Мощи александра невского в петербурге
Содержание:
- Краткое житие
- История постройки
- Уникальный саркофаг
- Об издательстве
- Мощи в Лавре
- Абсурдные версии исчезновения мощей
- Русский князь-победитель
- Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти
- Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти
- Значение образа для христианского мира
- Мощи святого князя сегодня
- Годы жизни князя
- Александра Невского причислили к лику святых в 1547 году
- Обретение мощей святого Александра
Краткое житие
На долю молодого князя выпали сложные времена — Русь была раздираема междоусобными войнами. Да еще со всех сторон нападали недоброжелатели. Будучи отроком, Александр принял княжеский постриг и получил благословение на защиту своей Родины. Когда ему исполнилось 16, отец оставил молодого сына самостоятельно управлять Новгородом.
В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя, которая приняла святое Крещение. Отец благословил молодых чудотворным образом Божией Матери — Феодоровская икона всегда находилась при Невском вплоть до его кончины.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Много славных дел совершил великий князь. Большую ответственность возложил Господь на его плечи. Он стал править Владимирским, Новгородским и Киевским княжествами.
- 1253 г. — отражение очередной атаки на Псков.
- 1254 г. — мирный договор с Норвегией.
- 1256 г. — поход в Финляндию.
- 1256 г. — скончался хан Батый, затем и его сын Сартак, с которыми князь построил доверительные отношения.
- 1262 г. — последнее путешествие святого Александра в Орду.
Возвращаясь на Родину, князь тяжело заболел. Предчувствуя скорую кончину, он принял монашество с именем Алексий. Праведник отошел ко Господу в Феодоровском монастыре. Мощи Александра Невского были доставлены во Владимир. Во время следования крестного хода тело оставалось нетленным.
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
Уникальный саркофаг
Рака святого является уникальным произведением искусства, которое большевики сочли за благо присвоить себе. С тех пор ведутся переговоры о передачи уникальной святыни обратно Церкви. Пока же саркофаг хранится в Эрмитаже. Вся композиция состоит из нескольких частей:
- Два ковчега — малый создан в стиле барокко. Он покрыт иконой, где святой предстает в монашеском облачении. Большая рака изготавливалась во время правления Елизаветы лучшими мастерами. На изготовление было потрачено 1,5 тонны серебра. Украшения переделывали, потому что многие из них оказались неподходящими по размеру.
- Пирамида — состоит из ярусов, которые создают видимость здания ассиметричной формы, где отсутствуют прямые линии.
- Два подсвечника и постаменты довершают замысел мастеров.
Уникальное сооружение было сдано на реставрацию, но пока решение о передачи раки обратно Церкви не принято.
Об издательстве
Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.
Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.
География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».
Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.
Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.
Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.
Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.
После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».
Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).
Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.
НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:
— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.
Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru
Приобрести газету «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)
Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)
Мощи в Лавре
Было бы как минимум непрофессионально и совершенно неправильно мне не побывать в Александро-Невской Лавре. По храмам, музею меня сопровождала руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова. В Свято-Троицком соборе показала место, где обычно висит картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа», которая сейчас временно находится в Эрмитаж, где стала центральным экспонатом выставки «Якоб Йорданс (1593-1678гг.) Картины и рисунки из собраний России». В сентябре выставка переедет также на временное экспонирование в Москву, в Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Это хороший пример того неспешного диалога, который ведет Эрмитаж и Александро-Невская лавра.
Наместник Александро-Невской Лавры объяснил: «Мы открыты к диалогу. С Михаилом Борисовичем Пиотровским мы не раз встречались и обсуждали многие вопросы. Да, у нас были трения и будут дискуссии, пока мы осуществим наши планы
Но мы уже пришли к важному соглашению, что рака Александра Невского значимый объект и для музея и для нас. Но ведь она была устроена для мощей Александра Невского
И если уж делать копию (на что мы согласились), то точную и в том же материале, а не из посеребренной пластмассы. И Святейший Патриарх поддержал эту идею. Поэтому нам предстоит очень большой проект, и мы с Михаилом Борисовичем едины в мнении, что этот вопрос надо решать. Надо бы поднять кавалеров ордена (указом 7 сентября 2010-го года установлено: орден Александра Невского вновь входит в государственную наградную систему России. Знак его воспроизводит дизайн дореволюционного ордена — Вести.Ру). Люди известные, наверняка захотят нам помочь».
— А есть надежда, что к юбилею успеете начать работы? Например, по изготовлению внутренней раки?
— Думаю, да. Мы разрабатываем совместное обращение к общественности, чтобы нам помогли. Сейчас, конечно, нет мастеров, способных ковать раку. И императрицы, у которой был бы свой прииск, и она могла бы нам помочь, у нас нет, но людей всколыхнуть надо. Им будет приятно знать, что в раке есть и их доля участия: Александр Невский принадлежит всем.
Епископ Назарий прав, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пристально следит за подготовкой с юбилею. Он уже высказал свою позицию, что святой Александр Невский «не должен оставаться лишь героем прошлого». Что дело святого-князя актуально и сегодня, поскольку «он был одним из тех исторических деятелей, которые заложили основы государства и сумел отразить агрессию с Запада и примирить Русь с Востоком. Вся государственная политическая и международная деятельность Александра Ярославовича определялась искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов. Любовь к ближним, готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия своей родины – вот чему может научить нас великий князь Александр Ярославович».
Абсурдные версии исчезновения мощей
Таким образом, версия гибели мощей князя при пожаре 1491 года остаётся наиболее вероятной. Версию о том, что сам Александр Невский – лицо неисторическое, легендарное – не станем рассматривать, ввиду её полной абсурдности.
Удивительно, впрочем, что пока никто не выдвинул романтической версии исчезновения мощей князя. Можно было бы, опираясь на пророчества какого-нибудь монаха Авеля, предложить мнение, будто Пётр Великий, заранее зная о том, что мощи Александра Невского будут подвергнуты осквернению, распорядился захоронить их в тайном месте, а для общего поклонения выставить фиктивные кости в роскошно отделанной раке. Настоящие же останки Александра Невского хранятся где-то под спудом до лучших времён и, когда они будут чудесным образом обретены, тогда воспрянет и воскреснет Россия… Правдоподобности в этом нет никакой, но, по крайней мере, вдохновляет.
Русский князь-победитель
Великий князь Александр Ярославич, получивший прозвище Невский, прожил недолгую по современным меркам жизнь — всего сорок три года. Однако уже в шестнадцать он был призван на княжение, в двадцать лет вступил в бой и одержал победу над шведами на Неве, а ещё через два года стал участником и победителем знаменитого сражения на Чудском озере.
Несмотря на то, что он правил на Руси в непростые времена нашествия монголо-татарских орд, Невский сумел проявить себя и как полководец, и как дипломат и тонкий политик.
«Святой благоверный князь Александр Невский» / Климова Наталья
Сегодня Александра Невского часто обвиняют в выборе неправильной позиции и уступках за счёт ущемления интересов России. На мой взгляд, он, как любой ответственный правитель, старался наладить отношения с самыми разными сторонами — как с Папой Римским, так и с Золотой Ордой.
Мнений масса, но главное, что православная церковь уже много веков почитает Невского как святого. К его мощам относились как великой святыне, дарующей силу и стойкость русским людям, защищающей родную землю.
Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти
Благоверный князь скончался в городе Городец на реке Волге. 9 дней его тело несли во Владимир и все это время оно оставалось нетленным.
При отпевании великого князя произошло нечто удивительное. Митрополит Кирилл по традиции хотел вложить покойному в руку духовную грамоту.
Так называлось молитвенное завещание для близких и родственников, юридический документ, который использовался в России до XVIII века.
Но рука Александра вдруг сама согнулась, взяла грамоту и расслабилась. Погребение проходило в храме Рождества Пресвятой Богородицы и все, кто там находился были свидетелями этого чуда.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире, где проходило отпевание Александра Невского
Позже, в житие святых Александра Невского записаны следующие факты исцеления у гроба:
- 2 слепые женщины стали видеть;
- начал ходить хромой;
- расслабленный стал двигать руками и ногами;
- исцелились сыновья бояр Истома Головнин и Симеон Забелин;
- чернец Терентий и два крестьянина, которые были бесноватые — выздоровели.
В 1380 году, перед знаменитой Куликовской битвой пономарь Владимирского Рождественского собора рассказал, что видел видение, как сами собой загорелись в церкви свечи и 2 старца подошли к гробу великого князя и сказали:
Затем святой Александр восстал из гроба и стал невидимым.
Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти
Благоверный князь скончался в городе Городец на реке Волге. 9 дней его тело несли во Владимир и все это время оно оставалось нетленным.
При отпевании великого князя произошло нечто удивительное. Митрополит Кирилл по традиции хотел вложить покойному в руку духовную грамоту.
Так называлось молитвенное завещание для близких и родственников, юридический документ, который использовался в России до XVIII века.
Но рука Александра вдруг сама согнулась, взяла грамоту и расслабилась. Погребение проходило в храме Рождества Пресвятой Богородицы и все, кто там находился были свидетелями этого чуда.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире, где проходило отпевание Александра Невского
Позже, в житие святых Александра Невского записаны следующие факты исцеления у гроба:
- 2 слепые женщины стали видеть;
- начал ходить хромой;
- расслабленный стал двигать руками и ногами;
- исцелились сыновья бояр Истома Головнин и Симеон Забелин;
- чернец Терентий и два крестьянина, которые были бесноватые — выздоровели.
В 1380 году, перед знаменитой Куликовской битвой пономарь Владимирского Рождественского собора рассказал, что видел видение, как сами собой загорелись в церкви свечи и 2 старца подошли к гробу великого князя и сказали:
Затем святой Александр восстал из гроба и стал невидимым.
Значение образа для христианского мира
Икону князя Александра Невского рассматривают как одну из важнейших христианских святынь. Образ благоверного русского правителя обладает огромным значением для православных людей и несет в себе глубокий смысл.
На религиозной картине изображен выдающийся защитник родной земли, Божий угодник, сумевший сохранить и укрепить российское государство. Образ создан для того, чтобы напоминать людям о вечных ценностях:
- любви к Господу и к своей стране;
- милосердии, справедливости;
- терпимости к окружающим;
- стремлении к исполнению Божьих заветов.
У иконы святого князя Александра Невского верующие вспоминают о том, что на протяжении всей своей жизни он стремился защищать и укреплять православную веру, боролся с навязыванием русскому народу чуждых религий. Перед образом святого произносили молитвы в разные времена. Известно, что икону также почитали при советской власти, негативно воспринимавшей все, что имело отношение к религии. В тяжелые для блокадного Ленинграда дни его жители, утратившие надежду на спасение своих жизней, обращались к лику праведного князя за помощью.
Мощи святого князя сегодня
Где мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге находятся сегодня? На этот вопрос вам ответит любой местный житель, ведь до сих пор в городе отмечается день переноса святыни из Владимира в северную столицу. Эта традиция вернулась практически сразу после распада Советского Союза, и свято соблюдается всеми православными и даже простыми горожанами ежегодно.
Хотите знать, где мощи Александра Невского хранятся в наши дни? Тогда прямиком отправляйтесь в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Интересно, что на крышке ковчега расположено еще семьдесят девять мощей других святых. Поэтому, приехав в лавру, вы сможете увидеть не только самую драгоценную православную реликвию, но и прикоснуться к другим церковным святыням. Многие говорят, что каждый, кто приедет сюда с верой, обязательно получит заступничество Александра Невского в благих делах.
Годы жизни князя
Датой рождения Александра Ярославовича Невского считается 30 мая 1220 г. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава. Когда отец отправился княжить в Киев, Александр был оставлен в Новгороде, где и началась его деятельность правителя. Было ему тогда 15 лет.
В 1249 г. Александр стал князем Киевским. В 32 года он получил золотой ярлык и стал великим князем Владимирским. Произошло это в 1252 г, после того как князь Андрей Ярославович, испугавшийся очередного нашествия татарских войск, бежал в Швецию.
Самым знаменательным событием в жизни Александра, по мнению современников, является победа над шведским войском на реке Неве в 1240 г., впоследствии давшая ему прозвище Невский
Второе важное сражение – Ледовое побоище 1242 г, в ходе которого на льду Чудского озера были разбиты и утоплены рыцари Ливонского ордена
В 1238 году было нашествие Батыя на Русь, в результате чего многие русские княжества оказались под властью монголов, но Новгород они не захватили. Таким образом, Александр Ярославович оставался более-менее независимым, но вынужден был постоянно вести переговоры с ханом. За время своего княжения он неоднократно отправлялся в Орду, чтобы договариваться о разного рода делах, касающихся российских земель. Вел политику умиротворения, давая возможность русским землям отдохнуть от нашествий монгольских воск.
Во время очередной поездки он заболел и погиб в дороге. Произошло это14 ноября 1263 г.
https://youtube.com/watch?v=NR7BHlDhGrk
Александра Невского причислили к лику святых в 1547 году
После видения в 1381 году в монастыре, где находилась могила князя, провели вскрытие мощей. Засвидетельствовано, что они остались нетленными, хотя прошло 117 лет. Александру установили монастырское церковное празднование, написали канон и первые иконы.
В 1547 году на Московском Соборе при митрополите Макарии святой князь канонизирован и о нем написано каноническое житие святого Александра Невского.
Икона святого благоверного Александра Невского. Первые иконы были написаны через 117 лет после его смерти
Все русские военачальники почитали благоверного Александра и обращались к нему с молитвами. Святой всегда помогал им защищать родную землю, побеждать врагов и благословлял в храбрости.
Обретение мощей святого Александра
Более ста лет народ приезжал к могиле заступника земли русской, и однажды одному из монахов было видение о необходимости вскрытия княжеского захоронения. С большими почестями могилу вскрыли и застыли в изумлении — перед собравшимися предстало нетленное тело — мощи Александра Невского. Это явилось еще одним свидетельством чудес святого князя. Их достали из-под земли и положили на раку (ковчег или гроб), где и находились вплоть до восемнадцатого века святые мощи. Александр Невский был канонизирован церковью лишь в 1547, что, впрочем, не мешало людям относиться к князю-подвижнику как к святому, отдавшему всю жизнь на защиту своего государства.