Мухаммед (571 — 632 н.э.) — биография, жизнь и учения пророка

[править] Краткая биография

Х/ф: Посланник. (Про пророка Мухаммада ﷺ)

Мединское соглашение

Мухаммад родился около 570 года в семье Абдуллаха ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб. Он происходил из рода Хашим племени Курайш. Его отец умер до его рождения, а мать умерла когда мальчику было 6 лет. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб, но через два года он тоже умер. После смерти деда Мухаммеда взял дядя Абу Талиб. Являясь человеком сведущим в торговле и умением водить караваны, примерно к 20 годам нанимался в качестве проводника караванов (или торгового агента). В 25 лет Мухаммед женился на Хадидже. Будучи человеком пытливым и любознательным, он пытался делать выводы из своих наблюдений окружающей жизни. Он был сильно обеспокоен злом, преобладавшим среди арабов. И часто удалялся в пещеру, расположенную в четырех с половиной километрах от Мекки, где, уединившись, погружался в богослужение. В сорокалетнем возрасте, когда он пребывал в этой пещере, получил первое откровение от Бога. Ему было велено идти путем пророчества, призывать человечество к Богу, стирать прочь зло и изживать идолопоклонство. Проповедь Мухаммада в значительной части содержала уже известные положения. Вслед за теми, кто принял иудаизм и христианство, он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Бога, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Бога, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Ибрагима (Авраам), Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Поэтому Мухаммад заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама. Таким образом, мусульмане полагают, что он претворил в жизнь библейское обещание о Пророке, которые должен был явится, как Моисей (то есть принести людям новый закон от Бога), и родом он должен быть из братьев израильтян (евреев), то есть исмаильтян (арабов).

Когда он донес народу Мекки свое послание, утверждая что это весть от Бога, они стали активно противостоять ему. Друзья становились его врагами. Тех, кто принял его, преследовали различными способами. Мухаммад и его последователи выносили все эти преследования с терпимостью и стойкостью целых тринадцать лет, пока он не мигрировал из Мекки. Потому что аристократия Мекки, разбогатевшая на торговле и доходах от паломничества к древнему святилищу Каабе, усмотрела в его проповеди угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммада с целью покончить с ним. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть город в 622 и перебраться в город Ясриб (совр. Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Этот переезд (по-арабски: хиджра) ознаменовал новый период в жизни пророка.

Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община (умма). В том же году (622 г.) между мусульманской общиной Мухаммада и еврейской общиной Медины был подписан соглашение регулирующая взаимоотношение, где мусульмане и люди Писания объявлялись союзниками, составляющую одну общность, несмотря на религиозные различия. Данный документ также известен как первая мусульманская конституция. Согласно соглашению сохранялись местные обычаи и самоуправление. Цитата из Мединского соглашения:

Но язычники Мекки даже в Ясрибе (совр. Медина) не давали покоя Мухаммаду и первым мусульманам. Мекканцы слали армии, чтобы покончить с ним. Божественный приказ позволил ему и его последователям вступить в военные действия с целью собственной защиты. Наконец, на восьмом году после исхода из Мекки он совершил мирное и победное возвращение в Мекку вместе с десятью тысячами последователей. Два года спустя он совершил паломничество в Мекку, и там произнес прощальную проповедь. В этой проповеди он установил принципы человеческого равенства и провозгласил основные права человека. Ко времени его смерти в 632 г. идолопоклонники Мекки и большинство арабов превратились в твердых последователей Божьего единства.

Жизнь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)

Пророк Мухаммад ﷺ появился на свет в год слона, это был 12 день месяца Раббиуль авваль. Задолго до этого на свет явилось множество признаков, которые говорили о скором приходе посланника Аллаха.

По обычаю арабов, вскоре после рождения, Мухаммада ﷺ отдали на вскармливание и воспитание бедуинам, жившим в пустыне. Тогда люди верили, что дети, выросшие в пустыне, будут более сильными, здоровыми и способными.

Жизнь Пророка изобилует чудесными происшествиями. От Анаса бин Малика передано, что в детстве к Мухаммаду ﷺ явился Джибраиль. В то время мальчик играл с ровесниками и, увидев чужого, они насторожились. Ангел положил Мухаммада на землю, раскрыл его грудь и вытащил сердце. От увиденного мальчишки побежали звать на помощь взрослых. В тот момент Джибриль очистил сердце мальчика и вложил его обратно в грудь. Когда подоспели взрослые, он был бледен, но здоров.

Помимо таких чудес было в его жизни и множество страданий. Отец его погиб еще до рождения Мухаммада, а по достижении шести лет он потерял и мать. Мальчик остался сиротой и был взят на воспитание дедушкой, а потом и дядей Абу Талибом.

Первой и любимейшей женой пророка Мухаммада стала Хадиджа ارضي الله عنه. Она была наслышана о молодом человеке, отличавшемся своей честностью и искренностью, и решила его проверить. Тогда Мухаммаду было 25 лет, и Хадиджа наняла его, чтобы сопровождать караван с ее товарами в Сирию. По возвращении Хадиджа получила огромную прибыль, а ее поверенный, путешествовавший вместе с Мухаммадом, рассказал о высокой нравственности Пророка и чудесах, сопровождавших их в поездке. После этого Хадиджа через подругу предложила себя ему жены, и он согласился.

Дети Пророка Мухаммеда ﷺ

К числу семьи Пророка Мухаммеда ﷺ относятся его дети, в числе которых называют:

  1. аль-Касима, чье имя стало основой для куньи Пророка Мухаммада ﷺ (его кунья была «отец аль-Касима» или «абу аль-Касим»), и который умер еще в детстве;
  2. Зайнаб, которая родилась раньше аль-Касима;
  3. Рукайя;
  4. Умм Кульсум;
  5. Фатима, от которой пошли потомки Пророка Мухаммеда ﷺ;
  6. Абдулла, который родился после своих сестер, но неизвестно точно, был ли он рожден до начала пророческой миссии или после его. Относительно личности Абдуллы также возникают споры на тему того, ему ли принадлежат имена «ат-Тахир» и «ат-Тайиб», но достоверное мнение гласит, что это не имена, а прозвища сына Пророка Мухаммеда ﷺ Абдуллы.
  7. Ибрахим — еще один ребенок, которого родила ему наложница Мария Киптия в Медине. Весть о рождении сына принес отцу Абу Рафи, который был вольноотпущенником, и он получил от Мухаммада ﷺ в дар за хорошую весть раба. Но сын Ибрахим умер в младенчестве.

По свидетельству ибн Аббаса, старшей из всех сестер была Рукайя, а младшей – Умм Кульсум.

Дети Пророка Мухаммада ﷺ были все рождены от Хадиджи, поскольку от остальных жен у Посланника Аллаха ﷺ не было детей. Они все, за исключением Фатимы, умерли еще до смерти Мухаммеда, и только Фатима всего лишь на полгода пережила своего отца. Фатима получила особое благословение от Всевышнего Аллаха, который возвысил ее над всеми остальными женщинами мира и назвал ее и ее мать Хадиджу лучшей женщиной этого мира. К числу лучших женщин мира относят и Айшу.

Сколько было пророков?

По мнению одних ученых за все время существования человечества их было 124 тысячи, согласно мнению других — 224 тысячи. В хадисе, переданном от Абу-Зарра сказано, что посланников среди них было 313. В Священном Куране упомянуты имена 25 из них.

  • Адам, которому были ниспосланы первые 10 свитков с законами;
  • Идрис, получивший 30 свитков;
  • Нух, всему миру известный, как Ной;
  • Худ, выходец из народа впоследствии уничтоженного за неверие бушующим ветром;
  • Салих, соплеменники которого, нарушив договор с Аллахом, были убиты громом (шумом);
  • Ибрахим, «Халиль ар-Рахман», получивший 10 свитков;
  • Лут, племянник Ибрахима, пытавшийся наставить на путь истинный народ, погрязший в низостном грехе мужеложства;
  • Исмаил, старший сын Ибрахима, едва не принесенный в жертву ради Аллаха и спасенный Всевышним;
  • Исхак, младший сын Ибрахима, посланный к народам Сирии и Палестины;
  • Якуб, на долгие годы разлученный с любимым сыном;
  • Пророк Юсуф, сын Якуба, наделенный Аллахом невероятной красотой и способностью толковать сны;
  • Шуайб, который по воле Аллаха заставил идолов произнести шахаду;
  • Харун, брат Мусы и его помощник на пути Аллаха;
  • Муса (пророк Моисеи), которому был ниспослан Таурат;
  • Дауд, получивший Забур;
  • Сулейман, умевший разговаривать с растениями и животными;
  • Айюб, известный своим терпением и богобоязненностью;
  • Зулькифил, или Зулькифль, посланный к народам Сирии;
  • Юнус, проглоченный китом и выживший по воле Аллаха;
  • Ильяс, по воле Аллаха сумевший оживить человека;
  • Альяса, в детстве вылеченный пророком Ильясом и сопровождавший его в странствиях;
  • Закарийя, опекун матери Исы;
  • Яхья, сын Закарийи, посланный к народу Израиля;
  • Иса (библейский пророк Иисус), которому был ниспослан Инджиль عليه السلام;
  • Мухаммад ﷺ, величайший из всех людей, пророков и посланников, любимец Аллаха, который завершил пророчество и является печатью в череде посланников Аллаха.

Существует мнение, что упомянутые в Коране Узейр, Лукман и Зулькарнайн –«святые» и некоторые причисляют их к списку упомянутых пророков Аллаха, но Всевышний знает лучше. Истории пророков должен изучать каждый мусульманин. Пророки в Исламе те люди, жизнь которых — яркий пример красивого терпения, исламской нравственности и искренней веры.

Сауда бинт Зама

Полное имя жены Пророка Мухаммеда ﷺ Сауды бинт Зама — Сауда бинт Зама ибн Кайс ибн Абд-Шамс. Сауда бинт Зама была второй женой Посланника Аллаха ﷺ и также носила титул «Мать правоверных». Пророк Мухаммед ﷺ принял решение жениться второй раз в возрасте пятидесяти лет на Сауде бинт Зама – к этому моменту его первая жена Хадиджа умерла, а также произошло переселение в Медину. До брака с Пророком Мухаммедом ﷺ Сауда уже была замужем за одним из первых последователей ислама, который являлся ей двоюродным братом и которого звали ас-Сакран ибн Амр. Сама Сауда по происхождению была из курайшитов, и стала первой из женщин, кто совершил переселение в Эфиопию. За то, что они были одними из первых мусульман, их преследовали мекканские многобожники. Первый муж Сауды умер, когда вернулся в Мекку, и она осталась с сыном, но сын ее тоже умер как шахид во время битвы при Джалауле в 637 г.

Свадьба Пророка Мухаммада ﷺ и Сауды бинт Зама состоялась в месяц шавваль, когда шел десятый год Пророчества. Сауда была женщиной благочестивой и набожной. Когда Пророк Мухаммед ﷺ умер, деньги, которые получила Сауда, она потратила на благотворительные цели. Сама Сауда бинт Зама умерла в Медине к моменту завершения правления халифа Умара. Есть также еще одна версия, по которой она умерла во время правления Муавии в 54 году.

Сафия бинт Хуяй

Жена Пророка Мухаммада ﷺ Сафия бинт Хуяй ибн Ахтаб по своему происхождению происходила из семейства Харуна (Аарона, мир ему) и приходилась дочерью Хуяйа ибн Ахтаба, вождя иудейского племени Бану Надир, а мать ее была дочерью Курайза Барры бинт Самусаль, вождя племени Бану. В достоверном хадисе приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ, обращенные к ней: «Поистине, ты – дочь пророка (т.е. Харуна) и твой дядя – пророк (т.е. Муса (Моисей)), и ты – жена пророка».

Отец Сафии был врагом мусульман и Пророка Мухаммада ﷺ, постоянно вступал в ссоры с мусульманами, а также стремился поссорить мухаджиров и ансаров между собой, и даже вступал с курайшитами в военную коалицию. Его дочь Сафия была в молодости известной красавицей. Когда она жила в Медине, у нее не было отбоя от женихов. Первым мужем ее стал Саллям бин Мишкам аль-Курайза, поэт, пользовавшийся в племени широкой известностью, но этот брак долго не продлился. Затем она вышла замуж за Кинана ибн ар-Раби ибн Абу аль-Хукайка, который в племени Бану Надир занимал очень высокое положение.

Когда же договор между иудейскими племенами Бану Курайза, Бану Надир и Бану Кайнука и мусульманами был нарушен, и эти племена были изгнаны из Медины, племя Бану Надир обосновалось в Хайбаре. Вражда между отцом Сафии и Пророком Мухаммадом ﷺ не прекратилась и после изгнания, и он вступил в сговор с арабскими племенами и договорился напасть на Медину. Мусульмане опередили его, узнав о заговоре, и двинулись на Хайбар в седьмом году по Хиджре. Битва при Хайбаре окончилась гибелью и отца Сафии, и ее мужа, а она сама стала пленницей мусульман. Когда Мухаммад ﷺ увидел пленницу, он взял ее к себе наложницей, а потом освободил ее, и она стала вольноотпущенной.

Пророк Мухаммад ﷺ предоставил ей возможность выбора: либо она сохранит свою религию и может уйти туда, куда пожелает, либо она принимает ислам и остается жить с Пророком ﷺ. Сафия выбрала жизнь с Мухаммедом ﷺ. На момент свадьбы с Пророком ﷺ Сафии было семнадцать лет. Когда началась смута в финале правления халифа Усмана ибн Аффана, Сафия занимала сторону халифа и даже вступилась за него. Скончалась она в Медине, когда ей было семьдесят лет – это произошло в пятидесятом году по Хиджре, когда во главе государства стоял Муавия. Похоронена она на кладбище Джаннат аль-Баки.

Биография

Родился в Мекке в 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада — небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб — умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до рождения сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в семье Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы Хадиджи, на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в молитвах и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал ангел Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце Рамадана и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но мусульмане отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й суры, со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран Богом в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово веры, бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, Судном дне и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его проповедь, где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности курайшитов, поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища Каабы, что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от паломничества. Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или хадисах, дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

[править] Знаменитые люди о Мухаммаде

Великие люди о Пророке Мухаммаде (мир ему)

Известные люди России о Пророке Мухаммаде (с.а.с.)

Махатма Ганди (1869-1948) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии:

«Я хотел бы знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал Исламу место в то время… Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование Пророка, пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию».

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик.

«Творцу молитесь; Он Могучий:Он правит ветром; в знойный деньНа небо насылает тучи;Дает земле древесну сень.Он Милосерд: Он МагометуОткрыл Сияющий Коран,Да притечем и мы ко светуИ да падет с очей туман».

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1932) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

«Пречист Иисус и был покорен лишь Богу одному Единому;Оскорбляло Бога, что возвеличили как Бога Иисуса.Пусть воссияет правда, которую донес до нас Мухаммад,Который через постижение Единого Весь мир к покорности склонил».

Джо́рдж Бернард Шоу (1856-1950) — британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии:

«Если бы человеку, подобному Мухаммаду, суждено было единолично управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что, в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает. Я изучал его, человека удивительного и далекого от того, чтобы быть Антихристом, — напротив, его следует назвать Спасителем человечества… Если какая-нибудь религия и имеет шанс властвовать в Англии и Европе следующие сто лет, то эта религия — Ислам».

Петр Чаадаев (1794-1856) — российский мыслитель и публицист:

«Мухаммад несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одного из своих размышлений облечь в плоть и кровь и ни в одно человеческое сердце вселить твердое убеждение; которые лишь внесли разделение в человеческое существо вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы».

Карл Маркс (1818-1983) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель:

«Рискуя своей жизнью, он начал призывать к единобожию идолопоклонников и начал засеивать поле вечной жизни. Было бы несправедливо причислять его лишь к выдающимся людям человеческой истории. Мы обязаны признать его пророчество и то, что он небесный посланник на Земле».

Пауло Коэльо (родился в 1947) — бразильский писатель и поэт:

«Они (критики Мухаммада) видят огонь вместо света, безобразное вместо хорошего. Они искажают и представляют каждое хорошее качество как великий порок. Это отражает их собственную порочность… Критики слепы. Они не могут видеть, что единственный «меч», который есть в руках Мухаммада, — это оружие милосердия, со страдания, дружбы и прощения, оружие, которое покоряет врагов и очищает их сердца. Его оружие острее, чем стальной меч»

Анни Безант (1847-1933) — известный теософ, борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии.

«Он не был ни цезарем, ни папой. У него никогда не было таких претензий. За его спиной не было их войск. Ни о какой личной охране и речи не было. Он не имел ни жалования, ни определённого материального состояния. Никогда он не жил во дворцах. Если кто-нибудь мог вести за собой массы лишь с помощью религиозных канонов, то это был Мухаммад. Он никогда не нуждался в поддержке или в специальной одежде. Он никогда не переоценивал себя. Право быть Пророком, без сомнения, принадлежало ему. Ныне те, кто исследует жизнь и взгляды этого Пророка, глубоко преклоняются перед его величием. На эту тему я могла бы сказать многое, но в обобщенном виде я хотела бы отметить: любой текст о нём вызывает во мне чувство преклонения и восхищения. И надолго я остаюсь в плену этого замечательного Учителя».

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии — в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться Мединой (Мадинат ан-Наби — Город пророка), а от первого дня года переселения пророка (хиджра) мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (мухаджиры), и мединские новообращенные в ислам (ансары). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы мунафикун, т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при Бадре (624) — первая, одержанная мусульманами победа; битва при Ухуде (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода Омейядов), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» хадж (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в Палестину и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли халифы — заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют сейидами и шарифами.

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector