Православная психология

Требования к православному психологу

По мнению священнослужителей, любой невоцерковленный человек, который занимается изучением психологии в сознании представляет нарушенную систему ценностей. У него нет базовых представлений о связи тела, духа и души.

Заболевания и проблемы он связывает с чем угодно, кроме душевных нарушений. Он не может осознавать в полной степени свои чувства, мысли, ничего не знает о духовной сфере.

Любой православный психолог должен осознать свои слабости, немощи, греховности. Благодаря этому человек может уповать на то, что Богу все доступно, он все может. Это придает силы для проведения таинств, христианских психологических методик.

Одновременно с этим психолог не является ключевой фигурой. Он проводник воли Божьей, который сопровождает человека на пути духовного роста, помогает преодолеть препятствия.

Предмет и задачи направления

Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.

Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:

  1. Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
  2. Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
  3. Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
  4. Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.

Основы православной психологии:

Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души

Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.. Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

К первым относится:

Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

  1. Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
  2. Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.

Практические задачи:

  1. Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
  2. Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
  3. Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
  4. Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
  5. Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.

Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. Главная составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.

Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры. Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе. С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.

Частная задача православной психологии — помощь при решении конкретных жизненных проблем, спорных ситуаций со стороны веры. При этом могут применяться современные психологические науки, которые не противоречат христианским учениям.

Помощь психолога

У нас работают православные специалисты, имеющие большой практический опыт работы. С  помощью Божией мы помогли уже сотням и тысячам людей разобраться в себе, своей жизни и семейных проблемах. Более подробно о нашем коллективе вы можете прочитать здесь.

В данный момент нашими основными направлениями деятельности являются:

  • Проведение индивидуальных и семейных психологических консультаций(психологическая поддержка, психологическая помощь детям, социально психологическая помощь);
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных и психотерапевтических занятий;
  • Организация и проведение тематических семинаров для родителей;
  • Организация и проведение семинаров для специалистов (психологов, педагогов, работающих в сфере социального обслуживания и системе образования).

Цели православной психологии

Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.

Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.

Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.

Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.

Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.

Антиюридизм

Также в некоторых цитатах виден «антиюридизм»: Прежде всего, самый широко распространенный иудео-ветхозаветный образ Божий как образ праведного судии, который справедлив в своем суде, то есть, безусловно, карает грешника и награждает праведника. Именно такое отношение чаще всего встречается среди верующих, но не глубоко знающих православное богословие и православное вероучение.

С учетом всего этого возникают опасения, что «православная психология» станет вывеской для различных модернистских идей, которые будут выдаваться за «научные открытия» и таким способом выводиться из-под богословской догматической оценки, будет происходить вторжение в область пастырского душепопечения, перекладывание пастырских обязанностей на психологов.

Воздержусь от того, чтобы обвинять о. Андрея в сознательном построении модернистской системы. Думаю, что он этим занимается для того, чтобы найти применение своему светскому образованию, чтобы принести Церкви какую-то пользу. Вот только делать это надо, видимо, как-то по-другому.

Ясное желание помогать

«Психолог при храме», к которому попала Анна, — Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова на Семеновской. Бывший майор московской милиции, Хасьминский получил второе, психологическое образование в Академии МВД России — на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В 2002 году он създил в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам Сергия Радонежского и, как говорит, понял, что занимается не тем; у него «возникло ясное желание помогать больным раком». Так он стал работать психологом в Российском онкологическом научном центре имени Блохина, а спустя несколько лет возглавил Центр кризисной психологии, созданный по благословению патриарха Алексия II в 2006 году.

Хасьминский считает, что в особо тяжелые, кризисные моменты духовно ориентированная психология оказывается куда эффективнее, чем светская. «Я понял это, когда работал в онкологическом центре, — говорит Хасьминский

— Я видел: если мать теряет ребенка, то часто в этой жизни для нее уже ничего не важно, она не может найти ни утешения, ни объяснения тому, что происходит». Хасьминский утверждает, что в такой ситуации обычные психологические методы оказываются бессильны — а священник может дать человеку поддержку

Хасьминский не работает с органическими депрессиями или зависимостями, которые требуют длительной терапии. К нему приходят люди, которых нужно быстро «привести в себя» в критической ситуации. Обычно это тяжелые разводы или смерть близких. «Человеку, чтобы выйти из тяжелого состояния, нужен мощный внутренний ресурс, энергия, — говорит Хасьминский. — Но именно в кризисных ситуациях у людей нет такого ресурса. Христианский подход дает им его — акцент переключается с этой жизни, которая на данный момент утратила для человека смысл, на другую, вечную. При христианском подходе цель человека — не прожить жизнь весело и без проблем, а воспитать свою душу для царства божьего».

Впрочем, как считает Хасьминский, у методов христианской психологии есть научные объяснения. По его словам, таинство исповеди оказывает психотерапевтический эффект, потому что это интроспекция — человек внимательно изучает свой внутренний мир, разбирается в себе. А если мать, скорбящая об умершем ребенке, начинает заботиться о его душе — молиться за него, делать добрые дела — это помогает ей не замкнуться на себе, преодолеть фрустрацию и начать адаптироваться в новых условиях.

В то же время Хасьминский скептически относится к светским методам кризисной психологии и считает, что она всегда основывается на вере: «Я не знаю ни одного человека, профессионально работающего с горем, который был бы атеистом. Чтобы помочь человеку пережить трагедию, надо иметь свой прочный фундамент, который удержит самого психолога и даст ему возможность удержать другого. Иначе очень быстро произойдет выгорание».

В кризисном центре кроме него работают пятеро психологов. Попасть туда можно по предварительной записи, оплата — добровольные пожертвования. На сайте центра говорится, что их размер никак не влияет на качество оказываемой помощи. Приходить туда могут не только религиозные люди. «Я все-таки в первую очередь кризисный психолог, — говорит Хасьминский. — Моя цель — не обратить человека в веру, а помочь ему преодолеть кризис».

По его словам, главное отличие православного психолога от светского — в том, что православный относится к человеку не как к «набору неких химических процессов или привычек», а как к душе, уникальной и созданной Богом: «И эта душа будет свидетельствовать обо мне на страшном суде».

Проблематика

Православная психология помогает:

  1. Наладить межличностные отношения между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и сотрудниками.
  2. Совершать церковные таинства — крещение, причастие, исповеди.
  3. Избежать внутриличностных конфликтов — панических атак, неврозов, апатии, депрессии, нервных срывов, повышенная тревожности, детских страхов, фобий.
  4. Пережить серьезные психологические травмы — потерю родственников, детей, смертельные заболевания.
  5. Устранить смысловые и ценностные конфликты — навязчивые состояния, страх, зависимость.

Наука старается разрешить каждую из проблем. При этом человека медленно приобщают к вере, если он не противится этому.

Православная психология — отдельное направление психологической науки, которое возникло благодаря смешению учений, основ христианства с практическими и теоретическими методиками классической психологии. Она помогает людям очиститься, найти свое призвание, раскрыть потенциал, встать на путь просветления.

организации

  • Orthodox Christian Association of Medicine, Psychology, and Religion (OCAMPR). Президент — Гейл Волощак.
  • Российский православный университет. Психологический факультет (с г.).
  • Русская христианская гуманитарная академия. Факультет психологии и философии человека (с 2004 г.).
  • Институт христианской психологии (с г.).
  • Открытый христианский психологический клуб «Под небом голубым» при Московском институте гештальта и психодрамы. Действует с г.
  • Общество православных психологов во имя святителя Феофана Затворника (Санкт-Петербургская епархия) (до 2014 г. Общество православных психологов Санкт-Петербурга). Действует с г. Духовник — иерей Артемий Наумов. Председатель — Л. Ф. Шеховцова.
  • община храма свв. Космы и Дамиана в Шубине.
  • Общество православных психологов г. Красноярск.

Дети: невольник – не богомольник

– Эту победу православные родители хотят одержать и над собственными детьми. Многие православные мамы волнуются, что будут отвечать за детей на Страшном суде и этим оправдывают свое насилие над ними.

– Отвечать каждая из них будет не за поступки детей, которым Бог так же дал свободную волю, а за свои собственные, за то, какой матерью она была. И «чадородием жена спасается» не потому, что выносила и родила, а потому что материнство пробуждает в женщине (обычно!) способность к самоотречению, избавляет от эгоизма. Возможность исполнения заповеди «любить другого как самого себя» матери дается самой природой – особенно ярко это видно в случаях с больными детками, которых матери часто любят не просто как себя, а больше чем себя.

Но «православная» мать может пренебрегать своими материнскими обязанностями, запускать домашние дела, прикрываясь тем, что избирает «благую часть» – хождение в храм, паломнические поездки и т.д. – как Мария, а не как Марфа, которая «хлопочет о бренном» или тем, что «в праздники делать ничего нельзя, это грех». Конечно же, нерадивой может быть не только «православная» мать, но у той, по крайней мере, нет такой уважительной «отмазки».

– А если ребенок не хочет идти в церковь? Уговаривать, подкупать или пусть? Например, ребенок четырех-пяти лет?

– Я думаю, надо исходить из того, что ребенок пяти лет не в состоянии сознательно «ходить в церковь». Может ли он пойти туда один, без мамы? Нет. Понимает ли он смысл причастия? Может ли участвовать соборной молитве, вникать в нее, во время Богослужения? Вряд ли. Надо ли, чтобы ребенок в церковь ходил, не вполне понимая, что же там происходит? Чтобы причащался? Конечно, да, если мы хотим, чтобы наши дети были членами Церкви как Тела Христова, приобщались Ему через причастие, чтобы впитывали в себя наше отношение к храму, службе, причастию, православию. А это возможно только в том случае, если ребенку с матерью хорошо. И если ему с ней хорошо, то ему практически все равно, где быть – дома, на улице, в храме.

Ребенок, который хочет идти в храм, хочет этого потому, что туда идет мама (или папа, если с папой есть такой контакт). Контакт с ребенком, способность родителей чувствовать потребности ребенка и отвечать на них – залог того, что ребенок воспримет то, что родители хотят в него «вложить».

– С маленькими детьми все понятно, но когда они вырастают, в подростковом возрасте в церковь они часто отказываются ходить, бунтуют. Можно ли, нужно ли тут что-то делать?

– Мне думается, это бунт не против церкви как таковой, а против принуждения. Невольник, говорят, – не богомольник, но мы из страха, что подросток «отобьется от храма», «впадет в соблазны этого мира и погибнет», насилуем его свободу совести. Страх, вообще, плохой советчик. И никакой прямой зависимости между тем, ходит ли сегодня подросток под нашим нажимом в храм или нет, и тем, что «из него вырастет», нет.

Многие из нас, сегодняшних верующих, выросли вообще в атеистических семьях, не верили в Бога, однако, Господь, что называется, и нас привел. Почему же Он должен оставить без попечения наших детей? Верьте сами, и ваш пример не останется незамеченным. Но верьте, а не только машите руками, крестясь по каждому поводу или поминая имя Господа всуе. Работайте над собой, Господь не сделает за нас нашу работу, потому что мы с Ним со-работники.

Фото: svavva.ru

– За последние лет двадцать мир снова сильно изменился, в том числе и отношения между полами стали осмысляться иначе. Даже в подростковых сериалах, книгах, да везде. Дети не слепые, как помочь им сохранить целомудрие, не превращая их в оранжерейные растения, как снабдить их иммунитетом?

– Иммунитет же «тренировать» надо (шутка). Устойчивость к разным «вредностям» в стерильной атмосфере не возникает, да и под «стеклянным колпаком» ребенка все равно не удержишь. В мире вообще много опасностей, много рисков, поэтому надо учить ребенка любого возраста различать добро и зло, чтобы он мог давать оценку разным явлениям жизни, делать свой сознательный выбор отношения к ним. Мог противостоять давлению референтной группы – значимых для него людей, дворовой компании, одноклассников – или рекламы.

А для этого нужно учить его свое мнение иметь и при необходимости отстаивать

Они должны знать и наше мнение по поводу спорных, острых вопросов, и наше отношение к «соблазнам», но принять их во внимание ребенок, любого возраста, может, если мать или отец – самые значимые для него люди. А для того, чтобы оставаться такими для наших детей, мы должны беречь самое главное – доверие ребенка, контакт с ним

Ответы психологов

Мама любит меня, но как-то по-своему…

Здравствуйте. У меня такая проблема. Мама любит меня, но как-то по своему, мне кажется, что не принимает, критикует и не поддерживает никогда, не хвалит, срывается и кричит

Сестру же принимает такой какая есть, очень ценит любое внимание (та безразлична и живёт своей жизнью, но пользуется мамой когда удобно. )

Мой муж стал запрещать мне общаться с ними, потому что видит как я страдаю, говорит так: «иди иди к ним, открой душу и тебе снова туда плюнут». Мне сложно, но мне кажется я готова уже не общаться с ними, но это как-то неправильно, будто я убегаю от проблем. Есть сильная обида.

Отвечает психолог: Турбовская Дина Михайловна

Подробнее

Обещает, но не женится: нужны ли мне такие отношения?

Как справится с трудностями в жизни? И понять нужны ли такие отношения? Вместе с молодым человеком уже 3 года, знаем друг друга еще с самой школы. Отношения долгие и каждый раз когда он обещает жениться, через время он собирает вещи и уходит и полностью меня игнорирует, вообще никак не идет на контакт. Через время появляется и выясняется, что были все время разные оправдания, не хотел быть счастливым и поэтому лучше быть одному, не могу дать что ты хочешь, кажется в ловушке и не выпускают — вот были такие.

Отвечает психолог: Инина Мария Владимировна

Подробнее

Меня все унижают. Что делать?

Что делать, в семье я самая младшая и меня все унижают, я все время сижу в своей комнате потому что если выйду на меня снова начнут орать или же унижать. все шутят и думают что им смешно, а мне нет!
Евгения.

Отвечает психолог: Инина Наталия Владимировна

Подробнее

Подруга переехала в другую страну: не знаю, как смириться

Переехала подруга, не знаю как смириться. Я подросток. Подруга моего возраста: Эмилия. Переехала в другую страну. Очень ее люблю. Не люблю свой класс, т.к. Сама была новенькой и не успела к ним привыкнуть. Есть мальчик, с которым я постоянно ссорюсь. Она меня поддерживала. Единственная с кем я была открытой. Ее переезд полностью сломал меня. Как будто я осталась одна. Из за этого у меня депрессия, не могу смириться…

Амелия

Отвечает психолог: Плужникова Анна Викторовна

Подробнее

Как справиться с отчаянием, страхом, потерей смысла жизни

Как справиться с отчаянием, страхом, потерей смысла жизни? Мне страшно каждую минуту, которую я остаюсь наедине с собой. Пустота, страх, отчаяние… Тревога. Осознание глобальной неправильности всей прожитой жизни, отчаяние от невозможности исправить, страх делать любое дальнейшее движение, чтобы опять не совершить ошибку… Помогите, если можете…

Любовь.

Отвечает психолог: Инина Наталия Владимировна

Подробнее

Что такое православная психология?

Православная психология — это разновидность психологии, занимающаяся анализом греховных страстей, лекарем в котором выступает пастырь. В ее основе лежит православная церковь.

Психологи изучают человека и его проблемы только с душевно-плотской стороны, что полностью отрицает существование другой жизни, некого потустороннего мира, в котором царит полная свобода мысли. Именно рассмотрением дел, связанных с духом, перешедшим за грани материального, и занимается православная (святоотеческая) психология. Современные люди полностью прикованы к материальному миру, поэтому не способны видеть того, что находится за его гранью.

Святоотеческая психология постоянно развивается, она динамична. Она изучает чувства и настроения, которые неподвластны большинству людей. Страсти, гордость и тщеславие — самое простое, что есть на Земле. Этим занимается православная психология, это некое откровение новой жизни, проникновение в самые потаенные уголки человеческой жизни.

Ни один, даже самый опытный психолог не сможет с помощью своих инструментов проникнуть так далеко, как делает это святоотеческая психология. Она изучает мир бездонный, полный духовных сияний и откровений.

Люди видят в уме и воле лишь греховное деяние, тогда как святые отцы — учителя православной психологии — учат видеть в разуме силу человеческой души, не просто его плотскую натуру, а душу, способную чувствовать и страдать.

Православная психология гораздо более полная, чем обычная: она изучает человека с трех разных сторон — духовной, душевной, и только потом — плотской.

Но большинство людей относится к православной психологии настороженно, считая ее скорее псевдонаукой. Ни один психолог никогда не станет вмешиваться в религиозную жизнь человека, ведь его задача — находить травмы и вылечивать их. Душа человека до тех пор будет закрыта ото всех, пока тот не раскроет своей психологической травмы специалисту. До тех же пор в каждом его жесте, каждой исповеди будет сквозить неестественность.

Обычно именно люди, остро нуждающиеся в помощи, яро отрицают необходимость ее как таковой и опровергают любой намек на психологию. Они боятся расшатать то, что уже почти зажило и забылось, пряча свои душевные травмы и выставляя лишь надежды на то, что все пройдет само собой.

Люди скрывают свои проблемы за религиозными заповедями, тем самым оставляют проблему в своей душе на длительный срок. Человек оказывается неспособен исповедаться, в результате чего вся его духовная жизнь начинает приобретать форму извращений. Для того чтобы этого избежать и нужна православная психология.

Возвращение в реальность

«Прежде чем покончить с собой, я решила привести свои дела в порядок, — рассказывает Анна (имя изменено по просьбе героини). — Я представила, что вот я умру, родственники приедут заниматься похоронами и скажут: „Сдохла, а за квартиру не заплатила, кучу хлама оставила“. Я начала разбирать полки, экономить, чтобы заплатить за жилье на месяц вперед».

Все началось за несколько лет до этого, когда Анна вышла замуж. Брак длился три года, и все это время Анна с мужем постоянно ссорились и дрались. Он приходил домой «под кайфом», Анна выгоняла его из дома, но, когда он уходил на несколько дней, не спала ночами и пыталась до него дозвониться. «Когда я выходила замуж, знала, что он покуривает травку, — говорит женщина. — Но это ведь многие делают, и я не думала, что наркотики скоро окажутся для него на первом месте. Мне хотелось сделать ремонт, может, завести детей. Но в нашей жизни был сплошной хаос».

Однажды у них произошла серьезная драка — муж, по словам Анны, «прыгал у нее на голове». В травмпункте выяснилось, что у женщины сотрясение мозга и сломаны два ребра. Анна собрала вещи и позвонила друзьям, чтобы они ее забрали. «У меня есть собственная однокомнатная квартира, я поехала туда и две недели никуда не выходила. Просто лежала и смотрела в одну точку. Могла целый день не есть, а потом вспомнить, что голодна, и опустошить холодильник», — вспоминает Анна. Ей казалось, что она совершила предательство по отношению к самой себе — вышла замуж за человека, который ее бил, и позволила ситуации зайти так далеко. Она постоянно корила себя, напивалась и плакала.

Когда жить стало не на что, Анна устроилась работать в транспортную компанию. Но работа не отвлекала от проблем. Иногда посреди дня она осознавала, что уже час сидит и ничего не делает: «Я не могла понять, куда делся этот час, о чем я думала, что я делала. Он как бы съедался. Это стало меня пугать». Так прошло около трех месяцев. Периоды «зависания» становились все длиннее — теперь Анна не всегда могла вспомнить, как прошли последние три-четыре часа.

Все это время за Анну очень переживала ее сводная сестра: постоянно звонила, пыталась развлечь, вытащить из дома — и в какой-то момент уговорила женщину сходить к психологу при храме. «Я к тому моменту уже твердо решила, что уйду из жизни, и не хотела принимать никакую помощь. Но сестра так уговаривала, что я уступила. В конце концов, что мне было терять?», — вспоминает Анна. У нее было много предубеждений против психологов: она думала, что специалист будет «внедряться к ней в мозг», применять что-то вроде гипноза. Она была совершенно не настроена что-либо ему рассказывать — собиралась прийти, сказать, что у нее все в порядке, и вернуться домой.

«Когда я заявила, что у меня нет проблем и психолог все равно не сможет мне помочь, он сказал: „Все ясно“. И предложил прогуляться по парку, — говорит Анна. — Я все ждала, когда он уже начнет свои манипуляции с моим мозгом, но вместо этого он предложил мне съесть мороженого и начал беседовать на какие-то повседневные темы, как будто мы тысячу лет знакомы. Постепенно я расслабилась и втянулась в беседу. Он уже не вызывал такой настороженности». Анна решила, что придет в храм еще раз: на следующей встрече она рассказала психологу про расставание с мужем и побои.

«Он сказал: „Ну, мать, ты даешь. Ты же мазохистка!“ — вспоминает Анна. — Мы много говорили, он давал задания. Однажды попросил отвезти посылку в храм на другом конце Москвы и там заодно предложил исповедаться. Я приехала, встала перед батюшкой и разрыдалась на весь храм. Но потом мне стало легче».

Постепенно Анна перестала думать о смерти, она больше не «выпадала» из реальности. В итоге решила вернуться к мужу — ей казалось, что она все еще его любит. Когда женщина призналась в этом психологу, он сказал, что у нее созависимость и помог найти психотерапевта, который специализируется именно на этой проблеме. Именно с ним Анна и продолжила свою терапию. «Раньше я даже не знала, что такое созависимость, — говорит женщина. — А теперь поняла, что для меня такие отношения были зоной комфорта, потому что я выросла в пьющей семье. Я узнала про треугольник Карпмана и научилась останавливать себя прежде, чем в него попаду».

Православная и светская психология

Определение 1

Православная психология одно из направлений психологии, которое ориентировано на взгляды и ценности, данные христианством.

Отличие светской психологии от христианской заключается в целях. Главной целью светской психологии является изучение и объяснение природы поведения человека и его психики. Основную цель православная психология видит в способствовании спасению человеческой души для вечной жизни посредством воспитания и развития.

Отличие православной от светской психологии также заключается в масштабе объекта исследования. Светская психология изучает человека в промежутке от рождения до смерти, то есть только в онтогенезе. Психология не решает вопросы происхождения человека и не ставит своей задачей объяснить смысл жизни и смерти. Для православной психологии основополагающими вопросами, определяющими цель, принципы, методы исследования, являются божественное происхождение человека, его воцерковление и обожение, спасение человеческой души.

Различаются эти направления психологии и способом получения знаний. Светская психология раскрывает существующие законы природы при помощи человеческого интеллекта и научно-технических средств. С этой целью она раскладывает, измеряет, анализирует объект исследования, то есть человека.
Православная психология берет знания о человеке из священного Предания, святоотеческих трудов, из священного Писания, православного богословия и опыта Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector