Вопросы психологу

Психология управления и бизнеса

Борис Алексеевич Сосновский, доктор психологических наук, специалист в области общей и педагогической психологии, психологии личности, психологии труда и инженерной психологии, в академической беседе «Психология руководителя: потребностно-смысловые аспекты» поделился результатами многолетних теоретических разработок и комплексных эмпирических исследований смысловой сферы личности современного руководителя.

В чем специфика индивидуального консультирования топ-менеджеров крупных корпораций и какие психологические методы использовать в работе с ними, рассказала Анна Марковна Гуревич, кандидат психологических наук, практический психолог, карьерный консультант, специалист в сфере управления персоналом, преподаватель Института практической психологии «Иматон». Анна Марковна объяснила, как работать с наиболее распространенными запросами, и сделала акцент на навыках консультанта:

«Очень важно, чтобы специалист имел опыт работы в больших компаниях, понимал, о чем идет речь, знал управленческий язык. В психологическом образовании не всегда есть курс менеджмента, но, чтобы консультировать бизнес, нужно самому быть бизнес-агентом»

Юрий Леонидович Старенченко, специалист в области профессиональной психодиагностики и управления персоналом, показал, как на основе методики «Мониторинг трудовых мотивов» управлять трудовой мотивацией персонала.

Травмы детства

Часто за подобными искажениями личности лежат тяжелые травмы детства, глубинный страх, который заставляет ребенка съеживаться перед жизнью, бояться ее. При внешне нормальных отношениях между детьми и родителями, которые иногда оказываются формальными, нормативными, ребенок чувствует себя глубоко несчастным, одиноким. Впоследствии он обрастает защитными механизмами, учится себя каким-то образом оборонять, не осознавая того, что происходит на самом деле. Он так начинает общаться с миром, с другими людьми, как в детстве общался с родителями. В результате, пока он не осознает, что на самом деле стоит за его поведением, он не сможет его изменить. А подобные слепые пятна часто приводят людей к тяжелым личностным кризисам, к проблемам на работе, к нарушениям коммуникации и так далее.

Ответственность перед собой и… Богом

У одних прокрастинация вызывает чувство тревоги и беспокойства, поэтому люди, заподозрив неладное, спешат что-то с этим делать.  Другие делать ничего не собираются и самокритично списывают сложившееся положение вещей на свою распущенность, несобранность, черту характера, словом, дают индульгенцию безволию. Почему так бывает?  

– Любая подмена опасна. «Прокрастинация» – и есть своего рода подмена. Наше подсознание переигрывает сознательную часть психики. Человек декларирует одно, делает другое. Так начинается жизнь среди кривых зеркал. Но это опасно как для самого человека, так и для окружающих, ведь тогда в основе самоотношения, и в отношениях с другими людьми, будет лежать ложь, а жизнь будет превращаться в лабиринт, в котором выхода нет.

Понимаете, проблему невозможно решить на том «этаже», на котором она возникла. Ответы всегда ждут нас на другом «уровне». Вот еще один наглядный пример.

Ко мне обратилась симпатичная женщина. Она много работала, была великолепным специалистом, которого высоко ценили коллеги и начальство. Но, увы, дама была одинока: ни детей, ни семьи.

На работу – летела, с работы – не могла уйти, так сильно ей не хотелось возвращаться домой. Да и со временем дом стал походить на ночлежку без всякого уюта и порядка, на печальное пристанище, в котором хозяйка ела, смотрела телевизор и сидела в интернете. Женщина, которая мечтала об устроенности, не находила в себе сил навести в доме элементарный порядок. Она бесконечно жаловалась на прокрастинацию.

– Я каждый день даю себе слово, что начну новую жизнь: наведу порядок и разберу вещи. Но возвращаясь с работы, вновь сажусь к телику с тарелкой еды. И так день за днем, – грустно говорила она мне.

– Что вам мешает? – спрашивала я.

– А для кого мне это делать?

Ну что здесь можно сказать? Действительно, многое мы можем делать для других, но как трудно чувствовать ответственность перед самим собой. Это не только требует внутренней дисциплины, привычки, навыка. Это требует сильной внутренней мотивации. Слава Богу, такая мотивация нашлась!

Я ей рассказала о том, что недавно пришлось погрузиться в изучение жизни и быта древних людей. И там обнаружила, что люди эти жили перед лицом Бога. Все что ни делали, имело отношение к вечности. Любой акт: приготовление пищи, сбор урожая, постройка дома  – все имело сакральный смысл. Такое отношение к жизни свойственно подлинной религиозности. Жить в свете вечности, перед лицом Бога, что может быть достойнее?

И я предложила женщине попробовать так пожить: уборку, мойку посуды, наведение порядка превратить из скучного, рутинного дела в действо, освященное высоким смыслом. Вообще, иначе отнестись к своему дому, и сделать из ночлежки достойное место, в которое может войти Господь.

Знаете, как бы возвышенно это не прозвучало, но она вдохновилась. Увидела себя, свой дом, свою жизнь в ином свете и с «иной высоты». И это помогло решить не только проблему «прокрастинации», но, что куда существеннее, решить проблему внутреннего одиночества и бессмысленности собственной жизни.

– Говорят, что найти причину, значит найти решение. С прокрастинацией это так? Вообще, насколько это частый запрос к психологу?

– Я уже говорила, люди часто прячут за поверхностными запросами куда более серьезные проблемы. Прийти и сказать: «я – прокрастинатор» –  проще, чем признаться, что страдаешь от одиночества, потери смысла своего существования или эгоцентризма. Понимаете, себе самому в этом признаться трудно, чего уж говорить про другого, пусть даже и психолога.

Трудность в том и состоит, что человек не осознает подлинных причин своего дискомфорта и потому хватается за очевидное, например, за модный ярлык – прокрастинацию. Люди чаще всего приходят именно с такими запросами: «у меня проблемы с прокрастинацией», «я все время опаздываю», «у меня сложности с коммуникацией», «у меня высокая тревожность».

Что делать с такими запросами? Да, есть тысячи приемов «унять боль». Можно предложить различные методики по повышению эффективности, улучшению планирования, по наращиванию здоровых навыков, но все эти приемы будут работать на сознательном уровне, не касаясь нашей души. В результате корневая система, породившая проблемы, так и не будет исцелена. Со временем она порастет бурьяном, а мы так и будем бороться то с «тревожностью», то с «прокрастинацией», бороться «С», а не «ЗА».

А бороться то нужно за человека, за его личность, за его достоинство, за его свободу, ответственность, рост и развитие. И если эти задачи будут хотя бы поставлены, то это уже будет большой победой над психологическими «сорняками», прорастающими на поле нашей души.

Наталья Инина. Фото: mitropolia.spb.ru

Жена и дети Аркадия Инина

У Аркадия Инина и его замечательной супруги Инны двое детей. Вадим — старший сын учился после окончания школы во ВГИКе, сейчас занимается организацией кинопроизводства. Костя — это младший, которого Аркадий Яковлевич называет несосредоточенным гением: он занимался рекламой, работал в IT-сфере по производству компьютерных игр и немного увлекался журналистикой… Есть внук Павел, который окончил ВГИК, получив профессию продюсера, а потом окончил курсы, став кинорежиссером.

Сняв короткометражный фильм, Павел попал на Каннский КФ, о чем его знаменитый дед с гордостью сообщает своим друзьям. Парень получил аккредитацию, где указано время показа его фильма, однако поездку ему никто не оплатил — все за свой счёт.

Довериться человеку = довериться Богу

Продолжая размышлять о пути к себе подлинному,
невозможно не коснуться темы прощения. Ведь известно: когда мы обижаемся,
злимся на кого-то, объект нашей обиды может об этом и не знать. Но нам самим
будет плохо. И какое облегчение наступает, когда, наконец, приходит внутреннее
прощение. Повторюсь, близкий человек об этих аутопроцессах может и не
догадываться.

Обида и прощение — наше внутреннее дело. Почему нас что-то задевает и ранит, отчего мы не можем простить кого-то — психолог Марина Архипова и философ Марина Михайлова глубоко исследуют этот вопрос в книге «Прощение. Как примириться с собой и другими»

И здесь, кроме уже вынесенного в заглавие важного параметра — «с собой», — открываются новые горизонты нашего прощения: «простить Бога», «простить историю». А ведь действительно, можно жить и обижаться на то, что случилось задолго до твоего рождения, на то, что ты родился не в ту эпоху, а ведь мог бы… А уж сколько мы предъявляем претензий Богу, знает только Он Сам

В книге много говорится о важности прощения для
духовной жизни. Ведь не зря слова о прощении входят в главную нашу молитву —
«Отче наш»

Прощение становится тут условием богообщения.

Начинают авторы с малого: с принятия себя, с принятия
другого. Последовательно, по главам, говорят о таких важных и простых вещах,
как прощение родителей, детей, супруга.

Постепенно
авторы переходят к более сложным процессам: простить врага, простить Бога.

«Можно
жить в постоянной обиде на Бога, отвергая испытания,
которые нам приходится проходить. От этого судьба наша станет еще тяжелее, потому
что к страданиям прибавится еще ожесточенность и зависть к тем, чья жизнь нам кажется более легкой и
благополучной, чем у нас».

Простить — это значит поверить и довериться. Простить — это свобода, не простить — несвобода. Но сколько мы можем прощать? И не приведет ли это к безнаказанности и расцвету зла? Действительно, всегда есть опасность, что прощение будет воспринято нравственно незрелыми людьми как слабость и повлечет за собой новые злоупотребления. Доверие, с которым сопряжено прощение, является Божьим даром, — делают вывод авторы и приводят размышление Дитриха Бонхеффера:

В этом размышлении важна трезвая оговорка о том, что христианину не следует поддаваться манипуляциям подлости,
подчеркивается в книге. Тезис о необходимом недоверии напоминает, что в
любой жизненной ситуации стоит
руководствоваться сердцем и умом, а не буквой закона, даже если это
формально воспринятый закон Евангелия.

Дитрих Бонхеффер (1906–1945) — немецкий лютеранский пастор, участник антинацистского заговора

Размышления о творческой силе прощения и полноте жизни в Боге через это не кажутся мне слишком экзальтированными или слишком романтичными. Думается, когда в нас не останется ни капли непрощения, мы окажемся уже в преддверии Рая. А где же, как не в Раю, нам обрести подлинного, целостного, цельного себя?

Арт-терапия

Как пережить неопределенность с опорой на творчество, рассказала Виктория Михайловна Ярославова, арт-терапевт, автор живописных полотен, из репродукций которых составлен набор метафорических карт «Вид из твоего окна».

Оздоравливающей интеграции тела, природы, творчества и культуры в арт-терапевтическом процессе был посвящен мастер-класс «Мечтающее и воображающее тело», который провела Беверли О’Корт, сертифицированный арт-терапевт, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе» Института «Иматон».

На мастер-классе «Трудности и проблемы как источник увлекательных приключений: арт-технологии на пути к архетипу “Божественный ребенок”» под руководством практикующего психолога Маргариты Юрьевны Захаровой участники попробовали решить свои проблемы с помощью перевоплощения в персонажей сказок и мультфильмов.

На мастер-классе «Метод «Sand-Art» как средство развития познавательных процессов, эмоционального и социального интеллекта детей» Ольга Николаевна Никитина, психолог-консультант, супервизор, член Совета Ассоциации песочной терапии, руководитель секции «Sand-Art», автор и ведущая обучающих семинаров и вебинаров по применению рисования песком в психолого-педагогической практике, преподаватель Института практической психологии «Иматон», поделилась опытом работы с песком на световых столах с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Творчество

В творческой копилке Инина сценарии к 4 десяткам мелодрам и кинокомедий, любимых советскими, а потом и российскими зрителями. В двух картинах, по праву вошедших в золотой фонд советского кинематографа («Одиноким предоставляется общежитие» и «Однажды 20 лет спустя»), снялась Наталья Гундарева. Актриса, которую Аркадий Яковлевич называл великой, превратила мелодрамы в кинохиты.

Наталья Гундарева (кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»)

В одном из интервью Инин поделился, что у кинозвезды Гундаревой был непростой, «мужской» характер. Актриса в обыденной жизни казалась жесткой и сдержанной, но на съемочной площадке превращалась в королеву, которой под силу сыграть любую роль: в драме, комедии, фарсе.

Сценарии к двум названным выше мелодрамам Аркадий Инин написал «под Гундареву», и актриса идеально «влилась» в предложенные роли. То же со сценарием к лирической комедии «Отцы и деды», который писатель создал специально для Анатолия Папанова. Премьера фильма состоялась в 1982 году, главные роли разделили Папанов и Валентин Смирнитский.

Анатолий Папанов (кадр из фильма «Отцы и деды»)

В 1987-м вышла картина «Единожды солгав…», режиссером которой выступил Владимир Бортко. Сценарий к ленте времен перестройки написал Инин, а ключевых персонажей сыграли Елена Соловей и Юрий Беляев.

Еще один проект по сценарию Аркадия Яковлевича, за воплощение которого взялся Бортко, — детективная комедия «Удачи вам, господа». В ней блистали талантами Николай Караченцов, Дарья Михайлова, Виктор Павлов и Валентина Талызина.

Дарья Михайлова (кадр из фильма «Удачи вам, господа»)

Творчество Инина пришлось по душе и гению кинокомедии Леониду Гайдаю, взявшему у юмориста и драматурга сценарии для лент «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» и «На Дерибасовской хорошая погода…». Главные роли в лентах сыграл Дмитрий Харатьян.

Юмористические монологи и шутки сатирика охотно брали артисты для исполнения в передаче «Вокруг смеха», у истоков которой стоял Инин.

В 2000-х писатель не затерялся, а его творчество не утратило актуальности. По его сценариям поставлены кинопроекты «Собачий вальс», «Портрет товарища Сталина», сериалы об Утесове и Маяковском.

Дмитрий Харатьян (кадр из фильма «Частный детектив, или Операция “Кооперация”»)

Во многих фильмах, в основу которых легли его сценарии, Аркадий Инин сыграл эпизодические роли. В мелодраме «Однажды двадцать лет спустя» зрители узнали драматурга в образе одноклассника главной героини, а в комедии «На Дерибасовской…» — в роли мафиози.

Лента стала последней в фильмографии Леонида Гайдая, к творчеству которого Инин испытывает особый трепет. По словам прозаика, в дни рождения и смерти режиссера по сложившейся традиции он вместе с Дмитрием Харатьяном посещает могилу Гайдая.

Обширна и библиография писателя, в которой более 30 изданных книг. Среди них читатели выделяют юмористическую энциклопедию «Женщина от А до Я», увидевшую свет в 2005 году.

Писатель Аркадий Инин

Творческие вечера и концерты юмориста и прозаика собирают аншлаги. В апреле 2018 года в арт-кафе «Вишневый сад» состоялся творческий вечер Инина, где он поделился со зрителями воспоминаниями о знаменитых современниках, представил новые произведения и рассказал о юморе в кинематографе.

Драматург известен активной общественной позицией. Не скрывает отрицательного отношения к гей-парадам и называет советский строй наиболее эффективным, хотя и не идеальным. Критикует Михаила Горбачева за развал СССР, поддерживает присоединение Крымского полуострова к РФ и самопровозглашенные республики на востоке Украины.

Ответы психологов

Мама любит меня, но как-то по-своему…

Здравствуйте. У меня такая проблема. Мама любит меня, но как-то по своему, мне кажется, что не принимает, критикует и не поддерживает никогда, не хвалит, срывается и кричит

Сестру же принимает такой какая есть, очень ценит любое внимание (та безразлична и живёт своей жизнью, но пользуется мамой когда удобно. )

Мой муж стал запрещать мне общаться с ними, потому что видит как я страдаю, говорит так: «иди иди к ним, открой душу и тебе снова туда плюнут». Мне сложно, но мне кажется я готова уже не общаться с ними, но это как-то неправильно, будто я убегаю от проблем. Есть сильная обида.

Отвечает психолог: Турбовская Дина Михайловна

Подробнее

Обещает, но не женится: нужны ли мне такие отношения?

Как справится с трудностями в жизни? И понять нужны ли такие отношения? Вместе с молодым человеком уже 3 года, знаем друг друга еще с самой школы. Отношения долгие и каждый раз когда он обещает жениться, через время он собирает вещи и уходит и полностью меня игнорирует, вообще никак не идет на контакт. Через время появляется и выясняется, что были все время разные оправдания, не хотел быть счастливым и поэтому лучше быть одному, не могу дать что ты хочешь, кажется в ловушке и не выпускают — вот были такие.

Отвечает психолог: Инина Мария Владимировна

Подробнее

Меня все унижают. Что делать?

Что делать, в семье я самая младшая и меня все унижают, я все время сижу в своей комнате потому что если выйду на меня снова начнут орать или же унижать. все шутят и думают что им смешно, а мне нет!
Евгения.

Отвечает психолог: Инина Наталия Владимировна

Подробнее

Подруга переехала в другую страну: не знаю, как смириться

Переехала подруга, не знаю как смириться. Я подросток. Подруга моего возраста: Эмилия. Переехала в другую страну. Очень ее люблю. Не люблю свой класс, т.к. Сама была новенькой и не успела к ним привыкнуть. Есть мальчик, с которым я постоянно ссорюсь. Она меня поддерживала. Единственная с кем я была открытой. Ее переезд полностью сломал меня. Как будто я осталась одна. Из за этого у меня депрессия, не могу смириться…

Амелия

Отвечает психолог: Плужникова Анна Викторовна

Подробнее

Как справиться с отчаянием, страхом, потерей смысла жизни

Как справиться с отчаянием, страхом, потерей смысла жизни? Мне страшно каждую минуту, которую я остаюсь наедине с собой. Пустота, страх, отчаяние… Тревога. Осознание глобальной неправильности всей прожитой жизни, отчаяние от невозможности исправить, страх делать любое дальнейшее движение, чтобы опять не совершить ошибку… Помогите, если можете…

Любовь.

Отвечает психолог: Инина Наталия Владимировна

Подробнее

Перинатальная психология и семейная терапия

Мария Евгеньевна Блох, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, соруководитель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология и психотерапия» Института «Иматон», представила лекцию «Беременность и ковидный стресс: некоторые результаты исследования специфики переживаний беременных женщин в период пандемии». Мария Евгеньевна рассказала, о чем беспокоились беременные женщины в России во время пандемии:

«Мы посмотрели выраженность беспокойств среди наших женщин. На первом месте — изменения в системе здравоохранения: сможет ли она получить помощь, какого качества. На втором месте — здоровье близких. На третьем — политическая ситуация в стране, ни в одном зарубежном исследовании это беспокойство беременные женщины не выделяли. Далее — беспокойство о материальном положении, сама ситуация социальной изоляции. Собственное здоровье и здоровье будущего ребенка — на самом последнем месте. Почему происходит такое смещение? Смещение беспокойства на другие сферы как некое избегание наиболее значимого».

С интерактивной лекцией «Влияние информационно-коммуникационной революции на взаимоотношения поколений в современной России» выступил Игорь Валериевич Добряков, кандидат медицинских наук, врач-психиатр, врач-психотерапевт, врач-сексолог, клинический психолог, заведующий кафедрой перинатальной психологии, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология и психотерапия» Института «Иматон». Игорь Валериевич объяснил:

«У миллениалов сформировались экстраординарные устойчивые значимые межпоколенческие различия, выходящие за рамки обычных противоречий поколений отцов и детей. Возникновение разлома не связано непосредственно с радикальными политическими, экономическими преобразованиями, а вызвано информационно-коммуникационной революцией, формирующей поколения с другими способами восприятия, мышления, с иными поведенческими практиками».

Как семье преодолеть кризис с помощью системного семейного консультирования и чем помогут знания об истории рода, рассказала Екатерина Юрьевна Уголева, семейный терапевт, заведующая кафедрой семейного консультирования и психотерапии, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Семейное психологическое консультирование: системный подход» Института практической психологии «Иматон», во время мастерской «Семейные драмы современников в ракурсе трансгенерационных проблем».

Мастерская «Семейные драмы современников в ракурсе трансгенерационных проблем», ведущая: Екатерина Юрьевна Уголева

Супервизия и балинтовские группы

На Саммите психологов специалисты обсудили, как важно для профессионального развития и собственного ресурсного состояния делиться переживаниями в кругу коллег. Юлия Владимировна Щукина, супервизор Московской службы психологической помощи населению, ведущий балинтовских групп, старший преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, супервизор и преподаватель Ассоциации понимающей психотерапии, и Светлана Александровна Егорова, психолог и супервизор Московской службы психологической помощи населению, клинический психолог, психоаналитический терапевт, сертифицированный руководитель балинтовских групп, действительный член и аккредитованный личный терапевт международного уровня Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, вместе с участниками мастер-класса исследовали возможности неклассических моделей балинтовской группы для работы со специалистами социальных учреждений

Анжела Албертовна Авагимян, сертифицированный психолог-консультант, сертифицированный супервизор-руководитель балинтовских групп, президент Балинтовского общества в г. Москве, представила мастер-класс «Балинтовская группа как инструмент профилактики профессионального выгорания специалистов помогающих профессий». Анжела Албертовна подчеркнула, что балинтовская группа предоставляет безопасное и надежное пространство, где специалисты могут сказать: «Меня бесит этот пациент / клиент», «Я влюблена в этого пациента», «Меня держит, не отпускает этот пациент, я возвращаюсь к нему мысленно» и многое другое, ведь в балинтовской группе нет места советам, оценке и тем более обесцениванию.

Что такое психология и нужна ли она христианину

Моя область исследований — клиническая психология, психология личности, философия психологии.

Отношение к психологии и психологам в храмах и в православном мире в целом двойственное и довольно настороженное. И это можно понять. Действительно, если вы зайдете в любой книжный магазин, найдете отдел с надписью «психология», то вы увидите, что стеллажи забиты литературой о том, как выйти замуж, как уйти из замужества и т.п. И все это называется психологией. Естественно, ревностно верующий человек оттуда сразу уйдет, так и не дойдя до последнего шкафа, в котором скромно лежат книги по психологии внимания, психологии памяти, по общей психологии и т.д. И этот печальный современный контекст с неизбежностью влияет на отношение к психологии: преподавать ли ее в духовных заведениях или не преподавать.

Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Сразу следует сказать, что такое отношение к психологии — одно из последствий той катастрофы, которая произошла в нашей стране в 1917 году, которая длилась три четверти века. Психология в духовных учреждениях была в качестве учебного предмета всегда, начиная с Киево-Могилянской Академии. Первый учебник по психологии в России написал дьякон Кондорский, который позднее стал иереем, а затем и протоиереем. Это была часть образования, в том числе и духовного образования. Психология имеет свои истоки именно в духовных учреждениях. Конечно, это была психология не о том, как заработать миллионы. Она опиралась на учение Церкви, на ее догматы.

Процитирую вам немецкого психолога Германа Эбингауза: «У психологии давнее прошлое и короткая история». Это значит, что психология была всегда, потому что всегда люди интересовались другими людьми, всегда им было интересно, почему один вспыльчивый, а до другого не достучишься, почему с людьми что-то происходит, как люди видят, как они измеряют расстояние и т.д. Всюду есть психология.

Меняются представления о времени, меняются представления о восприятии. Но и это тоже связано с психологией.

Мы с вами находимся в великолепном архитектурном комплексе. Изначально он был построен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым. Казаков так переживал то, что здание Московского Университета сгорело во время войны 1812 года, что это стало одной из причин его смерти. Потом появился Доминико Жилярди, стал все это строить заново. Современные архитекторы, которые восстанавливали решетчатое ограждение здания, поставили неправильную конструкцию и нарушили пропорцию, потому что решетка должна быть ниже, она не должна загораживать величественность здания. Они нарушили не только архитектурную пропорцию, но и психологическую, потому что если вы хотите, чтобы здание выглядело высоким, надо снизить высоту ограждения. Эти многочисленные тонкости относятся к тому аппарату, который называется психикой.

Кем дана нам психика? Дана она нам Самим Господом Богом. Это уникальный аппарат, который ничем нельзя заменить. Он дает нам возможность творить чудеса внутри нас. Если человек станет в конце комнаты, то по идее в моем мозгу он должен отражаться маленьким, а тот человек, который стоит передо мной, должен отражаться большим. Тем не менее, я сразу увижу, что человек вдалеке высокий. Для того, чтобы объяснить это маленькое чудо, которое называется константностью восприятия, я должен рассказать вам о работе множества физиологических, психологических и иных механизмов. Мы — обладатели очень богатого психического аппарата, который позволяет нам запоминать, видеть, причем, именно то, что надо видеть и слышать. Весь мир построен под человека.

Есть замечательное выражение у митрополита Антония Сурожского: «Наука есть познание Творца путем познания Его творения». Это очень точные слова, в том числе относящиеся и к психологии.

Разные подходы

Существуют разные подходы. К примеру, психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда, который считал, что подсознательное — это некий резервуар, в который мы сбрасываем тот негативный опыт обстоятельств и чувств, с которым не в состоянии взаимодействовать.

Наталья Инина. Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир

Другие психологи, например, Карл Густав Юнг, считали, что бессознательное наоборот некое глубинное пространство, в какой-то степени связанное с душой, которое человек не осознает не потому, что он не хочет осознавать, а потому что он просто не имеет навыка и опыта это делать. С точки зрения Юнга, идея Фрейда относительно максимального осознавания своего бессознательного является утопией. Он считал, что человек никогда не сможет полностью осознать бессознательные слои психики, но он должен учиться взаимодействовать с этими глубинными структурами, и именно это позволить ему обрести свою целостность, свою личность.

В этом плане мы можем выйти из психологического контекста в контекст жизни верующего человека. Часто мы сталкиваемся с подобным феноменом: мы приходим на исповедь и говорим одно и то же, можем говорить об этом годами, при этом искренне пытаемся что-то изменить, но ничего не получается. Или получается все настолько мало и медленно, что руки опускаются.

Когда мы с профессором Братусем читаем лекции в Московской духовной Академии на курсах повышения квалификации московских клириков мы говорим об этом. У священников схожие наблюдения, они тоже часто наблюдают этот сложный и печальный феномен.

Сейчас издательство Сретенского монастыря выпускает серию книг схиархимандрита Гавриила Бунге. Выпущены книги про гнев, про чревоугодие, про уныние. Автор опирается на учение монаха-пустынника Евагрия Понтийского (IV век н.э.), которого называет классиком христианской психотерапии. В этих книгах, в частности, говорится, что страсти паразитируют на человеческих инстинктах, импульсах, не интегрированных в сознание. Не осознаваемые инстинкты, черты характера начинают восприниматься человеком как нечто объективное и в результате начинают им управлять. Если мы начинаем понимать, что происходит с нами, чем мы мотивированы, что нас побуждает так или иначе поступать, если мы начинаем понимать глубинные причины, побуждающие нас к определенному поведению, то мы начинаем становиться субъектом, а не объектом собственной жизни.

Держите курс туда, где призваны быть

Некоторые психологи в качестве метода борьбы предлагают техники по «обману мозга». Звучит это так: «если вам не хватает силы воли сделать запланированное, делайте маленькие шажки, маленькие действия, которые не требуют много времени; сделать их пару пустяков, но они вводят мозг в заблуждение и позволяют мозгу формировать новые прочные привычки… Пишите письменные приказы, делайте отрывные блокноты с делами…» Эти методы работают? Что сам человек может сделать, если понимает, что дошел до ручки?

— Мой интерес к глубинной жизни личности ни в коей мере не отменяет важности работы с тем, что видим на поверхности. Я имею ввиду привычки, навыки, стереотипы поведения

Человек в течение всей жизни постепенно обретает определенный устоявшийся набор навыков, умений, привычек. В огромной степени это процесс научения.

И, вполне естественно, мы можем негативные, нездоровые навыки постепенно и целенаправленно заменить на более здоровые, продуктивные. Методы аутотренинга здесь действительно уместны. На подсознательном уровне мы задаем определенные установки, которые постепенно начинают влиять на наше поведение, поворачивая его в нужную сторону.

Но есть опасность, которая практика только подтверждает. Люди не замечают, как «подсаживаются» на подобные психологические техники.

Я написала об этом в статье, где полемизировала с представителями позитивной психологии. Представьте себе корабль, руль которого мы поворачиваем все время в одну сторону – внушаем себе определенные установки, ориентированные на успех, повышение организованности, эффективности. Занимаемся этаким самоусовершенствованием. Что же будет с кораблем?

Корабль начнет двигаться по кругу, вокруг собственной оси. Так и человек, бесконечно углубленный и увлеченный теми или иными психологическими приемами, постоянно внушающий себе, что с «каждым днем он становится все более…» (список этот у каждого свой), начинает кружиться вокруг собственной оси. Но вот ведь парадокс: поворот руля в другую сторону – постоянное самокопание, выискивание причин и истоков, бесконечное анализирование последствий тоже предполагает кружение по кругу, правда, в другую сторону.

Мне кажется, стоит спросить себя – капитана корабля – куда держим путь? Где наши смыслы, ценности, устремления, ради которых вообще-то корабль был спущен на воду? И тогда задачей человека будет удержание курса корабля своей жизни вперед. Конечно, нам приходится крутить этот руль то влево, то вправо. Но делаем это лишь с одной целью: удержать его в том направлении, где нас еще нет, где мы призваны быть. Эта цель бьет по нашим эгоцентрическим невротическим установкам, помогая их преодолеть.

И в этом свете прокрастинация ни что иное, как плата за наш эгоцентризм.

Чем больше человек погружен в себя, чем больше он носится с собой, тем сильнее и очевиднее становятся его невротические проблемы.

Помните «Письма Баламута» Льюиса, в которых Баламут, опытный бес, дает советы маленькому бесенку Гнусику по поводу того, как удержать человеческую душу в плену и не выпустить навстречу Богу? Главный его совет какой? Ни в коем случае не допустить встречи человека с реальностью жизни, с настоящим мгновением, в котором рождается подлинное ощущение жизни и благодарность Богу за нее. Пусть лучше он все время сокрушается о прошлом и тревожится о будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector