«поучение владимира мономаха» краткое содержание повести мономаха
Содержание:
- Поучение Владимира Мономаха краткое содержание
- Краткое содержание
- Краткое содержание и анализ
- Краткое содержание произведения
- Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент
- Родовое дерево Мономаха
- Москва – Третий Рим
- Русь и Византия
- Главные постулаты
- Внешняя политика Владимира Мономаха
- Москва – Третий Рим
- О произведении «Поучение детям»
- Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
- Заповеди Мономаха своим детям
Поучение Владимира Мономаха краткое содержание
Повесть «Поучение Владимира Мономаха» Мономаха по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как « «Поучение детям». Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.
Главные герои Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям. Краткое содержание В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать. Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.
Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.
По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям
Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.
В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».
Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.
Заключение Сказание, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь. После ознакомления с кратким пересказом «Поучение Владимира Мономаха» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Краткое содержание
В начале послания князь призывает всех, кто прочтёт его «грамотку», не смеяться, а воспринимать её серьёзно, взять её за основу и усердно трудиться. Владимир убеждён, что главное – иметь в сердце страх к Богу. Именно он является истоком всякого добра на земле. Также князь призывает не скупиться на милостыню.
Братья князя прислали к нему послов с предложением вместе выступить против Ростиславовичей, но он отказался присоединиться к ним. Чтобы успокоиться, он открыл Псалтырь и начал читать его. В это время он решил оформить свои мысли в виде послания детям своим и всем потомкам.
В своём обращении князь Владимир призывает молодёжь беречь чистую душу, меньше говорить и никогда не нарушать «слово Господне». С особым почтением следует относиться к мудрым старцам, прислушиваться к их мнению. Со своими же сверстниками нужно держаться благожелательно, избегая высокомерия или «лукавства». Во время еды вести себя скромно, не шуметь в разговоре, стараться не смеяться громко.
От плохих компаний следует держаться подальше, как и от распущенных женщин. Нужно стремиться быть полезным для общества, помогать попавшим в беду, и тогда человек будет вознаграждён Всевышним. Только имея «чистые помыслы» можно совершать хорошие поступки. Необходимо поддерживать справедливость в отношении всех людей, но особенно сирот и вдов.
Вредны месть и злопамятность, нельзя отвечать злом на зло. Умение прощать и терпеть все ниспосланные испытания – это хорошие качества
По мнению князя, остаться безгрешным не может ни один человек, поэтому важно вовремя покаяться и очиститься. Всевышний обещал простить грехи тому, кто искренне попросит Его об этом
Владимир призывает потомков бороться с ленью. Только труд помогает человеку добиться одобрения Всевышнего. Ни монашество, ни затворничество, ни отказ от еды и питья не приблизят к Богу так, как добрые дела.
Далее правитель перечисляет все милости, посланные Богом человечеству. Он создал свет и тьму, небесные тела, животных и растения. Человек должен быть благодарен Господу и постоянно возносить за это хвалу. Молитва приближает людей к Богу и отдаляет от дьявола, она также очищает душу от прегрешений.
Отдельно Владимир обращается к тем из потомков, кому доведётся стать правителем. Он призывает их не злоупотреблять властью и не прибегать к казни. Даже если осуждённый будет виноват, Владимир просит не убивать, не лишать человека души, данной ему Богом. Клясться Богом тоже не нужно, даже если говорящий говорит правду или благое, можно обойтись без клятв. Князь советует не давать пустые обещания. Если же обещал что-то, нужно во что бы то ни стало выполнить обещанное.
Князь призывает потомков соблюдать все традиционные обычаи: больного нужно проведать, покойника достойно проводить. При встрече люди должны приветствовать друг друга. К жене следует проявлять должное уважение, не выходящее за определённые границы.
Завершая послание, мудрый Владимир Всеволодович напоминает о смертности души. Человек не живёт вечно, и поэтому он должен заботиться о душе, совершать только хорошие поступки.
- https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/3336-pouchenie-vladimira-monomaha.html
- https://obrazovaka.ru/books/monomah/pouchenie-vladimira-monomaha
- https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/pouchenie-vladimira-monomaha.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/pouchenie-vladimira-monomaha
- https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-poucheniya-vladimira-monomaxa.html
Краткое содержание и анализ
Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.
Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:
- Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
- Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
- Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
- Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
- Не лениться и остерегаться лжи
По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.
Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.
В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек
Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое»
В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.
Краткое содержание произведения
Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.
Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.
Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:
- уважать старших;
- быть благожелательным к младшим и ровесникам;
- избегать плохих компаний;
- стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
- жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
- соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
- во время междоусобиц всегда быть с оружием;
- следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
- любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.
Произведение представляет собой описание жизни киевского князя Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.
Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно. Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело. Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.
Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.
Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент
В одном фрагменте Владимир Мономах подробно расписывает, как он начал в тринадцать лет свою самостоятельную жизнь. Он насчитал 83 похода – точное количество не упомнить. Мономах пишет, как 19 раз заключал перемирие с половцами и более сотни вождей выпустил из плена, а убил их около 200. Почти 100 раз он ездил из Чернигова в Киев к отцу. Написал он и о ловле животных: как подстерегал диких коней, охотился на медведя, лося, тура. Он не оставлял все на хозяйстве у слуг, сам всем собственноручно занимался, покоя себе не давал и постоянно был чем-то занят.
В самом конце Мономах просил детей всегда творить добрые дела, не бояться ни войны, ни зверя, но делать свое дело, как Бог даст. Человека от смерти ни отец, ни братья спасти не смогут, поэтому молитесь и делайте добрые дела, так как Божья охрана будет лучше человеческой.
Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха показывает, как правильно и мудро Великий русский князь относился к учению Христову, как он заботился, чтобы все было по правде, по добру и справедливости. Он своим примером показал все это, чтобы его потомкам не было за него стыдно. Свои княжеские обязанности он старался исполнять не на страх, а на совесть.
Родовое дерево Мономаха
Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.
Генеалогия Мономаха представляет его как:
- внука Ярослава Мудрого;
- сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
- потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.
Детство и юношество
Мономах переводится как «единоборец».
Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:
- с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
- юношей победил богатыря из Кафы;
- в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.
Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера. В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.
Великое княжение
В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.
В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:
- половцы;
- торки;
- братья-рюриковичи.
Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве. Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью. Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.
Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:
- договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
- съезд в Любиче в 1097;
- изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.
Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи
В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно. Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха
Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя
В главе Русской земли соединялось два начала:
- светское;
- духовное.
Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах. Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов. Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида. Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет». Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II. Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.
Москва – Третий Рим
Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим – Москва – Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.
«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.
Русь и Византия
Слава Киевского князя распространилась далеко за пределами его владений. Император Византии, узнав, что Русь готовится к большому походу на Константинополь, в страхе предпочел отправить в Киев послов с богатыми дарами.
Они вручили русскому князю бармы (широкий воротник или оплечье), расшитые самоцветами, животворящий крест и сердоликовую чашу. Однако самым ценным даром, привезенным послами, был венец византийских басилевсов. Таким образом Константинополь признавал князя Владимира достойным носить императорские регалии. С тех пор шапкой Мономаха венчались все великие русские князья и цари.
Главные постулаты
Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.
Также правитель отмечал необходимость осуществления молитв. В завещании Мономаха прослеживается и более древний мотив
Заметно, что особую важность для правителя имело почитание гостя. Издавна существовал неписаный кодекс, по которому принятие гостя в доме было обязательным вне зависимости от времени и условий быта
Единственно допустимым условием встречи незнакомого человека было сказочное «накормить, напоить и спать уложить».
Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.
Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к данным там мудрым советам. Пронесшиеся по Руси татаро-монгольские войска победили отдалившихся друг от друга князей, установив на столетия собственное правление.
Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.
Внешняя политика Владимира Мономаха
Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов:
На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге, на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.
Налаживание дружеских отношений с другими странами:
- с 1122г. — восстановились дружеские отношения с Византией
- продолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.
Москва – Третий Рим
Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим – Москва – Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.
«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.
О произведении «Поучение детям»
Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.
В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.
Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.
В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.
При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.
Заповеди Мономаха своим детям
Огромную надежду подавала вера, основанная на православии. Князь прожил 72 года. Когда одна из трех частей письма увидела свет, он прошел тернистый, порой опасный путь. Повелитель Руси благодарит за свою жизнь Господа и призывает потомков жить, как он, а других судить по закону Божьему.
Жанр, структура, стилистика древней книги Руси
Поучение как жанр древнерусской литературы имеет дидактический характер.
Структура труда Мономаха имеет три фазы:
- Завещание детям.
- Частичная автобиография.
- Письмо к князю Олегу Святославличу.
Стиль автора Поучения соответствует традиции наставлений, идеализирующих древнерусского христианина. А живая речь, переплетающая личное и общечеловеческое, признана гениальным откровением . Называя себя «худым», Величайший правитель Руси демонстрирует смирение перед памятью предков. Толкование многих фраз «Поучения» дают Куприн, Погодин и др
Например, смысл выражения «седя на санех…» объяснен, как благодарность Всевышнему за прожитую жизнь, понимание важности передачи опыта
Сюжетно-композиционные элементы «Поучения»:
- В качестве экспозиции описан инцидент с заговором братьев.
- Основу завязки составили ссылки на Псалмы.
- Кульминационно звучали истории личного спасения.
- Главная интрига — и она же финишная часть — заключалась в советах быть мужественными, не убегать от судьбы, довериться Богу.
- По стилистике труд Мономаха представляет единое композиционное целое.
- Изобилуя народной речью, он удивляет яркими метафорами и эпитетами.
История и содержание первой части послания
Причиной послания, как свидетельствует сам автор, стала попытка сговора внуков Ярослава Мудрого против Ростиславичей из Галицкой династии. Свой отказ заговорщикам древнерусский князь-писатель мотивировал обетом «крестнаго цѣлованія». Чтобы найти подтверждение верности избранного пути, Мономах читает откровения из Псалтыря. Он открывает его на случайной странице. Надо сказать, что и сегодня многие для ответа на животрепещущие вопросы жизни пользуются этим пращуровским методом.
Псалтырь подсказывал:
- уповать на Всевышнего;
- быть кроткими;
- стремиться к праведности.
Поэтому Владимир верил, что «меч нечестивых поразит их сердце», а чистого человека жизнь помилует. Вспоминая отца русской церкви Василия Великого, Владимир передает его христианские заповеди.
Автобиографические примеры в поучении Владимира Мономаха
Во второй части древнего исторического документа – рассказ о жизни самого автора. Дата создания этого творения приходится на активную фазу жизни Мономаха. Будучи трудоголиком, вставая до рассвета солнца, глава государства Русь призывает своих детей к такому же ритму жизни и к ответственной службе отчизне.
Причиной смерти души и тела, как добропорядочный человек и семьянин, он называет:
- ложь;
- пьянство;
- разврат.
Совет «учиться» выделен в письме особенной строкой. В пример он ставит отца своего, разговаривавшего на пяти языках. Из «Поучения» узнаем, что у Владимира было 83 больших похода, после которых соперники более 20-ти раз просили у него мира. Кульминационно звучит призыв быть мужественными и не бояться судьбы.
Письмо Мономаха к Олегу Святославличу
Владимир и Олег были двоюродными братьями. 1096 — год их междоусобицы под Стародубом — закончился изгнанием Олега из Чернигова. В следующей битве под Муромом был убит сын Мономаха – Изяслав. Дети Мономаха не желали кровной мести и предлагали Олегу мир, но тот отказывался. Только после череды неудачных сражений Олег пошел на согласие. В те времена письма князей назывались грамотами. Одной из таких грамот в описанный период и было «Письмо к Олегу Святославовичу». С моральной точки зрения грамота несет наивысшие гуманистические ценности, так как победитель проявляет терпимость, прощение, любовь к побежденному.