Как хоронят священников

Таблица: стоимость панихиды к церкви и на могиле

Сама по себе служба проводится бесплатно. Однако церковь существует на пожертвования. Душе человека тоже необходимо учиться отдавать. В качестве жертвы при этом рассматривается небольшая сумма. Ее необходимо оставить у свечницы, ей родственники передают принесенную записку. В каждом храме есть общепринятая величина пожертвований, но это не жестко ограниченная сумма. Прихожане могут выделять средства по своему усмотрению.

Вид молебна, богослужения Величина пожертвования, руб.
Поминание по записке от 10
Сорокоуст от 90
Заупокойная панихида от 300 до 500

Причем стоимость службы при проведении в храме, на кладбище одинаковая.

Особенности церемонии захоронения монахов

Обретение вечного покоя обитателями монастырей – особая церемония, из-за чего она имеет специфические правила и традиции. Монахи через земной путь пытаются обрести вечное расположение Бога, блаженство и попасть в рай. Поэтому после кончины отшельников стараются похоронить как можно скорее, часто – прямо в день смерти. Такая традиция появилась из-за поверия, что таким образом душа инока как можно скорее попадет к Господу.

Также, как правило, во время похорон лик монаха накрыт, лица усопшего не видно. Такая традиция исходит своими истоками еще к погребению Иисуса Христа. Дело в том, что помимо плащаницы, которая укрывала тело Христа, его лицо было накрыто сударём, то есть платком, который был предназначен для утирания пота с лица.

Символизирует такой обряд накрывания лика усопшего пеленою добровольный уход монаха из земного мира в вечный мир Бога. Существует и другое объяснение такой традиции. В момент похорон лицо умершего обращено непосредственно к Творцу, посему оно и закрыто от людей – обитателей земного мира.

Помимо этого, по истечению некоторого периода, чаще всего – нескольких лет, тело монаха может выкапываться обратно, а очистившиеся от плоти мощи могут быть помещены в пещеры или костницы.

Особенности похорон священнослужителей

В погребении священнослужителей есть еще несколько мелких нюансов

В частности, в гроб к священнику нельзя класть его ордена, медали и иные награды – причем неважно, светские они или церковные. В гроб некоторых священнослужителей кладутся потиры – те сосуды, что используются для освящения вина и принятии Святого Причастия, – но при этом в гроб покойного иерея потир не кладут.  Кроме того, если священник получал отстранение от службы при жизни, то в его богослужебной одежде его хоронят лишь в том случае, если это разрешит архиерей.

19 Февраля 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Христианский крест

Мощи святых в Москве

Православный похоронный обряд

Таинство крещения в православии

Ритуал крещения в христианском мире позволяет человеку перевоплотиться, и уйти из греховной жизни в духовную. Входя в Божий Дом человек приобретает новое имя, под которым он и является духовно рожденным. Крещение – это не просто обряд или процедура, это Таинство, при котором укрепляется связь с Богом, увеличивается вера человека, дающая надежду на отпущение грехов после смерти.

Таинство крещения проводится в православной церкви, иногда на дому. Зачастую родители сами принимают решение за ребенка и проводят его крещение в младенческом возрасте. Решение человека остаться некрещенным, считается, как отречение от православия, но подобный выбор не является греховным. Просто человек после смерти не может рассчитывать на милость Господа, и ему не найдется места в его Царствии. Православная церковь не принимает некрещенных, и по-особенному относится к ним после смерти.

«Может быть, мы не его похоронили?»

Эта бабушка очень хотела быть похоронена рядом со своей сестрой. Хотела, чтобы ее отпели. Она не желала кремации, поскольку верующий человек. Ее последняя воля нарушена.

В крематории нас батюшка не дождался, ушел, а мы хотели, чтобы он отпел. Сейчас в крематориях священники проводят отпевание при закрытых гробах. 

Священнослужители, умершие во время эпидемии Covid-19. Список памяти

Девушка, которая вела церемонию, сказала: «К сожалению, вы не можете попрощаться, мы не имеем права открыть гроб. Для нас самих это тяжело. Перед нами проходит очень много людей, которые прощаются при закрытом гробе, не могут поцеловать, обнять своих близких. К сожалению, мы в таких условиях».

Мама и брат подошли, потрогали крышку гроба — конечно, это все ужасно, потому что действительно не видишь человека, которого ты провожаешь. Там была женщина, которая встала на колени перед санитарами, чтобы открыли гроб с ее мужем. Они ее аккуратно подняли: «Мы не можем, у нас инструкция, приказ. Пожалуйста, простите нас». Они просили прощения.

Женщина потом все время повторяла: «Может быть, это не он, может быть, это какая-то ошибка? Может быть, мы не его похоронили? Он был здоров. Какой COVID? У него ничего не было, никакого COVID. Как же так? У него просто болело сердце, его с инфарктом увезли, при чем здесь COVID? Наверное, они ошиблись, а он так и лежит в реанимации, мы другого человека похоронили». 

Санитары вообще прекрасные люди. Очень уставшие, но тактичные, для каждого находят правильные и нужные слова. Понимают, в каком жесточайшем стрессе люди. Они видели, в каком состоянии моя подруга и ее мама: «Давайте мы вам капельки дадим успокоительные. Вы понимаете, такая ситуация». 

Священник рассказал, почему снятся умершие родственники

На вопросы отвечает протоиерей Олег Кириченко, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области.

? Как правильно нужно обращаться к священнику в церкви: батюшка, святой отец или ваше преосвященство?

«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, через которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слова «отец» добавляют имя, например, «отец Сергий». Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти. К архиереям, как к лицам, облеченным церковной властью, – епископам, митрополитам, патриарху – нужно обращаться «Владыка».

Существует также официальное обращение к священнослужителю. Иереев в этом случае следует именовать «Ваше Преподобие», протоиереев – «Ваше Высокопреподобие», епископов – «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов – «Ваше Высокопреосвященство», патриарха – «Ваше Святейшество». При письменном обращении все слова пишутся здесь с прописной буквы.

? Очень часто мне снятся мои умершие родственники. В одном сне мы можем поплакать (они умерли несколько лет назад и чувство разлуки до сих пор ощущается в душе), а в другом сне, наоборот, почему-то ругаемся. Как относиться к таким снам? Может, усопшие тем самым хотят сказать, чтобы я за них помолился?

Человеческий сон до сих пор полностью не изучен. Поэтому получить ответ на вопрос, почему или к чему снятся умершие люди, не так просто. Существует несколько объяснений этому явлению. Если рассматривать сон как душевную составляющую личности, то явления умерших во сне могут быть проекцией человеческих эмоций живых людей, памятью об усопшем. Некоторые люди считают сновидения с усопшими конкретными явлениями умершей человеческой личности. Однако очень редко православие может рассматривать это как утвердительный факт. Дело в том, что человеческая душа после смерти уже не существует в нашем материальном мире. Поэтому весьма спорно личностное явление души во сне, хотя иногда и имеет место явление в ночных видениях святых, Богородицы или ангелов. Однако это уже другой вопрос. Так что же делать православному человеку, если ему снятся умершие? Церковь дает однозначный ответ на вопрос.

Явления во сне умерших людей являются побуждением к более сильной молитве за усопших. Вполне возможно, что в этом проявляется сама потребность человеческой души живого человека. Можно рассматривать это явление как напоминание живому человеку о религиозном долге молитвы за усопших, исполненном любовью к нашим умершим близким.

После того, как приснится умерший человек, православная Церковь советует дома помолиться об упокоении души усопшего. Можно почитать специальный канон об усопших, прочесть акафист за единоумершего, спеть заупокойную литию. Все эти чинопоследования можно найти в православных молитвословах. Если есть возможность, дома можно прочесть псалтирь за усопшего.

Также необходимо заказать поминовение приснившегося умершего в храме, если последний был крещен. Следует заказать панихиду в память об умершем, поставить свечу об упокоении души последнего. Также Церковь советует заказать поминовение усопшего на литургии, оформить сорокоуст за усопшего.

В случае если приснившийся усопший не был крещен, то за последнего следует хорошо помолиться келейно (дома).

? Слышала, что женщинам во время критических дней в церковь ходить не то чтобы нельзя, но нежелательно. Хотелось бы услышать ваше мнение, действительно ли это так?

В наши дни, когда для женщин существует огромное количество разнообразных гигиенических средств, ограничение на посещение храма в данный период практически не действует. Женщины могут ходить в церковь даже в то время, когда у них критические дни. Однако тогда им нельзя принимать участие в церковных таинствах: исповеди, причастии, миропомазании, крещении и т. д. Нельзя прикасаться к святыням. Прежде всего это связано с моральными представлениями о чистоте. Это относится как к физической чистоте, так и к духовной. Во время исповеди человек очищается. Поэтому чистым должно быть и его тело.

Что можно и что нельзя класть в гроб некрещенному?

В данному случае правила для крещенных и некрещенных одинаковы. Запрещается помещать в гроб покойнику:

  • Фотографии живых людей.
  • Личные вещи знакомых и родственников.
  • Нельзя облачать покойника в одежду живых родственников. Если нет возможности купить одежду для покойника, Вы можете заказать погребальный наряд в ритуальном агентстве.
  • Не рекомендуется хоронить покойника с живыми цветами внутри гроба.
  • Укладывать иконы, кресты и прочую православную атрибутику.

В гроб покойнику можно положить только его личные вещи, и те предметы, которые ему были дороги. К таким относятся: расческа, часы, носовой платок, любимая книга. Если предстоит кремация, класть в гроб металлические предметы запрещено.

Чем отпе­ва­ние отли­ча­ется от “обык­но­вен­ной” молитвы за усоп­шего?

В наше время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с недо­уме­нием: если Бог слышит и отве­чает на наши молитвы вообще, то конечно же, отве­чает и на молитвы об усоп­ших; для чего же тогда суще­ствует чин отпе­ва­ния? неужели Богу недо­ста­точно “про­стых” молитв?

След­ствием недо­по­ни­ма­ния смысла и важ­но­сти отпе­ва­ния умер­ших явля­ется то, что многие отно­сятся к этому дей­ству всего лишь как к фор­маль­ному, ста­рин­ному, народ­ному обряду, не более зна­чи­мому, чем, напри­мер, поми­наль­ное засто­лье или обычай бро­сать мелочь в могилы.

Другие, напро­тив, под­хо­дят к этому дей­ствию меха­ни­че­ски или маги­че­ски, пола­гая, что коль скоро отпе­ва­ние совер­шено, то усоп­ший авто­ма­ти­че­ски удо­сто­ится высших Небес­ных Даров.

В дей­стви­тель­но­сти ни первое, ни второе суж­де­ние не отве­чает под­лин­ному харак­теру и целям хри­сти­ан­ского отпе­ва­ния.

Отпе­ва­ние вклю­чает в себя после­до­ва­тель­ный ряд сим­во­ли­че­ских дей­ствий и молитв. Во время отпе­ва­ния чита­ются псалмы, Апо­стол, Еван­ге­лие.

Это помо­гает участ­ни­кам таин­ства лучше настро­иться на молит­вен­ный лад, спо­соб­ствует более искрен­нему, сосре­до­то­чен­ному, напря­жен­ному моле­нию. Этому же спо­соб­ствует и при­сут­ствие (перед собрав­ши­мися род­ными, близ­кими, зна­ко­мыми…) гроба с телом покой­ного.

В отли­чие от част­ных молитв, молитвы при отпе­ва­нии, под­ра­зу­ме­ва­ю­щем мно­же­ство про­ща­ю­щихся (про­во­жа­ю­щих), носят собор­ный харак­тер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Хри­стово, там Он посреди них (Мф.18:20).

В знак того, что почив­ший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кла­дется святая икона. Это — символ и зна­ме­ние того, что он пре­бы­вает под покро­вом Христа. Такое же смыс­ло­вое зна­че­ние имеет покры­тие тела покой­ного белым покро­вом — сава­ном. Опять же, белый цвет ассо­ци­и­ру­ется со светом Хри­сто­вым, нрав­ствен­ной чисто­той. Бумаж­ный венчик, рас­по­ла­га­е­мый на голове почив­шего, сим­во­ли­зи­рует венец воина Хри­стова.

Всё это вкупе бла­го­при­ятно отра­жа­ется на участи усоп­шего, в том числе ска­зы­ва­ется во время про­хож­де­ния им (его душой) страш­ных испы­та­тель­ных мытарств.

Чин погребения архиереев в православной церкви. Справка

Священников и епископов одевают сначала в обычные его одежды, потом и во все священнические одеяния, архиерея облачают в архиерейские одежды. Лицо усопшего закрывают воздухом — вышитым платом, которым обычно покрывают Священные Дары во время литургии, в знак того, что он был совершителем Тайн Божьих и особенно Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Этот воздух не бывает затем в употреблении, он опускается с умершим в землю. В руки, как архиерею, так и священнику, вкладывается Евангелие в знак того, что они возвещали людям учение Евангелия. Кроме Евангелия, в руки архиерея и священника обычно влагается также и Крест — символ спасения живых и мертвых.

При погребении архиерея гроб с его телом после выноса из церкви обносят вокруг храма и на каждой стороне совершают краткую литию. Тело умершего иерея обычно обносят вокруг того храма, в котором он служил в последнее время жизни. При сопровождении усопшего из храма до могилы не поется «Святый Боже…», но ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель…». В погребальной процессии перед гробом почившего архиерея или священника несут хоругви, Крест и Евангелие, и бывает особый погребальный перезвон. При шествии к могиле бывает перезвон такой же, как при выносе Креста 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную неделю и при выносе плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух-трех раз; затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон.

По почившему 5 декабря 2008 года Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя круглосуточно совершаются заупокойные богослужения.

Гроб с телом Святейшего Патриарха был доставлен в Храм Христа Спасителя 6 декабря. Вечером того же дня после всенощного бдения, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил панихиду в сослужении постоянных членов Священного Синода.

7 декабря Местоблюститель Патриаршего престола в сослужении членов Священного Синода Русской Православной Церкви и других архиереев совершил в Храме Христа Спасителя заупокойную Литургию и панихиду у гроба Святейшего Патриарха Алексия. Вечером в Храме Христа Спасителя начался Парастас – великая панихида. Богослужение возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

8 декабря в 9:00 владыка Ювеналий совершил заупокойную Божественную литургию в сослужении викариев Московской епархии.

8 декабря в 17:00 в Храме Христа Спасителя был совершен Парастас.

9 декабря в 8.00 состоялась Литургия, после которой начнется отпевание Святейшего Патриарха Алексия. В богослужении принимают участие Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей и собор архиереев Русской Православной Церкви. В начале каждого часа совершается лития, на которой поют хоры Угрешской и Перервинской духовных семинарий.

Литии по почившему Патриарху совершаются всеми желающими архиереями в любое время между указанными богослужениями.

Духовенство всех благочиний города Москвы распределено для круглосуточного чтения Евангелия, которое совершается у гроба Святейшего Патриарха Алексия в периоды между богослужениями.

Особенности отпевания

Над телом умершего мирянина поется «Господи, помилуй» и «Трисвятая песнь», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». При отпевании иерея выбирают другой канон.

Первая молитва, начинающаяся со слов «Боже духов и всякие плоти», является общей для всех почивших, поэтому ее произносят и над мирянами, и над скончавшимися православными священниками. На похоронах служителей Господа после первого, второго и третьего чтения Евангелия дополнительно читаются еще три молитвы об упокоении. В первой – живые обращаются к Богу Отцу с просьбой даровать покой умершему. Вторая молитва – благодарность Иисусу Христу. Третья – обращена к Святой Троице и содержит моление упокоить душу почившего и даровать утешение всем живым.

Над телом священника также читаются четыре Апостола (богослужебная книга) и четыре Евангелия, которые прерываются пением антифонов, напоминающих о благодати, которой удостоится усопший в Царстве Божием. В завершении звучит разрешительная молитва, свиток с ее текстом вкладывается в руку умершего.

Если по пути от храма до кладбища над телом мирянина поют «Святый Боже», то над телом священника – ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель».

«Заочное отпевание» запрещено, а музыка на похоронах православного неуместна

Гроб ставят с соблюдением разных традиций, так как для этого каких-либо правил не установлено. Обычно его устанавливают по традиции, разместив покойника, обратив его лицом на восток или же к иконам.

При этом необходимо избегать языческих суеверии и не зажигать свечу перед фотографией умершего или же ставить в его комнате стакан с водой.

В комнате, где стоит гроб, перед иконами необходимо зажечь свечи и лампады.

Перед тем, как вынести усопшего из его дома, желательно, чтобы его родственники пригласили священника для совершения им панихиды. Батюшка так же может проводить гроб до храма, где и будет производиться отпевание.

Отпевание должно совершаться в храме, заочное отпевание проводить запрещено и разрешено оно может быть только в исключительных случаях. Таким исключением, может стать, например, отсутствие храма в той или иной местности.

Нести гроб, вопреки имеющимся суевериям, должны родственники и близкие друзья умершего. Стоит отдельно отметить, что священник ни в коем случае гроб мирянина нести не должен. Исключение здесь не делается.


Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Барии

Ещё в древности гроб умершего должны были переносить его родные и близкие, что и изображено на фреске.

Когда умер человек православный, для его погребения не нужно приглашать оркестр, так как это не соответствует церковным канонам. Когда душа от тела отделена, необходимо молиться о ней, музыка же от этого отвлекает. По этой же причине нельзя во время похорон громко разговаривать или же плакать.

Непосредственно на кладбище, прощаясь с покойным, необходимо будет поцеловать венчик на его челе, а также лежащую в гробу икону. Во время траурной церемонии не нужно говорить много и громко. Достаточно сказать несколько слов о том, кем усопший был для вас, попросить у него прощения за все обиды, причинённые ему вами.

Кроме того, необходимо также простить ему его обиды, причинённые вам.

В могилу гроб с телом опускают головой на Восток. Это означает, что ожидаем наступление Второго пришествия Христова. Умерший же идёт от Запада, то есть, от заката жизни к Востоку – вечности.


Крест в православии – символ спасения, поэтому его устанавливают на могильный холм в ногах усопшего

Над могильным холмом устанавливают восьмиконечный крест как символ спасения. Он может быть выполнен из любого материала и обязательно иметь правильную форму Устанавливают крест у ног усопшего.

Распятие должно быть направленно к его лицу, для того, чтобы восстав из гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Такое же правило распространяется на любые памятники с размещёнными на них крестами.

Как проходит процесс отпевания в церкви

Как правило, мертвого человека из морга в храм привозят уже подготовленным: его лоб увенчивает венец, на груди покоится крест, тело накрыто одеждой. Гроб с телом покойного устанавливают лицом к алтарю. Требному клирику остается лишь установить свечи и зажечь их. В это время родные усопшего раздают тем, кто пришел проводить ушедшего из жизни человека в последний путь, свечи – символ победы жизни над смертью.

Выбирая предметы гардероба для траурного обряда, следует руководствоваться скромностью и строгостью.

У родных и знакомых покойного часто появляется вопрос – в чем идти на отпевание. Священники отмечают, что ни форма одежды, ни ее цвет не регламентированы. Одежда может быть синей, серой, черной, коричневой. Ярким или вызывающим нарядам в церкви не место.

Вот как отпевают покойника в церкви: священник начинает читать молитвы, Священное Писание, псалмы – так он и все присутствующие на отпевании просят Бога простить человеку его грехи и даровать его душе Царствие Небесное. Когда прочитана разрешительная молитва, ее текст на листе бумаги вкладывается в руку усопшего. После этого у его семьи и близких есть последняя возможность попрощаться с ним. Эти минуты – самые откровенные и трепетные: у покойного можно попросить прощения, сказать ему какие-то последние слова, которые не были сказаны прежде. После священнослужитель закрывает покойного одеянием и крестообразно осыпает его землей.

Бывает такое, что чин отпевания совершается при закрытом гробе. В такой ситуации при прощании можно прикладываться к кресту на крышке.

Прощание с усопшим

Рассчитать до минут, сколько по времени отпевают умершего в церкви, невозможно. Продолжительность обряда зависит от целого ряда факторов. К примеру, от числа людей, которые пришли попрощаться с усопшим. Священнослужители на вопрос о том, сколько длится отпевание в церкви, говорят: время может колебаться от 35 до 50 минут.

Захоронение и канонизация монахов

Захоронение монахов в пещерах, которые именуются оссуариями, криптами или же костницами, присущи для нескольких религий, включая православное и католическое христианство, иудаизм.

В монастырях такой способ погребения чаще всего применяется в связи с тем, что территория достаточно ограничена, а за несколько веков функционирования, кладбища монастырей могли существенно разрастаться. С целью экономии площади, мощи монахов переносятся в оссуарии.

К примеру, в Афоне после того, как плоть становится земным прахом, кости выкапываются, промываются в воде и вине, а потом переносятся в костницу. При этом освободившаяся могила готова принять следующего умершего монаха. Такая традиция объясняется тем, что вокруг храма на Афоне практически нет земли, вместо нее – лишь каменистый грунт.

Также подобный ритуал частично объясняется тем, что именно после того, как мощи изымаются из земли, принимается решение о канонизации, то есть причислению к лику святых умершего монаха. После канонизации мощи помещаются на особое место, и к этому месту могут совершаться целые паломничества.

История чинов погребения

Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».

В итоге, чинопоследование, каким Русская Православная Церковь знает его ныне, впервые было полностью сформулировано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке – и с тех пор оно не менялось. В требниках современного образца чин погребения над членом белого духовенства значится как «Последование мертвенное над скончавшимся священником». Примечательно, что тот же чин погребения полагается также и епископам – они формально принадлежат к черному духовенству, однако для них делается исключение ввиду исторических причин.

Любопытно также и то, как на протяжение веков русская православная церковь пыталась урегулировать вопрос погребения священников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям. Например, как следует хоронить священника, который был отстранен от служения – а вскоре умер, так и не получив восстановления в полномочиях? В конечном итоге было решено, что если священнику грозило временное отстранение и перед смертью он покаялся, то хоронят его как священника. Если же он был низведен до мирянина и лишен сана насовсем, то тогда его хоронили как мирянина.

Храмы на кладбищах Москвы

История возникновения

Войны сопровождали человечество всю многовековую историю. Одни государства захватывают территории других государств, проводят экспансию, насаждают своё учение, навязывают свой политический строй. Или сами граждане внутри страны решают кардинально изменить ход вещей. А в итоге гибнут люди. Их останки в лучшем случае отправляются домой в цинковом гробу или хоронятся здесь же, на месте проведения боевых действий. В худшем тела не обнаруживаются или закидываются в братские могилы как неопознанные трупы. И если ранее, во времена Царской России, при каждом войске находился капеллан, усердно справлявший последнюю службу над телами ведомыми и неведомыми перед погребением, то в годы СССР таковой отсутствовал.

Для верующих людей лишение чина отпевания было равносильно приравниванию умершего к святотатцам или разбойникам. Дабы воспрепятствовать подобной хуле батюшки стали проводить чин погребения заочно над горстью земли. Вдова, получившая похоронку на мужа, могла пойти в Церковь, заказать службу и подзахоронить отпетую землю на родственной могиле, условно считая, что и её супруг нашёл там упокоение.

Вы не знаете, кто в гробу

Люди приезжают в морг, прощаются, там красивый ритуальный зал. Потом тело везут на кладбище. Можно в ритуальный автобус сесть, можно — на своей машине. Тех, у кого подтвержденный COVID, кремируют, хоронить не разрешают. А вот если ковида в свидетельстве о смерти нет, можно похоронить. Даже если была пневмония. 

Мои друзья не видели бабушку два месяца с тех пор, как ее забрали в больницу. Не сидели у ее кровати, не разговаривали, навещать было нельзя. Они ее очень любили, у них крепкая семья. В итоге — закрытый гроб стоит, и вы около него. Рядом с вами — «космонавты», которые потом этот гроб в машину ставят. Вы не знаете, кто в гробу, вы не видели. 

Конечно, люди просят вскрыть эти гробы, чтобы посмотреть. Они не понимают, почему человек поступил по скорой с другим диагнозом, допустим, а потом его внезапно не стало.

Например, там женщина была с аппендицитом, причина смерти — перитонит, но в итоге еще и COVID обнаружили. В результате — закрытый гроб. 

«Признайся, что в Италии все выдумывают». Меня просили сделать селфи в крематории и записать пациента в реанимации

Бояться тех, кто все понимает

Может быть, порой, дети несут этот крест за то, чтобы их родители были спасены? Но  об этом матери и отцу, потерявшим ребенка тем более не нужно говорить, потому что это услышать еще страшнее. Чтобы не сказать того, чего не следует, священнику стоит  представить, что умер его ребенок и он принес его на отпевание, может быть — дать волю чувствам, просто заплакать.

Ни в коем случае не следует изображать из себя человека, который все на свете знает. Если вы встречаете человека, который знает, почему все совершается и Божью волю, уверенно об этом говорит, то от этого человека нужно бежать, даже если это священник. Любой нормальный, любящий Господа человек всегда скажет, что он не все понимает, это будет искренне и честно. Есть вещи, которые нам здесь не понять.

Как правильно заказать заупокойную панихиду по новопреставленному

В первый год после кончины рекомендуется заказывать служения в церкви за душу умершего. Рекомендуется не просто писать имена поминаемых людей, а самим быть на церковном обряде. В этом случае церковная молитва будет иметь еще большую силу. Родственники смогут получить духовную силу, чтобы пережить потерю родного человека:

  1. Чтобы по усопшему родственнику была проведена панихида, необходимо прийти в церковь и подойти к свечному прилавку. Там нужно будет на специальном листе бумаги перечислить имена умерших родственников.
  2. Одновременно с подачей записки принято нести продукты, которые складывают на специальный столик. Считается, что эта еда предназначена для усопших, чтобы им было что поесть на том свете. Как только будут прочтены все молитвы, еда освящается и раздается прихожанам церкви. Приносить рекомендуется такие продукты, которые имеют долгий срок хранения.

В начале службы в руки берут свечи и зажигают их. Пламя свечи означает веру человека в чистое и светлое будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector