Папы римские: список и годы правления. что вы знаете об этом?

Выбор имени и его смысл

Антипапа Иоанн XXIII, сделавший своё имя непопулярным на целых 500 лет

Выбор имени часто носит тот или иной значимый характер. Прежде всего, папы последние несколько веков стараются выбрать имя в честь представительной череды своих предшественников, есть традиционные частые папские имена (имена Лев, Бенедикт, Климент, Пий, Григорий, Иннокентий встречались более 10 раз). Некогда популярные имена Стефан и Бонифаций не использовались уже много веков. Особую историю имеет имя Иоанн — некогда самое частое у пап и у антипап, после одиозного антипапы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы) его более 500 лет не принимал ни один понтифик вплоть до кардинала Ронкалли, который вновь взял имя Иоанн XXIII в . Как объяснял сам Ронкалли, такой выбор был связан с тем, что его отца звали Джованни (Иоанн).

Имя может нести идеологическую нагрузку, так, папское имя Пий ассоциируется с консерватизмом (Пий IX, Пий X и особенно Пий XII); один из ультраконсервативных антипап-седевакантистов Люциан Пульвермахер принял имя Пия XIII. Имена Иоанн и Павел ассоциируется с приверженностью идеям II Ватиканского собора, проведённого Иоанном XXIII и Павлом VI. Имя Бенедикт, выбранное Ратцингером, сам папа интерпретирует как знак почитания св. Бенедикта Нурсийского и преемственности по отношению к папе-дипломату и миротворцу Бенедикту XV.

По традиции, папы никогда не выбирают имя Пётр, которое носил апостол Пётр, считающийся первым епископом Рима (хотя никаких формальных правил, запрещающих это, нет). Согласно средневековому пророчеству о папах, Пётр II («Пётр Римлянин», Petrus Romanus) будет последним папой перед концом света.

Александр VI

Даже далекий от религии и христианства человек наверняка мог слышать имя Александра VI, в миру Родриго Борджиа — пожалуй, самого аморального Папы в истории.


Александр VI. (wikipedia.org)

Современники называли его не иначе, как «Чудовище разврата», и найти для Александра более подходящее прозвище, действительно, сложно. Вся его жизнь, до и после принятия сана, сопровождалась грязными интригами, подкупами у убийствами. Именно такая беспринципность позволила ему (с помощью взятки) занять Престол, а позже самому торговать должностями.

Впрочем, своим ближайшим родственникам Александр раздавал кардинальские шапки бесплатно: так, его сын получил ее в 18 лет… Несмотря на обет безбрачия, Папа сожительствовал с любовницами, которые рожали ему детей, а также проводил немало времени с многочисленными проститутками. Ходили даже слухи, что глава Католической церкви имел ребенка от собственной дочери.

Нумерация

Номера, используемые для различения пап с одинаковыми именами, начали время от времени употребляться, начиная с Сикста II (257—258), и Сикст II был первым, кто использовал номер больше единицы, а с конца X века такое употребление стало постоянным. При папе Льве IX (1049—1054) номер впервые появился на папских печатях. Если папское имя встречалось только один раз, номер I, как правило, не используется (но см. следующий раздел об именах Иоанна Павла I и Франциска).

После антипапы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы) кардинал Ронкалли в 1958 году вновь взял имя Иоанн XXIII, подчеркнув тем самым, что Косса не был законным папой. Не всегда, однако, антипапы пропускаются при выборе номера: например, хотя Бенедикт X, Александр V и Иоанн XVI были антипапами, их номера учитываются в общем порядке нумерации.

Мартин IV и Иоанн XXI присвоили себе номера ошибочно: первый принял пап Марина I и Марина II за Мартина II и Мартина III; второй считал, что существовал папа с именем Иоанн XX (хотя есть мнение, что он учитывал легендарную папессу Иоанну).

Представитель какого ордена стал нынешним римским папой Франциском?

Папство – богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Будущий римский папа Франциск родился в Буэнос-Айресе на 17 декабря 1936 года, в семье итальянского эмигранта, железнодорожного рабочего. Старший из пяти детей. Он получил диплом по химии и технологии. Учился в семинарии Vilia-Devoto в Буэнос-Айресе. Он вступил в орден иезуитов 11 марта 1958 года.

Его отец, Хосе Марио Франсиско Бергольо, эмигрировал из Портакомаро недалеко от Асти в итальянском регионе Пьемонт в Аргентину, где женился на Регине Марии Сивори, родившейся в Буэнос-Айресе 12 декабря 1935 года итальянского происхождения. Хорхе Марио Бергольо имеет четырех братьев и сестер по имени Альберто Орасио, Оскар Адриан, Марта Регина и Мария Елена.

Очень интересно:

Берголио отправился в Чили и изучал гуманитарные науки, затем продолжил свое образование в колледже Св. Иосифа в Буэнос-Айресе, где получил степень по философии. Он преподает литературу, философию и технологии в трех католических университетах. Помимо испанского, он свободно владеет немецким и итальянским языками.

13 декабря он был рукоположен в священники Рамоном Хосе Кастеллано, титулярным архиепископом Йомниума. Он был назначен профессором богословского факультета колледжа Сан-Мигель в столице Аргентины. В 1970-х он занимал различные должности в Ордене иезуитов в Аргентине.

Руководство ордена иезуитов, впечатленное лидерскими качествами Хорхе Марио, в конечном итоге продвинуло Бергольо. В 1980 году он был назначен ректором своей alma mater, духовной семинарии Святого Иосифа. Он занимал эту должность до 1986 года. Затем он защитил докторскую диссертацию в Германии и вернулся на родину в качестве духовника и духовного руководителя Архиепископии Кордовы, где его непосредственным руководителем был Рауль Приместа.

Понтифик Франциск I стал первым папой-иезуитом за всю историю папства. Аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо родился в Буэнос-Айресе 17 декабря 1936 года в семье итальянского эмигранта. Вступил в орден иезуитов в 22 года.

  • францисканцев
  • иезуитов
  • доминиканцев
  • бенедиктинцев

Ответ: иезуитов.

Представитель ордена иезуитов стал нынешним римским папой Франциском. Это правильный ответ на вопрос телевикторины за сегодня.

Выборы, смерть и отречение папы

Выборы римского папы

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).

Имя папы

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя, под которыми он будет править; имя может сопровождаться номером. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение».

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года, до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Sede Vacante

После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Часто встречающиеся папские имена

Приведены папские имена, встречавшиеся 5 раз и более; указаны годы, когда данное имя было выбрано в последний раз на текущий момент.

  • Иоанн — 21 раз (максимальный номер XXIII; Иоанн XVI был антипапой, Иоанна XX не существовало),
  • Григорий — 16 раз,
  • Бенедикт — 15 раз (максимальный номер XVI; Бенедикт X был антипапой),
  • Климент — 14 раз,
  • Иннокентий — 13 раз,
  • Лев — 13 раз,
  • Пий — 12 раз,
  • Стефан — 9 или 10 раз (максимальный номер IX (X); двойная нумерация связана с разногласиями по поводу включения в списки папы Стефана II),
  • Бонифаций — 8 раз (максимальный номер IX; Бонифаций VII был антипапой),
  • Урбан — 8 раз,
  • Александр — 7 раз (максимальный номер VIII; Александр V был антипапой),
  • Адриан — 6 раз,
  • Павел — 6 раз,
  • Целестин — 5 раз,
  • Николай — 5 раз,
  • Сикст — 5 раз,

Кроме того, существовали законные папы Мартин IV и Мартин V, но они носили такие номера, потому что ошибочно приняли за Мартинов II и III двух пап по имени Марин.

4 имени встречались по 4 раза, 7 имён — по 3 раза, 10 имён — по 2 раза и 44 имени — по 1 разу.

Примечания

  1. Официальное название — Дворец Сикста V.
  2. Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
  3. . drevo-info.ru. Дата обращения: 1 февраля 2020.
  4. Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  5. Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.
  6. ККП, канон 332, параграф 1
  7. ККП, канон 332, параграф 2
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2013.
  9. ККП, канон 331
  10. ККП, канон 333, параграф 3
  11. Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
  12. , с. 37.

Литература

  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes (неопр.). — New York: Dial Press (англ.)русск., 1969.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present (англ.). — London: Thames and Hudson (англ.)русск., 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius (англ.)русск.. The Popes: A History (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief (англ.). — New York: William H. Sadlier (англ.)русск., 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Chadwick, Henry (1990), The Early Christian Community, in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
  • Franzen, August; Dolan, John. A History of the Church (неопр.). — Herder and Herder (англ.)русск., 1969.
  • John Paul II, Pope . Vatican Publishing House (22 февраля 1996).
  • Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes (неопр.). — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
  • Kerr, William Shaw (англ.)русск.. A Handbook on the Papacy (неопр.). — London: Marshall, Morgan & Scott, 1950.
  • Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I (англ.). — Merchantville, New Jersey: Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry. Western Civilization (неопр.). — Houghton Mifflin (англ.)русск., 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
  • Orlandis, José (англ.)русск.. A Short History of the Catholic Church (неопр.). — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.

Особенности папства в период нестабильности

Период с 1309 по 1377 считается одним из самых проблемных в истории католической церкви. В те годы Франция усилила свое влияние на мировой политической арене. Французский король Филипп Красивый был сильно озабочен огромным влиянием католического духовенства и потребовал у папы Бенедикта XI беспрекословного подчинения.

В результате конфликта, французский монарх снял с должности папу римского, назначив вместо него своего соотечественника епископа Бертрана, который стал именоваться Клементом V. Чтобы показать своё могущество, Филлипп Красивый распорядился перенести папскую резиденцию в город Авиньон. Сам Клемент V был человеком честолюбивым. Именно он начал гонения на орден тамплиеров, которые закончились его полным разгромом и уничтожением. В 1312 году орден тамплиеров был запрещён.

Через сто лет, в 1517 году, в Европе начался период реформации. Она связана с религиозным учением Мартина Лютера, который боролся с латинизацией церкви. Данное учение, получившее название лютеранство, быстро стало популярным среди крестьянских масс, так как Лютер сделал религию более простой в понимании простого человека. Некоторые из пап шли на уступки реформаторам, внося изменения в обряды. Из-за этого роль католической церкви стала медленно, но неуклонно снижаться.

Вскоре период реформации был закончен, и наступил период контрреформации. Все еретики были объявлены вне закона. Их тысячами сжигали на кострах, а имущество шло в казну императора. Благодаря этому, вся Европа вскоре погрузилась в хаос религиозных гражданских войн. Католики и протестанты яростно уничтожали друг друга, оставляя в руинах города и посёлки. Смута закончилась только в 1585 году, когда начался период просвещения.

Современность

В 1978 году кардинал Лучани принял имя Иоанн Павел I и этим совершил настоящую «ономастическую революцию». Во-первых, он принял ранее не употреблявшееся имя с номером I: всем другим папам этот номер был присвоен уже «задним числом», после появления традиции использовать номера, а последним папой до Иоанна Павла I с ранее не встречавшимся именем был правивший более чем за тысячу лет до него Ландон (913—914). Во-вторых, впервые в истории папства понтифик принял двойное имя. Лучани сделал это в честь двух своих ближайших предшественников — Иоанна XXIII и Павла VI.

Его преемник кардинал Войтыла, самый знаменитый папа XX века, принял это же имя — Иоанн Павел II. Следующий папа, преемник Войтылы кардинал Ратцингер, выбрал более традиционное тронное имя — Бенедикт XVI. Тем самым подтвердилась наблюдаемая закономерность, согласно которой трое пап никогда не берут одинаковых имён подряд.

Преемник Бенедикта XVI кардинал Бергольо вновь избрал себе имя, никогда ранее не использовавшееся римскими папами — Франциск (причём на сей раз уже не являвшееся сочетанием имён предшественников). В отличие от Иоанна Павла I, Франциск не использует номера I (было объявлено, что он будет так именоваться, только если впоследствии появится папа Франциск II).

Порядок принятия имени

В наше время папа сразу же после избрания на конклаве и принятия выборов объявляет, под каким именем будет править; это имя может сопровождаться номером (подобно номерам монархов). После этого кардинал-протодьякон публично в составе торжественного возглашения Habemus Papam произносит после мирского имени нового папы: qui sibi nomen imposuit (который себе принял имя), затем следует принимаемое имя и номер. Чаще при этом папское имя даётся в родительном падеже (Ioannis Pauli Primi — Иоанна Павла Первого), но, например, при объявлениях об избрании пап Павла VI в 1963 году и Франциска в 2013 году был использован винительный падеж (Paulum Sextum, Franciscum). Оба варианта в латинском языке являются правильными.

Титул

Папа римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверен Святого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Неформальное название «папа» происходит от греческого πάππας и означает то же, что в русском — «отец».

Полный суверенитет папы римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта 2013 года папой римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Официальный титул папы римского

Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересечённые ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Написание термина

По современным правилам русского языка термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

История папства

История папства — это период длиною в 1700 лет. За это время институт пережил становление, упадок и гонения, а также периоды укрепления веры и статуса католической церкви.

Всю историю становления можно разделить на следующие периоды:

  1. Доникейский период I—III вв. . Появление папства. В архивах Ватикана сохранились рукописи тех времён, где говорится о первых персонах, носивших титул первосвященника. Это было сложное время для христианских общин, так как христианская религия тогда была вне закона. Последователи веры подвергались гонениям со стороны государства и простого народа, многие приверженцы христианства были казнены и умирали мученической смертью.
  2. Формирование института папства 313 по 493 годы. В пределах римской провинции был создан епископат. Христианство стало государственной религией Римской Империи при императоре Константине (306−337), были запрещены жертвоприношения. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий.
  3. Остготский период. Продлился по 537 год. Римскую Империю разоряют варварские племена восточных германцев и подвергают христиан гонениям. Поэтому этот период охарактеризован упадком культуры и церкви.
  4. Византийский период. Продлился с 537 по 752 год. Значение папства возрастает. После продолжительных войн Италия была разорена, особенно пострадал Рим. Церковь оставалась единственной экономической поддержкой государства, а папа и епископы были наиболее компетентны в вопросах управления страной.
  5. Франкский период. Продлился до 857 года. Христианство — господствующая религия в Римской Империи. Римские понтифики присваивали всё больше политических и административных функций и стали фактически суверенными.
  6. Эпоха папского уничижения — 1044—1048 гг. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, презирали христианскую религию.
  7. Усиление могущества католической церкви с 1048 по 1257 г. Период охарактеризован конфликтом между папой и императором об избрании епископов. Правила и процедуры выборов развивались в этот период и вошли в основу современного конклава. Наиболее значимой фигурой эпохи стал папа Урбан II. Он организовал Крестовые походы и способствовал созданию монашеских рыцарских орденов. Крестовые походы усилили власть папы и дали ему возможность диктовать свои условия европейским монархам.
  8. Период нестабильности, реформ и великого раскола. Продлился с 1257 по 1585 г. Папа Римский перестал быть единым главой церкви, упала церковная дисциплина, возрастает недовольство священнослужителями среди граждан. В это нестабильное время произошло одно из важных для истории событий — был введён григорианский календарь папой Григорием XIII.
  9. Эпоха просвещения с 1585 по 1689 г. Расцвет в области культуры и образования принимает угрожающий характер для религии. Протестанты отказываются признавать авторитет церкви, это приводит к безразличию народа к религии. Эту эпоху можно охарактеризовать как ослабление теологической концепции власти.
  10. Эпоха нового времени в истории папства. На довольно продолжительное время церковь утратила свою самостоятельность. Посодействовали этому Климент XIV, который ликвидировал орден иезуитов и выступал за примирение светской и церковной властей, а также Пий VII, подписавший договор с Наполеоном о вмешательстве государства в дела церкви. Только в 1929 году Пий XI смог вернуть себе статус суверена страны.

Список Римских Пап

В Ватикане ежегодно издаётся «Понтификальный Ежегодник» на итальянском языке. Он содержит информацию обо всех официальных лицах и учреждениях Римско-Католической Церкви. В ежегоднике можно посмотреть полный список пап римских и годы их правления, учтённых в хронологическом порядке под своим порядковым номером, начиная со святого Петра.

В реестре записаны и антипапы — так именуют людей, которые незаконно занимали папский престол. Так как церковь не признаёт антипап, их имена включены в официальный список, но не под порядковым номером, а в скобках.

Список и хронологию пап можно увидеть в соборе Святого Петра в Ватикане — одной из крупнейших Католических Церквей. Мраморная плита с именами понтификов, похороненных в соборе, находится при входе в сакристию церкви.

Была ли женщина папой

Папесса Иоанна — одна из загадок в истории папства. Учёные до сих пор спорят о правдивости происходящих в то время событий.

Древние летописи повествуют о периоде правления церковью молодой женщиной-папой, носившей имя Иоанн VIII, в IX веке. Согласно источникам, правление её продлилось 2 года 5 месяцев и 4 дня, и оно могло продолжиться, если бы Иоанна не забеременела. Обман раскрылся, когда на празднике Святой Пасхи во время крестного хода у неё начались роды.

История появления первых пап

Институт папства появился в начале V века, хотя предпосылки к его появлению были еще в конце IV века. Сформировался институт папства в Риме, так как именно там христианская община имела земли, которые ей к тому времени принадлежали на законных основаниях. Был создан римский епископат, которому вскоре было суждено стать центром католической власти в Европе. Через некоторое время римские епископы стали официально носить титулы пап. В VI веке католическая церковь уже представляла собой достаточно влиятельную организацию.

Официальный титул «папа» появился следующим образом:

  1. Ещё в древнем Риме, когда христианское учение только зарождалось, папами именовали всех священников, которые имели право благословлять своих прихожан;
  2. После того, как римский император Константин в 313 году издал закон о свободе вероисповеданий, и христианство стало постепенно получать статус официальной римской религии, титул «папа» стали носить только епископы;
  3. Когда христианская церковь раскололась на Римскую Католическую и Константинопольскую Православную, папский сан начали присваивать только римским или александрийским епископам.

До того, как в 1054 году произошёл Великий раскол христианской церкви, папу римского избирали в Риме. Собиралась вся светская и духовная власть, которая могла добраться в Рим в назначенное время, и выбирала нового папу. В 1059 году на Лютеранском соборе было решено положить конец подобной практике, и избрание папы теперь должно было проходить на конклаве кардиналов, которые являлись первыми епископами Католической церкви.

Избрание папы римского очень редко проходило гладко. Начиная с эпохи раннего средневековья, папский престол постоянно становился заложником политическим амбиций европейских светских властителей. Католическая церковь постоянно использовалась в борьбе за общественно-политическое влияние в Европе, причём многие средневековые монархи действовали достаточно жёстко, особенно в период раннего средневековья.

Ближе к периоду высокого средневековья борьба между духовной и светской властью обострилась. Воспользовавшись тем, что христианская церковь пришла в упадок из-за постоянных набегов викингов, которые происходили в период с 793 по 1000 годы, германские короли Оттоны начали сажать на папский престол своих марионеток.

Эпоха колониализма

Папы чаще призывали разрешать споры между конкурирующими колониальными державами, чем разрешать сложные богословские споры. Открытие Колумбом в 1492 году расстроило нестабильные отношения между королевствами Португалии и Кастилии, чья борьба за владение колониальными территориями регулировалась папскими быками 1455, 1456 и 1479 годов. Александр VI ответил с три быка, датированные 3 и 4 мая, которые были очень благоприятны для Кастилии; третий Inter Caetera (1493) предоставил Испании монополию на покорение и колонизацию Америки.

Согласно Имону Даффи, «папство Ренессанса вызывает образы голливудского зрелища, декаданса и притяжения. Современники смотрели на« Ренессанс Рим »так же, как мы теперь видим Вашингтон Никсона, город шлюх с расходными счетами и политического взяточничества, где все и каждый имели цену где ничему и никому нельзя было доверять. Казалось, сами папы задают тон. Например, Лев Х сказал: «Давайте наслаждаться папством, поскольку Бог дал нам его». Некоторые из этих пап взяли любовниц и отцов, занимались интригами или даже убийствами. У Александра VI было четыре признанных ребенка: Чезаре Борджиа, Лукреция Борджиа, Джоффре Борджиа и Джованни Борджиа до того, как он стал Папой Римским.

Появление первых римских епископов

Первые христианские проповедники и епископы, которые появились на территории Римской Империи, постоянно подвергались гонениям. Несмотря на это, роль папы римского с каждым столетием становилась всё более значительной на политической карте Европы.

Поборов язычество и утвердив католическую веру на территории средневековой Европы, католическая церковь путём разнообразных реформ смогла стать настолько богатой, что европейские короли постоянно просили у неё денег в долг. За счёт этого католическая церковь постоянно «выбивала» себе различные льготы, чем заслужила немалую ненависть со стороны некоторых представителей знатных фамилий.

Первым римским епископом был сам Святой Пётр, который разделил честь основания римской церкви с апостолом Павлом. Павел, скорее всего, был гражданином Римской Империи, в Вечный город он прибыл в 61 году. Пётр приехал в Рим из римской провинции Антиохии, где проповедовал своей пастве христианское учение. Точно известно, что Пётр появился в Риме после Павла, где они встретились и приняли мученическую смерть.

Именно с деяниями святого Петра связана легенда о том, как он, убегая из Рима, встретил Иисуса Христа, который шёл, чтобы повторно принять мученическую смерть за Петра. Скорее всего, что два апостола погибли от рук римского императора Нерона в 64 году, хотя точно об этом неизвестно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector