Римские папы
Содержание:
Возникновение папства
Римские епископы, занимающиеся обработкой земли, к IV веку заняли ведущее положение. Обладая плодородными участками, имея финансовую независимость и власть, они были желанными особами в церкви. С середины VI века, именуя себя папой, стали править Римом, а затем и областью.
В средние века происходила борьба за первенство между духовной властью и светской. Императоры активно участвовали в выборе. Столетняя война во Франции и церковный раскол ослабили влияние римского папы. Лишь в 1929 году папе вернули возможность управлять городом-государством Ватикан.
В современное время выбор папы происходит на собрании кардиналов. Камерленго, являющийся временным главой Коллегии кардиналов, объявляет о смерти предшественника. Созывается конклав и избирается новый папа. Пока понтифик не объявлен, управляет делами Коллегия. Избранный папа меняет свое имя и подбирает номер. Например, Юлий I.
Зачем курит Римский Папа?
Папа
экстравагантен. Он курит во время молитвы, не уважает тайну исповеди,
разводит кенгуру, носит белые тренировочные штаны и темные очки. А еще
он молится на дне бассейна. Экстравагантность, странность, даже
некоторая глуповатость — все это, с точки зрения создателей сериала,
является неотъемлемыми чертами людей Церкви — маргиналов, смешных
чудаков, старых и некрасивых, раздвоенных, сомневающихся, неверных.
Несчастных. Напрасно мы станем искать в сюжете сериала ответ на вопрос о
природе религиозного кризиса, поразившего всех его героев. Все дело в
том, что, по мнению создателей сериала, только ущербному религиозному
опыту готов сочувствовать современный зритель. Только такая Церковь его,
зрителя, не оттолкнет и не испугает. Потому-то и не отталкивают грозные
обличения экранного Римского Папы неверующую аудиторию, что обличения
его — это всего лишь странные слова симпатичного чудика.
Кризис веры
Авторы
сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей
видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со
зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны
неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание
противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием,
холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.
И все-таки в
сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры.
И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень
важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы
практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как
естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто
экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз
Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует
исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти
ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое
главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь
считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да,
эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим,
не менее смертоносным пороком — гордыней, которая маскируется под
смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые
не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что
священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом
крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне.
Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего
сердца…
Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и
возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой
в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой
хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет,
чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки.
Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а
развлекала…
Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино
нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою
религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят
из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том
числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.
Чудо и авторитет
Мир
перестал уважать святыню. Церковь стала для него чем-то вроде клуба по
интересам, а Папа, наместник Бога на земле, кем-то вроде известного
политика, но не более. Авторитет Церкви нужно восстановить. Но как? Папа
Пий XIII предлагает совершить «медийное самоубийство»: не заигрывать с
миром, но придать его анафеме, не искать популярности у светских СМИ, но
гордо отвернуться от них. Собрав первую и последнюю пресс-конференцию,
Папа даже не удосужился пообщаться с журналистами лично, он передал им,
что его совершенно не интересует их мнение о его персоне и его политике.
Он увольняет штатного фотографа Ватикана, потому что у Папы Римского не
должно быть никаких фотографий. Папа Римский — никто рядом с Господом
Иисусом Христом. Но рядом с простыми католиками, такими несовершенными в
вере, Папа Римский — кумир, идол, рок-звезда от католицизма,
недоступная, таинственная, вызывающая слухи и кривотолки. И все это для
того, чтобы человек, не способный поклониться чуду, поклонился хотя бы
авторитету Римского Папы. В этом проявляется и традиционализм веры
главного героя сериала, и его революционность.
Ленни хочет
восстановить традицию в ее самом консервативном, самом суровом изводе.
Он надевает роскошное облачение, папскую тиару… Понтифика несут на
носилках двенадцать кардиналов, а потом каждый из кардиналов униженно
лобызает его туфлю. Все это смотрится, по правде говоря, омерзительно.
Перед нами не возрождение, а осмеяние традиции. И даже не потому, что
облачение Ленни сопровождает фривольной песенкой вместо молитвы, а
потому, что в той Церкви, которую мечтает возродить Пий XIII, есть
страх, но нет благодати, есть тоска по Богу, но нет Его присутствия. Все
герои сериала так или иначе страдают от религиозных сомнений. Особенно
глубока и безысходна тоска священства. Нам много раз на протяжении всего
сериала показывают иерархов Католической Церкви, охваченных страхом,
унынием, сомнением, впавших в самые тяжелые грехи. Почему? Что же такого
с ними случилось, что все они потеряли веру? Неужели Бог совсем не
откликается на их молитвы? Откликается, да еще как! Пий XIII предстает в
сериале настоящим чудотворцем. Но, даже творя чудеса, он признаётся в
том, что… не верит в Бога.
Циник или юродивый?
С
одной стороны, «Молодой Папа» — это кино типично развлекательное.
Блистательный Джуд Лоу, исполняющий роль главного героя,
умопомрачительно красивые съемки, тонкая ирония, остроумные диалоги в
духе Хармса делают этот сериал великолепным фоном для интеллектуального
отдыха. С другой стороны, в нем поднимаются сложные вопросы о природе
веры и неверия, об отношении современности и традиции, о Церкви и
священстве, Боге и человеке, о святости и грехе, которые требуют
серьезного отношения, обдумывания и, в конце концов, ответа.
Кто
же такой Папа Пий XIII? Прожженный циник, смеющийся над тайной исповеди,
или святой, по чьей молитве Бог воскрешает умерших? С первых кадров
сериала мы видим, что режиссер пытается нас шокировать двойственностью
этого образа — образа человека, который идет по тонкой грани, отделяющий
порок от благочестия, веру от неверия, цинизм от принципиальности. Чего
стоят хотя бы две проповеди, произнесенные понтификом с балкона на
площади святого Петра! Первая звучит в первые минуты первой серии и
является настоящей апологией… греха. Новоиспеченный Папа призывает
добрых католиков вспомнить о «простых радостях» жизни: блуде,
чревоугодии и прочих мерзостях, которые стали «ценностями» современного
толерантного миропорядка. Первая речь молодого Папы от начала до конца
является злой пародией на политику «открытости миру».
Второй его
речи позавидовал бы сам Савонарола (Джироламо Савонарола — итальянский
монах, реформатор, проповедник XV века, резко бичевавший людские пороки,
призывавший к покаянию и предвещавший Италии Божии кары за грехи
народа. - Ред
.). Она до того прекрасна и ужасна одновременно,
что я позволю себе привести из нее довольно большой отрывок. «Что мы
забыли? Мы забыли Бога! Вы забыли Бога. И мы Ему не интересны —
до тех пор, пока сами всецело Им не заинтересуемся, не посвятим себя
Ему. Я слышу, что люди говорят: «Освободитесь от Бога!» Но боль от этого
освобождения невыносима. И до того остра, что может убить». В этом
пламенном обращении соединены в безумный клубок и горячая вера, и тоска
богооставленности, и величайшая гордыня человека, взявшего на себя
смелость говорить от имени Господа. Молодой Папа пытается заставить свою
теплохладную паству вспомнить о всемогуществе Божием, сбросить иго
равнодушия, вновь ощутить трепет перед Его величием. Но остывшей вере он
противопоставляет не чудо Божиего присутствия, а нечто прямо
противоположное — «чудо и авторитет» — соблазны Великого Инквизитора, о
которых писал Ф. М. Достоевский.
Титул
Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:
- Глава и суверен Святого Престола,
- Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
- Суверен города-государства Ватикан.
Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.
Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.
13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.
Официальный титул Папы Римского
Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса. Основная статья: Титул папы римского
Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
На латыни:
- Episcopus Romanus
- Vicarius Christi
- Successor principis apostolorum
- Caput universalis ecclesiae
- Pontifex Maximus
- Primatus Italiae
- Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
- Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
- Servus Servorum Dei
Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.
Написание термина
По современным правилам русского языка, термин папа римский
везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писатьПапа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.
Энциклики
Во время своего понтификата Пий IX написал 38 энциклик. Серия энциклик посвящена осуждению либеральных, социалистических идей, которые, как считал Пий IX, угрожали Католической церкви. Некоторые энциклики посвящены проникновению либеральных идей в среду духовенства. В 1864 году была опубликована энциклика «Quanta cura», которая осудила нарушение свободы совести. Текст энциклики подготовил богослов, будущий кардинал и префект Конгрегации Индекса запрещённых книг Луиджи Бильо. Пий IX придерживался политики латинизации восточных обрядов, что отразилось в некоторых энцикликах, посвящённых Восточнокатолическим церквям.
№ | Наименование энциклики | Русское наименование | Дата издания | |
---|---|---|---|---|
1 | Qui Pluribus | О Боге-Отце и религии | 9 ноября 1846 года | |
2 | Praedecessores Nostros | О помощи Ирландии | 25 марта 1847 года | |
3 | Ubi Primum | О дисциплине клириков | 17 июня 1847 года | |
4 | Ubi Primum | О Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии | 2 февраля 1849 года | |
5 | Nostis Et Nobiscum | О церкви в Папской области | 8 декабря 1849 года | |
6 | Exultavit Cor Nostrum | О результатах Юбилейного года | 21 ноября 1851 года | |
7 | Nemo Certe Ignorat | О дисциплине клириков | 25 марта 1852 года | |
8 | Probe Noscitis Venerabiles | О дисциплине клириков | 17 мая 1852 года | |
9 | Inter Multiplices | О Духе Святом | 21 марта 1853 года | |
10 | Neminem Vestrum | О преследовании армян | 2 февраля 1854 года | |
11 | Optime Noscitis | О создании Католического университета в Ирландии | 20 марта 1854 года | |
12 | Apostolicae Nostrae Caritatis | Призыв молиться за мир | 1 августа 1854 года | |
13 | Optime Noscitis | О епископских собраниях | 5 ноября 1855 года | |
14 | Singulari Quidem | О церкви в Австрии | 17 марта 1856 года | |
15 | Cum Nuper | О прекращении полномочий священнослужителей | 20 января 1858 года | |
16 | Amantissimi Redemptoris | Об уходе священнослужителей на покой | 3 мая 1858 года | |
17 | Cum Sancta Mater Ecclesia | Призыв к молитве | 27 апреля 1859 года | |
18 | Qui Nuper | О Папской области | 18 июня 1859 года | |
19 | Nullis Certe Verbis | О необходимости государственного суверенитета | 19 января 1860 года | |
20 | Amantissimus | О церквях | 8 апреля 1862 года | |
21 | Quanto Conficiamur Moerore | О поощрении лжеучений | 10 августа 1863 года | |
22 | Incredibili | О преследованиях на Новой Гренаде | 17 сентября 1863 года | |
23 | Maximae Quidem | О церкви в Баварии | 18 августа 1864 года | |
24 | Quanta Cura | Осуждение текущих ошибок | 8 декабря 1864 года | |
25 | Meridionali Americae | О семинариях | 30 сентября 1865 года | |
26 | Levate | О принадлежности к Церкви | 27 октября 1867 года | |
27 | Respicientes | Протест против Рисорджименто | 1 ноября 1870 года | |
28 | Ubi Nos | О Папской области | 15 мая 1871 года | |
29 | Beneficia Dei | По случаю 25-летия Понтификата | 4 июня 1871 года | |
30 | Saepe Venerabiles Fratres | Благодарение по случаю 25-летнего Понтификата | 5 августа 1871 года | |
31 | Quae In Patriarchatu | О Церкви в Халдее | 16 ноября 1872 года | |
32 | Quartus Supra | О церкви в Армении | январь 1873 года | |
33 | Etsi Multa | О церкви в Италии, Германии и Швейцарии | 21 ноября 1873 года | |
34 | Vix Dum A Nobis | О церкви в Австрии | 7 марта 1874 года | |
35 | Omnem Sollicitudinem | О греко-восточном обряде | 13 мая 1874 года | |
36 | Gravibus Ecclesiae | Провозглашение Юбилейного года | 24 декабря 1874 года | |
37 | Quod Nunquam | О церкви в Пруссии | 5 февраля 1875 года | |
38 | Graves Ac Diuturnae | О церкви в Швейцарии | 23 марта 1875 года |
Биография
Джованни Мария Мастаи Ферретти родился 13 мая 1792 года. Был девятым ребёнком в дворянской семье Джироламо, графа Ферретти. В день своего рождения был крещён в соборе Святого Петра в Сенигаллии дядей — священником Анджелло Мастаи Ферретти. 2 февраля 1803 года принял Первое Причастие из рук епископа Сенигаллии, будущего кардинала Бернардино Онорати. С 1803 года по 1808 год обучался в Пиаристском колледже в Вольтерре, который был вынужден оставить из-за внезапных приступов эпилепсии, возникшей у него после травмы головы. В 1812 году по болезни был освобождён от призыва в Королевскую почётную гвардию часовых. С 1814 года часто гостил в Риме у своего дяди Паолино Мастаи Ферретти. Поступил в Римский коллегиум (Collegio Romano), где изучал богословие и философию. В 1815 году написал прошение о вступлении в Дворянскую гвардию и вскоре был принят в её ряды, но из-за болезни был вынужден оставить и службу . В том же году отправился в паломничество в Лорето, где встретил папу Пия VII, сыгравшего важную роль в его будущей церковной карьере. После падения Наполеона возвратился в Рим, где обучался в университете Ла Сапиенца. В этот же период обучался в семинарии и одновременно занимался благотворительной деятельностью в доме «Tata Giovanni Institute», где работал с брошенными детьми. 5 января 1817 году вступил в Третий орден францисканцев. Страдая эпилепсией, обратился к Пию VII с просьбой разрешить его рукоположение в священника, которая была удовлетворена. 20 декабря 1818 года был рукоположен в субдиакона, в марте 1819 года — в диакона и 10 апреля 1819 года — в священника епископом Сенигаллии кардиналом Фабрицио Шеберассом Тестаферратой. Некоторое время был ректором «Tata Giovanni Institute» в Риме. Послан Пием VII незадолго до смерти последнего в Латинскую Америку, где должен был служить при апостольском нунции Джованни Муци в Перу и Чили. В 1825 году отозван в Рим, стал каноником церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата и был назначен Львом XII управляющим больницы Сан-Микеле, в которой проработал по 1827 год.
21 мая 1827 года Лев XII назначил Ферретти архиепископом Сполето. 3 июня 1827 года состоялось его рукоположение в епископы, которое совершил кардинал Франческо Саверио Мария Феличе Касльони (будущий Пий VIII) в сослужении с президентом Папской Церковной академии и титулярным архиепископом Тамиатиса Джованни Джакомо Синибальди и титулярным епископом Трапезуса Антонио Пьятти. В 1831 году Ферретти был назначен апостольским ординарием Сполето и Риети, 17 декабря 1832 года — персональным архиепископом епархии Имолы.
23 декабря 1839 года папа Григорий XVI избрал его кардиналом «in pectore». Объявление о его избрании кардиналом состоялось 14 декабря 1840 года. Был избран Папой Римским 16 июня 1846 года.
С 1868 года страдал рожей и открытыми язвами на ногах. C 1877 года из-за болезней прекратил служить ежедневную мессу. Скончался 7 февраля 1878 года в 5:40 утра от приступа эпилепсии. Его тело первоначально было захоронено в Гроте святого Петра собора Святого Петра; позднее, 13 июля 1881 года, останки были перенесены в римскую базилику Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
Понтификат Пия IX — самый продолжительный в истории Римско-католической церкви после апостола Петра. Он продолжался 31 год, 7 месяцев и 22 дня.
Процесс беатификации
Заявление о начале процедуры беатификации было подано в Святейший Престол 10 июля 2006 г. и получило одобрение кардинала Камилло Руини ( викарий Рима ), который передал его Конгрегации по делам святых . Конгрегация — 24 февраля 2007 года — одобрила открытие дела в ответ на призыв лигурийских епископов.
15 августа 2007 года Святой Престол связался с епархией Савона-Ноли и сообщил, что Папа Бенедикт XVI объявил «nihil obstat» (ничто не возражает) причиной беатификации покойного понтифика, тем самым открыв епархиальный процесс для этого Папы. беатификация. Теперь он имеет титул Раба Божьего . Официальный текст, провозглашающий открытие дела, гласил : « Summus Pontifex Benedictus XVI declarat, ex parte Sanctae Sedis, nihil obstare quominus в Causa Beatificationis et Canonizationis Servi Dei Pii Barnabae Gregorii VII Chiaramonti ». Работа по делу началась в следующем месяце по сбору документации о покойном Папе.
С тех пор он был избран покровителем Савонской епархии и покровителем заключенных.
В конце 2018 года епископ Савоны объявил, что дело Пия VII будет продолжено после завершения первоначальной подготовки и расследования. Епископ назначил нового постулатера и епархиальный трибунал, который приступит к делу.
Первым постулатором этого дела был отец Джованни Фаррис (2007–1818 гг.), А нынешним постулатором с 2018 года является о. Джованни Маргара.
биография
Ранние годы
Папа Пий VII — Антонио Канова 1805, Альбертинум , Дрезден
Место рождения Пия VII
Барнаба Никколо Мария Луиджи Кьярамонти родился в Чезене в 1742 году, младший сын графа Сципиона Кьярамонти (30 апреля 1698 — 13 сентября 1750). Его мать, Джованна Короната (умерла 22 ноября 1777 г.), была дочерью маркиза Гини; через нее будущий Папа Пий VII был связан с семьей Браски Папы Пия VI после женитьбы 10 ноября 1713 года. Хотя его семья имела дворянский статус, они не были богатыми, а принадлежали к среднему классу.
Его дедушкой и бабушкой по материнской линии были Барнаба Эуфразио Гини и Изабелла де Конти Агуселли. Его дедушкой и бабушкой по отцовской линии были Джачинто Кьярамонти (1673-1725) и Оттавия Мария Алтини; его прадедом по отцовской линии были Сципионе Кьярамонти (1642–1677) и Оттавия Мария Альдини. Его прапрапрадедом по отцовской линии были Кьярамонте Кьярамонти и Полиссена Марескальчи.
Его братьями и сестрами были Джачинто Игнацио (19 сентября 1731 г. — 7 июня 1805 г.), Томмазо (19 декабря 1732 г. — 8 декабря 1799 г.) и Оттавия (1 июня 1738 г. — 7 мая 1814 г.).
Как и его братья, он посещал Collegio dei Nobili в Равенне, но решил присоединиться к Ордену Святого Бенедикта 2 октября 1756 года в возрасте 14 лет в качестве послушника в аббатстве Санта-Мария-дель-Монте в Чезене. Через два года после этого, 20 августа 1758 года, он стал официальным членом и принял имя Грегорио . Он преподавал в бенедиктинских колледжах в Парме и Риме и был рукоположен в священники 21 сентября 1765 года.
Епископат и кардинал
После того, как его родственник Джованни Анджело Браски был избран Папой Пием VI (1775–1799), последовал ряд повышений в должности. За несколько лет до этого избрания, в 1773 году, Кьярамонти стал личным духовником Браски. В 1776 году Пий VI назначил 34-летнего Dom Грегори, который преподает в монастыре в Сант — Ансельмо в Риме, почетным настоятелем на вере своего монастыря. Хотя это была древняя практика, она вызвала жалобы монахов общины, поскольку монашеские общины в целом считали, что это не соответствует Правилу св. Бенедикта .
В декабре 1782 года папа назначил Дом Грегори епископом Тиволи , недалеко от Рима . Вскоре в феврале 1785 года Пий VI назначил его кардиналом-священником Сан-Каллисто и епископом Имолы , который он занимал до 1816 года.
Когда французская революционная армия вторглась в Италию в 1797 году, кардинал Кьярамонти советовал воздержаться и подчиняться только что созданной Цизальпинской республике . В письме, которое он адресовал народу своей епархии, Кьярамонти просил их подчиниться «… в нынешних обстоятельствах смены правительства (…)» власти победившего генерал-главнокомандующего Французская армия. В своей рождественской проповеди в том году он утверждал, что не существует противоречий между демократической формой правления и тем, чтобы быть хорошим католиком: «Христианская добродетель делает людей хорошими демократами … Равенство — это идея не философов, а Христа … и не верю, что католическая религия против демократии ».