Правда и проза войны. судьбы писателей-фронтовиков

Повесть о героях-панфиловцах

Данные наблюдения, личные встречи, записи и послужили для написания повести «Волоколамское шоссе». Повесть о событиях обороны Москвы написана в 1943 — 1944 годах. Главный герой, казах по национальности, реально существующее лицо.

Его зовут Баурджан Момыш-Улы, казах по национальности. Он, старший лейтенант, действительно командовал батальоном панфиловцев в дни битвы под Москвой.

Повесть «Волоколамское шоссе» — это своеобразная, но точная хроника кровопролитных оборонительных боев под Москвой (так он сам определил жанр своей книги), раскрывающая, почему немецкая армия, дойдя до стен нашей столицы, взять её не смогла. А самое главное – рассказать о героях-панфиловцах.

Тема не закрыта

– Что происходит с литературой о войне уже в двухтысячные?

– В 2011 году была опубликована повесть Даниила Гранина «Мой лейтенант». Когда я читал ее, то думал: «Что он делал все предыдущие годы?!» Он писал «Иду на грозу», «Вечера с Петром Великим» – какие-то вещи, которые, может, и необязательно было писать. А мог бы очень много и так же сильно написать про войну. В повести звучит, кстати, перекличка с романом Владимова в описании первых месяцев войны, но Владимов все-таки придумал, он там не был, а Гранин видел – эту неопределенность, когда немцы захватили огромный кусок территории, по которому ходят люди, которые не знают, как им жить, что им делать…

Интересная повесть о войне – «Ушел отряд» Леонида Бородина. Она посвящена партизанскому движению, но написана в несколько ином ключе, чем у Василя Быкова. Это произведение интересно тем, что Бородин в войне не участвовал, он 1938 года рождения, но тема эта его очень интересовала, он много общался с ветеранами войны, в том числе с бывшими участниками партизанского движения. Мы привыкли это движение воспринимать как некую регулярную армию, которая была в тылу у немцев и, получая директивы из центра, проводила боевые операции. Может быть, где-то так и было, но в целом это было самостийное движение людей, оно особо никому не подчинялось и вступало в очень сложные взаимоотношения с местным населением, которое не всегда хотело поддерживать партизан, потому что за ними приходили каратели… Этой же темы партизанской вольницы касается и писатель Михаил Попов в превосходном романе «На кресах всходних», и здесь мы тоже видим другую, непривычную для нас войну.

Сейчас мы уже можем позволить себе самые разные подходы к Великой Отечественной войне, и я уверен, что эта тема еще будет возникать. Не знаю, появится ли Лев Толстой, но в том, что произведения, посвященные Великой Отечественной войне, будут в русской литературе и эта тема не закрыта, я убежден.

По дорогам Смоленщины

В 1943 году, после окончания девятого класса, Борис Васильев ушёл добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещённых лиц, откуда по личной просьбе был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулемётную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После окончания в 1946 году инженерного факультета работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Известность и популярность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие…», опубликованная в 1969 году (журнал «Юность, №8). В 1971 году повесть была поставлена режиссёром Юрием Любимовым на сцене Театра на Таганке, а затем в 1972 году экранизирована режиссёром Станиславом Ростоцким. Почему так называется повесть и что этим хотел писатель подчеркнуть?

Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц. Максимальное раскрытие возможностей человека в своём деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, — таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Васков и погибшие все до одной его девушки, которым ещё только предстояло узнать радость любви, материнства.

Назвав так повесть, Б.Васильев хотел подчеркнуть, что война никак не вяжется с окружающей природой, с этими прекрасными девушками, что смысл их существования совсем иной, а не война, и что зори должны быть только тихими.

Юрий Бондарев

«В сорок пятом году я верил, что всё изменится после войны, что весь мир и вся жизнь будет сплошным праздником. В сорок шестом и сорок девятом я этого уже не думал».

Беззаботная юность десятиклассника Юрия Бондарева закончилась летом 1941 года, когда он вместе с тысячами москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Вслед за старшими товарищами юноша рвался на фронт, но перед этим ему предстояло получить военную профессию. Так будущий писатель оказался в далёком Актюбинске в пехотном училище, что позволило ему стать командиром миномётного расчёта.

Бондареву «посчастливилось» попасть в самое пекло: в Сталинград, где он был контужен, получил лёгкое обморожение и ранение. Но на этом его служба не закончилась: писатель-фронтовик участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии. Бондарев не раз говорил, что выжил на войне лишь чудом: «Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался. В голове промелькнуло: „Господи, спаси и сохрани!“ И уцелел».

После Победы Бондарев пошёл учиться в Литературный институт им. Горького, где его наставником стал признанный писатель Константин Паустовский. Ещё через несколько лет и сам ветеран стал сочинять литературные шедевры, в которых описывал «маленьких великих людей» на войне: «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина».

Сегодня Бондареву 93 года, он много работает и очень редко выступает на публике.

Военный путь

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

Произведения о Великой Отечественной войне

«Красное вино победы»

«Шопен, соната номер два»

«Усвятские шлемоносцы»

Пикуль Валентин Саввич (1928 – 1990)

Военный путь

Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осаждённого города удалось только по «Дороге жизни». Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учёбу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Корабль сопровождал конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников.

На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет. 

Произведения о Великой Отечественной войне

«Океанский патруль»

«Реквием каравану PQ-17»

«Мальчики с бантиками»

«Барбаросса»

Военный путь

Доброволец истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем литсотрудник газеты 57-й армии. После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен из армии в 1950 году в звании майора.

Произведения о Великой Отечественной войне

«Брестская крепость»

«Рассказы о неизвестных героях»

Послесловие

Мы рассказали о некоторых писателях-фронтовиках, назвали их произведения, повествующие о тех страшных, выпавших на нашу страну, испытаниях.

Да, слова писателей на войне и о войне трудно переоценить. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Составитель: В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов:

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени:

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Крым

Крымская оборонительная операция продолжалась месяц, с 18 октября по 16 ноября 1941 года. Крым имел стратегическое значение, т.к. являлся одним из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань) и был важен как база для авиации

Понимая важность этого плацдарма, советское командование отказалось от обороны Одессы и бросило все силы на защиту полуострова. После боев за Перекоп и нескольких сражений за Ишуньские позиции советские войска были вынуждены отступить на Таманский полуостров

4 июля 1942 года8 апреля — 12 мая 1944 года.

О Крыме времен Великой Отечественной также можно прочитать в стихотворениях:

И. Сельвинский «Севастополь-Балаклава», «Я это видел» (Керчь)

Битва под Москвой

План блицкрига предполагал, что Москва будет взята за первые 10—12 недель войны, однако за эти сроки немецким войскам даже не удалось подойти к столице СССР. Тем не менее, к началу сентября для Верховного командования это направление по-прежнему оставалось приоритетным. Битва под Москвой длилась почти полгода, с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Обычно она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 года) и наступательный, который, в свою очередь, также состоит из двух этапов: контрнаступление (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступление советских войск (7 января — 30 марта 1942 года). На Западе известна как «Операция Тайфун».

На оборонительном этапе сражения было проведено множество отдельных операций, включая: Орловско-Брянскую, Вяземскую, Калининскую и другие. После этого 5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, проведя при этом ряд успешных фронтовых наступательных операций, и отбросила врага на 150—300 километров от столицы. Это было крупнейшее поражение вермахта в первые месяцы войны и, по словам маршала Жукова, «наша первая стратегическая победа».

О Битве под Москвой также можно прочитать в книгах:

К. Симонов «Живые и мёртвые»

И. Стаднюк «Меч над Москвой», «Москва, 41-й»

Вяч. Кондратьев «Встречи на Сретенке», «Отпуск по ранению»

Ю. Бондарев «Выбор»

Г. Бакланов «Июль 41-го года»

И. Эренбург «Летопись мужества»

и стихотворениях:

А. Сурков «Землянка»

М. Лиснянский «Моя Москва»

К. Симонов «Жди меня»

Участник боёв под Сталинградом

Родился в г.Орске Оренбургской области, первые годы жизни прошли на Южном Урале, в Средней Азии (отец работал следователем, поэтому и семья переезжала по месту его назначения). В 1931 году переехали в Москву.

В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии.

По окончании войны демобилизовался из армии и вернулся в Москву, поступил на шоферские курсы, но уже всерьёз задумывался о высшем образовании и решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что влечёт совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1951 году). В Литературном институте мне повезло: попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, который, по словам, писателя, сделал для него чрезвычайно много: он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе — сказать своё.

Роман «Горячий снег», опубликованный в 1969 году, рассказывает о героической защите Сталинграда. Писателю удалось столь правдиво и документально рассказать о боях на подступах к Сталинграду, показать, в чём сила русского духа и советского народа.

Ю.Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показываю её именно такой, какой она и была на самом деле. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.

Главные герои повести — это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают своё дело — защищают Родину. Герои проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.

Юлия Друнина

Нет, это не заслуга, а удачаСтать девушке солдатом на войне.Когда б сложилась жизнь моя иначе,Как в День Победы стыдно было б мне!

В первые же дни войны шестнадцатилетняя Юлия Друнина (прибавив к возрасту в документах год) пришла в военкомат с просьбой отправить её на фронт. Так она попала в госпиталь при Обществе Красного Креста, а после — в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.

В 1943 году Друнину ранило осколком снаряда, но, не поняв серьёзности раны, девушка просто перебинтовала шею и продолжила спасать чужие жизни. Очнулась она уже в госпитале, где и написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

После ранения санинструктора Друнину комиссовали домой, где она попыталась поступить в Литературный институт. Строгая комиссия девушку не приняла, поэтому отважная поэтесса решила вернуться на фронт. Вместе с артиллерийским полком 3-го Прибалтийского фронта она освобождала Псковскую область и Прибалтику, а в ноябре 1944 года после тяжёлой контузии была окончательно комиссована. На этот раз настойчивая девушка-санинструктор решила не обивать пороги приёмной комиссии, а просто начала посещать лекции Литературного института. Её первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году, затем были «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна — юность», «Окопная звезда» и многие другие книги, которыми зачитывались в Советском Союзе.

Друнина умерла по собственной воле в 1991 году, так и не смирившись с развалом СССР. Закрывшись в гараже, она отравилась выхлопными газами автомобиля.

Василий Семенович Гроссман

Писатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.

С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.

Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери. Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г. Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».

У войны не женское лицо, Светлана Алексиевич

«У войны не женское лицо» – первая часть цикла «Голоса утопии» за авторством белорусской писательницы Светланы Алексиевич. Книга была издана в 1985 году и состоит из рассказов женщин, которым не повезло пережить и принять участие в Великой Отечественной войне.

До написания книги Светлана Алексиевич написала сценарий для серии одноименных телефильмов, а после публикации сборник неоднократно становился основой для пьес.

В апреле 2019 года японский художник Кэйто Коумэ даже создал аниме-адаптацию произведения. За эту книгу, а также за другие свои смелые работы, писательница в 2015 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

«А мы такие молодые!»

– В 80-е не было в литературе лакировки темы войны, как в кинематографе?

– Мне кажется, это присутствовало в 40-е и в 50-е годы, когда преобладала лакировка действительности. Но потом, когда появились правдивые произведения, посвященные войне, все остальное настолько проигрывало им, что если и появлялось, то просто не замечалось.

– То есть в литературе не появилось нечто созвучное киноэпопее Озерова «Освобождение»?

– Да, можно сказать так. Хотя эпопеи писали. Считается, что есть лейтенантская литература, а есть генеральская литература. Может быть, если сейчас все это перечитать, просмотреть, то и в генеральской можно найти смысл. Но даже если взять эпопею Константина Симонова «Живые и мертвые» – она не стала одним из самых значительных фактов литературы о войне, хотя для Симонова это была важная книга. Причем Симонов – великий поэт, яркий общественный деятель. Но возьмите рассказ Владимира Богомолова «Иван» и эпопею Симонова – удельный вес богомоловского рассказа больше. И я как преподаватель скорее попрошу студентов прочитать именно рассказ Владимира Богомолова, посмотреть фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», потому что там – другая сторона войны, трагедия ребенка, который принимает в ней участие, его изуродованное детство. Ребенок, как сгусток мщения.

У того же Богомолова есть потрясающий рассказ «Зося». С одной стороны, показан ужас войны, а с другой стороны – чувство любви, которое возникает у главного героя, молоденького лейтенанта, к польской девушке. У них даже не роман, а мимолетная симпатия, которая обрывается, герой вынужден идти дальше, а она остается в своем родном селе.

Очень мощный писатель – Константин Воробьев, написавший повесть «Убиты под Москвой». В ней рассказывается о трагедии кремлевских курсантов осенью 1941 года, о том, как войну встречали эти молодые, не очень хорошо подготовленные, но полные огня и энтузиазма люди. В прозе Воробьева звучит искренность, исповедальность и пронзительность.

Октябрь 1941 года. Бой в Подмосковье. Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

В 1979 году в свет вышла повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка», там тоже звучит мотив жизни молодого человека на войне. Война ассоциируется с молодостью, ведь в основном о ней писали люди, которые прошли фронтовой путь молодыми. Поэтому произведения о войне превращались в своего рода роман воспитания.

Обычно роман воспитания строится на истории взросления человека в ходе нормального течения жизни. В данном случае взросление происходило в условиях неестественных, аномальных, в сжатые сроки. Как человеческая душа реагировала на это, можно увидеть у Богомолова, у Кондратьева и у Окуджавы. Они по-разному изображали своих героев, но мотив из стихотворения Давида Самойлова «Война гуляет по России, а мы такие молодые!» отчетливо звучит в тогдашней советской прозе.

– Этот мотив звучит и в кинематографе, например, в картине Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1964) погибший отец говорит, что ничем не может помочь сыну, ведь тот уже старше его…

Совершенно верно.

Еще один замечательный писатель-фронтовик – Евгений Носов, тоже участник Великой Отечественной войны. У него есть потрясающий рассказ «Красное вино победы», действие которого разворачивается уже в самом конце Великой Отечественной войны. А в романе «Усвятские шлемоносцы» он, наоборот, показывает, как в самом начале войны русская деревня мобилизуется, собирается на фронт. Там звучит мотив отношения к войне как к работе, ратному труду, крестьянскому делу. Все это написано честно, в русских традициях реалистического романа.

Одним из самых ярких писателей был, пожалуй, Василь Быков. Его повести, особенно повесть «Сотников», по которой Лариса Шепитько потом снимет фильм «Восхождение», – показывают другую грань Великой Отечественной войны – локализованное в Белоруссии партизанское движение. В связи с ней – тема подвига, предательства, человеческой силы и слабости, стойкости духа, немощи тела – христианский подход к литературе, притом что, может быть, напрямую Быков эти ценности не провозглашал.

Кадр из фильма «Восхождение» (1976 г.)

Военная проза в целом, хотя мы и объединяем ее под одним понятием, была очень разная, многоголосая. В ней, например, можно вдруг увидеть и хемингуэевскую традицию, и традицию русской воинской повести, которая восходит еще к древнерусской литературе.

Как писатель характеризует своё поколение?

Мы стали солдатами… Говорю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобожден Смоленск… Война… во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещё — особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.

Да, мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле.

Сталинградская битва

Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года. Немецкие войска стремились захватить излучину Дона и Волгодонский перешеек, чтобы блокировать транспортное сообщение между центральными районами СССР и Кавказом, а также создать плацдарм для дальнейшего наступления с целью захвата кавказских месторождений нефти. Однако к ноябрю советские дивизии заставили армию вермахта плотно увязнуть в оборонительных боях, а ещё через два месяца в ходе операции «Уран» полностью окружили военные части противника. 2 февраля 1943 года, находясь в плотном кольце, группировка немецкой армии капитулировала.

Победа в Сталинградской битве положила начало так называемому коренному перелому (перехвату советским командованием стратегической инициативы) и стала одной из важнейших побед во Второй мировой войне.

О Сталинградской битве также можно прочитать в книгах:

Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Сталинградское наступление»

В. Гроссман «Жизнь и судьба», «За правое дело»

В. Кондырев «От Сталинграда до Пигаль»

В. Пикуль «Барбаросса», «Площадь павших бойцов»

К. Симонов «Дни и ночи», «Солдатами не рождаются»

В. Зайцев «За Волгой для нас земли не было. Записки снайпера»

М. Шолохов «Они сражались за Родину»

П. Селезнёв «Южный крест»

и стихотворениях:

О. Берггольц «Сталинграду», «Ленинград — Сталинград — Волго-Дон», «В Сталинграде», «Побратимы»

А. Сурков «Защитник Сталинграда»

Ю. Визбор «Медаль Сталинграда»

Ю. Друнина «Ко мне в окоп сквозь минные разрывы»

И. Сельвинский «Сталинграду»

Семен Петрович Гудзенко

Этот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.

Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск». В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы». Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву». 

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут — поют,а перед этим можно плакать.Ведь самый страшный час в бою —час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокруги почернел от пыли минной.Разрыв — и умирает друг.И значит — смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черед,За мной одним идет охота.Будь проклят сорок первый год —ты, вмерзшая в снега пехота.Мне кажется, что я магнит,что я притягиваю мины.Разрыв — и лейтенант хрипит.И смерть опять проходит мимо.Но мы уже не в силах ждать.И нас ведет через траншеиокоченевшая вражда,штыком дырявящая шеи.Бой был короткий. А потомглушили водку ледяную,и выковыривал ножомиз-под ногтей я кровь чужую.

«Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова

Рекомендует Сергей Гавриляченко, народный художник России:

Есть мнение, что  Шолохов исписался, ничего не создал после «Тихого Дона». Но это совсем не так. Все его произведения,  —  невероятной мощи.  , Ты находишь в них соответствие  правде твоих родителей, знавших о войне не по «литературным источникам», ты мучаешься, что не расспросил их больше —  им тяжко было вспоминать.  

Поэтому, перечитываю Шолохова, другие хорошие произведения о войне. Причем – параллельно с романом «Война и мир» Толстого. В сороковых, как и в 1812 году, были и выдающиеся генералы, и «маленькие» капитаны Тушины,  безвестные рядовые, которые и решали исходы этих битв.

Повесть о настоящем человеке, Борис Полевой

«Повесть о настоящем человеке» – это рассказ об удивительном советском летчике Алексее Маресьеве. При попытке совершить вынужденную посадку он упал с 30 метров в лес, оказавшись без связи и с поврежденными ногами вдали от людей.

Целых 18 суток раненный Маресьев пробирался через леса и болота, пока его не подобрали деревенские жители. Он слишком поздно попал в больницу и мог умереть, но в итоге остался жив, но без ступней ног: обе ступни пришлось ампутировать. Это могло бы сломить любого, но Маресьев справился и даже вернулся на фронт, пилотируя бомбардировщик с протезами.

Всего этот Герой Советского Союза совершил 86 боевых вылетов и сбил 10 вражеских самолётов, причём 7 – после того, как стал инвалидом.

Борис Полевой брал интервью у Маресьева, когда тот обрел популярность на фронте, и спустя 3 года, в 1946 году за 19 дней с нуля написал свой роман, в правдивость которого трудно поверить, но это факт.

Сибирь

Сибирский военный округ к моменту начала Великой Отечественной войны имел в своем составе стрелковые, танковые и авиационные соединения, 2 пехотных и 1 артиллерийское училища. Поэтому с начала войны именно здесь формировались новые воинские соединения и части для маршевого пополнения действующей армии. Под Москву пришли двадцать сибирских дивизий и бригад, которые сражались на Бородинском поле, под Истрой, Волоколамском, Серпуховом и Тулой. Сибирские полки сражались на всех участках советско-германского фронта, и кроме Московской, участвовали в Сталинградской, Курской и других важнейших операциях, а также в боях против японских милитаристов. Именно из сибирской 24-й армии родилась советская гвардия: 100-я, 127-я, 107-я, 120-я стрелковые дивизии были соответственно преобразованы в 1-ю, 2-ю, 5-ю, 6-ю гвардейские.

Управлением и войсками округа была проделана большая работа по обеспечению материально-технического снабжения действующей армии и воинских перевозок. Сибирь в 1941—1943 гг. приняла около 500 эвакуированных предприятий. В наиболее индустриально развитую в Сибири Новосибирскую область прибыло более 150 предприятий, строительных, транспортных, научно-исследовательских организаций. Из них около 70 было размещено в Новосибирске. Также с 3 июля 1941 года в Сибирь начали прибывать эшелоны с эвакуированными из западных регионов СССР.

Проза

Крупные  произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны:

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector