Митрополит марк (головков): «неоязычество

Выпрошенный мерседес

— А если священнику все же дарят очень дорогой подарок, скажем, шестисотый мерседес. Он может его принять и пользоваться, или он должен его поменять на какую-то более дешевую модель?

— Я особенно часто не слышал, чтобы священникам дарили шестисотые мерседесы. Может быть, случаи такие есть, но очень немного. Чаще всего священники выпрашивают такой подарок или просто очень поддерживают такую идею. Конечно, машины духовенству дарят, но не такие дорогие.

photosight.ru. Фото: Дмитрий Ивойлов

Разумный священник не будет ездить на вызывающе дорогой машине, потому что машины, к сожалению, – это то, что наиболее видно. Не видно, какая у человека обстановка дома, не каждый знает, в какой квартире священник живет, сколько стоит его квартира. Но вот машина — это то, что все люди видят. И по машине, конечно, судят.

Я вспоминаю, как несколько лет назад выступал с беседой в милиции на северо-западе и мне задали вопрос: вот, вы ездите на дорогих иномарках. Я говорю: «Смотрите, я приехал к вам на Волге!» Кстати, священники, которых можно упрекнуть в роскоши, как правило, не ориентированы на жертвенное пастырское служение, не имеют большого количества детей и с самого начала нацелены на стяжание.

Корень проблемы — отсутствие жертвенности и коррозионное влияние среды, которая разрушает человека и постепенно обращает его внимание лишь на какие-то атрибуты жизни, атрибуты благополучия, а не на суть его призвания. — Что еще сегодня может оттолкнуть человека от Церкви, от священника?

— Что еще сегодня может оттолкнуть человека от Церкви, от священника?

— Людей смущает, когда они не видят принципиальной разницы между духовным человеком и мирским, когда священники бывают слишком мирскими.

— Что значит – слишком мирскими?

— Например, если, вместо того чтобы пригласить прихожан помолиться или в паломничество, он зовет их на светский пикник или ведет разговоры не о спасении души, а обычные житейские разговоры о житейских темах — это создает для нецерковного или малоцерковного человека оправдание его жизненной позиции.

Зачем к чему-то стремиться, если священники такие же люди? Зачем я пощусь, если священник не постится? Почему я не пью, если батя пьет уже вторую бутылку? Как я буду воздерживаться от злословия и лицемерия, если батюшка второй час раздраженно о ком-то злословит?

С другой стороны, не должно быть искусственности в церковной жизни. Невозможно говорить только на духовные темы. Потому что иногда  можно видеть обратную ситуацию, когда человек начинает играть в духовность.

— Что значит «играть в духовность»?

— Священник начинает таким тоном делать замечания, как будто сам является суперсвятым человеком: а вот вы не венчаны, а от вас пахнет табаком, а вот вы вчера на службу опоздали и так далее.

Если священник ведет разговоры о духовности, которые не подкреплены собственной жизнью, – это фарисейство

Эти разговоры имеют целью не только заботу о спасении души, а желание привлечь внимание к себе, желание понравиться людям, в том числе желание конвертировать эти разговоры, это внимание к себе, в какие-то материальные составляющие

Когда это делается нарочито, напоказ — это вызывает у людей отторжение.

Помню, как жена одного известного человека пренебрежительно говорила об одном известном священнослужителе, называя его артистом.

Люди чувствуют фальшь и обращают внимание на то, насколько поведение священника уместно, насколько естественно, насколько соответствует месту, положению, а самое главное, насколько это проистекает из души человека

Продолжение: Легойда, Мягков и Чаплин

Уже 1 января глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда заявил, что взгляд митрополита Марка на фильм — это его частное мнение, но не официальная позиция Русской православной церкви (РПЦ).

«Фильм „Ирония судьбы“ — прекрасная и добрая новогодняя сказка. О любви и дружбе. Любимая миллионами телезрителей. Конечно, как всякое произведение искусства, фильм может нравиться или не нравиться любому человеку. В том числе и митрополиту. Это его личное мнение. С которым можно соглашаться или не соглашаться», — передал слова Легойды «Интерфакс-Религия».

Представитель РПЦ пожелал стать добрее друг к другу всем: и кто будет традиционно смотреть фильм, и кто этого не сделает.

Обсуждение новости уже стало сходить на нет, но в тот же день журналисты радиостанции «Говорит Москва» спросили мнение 80-летнего актера Андрея Мягкова, сыгравшего в фильме одну из главных ролей — Жени Лукашина.

«Я думаю, Рязанский митрополит очень недалек умом, что ж тут говорить, если это так?» — высказал свое мнение актер.

В некоторых СМИ (например, на сайте телеканала «Царьград», который позиционирует себя как консервативный ретрофутуристический проект) появились заметки с заголовками: «Мягков оскорбил митрополита».

На сторону митрополита Марка встал и протоиерей Всеволод Чаплин. На своей странице в социальной сети Facebook он написал, что «Церковь думает так, как владыка Марк, а не так, как Владимир Романович ».

«„Новогодняя“ поп-культура родилась как противовес Рождеству и христианству. До сих пор все, что она проповедует, — богопротивно. Развлекательность, блуд, пустое времяпровождение, культ „звезд“ попсы — все это христианству противоположно. А особенно противоположна антидуховная „душевность“. Как раз она-то и вреднее всего, потому что подменяет Бога любовью к „родным и близким“ страстям. Упомянутый фильм — как раз из этой серии», — высказался Чаплин.

Он вспомнил, что «настоящие христиане» и в 1980-е годы, когда фильм только становился популярным, не смотрели его. И описал свою мечту: «Когда настоящие верующие люди придут к власти, этот „праздничек“ будет отменен».

Последнее высказывание спровоцировало лавину комментариев, в которых подписчики обвинили протоиерея в жажде власти: «Когда верующие придут к власти… все опять о власти. И всегда было», «Значит, они не придут к власти. Власть все же предполагает соблюдение балансов», «Вот это стремление к власти сразу же выдает, что речь идет о не настоящих верующих, а о кучке жалких тоталитаристов».

В паблике «Жесть Рязани» подписчики тоже крайне негативно отреагировали на слова иерея: они предложили отменить РПЦ, пересесть на отечественные автомобили, начать вовремя опохмеляться. Рязанцы попросили священнослужителей прекратить вмешиваться в светскую жизнь государства.

Митрополит пообещал не закрывать территорию Рязанского кремля для туристов

30 ноября 2010 г. был принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Церкви стали отдавать когда-то бывшие (а где-то и не бывшие никогда) в ее владении здания.


Рязанский кремль — жемчужина Рязанской земли

Рязанский архитектурный музей заповедник был основан еще в 1884 г. В состав архитектурного комплекса входят уникальные здания как церковной, так и гражданской архитектуры. В зданиях кремля располагаются музейные экспозиции.


В Певческом корпусе — здании гражданской архитектуры XVII в., — находится экспозиция «По обычаю дедову», которая рассказывает о буднях и праздниках русского народа. В здании восстановлены интерьер XVII в., что позволяет глубоко погрузиться в эпоху

До 2003 г. музей жил с церковью в мире. В храмах велись службы, священнослужители и работники и посетители музея нисколько не мешали друг другу.

Все изменилось в 2003 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским стал Павел (Пономарев). С его приходом началось никому не понятное наступление церкви на здания музея.


Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел испортил отношения между рязанской общественностью и церковью. Ничем не примечательную ситуацию с Рязанским кремлем он превратил в острую проблему, заявив претензию на весь архитектурный ансамбль

В 2008 г. церкви были переданы церковные здания. Сразу начали вылезать проблемы. Рязанский музей был федеральным, за его сохранностью пристально следили сотрудники музея. Церковь реконструкцией зданий, которые ей отдали, заниматься перестала.


Церковь не следит даже за храмами. Реставрация не ведется, хотя деньги на нее выделяются. Будущее Рязанского кремля после полной передачи его церкви представляется в мрачном свете

В 2015 г. Министерство культуры РФ приняло решение о выселении музея из кремля. Аргументы общественности, что гражданские здания не попадают под действие закона о реституции, услышаны не были. Теперь диалог между церковью и обществом будет зависеть только от позиции рязанского митрополита.

В беседе с губернатором Рязанской области в марте 2021 г. митрополит Марк заявил, что территория кремля останется открытой для посетителей. Сдержит ли митрополит свое обещание, покажет время.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Биография

Родился митрополит Марк 31 марта в 1964 году в Перми. В миру его звали Сергей Анатольевич Головков. Помимо Сергея, в семье росли еще два сына и три дочери. Отец будущего Владыки, Анатолий Григорьевич Головков, учился в Саратовской Духовной семинарии и, кроме постоянной работы в миру, служил иподиаконом, пел в хоре. Одно время состоял в качестве казначея в кафедральном соборе города Перми. Так как в советское время церквей было немного, постоянно что-то мастерил по хозяйству для того храма, где служил, при этом не забывая про другие церкви.

Детей он, вместе с женой Анной Васильевной, воспитывал в христианском духе, что в то время приравнивалось к подвигу. Анатолий Григорьевич понимал, что детям нужно привить любовь к Богу, чтобы у них было религиозное мировоззрение. Для этого он приобщал их к чтению религиозной литературы, которую собирал долгие годы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк рассказывал, что у отца была антикварная литература на религиозную тему, среди книг встречались дореволюционные издания духовных академий.

Матушка митрополита Марка отличалась редкостной добротой и трудолюбием. В памяти мальчика запечатлелось, как она рассказывала детям про подвиги святых подвижников, читала про жития святых. Анна Васильевна, сколько помнит архипастырь, всегда служила в епархии, пела на клиросе.

Краткая биография


Архимандрит Марк (Гринюк)

Архимандрит Марк (в миру Гринюк Сергей Борисович) родился в 1969 году в городе Ровно в семье рабочих.

Служил штатным протодиаконом Лавры с сентября 1994 года

В 1994 году был пострижен в иночество с именем Климент. В том же году состоялся постриг в мантию с именем Марк в честь преподобного Марка Гробокопателя. Постриги совершил Наместник монастыря владыка Павел. 23 ноября 1998 года Блаженнейшим Митрополитом Владимиром рукоположен в сан иеромонаха, а в 2000 году им же возведен в сан архимандрита. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира являлся попечителем строительства часовни святого апостола Андрея Первозванного в городе Киеве.

Одно из последних богослужениий батюшки

Отец Марк (второй слева)во время одного из последних богослужений (Родительская суббота)

Да упокоит Господь душу новопреставленного архимандрита Марка в селениях праведных!


Чин отпевания совершает архимандрит Антоний

Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному рабу Твоему архимандриту Марку прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего архимандрита Марка Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему, имущему судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Татиана Лазаренко, Сергей Фрич

Татиана Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

иерархия

19 октября 1990 года пострижен в монашество.

21 ноября 1990 года рукоположен в иеродиакона.

7 января 1991 года рукоположен в сан иеромонаха.

В 1997 году возведен в сан игумена.

3 мая 2000 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) был возведен в сан архимандрита.

26 декабря 2003 года епископЕгорьевский, викарией Московской епархии.

13 января 2004 года наречение архимандрита Марка во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

14 января 2004 года хиротонисан в сан епископа. .

1 февраля 2010 года возведен в сан архиепископа. В 2021 году поручено управление Будапештско-Венгерской епархией с именованием титула в пределах указанной епархии «Будапештский и Венгерский»

Символ веры

Только 8 октября 1438 года произошло открытие новых переговоров по самому важному пункту расхождения между двумя Церквями — вопросу о „Filioque” („Filioque” — „и от Сына;” католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). Латиняне настаивали на рассмотрении содержания самого учения о „Filioque” однако большинство греков во главе со св

Марком Ефесским требовали обсуждения самой законности какого-либо изменения Символа веры (т.е. внесения „Филиокве” в содержание Символа). В ходе обсуждения святитель Марк ссылался на Постановления Третьего Вселенского Собора, прямо запрещавшие подобные изменения и призывал латинян признать свои заблуждения. Однако католические ораторы, ощущавшие уязвимость своей позиции, применяли различные уловки, чтобы оправдать себя.

Как ни очевидна была Истина, но латиняне не хотели ее видеть! Историк Унии Сиропул раcсказывает, что „группа католических монахов-отшельников пришла послушать прения между православными и римо-католиками по вопросу законности сделанного прибавления „Filioque” Выслушав речи и той, и другой стороны, эти святой жизни люди во всеуслышание заявили: „Нет сомнения, греки обладают истинной Верой и сохранили здравые догматы.” За это их выслали, запретили от липа Папы говорить с народом, и назвав их неучами в богословии, которые не понимают ничего дальше своей монашеской жизни,” заключили их в монастырь, наложив на них молчание.”

После множества заседаний, на которых выступил не один оратор, многие из греков пришли к выводу, что переговоры с латинянами ни к чему не приведут и лучше возвращаться в Константинополь.

И в самом деле, несколько членов из делегации греков собрали свой багаж и отправились в гавань чтоб отплыть в Константинополь… Узнавши об этом, по повелению Императора и Патриарха, их нагнали и, уже с корабля, силой вернули назад. По этой причине. Император, договорившись втайне с Папой, принял решение на переезд собора во Флоренцию, вглубь Италии (подальше от моря и границы).

Награды[править | править код]

Орден преподобного Сергия Радонежского II степени («Во внимание к усердному архипастырскому служению и в связи с сорокалетием со дня рождения»; 12 апреля 2004)
Орден преподобного Серафима Саровского II степени (6 июня 2006)
Орден Дружбы (20 июля 2011 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами

Почётная грамота Президента Российской Федерации (11 апреля 2014 года) — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу
Благодарность Президента Российской Федерации (14 июня 2012 года) — за активную общественную деятельность по сохранению и популяризации культурного и исторического наследия России на Святой земле

Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (30 марта 2014 года) Орден Гроба Господня Иерусалимской православной церкви

Из биографии митрополита Михайловского и Рязанского Марка, заместителя Председателя ИППО

Дата рождения:31 марта 1964 г. Дата хиротонии:14 января 2004 г. Дата пострига:19 октября 1990 г. День ангела:8 мая Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА. 19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. — в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена. 28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 26 января 2000 г. — настоятель храма Святой Троицы в Хорошеве (Москва). 3 мая 2000 г. возведен в сан архимандрита. 14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. 1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние). С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 93) назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. 4 октября 2015 года Святейшим Патриархом возведен в сан митрополита. Образование: 1988 г. — Московская духовная семинария. 1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата (Председатель) Место работы: Патриаршая наградная комиссия (Председатель) Епархия: Рязанская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Рязанская митрополия (Глава митрополии) Награды: Церковные: 2014 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.; орден прп. Сергия Радонежского II ст.; орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви.

«Фильм вообще не о чуде, не о халяве»

На информационном портале Рязанской епархии «Логосъ» появилось видео с названием «Слово Архипастыря: Новогоднее чудо или ирония судьбы?». В нем митрополит Марк сказал, что «собеседником и участником» предстоящих новогодних праздников во многих семьях является телевизор, который из года в год показывает один и тот же фильм. Его смотрят по многу раз, и на первый взгляд кажется, что в «Иронии судьбы» нет ничего плохого, но это не так. Он пояснил, что «сокрытая в фильме идея» не является положительной, так как «обретение новой любви построено на предательстве». К тому же герои обрели свою любовь безо всякого труда, в результате дружеской попойки, а не после долгой работы над собой, к которой призывает христианство. «Это вредная идея, которая наполняет душу человека ложными избыточными мечтаниями», — заключил митрополит Марк.

Видео разошлось в видеохостинге YouTube. Комментирующие согласились, что фильм уже сильно надоел, что в его идее нет ничего «хорошего, доброго, вечного», но и запрещать его из-за этого никто не имеет права.

«Конечно, в пьянке ничего хорошего нет. Но в фильме заложены другие идеи, которые заслуживают более серьезного разговора. Владыка Марк все как-то очень уж упростил», «Фильм вообще не о чуде, не о халяве. И не про новый год, если что. Он — о хитросплетениях судеб, о разнообразии обстоятельств, о неоднозначности решений. Об ошибках и возможностях их осмыслить и исправить. Потому и смотрят столько лет, что он — ни разу не о чудесах», «Полностью не соглашусь с этим священником. Если критиковать этот советский фильм, то за современное российское и иностранное кино надо вообще убивать, получается, потому что ничего положительного и светлого в общество современное кино не несет. Но прислушаться к сказанному священником большей части нашего больного населения стоило бы, глядишь, и жизнь изменилась бы!» — писали пользователи. 

Были и положительные отзывы. «История пьяниц и придурка! Десятилетия обличают русский народ перед всем миром. Ни одного приличного поступка в фильме, буквально в каждом эпизоде! Надеюсь, кто-то все же примет решение больше не показывать в такое торжественное время», «В этом фильме ведется пропаганда алкоголизма. Я сам разговаривал с медиками, которые говорят, что после трансляции фильма увеличивается поступление больных с отравлениями, связанными с употреблением алкоголя в бане, что является крайне опасным сочетанием, приводящим иногда к фатальным последствиям», «Отвратительный по смыслу фильм. О чем он? О том, как жрать в бане водку с пивом, абсолютным (овощем) куда-то перемещаться, разбивать одну семью, предавать любимых. И оказаться этаким романтиком с улыбочкой. Это образ русского? Или чей это образ?» — задумались другие пользователи.

Об отношении Рязанского митрополита сообщили почти все региональные СМИ и многие федеральные — «Интерфакс», «Знак», «Лайф», «Россия сегодня», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и другие.

«Слово архипастыря» о вреде идеи фильма набрало на канале YouTube более 25 тыс. просмотров, тогда как видео предыдущих выпусков просматривали от 20 до 150 пользователей.

Зачем митрополит Рязанский Марк моет полы

Епископ в России – большой начальник. Почему он сам взялся за тряпку, — спрашивают в соцсетях

«Зачем, зачем он это делает?», — задаются вопросом вольнодумные блогеры, которым, как и многим из нас, попалась на просторах сетей фотография, где митрополит Рязанский и Михайловский Марк старательно отжимает половую тряпку в процессе влажной уборки одной из палат Рязанской больницы скорой помощи.

Комментарии к фото щедро расползаются веером критикующих, сочувствующих или поддерживающих увиденное.

«Наверняка специально для этого кадра и тряпочку новую с ведром припасли, а штатный фотограф с зонтиком свет ставил. А уборщица Мариванна ждала «в засаде», готовясь после удачного кадра перехватить из епископских рук швабру», — утверждали одни.

«Пастырь должен служить! А мыть полы должны уборщицы. Не вижу подвига!», — возмущались другие.

«Епископ с тряпкой? Странно. Епископ в России есть большой начальник. Зачем он взял тряпку? Что-то кроется за всем этим…», — размышляли третьи.

«А может, он вот так, не по-митрополитски, хочет провести один из своих дней? Может, человек просто получает удовольствие от этого…», — предполагали четвертые.

Еще были пятые, шестые, десятые…

А что если представить, что ваш день расписан по минутам: встречи, конференции, беседы. Вы много говорите о добре, милосердии, о чем-то горнем, высоком. И не только говорите, но и много решаете, много посещаете, много устаете. И не всегда видите результат. А тут помыл пол — и стало чисто. И людям от этого полегчало, всего за 10 минут.

По свидетельству очевидцев, те, кто владыку не знает – на происходящее мытье полов смотрели молча. А кто знает – спешили еще и поговорить «с батюшкой». Говорят, с ним очень легко разговаривать.

Нам удалось поговорить с митрополитом Марком с третьего захода. «Звоните в 23.15. У владыки будет четыре минуты, прежде чем он успеет доехать до поворота. – … А что там, за поворотом? – спросили было мы, но развивать тему не стали.

Владыка Марк. Фото с сайта proryazan.com

Звоним. В трубке — доброжелательный, довольно бодрый голос человека, день которого далек до завершения. Мы задаем неудобные вопросы на тему «епископ с тряпкой», на которые многие из нас ответили бы резко и попросили больше не беспокоить. Владыка будто кивает головой в знак терпения, объясняет:

— Это давняя аскетическая традиция, что монах (а митрополит – это монах – прим. Ред.) должен заниматься какой-то простой, даже грязной физической работой, например, мыть полы. Особенно в больнице. Я больше десяти лет ее придерживаюсь, потому что она мне по духу, нравится она мне. Я получаю радость и удовольствие, когда это делаю. Отдыхаю я так. И вообще хочется сделать что-то для больных, своими руками. Господь, вон, своим ученикам ноги мыл. Это естественное дело. А что тут такого?

Я никогда не стремился, чтобы меня увидели с тряпкой в руках. Мою — и все. Мне главное, чтобы чисто было. Я люблю порядок и чистоту.

То, что этот снимок сделали и опубликовали, – вышло случайно. Не знаю, кто это сделал, может кто-то из больных. Я же не прошу всех в момент мытья пола выйти или отвернуться. И не смотрю, кто за мной следит или фотографирует. Хотя, вспоминаю, кажется, это сделал кто-то из медиков.

Если честно, не думаю, что об этом вообще нужно говорить. Я бы предпочел тихо делать свое дело».

патологическая речь

ви́дение

У архиерея более глобальное видение церковной жизни и миссии.

неоднозначный

Хотя многое в фильме («Остров». — Ред.) неоднозначно , но именно то, что его посмотрело такое огромное количество самых разных людей ― верующих и неверующих, православных и мусульман, молодых и не очень, ― говорит о том, что интерес к вере очень велик в России.

позиционирование

Если сотрудничество (Церкви с властью. — Ред.) являет собой просто позиционирование себя рядом с властью — это одно, а когда оно наполнено реальным добрым содержанием, делами, которые на пользу людям,— это совсем другое, и ни у кого, я думаю, язык не повернется обвинить Церковь в таком соработничестве

демократия

Демократия — готовность принять другого таким какой он есть.

Кто становится циником?

— Как-то я спросила одного известного журналиста о профессиональном цинизме. Он сказал, что журналистскому цинизму далеко до цинизма православных…

— Не могу согласиться с этим утверждением. Людям свойственно хвалить свое и ругать чужое. Хотя случаи проявления цинизма можно встретить везде, в том числе и среди православных.

Мне как-то рассказали случай, который произошел в православном вузе несколько лет назад. Один человек, в прошлом выпускник Бауманского университета, шел сдавать зачет, который принимали две преподавательницы из светского вуза. Они спросили экзаменуемого: «А где вы работаете?» А он в то время нуждался в деньгах, были трудности и он подрабатывал где-то грузчиком. Услышав его ответ и смерив учащегося пренебрежительным взглядом, они сказали: «Так и видно». Причем сделали это при нем. Они не знали какое у него образование, не знали обстоятельств жизни. Просто так при всех унизили. После такой экзекуции он бросил учебу.

Люди становятся циниками, когда атмосфера жизни подталкивает их к этому. Атмосфера жизни в Церкви другая. Она к цинизму не располагает. Хотя и среди служителей Церкви циники есть. Но они, как правило, свой цинизм вынуждены маскировать. Иначе они просто останутся в одиночестве.

Быть циником в каком-то смысле легко, потому что не нужно подключать сердце к вопросам, заботам. Но это страшно, и это разрушительно для Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector