Максим грек

Значение имени Максим в православии

Тот, кто носит имя Максим обладает природной способностью к дипломатии. Человек умеет найти подход к другим людям, главное обладает даром убеждения. Потому не стоит удивляться, когда Максим идет уверенно вверх и достигает вершины успеха. В то же время это хороший манипулятор, способный управлять людьми для достижения своих целей.

Это прекрасный рассказчик, который повествует ярко, с эмоциями. Особенно хорошо получаются сказки про любовь и отношения. Ему нет равных в умении запоминать информацию. Интуиция Максима развита и он активно ее использует в работе.

Стоит сказать, что это самостоятельный и самодостаточный человек. Будучи ребенком, старается все выполнять сам, отвергая попытки родителей помочь ему. Потому повзрослев, Максим знает, что ему нужно и стремится к этому. Критика для обладателя воспринимается остро, но ответ его всегда содержит юмористические нотки, не давая обидчику возможности уколоть сильнее.

Пострижение в монахи на Афоне

Но духовно вскормленный Православной Церковью грек Михаил в поисках подлинной спасительной мудрости тянется мысленно к Востоку. От одного из своих учителей, Иоанна Ласкариса, который вывез с Афона во Флоренцию до 200 древних книг, Михаил слышал об изобилии книжных сокровищ, хранящихся в монастырских библиотеках, самой богатой из которых была библиотека Ватопедского монастыря: ей оставили свои рукописные кодексы два спасавшихся в Ватопеде императора — Андроник Палеолог и Иоанн Кантакузен. Слышал он и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. В 1504 году Михаил оставляет свой монастырь, покидает Италию и

в 1505 году принимает постриг с именем Максим, в честь Максима Исповедника, в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре.

На Афоне инок Максим предался чтению сочинений святых отцов. Любимой его книгой стало «Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина, о котором преподобный Максим писал впоследствии, что он «достиг высшего познания философии и богословия».

В эти годы инок Максим пишет свои первые труды и составляет канон Иоанну Крестителю; однако основным его послушанием становится сбор пожертвований в пользу афонских монастырей, которые он собирал в поездках по городам и селениям Греции. Преподобный Максим пользовался на Святой Горе высоким духовным авторитетом.

Знаменитые Максимы

С величайшими все как-то сложно, а из великих вспоминается мгновенно Максим Горький. Люди старшего поколения могут назвать Максима Перепелицу, необычайно популярного, как и Иван Бровкин, киногероя. Любителям кинематографа вспомнится Макс фон Сюдов. И абсолютно всем знаком пулемет «Максим».

К сожалению, ни один из них не имеет никакого отношения к такому празднику, как Горький при крещении был наречен Алексеем (Максим — псевдоним), о регистрационных данных Перепелицы можно только догадываться, а имя великого шведского артиста Сюдова может лишь засвидетельствовать свою интернациональность. Пулемет назван в честь фамилии своего создателя.

Преподобный Максим Грек. Иконография

В многочисленных списках сочинений и переводов Максима Грека XVI, XVII и XVIII вв. нередко встречаются его изображения. Обычно это миниатюры, представляющие пожилого человека в монашеской одежде, с широкой и длинной бородой, чаще всего в профиль оплечно, иногда по пояс, впрямь, иногда же и в рост, порою с письменными принадлежно­стями, за перепиской книг. Однако эти условные «портреты» Максима Грек не остались единственными его изображениями. Трудно назвать какого-либо другого деятеля древнерусской письменности и литературы, изображению которого было бы уделено столько же внимания в XVI — XVIII вв. Здесь и миниатюры в рукописных книгах, и многочисленные иконы, отличающиеся разнообразием иконографических прототипов, и, наконец, фрески, украшающие стены соборов и церквей. При всем богатстве этого материала легко заметить различие между теми изображениями Максима Грека, в которых он представлен как писа­тель, публицист, мыслитель, и другими, в которых ему придавали значение святого, подчеркивая это не только нимбом вокруг его головы, но и надписью «Преподобный Максим Грек».

Максим Грек. Миниатюра и начало догматического сочинения «Исповедание православной веры» в сборнике сочинений Максима Грека. XVIII в.

Преподобный Максим Грек. Икона

Преподобный Максим. Икона. Россия. XVIII в. ЦАК МДАПреподобный Максим Грек. Икона. Русский Север. Конец XVIII в.

Несомненно, самыми ранними из всех дошедших до нас его изображений являются три рисунка в списках его сочинений Соловецкого собрания. Обычно их датируют концом XVI — началом XVII в. Если это и не прижизненные изображения Максима Грека, то во всяком случае они восходят к какому-то неизвестному устойчивому прототипу, который пере­дает не только вообще монашеский облик Максима Грека, в профиль, с бородой, в клобуке, но и индивидуальные его черты: загнутый книзу крючковатый нос, резкие складки на щеках, пониже скул, пышно расту­щую бороду.

Преподобный Максим Грек. Середина XVIII в., Поморье

О том же, что современники Максима Грека смотрели на него прежде всего как на писателя и мыслителя, позволяет судить уже упоминавшееся изображение его на фресках 1564 г., всего лишь через 8 лет после его смерти, в галерее Благовещенского собора московского Кремля. Таким образом, первый этап в истории изображения Максима Грека составляют его условные «портреты» как автора многочисленных сочинений и перево­дов, созданных им во время его почти сорокалетнего (1518-1556) пребы­вания на Руси.

Преподобный Максим Грек. Икона

Чрезвычайно интересно, что мно­гие из его требований, выраженных им в различных литературных произ­ведениях, были приняты еще на Стоглавом Соборе. Все это рисует нам Максима Грека как умного, смелого и резкого в суждениях писателя и публициста, который с твердым убеждением отстаивал свои взгляды, слагавшиеся в борьбе «нестяжателей» и «иосифлян». Обладая недюжин­ным темпераментом публициста, Максим Грек представлял собой яркую, хотя и несколько трагичную фигуру в русской культуре XVI в.

Праведный Иоанн Фёдоров, преподобный Максим Грек, преподобный Андрей Рублев

Наследие Максима Грека

Кроме Толковой Псалтыри Максим Грек перевел Толковый Апостол, толкования Иоанна Златоуста на Деяния и его беседы на евангелия от Иоанна и Матфея, творения «отцов церкви», некоторые жития Симеона Метафраста, статьи для Кормчей Вассиана Патрикеева, подборки статей из энциклопедического словаря Свиды, а также исправлял, сверяя с греческим текстом, богослужебные книги. Переводы Грека вызывали ожесточенную критику московских книжников. Принципы перевода Максим излагал в полемических сочинениях, таких, как «Слово отвещательно о исправлении книг русских», «Слово отвещательно о книжном исправлении», «Исповедание православной веры». Им составлены «Толкования именам по алфавиту», которые легли в основу русских азбуковников, и «статьи» для проверки тех, кто себя называет знатоками греческого языка («О пришельцах философах»).

Видное место в его наследии принадлежит богословской полемике. Из ряда посланий и «слов», направленных против Н. Булева, вырастает целая обличительная «энциклопедия». В нее вошли сочинения против иудаизма, «слова» на «агарян» (мусульман), «армянское зловерие», «на люторы», «на еллинскую прелесть». К ним тесно примыкают выступления афонского старца против суеверий, критика им апокрифов (Сказания Афродитиана, Луцидариуса, преданий об иерействе Христа, о рукописании Адама и др.).

В публицистических работах Максим Грек разделял «нестяжательские» представления об обязательности для инока аскетического образа жизни и отказа от «мирских» забот. Эта тема развивается в «статьях» для Кормчей книги, в «Стязании о известном иноческом жительстве», «Слове душеполезном зело внимающим ему», «Слове о покаянии», повести о тверском пожаре 1537 г.; аргументы подкрепляются ссылками на иноческие добродетели на Афоне (послании Василию III, Вассиану Патрикееву) и у католиков.

Ученые насчитывают более 350 произведений Максима Грека, в том числе послания великим князьям, митрополитам, вельможам Ф.И. Карпову и В.М. Тучкову, Сильвестру Благовещенскому, греческие стихотворения и всякого рода небольшие «статьи» о двоеперстии, сугубой аллилуии, против брадобрития. Его почитателями были Артемий Троицкий, А.М. Курбский, церковные деятели рубежа XVI и XVII вв. Иона Думин и Дионисий Зобниновский, сторонники и особенно противники реформ патриарха Никона, Афанасий Холмогорский. В XVIII в. творения Максима Грека распространялись преимущественно в среде старообрядцев. В XIX—XX вв. ему посвящается обширная научная литература. О его жизни рассказывает роман М. Александропулоса, греческого писателя, «Сцены из жизни Максима Грека» (М., 1980).

ОБ ОБЕТЕ ПОСТА

В отношении поста Максим Грек, наоборот, несколько отступал от догматической точки зрения, считая, что не столь важно соблюдать установленные каноны, как поститься внутри себя, бороться со страстями: „Одно воздержание от пищи не только не приносит пользы, но еще более меня осуждает и уподобляет бесам… Не достойно ли слез, что некоторые обрекаются не есть мяса в понедельник ради большого спасения, а на винопитии сидят целый день, и только ищут: где братчина или пирование, упиваются допьяна и бесчинствуют; лучше бы им отрекаться от всякого пития, потому что лишнее винопитие причина всякому злу; от мясоедения ничего такого не бывает“. 

Максим Кавсокаливит афонский, преподобный

С рождения Максим был связан с храмом. Воспитание проходило в г. Лампсаке, в храме Пресвятой Богородицы. Достигнув 17-летнего возраста, юноша принял постриг, ушел в монашество и путешествовал по святым местам.

Свое второе имя «Кавсокалевит» получил из-за того, что при переходе на новое место предавал огню построенные им каливы или травяные шалаши

Чтобы меньше обращать внимание на собственные подвиги, монах вел себя как юродивый. После встречи с Григорием Синаитом, монах решил оставить путешествие и осесть на одном месте

К нему приходило много людей, в том числе и императоры. Делал много чудес и пророчествовал. Умер в старости — 95 лет.

Именины отмечаются 26 января.

Жизнь до монашества

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) родился в 1470 году в Албании

, в древнем городе Арта, в семье греческого сановника. Он происходил из старинного и знатного византийского рода Триволисов. Один из его предков занимал престол Константинопольских патриархов. Его дядя, Димитрий Триволис, был другом Фомы Палеолога, брата последнего византийского императора Константина XI и деда великого князя Московского Василия II. Родители святого, Мануил и Ирина, были людьми образованными и отличались благочестием и преданностью православной вере, которую воспитали и в сыне. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование.

Около 1480 года Михаил попадает на остров Корфу (Керкира), принадлежавший Венеции; здесь он проходит обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса. Законив школу на острове Корфу, он в 20-летнем возрасте уже баллотировался в совет этой самоупровляемой территории, но потерпел неудачу. В 1492 году юный Михаил отправляется для продолжения образования в Италию, которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности. Михаил Триволис много путешествовал: жил и учился в Венеции, в существовавшей здесь издавна греческой школе, в Падуе, славившейся своим университетом, в друтих городах. Позднее об этом времени своей жизни преподобный Максим писал:

«Если бы Господь, пекущийся о спасении всех, не помиловал меня и… не озарил светом Своим мысль мою, то давно погиб бы и я с находящимися там проповедниками нечестия».

С 1498 по 1502 год Михаил Триволис находился на службе у Джованни Франческо Пикко делла Мирандолы; здесь он обучал детей и взрослых греческому языку, а также переписывал труды греческих отцов Церкви и античных классиков. При наступлении войск французского короля Франциска и Джованни Франческо удалился в Баварию, а Михаил Триволис вернулся во Флоренцию и постригся в доминиканском монастыре Св. Марка, где незадолго до этого жил Иероним Савонаролла, проповеди которого не раз доводилось слушать Михаилу.

Молитва вторая преподобному Максиму Греку

О, священная главо, преподобне отче,
преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до
конца, но поминай нас всегда во святых твоих и
благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже
сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за
ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй
дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко
Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.
Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не
престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть
благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще
бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив
сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас
от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней
диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину
и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся:
молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и
испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от
земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных
князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго
Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от
века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже
подобает всякая слава, честь и поклонение, со
Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и
Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Википедия

Подробности
Родительская категория: Житие преподобного Максима Грека
Категория: Жизнеописания

МАКСИМ ГРЕК (в миру — Михаил Триволис) (1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад)— первый русский религиозный публицист, один из первых православных писателей и переводчиков. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.).

Жизнеописание Ранние годыМаксим Грек был послан в Италию, чтобы изучить древние языки, священнослужение и философские работы. Здесь, он познакомился с некоторыми видными фигурами эпохи Возрождения: Альдом Мануцием и Константином Ласкарисом, который стал его преподавателем. Максим Грек был под влиянием проповеди доминиканского священника Иеронима Савонаролы. После возвращения в 1507 году из Италии принял монашество в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью.

Миссия в Москве Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Псалтыри вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжал переводить и позже создал княжскую библиотеку и исправил книги для богослужения.

Борьба Наблюдая «дефекты» и несправедливость русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Ивана Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикеева, Фёдора Жарено́го и других. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили все русское духовенство на два антагонистических лагеря, Максим Грек стал на сторону Нила Сорского и его старцев. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян и систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян. Отношения Максима Грека с Вассианом Патрикеевым, Иваном Берсень-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и отрицательное отношение Грека к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу. Собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы. В 1531 году он был вторично вызван на Собор: ему были предъявлены новые обвинения, в частности в «порче» богослужебных книг. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия, который весьма уважал его («яко и на трапезу ему седети вкупе со Святителем и ясти с единаго блюда») и предоставил возможность читать и писать; но только в 1541 году ему было разрешено причащаться Святых Тайн. В 1551 или 1547 году, после неоднократных обращений Восточных Патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Святитель Макарий внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи (всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов) .

Кончина и прославление Максим Грек скончался в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника. Был погребён в Троицком монастыре, у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа. Прославлен в лике преподобных на Поместном соборе 1988 года. 24 июня 1996 года, после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. 3 июля 1996 года мощи преподобного были обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры. Сейчас мощи пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Нестяжатели и иосифляне при Василии III

В княжение Василия Ивановича споры о монастырских вотчинах и казни еретиков продолжались. Иосифляне (сторонники Иосифа Волоцкого) стояли за мнения своего наставника, а противники их – белозерские старцы, последователи Нила Сорского (нестяжатели), – в своих сочинениях сильно нападали на Иосифа и его сторонников. Спорили горячо, дело доходило даже до колкостей. Суровый Иосиф, требуя беспощадной казни еретиков, ссылается, например, на апостола, по молитве которого Симона-волхва постигла смерть. Белозерские старцы в своем послании в ответ Иосифу насмешливо напоминают о разнице между ним и апостолами, которые не требовали, чтобы люди казнили еретиков, а молитвою поражали их, и прибавляют: «И ты, господине Иосифе, сотвори молитву, чтобы земля пожрала еретиков…» Думают, что это послание написано учеником Нила, Вассианом Косым (бывший боярин, князь Патрикеев). Он был самым сильным противником иосифлян и написал несколько посланий, где резко изобразил все язвы и пороки в монашестве, происходившие потому, что монастыри были богаты, владели поместьями. Вассиан, как и все нестяжатели, сильно нападает на роскошь в монастырях, на корыстолюбие монахов, на тяжбы их, попрошайство, угодничество сильным и богатым, обременение своих крестьян тяжелыми оброками, лихоимство и пр.

ПРОТИВ СОДОМИТОВ

Классический носитель средневекового религиозного мышления, Максим Грек проявлял нетерпение к инакомыслящим: еретикам, евреям, армянам. Среди прочего он выступал и с нападками на представителей нетрадиционной ориентации, утверждая, что содомия — худший из грехов, цитируя из Библии: „проклят всяк, иже с мужеским полом спит“. Содомитов он предлагал предавать анафеме и сжигать. „О, какое окаянство, какое безумное и беспримирное развращенье! — Восклицал поучитель. — Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались! Отстаньте скорее от него, пока неизреченная благость Божия дает вам время к покаянию! Добровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы раскапываете навозную яму, берете исходящий оттуда смердящий кал, питаетесь им и глотаете его“.

Максим Грек

Борьба иосифлян и белозерских старцев была во всем разгаре, когда является новый сильный борец против иосифлян – Максим Грек. Это был афонский монах, весьма образованный, начитанный и умный человек. Он побывал и в Париже, и во Флоренции, слушал знаменитых ученых богословов. Особенно сильно подействовал на Максима Иероним Саванарола, который в то время увлекал народ во Флоренции своим пламенным красноречием и беспощадно громил в смелых проповедях роскошь и безнравственность, царившие тогда в Италии. Максим Грек приехал в Москву в 1518 году. У великого князя было огромное собрание разных греческих рукописей; надо было разобрать их, привести в порядок, а на Руси тогда нельзя было найти человека, который смог бы это сделать, – вот зачем понадобился ученый грек Максим великому князю. Кроме того, надо было перевести некоторые сочинения на русский язык (Толковую псалтырь, Толкования деяний апостольских, Беседы Златоуста и др.). Дела было очень много. Максим Грек, сначала и занялся тем, для чего его призвали, но мало-помалу невольно втянулся в церковные дела и споры, которые тогда волновали всех мыслящих русских людей. К нему, как к ученому, обращались часто за разрешением различных вопросов и споров, да и сам Максим Грек был не такой человек, чтобы сторониться от жизни. Приглядевшись к русской жизни да освоившись с русским языком, немедля принял он участие в разных церковных вопросах.

Написал Максим Грек очень много сочинений: писал против магометан (от частых сношений с татарами могли заходить к русским некоторые особенности магометанства), против латинян, потому что в это время папа снова пытался склонить русских к церковной унии. Сильно обличает он различные суеверия, которые в то время господствовали на Руси (гадание по звездам, верования в различные приметы, волшебство и т. д.). Как верное средство освободиться от грубых суеверий, затемняющих ум человеческий, мешающих разумной жизни, он указывает на просвещение, на сближение с западными, более образованными народами.

Максиму Греку, как человеку умному, и притом свежему, еще не успевшему сжиться с русскими порядками, должно было, конечно, броситься в глаза, что набожные русские люди, строго исполняя все обряды, соблюдая все посты, в то же время жили совсем не по-христиански, творили спокойно всякие неправды к тяжкие грехи. Плохая нравственность, прикрытая внешнею набожностью, возмущала Максима. В своих посланиях он обличает тех, которые не ели мяса по понедельникам, но готовы были целый день пить вино, соблюдали все посты, а терзали бедных подручников. В одном сочинении Максима Грека Господь говорит людям, что они только гневят Его, предлагая Ему доброгласное пение, звон колоколов, драгоценные украшения икон, а не милуя нищих и сирот, не отставая от неправды, лихвы и проч. «Вы книгу Моих словес (Евангелие) и внутри, и извне обильно украшаете сребром и златом, силу же писанных в ней Моих велений не приемлете и не исполняете».

С самого же начала своей деятельности Максим Грек стал на сторону белозерских старцев и Вассиана и постоянно, подобно им, утверждал, что инок должен быть «странен, незнаем, бездомен и безымянен». В нескольких сочинениях сильно корит он монастыри за то, что они владеют поместьями, а в одном из своих трудов «Повести страшной о совершенном иноческом жительстве» доходит даже до проклятий монахам-вотчинникам.

Эти резкие обличения и смелые нападки, конечно, не прошли Максиму Греку даром: у него явилось множество врагов, и притом – врагов сильных. Большая часть высших духовных лиц были иосифляне. Сам митрополит был последователем Иосифа. Не только в среде духовенства, но и между сильными мирянами нашлось не мало недругов смелому обличителю. Он в своих сочинениях между прочим беспощадно обличал и мирские власти, говорил, что такого неправосудия, как у православных русских, нет даже у латинян ляхов. Эти резкие выходки оскорбляли не только отдельных лиц, но и вообще русское чувство.

Невзлюбил Максима Грека и сам великий князь. Василий Иванович не имел детей, приходилось ему признать наследником брата своего Юрия Ивановича; но великий князь недружно жил с ним, считал его и следующего брата Андрея неспособными управлять государством и очень хотел иметь сына-наследника, задумал даже развестись с бездетной своей супругой и жениться на другой. Митрополит дал церковное разрешение на развод, но Вассиан Косой и Максим Грек сильно осуждали намерение государя. Он, конечно, не посмотрел на них – женился на Елене Глинской, но в сердце его закралось недоброе чувство к противникам его воле…

Отправка на Русь

Но вдруг в его судьбе неожиданно происходит резкий поворот.

В 1515 году князь Василий III и Митрополит Варлаам обратились на Афон с просьбой прислать им переводчика с греческого языка.

Афонский протат благословил направиться в Москву старцу Савве, но тот, ссылаясь на преклонный возраст, не смог. Тогда был послан из Ватопедского монастыря инок Максим (Триволис).

С Афона отправилось на Русь целое посольство (Максим Грек вместе с двумя монахами Неофитом и Лаврентием), которое прибыло в Москву 4 марта 1518 году.

Василий III принял афонцев с великой честью и назначил местом их пребывания кремлевский Чудов монастырь.

Первой книгой, над переводом которой инок Максим трудился 1,5 года была

Толковая Псалтирь

. Для этого к нему, ещё не знавшему русского языка, приставили двух латинских толмачей: Дмитрия Герасимова и Власа, которые служили при дворе переводчиками с латинского и немецкого языков, а также двух переписчиков-иноков Троице-Сергиева монастыря Силуана и Михаила Медоварцева, записывавших церковнославянский текст перевода.. Преподобный Максим диктовал, переводя с греческого на латинский, а Димитрий Герасимов и Влас — с латинского на славянский. Так осуществлялся опосредственный перевод.

После перевода Псалтири преподобный Максим Грек обратился к великому князю Василию III с тем, чтобы его отпустили обратно на Афон. Но отпустили только его спутников, а ученого инока оставили, нагрузив его другими заданиями по исправлению богослужебных книг. Видя нужду в исправлении книг на Руси, Максим Грек смирился со своим оставлением.

Иноку Максиму поручили перевод толкования святых отцов на Деяния. Ученый грек

перевел беседы святого Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Иоанна

. Выполнил и другие переводы: ряд отрывков и глав из книг Ветхого Завета, а также три сочинения Симеона Метафраста. Одновременно Максим Грек занимался просмотром и исправлением Толкового Евангелия и богослужебных книг:

Часослова, Минеи праздничной, Апостола

и

Триоди

.

Переводческие труды убедили его в важности хорошего знания грамматики — греческой и славянской. Грамматику он называет «началом входа в философию» и пишет два сочинения: «О грамматике» и «Беседование о пользе грамматики».. Келия ученого инока становится притягательным местом для образованных русских вельмож

Для беседы с ученым греком приходят влиятельные при дворе люди: инок Вассиан (князь Патрикеев), князья Петр Шуйский и Андрей Холмский, бояре Иван Токмаков, Василий Тучков, Иван Сабуров, Федор Карпов. В общении с ними Максим Грек знакомится с русской церковностью, государственной и общественной жизнью.

Келия ученого инока становится притягательным местом для образованных русских вельмож. Для беседы с ученым греком приходят влиятельные при дворе люди: инок Вассиан (князь Патрикеев), князья Петр Шуйский и Андрей Холмский, бояре Иван Токмаков, Василий Тучков, Иван Сабуров, Федор Карпов. В общении с ними Максим Грек знакомится с русской церковностью, государственной и общественной жизнью.

Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение мощей)

Преподобный Максим Грек
после получения блестящего европейского образования и
многих путешествий по Европе прибыл на Афон и
принял иночество в Ватопедской обители,
где с увлечением изучал древние рукописи. По ходатайству князя Василия Иоанновича
прибыл в Россию начал заниматься переводом на
церковно-славянский язык греческих
церковно-богослужебных книг. Он писал апологетические
и нравоучительные письма против магометан, папизма,
язычников, также толкования святителя Иоанна Златоуста
на Евангелия от Матфея и Иоанна.

За прямоту и правду попал при
митрополите Данииле в многолетнюю опалу: претерпел
несправедливый суд, ложные обвинения, отлучение от
Причастия, тюрьму, ссылку (всего 26 лет — шесть лет
тюрьмы и 20 лет ссылки в Твери).

Среди страданий преподобный стяжал и
великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал:
«Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В
темнице преподобный старец написал углем на стене канон
Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже
манною препитавый Израиля в
пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни
Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»

Лишь через двадцать лет пребывания в
Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли
с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни
преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре.
Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на
здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал
трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом
преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на
славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили
преподобного Максима.

Преподобный Максим Грек — небесный
покровитель ученых, богословов, переводчиков, студентов
и семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров,
катехизаторов и апологетов. Преподобному Максиму Греку
молятся для утверждения в вере, крепости духа и веры,
разумения православного вероучения и Писания, 
обращения к Православию иноверцев и сектантов, у него
просят помощи и поддержки при гонениях за веру  и
несправедливом притеснении власти. Преподобный Максим
Грек облает даром исцеления при различных заболеваниях,
особенно от депрессии и уныния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector