Что значит «нести свой крест»?

Содержание:

Ангел Хранитель, несущий Крест

Иконы святых в виде двустороннего рельефа, похожего на плоскую скульптуру, на Руси делали с глубокой древности. Из летописей известно, что уже в XVI веке большие рельефные иконы из дерева существовали на Русском Севере и в Новгороде. В XIX веке получили распространение подобные небольшие нагрудные образки из металла. Их называли просечными, так как фон вокруг изображения после литья выбивали, или просекали.

Образок в виде Ангела Хранителя – это не просто украшение, а настоящая миниатюрная икона. В руках Ангел держит традиционные символические атрибуты Ангелов Хранителей: крест – знак послушания Христу и следования Его заповедям, меч – символ непримиримой борьбы, которую он ведет с бесами, отражая их нападения на людей.

Слово «ангел» означает «вестник». Ангелы – верные служители Божьи, которых Господь посылает возвещать Свои повеления. Ангелы тварны, как и люди, но имеют другую природу. На иконах они изображаются в человеческом обличье с большими крыльями. Могучие крылья ангелов символизируют быстроту, с которой они исполняют повеления Бога, а небольшие ленточки у ушей –тороки, или слухи – показывают, что они всегда слышат Его голос.

Ангелов бесчисленное множество, и все они составляют стройную Небесную иерархию. Ангелы Хранители ниже остальных чинов и ближе всего к людям. Они служат защитниками каждого из нас. Падших поднимают, благочестивым помогают и никогда не оставляют на протяжении земной жизни.

У каждого человека есть свой Ангел Хранитель, который дается ему Богом в Крещении и который всегда невидимо находится рядом с ним. Служение Ангела Хранителя состоит в том, чтобы не только охранять человека, а способствовать спасению его души для вечной жизни. Поэтому Ангелы Хранители духовно наставляют человека в вере и благочестии и молятся о нем Богу. При земной кончине именно Ангел Хранитель отводит душу усопшего в Вечность.

Ангелы Хранители принимают живое и деятельное участие в человеческой судьбе. Как создания чистые и святые, способные только любить и благотворить, Ангелы Хранители делают все, чтобы служить к нашему истинному благу и спасению. Постоянно находясь рядом, Ангел Хранитель не только по желанию человека таинственно наставляет его на все доброе и полезное, не только возносит его молитвы к Богу, но еще и сам от себя охраняет и защищает человека, от врагов видимых и невидимых, и сам от себя ходатайствует за него пред Богом.

Ангелы Хранители, как и люди, существа личные, но мы не знаем частного имени каждого из них. Не можем мы узнать и имени своего Ангела Хранителя. Поэтому Православная Церковь не имеет специальной церковной службы для Ангелов Хранителей вообще и для каждого из них в отдельности. Но она обязывает нас почитать и благодарить своего Ангела частно, в домашних ежедневных молитвах, обращаться к нему за покровительством и защитой как к ближайшему духовному наставнику.

Над созданием образа трудились художник Виктория Булдыгина и творческий коллектив .

Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать^

Сло­ман­ный натель­ный крест сле­дует отне­сти в храм. В каждой церкви соби­ра­ется очень много подоб­ных вещей, кото­рые при­но­сят люди. Эти вещи просто хранят. Ста­рень­кие иконы, у кото­рых уже стёр­лись лики, сло­ман­ные кре­стики. Они сохра­ня­ются в святом месте

В нашем Покров­ском храме Зай­цево наверху, на хорах, есть риз­ница, и в ней спе­ци­ально отве­дён­ное место, где сохра­ня­ются такие иконки, кре­стики, кото­рые люди при­но­сили в храм со сло­вами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зай­цево — посё­лок ста­рин­ный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обя­за­тельно нужно при­не­сти такие свя­тыни в храм, чтобы они не попи­ра­лись или кто-нибудь их не выбро­сил.

Если крест из бла­го­род­ного металла, золота или серебра, вла­де­лец может отне­сти его в юве­лир­ную мастер­скую и попро­сить пере­пла­вить в другой крест. Но нельзя выплав­лять из него какое-то другое изде­лие. Непра­виль­ным будет и про­дать его.

Ни в коем случае нельзя свя­тыню выбра­сы­вать куда-либо — в реку или озеро, а также зака­пы­вать. С кре­стом нельзя так обра­щаться. Даже если храм далеко, чело­век, кото­рый носит крест, всё равно ведь его посе­щает.

Крест — знамя нашего спа­се­ния. Мы ведь не зака­пы­ваем свои зна­мёна. Знамя, кото­рое при­хо­дит в негод­ность, сда­ётся в музей, где оно с поче­стями хра­нится. Если твой крест сло­мался или он уже ста­рень­кий — отнеси его в храм, где он будет хра­ниться с поче­стями.

Если Бог тебе посылает испытания, значит, ты их выдержишь

Когда в жизни человека все складывается ровно, гладко и хорошо, никто не говорит, что таков его путь, а когда приходят болезни, непонимания, потери, все вспоминают, в чем дело.

Иногда человеку кажется, что он не может выдержать всех тех испытаний, что на него обрушились. Но православие говорит, что каждому человеку дается именно столько, сколько он способен выдержать.

Неоднократно убеждалась, что если дел, скорбей, переживаний слишком много, Бог либо снимет с нас отдельные задания, либо пошлет людей, которые помогут справиться, успокоят, подбодрят, помолятся. В Евангелии указано имя человека, который помогал нести Крест Спасителя. Это был Симон Киринейский. В самых запутанных ситуациях человеку помогают разобраться родители, супруги, друзья, а самое главное — Бог.

Легко рассуждать о скорбях и переживаниях, когда у тебя все радостно и радужно. Но по-настоящему утешить и посочувствовать может лишь тот, кто собственным опытом проверил, что потеря родных, тяжелые болезни и проблемы на работе — это только испытания, а не конец жизни.

Поверхностное наблюдение за людьми обычно приводит к субъективным выводам: мне тяжело, а другим все дается так просто! Перед тем, как в очередной раз сказать, что Надьке с третьего подъезда все преподносится на блюдце с голубой каемкой, а Костя с четвертого этажа благодаря родителям обеспечен на 200 лет вперед, остановись и подумай. Откуда вам знать, что происходит в душе этих людей? Не переживают ли они каких-то глубоких потрясений?

Облечься в крест: что это значит

Вокруг креста образуется сеть символов, которые переплетаются и звучат как симфония образов. Лейтмотивом, пожалуй, является тема «конфигурации».

От рождения человеку дано тело, способное к развитию, расцвету, но также подверженное болезням, старению, смерти.

Вот что имеется в виду под «конфигурацией тела».

Следует добавить, что древние воспринимали человека как микрокосм. Линии креста задают оси координат, направлений, ориентиров: право – лево, верх – низ. Это ориентиры внешнего бытия человека в мире, но и ориентиры его глубинного бытия.

В этом контексте слово «пространство» никогда не обозначало нейтрального геометрического пространства. Древние мыслили пространство, исходя из идеи центральной точки, определяющей качество этого пространства. Любопытно, что в немецком языке слово «место» (der Ort) этимологически связано с обозначением кончика копья или жезла. Именно это вонзенное в землю копье и станет точкой отсчета, центром. Тот же самый образ древа, вонзенного в землю, используется для обозначения креста. Вероятно, в русском языке слова «крест» и «окрестность» являются родственными, следуя той же логике. Также родственными по смыслу, как мы увидели, являются слова «крест» и «воскресение».

Мысль без креста лишена «места», становится блуждающей мыслью, по образу блуждающих небесных планет, которые не могут служить надежными ориентирами.

В свете сказанного крест символически является противоположностью потерянности человека в пространстве, блужданиям, неправедности, смешению, расстройству. Довольно точно это передает образ настроенного или расстроенного музыкального инструмента. Младенец, рождаясь в мир, похож на не приспособленный для музыки инструмент, который требует настройки, наладки, ориентиров.

Наиболее совершенным символом полноты является шестиконечный крест, поскольку он охватывает трехмерное пространство. В нем есть седьмой элемент – точка пересечения, точка отсчета. Так, в иудаизме суббота является не просто очередным днем недели, но является днем в превосходной степени.

Вознесение всего человечества (Ин. 12:32)

В словах Христа «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12:32) содержится обетование, что Его вознесение станет вознесением всего человечества.

Глагол «привлечь» – тот же самый, что «извлечь» меч из ножен. Это же слово встречается в Евангелии от Иоанна в 6-й главе: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин 6:44). Здесь одновременно говорится о смерти Христа на кресте и Его прославлении, то есть Воскресении. У Иоанна крест всегда выступает как крест смерти и крест жизни, крест казни и крест славы (света). Тем самым тайна жизни и тайна смерти оказываются двумя сторонами единой тайны.

Обычно мы представляем себе Пасху как череду событий, растянувшихся на несколько дней – Страсти Христовы в Великую Пятницу, на третий день – Воскресение, еще через сорок дней – Вознесение, а на пятидесятый – сошествие Святого Духа на апостолов.

Видеозапись лекции «Крест как суд и спасение» см. здесь

Различие христианского и светского смыслов несения креста.

И согласитесь, если посмотреть на слова Христа именно в таком ключе, то их смысл очень отличается от того, какое значение вкладывается в это выражение людьми неверующими.
Да, и верующие, и неверующие в равной степени несут крест житейских, бытовых проблем.
Однако, взять свой крест по Христу – это значит добровольно возложить на себя дополнительные трудности и испытания, связанные именно со следованием за Христом, связанные с христианской жизнью.

Ведь с того самого момента, как мы встали на путь следования за Христом, мы, по сути, встали на путь войны, ибо у нас появилось три сильных, злобных и жестоких врага – дьявол, мир, и плоть.
А любая война — это трудное, суровое и опасное дело, где нет никакого место праздности, благоденствию и комфорту.

Да, Господь совершенно не против, что-бы, кто-то был успешен, кто-то жил в достатке, а кто-то даже и в изобилии. Однако, совершенно не это является главным в христианстве. Не это является целью жизни христианина.

Наша цель – следование за Христом, и выше мы уже рассмотрели два условия, без выполнения которых следовать за Ним просто невозможно – отвергнуться себя и взять свой крест.
Да не обольстит вас никто тем, что в христианстве есть какие-то «обходные пути», которыми можно достичь Царства Божьего без выполнения этих условий.

о. Вадим Раскин.

Очищающий огонь страданий

Но не все было так оптимистично для самого пророка. Когда Христос проповедовал, он свято верил в то, что говорил. Однако, пройдя сквозь все испытания, даже он засомневался в себе, в вере и даже в Боге. Недаром на кресте Иисус воскликнул: «Отец, зачем ты покинул меня!»

Об этой фразе написано много книг и разные исследователи стараются ее толковать и так и эдак. Но несомненно одно: она доказывает, что подвиг Христа дает некоторой эталон для человеческого мужества вообще. Потому что на самом деле, когда он нес крест и переживал жуткие страдания, он еще не знал, спасет ли его Отец или нет. Именно поэтому значение фразеологизма «нести крест» (выражение и образ страдающего пророка) призывает не роптать на судьбу, а стойко переносить ее удары, сколько бы они ни продолжались.

Страдания, боль, разнообразные горести обессмысливают существование — такова их природа. Человек должен противостоять утрате смысла и помнить о подвиге Христа, вне зависимости от того, верит он или нет. Пусть он представит, что Христос был простым сыном плотника, которого по ошибке (ложному доносу) распяли на кресте.

И тут значение фразеологизма «нести крест» (выражение это устойчивое в языке) приобретает не только бытовой, но и этический, высокоморальный смысл.

И все равно закончить надо как-то позитивно. Может быть, кому-то мало факта того, что Христос страдал значительно больше, когда совершал крестный путь. Таких читателей вполне можно понять.

Почему крест заставили нести именно Симона?

Фото: Thinglink.com

Добровольно никто из огромной толпы народа не согласился бы понести крест, потому что это считалось позором. Святые апостолы Матфей, Марк и Лука подчеркивают, что Симон не по своей воле понес крест Иисуса. На выходе из города (место казни располагалось за городскими стенами) его схватили римские воины и положили на него орудие смерти.

Некоторые толкователи Евангелия считают, что солдаты схватили первого встречного, но это не так. Поэтому воины обрадовались, увидев Симона, подходившего под все необходимые параметры:

  • «Киринеянин» – то есть мужчина был родом (или прибыл) из Киринеи или Кирены, города расположенного в Ливии (Африка). Вряд ли римлянин или иудей согласился бы покрыть себя позором, он бы скорее снес пару ударов плетью, в качестве наказания за отказ или просто убежал;
  • Возвращался с поля, вероятно с работы, следовательно, был крепким физически и мог дотащить тяжелый крест;
  • Иоанн Бенгель выдвигает мнение, что Симон был последователем Спасителя. И он проявил сочувствие к Иисусу, которое заметили римские солдаты.

Распятие – римский способ применения смертельной казни

Перед тем, как затронуть эту тему, очень важно вспомнить еще раз одну очень хорошо известную истину, что распятие на кресте было римским способом смертельной казни и этот ужасный способ был широко применяем и известен. Почти за 100 лет до распятия Иисуса Христа, римляне распяли всех участников восстания Спартака, которые были пойманы и таким образом, дорога из Сицилии в Рим была заполнена по обоим сторонам распятыми

Эта ужасная картина, с помощью которой они пытались внушить страх всем рабам империи, чтобы даже мысли не было о попытке восстания против существующей системы того времени.

Во времена Иисуса Христа, был широко известен этот жестокий способ наказания, который использовали римляне

Важной деталью для нашей темы является тот факт, что после того, как человека приговаривали к смертной казни через распятие, после вынесения приговора, осужденный должен был сам нести крест до места казни, как и повествует Библия об Иисусе, с Которым римляне поступили так же, как и с любым другим осужденным на смерть

Крест нес человек, осужденный на смерть, и нес с места объявления приговора, до места исполнения приговора. Нести крест означает идти по дороге, где ты был осужден на смерть, до места, где ты будешь казнен. Перед Своим распятием, Господь Иисус говорил много раз Своим ученикам, что они должны нести крест. Давайте посмотрим некоторые случаи, где Иисус Христос говорил это, чтобы понять смысл, который Спаситель вкладывал в это выражение.

Бог не может являться причиной страданий человека

– Как реагировать, если на слова о том, что и Господь за нас пострадал, люди в беде и муке отвечают, что лучше бы Бог и Сам не страдал, и им страданий не посылал?

– Страдание является всегда следствием нарушения законов нашего существования. Во-первых, страдание – это нарушение закономерности жизни, нашего человеческого организма, души, закономерности социальной, общественной жизни. Во-вторых, страдание – от страстей: Бог не может являться причиной страданий, человек своими похотями вызывает атмосферу вражды, нестроений и проистекающих отсюда бед.

В этой связи очень важно подчеркнуть Бог – есть Вечная Любовь! Он никогда, никого не наказывает! Наказание, в нашем понимании – это справедливое воздаяние за нарушение каких-то договоренностей путем причинения определенного ущерба, даже в форме физической боли – но это наше человеческое представление наказания

Что известно о Симоне?

Фото: Hram-troicy.prihod.ru

В Новом Завете Симон назван Киринеянином, значит, он либо пришел в Иерусалим как паломник на праздник пасхи из Киринеи, либо, что более вероятно, принадлежал к семье иудеев, живших в рассеянии в Африке, и, вернувшись на Родину (в Израиль), занялся земледелием (раз шел с поля).

Епископ Михаил (Лузин) считает, что упоминание евангелистом Руфа и Александра – сыновей Симона (Мк. 15:21), свидетельствует о том, что они были знакомы с апостолами и, вероятно, были учениками Иисуса. Подтверждение этого факта находим в послании апостола Павла (Рим. 16:13), где Руф и Александр упоминаются как римские христиане. Этого же мнения придерживается и профессор А. П. Лопухин. Впоследствии Александр стал священномучеником в Карфагене (принял священнический сан и мученическую смерть за Христа).

Медный змий и лестница Иакова (Ин. 3 и Ин. 1)

Первое пророчество о кресте в Евангелии от Иоанна произносится во время беседы с Никодимом. В этом разговоре возникает образ медного змия, вознесенного между небом и землей. Точно так же Христос будет превознесен над всеми, возвеличится, будет прославлен. Этот образ заимствован из Книги Чисел, однако там не сказано, что этот знак был сделан Моисеем из дерева. Следует отметить, что в древних рукописях нередко говорится именно о древе, поскольку в древнегреческом языке «ставрос» (кол, столб) и «ксилон» (дерево) – взаимозаменяемые понятия. 

Однако еще до этого, в эпизоде призвания Нафанаила, возникает образ лестницы Иакова, который сопровождается загадочным обетованием: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51). Лестница Иакова, по которой спускаются и восходят ангелы, становится символом Сына Человеческого. Это не привычная нам приставная лестница, по форме она напоминает скорее колонну, вертикальную часть креста, восточные зиккураты. Ангелы спускаются не «на» Сына Человеческого, как в виде голубя Дух нисходит на главу Иисуса. Образ Сына Человеческого предстает в видении величественной лестницы, он своим телом соединяет небо и землю

Обратите также внимание, что в тексте не сказано «то спускаются, то поднимаются». Сказанное правильнее понимать следующим образом: «чем больше они спускаются, тем больше они поднимаются»

На языке апостола Иоанна смерть и воскресение – не два разных слова, поскольку Христос умирает смертью воскресения. Похожая мысль выражена в апокрифическом Евангелии от Филиппа: «Обычно полагают, что Иисус сначала умер, а потом воскрес, тогда как на самом деле Он воскрес сначала». Вот такая загадка. Речь идет о смерти, в недрах которой заключена сила воскресения, и эта сила воскресения в какой-то момент поглотила саму смерть. Разумеется, эти слова не означают, что надо переставить местами Страстную Пятницу и утро Пасхи.

Чем глубже Иисус нисходит в ад, тем Он ближе к Отцу, чем ближе к Отцу, тем ближе к нам, тем ощутимее Его присутствие силой и действием Духа. Таким образом, то, что мы привыкли называть Распятием-Вознесением, у евангелиста Иоанна неотделимо от Пятидесятницы, которая по своей сути и есть ниспослание Духа Божия с высоты креста на все человечество. 

Итак, Сын Человеческий – крест, вертикально воздвигнутое древко, зиккурат. Он обращен к Отцу («Слово было к Богу»), Он открывает Себя в том, что восходит к Отцу. Вместе с тем Он нисходит («Слово стало плотью»), чтобы открыть Себя людям, Он дает Себя увидеть, прикоснуться и познать. 

Евангелист Иоанн никогда не рассказывает разрозненные истории, они у него предстают как элементы единой фрески, изображающей всеобъемлющую тайну.

Крест как знак и крестное знамение

Что именно совершает человек, осеняющий себя крестным знамением? Прежде всего, это знак молитвы.

Произнесение Имени Пресвятой Троицы в сочетании с движением руки вниз знаменует нисхождение Отца к Сыну, воплощение и вочеловечение Бога Слова, движением руки по горизонтали выражается распространение Святого Духа, расширение до пределов обитаемой вселенной власти Воскресшего Христа. Так, тело участвует в словесной молитве.

Глубже проникнуть в символический смысл движения руки по вертикали и воздеяния рук позволяют оды Соломона. Они были написаны в конце I – начале II века, дошли до нас на сирийском языке. Разумеется, их написал не Соломон собственноручно, но они создавались под покровительством Соломона, превосходнейшего друга Премудрости. Эти поэмы написаны на языке древней традиции, на языке символов и образов, которые для нас столь же непривычны, как восточная поэзия. Даже если по отдельности каждое слово кажется понятным, их сочетание допускает множественность прочтений.

Надеюсь, вы узнали крест? Распростертые по вертикали руки молящегося – Знак Креста, в своей молитве он приближается и «приносит себя» Господу. Распростертые объятья предстают как напоминание о «древе у дороги», на котором был повешен Праведник. Древо креста представлено как вертикаль на пути Праведника.

Иллюстрацией к этой молитве может служить древнее изображение человека в позе «оранта», к которому прилетает голубь с масличной ветвью.

Этот образ практически дословно повторяет другую поэму:

Следует обратить внимание: псалмопевец поет в положении стоя, как человек воскресший. Он всецело уподобляется и сообразуется своему пению (здесь уместно было бы употребить слово «конфигурация»)

Его «освятил Господа» вторит молитве «Отче наш»: «Да святится Имя Твое».

Воздеяние рук и распростертые объятья задают направление, устремленность молитвы. Его «я», его сердце расширяется до размеров Вселенной.

Замечателен также образ «пространства». Само Имя Божие становится неким безграничным пространством света, в котором разворачивается молитва: «Во Имя…», «In nomine…»

«Вертикальный крест» можно перевести как «воздвигнутое Честное Древо». Это зеленеющее древо жизни, распростертое, развернутое по широте и высоте, образ человека живого, воскресшего.

О горизонтальной распростертости рук-крыльев
говорится в 28-й оде.

В сирийском языке слова «руки» и «крылья» являются омонимами, поэтому распростертые крылья горлицы суть распростертые руки молящегося. Тема голубки, которая кружила над водами небытия, словно над своим гнездом, – образ Духа, который точно так же кружит и согревает сердце псалмопевца. Его уста – к устам птенцов.

И вот встает вопрос: «Кто поет?»

Иногда раздается голос псалмопевца, иногда голос
самого Христа:

Функция пения – внутренне уподобиться своей молитве. Славословие пребывает «рядом с ним» и «его», как в прологе Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога… Слово было к Богу» (Ин 1:1, 11). Чресла псалмопевца отсылают к образу мистического тела Христова, ставшего плотью и обращенного к Отцу.

В заключительных стихах крест обретает не привычные четыре, а шесть измерений, как образ полноты бытия. На память здесь приходит «Крест Пресвятой Троицы» и шестиконечные кресты Антонио Гауди.

Различие христианского и светского смыслов несения креста.

И согласитесь, если посмотреть на слова Христа именно в таком ключе, то их смысл очень отличается от того, какое значение вкладывается в это выражение людьми неверующими. Да, и верующие, и неверующие в равной степени несут крест житейских, бытовых проблем. Однако, взять свой крест по Христу – это значит добровольно возложить на себя дополнительные трудности и испытания, связанные именно со следованием за Христом, связанные с христианской жизнью.

Ведь с того самого момента, как мы встали на путь следования за Христом, мы, по сути, встали на путь войны, ибо у нас появилось три сильных, злобных и жестоких врага – дьявол, мир, и плоть. А любая война — это трудное, суровое и опасное дело, где нет никакого место праздности, благоденствию и комфорту.

Да, Господь совершенно не против, что-бы, кто-то был успешен, кто-то жил в достатке, а кто-то даже и в изобилии. Однако, совершенно не это является главным в христианстве. Не это является целью жизни христианина.

Наша цель – следование за Христом, и выше мы уже рассмотрели два условия, без выполнения которых следовать за Ним просто невозможно – отвергнуться себя и взять свой крест. Да не обольстит вас никто тем, что в христианстве есть какие-то «обходные пути», которыми можно достичь Царства Божьего без выполнения этих условий.

Нести свой крест

Нести свой крест Первоисточник — Библия. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». Иносказательно: терпеливо выполнять свой долг, обязанности: мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Нести свой крест» в других словарях:

  • См. терпеть… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

Нести свой крест

— крыл. сл. Нести свой крест. Тяжелый крест Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книжн. Высок. терпеливо переносить страдания, невзгоды, мириться со своей печальной участью. ФСРЯ, 212; ЗС 1996, 151; БМС 1998, 315 … Большой словарь русских поговорок

нести свой крест

— Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжёлую судьбу … Словарь многих выражений

Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? креста, чему? кресту, (вижу) что? крест, чем? крестом, о чём? о кресте; мн. что? кресты, (нет) чего? крестов, чему? крестам, (вижу) что? кресты, чем? крестами, о чём? о крестах 1. Крест это предмет,… … Толковый словарь Дмитриева

Выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Толковый словарь Ушакова

КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

Крест света и «Оды Соломона»

В Евангелии от Иоанна Господь говорит о Себе, прибегая к необычной форме высказывания, которая воспринимается слушателями как эквивалент Имени Божия: «Аз есмь свет миру» (8:12), «Аз есмь воскресение и жизнь» (11:25), «Аз есмь дверь» (10:7, 9), «Аз есмь пастырь добрый» (10:11, 14) и др. Сохранилось одно удивительное свидетельство того, как эти высказывания понимали первые читатели Евангелия от Иоанна. В 98-й главе апокрифических «Деяний Иоанна», написанных в середине II века, рассказывается о том, как Христос открывается в видении креста света, то есть креста, который является сиянием света.

Речь идет о некоей первореальности, которая предшествует возникновению мира. Интересно, что эта первореальность предстает в образе креста, который и есть тот самый «свет» первых стихов Бытия («Да будет свет»). Действительно, явление света при восходе солнца придает четкие очертания тому, что во мраке было текучим, изменчивым, бесформенным.

Очень часто в памятниках II века повторяется мысль: крест утверждает и разделяет. Таким образом, крест воздвигнут у истоков бытия мира, «крест хранитель всея вселенныя». Отделяя свет от тьмы, он обращает в бегство демонов, отгоняет зло, становится орудием экзорцизма. Но также крест – знак пререкания, он рассекает между верой и неверием. «Крест – веры утверждение», осязаемый знак христианства, утверждение реальности воскресения Христова.

В раннем христианстве можно видеть головокружительное богатство символов, связанных с образом креста. Он никогда не был простым знаком позора, орудием унизительной казни, напоминанием о страданиях человека.

Так, заключительная фраза приведенного выше текста содержит в себе софиологические темы гимна Премудрости (Притч 8:22–31). Крест предстает как знак того, что по сути является мыслью, которая различает реальности и благодаря которой текучие и хаотичные стихии небытия «утверждаются», то есть обретают четкие очертания, осязаемость, «твердость». Безвидная и пустая земля действием креста становится землей и гармонией Премудрости.

Основной закон бытия – любовь, а не правда

– Должен ли человек быть готов к страданиям, духовным, физическим, которые могут стать просто фоном или даже сущностью его жизни?

– Человек страдает… Но виновен ли он, что родился с увечьями (слепой, без слуха, с врожденными душевными проблемами)? Нет, не виновен! Но он страдает… Где же справедливость? За что страдает человек? Наверное, сам вопрос звучит ошибочно. Правильно было бы спросить: почему?

К сожалению, очень часто мы считаем, что наше бытие построено на принципе справедливости, мы строим свои оценки на этой правовой, юридической почве. Основной закон бытия – любовь, а не правда. «Там, где правда – там нет любви, а где любовь – там нет возмездия» (преп. Исаак Сирин). Мать проводит бессонную ночь у постели больного ребенка: у нее нет ощущения, что она исполняет «долг», она так поступает по любви, она не может поступить иначе.

Символическое значение или почему крест нес Симон?

Священник Андрей Чиженко говорит в проповеди: «Симон буквально исполнил слова Христовы «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Отец Александр Мень объясняет, что это означает: «раздели со Мной Мое страдание… и желание умереть за мир», чтобы оживотворить его. «Бог призывает нас испить горькое лекарство Голгофы, чтобы исцелиться в Воскресении Христовом» (свящ. Андрей Чиженко). «Недаром мы носим на груди крест» – пишет иерей Филипп Парфенов, «он означает служение миру, людям и Господу».

Преп. Иероним Блаженный, Спиридонский пишет, что несение Симоном креста за Иисусом Христом символически значит, что искупительную жертву Господа и Его Крест принимают языческие народы, раз чужестранец послушно понес крест Спасителя.

«Тебе легко рассуждать!»

 — Говорят, что Господь не посылает испытаний выше человеческих сил. Почему же тогда некоторые люди не выдерживают своего креста, отчаиваются, ропщут, даже кончают жизнь самоубийством?

— Очень сложный вопрос. Мне часто приходится исповедовать и причащать болящих. Страдания их, действительно, кажутся порой невыносимыми. Если я начну говорить о смысле и ценности креста, такой человек скорее всего подумает про себя: «Тебе легко рассуждать, ты-то не страдаешь. Сейчас причастишь меня и побежишь дальше по своим делам — здоровый и молодой. А мне тут еще неизвестно сколько мучиться». И ведь будет прав! Рассуждать о страданиях может только тот, кто сам в данный момент страдает, только его слово может убедить. То есть по сути ответить на ваш вопрос может только Сам Христос. И когда я прихожу к больному человеку, то стараюсь помочь ему встретиться с Христом. Не говорю от имени Христа, что надо претерпеть, а стараюсь, чтобы он лично встретил Христа, услышал Его. Только человеческими силами тут не поможешь, гораздо больше надежды на Божию благодать, которую мы получаем в Таинствах. А если перед причастием прочитать тяжелобольному назидательную проповедь с прозрачным намеком на его маловерие, велика вероятность, что причастится он отнюдь не с сокрушенным и смиренным сердцем. По моей вине! Не нравоучение нужно страдающему, а утешение, сочувствие. Тогда есть надежда, что таинство он примет с верой, и благодать Божия коснется его сердца, он сам почувствует, что крест, данный ему Господом, не превышает его сил. Мой же долг перед причастием выслушать его исповедь и, как бы он ни роптал, с любовью сказать ему: «Я понимаю, как тебе тяжело, но постарайся, если веришь мне, лично встретиться с Христом».

— Вы считаете, священник никогда не должен говорить человеку, что его страдания — это его крест?

— Я это иногда говорю людям, но ни в коем случае не категорично. Например, болеет человек, я предлагаю ему молиться об исцелении и сам обещаю помолиться (и молюсь), но иногда добавляю: «Мы не знаем, но, возможно, это ваш крест, тогда придется смириться и нести его». Не каждому можно это сказать, кого-то и такие осторожные слова травмируют, а наша задача — поддержать человека морально, помочь ему не отчаяться. Того, кто укреплен в православной вере, может поддержать напоминание о том, что воля Божия о нас часто не совпадает с нашими желаниями. Но не надо понимать крест как что-то постоянное, неизменное. Бог есть Любовь, Он вовсе не хочет, чтобы мы мучились, а попускает страдания в надежде, что они помогут нам переосмыслить свою жизнь, измениться, выйти на другой духовный уровень. Я бы сравнил крест с хирургической операцией. Хирург делает пациенту больно, чтобы вернуть ему здоровье, насколько это возможно. Крест — тоже операция, но на душе. Больной душе! Если человек перенес ее правильно, под влиянием болезни произошла переоценка ценностей, возможно, он больше не нуждается в этом кресте, и Господь от него избавляет. Приходят другие кресты, например, болезнь близких. Значит, сегодня для духовного роста человек должен научиться состраданию, жертвенной любви к ближнему. В этом смысл креста — в нашем духовном возрастании.

Многим людям страдания помогли прийти к Богу в зрелом возрасте. А кто-то, наоборот, из-за этого еще больше озлобился. Мне кажется, что страдания высвечивают суть человека. Бог любит всех, стучится в каждое сердце, но уважает свободу выбора.

Нести крест означает постоянно удаляться от страха смерти

Когда кто-то принимает решение следовать за Иисусом Христом и идти к людям с Евангельской вестью, он должен полностью осознавать, что это решение включает в себя опасность быть убитым, только за проповедь Евангелия. Другими словами, человек, решивший быть учеником Христа и проповедовать Евангелие, должен сам себе вынести смертный приговор и оставшуюся жизнь жить как так, как будто он умер для себя и живет полностью для Христа, будучи готов быть убитым в любой момент за Евангелие. Господь Иисус, когда посылал учеников на служение, сказал им:

Пусть Господь поможет нам быть верными в проповеди Евангелия, не страшась и верновыполняя Его поручение. Чтобы тело наше не погубило душу нашу из-за страха, что оно будет умерщвленно

Тело рано или позно должно умереть, но как важно сохранить душу и выполнить порученное Господом. Да поможет нам Бог!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector