюОт сна греховного к спасенью пробудит,Открыты будут вновь обители святые,И вера в Бога всех соединит.
С началом войны с Германией святой был уверен в победе русского оружия. Об этом он после захвата немцами Вырицы не побоялся сказать немецкому офицеру. Придя к старцу, о котором говорили как о пророке, тот спросил, когда немецкие войска пройдут парадом по Ленинграду. Он получил ответ: «Этого никогда не будет!». Говорят, что эти слова, к изумлению офицера, святой произнес на немецком: ведь мирянином, купцом, он не раз выезжал за границу, владел несколькими языками.
В Вырице немцы оставили гарнизон из православных румын. Город, молитвами прп. Серафима, оказался почти не тронут разрушениями.
Некоторым из духовных детей о. Серафима показалось, что после войны, когда власть ослабила антицерковные репрессии, сбудется его предсказание о возрождении Церкви. Однако преподобный предостерегал своих чад от чрезмерных надежд, предрекая, что наступившая передышка в гонениях – временная, что впоследствии случилось. Таким образом, многие пророчества о. Серафима относились не к современным ему событиям, а к более отдаленным, включая нашу современность.
Среди уже сбывшихся предсказаний:
- возвращение верующим храмов, монашеских обителей, включая любимую старцем Александро-Невскую лавру;
- возвращение Ленинграду его исторического названия Санкт-Петербург;
- превращение Петербурга в один из духовных центров России, явление здесь множества святынь;
- основание монастыря в Вырице; это случилось в 2006 г., когда постепенно стала собираться монашеская община; с 2018 г. началось строительство Серафимо-Успенской обители;
- разрешение свободной проповеди православия, появление христианских радиостанций;
- приход к вере множества молодых людей – во время преподобного этому почти никто не верил, молодежь практически не посещала храмы;
- наконец, в записях духовных чад сохранились сведения, что говорил старец о своем будущем прославлении. Он, однако, не благословил открывать свои мощи, оставив их под спудом. Ныне завет преподобного соблюдается.
Старец предрекал духовное возрождение России, когда она станет светом миру, просветит православием Восток. Множество людей будут приезжать в Россию, чтобы принять Крещение. Однако, возрождение будет недолгим, и, судя по всему, неустойчивым. И не к нашим ли временам относятся эти известные слова святого?
Летопись Серафима
В 1903 году вышло второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной батюшкой Серафимом (в миру – Л.М. Чичаговым). В этом труде, пожалуй, впервые «цитируются» пророческие откровения прославленного старца. В частности, говорится, что по скончании века Антихрист разорит монастыри, при этом Дивеевская обитель окажется в числе нетронутых. И действительно, стены «четвертого земного удела Богородицы» не сравняли с землей, хотя монастырь и был закрыт в 1927 году
Важно, что и после смерти старца в обители крепко придерживались его наставления о том, что в случае необходимости всем послушникам придется «уйти в мир», поэтому сестры после закрытия монастыря обосновались в Елизарьево и Муроме
Приводится в «Летописи» и пророчество старца о собственном прославлении: «среди лета запоют Пасху» и «приедет к нам Царь и вся фамилия». Как пишет в книге «Тайны на крови. Триумф и трагедии Дома Романовых» В. Хрусталев, вопрос о канонизации Серафима поднимался после его смерти в 1833 году неоднократно, но Синодом был рассмотрен только после личной инициативы Николая Второго и Александры Федоровны. В 1855 году из Третьего отделения политического сыска к венценосным супругам попали записи, сделанные со слов Серафима помещиком Н. Мотовиловым. Возможно, их содержание и укрепило веру Государя в необходимости ускорить канонизацию почитаемого старца. А его пророчества о собственном прославлении действительно сбылись: во время торжеств в честь канонизации старца звучали пасхальные песнопения о воскрешении Христа, а сами торжества проходили летом – 20 июля.
Пророческие и духовные стихи
Святой Серафим отличался большим прозрением, которое ему ниспослал Бог. Он мог четко видеть судьбы людей и предсказывать, что ждет страну и церковь. Одним из наибольших свидетельств его прозрения было стихотворение, написанное старцем в 1939 году. Звучит оно следующим образом:
В записях одного из почитателей Серафима Вырицкого сохранились последние строки, которые звучат несколько отлично от оригинала. Строки эти выглядят так:
Это пророческое стихотворение старца обладало очень большой силой. Его в течение долгого времени передавали из уст в уста. Рифмованные строки Серафима оказывались и в местах, куда отправляли ссыльных и арестованных людей.
Многие подвижники церкви и мученики неоднократно пели его, чтобы укрепиться в своей вере. Пение помогало укрепить надежду на то, что духовная жизнь в скором времени возродится.
Старец также говорил, что со временем строки этого стихотворения изменятся. Он утверждал, что в будущем первая строка будет звучать «Прошла гроза над Русскою землею».
Однако это не единственный духовный стих, написанный Серафимом Вырицким. Сохранился еще один, который вышел из-под руки старца в 1946 году. Его строки звучат так:
Строки этого стихотворения показывают, сколь велика была вера старца — великого пророка церкви и молитвенника, который искренне скорбел за все невзгоды своей страны и народа. Чтение этого стихотворения многими праведниками усилило и их веру, придало сил и надежды на светлое будущее.