Сказка «сказки современных авторов»
Содержание:
Валентина Осеева
Пуговица
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Чему учат сказки для детей?
В первую очередь:
различению добра и зла;
доброте;
мудрости;
смелости и предупредительности;
правильному поведению в непредвиденных ситуациях;
важности обращения за советом к мудрым людям.
Читая новые сказки детям, мы раскрываем перед ними мир добра и радости, где главных героев
неизменно ждет счастливый конец. Так малыш научится главному: трудности — конечны, а счастье
ждет каждого, кто добр и умеет любить. Такие истории отражают реальность
В увлекательной
форме дети перенимают опыт, который на протяжении веков передается из поколения в поколение.
И не важно, это сказки про принцесс, волка, Бабу Ягу или трактор, ведь каждая из них
говорит
о добре.
Сказочные истории способствуют развитию образного мышления и интеллекта малыша. Поэтому,
прежде чем читать сказки детям, рекомендуем изучить, какие особенности характерны для
каждого из возрастных периодов. Так история не только понравится малышу, но и поможет во
всестороннем развитии и становлении в мире.
На нашем сайте «Сказка плюс» вы найдете большой выбор сказок. Сказки про зайцев,
машинку, мышонка, лису и многие другие принесут много радостных минут ребенку и родителям.
Обратите внимание на раздел авторских сказок,
замечательные авторы присылают свои
произведения для размещения на нашем сайте, чтобы как можно больше детей прониклись духом
волшебства слушая сказки на ночь.
Евгений Пермяк
Как Миша хотел маму перехитрить
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Короткий рассказ «Ах!»
Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!
Ах!
Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.
— Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?
А в детском саду говорят:
— Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.
Ах!
Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.
Как узнали об этом в детском саду — сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.
Ах!
Ласточка
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Нина Павлова
Мышонок заблудился
Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.
Алиса в стране чудес (2010)
- Оригинальное название: Alice in Wonderland
- Год: 2010
- Страна: США
- Длительность: 108 мин.
- Режиссер: Тим Бёртон
- Жанр: фэнтези, приключения, семейный
- В главных ролях: Джонни Депп, Миа Васиковска, Хелена Бонем Картер, Энн Хэтэуэй, Криспин Гловер, Мэтт Лукас, Майкл Шин, Стивен Фрай, Алан Рикман, Барбара Уиндсор
- Возраст: 12+
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,12
Жизнь 19-летней Алисы Кингсли принимает неожиданный оборот. На викторианской вечеринке, устроенной в её честь, Алисе делает предложение Хэмиш, богатый, но глупый сын лорда и леди Эскот. Не дав ответа, девушка убегает и идёт за кроликом, замеченным ею на лужайке. Кролик как кролик, вот только он одет в камзол и всё время смотрит на карманные часы.
Алиса гонится за Белым Кроликом через весь луг и видит, как он исчезает в кроличьей норе. Затем, неожиданно, Алиса падает туда сама, летит вниз по странному, сказочному туннелю и приземляется в круглом зале со множеством дверей. Выпив из бутылки с надписью «ВЫПЕЙ МЕНЯ», она уменьшается в размерах, а откусив от пирожного с надписью «СЪЕШЬ МЕНЯ» — вырастает. Наконец, миновав череду злоключений, Алиса попадает через одну из дверей в чудесный фантастический мир, который его обитатели называют Подземной страной.
Там её ждёт целый парад колоритных персонажей: хвастливая Соня, сумасшедший Шляпник, глумливый Чеширский Кот, накурившаяся кальяном гусеница по имени Абессалом, жутковатая Белая Королева и её злобная сестра, Королева Червей, вздорная и раздражительная правительница Подземной страны.
Сказка про танк Т-34
19 Май 2021
Гром взрывов, разлетающиеся во все стороны комки земли, щекочущие броню рикошетные пули… Танку Т-34, стоящему на постаменте возле музея, до сих пор снятся моменты из той Великой Войны.
Историй было много, и он вспоминает то ту, то эту.
И вот одна из них.
Как-то раз танкисты отдыхали после боя — на опушке леса жарили на костре убитого случайно зайца. Как вдруг кусты зашуршали.
Танкисты насторожились — кто-то схватился за пистолет, кто-то упал на землю, в надежде спастись от шальной пули.
Но это был мальчик. Юный, прилично грязный, сорванец, мечтавший воевать, как все ушедшие из деревни мужчины.
Мальчик устал пахать, сеять и пасти коров, поэтому сбежал от мамы и сестер, чтобы защищать родину.
Но детям на войне не месте, поэтому его никто не брал. Когда он пришел в пехотный полк, его накормили и отвезли в детский дом, но он оттуда сбежал.
Танкисты выслушали пацана, пожалели его, покормили. Но оставить его у себя не могли — в танке больше четырех человек не помещалось, да и опасно ребенку на войне, убить могут в любой момент.
Мальчик нежно прикасался к броне танка, чем и запомнился нашему Т-34. Он изучал внутри каждую детальку, хоть и было там несколько темновато. Мальчику было любопытно все, поэтому он задавал много вопросов. И даже надоел танкистам, потому что они устали после боя и хотели отдыхать. В любой момент новое наступление.
Стемнело и они, наконец-то, легли спать. А рано утром, чуть рассвело, Т-34 поехал в ближайший штаб. Отвозить мальчика в тыл. Танкисты просили не отдавать пацана в детский дом, потому что сбежит. А отвезти в деревню, к маме и сестрам, чтобы он продолжал работать на благо победы — выращивать хлеб для солдат, которые защищают родину.
Ведь теперь он видел войну, знает как важно солдатам то, что он может делать сейчас в своем возрасте и из дома точно не убежит. Т-34 очень скучает по мальчику и в каждом, кто подходит к нему сейчас, в мирное время, пытается разглядеть черты того мальчика
Кто знает, может именно он стоит сейчас здесь и вспоминает те самые мгновения, когда Т-34 увозил его в мир из войны
Т-34 очень скучает по мальчику и в каждом, кто подходит к нему сейчас, в мирное время, пытается разглядеть черты того мальчика. Кто знает, может именно он стоит сейчас здесь и вспоминает те самые мгновения, когда Т-34 увозил его в мир из войны.
А какие мгновения из своей жизни вспоминаешь часто ты?
Что общего между картиной и сказкой
29 Янв 2021
Мы настолько привыкли к собственному изображению, селфи и прочим фото, что уже не печатаем фотографии, храним их в цифровом виде или сразу удаляем, выставив на всеобщее обозрение в социальной сети.
В век цифровой фотографии картины, нарисованные руками художника, заставляют остановиться и задуматься.
Если фото — как мультфильм, который легко смотреть, то картины очень похожи на сказки. Сказки, которые можно читать много раз и каждый раз тебя перед глазами встает разная картинка. Ты сам придумываешь концовку, ведь наверняка в сказочном мире жизнь на сказке не закончилась.
II. В путь
На следующее утро, как и было условлено, вся наша дружная компания собралась здесь же у бревна. Мы с Танькой решили немножко смухлевать, и вместо больших лопат взяли маленькие, почти детские. Оказалось, что и остальные ребята не спешили тащить поклажу. Нормальные лопаты были только у Витальки, который считался негласным руководителем операции и Антошки – его вечного соратника. Проще говоря, шестерки.
Американчик пришел вовремя, без опозданий. Хотя, мы отчего-то думали, что ему в тягость будет вставать с петухами. Кто его знает, как у них там принято?
Когда над озером за бугром едва только показались первые рассветные блики, мы двинулись в путь, предварительно подсчитав имеющиеся в наличии припасы. Вода, шоколад, несколько разнокалиберных бутербродов с колбасой, вареные яйца, свежие огурцы – помидоры и, ко всеобщей радости, целый пакет отличных крупных семян. Спасибо бабе Маше. Ей можно было вообще ничего больше не давать Кольке, потому что семечки эти мы смачно щелкали всю дорогу до места, и на обратный путь еще осталось.
Глядя на нашу процессию со стороны, можно было подумать, что это идет лагерный школьный отряд. Две здоровенных лопаты, у каждого за спиной рюкзак, панамки – кепки (как положено). Не хватало только вожатых с флажками
Заместо учителя впереди важно вышагивал Виталька, а рядом с ним… нет, не Антошка. Американчик
Виталька настоял, чтобы тот сразу на выходе из села настроил свое устройство. И вот теперь, мы плелись медленнее черепах. Оттого, что буквально через каждые десять метров айпад истерично пищал. Первые раз десять, Виталька отзывался на каждый такой сигнал и тут же командовал своему верному оруженосцу Антошке копать там, где указывал механизм. Но вскоре он понял, что ловить в такой близи от цивилизации особенно нечего. После извлеченных из-под земли консервных банок, крышек и старых автозапчастей, он попросил Кольку убрать технику обратно в рюкзак и до места назначения не баламутить народ.
Мы с Танькой, скоренько переместились вперед, огибая других ребят, и пошли след в след за направляющими. Очень уж любопытно было послушать, о чем там рассказывает американчик. А то, что Виталька непременно начнет свой допрос – это уж как пить дать. Когда мы подошли, беседа как раз только вступала в самую интересную свою фазу.
— Чувак, а ты нехило чешешь по-русски, — говорил Виталик со знающим видом.
Колька не понял, — что чешу?
— Ну, мы вот говорим, а ты все понимаешь.
— Аааа, — протянул американчик. – Так у меня мама русская.
— А папа? – с любопытством допытывал Виталька.
— Папа американец.
— Но тебя ведь, по-нашему зовут? Чего там имен других нет в вашей Америке?
Колька заулыбался, — это мама настояла. В свидетельстве о рождении российском записали Николаем, а по американским документам я Николас.
Виталька повернулся к идущей следом процессии и заорал во все горло, чтобы нашего нового друга теперь звали все Николасом. И хотя сам Колька отнекивался, наверное, уже жалея о том, что рассказал, ребятам новое имя на иностранный лад больше нравилось. Ну, к примеру, возвращаешься ты в школу с летних каникул. Учительница говорит «расскажи, как прошло лето». А ты такой, руки в карманы, взгляд в потолок и, непринужденно, словно само собой разумеется, выдаешь «да так, тусовались там с одним американцем, Николасом… Ну типа этого, Кейджа». В любом случае, круче звучит, чем просто Колька.
Допросам Витальки не было конца и края. Мне уже даже неудобно за него стало. Но послушать о тамошней жизни все равно хотелось.
Оказалось, что Колька (про себя я так и не стала звать его по-ихнему) учился в самой обыкновенной средней школе. А в свободное от учебы время занимался баскетболом и математикой. Причем, в городе, где он жил находилась чуть ли не единственная в стране русская школа математики, с русскоговорящими учителями. От того – то, может он и балакал так хорошо по-нашему. Других братьев и сестер у него не имелось. У папы имелся какой-то там бизнес, а мама тоже работала. Где именно, мы не уточняли.
Сам Колька, судя по всему, не очень радовался тому, что его на целое лето отправили сюда «постигать» родную культуру. Тем более, что у него с друзьями тамошними уже имелись свои, не менее важные планы. Но раз так решили родители, что он мог поделать. Кстати, мама его уже улетела обратно, и вернуться должна была только в конце августа. И хотя, счастье бабы Маши было безграничным, Кольке очень хотелось домой.
— Не кисни, — дружески потрепал его за плечо Виталька. – У нас хоть и не ваша заграница, а тоже есть чего делать. Вот как найдем сейчас клад, будешь потом своим американцам рассказывать.
III. Привал
Часа через два воздух окончательно и бесповоротно прогрелся, как это обычно бывает в наших широтах. Идти стало труднее. Так что мы стали высматривать место для привала. Метрах в ста пятидесяти от маршрута, на лысеющем холме располагалось несколько хилых деревьев. Виталька скомандовал, и мы дружно побрели в долгожданную тень.
Расположив свой скарб на траве, мы плюхнулись рядом и принялись извлекать из рюкзаков спасительную влагу. Осмотрев хорошенько траву, Колька извлек из рюкзака подстилку, какие обыкновенно кладут поверх табуретов (наверняка, бабы Машина утварь) и уселся на нее по-турецки. Он с интересом разглядывал нас. Еще бы! Я б, наверное, если бы оказалась там у них, тоже смотрела во все глаза. Что в этот момент происходило в его голове – никто не знал. Наши пацаны извлекли откуда-то сигаретку (одну на всех) и, неумело задымив, начали передавать ее из рук в руки. Наверное, они казались себе очень крутыми. Когда табачный сверток достиг Кольки, он вежливо отказался. Виталька и другие ребята не поняли:
— В смысле? У вас че там в вашей Америке, не курят? Мы слышали там и чего покрепче можно.
— Да, — согласно кивнул американчик. – Некоторые виды легких наркотиков можно так просто купить в магазине.
— Ништяк! – хором загудели наши. – Вот это страна возможностей!
— Но… — Колька медлил.
— Но что? — с азартом переспросили пацаны.
— Но курят в основном те, кто победнее. Ну, сигареты же, как это сказать, затормаживают мозговую активность. То есть, те кто хочет пойти в хороший колледж, и в школе имеет достижения, никогда не станет этого делать. Ну и потом, cancer…
— Чего? – переспросила я.
— Честно, не знаю этого слова по-русски. Болезнь такая страшная.
— Типа, рак легких, что ли? – с ухмылкой вставил Виталька.
— Да, что-то с легкими. Или с горлом. Или еще с чем. Ну, очень неприятное лечение. И смертность высокая.
Пацаны разом как-то притихли. Не то, чтобы нам в школе не прожужжали уже все уши про подобные вредности. Просто, как-то странно было слышать подобное из уст своего ровесника. Да еще и в такой солнечный день.
Посидев еще немного, мы взяли свои рюкзаки и отправились дальше по маршруту.
На траве так и осталась затушенная недокуренная сигарета…
I. Решено
У нашего села, между прочим, очень интересная история. Об этом любой может рассказать. Давным-давно, когда на Руси было монгольское нашествие, здесь стояли шатры этих восточных ханов. Налегке они никогда не ездили, а возили с собой все свое добро. И драгоценности, и коней, и жен. (Ну, кони-то с женами до наших дней не сохранились). Говорят, когда русские прижали завоевателей хорошенько, они часть своего имущества побросали, а точнее, зарыли в землю, и убежали восвояси. Так до сего дня и не найдены богатства. Лежат себе тихонечко, и ждут случая, чтобы осчастливить какого-нибудь школьника.***
Прошла уже почти неделя с тех пор, как американчик приехал к бабушке на каникулы. В магазин он не выходил, вечерами за двором не гулял, и даже на пруду ни разу не поплавал. Мы уже перестали и говорить о нем. Что у нас, своих новостей мало? Как вдруг, в один прекрасный день, он все-таки показался на улице, вместе с собакой бабы Маши на поводке.
Смотреть на эту картину было весело. Потому что, сколько себя помню, у нас ни разу никто вот так «интеллигентно» не прогуливался по селу с четвероногим. Обычно собаки (бездомные не в счет) всю жизнь так и проводили на цепи подле своих будок. А если и получалось у них размять лапы, то только по своему огороду. Да и то, недолго, пока хозяева не словят.
Николай Носов
Ступеньки
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
— Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять… И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ножки болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.