Русские мусульмане
Содержание:
К
- Кааба — с араб. — «куб». Кааба – название мусульманской святыни, которая представляет собой кубическую постройку, находящуюся в Мекке во внутреннем дворе Масджид аль-Харам. Во время молитвы верующие мусульмане должны обращать свое лицо в сторону Каабы. Вокруг Каабы во время хаджа совершают обряд таваф. Кааба – это храм единобожия, который построили Ибрахим (Авраам) и Исмаил.
- Каусар — с араб. — «изобилие». В исламской терминологии это название райской реки и суры из Корана.
- Кадр — исламский термин, называющий один из столпов веры. Традиционный перевод – «предопределение», но термин имеет более точное значение: это первоначальная осведомленность Аллаха обо всем, что было и будет, о том, что есть добро и что есть зло. В основе Кадара – Всезнание Всевышнего, которое не ограничено временем или местом, а также понимание того, что все происходящее происходит по воле Всевышнего и с Его ведома.
- Кафара — используется в исламской терминологии в значении искупления за совершенный грех.
- Кафир — с араб. — «скрывающий». Так называют неверного, не верующего в Аллаха и в миссию Пророка Всевышнего ﷺ человека, немусульманина.
- Кибла — с араб.- «направление». Исламский термин, означающий направление на Каабу, расположенную в Мекке, в сторону которого должны быть обращены верующие во время совершения молитвы.
- Китаб — «Писание», «Книга». Часто употребляется в переводе на русский язык с определенным артиклем «аль» перед самим словом: Аль-Китаб, что значит «Священный Коран». Используется также форма «Китабуллах» как еще одно название Корана, что означает «Книга Аллаха».
- Коран или Аль-Кур’ан – название Священной мусульманской книги, Книга Аллаха. «Коран», по мнению большинства ученых, является отглагольным именем, образованным по формуле «гуфран», означающее «прочтение». Коран был ниспослан людям и джиннам как Последнее Писание, и это единственное Священное Писание, которое дошло до наших дней в оригинальном виде без искажений. Всевышний возвел Коран с Хранимой Скрижали на «ближайшее небо» (первый небесный уровень) в Ночь «Кадр», после чего он постепенно был ниспослан Мухаммаду ﷺ через ангела Джибриля во время пророческой миссии Мухаммада ﷺ. Коран как Священное Писание является выражением Речи Аллаха. Коран состоит из 114 глав или сур, а суры, в свою очередь, делятся на аяты.
- Кунья — с араб. — «прозвище». Является составной частью мусульманского имени, в которую включены элементы «умм» — мать или «абу» — отец.
- Курайшиты — исламский термин произошел от названия родного племени Пророка Мухаммада ﷺ Курайш, которое длительное время противостояло ему.
В чем отличие ваххабизма от традиционного ислама
Ваххабиты считают, что от мертвого пророка Мухаммеда больше нет никакого толку. К тому же они не признают праздников, которые чтят те, кто исповедует традиционный ислам. Например, они не отмечают рождества пророка Мухаммада, не приемлют обращения к Аллаху через святых людей и пророков, как это принято в исламе испокон веков.
Ваххабиты вместо почитания вечных мусульманских истин взяли куски из других религий, смешали их и приправили злостью. Верующие в традиционный ислам и мусульманские ученые в среде ваххабитов считаются «неверными».
У этого течение постепенно сформировался свой список святых:
- ибн Теймийя;
- ибн аль-Каййим;
- ибн Абдуль-Ваххаб.
Последователи ваххабизма принесли много горя традиционному исламу. Они снесли святыни мусульман:
- могилы святых;
- надгробия;
- мавзолеи.
Свое поведение они объясняют тем, что таким образом борются с «идолопоклонничеством».
А
- Абдуллах (на арабском عَبْدُ الله)- имя раба Аллаха или раба Божьего. Слово состоит из части слова «абд», производного от корня айн-ба-даль или ибада, что значит «поклонение» и имени Всевышнего. В данном случае имеется в виду «раб» в значении «поклоняющийся», «служащий Богу». Отличается от слов «ракык» или «мамлюк», которые как раз употребляются в значении раба, как «несвободного, находящегося в рабстве».
- Аврат или Аурат (на арабском عورة) — обозначение частей тела, которые следует прикрывать от чужих взглядов. Для женщины ауратом будет считаться полностью тело, исключая кисти рук и овал лица, а для мужчины – это всё что между пупком и коленями. Также могут употребляться словоформы «гаурат» и «аура», а также некоторые другие.
- Азан (на арабском أذان) — провозглашаемый муэдзином призыв к молитве.
- Акида, Акыда (на арабском عَقِيدَةٌ) — «Верить во что-либо твердо». В исламской терминологии используется как обозначение комплекса мусульманских вероубеждений.
- Акика — «Перерезание». Речь идет о принесении одного-двух баранов как жертва в благодарность Богу за рождение ребенка.
- Алим — переводится «ученый» или «знающий». Так называют ученых-мусульман, занимающихся различными науками.
- Алла́х — прямая транслитерация араб. слова со значением «Бог», но в арабском языке само значение слова «Бог» гораздо глубже и шире, чем в русском языке: термин «Аллах» переводится как «Единственный Бог» или «Единый». Для употребления слова «бог» в значении «божество» или других возможных значениях применяется «илях». В Коране и хадисах употребляется как первое из девяноста девяти имен Аллаха.
- Аль-Китаб — так именуют Коран или Священную Книгу, которая была ниспослана Господом. В русском языке использование термина «китаб» вместе с артиклем «аль» часто указывает именно на значение «Священный»: Священный Коран.
- Аманат — надежность или хранение в широком смысле этого слова, то, что Бог вверил, доверил, поручил на хранение людям.
- Ансары — дословно переводится как «помощники». Так именуют коренных жителей Медины, ставших подвижниками Мухаммада и обратившихся в ислам.
- Аср — время после полудня, когда следует читать намаз аср. Такое название носит сто третья сура Корана.
- Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух — «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение». В исламской терминологии так звучит форма приветствия (одна из форм) среди мусульман.
- Ахль аль-Байт — так называют жен Пророка Мухаммада ﷺ и его членов семьи, и дословно термин переводится как «люди дома».
- Ахлю сунна валь джамаат — так именуют мусульман-суннитов, которые следуют пути Пророка ﷺ и мнению авторитетных ученых-богословов мусульманской общины. Переводится как «люди Сунны и общины».
- Ахлю-ль-китаб — так именуют Людей Писания (дословно – «люди книги»), из числа христиан и иудеев, которые являются наследниками тех людей, которым были переданы пророками священные Писания Таура, Инджиль и Забур.
- Ахират — название вечной загробной жизни, которая наступает после смерти, когда человек попадает либо в рай, либо в ад.
- Ахляк или ахлак – так называют исламскую этику, нравственность.
- Аятолла — религиозный шиитский титул, которого удостаиваются эксперты в исламоведении, философии, этике или юриспруденции. Дословно переводится как «знамение Аллаха».
- Ахшам или акшам намаз — с тюркского языка — магриб-намаз, вечерний намаз.
- Аят или айат в переводе — «знамение», «чудо» или «знак». Стих Корана, его мельчайшую структурную единицу. В более широком смысле аят может называть события и процессы, которые подчинены определенным закономерностям, над сущностью которых призывает поразмышлять Коран, чтобы человек смог осознать, что все эти процессы и события не возникают и не происходят из ничего. Тем самым аяты представляют собой знамения, которые подтверждают само существование Всевышнего.
Основные столпы исламского вероучения
Духовная жизнь в исламе основана на шести столпах (основных положениях) веры, которые обязан признавать каждый мусульманин. Кто отвергнет хотя бы один из них, считается отпавшим от ислама. В кратком изложении они включают в себя веру в Аллаха, ангелов (малаика), Священное Писание, посланников (расуль) и пророков (наби), в Судный день (киямат), а также в кадар – божественную предопределённость судьбы каждого человека. Правоверный мусульманин исповедует, что всё на свете (хорошее и плохое) происходит исключительно по воле Аллаха.
Религиозная практика приверженцев ислама также строго регламентирована и в её основе лежат пять столпов (в данном случае – требований), следование которым является непреложным законом. В их число входят:
- Шахада – вера в единство Бога и пророческую миссию Мухаммеда.
- Намаз – ритуальная молитва, совершаемая пять раз в сутки.
- Ураза – пост во время священного месяца рамадана (9-й месяц по мусульманскому календарю).
- Закят – ежегодное пожертвование в пользу бедных.
- Хадж – обязательное паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни совершает каждый мусульманин.
Мировое христианство. Православные христиане.
Анализ от 19 декабря, 2011
Комплексное демографическое исследование более чем в 200 странах показало, что по всему миру насчитывается 2,18 миллиардов христиан различного возраста, что составляет почти треть 6,9-миллиардного (по приблизительным оценкам на 2010 год) населения Земли. При этом христианство имеет настолько обширное географическое распространение, что ни один континент или регион не может с уверенностью называться центром мирового христианства.
Подробнее http://www.pewforum.org/Christian/Global-Christianity-exec.aspx
Православные христиане
В мире насчитывается около 260 миллион православных, что составляет 12% процентов от общего числа христиан.
Почти четверо из десяти православных (39%) проживают в России, в стране с наибольшим числом православных. Второе место занимает Эфиопия, где численность православных более чем в три раза превышает православное население Греции. Несмотря на то, что в Турции расположена резиденция вселенского Патриарха Константинопольского, одного из самых высокочтимых архиепископов в православном мире, православное население этой страны относительно невелико (около 180 000).
10 стран с наибольшей численностью православных |
|||
Страна | Примерная численность православного населения на 2010 | Доля православного населения в стране | Доля от общего числа православных во всем мире |
Россия | 101 450 000 | 71% | 39% |
Эфиопия | 36 060 000 | 43,5 | 13,9 |
Украина | 34 850 000 | 76,7 | 13,4 |
Румыния | 18 750 000 | 87,3 | 7,2 |
Греция | 10 030 000 | 88,3 | 3,9 |
Сербия | 6 730 000 | 86,6 | 2,6 |
Болгария | 6 220 000 | 83,0 | 2,4 |
Беларусь | 5 900 000 | 61,5 | 2,3 |
Египет | 3 860 000 | 4,8 | 1,5 |
Грузия | 3 820 000 | 87,8 | 1,5 |
Общая численность православных в 10 странах | 227 660 000 | 54,9 | 87,4 |
Число православных в других странах | 23 720 000 | 0,2 | 12,6 |
Общая численность православных во всём мире | 260 380 000 | 3,8 | 1000 |
Примерная численность округлена до десяти тысяч. Процентное соотношение подсчитано исходя из неокругленных цифр. Цифры могут быть несколько неточными из-за округления. | |||
Форум Pew Research Center по религиозной и общественной жизни. Мировое христианство , Декабрь 2011. |
Почти девять из десяти православных (87%) всего мира приходятся на 10 стран с наибольшей численностью православного населения. В основном в этих странах имеет место православное большинство – хотя православные составляют менее половины от общей численности населения в Эфиопии и лишь около 5% населения в Египте. Православные христиане составляют большинство от общей численности населения в 14 странах.
Православное население в значительной степени сосредоточено в Европе, куда входит вся Россия. В Европе проживает 77% мирового православного населения, в Южной Африке около 15% и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (включая Турцию) около 5%. Небольшой процент православных также проживает на территории Ближневосточной и Северной Африки (около 2%) и в Америке (1%).
История
Распространение ислама за пределы Аравийского полуострова и в другие части континента может быть связано с обширными торговыми путями, соединяющими Западную Азию с Китаем.
Семья Бармакидов была одним из первых сторонников революции Аббасидов против Омейядов и Ас-Саффаха . Это дало Халиду ибн Бармаку значительное влияние, а его сын Яхья ибн Халид (ум. 806) был визирем халифа аль-Махди (правил 775–785) и наставником Харуна ар-Рашида (правил 786–809). Сыновья Яньи аль-Фахл и Джафар (767–803) оба занимали высокие посты при Харуне. Многие Бармакиды были покровителями наук, что в значительной степени способствовало распространению индийской науки и стипендий из соседней Академии Гундишапура в арабском мире. Они покровительствовали таким ученым, как Гебир и Джабрил ибн Бухтишу . Им также приписывают создание первой бумажной фабрики в Багдаде. Сила Бармакидов в те времена отражена в «Книге тысячи и одной ночи» ; Визирь Джафар появляется в нескольких рассказах, а также в сказке, которая породила выражение «пиршество бармесидов».
Многие из первых правителей Халифата были Бармакидами. Халид ибн Бармак построил Мансуру, Синд, а затем Багдад . Его сын был губернатором нынешнего Азербайджана .
Вера в Христа
Сегодня на территории России проживает примерно 20 % тюркско-язычного населения, исповедующих христианство. Обе религии распространялись в одно время и куда-то (крымский полуостров), учение Христа пришло раньше.
Присоединившись к России, на месте разрушенных войной мечетей, по приказу Ивана Грозного, стали возводиться христианские храмы. Татарам некуда было деваться и люди приняли новую веру. Их часто называют этнонимом — «крященые«. Происходило это на территории Волжского и Уральских регионов.
Что интересно, в самом Татарстане количество христиан достигает 40 процентов и число это постоянно растет, так как в смешанных браках детей обычно крестят. |
Амина Шабанова сейчас
В 2021 году закрытый поселок в Подмосковье привлек внимание общественности. Из-за внезапно вспыхнувшего интереса к поселению дизайнер и основатель пожаловалась на угрозы в свой адрес
По словам Амины, волна исламофобии поднялась после публикаций в СМИ, которые превратно интерпретировали суть идеи Шабановой. Гендиректор IRADA отправляет сообщения юристам, чтобы подать заявление в полицию.
Похоже, жители Нечесово, которых испугало слово «джамаат», промелькнувшее в новостях, оказались не готовы к такому соседству, и в конце августа председатель СК РФ Александр Бастрыкин поручил проверить, не создается ли под видом невинной общины почва для религиозного анклава или секты. Хотя на официальном сайте проекта значится, что это «сообщество зрелых осознанных людей» и поселиться там могут не только мусульмане, но и те, кто исповедует православие.
Амина Шабанова возле дома в поселении Аминовка
К слову, экопоселение не такая уж сейчас дикость и новинка для России. Достаточно вспомнить движение «Звенящие кедры России», которых еще называют «анастасийцами» из-за их преданности роману «Анастасия» Владимира Мегре. Кстати, профессор МГЛУ Роман Силантьев почему-то отнес к последним и Амину, сказав, что изучил ее профили в соцсетях
Обращает на себя внимание и православная слобода Германа Стерлигова, у которой устав строже, а также поселки кришнаитов. К ним, однако, интерес не столь велик, как к мусульманской общине под Москвой
За экопоселение Аминовка заступился пресс-секретарь Духовного управления мусульман Московской области Станислав Токарев, а сама Шабанова даже рада проверке, надеясь, что она расставит все точки над «i».
Численность мусульман
Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. человек, что составляло 19% всего населения земного шара. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии (без стран бывшего СССР) жило 778 млн. (22% населения этой части света и 69% всех мусульман), в Африке — 309 млн. (соответственно 41% и 27%), в Европе (включая всю территорию России) — 32 млн. (4,4% и 2,8%), в Америке — 7 млн. (0,9% и 0,6%), в Австралии и Океании — 0,4 млн. (1,3% и 0,03%).
В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии (150 млн. — 83% всего населения; все приводимые цифры относятся к 1990), Пакистане (119 млн. — 97%), Бангладеш (101 млн. — 87%), Индии (99 млн. — 12%), Иране (56 млн. — 99%), Турции (55,5 млн. — ок. 100%), Китае (27 млн. — 2,4%), Ираке (18 млн. — 95%), Афганистане (16 млн. — 99%), Саудовской Аравии (13 млн. — 93%), Йемене (13 млн. — почти 100%), Сирии (11 млн. — 90%), Малайзии (10 млн. — 55%), на Филиппинах (5 млн. — 8%), в Иордании (3,2 млн. — 94%), Таиланде (2,2 млн. — 4%), Кувейте (1,9 млн. — 90%), Ливане (1,8 млн. — 60%), Объединенных Арабских Эмиратах (1,6 млн. — 85%), Мьянме (1,6 млн. — 4%), Омане (1,4 млн. — 96%), Палестине (1,4 млн. — 88%), Шри-Ланке (1,3 млн. — 8%). Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне (ок. 440 тыс. — 85%), Катаре (ок. 405 тыс. — 91%), Мальдивской Республике (214 тыс. — св. 99%), Брунее (ок. 190 тыс. — 71%).
Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте (46 млн. — 85% всего населения), Нигерии (34 млн. — 40%), Алжире (25 млн. — свыше 99%), Марокко (25 млн. — около 100%), Судане (18 млн. — 70%), Эфиопии (16 млн. — 35%), Танзании (9,6 млн. — 35%; на Занзибаре ислам исповедуют 98% населения), Тунисе (8,1 млн. — 99,5%), Мали (8,1 млн. — 86%), Сомали (7,6 млн. — почти 100%), Нигере (6,4 млн. — 90,5%), Гвинее (5,7 млн. — 83%), Кот-д-Ивуаре (4,9 млн. — 39%), Ливии (4,4 млн. — 96%), Буркина-Фасо (4,3 млн. — 48%), Камеруне (2,7 млн. — 24%), Чаде (2,6 млн. — 45,5%), Гане (2,4 млн. — 16%), Мозамбике (2 млн. — 13%), Мавритании (2 млн. — около 100%), Сьерра-Леоне (1,8 млн. — 43%), Эритрее (1,7 млн. — 51%), Кении (1,5 млн. — 6%), Уганде (1,5 млн. — 8%), Малави (1,2 млн. — 14,5%). Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия (около 820 тыс. — 95%), Коморские Острова (около 430 тыс. — 98%), Джибути (около 385 тыс. — 95%), остров Майотта (78 тыс. — 97%).
Среди государств, образовавшихся после распада СССР, много мусульман в Узбекистане (14 млн. — 68% всего населения), России (13 млн. — 9%), Казахстане (6,7 млн. — 40%), Азербайджане (5,7 млн. — 80%), Таджикистане (4,4 млн. — 82%), Туркмении (2,8 млн. — 76%), Киргизии (2,6 млн. — 60%). В России мусульмане в основном сосредоточены в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и на Северном Кавказе.
В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция (4,3 млн. — около 8% населения), Германия (2 млн. — 2,5%), Югославия (Сербия и Черногория: 1,8 млн. — 17%), Босния и Герцеговина (1,7 млн. — 40%), Великобритания (1,4 млн. — 2,5%), Албания (по приблизительной оценке, 1,3 млн. — 40%), Италия (1,1 млн. — около 2%).
В Албании, Боснии и Герцеговине, Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения (в Югославии главным образом албанцы Косова), во Франции, Германии, Великобритании, Италии — это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Африки, в Германии — главным образом турки, курды, арабы, так называемые славяне-мусульмане (из Боснии и Герцеговины), в Великобритании — в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи.
В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).
По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман .
Ислам в Советском Союзе
После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.
В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.
Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.
Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.
Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.
Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.
Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.
В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.
Течения ислама
Ислам делится на два основных течения:
- Сунниты
- Шииты
Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.
Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.