Правда и проза войны. судьбы писателей-фронтовиков
Содержание:
- Повесть о героях-панфиловцах
- Тема не закрыта
- По дорогам Смоленщины
- Юрий Бондарев
- Военный путь
- Поэзия
- Крым
- Битва под Москвой
- Участник боёв под Сталинградом
- Юлия Друнина
- Василий Семенович Гроссман
- У войны не женское лицо, Светлана Алексиевич
- «А мы такие молодые!»
- Как писатель характеризует своё поколение?
- Сталинградская битва
- Семен Петрович Гудзенко
- «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова
- Повесть о настоящем человеке, Борис Полевой
- Сибирь
- Проза
Повесть о героях-панфиловцах
Данные наблюдения, личные встречи, записи и послужили для написания повести «Волоколамское шоссе». Повесть о событиях обороны Москвы написана в 1943 — 1944 годах. Главный герой, казах по национальности, реально существующее лицо.
Его зовут Баурджан Момыш-Улы, казах по национальности. Он, старший лейтенант, действительно командовал батальоном панфиловцев в дни битвы под Москвой.
Повесть «Волоколамское шоссе» — это своеобразная, но точная хроника кровопролитных оборонительных боев под Москвой (так он сам определил жанр своей книги), раскрывающая, почему немецкая армия, дойдя до стен нашей столицы, взять её не смогла. А самое главное – рассказать о героях-панфиловцах.
Тема не закрыта
– Что происходит с литературой о войне уже в двухтысячные?
– В 2011 году была опубликована повесть Даниила Гранина «Мой лейтенант». Когда я читал ее, то думал: «Что он делал все предыдущие годы?!» Он писал «Иду на грозу», «Вечера с Петром Великим» – какие-то вещи, которые, может, и необязательно было писать. А мог бы очень много и так же сильно написать про войну. В повести звучит, кстати, перекличка с романом Владимова в описании первых месяцев войны, но Владимов все-таки придумал, он там не был, а Гранин видел – эту неопределенность, когда немцы захватили огромный кусок территории, по которому ходят люди, которые не знают, как им жить, что им делать…
Интересная повесть о войне – «Ушел отряд» Леонида Бородина. Она посвящена партизанскому движению, но написана в несколько ином ключе, чем у Василя Быкова. Это произведение интересно тем, что Бородин в войне не участвовал, он 1938 года рождения, но тема эта его очень интересовала, он много общался с ветеранами войны, в том числе с бывшими участниками партизанского движения. Мы привыкли это движение воспринимать как некую регулярную армию, которая была в тылу у немцев и, получая директивы из центра, проводила боевые операции. Может быть, где-то так и было, но в целом это было самостийное движение людей, оно особо никому не подчинялось и вступало в очень сложные взаимоотношения с местным населением, которое не всегда хотело поддерживать партизан, потому что за ними приходили каратели… Этой же темы партизанской вольницы касается и писатель Михаил Попов в превосходном романе «На кресах всходних», и здесь мы тоже видим другую, непривычную для нас войну.
Сейчас мы уже можем позволить себе самые разные подходы к Великой Отечественной войне, и я уверен, что эта тема еще будет возникать. Не знаю, появится ли Лев Толстой, но в том, что произведения, посвященные Великой Отечественной войне, будут в русской литературе и эта тема не закрыта, я убежден.
По дорогам Смоленщины
В 1943 году, после окончания девятого класса, Борис Васильев ушёл добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещённых лиц, откуда по личной просьбе был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулемётную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После окончания в 1946 году инженерного факультета работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Известность и популярность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие…», опубликованная в 1969 году (журнал «Юность, №8). В 1971 году повесть была поставлена режиссёром Юрием Любимовым на сцене Театра на Таганке, а затем в 1972 году экранизирована режиссёром Станиславом Ростоцким. Почему так называется повесть и что этим хотел писатель подчеркнуть?
Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц. Максимальное раскрытие возможностей человека в своём деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, — таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Васков и погибшие все до одной его девушки, которым ещё только предстояло узнать радость любви, материнства.
Назвав так повесть, Б.Васильев хотел подчеркнуть, что война никак не вяжется с окружающей природой, с этими прекрасными девушками, что смысл их существования совсем иной, а не война, и что зори должны быть только тихими.
Юрий Бондарев
«В сорок пятом году я верил, что всё изменится после войны, что весь мир и вся жизнь будет сплошным праздником. В сорок шестом и сорок девятом я этого уже не думал».
Беззаботная юность десятиклассника Юрия Бондарева закончилась летом 1941 года, когда он вместе с тысячами москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Вслед за старшими товарищами юноша рвался на фронт, но перед этим ему предстояло получить военную профессию. Так будущий писатель оказался в далёком Актюбинске в пехотном училище, что позволило ему стать командиром миномётного расчёта.
Бондареву «посчастливилось» попасть в самое пекло: в Сталинград, где он был контужен, получил лёгкое обморожение и ранение. Но на этом его служба не закончилась: писатель-фронтовик участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии. Бондарев не раз говорил, что выжил на войне лишь чудом: «Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался. В голове промелькнуло: „Господи, спаси и сохрани!“ И уцелел».
После Победы Бондарев пошёл учиться в Литературный институт им. Горького, где его наставником стал признанный писатель Константин Паустовский. Ещё через несколько лет и сам ветеран стал сочинять литературные шедевры, в которых описывал «маленьких великих людей» на войне: «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина».
Сегодня Бондареву 93 года, он много работает и очень редко выступает на публике.
Военный путь
Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».
Произведения о Великой Отечественной войне
«Красное вино победы»
«Шопен, соната номер два»
«Усвятские шлемоносцы»
Пикуль Валентин Саввич (1928 – 1990)
Военный путь
Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осаждённого города удалось только по «Дороге жизни». Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учёбу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Корабль сопровождал конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников.
На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет.
Произведения о Великой Отечественной войне
«Океанский патруль»
«Реквием каравану PQ-17»
«Мальчики с бантиками»
«Барбаросса»
Военный путь
Доброволец истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем литсотрудник газеты 57-й армии. После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен из армии в 1950 году в звании майора.
Произведения о Великой Отечественной войне
«Брестская крепость»
«Рассказы о неизвестных героях»
Послесловие
Мы рассказали о некоторых писателях-фронтовиках, назвали их произведения, повествующие о тех страшных, выпавших на нашу страну, испытаниях.
Да, слова писателей на войне и о войне трудно переоценить. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Составитель: В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ
Поэзия
Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.
По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.
Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.
Основные жанровые группы военных стихов:
- Лирическая (ода, элегия, песня)
- Сатирическая
- Лирико-эпическая (баллады, поэмы)
Самые известные поэты военного времени:
- Николай Тихонов
- Александр Твардовский
- Алексей Сурков
- Ольга Берггольц
- Михаил Исаковский
- Константин Симонов
Крым
Крымская оборонительная операция продолжалась месяц, с 18 октября по 16 ноября 1941 года. Крым имел стратегическое значение, т.к. являлся одним из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань) и был важен как база для авиации
Понимая важность этого плацдарма, советское командование отказалось от обороны Одессы и бросило все силы на защиту полуострова. После боев за Перекоп и нескольких сражений за Ишуньские позиции советские войска были вынуждены отступить на Таманский полуостров
4 июля 1942 года8 апреля — 12 мая 1944 года.
О Крыме времен Великой Отечественной также можно прочитать в стихотворениях:
И. Сельвинский «Севастополь-Балаклава», «Я это видел» (Керчь)
Битва под Москвой
План блицкрига предполагал, что Москва будет взята за первые 10—12 недель войны, однако за эти сроки немецким войскам даже не удалось подойти к столице СССР. Тем не менее, к началу сентября для Верховного командования это направление по-прежнему оставалось приоритетным. Битва под Москвой длилась почти полгода, с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Обычно она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 года) и наступательный, который, в свою очередь, также состоит из двух этапов: контрнаступление (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступление советских войск (7 января — 30 марта 1942 года). На Западе известна как «Операция Тайфун».
На оборонительном этапе сражения было проведено множество отдельных операций, включая: Орловско-Брянскую, Вяземскую, Калининскую и другие. После этого 5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, проведя при этом ряд успешных фронтовых наступательных операций, и отбросила врага на 150—300 километров от столицы. Это было крупнейшее поражение вермахта в первые месяцы войны и, по словам маршала Жукова, «наша первая стратегическая победа».
О Битве под Москвой также можно прочитать в книгах:
К. Симонов «Живые и мёртвые»
И. Стаднюк «Меч над Москвой», «Москва, 41-й»
Вяч. Кондратьев «Встречи на Сретенке», «Отпуск по ранению»
Ю. Бондарев «Выбор»
Г. Бакланов «Июль 41-го года»
И. Эренбург «Летопись мужества»
и стихотворениях:
А. Сурков «Землянка»
М. Лиснянский «Моя Москва»
К. Симонов «Жди меня»
Участник боёв под Сталинградом
Родился в г.Орске Оренбургской области, первые годы жизни прошли на Южном Урале, в Средней Азии (отец работал следователем, поэтому и семья переезжала по месту его назначения). В 1931 году переехали в Москву.
В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии.
По окончании войны демобилизовался из армии и вернулся в Москву, поступил на шоферские курсы, но уже всерьёз задумывался о высшем образовании и решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что влечёт совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1951 году). В Литературном институте мне повезло: попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, который, по словам, писателя, сделал для него чрезвычайно много: он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе — сказать своё.
Роман «Горячий снег», опубликованный в 1969 году, рассказывает о героической защите Сталинграда. Писателю удалось столь правдиво и документально рассказать о боях на подступах к Сталинграду, показать, в чём сила русского духа и советского народа.
Ю.Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показываю её именно такой, какой она и была на самом деле. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.
Главные герои повести — это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают своё дело — защищают Родину. Герои проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.
Юлия Друнина
Нет, это не заслуга, а удачаСтать девушке солдатом на войне.Когда б сложилась жизнь моя иначе,Как в День Победы стыдно было б мне!
В первые же дни войны шестнадцатилетняя Юлия Друнина (прибавив к возрасту в документах год) пришла в военкомат с просьбой отправить её на фронт. Так она попала в госпиталь при Обществе Красного Креста, а после — в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.
В 1943 году Друнину ранило осколком снаряда, но, не поняв серьёзности раны, девушка просто перебинтовала шею и продолжила спасать чужие жизни. Очнулась она уже в госпитале, где и написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:
Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
После ранения санинструктора Друнину комиссовали домой, где она попыталась поступить в Литературный институт. Строгая комиссия девушку не приняла, поэтому отважная поэтесса решила вернуться на фронт. Вместе с артиллерийским полком 3-го Прибалтийского фронта она освобождала Псковскую область и Прибалтику, а в ноябре 1944 года после тяжёлой контузии была окончательно комиссована. На этот раз настойчивая девушка-санинструктор решила не обивать пороги приёмной комиссии, а просто начала посещать лекции Литературного института. Её первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году, затем были «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна — юность», «Окопная звезда» и многие другие книги, которыми зачитывались в Советском Союзе.
Друнина умерла по собственной воле в 1991 году, так и не смирившись с развалом СССР. Закрывшись в гараже, она отравилась выхлопными газами автомобиля.
Василий Семенович Гроссман
Писатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.
С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.
Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери. Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г. Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».
У войны не женское лицо, Светлана Алексиевич
«У войны не женское лицо» – первая часть цикла «Голоса утопии» за авторством белорусской писательницы Светланы Алексиевич. Книга была издана в 1985 году и состоит из рассказов женщин, которым не повезло пережить и принять участие в Великой Отечественной войне.
До написания книги Светлана Алексиевич написала сценарий для серии одноименных телефильмов, а после публикации сборник неоднократно становился основой для пьес.
В апреле 2019 года японский художник Кэйто Коумэ даже создал аниме-адаптацию произведения. За эту книгу, а также за другие свои смелые работы, писательница в 2015 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.
«А мы такие молодые!»
– В 80-е не было в литературе лакировки темы войны, как в кинематографе?
– Мне кажется, это присутствовало в 40-е и в 50-е годы, когда преобладала лакировка действительности. Но потом, когда появились правдивые произведения, посвященные войне, все остальное настолько проигрывало им, что если и появлялось, то просто не замечалось.
– То есть в литературе не появилось нечто созвучное киноэпопее Озерова «Освобождение»?
– Да, можно сказать так. Хотя эпопеи писали. Считается, что есть лейтенантская литература, а есть генеральская литература. Может быть, если сейчас все это перечитать, просмотреть, то и в генеральской можно найти смысл. Но даже если взять эпопею Константина Симонова «Живые и мертвые» – она не стала одним из самых значительных фактов литературы о войне, хотя для Симонова это была важная книга. Причем Симонов – великий поэт, яркий общественный деятель. Но возьмите рассказ Владимира Богомолова «Иван» и эпопею Симонова – удельный вес богомоловского рассказа больше. И я как преподаватель скорее попрошу студентов прочитать именно рассказ Владимира Богомолова, посмотреть фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», потому что там – другая сторона войны, трагедия ребенка, который принимает в ней участие, его изуродованное детство. Ребенок, как сгусток мщения.
У того же Богомолова есть потрясающий рассказ «Зося». С одной стороны, показан ужас войны, а с другой стороны – чувство любви, которое возникает у главного героя, молоденького лейтенанта, к польской девушке. У них даже не роман, а мимолетная симпатия, которая обрывается, герой вынужден идти дальше, а она остается в своем родном селе.
Очень мощный писатель – Константин Воробьев, написавший повесть «Убиты под Москвой». В ней рассказывается о трагедии кремлевских курсантов осенью 1941 года, о том, как войну встречали эти молодые, не очень хорошо подготовленные, но полные огня и энтузиазма люди. В прозе Воробьева звучит искренность, исповедальность и пронзительность.
Октябрь 1941 года. Бой в Подмосковье. Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости
В 1979 году в свет вышла повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка», там тоже звучит мотив жизни молодого человека на войне. Война ассоциируется с молодостью, ведь в основном о ней писали люди, которые прошли фронтовой путь молодыми. Поэтому произведения о войне превращались в своего рода роман воспитания.
Обычно роман воспитания строится на истории взросления человека в ходе нормального течения жизни. В данном случае взросление происходило в условиях неестественных, аномальных, в сжатые сроки. Как человеческая душа реагировала на это, можно увидеть у Богомолова, у Кондратьева и у Окуджавы. Они по-разному изображали своих героев, но мотив из стихотворения Давида Самойлова «Война гуляет по России, а мы такие молодые!» отчетливо звучит в тогдашней советской прозе.
– Этот мотив звучит и в кинематографе, например, в картине Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1964) погибший отец говорит, что ничем не может помочь сыну, ведь тот уже старше его…
– Совершенно верно.
Еще один замечательный писатель-фронтовик – Евгений Носов, тоже участник Великой Отечественной войны. У него есть потрясающий рассказ «Красное вино победы», действие которого разворачивается уже в самом конце Великой Отечественной войны. А в романе «Усвятские шлемоносцы» он, наоборот, показывает, как в самом начале войны русская деревня мобилизуется, собирается на фронт. Там звучит мотив отношения к войне как к работе, ратному труду, крестьянскому делу. Все это написано честно, в русских традициях реалистического романа.
Одним из самых ярких писателей был, пожалуй, Василь Быков. Его повести, особенно повесть «Сотников», по которой Лариса Шепитько потом снимет фильм «Восхождение», – показывают другую грань Великой Отечественной войны – локализованное в Белоруссии партизанское движение. В связи с ней – тема подвига, предательства, человеческой силы и слабости, стойкости духа, немощи тела – христианский подход к литературе, притом что, может быть, напрямую Быков эти ценности не провозглашал.
Кадр из фильма «Восхождение» (1976 г.)
Военная проза в целом, хотя мы и объединяем ее под одним понятием, была очень разная, многоголосая. В ней, например, можно вдруг увидеть и хемингуэевскую традицию, и традицию русской воинской повести, которая восходит еще к древнерусской литературе.
Как писатель характеризует своё поколение?
Мы стали солдатами… Говорю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобожден Смоленск… Война… во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещё — особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.
Да, мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле.
Сталинградская битва
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года. Немецкие войска стремились захватить излучину Дона и Волгодонский перешеек, чтобы блокировать транспортное сообщение между центральными районами СССР и Кавказом, а также создать плацдарм для дальнейшего наступления с целью захвата кавказских месторождений нефти. Однако к ноябрю советские дивизии заставили армию вермахта плотно увязнуть в оборонительных боях, а ещё через два месяца в ходе операции «Уран» полностью окружили военные части противника. 2 февраля 1943 года, находясь в плотном кольце, группировка немецкой армии капитулировала.
Победа в Сталинградской битве положила начало так называемому коренному перелому (перехвату советским командованием стратегической инициативы) и стала одной из важнейших побед во Второй мировой войне.
О Сталинградской битве также можно прочитать в книгах:
Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Сталинградское наступление»
В. Гроссман «Жизнь и судьба», «За правое дело»
В. Кондырев «От Сталинграда до Пигаль»
В. Пикуль «Барбаросса», «Площадь павших бойцов»
К. Симонов «Дни и ночи», «Солдатами не рождаются»
В. Зайцев «За Волгой для нас земли не было. Записки снайпера»
М. Шолохов «Они сражались за Родину»
П. Селезнёв «Южный крест»
и стихотворениях:
О. Берггольц «Сталинграду», «Ленинград — Сталинград — Волго-Дон», «В Сталинграде», «Побратимы»
А. Сурков «Защитник Сталинграда»
Ю. Визбор «Медаль Сталинграда»
Ю. Друнина «Ко мне в окоп сквозь минные разрывы»
И. Сельвинский «Сталинграду»
Семен Петрович Гудзенко
Этот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.
Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск». В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы». Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву».
ПЕРЕД АТАКОЙ
Когда на смерть идут — поют,а перед этим можно плакать.Ведь самый страшный час в бою —час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокруги почернел от пыли минной.Разрыв — и умирает друг.И значит — смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черед,За мной одним идет охота.Будь проклят сорок первый год —ты, вмерзшая в снега пехота.Мне кажется, что я магнит,что я притягиваю мины.Разрыв — и лейтенант хрипит.И смерть опять проходит мимо.Но мы уже не в силах ждать.И нас ведет через траншеиокоченевшая вражда,штыком дырявящая шеи.Бой был короткий. А потомглушили водку ледяную,и выковыривал ножомиз-под ногтей я кровь чужую.
«Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова
Рекомендует Сергей Гавриляченко, народный художник России:
Есть мнение, что Шолохов исписался, ничего не создал после «Тихого Дона». Но это совсем не так. Все его произведения, — невероятной мощи. , Ты находишь в них соответствие правде твоих родителей, знавших о войне не по «литературным источникам», ты мучаешься, что не расспросил их больше — им тяжко было вспоминать.
Поэтому, перечитываю Шолохова, другие хорошие произведения о войне. Причем – параллельно с романом «Война и мир» Толстого. В сороковых, как и в 1812 году, были и выдающиеся генералы, и «маленькие» капитаны Тушины, безвестные рядовые, которые и решали исходы этих битв.
Повесть о настоящем человеке, Борис Полевой
«Повесть о настоящем человеке» – это рассказ об удивительном советском летчике Алексее Маресьеве. При попытке совершить вынужденную посадку он упал с 30 метров в лес, оказавшись без связи и с поврежденными ногами вдали от людей.
Целых 18 суток раненный Маресьев пробирался через леса и болота, пока его не подобрали деревенские жители. Он слишком поздно попал в больницу и мог умереть, но в итоге остался жив, но без ступней ног: обе ступни пришлось ампутировать. Это могло бы сломить любого, но Маресьев справился и даже вернулся на фронт, пилотируя бомбардировщик с протезами.
Всего этот Герой Советского Союза совершил 86 боевых вылетов и сбил 10 вражеских самолётов, причём 7 – после того, как стал инвалидом.
Борис Полевой брал интервью у Маресьева, когда тот обрел популярность на фронте, и спустя 3 года, в 1946 году за 19 дней с нуля написал свой роман, в правдивость которого трудно поверить, но это факт.
Сибирь
Сибирский военный округ к моменту начала Великой Отечественной войны имел в своем составе стрелковые, танковые и авиационные соединения, 2 пехотных и 1 артиллерийское училища. Поэтому с начала войны именно здесь формировались новые воинские соединения и части для маршевого пополнения действующей армии. Под Москву пришли двадцать сибирских дивизий и бригад, которые сражались на Бородинском поле, под Истрой, Волоколамском, Серпуховом и Тулой. Сибирские полки сражались на всех участках советско-германского фронта, и кроме Московской, участвовали в Сталинградской, Курской и других важнейших операциях, а также в боях против японских милитаристов. Именно из сибирской 24-й армии родилась советская гвардия: 100-я, 127-я, 107-я, 120-я стрелковые дивизии были соответственно преобразованы в 1-ю, 2-ю, 5-ю, 6-ю гвардейские.
Управлением и войсками округа была проделана большая работа по обеспечению материально-технического снабжения действующей армии и воинских перевозок. Сибирь в 1941—1943 гг. приняла около 500 эвакуированных предприятий. В наиболее индустриально развитую в Сибири Новосибирскую область прибыло более 150 предприятий, строительных, транспортных, научно-исследовательских организаций. Из них около 70 было размещено в Новосибирске. Также с 3 июля 1941 года в Сибирь начали прибывать эшелоны с эвакуированными из западных регионов СССР.
Проза
Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».
Известные прозаики времен войны:
- А. Гайдар
- Е. Петров
- Ю. Крымов
- М. Джалиль,
- М. Кульчицкий
- В. Багрицкий
- П. Коган
- М. Шолохов
- К. Симонов