Корин, павел
Содержание:
- Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
- «Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
- Прощай, Русь
- Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)
- Жизнь и карьера
- Украшение станции Комсомольская кольцевая
- «Александр Невский» — заказ во время войны
- Литература
- Дальнейшая учёба и первый опыт
- Работы художника
- Литература
- Наследие художника
- Литература
- Горький в жизни художника
- Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси
- Первая мастерская и поиски своей темы
- Портрет А.М. Горького, 1932
- Судьбоносная встреча
- Замысел главной картины
- Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
Более тридцати лет Павел Корин жил в здании бывшей прачечной на улице Малая Пироговская близ Новодевичьего монастыря. В одной половине дома была жилая часть, в другой — мастерская. Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее с единственным условием — сохранить в доме все, как при жизни художника.
После смерти мужа Прасковья Корина попросила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме их семьи художественный музей.
В 1971 году мемориальный Дом-музей открылся для посетителей как часть Третьяковской галереи.
В 2009 году музей закрыли на реконструкцию — дом нуждался в ремонте. Пока наследие Павла Корина хранится в запасниках галереи.
Дом-музей. Фото: museum.ru
«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.
А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».
Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.
Павел Корин. Реквием. Русь уходящая
Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.
Митрополит Трифон (фрагмент)
Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.
Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.
На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».
И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:
Прощай, Русь
Биография Корина показывает опытного советского живописца и видного деятеля искусства, но работа, которую он считал главным делом своей жизни, осталась незавершенной. В студенческие годы Корин был впечатлен жизнью Александра Иванова , который большую часть своей взрослой жизни посвятил созданию единственной картины «Явление Христа народу» (1835–1857). Павел решил, что ему следует жить по примеру Иванова и посвятить всю свою жизнь одной большой картине. Он начал с изготовления очень точной копии в натуральную величину шедевра Иванова (1920–1925). Первоначальное название для этой картины была Благослови, о душа моя ( Благослови, душе моя, Господа ).
В 1925 году Корин был свидетелем отпевание Патриарха Тихона Москвы в Успенском соборе в Кремле . Присутствовали все влиятельные люди Русской Православной Церкви , обычно подавляемые Советами . После мероприятия Павел решил, что его magnum opus назовут Реквием , или Реквием по России , и будут изображать отпевание Патриарха Тихона и показать Россию, потерянную после Октябрьской революции .
Нищий , Этюд на прощание с Русью , 1933
Корин лихорадочно рисовал людей, присутствующих на панихиде по Тихону, часто последних выживших из семей русской знати или священников-диссидентов, которые вскоре должны были быть уничтожены. Слухи об опасной картине вскоре стали предметом интереса НКВД . В 1931 году Максим Горький сообщил Корину, что название Реквием по России слишком сильное, чтобы его можно было принять, и рекомендовал изменить его на Русь Уходящая — буквально Русь, которая уходит , но обычно переводится как Прощание с Русью . Горький считал, что картина, изображающая последний парад Православной церкви, изображающая трагедию и в то же время страдания тех людей, которые исчезнут в никуда, будет принята и даже хорошо принята правительством. Корин согласился с новым названием картины.
Сорок лет работал над картиной Корин. Он создал десятки больших (больше, чем в натуральную величину) детализированных картин, которые предпочитал называть этюдами к шедевру « Прощание с Русью» ; он работал над композицией. Он заказал огромный холст, сконструировал для него специальный подрамник и потратил годы, покрывая холст несколькими слоями специальных подложек. Корин сочетал древние методы иконописи с наукой художественной реставрации и утверждал, что картина, созданная его методами, должна пережить сотни, а возможно, и тысячи лет без необходимости реставрации.
За свою жизнь он не нанес ни одного мазка на холст — сорока двух лет подготовительной работы Павлу Корину не хватило. Хотя некоторые могут посчитать это крайним случаем промедления , огромное полотно стало популярной художественной выставкой в Музее Корина. Многие считают , что это как художественный шедевр в своем собственном праве, похожий на черный квадрат в Малевич .
Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)
Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит.
Схиигумения Фамарь
После его закрытия в 1924 году жила в покоях великой княгини в Марфо-Мариинской обители, позднее вместе с несколькими сестрами основала трудовую артель в подмосковном селе Перхушково: делали игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиню арестовали и отправили в ссылку в Иркутскую область, Корин успел написать ее после возвращения. А в 1936 году она скончалась.
В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью.
Жизнь и карьера
Павел Корин родился в селе Палех (ныне Ивановская область ) в семье профессионального иконописца Дмитрия Николаевича Корина. В 1897 году, когда Павлу было всего пять лет, умер его отец. В 1903–1907 учился в Иконописном училище в Палехе, получив аттестат профессионального иконописца. В 1908 году он переехал в Москву и до 1911 года работал в иконописной мастерской Донского монастыря .
В 1911 году он работал учеником Михаила Нестерова на фресках из Покрова Церкви на монастырь Марфы и Марии ( Марфо-Мариинской ) на Большой Ордынке в Москве . Нестеров настоял на том, чтобы Корин получил формальное образование станковой живописи, и организовал его поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1912 году. Павел окончил это училище в 1916 году, обучаясь у Константина Коровина и Леонида Пастернака .
В 1916 году работал над фресками мавзолея Великой княгини Елизаветы Федоровны в Покровской церкви Марфо-Мариинского женского монастыря. По желанию великой княгини он ездил в Ярославль и Ростов для изучения традиционных фресок старинных русских церквей.
Портрет скульптора Сергея Коненкова , 1947 г.
В феврале 1917 года он начал работать в своей мансардной мастерской на Арбате в Москве и проработал там до 1934 года.
В 1918-1919 преподавал во 2-х Государственных художественных мастерских (2-ые ГСХМ). В 1919-1920 годах он работал в анатомического театра в МГУ , как он считал , что, как художник, он нуждался в более глубокие знания о человеческой анатомии. По вечерам копировал картины и скульптуры Музея изящных искусств .
В 1923 году он путешествовал по Северной России, посетив Вологду , Старую Ладогу , Ферапонтов монастырь и Новгород . В 1926-1931 годах работал инструктором в классах живописи для начинающих в Музее изобразительных искусств.
В 1926 году монастырь Марфы и Марии был закрыт Советами, и все произведения искусства должны были быть уничтожены. Павлу и его брату Александру удалось тайно вывезти и спасти иконостас и некоторые фрески. 7 марта того же года он женился на Прасковье Тихоновне Петровой, ученице Марфо-Мариинского женского монастыря.
В 1927 году мастерская художника- акварели Корина и его масляный пейзаж « Моя Родина» были куплены Третьяковской галереей в знак признания Советского Союза.
В 1931 году мастерскую Корина посетил Максим Горький , с тех пор поддерживавший Корина. В 1932 году Корин последовал за Горьким в Сорренто , написал портрет Горького, посетил Италию и Германию .
В 1931 году Корин начал работать заведующим реставрационной мастерской Музея зарубежного искусства (бывший Музей изобразительных искусств, позже ГМИИ им. А.С. Пушкина). В этой должности он проработал до 1959 года. После этого он до своей смерти занимал должность директора Государственного центрального художественно-реставрационного завода (ГЦРХМ). Как один из самых высокопоставленных российских реставраторов того времени, он внес огромный вклад в сохранение и реставрацию известных картин.
В 1933 году Корин переехал в мастерскую на Малой Пироговке в Москве, где проработал до самой смерти. Сейчас в здании находится музей Корина.
В 1940-х годах он написал множество портретов представителей советской интеллигенции (в том числе Леонида Леонидова , Михаила Нестерова , Алексея Толстого , Качалова и Надежды Пешковой (невестки Горького)). Написал фреску « Матч в будущее» для Дворца Советов в Московском Кремле и Триптих, посвященный Александру Невскому .
Прощание с Русью , подготовительный рисунок к композиции, 1935-1959 гг.
В 1950-х годах Корин работал над мозаикой для Московского метрополитена . Его мозаики украшают станции Комсомольская-Кольцевая , Арбатская (Арбатско-Покровская линия) и Новослободская , а также Главный зал (Актовый Зал) МГУ . Он также получил внушительный список советских наград 1950-х и 1960-х годов:
- Сталинская премия — 1954 г. за мозаику для станции Комсомольская-Кольцевая,
- Ленинская премия — 1963 г. за портреты Мартироса Сарьяна , групповой портрет карикатуристов Кукрыниксов , итальянского художника Ренато Гуттузо.
- Действительный член Академии художеств Советского Союза — с 1958 года.
- Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе — 1958 за портрет Мартироса Сарьяна,
- Народный артист РСФСР 1958 г.
- Народный артист СССР — 1962 г. ()
- Орден Ленина — 1967
Павел Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 года и похоронен на Новодевичьем кладбище .
Фотография мастерской Корина с холстом для рисунка Прощай, Русь , 1960-е гг.
Украшение станции Комсомольская кольцевая
Станция Комсомольская-Кольцевая открыта в 1952 году. Главный архитектор — Алексей Щусев . Он пригласил Корина поработать над проектированием станции. Корин решил украсить его монументальными панно. Всего их восемь. Каждый обрамлен лепниной . А еще желтый потолок украшают мозаичные вставки и лепнина.
Это изображения Александра Невского , Дмитрия Донского , Кузьмы Минина , Дмитрия Пожарского , Александра Суворова , Михаила Кутузова , Владимира Ленина , взятия Рейхстага и Торжества Победы . Они расположены в хронологическом порядке. Павел Дмитриевич внимательно относился ко всем деталям работы мозаичистов и особенно тщательно следил за набором портретных изображений.
Эти примеры были призваны вдохновлять советских людей , а также прославлять подвиги других русских героев. Иосиф Сталин упомянул всех этих исторических личностей и событий в своей речи перед парадом 7 ноября 1941 года. «Война, которую вы ведете, — это война за освобождение, — воскликнул Сталин, — война справедливая. Пусть мужественные образы наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова — вдохновляют вас в этой войне! Пусть будет вашей Полярной звездой победное знамя великого Ленина! ». Эта цитата была вырезана на мраморной табличке у входа в зал. Однако теперь цитаты Сталина больше нет. Его заменили исторические сведения о станции. К тому же, несмотря на то, что цитата Сталина была главной темой всего оформления станции, его портрета нет. Более того, долгое время ни на одной из станций не было его портретов благодаря десталинизации, последовавшей после выступления Хрущева на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза .
Все портреты Сталина были закрашены или уничтожены. Два из восьми мозаик были полностью заменено — мозаика Ленин выступает с заголовком Красной Армии на фронт был установлен вместо Презентации гвардейского Знамени , Триумф Победа мозаики появился вместо парада Победы , и медальон был заменен захватом мозаики Рейхстага .
«Александр Невский» — заказ во время войны
Целую стену на выставке в Третьяковской галерее занимает исторический триптих «Александр Невский», во многом благодаря которому нам знаком образ великого князя
Этот жанр занимал важное место в творческой биографии Корина
Исторический триптих «Александр Невский» Павел Корин писал в 1942–43 гг. по заказу комитета по делам искусств — тема противостояния захватчику тогда была центральной. Чтобы написать латы, шлем и кольчугу, Корин ходил в Исторический музей, а для боковых картин триптиха — композиции «Северная баллада» (слева) и «Старинный сказ» (справа) — ему позировали натурщики.
Прообразами персонажей послужили сказительница из Архангельской губернии и сказитель из Карелии. Кстати, в образе молодого воина в «Северной балладе» изображен иеромонах Феодор.
В феврале 1944 года огромную копию триптиха, которую написали сами солдаты, установили при въезде в освобожденный Великий Новгород.
Литература
- Михайлов Н. А. П. Корин. — М., 1982.
- Разгонов С. «Высота. Жизнь и дела Павла Корина». — М., 1982.
- Георгиевский А. С. Судьба и эпоха: Неизв. страницы жизни и творчества Павла Корина // Москва. 1989. — № 8. — С. 186—189
- Георгиевский А. С. П. Д. Корин // Художник. 1990. — № 2. — С. 26-27
- Карпова И. Русь Павла Корина. К 100-летию со дня рождения художника // София: журнал. 1992—1993. — № 4, (ноябрь-январь) — С. 7
- Георгиевский А. С. Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина // Лепта. 1993. — № 3. — С. 185—190
- Георгиевский А. С. Памяти художника: К 100-летию со дня рождения великого рус. художника Павла Корина // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. — С. 44-45;
Дальнейшая учёба и первый опыт
Но таланта и желания было мало, надо было учиться, развиваться. Оценивая по достоинству молодое дарование, Нестеров это очень хорошо понимал и настоял, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.
Учителями Корина здесь стали К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.
В 1916 году учёба в училище была окончена
Обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправляет Корина в поездку по старинным русским городам. Изучение древних церковных фресок и совершенствование собственной кисти стало следующим делом развития таланта
В этом же году Корин выполнил заказ Елизаветы Фёдоровны – роспись подземной божедомки или усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы обители и сестёр.
До 30 лет Павел Корин считал, что он ученик. В нём ещё не было уверенности в собственных силах и решительности взяться за собственное творчество. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепляли и развивали мощный художественный дар.
Работы художника
Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:
- Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
- Портретные этюды к «Реквиему»;
- Триптих «Александр Невский»;
- Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
- Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
- Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.
Моя Родина 1928 г.
Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).
Литература
- Михайлов Н. А. П. Корин. — М., 1982.
- Разгонов С. «Высота. Жизнь и дела Павла Корина». — М., 1982.
- Георгиевский А. С. Судьба и эпоха: Неизв. страницы жизни и творчества Павла Корина // Москва. 1989. — № 8. — С. 186—189
- Георгиевский А. С. П. Д. Корин // Художник. 1990. — № 2. — С. 26-27
- Карпова И. Русь Павла Корина. К 100-летию со дня рождения художника // София: журнал. 1992—1993. — № 4, (ноябрь-январь) — С. 7
- Георгиевский А. С. Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина // Лепта. 1993. — № 3. — С. 185—190
- Георгиевский А. С. Памяти художника: К 100-летию со дня рождения великого рус. художника Павла Корина // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. — С. 44-45;
Наследие художника
В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.
Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях.
Русь Уходящая Корина – притягательная загадка
Биография Павла Филонова, несгибаемого аналитика от искусства
Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век
Литература
- Михайлов Н. А. П. Корин. — М., 1982.
- Разгонов С. «Высота. Жизнь и дела Павла Корина». — М., 1982.
- Георгиевский А. С. Судьба и эпоха: Неизв. страницы жизни и творчества Павла Корина // Москва. 1989. — № 8. — С. 186—189
- Георгиевский А. С. П. Д. Корин // Художник. 1990. — № 2. — С. 26-27
- Карпова И. Русь Павла Корина. К 100-летию со дня рождения художника // София: журнал. 1992—1993. — № 4, (ноябрь-январь) — С. 7
- Георгиевский А. С. Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина // Лепта. 1993. — № 3. — С. 185—190
- Георгиевский А. С. Памяти художника: К 100-летию со дня рождения великого рус. художника Павла Корина // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. — С. 44-45;
Горький в жизни художника
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси
В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.
Иеромонах Пимен (на переднем плане)
Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
Портрет А.М. Горького, 1932
С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.
Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.
Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.
Судьбоносная встреча
Кроме традиционной церковной иконописи в монастыре Павел занимался копированием работ уже признанных и известных живописцев, в частности Михаила Васильевича Нестерова. Этот человек впоследствии сыграл важнейшую роль в становлении Корина как художника, который именно Нестерова называет виновником того, что он стал живописцем. «Вы бросили мне в душу Ваш пламень» — признался Корин своему учителю.
В 1911 году Нестеров привлёк молодого художника к росписи помещений только построенного соборного храма Марфо-Мариинской обители. Это был новый, основанный в Москве в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, женский монастырь.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие — прощание с патриархом — олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.
В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.
Чураковы
Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича.