Полуношница вседневная

Содержание:

Какова роль мирян в обычном богослужении?

Ясно, что миряне многое могут делать для богослужения. Помогать священнику в алтаре. Петь в хоре. Звонить в колокол. Нарезать просфоры и раздавать их причастникам в конце литургии. В конце концов, просто следить за порядком и чистотой в храме. Многое можно сделать для того, чтобы службы в храме совершались, как говорит апостол Павел, благопристойно и чинно (1 Кор 14:40), а священник мог целиком сосредоточиться на молитве, ни на что не отвлекаясь.

Но важнее другое. Миряне — основа того самого церковного народа, от лица которого предстоятель (епископ или священник) и возносит все молитвы. С точки зрения богословия таинств, если нет иного выхода, то литургию можно служить, даже когда в храме нет ни одного человека, кроме священника: ведь сердце литургии — таинство Евхаристии, которое всякий раз возвращает нас на Тайную Вечерю, совершенную Христом однажды и с тех пор совершающуюся в вечности.

А с другой стороны… Слово «литургия» переводится с греческого как «общее дело». В древней Церкви христиане сами приносили в храм хлеб и вино для Евхаристии, каждый делал свой вклад в богослужение. И сейчас, жертвуя небольшие суммы на записки для поминовения наших близких и на свечи, мы делаем по сути то же самое. В норме литургия — это богослужение, в котором участвуют все: и те, кто молится вместе со священником, хотя бы самыми простыми словами; и те, кто жертвует свою лепту на совершение служб; и те, кто трудится в храме. Так что роль мирян в богослужении — огромная.

Разве богослужение может проводиться без священника?

Некоторые богослужения совершаются только священнослужителями, но большинство служб могут совершать и миряне. Нам это кажется непривычным, а вот, например, среди верующих греков домашние богослужения — довольно распространенная практика. На Афоне же келейные службы по мирянскому чину и вовсе обычная вещь. Есть монахи, которые приходят в храм только в воскресные и праздничные дни, а в другие служат по своим кельям. Так делал в начале XIX века и прославленный русский святой, преподобный Серафим Саровский; сто лет спустя — преподобный Силуан Афонский, и многие другие.

Христианин может молиться один, а может вместе с семьей — это уже шаг к соборной молитве. Следующий шаг — организовать домашних и совершить богослужение всем вместе: одни поют, другие по очереди читают, каждому находится свое место и свое дело. И наконец, поход в храм, где верующие собираются, чтобы вместе прославить Бога.

В жизни православного христианина все эти формы молитвы должны гармонично сочетаться. Конечно, неправильно, когда человек ограничивает себя исключительно домашней молитвой, а в храм не ходит, отговариваясь тем, что «Бог везде один и тот же». Но трудно согласиться и с другой крайностью, когда христианин чуть ли не ежедневно бывает в храме, а домашней молитвой тяготится и считает ее «неполноценной» по сравнению с храмовой службой.

В духовной жизни всегда соприкасаются два измерения — личное предстояние Богу и соборная, собственно церковная молитва. Само слово «Церковь» — по-гречески «екклесиа» (ἐκκλησία) — означает «собрание». Эти два измерения разные, но они всегда соприсутствуют рядом. Молясь на богослужении, христианин неизбежно совершает и личную молитву, может молиться о чем-то «своем». А совершая личный молитвенный или аскетический труд дома, он всегда молится как член Церкви, веря, что его молитва вливается в общецерковную.

Смысл молитвы в том, чтобы собрать всех воедино во Христе. Не случайно Сам Иисус Христос молился Отцу такими словами: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин 17:21). Поэтому в молитвенной жизни ничего не делается без благословения священноначалия. Так устроил Сам Основатель Церкви — Господь. Он избрал двенадцать ближайших учеников — апостолов, на которых вскоре после Его вознесения на Небо, в день Пятидесятницы, сошел Дух Святой, и они получили дар проповедовать, создавать христианские общины и совершать таинства. Собирать людей в Церковь. Со временем общин становилось всё больше, а силы апостолов были не безграничны, и они стали ставить себе преемников — блюстителей, или, по-гречески, епископов. Епископам апостолы передавали те духовные дары, которые сами получили от Духа Святого. Делали они это, молясь и возлагая руки на головы избранников, — с тех пор таинство Поставления в священный сан называют рукоположением. Преемники апостолов рукополагали новых епископов, те — следующих, и так цепочка апостольского преемства дотянулась до наших дней. Все сегодняшние епископы Православной Церкви — законные наследники апостолов, имеющие те же самые дары Духа Святого, помогающие устраивать жизнь Церкви. Не случайно священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, писал: «Ничего не делайте без епископа». И еще: «Где епископ — там и Церковь».

Когда христиан стало много и храмы наполнились верующими, епископы начали передавать часть своих полномочий — прежде всего право совершать таинства — священникам. И до сих пор священник — полномочный представитель епископа, в ведении которого он находится, и священнодействует от его имени.

В этом, собственно, всё дело: любая форма богослужения должна приобщать нас к жизни Церкви. И домашнее богослужение будет служением Богу только при условии, что мы будем совершать его из желания молиться вместе со всей Церковью. Если же человек возьмется совершать службу дома, наоборот, из нежелания участвовать в общей молитве (или потому, к примеру, что ему не нравится что-то или кто-то в конкретном храме), такая служба будет ему только в осуждение. Хотя бы даже он получил на нее формальное благословение.

Что запрещено делать мирянам

  • Проводить Литургию и Таинство Евхаристии;
  • Надевать облачения священников;
  • Совершать любые священнодействия;
  • Обращаться к Служебнику и Требнику;
  • Произносить хвалебные возгласы и ектении.

Внимание! В случае нарушения этих правил прихожанин рискует совершить грех святотатства. Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека

Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена

Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека. Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена.

Согласно предсказаниям, последним приверженцам веры Христовой придется скрываться от гонений. Так же, как первые верующие молились тайно, последние будут вынуждены спасаться без церкви и помощи священника. Обедница учит мирян самостоятельно и правильно обращаться к Богу, вводит их в мир истинной веры, в духовный мир Православия.

Православная азбука. Обедница

В каких случаях проводятся Изобразительные

  1. Великий пост. Высшей радостью для каждого православного христианина является Божественная литургия и Причастие, а пост подразумевает ограничение в радостных и приятных вещах. В дни Великого поста Литургия и Евхаристия не проводятся, чтобы человек смог заново оценить этот дар Всевышнего.
  2. Отсутствие священника. Христианский мир часто сталкивается с нехваткой духовенства. Иногда священник служит сразу в нескольких храмах и не может проводить богослужения одновременно в разных местах. Когда нет возможности провести Литургию, проводятся изобразительные. Согласно Типикону, богослужение в храме могут проводить и миряне.

    Христиане должны сами усердно беспокоиться о том, чтобы в храмах или домах ежедневно совершались хотя бы краткие богослужения. В противном случае, люди будут страдать от нехватки духовной пищи.

  3. Отсутствие возможности посетить храм. Не всегда миряне могут лично присутствовать в церкви на службе. Если возникает необходимость, обедницу можно служить мирским чином, то есть дома, без священнослужителя и без Евхаристии.

Что это значит — получить благословение?

Получить благословение — значит удостовериться, что священник или епископ разрешает вам совершать те или иные службы дома. И обязательно узнать у него, как это делать. Реальность богослужения всегда сложнее текста чинопоследования. Когда, как часто, с кем, где — все эти вопросы неизбежно встанут перед человеком, который решит совершать службы дома. Но главным все равно остается вопрос об уместности домашнего богослужения, его церковности.

С одной стороны, публикация на сайте Патриархии чинопоследований отдельных служб для домашнего совершения уже сама по себе свидетельство того, что Патриарх благословил мирян эти службы проводить. С другой стороны, порядок богослужения регулируется строгими церковными правилами, или канонами. Часть из них установили Соборы (Вселенские или Поместные), часть — отдельные святые, начиная с апостолов. А Церковь приняла эти каноны как выражающие ее дух и до сих пор ими руководствуется.


Правила Гангрского собора. Греческая рукопись, ноябрь 1600 года. Британская библиотека.

Один из этих канонов — 6-е правило Гангрского Собора (состоялся в середине IV века) — грозит отлучением от Церкви тем, кто собирается вне храма и желает совершать богослужение, «не имея с собой пресвитера по воле епископа». Суть этого правила именно в этих последних словах — «по воле епископа», объяснял на рубеже XIX и XX веков сербский епископ-исповедник Никодим (Милаш), специалист по церковному праву: нельзя совершать службы «отдельно и независимо от высшей законной церковной власти». Изначально эта норма была направлена против секты евстафиан, члены которой, «считая себя избранными и святыми», устраивали богослужения по собственным правилам. Хотя формально их возглавляли священники, но часто такие, которым епископы запретили служить. Так что проблема была именно в непослушании, в игнорировании церковного единства, которое видимым образом выражается в иерархической власти Церкви.

Есть еще два похожих правила, принятых с разницей в триста лет сначала Лаодикийским Поместным Собором (IV век), а затем VI Вселенским Собором (680–681). Они запрещают «петь по книгам» и «возглашать Божественные словеса» непосвященным лицам, не входящим в церковный клир и не получившим от пастыря благословения на эти действия

Комментируя эту норму, владыка Никодим, обращает внимание: соборные правила не запрещают народу участвовать в богослужении, они только «воспрещают, чтобы народ делал это сам», т. е

самочинно и неуправляемо, не в согласии со всей Церковью.

Усопшие — не значит неживые

Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в церковных песнопениях как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?» — в этом вопрошании заключена уверенность в том, что «у Бога все живы». Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия.

Распространение мирянского чина

В новейшее время на высшем уровне в Русской Православной Церкви необходимость более широкого распространения мирянского чина осознаётся, однако какое-либо окончательное решение до сих пор не выработано, хотя вопрос спорадически поднимается. Так, в итоговом документе IV съезда епархиальных православных миссионеров (2010 г.) было упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга:

На Архиерейском Соборе 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл отметил:

Комментируя предложение Патриарха, настоятель Никольского храма на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) сказал:

С этого момента прошло ещё несколько лет, и каких-либо подвижек в данном вопросе не наблюдалось, при этом энтузиасты мирянского чина продолжали являть собой как бы движение «снизу». Значительный сдвиг произошёл в апреле 2020 года в связи с пандемией COVID-19, когда на официальном сайте РПЦ стали выкладываться последования богослужений Страстной седмицы и пасхального времени мирянским чином (причём в разделе «Документы», указывающем на официальный статус) в качестве благословения и рекомендации совершать его тем, кто из-за карантинных мер лишён возможности участвовать в храмовой молитве.

В силу понятных причин мирской чин в ходу у неканонических юрисдикций, сект и маргинальных группировок, которые весьма продвинулись в его популяризации.

Какая разница между богослужением и Таинством?

Это не такой простой вопрос. Ведь чисто внешне и таинство, и богослужение — это просто некая последовательность слов и символических действий, с помощью которых люди делают шаг навстречу Богу. Или не делают — это зависит от веры, настроя, желания каждого конкретного человека.

Но по сути это вещи абсолютно разного порядка.

Богослужение суточного круга — это прежде всего средство освящения времени, оно связано с определенным временем суток и рождается из стремления верующего каждый отрезок дня и ночи посвятить Богу, отметить молитвой. Вектор здесь направлен от нас к Господу. Мы приносим Ему наши молитвы, каемся, просим Его помощи и милости.

На первом плане в богослужении — наши субъективные религиозные переживания, наше искание встречи с Богом, желание измениться, расстаться с греховным прошлым, очистить свое сердце, чтобы Бог смог войти в него и жить в нем.

А в таинстве главное — реальное действие самого Бога. Внешне таинство может выглядеть как богослужение, но суть его в том, что участники таинства вступают действием Духа Святого в прямое и непосредственное общение с Самим Богом, и Господь существенным образом меняет, обновляет их души, а иногда и тела (например, исцеляет болезнь). В таинстве Господь Сам нисходит к нам, действуя в нас и приобщая нас Своей благодатью к Царствию Небесному. Недаром перед самым началом Божественной литургии, которая вся есть восхождение к таинству Евхаристии, диакон произносит: «Время сотворити Господеви», то есть: «Время действовать самому Господу».

Это действие Божие ничем не связано, поэтому по церковному уставу литургия может совершаться и вечером (на службе, которая называется вечерней), и после утрени, и вообще в любое время дня и ночи.

Литургия — основа христианской жизни

«Это — ось мира!» — так праведный Иоанн Кронштадтский восклицал о Божественной Литургии. И это действительно главное и древнейшее богослужение. Вокруг него, как колеса вокруг оси, выстраивается весь богослужебный цикл Православия.

Главное Таинство Православной Церкви совершается во время Божественной Литургии. Это Таинство Причащения или Евхаристия. Христиане вкушают хлеб и вино, которые мистическим образом превращаются во время богослужения в Тело и Кровь Иисуса Христа. 

Евхаристия была установлена Самим Господом накануне Его крестных страданий. Христос собрался в последний раз с учениками в Сионской горнице, чтобы отпраздновать ветхозаветную Пасху. Спаситель преломил хлеб и раздал его апостолам со словами:

Затем подал чашу с вином и сказал:

И вот уже два тысячелетия по завету Христа верующие в Евхаристии принимают в своё тело, сердце и душу Самого Господа.

«Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь» (Праведный Иоанн Кронштадтский).

В Литургии можно выделить три части. Первая — Проскомидия — происходит невидимо для молящихся. За закрытыми Царскими Вратами священник подготавливает Святые Дары для Таинства Причастия, совершая молитвы за всю Церковь Христову. В храме в это время читаются Третий и Девятый Час.

Затем завеса Царских Врат открывается и начинается Литургия оглашенных. Оглашенный — человек, который ещё не является членом Церкви и лишь готовится принять Крещение. В древности такие люди могли присутствовать на службе при чтении Евангелия и Апостола. После ектении об оглашенных перед началом третьей части Литургии они должны были покинуть храм. Сегодня эта традиция почти утрачена из-за отсутствия самих оглашенных.

Затем начинается Литургия верных. В этой части службы читается древнейшая главная молитва — Анафора или Евхаристический канон. Именно в этот момент совершается главное Таинство Православия — превращение под действием Святого Духа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Петр Мультатули. Николай Второй: дорога на Голгофу

Предлагаем
познакомиться с новой редакцией книги Петра Валентиновича Мультатули о
ритуальном убийстве Царя Николая Второго и Его Семьи с ближайшими слугами. В этой книге специалист-следователь, будучи православным человеком, явно по молитвам святого Царя-искупителя Николая Второго и Новоомученник Иоанна, верного Царского слуги — повара И.М. Харитонова, погибшего вместе с Царем Николаем Вторым и Его Семьей в подвале дома инженера Ипатьева, сумел показать ритуальный характер убийства Царя-Богопомазанника слугами сатаны. Именно этим книга ценна и уникальна.

Мультатули П.В.Николай II. Дорога на Голгофу Свидетельствуя о Христе до смерти…Издательство Астрель, Москва, 2010
640 стр., 84X108 1/32 Тираж 3000 экз. Цена в Д/К Крупской (СПб) — 250р.чтобы получить больший размер — нужно кликнуть мышью

В аннотации к этому изданию читаем: «Прошло 90 лет с тех пор, как в
полуподвальном помещении Дома Ипатьева в Екатеринбурге были убиты свергнутый с Престола
Император Николай Александрович, Его Семья и четыре верноподданных. Сами организаторы
преступления сделали все, чтобы
скрыть истинные обстоятельства
этого убийства
. Убийство Царской Семьи является не просто умышленным убийством, но
величайшим злодеянием
, оказавшим огромное влияние на судьбы мира. В своей
книге автор доказывает, что убийство Царской Семьи было давно и
тщательно спланированным
актом, что убийство не носило
характера
политического или уголовного акта,
оно имело
сакральные и духовные причины,
подлинная суть которых остается в тайне

Данная книга является несколько сокращенным вариантом, по сравнению с питерским изданием в 2006 году: «Свидетельствуя о Христе до смерти… Екатеринбургкое злодеяние 1918 г.: новое расследование. Издательство Сатис, Санкт-Петербург, 2006, 785 стр., 70х100 1/16»

Что собой представляет служба парастас

Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу). Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших.

В православном календаре отмечены дни Всеобщего парастаса. Богослужения проходят всего 7 раз, с февраля по июнь, и один раз в октябре (ноябре). Текст парастаса записан в Требниках. Служба может быть личной, по случаю смерти человека, проходить в доме усопшего или на кладбище.

Определение в православии

Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.

Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.

Перед началом церковной службы верующие пишут записки, в которых указывают имена своих умерших родственников, передают их священнослужителю. Во время богослужения служитель Церкви читает имена представившихся. Христиане просят за своих усопших родных, молятся, чтобы Бог их простил и не наказывал. Посредником между душами умерших и Всевышним выступает Церковь.

Во время богослужения священнослужитель читает молитвы, восхваляющие Господа, христиане клянутся в любви и преданности вере, просят простить их за прегрешения и облегчить участь тех, кто жив и страдает от тяжких болезней. На парастасе можно покаяться за свои грехи и попросить Всевышнего простить прегрешения тех, кто уже умер и никак не может изменить свою жизнь и попросить прощения за содеянное.

Церемония в ранней церкви

Парастас имеет многовековую историю. Человек провозглашал молитвы за себя и за своих умерших родственников, желая изменить свою жизнь к лучшему и улучшить участь усопших в загробном мире. В церкви во время богослужения можно было снять с семьи родовое проклятие, если написать на листочке имена всех своих умерших родственников первой линии до седьмого колена. Для того чтобы не забыть имена родных, существовал обычай называть детей в честь бабушки или дедушки.

Во время становления христианской религии и гонения на христиан парастас за души покойников читался ночью. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они обращались к святым служителям веры с просьбой донести их раскаяние в грехах самому Богу. Сейчас службу проводят во время утренней.

Душа после смерти

Согласно православной религии, человек рождается трижды: в момент биологического рождения, в день совершения таинства Крещения и в день смерти или успения. После кончины душа перемещается из мирского существования к Всевышнему. Человек не умирает, а только из одной жизни переходит в другую — вечную. Душа возвращается к Богу и попадает на божий суд, на котором решается, где она будет находиться — в раю или в аду.

Возможности попасть в рай удостаиваются только те христиане, которые живут, соблюдая заповеди Бога. Святых старцев православная Церковь почитает именно в день их успения, когда они заново ожили, то есть перешли в вечную жизнь через прощение.

А как же раньше обходились без причастия? Ведь это сердцевина церковной жизни?

Без причастия никогда и не обходились. Во-первых, напоминает протоиерей Георгий Крылов, монашеские общины время от времени приглашали к себе священников: те служили литургию, и все монахи причащались. Во-вторых, существовала практика ежедневного причащения, описанная преподобным Иоанном, игуменом Синайским, в его книге «Лествица». Священник сначала служил литургию в монастыре, а затем обходил со Святыми Дарами отшельников, живших вокруг обители, и причащал их. Такая практика была, например, в пещерных монастырях КаппадокииВизантийская провинция в Малой Азии, часть современной Турции. — Прим. ред.. А поскольку возможность посещать отшельников у священника бывала не всегда, он мог оставлять Святые Дары прямо в их кельях, на специальных полочках, где им случалось храниться по много дней, иногда даже месяцами и годами, продолжает отец Георгий. Дары сохранялись в том числе и потому, что в те времена частицы Тела Христова не считалось обязательным напитывать Кровью; иногда монахи опускали их в обычное вино и так потребляли. Считалось: где Тело, там и Кровь.

К этим запасным (или Преждеосвященным) Дарам монахи относились очень благоговейно, стараясь даже не касаться их руками.

Мирянам же, которые не могли посетить литургию в воскресный день, Святые Дары поначалу приносили прямо домой. Конечно, не всем подряд, а только тем, кто не был на службе по какой-то особой причине, например, болел.

Подобное бывало, кстати, иногда и в первые десятилетия советской власти, когда христианин мог годами не иметь возможности причаститься во время литургии. Случалось, исповедникам в тюрьмах и лагерях передавали частицы Святых Даров, спрятанные внутри книги, хлеба и т. д. Конечно, это были исключительные случаи. Священник или епископ, решившийся передать в тюрьму частицу Самого Господа, должен был хорошо знать человека лично и быть уверенным, что Дары не попадут в чужие руки, не будут поруганы.

И сейчас, когда у большинства из нас нет возможности прийти в храм на службу, мы не полностью лишены возможности причаститься. Можно пригласить батюшку с запасными Дарами домой, если у вас есть его контакты, или позвонить в ближайший храм и попросить, чтобы пришел священник оттуда. Только не стоит забывать, что к причащению необходимо очень серьезно подготовиться: прочесть положенное молитвенное правило и с полуночи ничего не есть и не пить, а главное — заранее поговорить со священником по телефону и понять, как и когда причащаться, как готовиться.

Если вы заболели коронавирусом и хотите причаститься, то обращаться нужно в Больничную комиссию Московской городской епархии по телефону.

Распространение мирянского чина

В новейшее время на высшем уровне в Русской Православной Церкви необходимость более широкого распространения мирянского чина осознаётся, однако какое-либо окончательное решение до сих пор не выработано, хотя вопрос спорадически поднимается. Так, в итоговом документе IV съезда епархиальных православных миссионеров (2010 г.) было упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга:

На Архиерейском Соборе 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл отметил:

Комментируя предложение Патриарха, настоятель Никольского храма на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) сказал:

С этого момента прошло ещё несколько лет, и каких-либо подвижек в данном вопросе не наблюдалось, при этом энтузиасты мирянского чина продолжали являть собой как бы движение «снизу». Значительный сдвиг произошёл в апреле 2020 года в связи с пандемией COVID-19, когда на официальном сайте РПЦ стали выкладываться последования богослужений Страстной седмицы и пасхального времени мирянским чином (причём в разделе «Документы», указывающем на официальный статус) в качестве благословения и рекомендации совершать его тем, кто из-за карантинных мер лишён возможности участвовать в храмовой молитве.

В силу понятных причин мирской чин в ходу у неканонических юрисдикций, сект и маргинальных группировок, которые весьма продвинулись в его популяризации.

Комментарии

  1. Например, храм Воскресения Христова в посёлке Кожино, храм Илии Пророка посёлка Лесного и Иоанно-Предтеченский храм в деревне СумароковоМосковской области, храм Василия Великого в деревне Хохряки Удмуртии, Тверская область, Архангельская область, Хабаровский край, Михайло-Архангельский храм в селе Малая Кема Приморского края; известен случай на Камчатке, часовня Преподобного Серафима Саровского на острове Новая Земля, приход Святого Александра Невского в селе Валуевка Омской области, Крестовоздвиженская часовня на полярной станции Санникова
  2. Например, храм Праведного Иоанна Кронштадтского в городе Пестово Новгородской области, храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Приморске Ленинградской области, Введенский храм в Мурманске, приход Святой Великомученицы Параскевы в Волгограде.

Значение панихиды для верующих

Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.

Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.

Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.

Разница между Литургией и изобразительными

Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.

Сходства:

  • И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу.
  • Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы.

Различия:

  • Божественная Литургия (обедня) совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни.
  • Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается.

Важно! Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным. Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель

Тем не менее это полезный и необходимый навык. Обедница прививает интерес к богослужебным книгам, учит мирян грамотно обращаться с ними. Тексты для богослужения становятся источником познания и внутреннего воодушевления. В итоге меняется понимание службы и сама сущность христианина, ведь приобщение к Священному Писанию и книгам великих подвижников приносит огромную духовную пользу.

Богословское и историческое основания

Для того чтобы понять что такое парастас, и как он помогает нужно проникнуть немного глубже в его суть. Естественным образом возникает вопрос: откуда взялась эта церемония и почему православный мир ее практикует? Многих также волнует вопрос, что такое утреня с парастасом.

Церемония в ранней церкви

Церковная традиция рассказывает нам, что в первые века христианства по причине гонений верующие не могли открыто проводить богослужения, поэтому они собирались ночью и втайне проводили погребение умерших и молились. Сама церемония длилась всю ночь, поэтому сегодня её называют всенощным богослужением. Молитвы произносились за благочестивых людей, которые стали жертвами жестоких преследований.

Молитвы за мучеников постоянно произносились в ранней церкви. К четвёртому веку стало обычной практикой хранить останки мучеников под алтарём в христианской церкви, подражая видению апостола Иоанна в Откровении (6:9−10). Во время литургии в церкви молились о мучениках, которые умерли, оставаясь верными Господу. Было широко распространено мнение, что мученики слышат такой зов и, в свою очередь, молятся и помогают живущим.

Таким образом, можем заметить, что эта практика берет начало на ранней стадии развития Церкви. Погребальная литургия была в те времена выделена из всенощного богослужения. На сегодняшний день оба термина стали синонимами.

Душа после смерти

Православные догмы учат что живые люди могут повлиять на души тех, кто уже умер. Это может происходить в различных формах добродетельности в память тех, по кому тоскует душа. Это может быть помощь ближнему, личная молитва или молитва священника, зажжённая свеча в память о человеке, пожертвование денег. Православные христиане верят, что христианин проходит через 3 рождения:

  • естественное рождение — когда приходит в мир;
  • рождение свыше — когда проходит Крещение;
  • прославление — когда душа возвращается к Богу во славу.

Причиной, по которой к православные христиане не применяют слово «мёртвые», является вера в то, что душа продолжает жить после смерти. Они глубоко убеждены, что когда-то встретятся со своими близкими на небесах. Но до тех пор всем людям предстоит предстать перед Великим Судом, перед Белым Престолом Того, Кто держит в Своих руках начало и конец мироздания. Суть в том, чтобы помочь усопшим кровным родным получить больше милости от Бога на Его справедливом суде.

Комментарии

  1. Например, храм Воскресения Христова в посёлке Кожино, храм Илии Пророка посёлка Лесного и Иоанно-Предтеченский храм в деревне СумароковоМосковской области, храм Василия Великого в деревне Хохряки Удмуртии, Тверская область, Архангельская область, Хабаровский край, Михайло-Архангельский храм в селе Малая Кема Приморского края; известен случай на Камчатке, часовня Преподобного Серафима Саровского на острове Новая Земля, приход Святого Александра Невского в селе Валуевка Омской области, Крестовоздвиженская часовня на полярной станции Санникова
  2. Например, храм Праведного Иоанна Кронштадтского в городе Пестово Новгородской области, храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Приморске Ленинградской области, Введенский храм в Мурманске, приход Святой Великомученицы Параскевы в Волгограде.

Правила проведения изобразительных

  1. Если служение проводится в храме, оно проходит вне алтаря.
  2. Возгласы священника замещают прошением: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
  3. Взамен ектении говорят: «Господи, помилуй».
  4. Прошение повторяют двенадцатикратно вместо великой и просительной ектении, взамен сугубой — сорок раз.

Важно знать! Ектения — прилежное моление. Во время службы священник произносит короткие молитвы, на них хор и прихожане отвечают словами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»

  1. Прокимны и аллилуарии миряне провозглашают по обычаю на служении.
  2. Главы и стихи Апостола и Евангелия можно читать по обычному синодальному тексту Нового Завета.
  3. Запрещено копирование дьяконских голосовых интонаций. Чтец должен произносить текст просто, осмысленно, соблюдая необходимые паузы.
  4. Каждение можно осуществлять домашним кадилом, осенив его крестным знамением.
  5. Происходящее следует сопровождать словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
  6. Взамен традиционного завершения богослужения нужно проговаривать малое благословение: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
  7. В конце службы прихожане прикладываются к кресту.

Важно знать! Прокимен — неоднократное повторение стиха одного из псалмов, который считается предисловием Апостолов или Евангелия. Аллилуарий — стих из Псалтири, который читается перед Евангелием, вслед за чтением Апостола

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector