Cвятой апостол и евангелист марк
Содержание:
Личность Марка
Символ Евангелиста Марка — крылатый лев , Лев Святого Марка . Надпись: PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEVS («мир тебе, Марк, мой евангелист»). Тот же лев также является символом Венеции (на иллюстрации).
Согласно Уильяму Лейну (1974), «нерушимая традиция» отождествляет Марка Евангелиста с Иоанном Марком , а Джона Марка — двоюродным братом Варнавы . Однако Ипполит Римский в « О семидесяти апостолах» различает Марка Евангелиста (2 Тим. 4:11), Иоанна Марка (Деяния 12:12, 25; 13: 5, 13; 15:37) и Марка, двоюродного брата Варнавы ( Кол 4:10; Флм 1:24). Согласно Ипполиту, все они принадлежали к «Семидесяти ученикам», которых Иисус послал распространять Евангелие ( Луки 10: 1 и далее) в Иудее .
По словам Евсевия Кесарийского ( Еккл. Hist. 2.9.1-4), Ирод Агриппа I , в первый год его царствования над всей Иудеи (AD 41), убил Иакова Зеведеева и арестовали Петра , планирующих убить его после Пасхи . Петр был чудесным образом спасен ангелами и бежал из царства Ирода (Деяния 12: 1–19). Петр отправился в Антиохию , затем через Малую Азию (посетил церкви Понта , Галатии , Каппадокии , Азии и Вифинии , как упоминается в 1 Петра 1: 1) и прибыл в Рим на втором году правления императора Клавдия (42 г. н.э. Евсевий, Еккл., Исторических наук, 2.14.6). Где-то по пути Петр встретил Марка и взял его в качестве попутчика и переводчика. Евангелист Марк записал проповеди Петра, составив таким образом Евангелие от Марка ( Eccl. Hist. 15–16), прежде чем он уехал в Александрию на третьем году правления Клавдия (43 г. н.э.).
Согласно Деяниям 15:39, Марк отправился на Кипр с Варнавой после Иерусалимского Собора.
Согласно традиции, в 49 году нашей эры, примерно через 19 лет после Вознесения Иисуса , Марк отправился в Александрию и основал Александрийскую церковь — сегодня Коптская православная церковь , Греческая православная церковь Александрии и Коптская католическая церковь прослеживают свои истоки. в это оригинальное сообщество. Некоторые аспекты коптской литургии восходят к самому Марку. Он стал первым епископом Александрии, и его почитают как основателя христианства в Африке .
По словам Евсевия ( Еккл. Hist. 2.24.1), Марк сменил Anianus как епископ Александрии в восьмой год Нерона (62/63), возможно, но не обязательно, в связи с его предстоящей смерти. Более поздняя коптская традиция гласит, что он был замучен в 68 году.
Современные исследователи Библии утверждают, что Евангелие от Марка было написано анонимным автором, а не прямыми свидетелями описываемых событий.
Третий визит в Египет
По кончине своих великих учителей, святой Марк снова отправился в Египет для благоустроения основанной им Церкви. Много потрудился он в подвиге проповеди Христовой веры в самой Александрии. Столица Египта была средоточием греческой образованности. Здесь находилось знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука. Город переполнен был учеными, философами, риторами и стихотворцами.
Даже иудеи, в большом количестве жившие в Александрии, увлекались языческой ученостью. Для утверждения веры Христовой и с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, святой Марк положил в Александрии основание христианскому Огласительному училищу. В последующее время это училище сделалось средоточием христианского просвещения и прославилось тем, что из него вышли знаменитые учители Церкви Пантен и Климент и некоторые из отцов Церкви: Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец и другие.
Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил чин литургии и передал его христианам Александрийской Церкви. Этот чин литургии сохранялся здесь и в последующие века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе некоторые молитвы приписываются евангелисту Марку.
Проповеди Евангелия в странах Африки
Благоустроив Церковь Александрийскую, святой Марк в своих заботах о проповеди Христова учение не оставлял своим вниманием и усердием жителей и других городов и местностей. Он посетил многие внутренние страны Африки, был в Ливии, Марморике, Киренаике и в Пентаполе
Проходя эти города и селения, святой Марк просвещал светом Божественного учения сердца людей, пребывавших во тьме и мраке идолослужения, совершая между ними и великие чудеса. Он одним лишь евангельским словом исцелял болящих, очищал прокаженных, изгонял нечистых и лютых духов.
И такая проповедь его имела громадный успех. Падали кумирни, ниспровергались и разбивались идолы, люди очищались и просвещались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всюду при евангелисте Марке устроялись Церкви Божии, и Церковь Христова процветала в египетских странах. Под действием святых слов проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой святости жития его самого, христиане египетские проявляли столько чистоты и высоты совершенства, что служили предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев.
Значение имени Марк
Значение имени Марк может многое рассказать о характере и возможной судьбе своего обладателя. Стоит отметить, что имя играет важную роль в жизни каждого человека.
Марк: происхождение имени
Ни для кого не секрет, что история знает множество сильных и важных личностей, носящих это имя. Происхождение имени Марк до конца неизвестно. По одной версии, оно происходит от латинского слова «маркус», что в переводе значит «молоток». Есть и совершенно другая версия, по которой имя это берет начало от Марса — бога войны и покровителя людей. Как бы то ни было, а латинские корни отрицать не имеет смысла. В древние времена подобным именем называли людей, которые являлись потомками древней римской династии Марков.
Что же касается покровителей обладателя этого имени, то их много. Стоит вспомнить Марка Евангелиста, ученика Иисуса, и Марка Египетского, который был учеником Иоанна Златоуста. Кроме того, есть много весьма интересных исторических личностей, носящих именно это древнее имя — это Марк Аврелий, который прославился как выдающийся полководец Римской империи, Марк Брут, который в свое время был политическим деятелем, а также знаменитый римский историк Марк Теренций, и не менее известный Марк Тулий Цицерон, который стал одним из самых выдающихся ораторов и политиков в истории.
Астрологическое значение имени Марк
Известно, что для мужчин с этим именем свойственны некоторые черты характера, присущие Тельцам. Особым цветом для представителей этой группы является красный. Считается также, что животным-покровителем Марка является як, а из полезных растений можно выделить портулак и аралию. Прекрасным талисманом для обладателя имени станет изделие из порфирита. Астрология также утверждают, что самым счастливым днем для Марков является пятница, а самым подходящим временем года — весна.
Стоит отметить, что все мужчины с этим древним именем выделяются утонченностью, эмоциональностью и неким эгоцентризмом.
Значение имени Марк: характеристика склонностей и характера
Для начала отметим, что это имя наделяет человека твердым, спокойным и сильным характером. Такие люди всегда знают, чего именно хотят.
В детстве Марк — это самый милый, самый улыбчивый и сострадательный мальчик. Он всегда приветлив и иногда может пожертвовать чем-то ради блага окружающих людей. Этим он завоевывает беззаветную любовь и уважение. Тем не менее, для Марка очень важен не только успех, но и личное превосходство — чужые победы он воспринимает как собственное поражение, хотя и пытается это скрыть. Такой ребенок прекрасно учится и любит читать — в его комнате всегда можно заметить довольно интересное собрание книг.
Взрослея, Марк не избавляется от своего стремления быть совершенным. Он чрезвычайно настойчиво строит карьеру и пытается произвести на людей только хорошее впечатление. Действительно, с таким человеком всегда приятно общаться — он отзывчивый, внимательный, обладает прекрасным чувством юмора и неоспоримым очарованием. Тем не менее, чужые успехи по-прежнему воспринимаются болезненно — такое состояние вещей делает Марка немного эгоцентричным.
Значение имени Марк влияет и на любовные связи человека. Такой мужчина, как правило, женится на красивой и умной женщине, которую не стыдно показать коллегам, друзьям и родственникам. Тем не менее, будущая жена не должна сиять ярче него — в компании женщина Марка должна выгодно оттенять и дополнять его собственные достоинства. В быту мужчина не слишком требователен и будет довольствоваться тем, что имеет. Принимает активное участие в воспитании детей, так как безумно их любит.
fb.ru
Жизнеописание[править | править код]
Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. ). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме. Ещё юношей примкнул к общине последователей Иисуса Христа, став учеником апостола Петра. Дом матери Марка, Марии, в Иерусалиме служил местом молитвенных собраний, для многих верующих иерусалимлян и пристанищем для некоторых апостолов.(Деян. ).
Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. ). Упомянут и в Посланиях апостола Павла (Кол. , Флм. ). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. ).
Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии, где положил начало христианскому училищу. Согласно житию Димитрия Ростовского — был епископом в Аполлониаде, такое название имели в древности несколько городов: город в Сицилии, Иллирии, Фракии, на Халкидоне и др. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года (по другой версии — 63 года).
Создание христианского училища в Александрии
Видя бесплодность своего дальнейшего пребывания там, он очередной раз отправляется в Египет и в Александрии основывает духовное училище, воспитавшее таких столпов христианства, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и целый ряд других отцов церкви. Здесь же им было создано одно из выдающихся богослужебных произведений — чин Литургии для христиан Александрии.
Из столицы древнего Египта апостол направляется в глубины Африканского континента. Он проповедует Евангелие жителям Ливии и Нектополя. В период этих странствий в недавно оставленной им Александрии произошли волнения, вызванные активизацией язычества в его борьбе с христианством, и, по повелению Святого Духа, Марк возвращается обратно.
Ближайшие именины Марка
Как правильно определить духовного покровителя и день именин Марка по православному календарю? В качестве вариантов можно рассматривать:
- по дню рождения;
- по дню наречения (восьмой день жизни);
- по дню крещения (сороковой день жизни);
Случается, что в конкретный день не указаны имена святых или день рождения Марка не совпадает с днем поминания “его” святого. Тогда просматривают святцы на три дня вперед от дня рождения или крещения, и определяются с выбором — днем именин Марка по церковному календарю будет считается ближайший поминальный день святого Марка.
Именины Марка в декабре
Традиционно христиане называли детей строго по уставу церкви, поэтому путаницы между Именинами с Днем Ангела не было. Сегодня не все различают эти две памятные даты.
День Ангела Марка – это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного.
А Именины имени Марка – это день почитания одного из святого с именем Марк.
Краткая биография
Многие исследователи церковных книг считают, что Евангелие от Марка – это художественный и талантливый пересказ кратких описаний апостола Петра. Марка причисляют к числу его последователей и верных учеников. Деятельность Марка – это традиционно просветительская деятельность. Она была связана с опасностью языческих традиций, отсутствием моральных устоев у населения, преклоняющегося богам, проповедовавшим разврат и насилие.
Марк взял на себя не только миссию по пропаганде учения Христа, но и оценил масштабы просветительской деятельности с практической стороны. Именно он стоял у истоков планирования и постройки церквей Александрии, он следил за тем, как они функционировали, как справлялись со своими задачами.
Происхождение
Семья Марка была верующей. Мать Мария активно поддерживала христианскую религию. В доме часто собирались сторонники Христа. Родиной апостола был один из величайших символов античности, город Кирена. Затем семья переехала в Иерусалим.
Многие исследователи считают, что именно там Марк родился, но сторонники версии о Кирене возражают и объясняют это родством с Варнавой. По многочисленным данным, Марк приходился племянником апостолу Варнаве. Дядя уже тогда входил в число апостолов от семидесяти, был одним из основателей Киренской церкви.
Житие
Марк постепенно стал одним из самых любимых учеников апостола Петра. С ним он попал в Иерусалим, с ним побывал в Риме. Вера и принципы двигали им, когда он с воодушевлением читал проповеди для языческого населения, постепенно обращая в свою веру все больше и больше людей.
По некоторым церковным книгам, исследователи делают вывод, что именно Марк был тем юношей, который следовал за Христом по Гефсиманскому саду, когда наступила ночь предания Иисуса Иудой. Евангелие от Марка упоминает этого юношу, но прямого признания на страницах книги не сделано. После казни Христа апостол Петр явился в дом Марии с Марком. Они сообщали весть, стоя рядом друг с другом. На протяжении жизненного пути Марк опирался на крепкое плечо своих учителей – Петра, Павла, Варнавы.
Создание Александрийской церкви совпало с написанием Евангелия. Он собирал знания и наблюдения, делая их единой законченной книгой. Евангелие от Марка стало второй книгой Нового Завета. Это каноническое описание жизни и проповедований Христа
Особое внимание Марк уделяет событиям, которые обнаруживают чудесную природу деяний Иисуса, его делам на земле, при жизни. Книга предназначена для простых людей, написана с использованием разговорных выражений, понятных и доступных слов
Исследователи отмечают, что Евангелие от Марка является самым коротким из четырех Евангелий. Но собранные сведения так талантливо систематизированы, что сведений из этой книги можно почерпнуть достаточно много. Книга начинается проповедью Иоанна Крестителя, продолжается последовательным описанием всех событий, связанных с земной жизнью Христа. Помимо церкви, апостол создал первое церковное училище, откуда вышли истинные последователи веры. Там читали лекции, знакомили с основами богослужений, объясняли суть деятельности церковнослужителей.
Смерть
Апостол Марк трудился на благо Александрийской церкви несколько лет. После постройки он следил за деятельностью сторонников, составлял тексты литургии, помогал организовывать богослужения. Из Александрии он часто уезжал с проповедями в Африку, Ливию. Постепенно за ним закрепился статус епископа Александрийской церкви.
Деятельность Марка была сосредоточена на территории Африки. Просветительская работа, включавшая поездки с чтением проповедей, занимала много времени. Очередная поездка была прервана из-за того, что на территории Александрии участились случаи проявления языческих настроений. Епископ вернулся из поездки и приступил к основной работе.
Празднование святой Пасхи совпало с празднованием языческого праздника Сераписа. Тем вечером Марк совершал торжественное богослужение в соответствии с установленными правилами. Язычники, разъяренные тем, что под сводами церкви собралось много прихожан, ворвались на богослужение, схватили епископа. Они связали его, привязали к седлу коня, таскали по улицам, предместьям города, а затем измученного бросили в темницу.
На следующий день язычники снова издевались над мучеником. Вечером был разведен костер, на котором хотели сжечь епископа заживо. Внезапно начался сильный дождь с грозой, молнией. Язычники отступили. Тело осталось на площади. К этому моменту апостол был мертв, поэтому прихожане церкви смогли достойно похоронить Марка по христианским традициям.
Икона Евангелиста Марка
В православном мире есть множество икон, которые являются особо почитаемыми. Исключением не стала икона Евангелиста Марка, ближайшего сподвижника апостолов Божьих Павла и Петра.
Святой Марк, рожденный в Иерусалиме, был последователем Спасителя и сопровождал его на казнь. Он смог вырваться из рук преследовавших его солдат, а после Божественного Вознесения превратил свой дом в место для молитв и убежище для апостолов, гонимых язычниками.
История иконы
Марк, будучи последователем христианской веры, спустя некоторое время после Воскресения Господня отправился в странствие с апостолами Павлом и Варнавой, в течение которого неоднократно становился свидетелем проявлений Божественной силы. В один из моментов путешествия Святой Дух повелел Марку возвращаться в Александрию, чтобы бороться с засильем язычества и проповедовать Слово Божие. Святой Марк является автором Евангелия, написанного со слов апостола Павла.
Марк был наделен даром исцеления и помог множеству паломников и последователей православия. Во время очередного богослужения в чине епископа Марк был атакован озлобленными язычниками. В тюрьме к нему явился Господь, укрепив его веру, и Марк с честью вынес мучения, уготованные ему. После смерти тело христианина хотели предать огню, однако внезапное землетрясение и небесный гром испугали язычников, и тело Марка погребли с почестями его последователи и послушники. Годами позже на месте мощей апостола воздвигли православную церковь.
Где находится икона Евангелиста Марка
Списки с иконы, а также фрески и настенную живопись, изображающую святого Евангелиста Марка, можно найти во многих городах России. Наиболее известны следующие:
- Калужская область, Лукьяново — церковь Феодоровской Богоматери;
- Новгородская область, Перетно — Троицкая церковь;
- Костромская область, Бартеневщина — Воскресенская церковь;
- Костромская область, Нерехт — церковь Варвары Великомученицы;
- Владимирская область, Суздаль — собор Рождества Пресвятой Богородицы;
- Московская область, Сергиев Посад — церковь Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры.
Описание иконы Евангелиста Марка
Образы на иконах разнятся, но на всех апостол Марк держит в руках Евангелие, им написанное. Склоненная голова символизирует смирение пред волей Божьей, а часто встречающееся изображение льва обозначает силу духа и воли, стремление следовать Заповедям Господа. На некоторых иконах Марк изображен в полный рост, в классических одеяниях своей эпохи. Икона написана в каноническом стиле и не изобилует множеством деталей.
В чем помогает образ святого Марка
Образ апостола помогает многим. Одни находят утешение, моля Марка о заживлении душевных ран. Другие просят у апостола налаживания личных отношений, сохранения брака и былых чувств между супругами. Молитвы перед иконой помогут каждому, кто нуждается в твердой опоре. Молитвы возносят и те, кому необходимо исцеление от физических недугов.
Молитвы перед иконой святого апостола Марка
Молитва о любви, счастье и взаимопонимании в семье:
«Великий и почитаемый святой апостол Марк! Внемли словам раба Божьего (имя). Не оставь моих просьб без ответа. Молю, испроси у Господа нашего триединого о благословении брака моего. Подари мир и взаимопонимание чадам Божьим да позволь прожить праведно годы, отведенные нам на земле грешной. Защити, святитель, от негатива и происков недоброжелателей, не дай согрешить вольно и невольно да укажи путь истинный, верою православной освещенный. Избави нас от гордыни и заносчивости, наши священные узы разрушающих. Аминь».
Те, кому необходимы защита и покровительство, произносят следующие слова:
«Преславный апостол Марк, деяния твои священны и незыблемы. Ты, глас Божий услышавший да последовавший за Ним, даруй нам покровительство свое. Сохрани жизни наши от хворей и скорбей, злых врагов и происков дьявольских. Настави на путь истинный да даруй прощение прегрешений вольных и невольных. Да будет прославлять имя твое в веках. Аминь».
Дата празднования
Ежегодно православная церковь отмечает дату празднования 8 мая (25 апреля по старому стилю), в день Собора апостолов от семидесяти. Второй датой является 10 октября (27 сентября).
Священнослужители рекомендуют каждому дополнить домашний иконостас иконой святого Евангелиста Марка. Она станет хранительницей семейных отношений и убережет домашний очаг от любого зла и негатива. Благодать, исходящая от иконы, способна защитить каждого верующего, исцелить его от болезней душевных и телесных. Желаем вам счастья и процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и
Cвятой апостол и евангелист Марк
Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ().
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ().
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне ().
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа () и Духа Святого () ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (; ).
Опыт прочтения
Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином. Он взял эту книгу в руки подростком с совсем противоположной целью — собирался раз и навсегда покончить с верой в Бога. Ничего хорошего ни от одного из Евангелий он не ожидал, поэтому решил прочесть самое короткое. «Я сидел, читал… и вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и значит, все, что о Нем говорят, — правда».
Благая весть для римских христиан
Свое Евангелие Марк написал по просьбе новообращенных римских христиан. В этот момент он снова находился в Риме и был, вероятнее всего, свидетелем мученической кончины обоих своих учителей — великих апостолов Петра и Павла.
Евангелие от Марка не случайно открывается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1:1). Выражение «начало Евангелия» употребляется в Новом Завете — в частности, в Посланиях апостола Павла — в значении «начальная ступень евангельской проповеди». Апостол Марк тоже стремится дать новообращенным римским христианам начальные, базовые знания о том, Кто такой Иисус Христос, Сын Божий, и в чем заключается вера в Него. Люди, к которым обращается апостол, воспитывались как язычники: они не читали Ветхого Завета, они, скорее всего, вообще слабо представляли себе, где находится Иудея, они никогда не поклонялись Единому Богу, они не ждали никакого Мессию. Чем их можно зацепить? Что тронет их сердца? И апостол Марк, выросший под сенью ветхозаветного закона, встает на точку зрения своей паствы, как бы забывая всё, что знает он сам. Главная весть, которую он всеми силами стремится донести до христиан, совсем недавно оставивших языческий обычай, — это то, что Христос пришел как Победитель смерти. Он умер и воскрес из мертвых.
Для цели, которую ставит перед собой апостол Марк, более всего подходит та краткость, сжатость повествования, которую он избрал. Действие развивается стремительно, одна картина сменяет другую, и везде мы видим Господа-Победителя, упраздняющего болезнь, страдание и корень страдания — грех. Марк, в отличие от других евангелистов, сосредоточен не на учении Христа, не на Его словах, а на Его делах.
Апостол Марк бережно хранил в своей памяти подробности, переданные ему апостолом Петром. Он чувствовал себя не столько автором евангельского повествования, сколько переводчиком, точнее, истолкователем воспоминаний своего учителя. В тексте Евангелия от Марка мы слышим живой и пламенный голос апостола Петра, слышим его горький плач покаяния в холодную ночь, предшествующую Крестным страданиям Спасителя.
Евангелие от Марка написано на греческом языке, однако видно, что создано оно для тех, кто говорит на языке латинском: Марк несравненно чаще, чем другие евангелисты, приводит в тексте латинские слова — такие, как «центурион», «спекулятор», «легион», «ценз» — и объясняет греческие выражения через латинские термины.
Автор Евангелия — уроженец Палестины, и ему доставляет удовольствие показать своим римским читателям красоту родного языка, поэтому в Евангелии от Марка мы часто слышим слова Господа так, как они звучали в Его родном наречии. Вот Он исцеляет глухого косноязычного и, прикасаясь к его языку, говорит: еффафа (отверзись) (Мк. 7:34). Он берет недавно умершую девочку за руку и говорит: талифа куми, что значит: «девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41). Он претерпевает мучительную смерть на Кресте и говорит: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:33).