Формы правления — монархия и республика, их виды, характеристики и признаки

Слабости монархии

Монархия, понятие и виды которой были рассмотрены выше – это политическое устройство, которое, естественно, имеет определенные недостатки.

Главная проблема – правитель и народ слишком далеки друг от друга за счет своеобразной прослойки, именно здесь имеет слабое место монархия, как форма правления. Виды монархий все без исключения отличаются данным недостатком. Правитель практически полностью изолирован от своего народа, что негативно влияет и на взаимоотношения, и на понимание монархом реальной ситуации, а соответственно, и на принятие важных решений. Это малая доля неприятных моментов, которые провоцируются таким положением вещей.

Очевиден и тот факт, что, когда страна управляется в соответствии с предпочтениями и моральными устоями только одного человека, то это привносит некий субъективизм. Монарх – всего лишь человек и также, как обычные граждане подвержен приступам гордости и самоуверенности, которые проистекают от упоения неограниченной властью. Если к этому прибавить еще и безнаказанность правителя, то наблюдается достаточно характерная картина.

Еще один не совсем удачный момент монархической системы – это передача титула по наследству. Даже если рассматривать виды ограниченной монархии, то этот аспект все равно присутствует. Беда в том, что следующие по закону наследники не всегда оказываются достойными людьми. Это касается как общих и организаторских характеристик будущего монарха (например, не все достаточно решительны или мудры для того, чтобы управлять страной), так и его здоровья (чаще всего психического). Так, власть может перейти в руки психически неуравновешенного и глупого старшего брата, хотя в царствующей семье имеется более мудрый, и полностью адекватный младший наследник.

Как отличить монархическую форму правления?

Вне зависимости от того, что разные виды монархии имеют свои отличия, существуют также и основные признаки, общие для всех. Подобные характеристики помогают быстро и точно определить, что мы имеем дело действительно с монархической властью. Итак, к основным характеристикам относятся следующие:

  1. Существует единоличный правитель, который является главой государства.
  2. Монарх пользуется своей властью от момента вступления в должность и до смерти.
  3. Передача власти происходит по родству, что называется наследованием.
  4. У монарха есть полное право управлять государством на свое усмотрение, его решения не обсуждаются и не подвергаются сомнениям.
  5. Монарх неподвластен юридической ответственности за свои действия или решения.

Кто такой монарх?

Монарх может быть

  • главой правительства,
  • главой государства,
  • главой правительства и главой государства одновременно.

Монарх является представителем своего государства и своего народа, особенно в дипломатических делах. Глава правительства – это человек, который фактически руководит правительством в процессе формирования и реализации государственной политики.

Монархи имеют различные титулы:

  • король/ королева (в Соединенном Королевстве),
  • принц/ принцесса (в Монако),
  • император/ императрица (в Японии, Индии),
  • герцог/ герцогиня (в Люксембурге).

Некоторых монархов именуют защитниками веры, ведь они часто занимают официальные позиции, которые касаются национальной религии или церкви.

Сегодня роль большинства монархов имеет церемониальный характер. Монарх действует как средоточие национальной идентичности, единства и гордости, дает ощущение стабильности и преемственности, часто поддерживает идеал добровольной службы. Часто не играя политической или исполнительной роли, он или она продолжает иметь очень важную роль в жизни нации.

Хотя монарх по-прежнему глава государства и эмблема государственной власти, управление страной часто переходит к другому институту, например, парламенту. Есть несколько исключений из этого правила, особенно на Ближнем Востоке.

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Некоторые правила преемственности короны.

Иногда порядок наследования короны в монархических государствах зависит от гендерных правил. Матрилинейность определяла королевскую родословную в Древнем Египте на протяжении более трех тысяч лет, но царствовало гораздо больше мужчин, чем женщин. В некоторых монархических системах женщина может быть монархом лишь в случае исчерпания мужской линии.

В 1980 году Швеция провозгласила равное первородство и таким образом стала первой монархией в Европе, которая позволила старшему ребенку независимо от пола восходить на трон. Королевство Нидерланды сделало это в 1983 г., Норвегия – в 1990 г., а Бельгия последовала этим примерам в 1991 г. Иногда преемственность короны затрагивает религию: согласно Акту об урегулировании 1701 года все католики не имеют права быть британскими монархами и пропускаются в порядке наследования.

Признаки классической монархии

Монархическое управление государством подразумевает единоличную верховную власть. Она передается наследнику (родственнику по горизонтальной или вертикальной линии) после смерти монарха.

Основные признаки:

  • Власть у единоличного лидера пожизненная;
  • Переход управления носит наследственный характер;
  • Государственные органы формируются по усмотрению главы;
  • Лидер не несет никакой юридической ответственности, его действия не караются законом.

Монархия — самый древний способ управления. Все ранние государства практиковали именно ее. Она возникла во время рабовладельческого строя. В период феодализма только укрепилась.

Исторические примеры

Каждая из форм правления когда-либо существовала на планете. Некоторые сохранились до сих пор, хотя для цивилизованного мира они выглядят странно, даже варварски.

Из современной истории можно привести примеры монархий:

  • Абсолютные — Катар, Саудовская Аравия, некоторые другие страны Африки.
  • Конституционные дуалистические — Марокко, Кувейт, Монако.
  • Конституционные парламентские — Дания, Швеция и некоторые другие государства европейской карты.
  • Классические парламентские — Великобритания.
  • Классическая конституционная — Япония (власть сосредоточена у кабинета министров).
  • Теократическая — Ватикан.

Термин применяется к странам, которые на самом деле являются республиками, имеется Конституция, власть принадлежит народу. Однако существует и лидер, отыгрывающий роль в проведении различных торжеств и празднеств. Он своеобразный символ.

Республик в современности намного больше. Это значит, что цивилизованное общество развивается, отходит от рабовладельческого строя и феодализма. Одним из классических примеров является США, где практикуется президентский формат. Глава государства является верховным главнокомандующим, представителем правительства, наделяется полномочиями распускать парламент, если сомневается в его компетентности.

Интересно соотнести понятия политического режима и формы правления. В первом случае понимаются методы осуществления власти. Разновидности — демократия, бюрократия или авторитаризм. Обратная категория — анархия, она позиционируется как полное отсутствие какого-либо режима, и каждый гражданин волен делать все, что ему захочется.

Форма правления по определению отличается. Так называют установленные на конституционном уровне законы и правила, в соответствии с которыми устанавливается власть. Не допускается выход за эти рамки. Если такое наблюдается, то гражданин, независимо от его положения в обществе, должен будет понести юридическую ответственность.

Разница между монархией и республикой

Исторически большинство государств мира становились монархиями либо республиками. В чем особенности каждой из этих форм правления?

статьи

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку — монарху.

Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя.

Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.

Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений.

В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов — чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство.

Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.

Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления — республике. Изучим ее особенности далее.

Что такое республика?

Республика — это форма правления, при которой политическая власть концентрируется в руках граждан либо представительных институтов. Чаще всего — парламентов, а также функционирующих вместе с ними правительств, которые формируются при непосредственном участии населения страны — в ходе выборов.

В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви — законодательную (представленную парламентом), исполнительную (в виде правительства, а также в лице президента) и судебную. Население страны, как правило, участвует в формировании первых двух.

Решения, принимаемые органами власти в республиках, представлены различными законами и подзаконными актами. Если говорить конкретно о законах как о нормативных источниках с самой большой юридической силой, их разработка и утверждение осуществляются при последовательном участии всех ветвей власти.

Сначала они принимаются парламентом. После — одобряются правительством и реализуются подотчетными ему структурами (но могут быть и отклонены). При необходимости проверку законов на легитимность осуществляют судебные органы.

Есть республики, в которых нет официального разделения властей на законодательную и исполнительную. Так было в СССР, подобным образом работает система государственного управления в Китае.

Республики бывают 2 основных типов — парламентские и президентские.

Однако глава государства в обоих типах республик — это, так или иначе, представитель исполнительной ветви власти — премьер-министр (назначается парламентом в соответствующего типа республике) или президент (как правило, избираемый населением).

Сравнение

Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй — население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда — напрямую участвовать в подобных политических процессах.

Есть и промежуточная форма правления — конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.

Определив то, в чем разница между монархией и республикой прослеживается наиболее явно, зафиксируем ключевые критерии в небольшой таблице.

Таблица

Монархия Республика
Что общего между ними?
В конституционных монархиях могут быть органы власти, представленные также в республике, — парламент, правительство
В чем разница между ними?
Глава государства — монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями Глава государства — представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом
Основные виды нормативных актов — указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами Основной вид нормативных актов — закон
Решения монарха должны беспрекословно исполняться (в конституционных монархиях — могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами) Законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, могут быть признаны судом нелегитимными

Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Распределение по типам

У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

  1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
  2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.

Страны с суперпрезидентским режимом

О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: России, Белоруссии, Азербайджану и среднеазиатским республикам (за исключением Киргизии). Сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев называл Казахстан суперпрезидентской страной.

Россия

Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства».

О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.

В феврале 2020 года бывший помощник президента РФ Владислав Сурков в интервью отметил: «У нас уже по факту, естественным образом сложилась не просто президентская, а гиперпрезидентская форма правления».

Принцип наследования в монархиях

В целом, монарх занимает престол по наследству. Для того, чтобы унаследовать трон, необходимо отвечать целому ряду условий:

  • кровное родство с монархом наследодателем (в этой ситуации из процедуры наследования трона исключаются не только усыновлённые дети, но также супруг или супруга монарха);
  • религиозность и приверженность традициям (дело в том, что монархия существует по сути только в традиционных государствах, и монарх является не только светским, но в значительной степени и духовным лидером нации);
  • надлежащей брак (брак с таким же лицом королевской крови, но сегодня принцев и принцесс в мире осталась очень мало, поэтому признаётся любой брак, против которого не выступает парламент данной страны).

Характерные черты республики

Государственный строй, при котором органы власти избираются населением страны, называется республикой. В такой форме правления каждый отдельный гражданин имеет политические, юридические и личные права, а таблица построения властных структур полностью зависит от народа. Также для нее характерны такие черты:

  • Помимо единоличного, существует и коллегиальный орган власти. Не всю ответственность берет на себя президент — его решения рассматриваются парламентом;
  • Глава избирается на конкретный срок, прописанный в Конституции;
  • Президент решает проблемы населения, защищает интересы народа, а не свои личные;
  • Лидер страны несет такую же юридическую ответственность, как и все остальные граждане;
  • Есть четкое разделение полномочий между органами власти.

Самой первой республикой, известной сегодня, является Рим с 509 г до н. э. Тогда это была не классическая форма управления государством, а совмещенная.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

использованная литература

Источники

  • Акургал, Экрем (2001), Хаттские и хеттские цивилизации , Анкара: Министерство культуры Турции, стр. 118, ISBN 975-17-2756-1
  • Блюм, Джером; Кэмерон, Рондо; Барнс, Томас Г. (1970), Европейский мир , 1 , Бостон: Литтл, Браун, стр. 267–268, OCLC  
  • — отрывок из книги Богданор, Вернон (1995), Монархия и Конституция , Oxford University Press
  • Дэвис, Норман (1996), Европа: история , Oxford University Press, стр.  , ISBN 0-19-820171-0
  • Hegel, GWF (1991) , Wood, Allen W. (ed.), Elements of the Philosophy of Right , перевод Нисбета, HB, Cambridge University Press , ISBN 0-521-34438-7— первоначально опубликовано как Георг Фридрих Вильгельм Гегель, Philosophie des Rechts .
  • McCannon, Джон (2006), Баррон, как подготовиться к AP Всемирной истории экспертизы (2 — й, иллюстрированный ред.), Barron Образовательного Serie, стр.  -178, ISBN  — Англия и Нидерланды в 17-18 веках были парламентскими демократиями.
  • Монтескье, Шарль-Луи, барон де (1924 г.), Дух законов , Библиотека классической юриспруденции
  • Орр, Кэмпбелл, изд. (2002), Queenship in Britain, 1660-1837: Royal Patronage, Court Culture, and Dynastic Politics (иллюстрированный редактор), Manchester University Press, стр.  , ISBN 
  • Патмор, Гленн (2009), Выбор республики , Университет Нового Южного Уэльса (UNSW) Press, стр.  , ISBN 978-1-74223-015-3
  • Шмитт, Карл (2008) , Seitzer, Джеффри (переводчик) ( под ред.), Конституционная теория ( на примере ред.), Duke University Press, стр. 313- , ISBN 

Категории единоличного управления

Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

  • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
  • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
  • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
  • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

Монархия: понятие и виды

Слово «μοναρχία» существовало еще в древнегреческом языке и означало «единовластие». Несложно догадаться, что монархия в историческом и политическом смысле – это форма правления, при которой вся власть или большая ее часть сосредотачивается в руках одного человека.

Монарх в разных странах называется по-разному: император, царь, князь, король, эмир, хан, султан, фараон, герцог и так далее. Передача власти по наследству – характерная черта, которой отличается монархия.

Понятие и виды монархий – интересный предмет для изучения историками, политологами и даже политиками. Волна революций, начиная с Великой французской, во многих странах свергла подобный строй. Однако в XXI веке современные виды монархии успешно продолжают существовать в Великобритании, Монако, Бельгии, Швеции и других государствах. Отсюда многочисленные споры на тему, ограничивает ли монархический строй демократию и может ли вообще подобное государство интенсивно развиваться?

О конституционной монархии

Отличие такого вида правления – ограниченность власти монарха, установленная конституцией, традициями или иногда даже неписаным правом. Здесь монарх не обладает приоритетом в сфере государственной власти. Важным является и то, что ограничения не просто записаны в законе, но действительно исполняются.

Виды конституционных монархий:

  1. Дуалистическая монархия. Здесь власть монарха ограничивается следующим образом: все решения, принятые монархом, должны быть подтверждены специально назначенным министром. Без его резолюции ни одно решение правителя не вступит в действие. Еще одно из отличий дуалистической монархии – вся исполнительная власть остается за монархом.
  2. Парламентарная монархия. Также ограничивает власть монарха, причем до такой степени, что, по сути, он выполняет только церемониальную или представительскую роль. Реальной власти у правителя в парламентарной монархии практически не остается. Здесь вся исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, отвечает перед парламентом.

Форма правления по Аристотелю

Аристотель считал, что самая правильная форма правления — это полития. Полития — во всём правит средний класс; эта форма правления получилась путём соединения двух форм, которые считаются неправильными: олигархии и демократии.

Аристотель разделил формы правления по целям и по числу правящих.

Один Немногие Большинство
Правильные Монархия Аристократия Полития
Неправильные Тирания Олигархия Демократия

Если властители преследовали всеобщее благополучие, это были правильные (монархия, аристократия, полития), а если они стремились к личной выгоде, то это неправильные формы правления (тирания, олигархия, демократия).

Также Аристотель поделил формы по количеству лидеров: когда правил один (монархия, тирания), несколько (аристократия, олигархия) и когда правит большинство (полития, демократия).

Монархия и военная власть

Иногда бывает, что власть монарха ограничена не из-за конституции, а из-за эффективного военного правления. В поздней Римской империи преторианская гвардия свергала императоров несколько раз и устанавливала свою власть. Эллинистические цари Македонии и Эпира избирались армией. Военное господство монарха имело место также в современном Таиланде. В средневековой Японии наследственный военный вождь, сёгун, был фактическим правителем, хотя номинально Страной восходящего солнца правил японский император. В фашистской Италии монархическая власть сосуществовала вместе с властью лидеров фашистской партии, как и Румынии или Греции.

Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

Известнейшая монархия.

Монархия, знакома большинству людей в мире, – это Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Елизавета II, правительница Великобритании и Северной Ирландии, – пример монарха, который стал сувереном Соединенного Королевства только из-за своего рождения в королевской семье. Теоретически следующим человеком, который займет трон, будет кто-то из ее детей. Елизавета II – также суверен 15 стран Содружества Наций: Антигуа и Барбуды, Австралии, Барбадоса, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи, Канады, Багам, Белиза, Гренады, Ямайки, Сент-Китса и Невиса, Сент-Люсии, Сент-Винсента и Гренадины, Соломоновых островов и Тувалу.

Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

Особенности

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

О деспотии

Деспотия – это вариант монархии, где власть правителя вообще ничем не ограничивается. В таком случае монарха называют деспотом. Как правило, его власть исходит от военно-бюрократического аппарата. Иными словами, он контролирует подчиненных благодаря силе, которая в основном выражается в поддержке войск или других силовых структур.

Так как абсолютно вся власть находится в руках деспота, то закон, который им устанавливается, никак не ограничивает его права или возможности. Таким образом, монарх и его приближенные могут безнаказанно делать все, что считают нужным, и это не будет иметь для них никаких негативных последствий в юридическом контексте.

Интересный факт: великий древнегреческий философ Аристотель упоминал в одном из своих сочинений деспотию. Он отметил, что такая форма правления очень похожа на ситуацию с хозяином и его властью над рабами, где хозяин – это аналог монарха-деспота, а рабы – это подданные правителя.

Виды народовластия

В отличие от монархий, республиканских форм правления не настолько много. В глобальном смысле бывает только два типа: президентская и парламентская. В первом случае организация верховной власти полностью ложится на плечи главы государства. Он становится лидером как страны, так и правительства.

Способы правления характерны:

  • Формирование правительства осуществляется вне парламента;
  • Органы власти ответственны перед главой государства;
  • Президент имеет намного больше полномочий.

Она же, в свою очередь, путем голосования назначает президента. Однако его можно сменить, если большая часть депутатов разочаруется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector