Лонгин (жар)

Александр Андрущенко: «Его с нами нет, но его дела сохранят в наших сердцах память — о добром человеке и прилежном монахе»

Когда мы писали свои семинарские сочинения вручную, у отца Лонгина уже был компьютер, и он призывал нас к прогрессу.

Он был единственным преподавателем Киевской духовной семинарии, который 10 лет назад поддержал идею создания студенческой газеты.

Он очень любил детей и отдавал всего себя делу введения основ христианской этики в общеобразовательных школах.

Он уважал прихожан и курировал работу воскресной школы для взрослых при Киевских духовных школах.

Без его участия немыслимо возрождение информационной деятельности Киево-Печерской Лавры. Десятки книг изданы при его участии. В титрах многих фильмов о Лавре вы найдете его фамилию.

Он был эрудированным, политкорректным и деликатным, поэтому представлял Украинскую Православную Церковь на многих сложных пресс-конференциях.

Его знают все архиереи, потому что благодаря ему все епархии, все населенные пункты Украины, от областного центра до села, получают «Церковную православную газету». Он превратил ее из протокольно-паркетного альманаха в «чтиво», интересное простым верующим людям.

Он искренно сочувствовал ВИЧ-инфицированным, и пока разные фонды зарабатывали на этих людях, отец Лонгин приносил им еду и по вечерам читал им Чехова.

Многие жители Украины знают его голос, потому что в течение многих лет он комментировал трансляции праздничных богослужений из Лавры, по радио и ТВ…

Теперь его с нами нет, но все это и многое другое сохранит надолго в наших сердцах память об этом добром человеке и прилежном монахе.

***

Награды и звания

Церковные награды
  • орден УПЦ святого преподобного Нестора Летописца II степени (29.09.2004)
  • орден УПЦ святого равноапостольного князя Владимира II степени (29.09.2009)
  • орден РПЦ святого равноапостольного князя Владимира III степени (29.08.2011). Вручён патриархом Кириллом после Божественной литургии в Троицком соборе Вознесенского Банченского монастыря
  • право ношения второго наперсного креста с украшениями (24.09.2011)
  • орден «Отличие предстоятеля Украинской православной церкви за церковные заслуги» (20.09.2011)
  • орден преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • орден преподобного Агапита Печерского
Государственные награды
  • орден «За заслуги» III степени (20.01.2006)
  • звание Герой Украины (с вручением ордена Государства, 24.11.2008) — за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, многолетнюю благотворительную деятельность
  • крест святого Пантелеимона Целителя (16.06.2009, указом Министерства охраны здоровья Украины)
  • общенациональная премия «Гордость страны» (2010)
  • орден «Патриот Украины» (06.04.2011)
  • орден Независимости Украины (19.08.2011)

О будущем

— Вы поддерживаете как-то связь с больницами Саратова? Знаете ли, что происходит с помощью врачам сейчас?

— Да. У нас большая волонтерская служба. Постоянно люди трудятся в больницах. И в нынешних перепрофилированных, и в обычных, в которых лежат люди с разными болезнями  — сейчас это тоже большая проблема. Помогаем врачам, помогаем руководству больниц. 

Эпидемия закончится, когда либо испытают вакцину полностью, либо найдут какое-то лекарство. Сейчас ищут средство, которое очень сильно снижает тяжелое течение. 

— Многие говорят, что сложно создать вакцину. Это достаточно долго. Многие вирусологи высказываются скептически. На самом деле ковид-диссидентов гораздо больше среди медиков, чем среди архиереев. Иногда приходится читать, что не все так однозначно, как говорят по телевизору.

Конечно, сначала доклинические исследования, потом клинические. Скорее это случится не раньше зимы.

— Но не хотелось бы «мерцающего» карантина, как уже кто-то в московских кругах сказал, — когда будет два месяца без карантина, потом опять три месяца на карантине, и так до тех пор, пока не появится вакцина. Это бесполезно и бессмысленно. Конечно, очень сложно людей будет удержать. 

Сегодня у нас в Саратове был индекс самоизоляции 1,2.  Все последние дни масса народа ходит по городу.  Дело в том, что любые ограничения люди могут терпеть лишь очень недолгое время…

Мне кажется, у людей сейчас выбор между больницей, болезнью с тяжелым, возможно, течением, и между голодной смертью…

— Может быть, и не голодная смерть, но то, что очень сложно будет людям жить, это факт. 

— Как вы можете прокомментировать то, что сейчас происходит в средствах массовой информации? Как вы это все переживаете?

— У нас очень специфичная область, где медийные войны — неотъемлемая и заметная часть нашей жизни.  Я наблюдаю их на протяжении всех 17 лет моего служения здесь. Но я, честно говоря, очень не хотел бы быть участником этих сражений. 

— Все заметили, что вы без маски вышли на рынок, но мало кто обратил внимание, что архиерей сам ходит туда. Часто с вами такое происходит?. — Да, я часто хожу по городу, по рынку, по магазинам

Просто хожу по городу, потому что мне нужно много ходить как диабетику, я тоже в зоне риска. Об этом кто-то знает, кто-то нет. Я не делаю из этого какого-то шоу и не пытаюсь об этом кому-то рассказывать. 

— Да, я часто хожу по городу, по рынку, по магазинам. Просто хожу по городу, потому что мне нужно много ходить как диабетику, я тоже в зоне риска. Об этом кто-то знает, кто-то нет. Я не делаю из этого какого-то шоу и не пытаюсь об этом кому-то рассказывать. 

Я ехал со службы, это был Николин день, отслужил литургию, думаю, дай зайду. Надо сказать, что у нас масочный режим не распространяется на нахождение на улице, поэтому я как-то особо не подумал…

И там рейд оказался…

— Да. Не хочу заниматься конспирологией, как он оказался, зачем… Оказался и оказался. Ну, поймали архиерея. Честь им и хвала. Я извинился. Мне кажется, этого достаточно, чтобы закрыть эту тему.

Монастырские пони

Высоченную колокольню Свято-Вознесенского монастыря в Банченах, кстати точную копию дивеевской, видно еще с дороги. Монастырь окружают зеленые холмы, цветущие луга, пашни, перелески. По грунтовым дорогам гремят колесами деревянные телеги, цокают копытами лошадки, украшенные красными лентами. А в местных деревнях на крышах домов живут аисты. – Приехали, – перебил мои пасторальные наблюдения водитель. – Подъезда к воротам сейчас нет. Дальше пешком идите. Оказалось, что в монастыре и вокруг него полным ходом идут строительные работы. К приезду Патриарха нужно очень многое успеть – расписать Троицкий собор (самый большой на Украине), достроить гостиницу для паломников, инвалидный дом на 100 человек (для подрастающих в приюте детей-инвалидов), облагородить ограду и подъезд к монастырю. Ведь это будет первый патриарший визит в истории обители.


Румынские церковные традиции для русского человека удивительны. После воскресной литургии священник разоблачается перед народом и отдает в толпу фелонь, поручи, пояс. Прихожане с благоговением прикасаются к облачениям, в которых батюшка стоял перед Престолом, и возвращают их священнику – Наша история началась всего 17 лет назад, – рассказывает отец Амфилохий, насельник обители. – Когда отец Лонгин пришел сюда с первыми четырьмя монахами, здесь был пустырь. Но батюшку местные хорошо знали и любили – до пострига он служил по соседству, в приходском храме села Бояны. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много. Сейчас на территории монастыря уже семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони… – Так у нас же дети, потому и пони, – ловит мой удивленный взгляд отец Амфилохий. – Сначала приют располагался здесь, в монастыре. Первых детей отец Лонгин взял еще в Боянах, и они переехали вместе с ним в строящийся монастырь. Но приют рос. Когда детей в монастыре стало больше, чем монахов, пришлось задуматься о строительстве для них отдельного здания. Нашлось удобное место в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры взялись заниматься детьми. Так и получилось, что теперь в Банченах у нас мужской монастырь (в нем сейчас 86 монахов), в Боянах – женский (в нем 120 монахинь), а в Молнице – детский приют. Отец Лонгин – духовник обоих монастырей и приемный отец всех деток в приюте.

О гуманитарной помощи

Помощь Пресвятой Богородицы была мне очень необходима – уже с конца 80-х мы стали собирать для Советского Союза гуманитарную помощь. Мы знали, что гуманитарная ситуация в стране была непростой, не хватало медикаментов, продуктов, каких-то жизненно необходимых вещей, поэтому старались как могли. Это было нашим долгом по отношению к Родине, мы начали серьезно этим заниматься после 1000-летия Крещения Руси. У нас был свой грузовик, я сам разъезжал по всей Германии и собирал «гуманитарку». С утра помолишься – и за руль.

Насколько наша работа была успешной, судить не мне. Наше дело было стучаться во все двери, ходить по фирмам и предприятиям и просить помочь кто чем сможет. По молитвам Пресвятой Богородицы всего мы отправили в Россию более четырехсот фур, несколько судов, грузовых самолетов и более 1400 военных «КАМАЗов» гуманитарной помощи.

И это притом, что в те времена всех без исключения православных священников в Германии считали агентами КГБ. Нам не доверяли, за нами следили переодетые агенты немецких спецслужб. Но Покров Пресвятой Богородицы все покрывал, люди видели, что мы не враги, что нам на самом деле нужна их помощь, и откликались на наши просьбы.

Нам очень сильно помог отец моей помощницы Ангелы Хойзен, ученый, работавший в Военной Академии Бундесвера. Он со своими связями в Высшем военном командовании Германии разрешал многие проблемы с отправкой. Замечательный человек и верующий христианин!

В Великую Отечественную войну он воевал на стороне Германии, на фронте попал в плен. Там за доброе к себе отношение полюбил русских и, когда мы с ним познакомились, считал себя другом России. Его предки – православные славянские народы венды и сорбы, проживавшие на территории Восточной Германии. Их насильно обращали в протестантизм, но многие из них сохранили свои корни и традиции.

Его дочь, Ангела Хойзен, перешла из протестантства в православие и выучилась иконописи у греческого монаха-иконописца со святой Горы Афон. Когда мы с ней познакомились, она вела курсы иконописи. Сейчас Ангела Хойзен – моя ближайшая помощница, занимается социальным служением.

Что получается?

Трехэтажные здания, светлые окна, мраморные лестницы, причем оборудованные подъемы для тех ребят, кому трудно самостоятельно передвигаться. Это и есть детский дом семейного типа. Каждый дом — разного цвета. Розовый, желтый, синий…

Внутри паркет устелен коврами. Не ковролином, а настоящими мягкими коврами.

Стены увешаны картинами: природа, религиозные сюжеты. Везде — аквариумы с рыбками. Птички поют. Много зелени. А вокруг зданий — невероятное количество цветов.

Дети живут по четыре-шесть человек в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 — монахини, остальные — оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды — все украшено цветами. На газонах — фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе — игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы — отца Лонгина — ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять.

— Разве монашеское это дело — детей развлекать?

— Монашеский путь и семейный — очень разные, — соглашается отец Лонгин. — И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много добра. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель — и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол!» — как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это — грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.

Что будет?

Старшую воспитанницу, «доню», года четыре назад первой выдал замуж за хорошего парня, кстати, из соседнего села. Столы накрыли, гостей позвали — наверное, с тысячу приехало. Или больше. Весь район гулял.

Через год — опять свадьба: другую дочку выдавал. Потом еще…

А сколько еще свадеб предстоит, где «тато Михайло» будет сидеть на почетном месте, как и положено отцу, и гордиться «своїми дітьми»!

— Ось тоді буду спокійний, як вони усі сімейними стануть. І на свята до мене з’їдуться!.. Оце щастя! — мечтательно говорит священник.

Конечно, скептик скажет, что врачи могли ошибиться с диагнозом маленькой Ларисы. Как в еще пяти случаях. Конечно, дети, излечившиеся от ДЦП, плавая в настоящем бассейне на территории семейного дома, ничего не доказывают. И уж, само собой разумеется, что вера в Господа и молитвы отца Лонгина, монахов и монахинь его монастыря, которых дети называют «мамами», помощь всех, кто почти 20 лет им помогает, тут ни при чем. Не буду спорить. Тогда и вы не спорьте, что отец Лонгин, берущий без разбору на кормление и воспитание детей с «букетами» болезней — от ДЦП до СПИДа с врожденным гепатитом — и даже если не спасающий их от смерти, то продлевающий им жизнь в заботе и любви, — святой человек. Договорились?

К 46 годам отец Лонгин перенес три инфаркта и две операции на сердце. Кто-то держит его на нашей грешной земле… Вы, случайно, не знаете — кто?

Виктор Бузиян

О кризисе и проблемах приходов

Как вы решали проблему взносов в епархию? Это, конечно, страшная беда сейчас.

— Я так сказал священникам на нашем собрании: «Отцы, кто может, сколько может, вносите в епархию. К тем, кто не может — никаких претензий не предъявляю». Сущие копейки поступают, потому что помимо эпидемии, ведь еще и кризис. Многие остались без работы, поэтому денег нет практически ни у кого. 

Стараемся как-то выживать, вот хожу с протянутой рукой. Спрашиваете, чем занимается архиерей? В том числе, ходит с протянутой рукой и говорит «подайте». На гимназию, вот, удалось найти, буквально сегодня деньги перечислили, чтобы прожить два последних учебных месяца. Слава Богу, одна проблема решена. 

— Каким приходам сейчас тяжелее всего?

— Все в какой-то мере пострадали. Мы помогаем священникам, помогаем церковным работникам как можем. Огромное спасибо Константину Малофееву — каждый священник, кто обратился к нему, получает по 15 тысяч рублей единовременной помощи. Еще местные помогают нам, не скажу, что много, сейчас суровая ситуация у всех. Но кое-как выживаем. Многие люди остались работать в храмах и в епархии, не получая зарплату, или получая лишь небольшую часть от нее. Я сказал, что когда это кончится, когда вернется обычная жизнь, опять начнем платить. Знаете, никто не ушел, ни один человек, никто не сказал: «Ах, так? Значит, тогда я пошел». Все остались.

Божественная Литургия в Благовещенском храме города Вольска 7 апреля 2020 года

— Вы видите выход из этого всего кризисного карантинного периода или пока не очень?

Пока не очень. Я думаю, что от моего видения мало что зависит, потому что это государственное мероприятие, оно будет прекращено в той форме и в те сроки, какие государство сочтет возможным. Будем подчиняться этому.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)

Родился 31 июля 1961 г. в г. Сухуми Абхазской АССР.

В 1977-1982 гг. учился на вечернем отделении филологического факультета Абхазского государственного университета; работал экскурсоводом, преподавателем русского языка и литературы в средней школе.

В 1983-1985 гг. служил в рядах Советской Армии. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию и был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 21 июля 1986 г. пострижен в монашество, 7 июня 1988 г. рукоположен во иеромонаха.

В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию и был направлен на учебу в Софийскую духовную академию (в 1990 г. ей был возвращен статус богословского факультета Софийского государственного университета). В период обучения в Болгарии служил священником в русском храме во имя святителя Николая в Софии.

В 1992 г., завершив учебу, вернулся в Троице-Сергиеву лавру, исполнял послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 г. был назначен настоятелем Московского подворья Троице-Сергиевой лавры.

19 августа 2003 г. в храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского.

6 октября 2011 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен главой новообразованной Саратовской митрополии.

8 октября 2011 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возведен в сан митрополита.

Является ректором Саратовской православной духовной семинарии — высшего религиозного учебного заведения; председателем редакционного совета журнала «Православие и современность».

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 55) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова.

Имеет награды Русской Православной Церкви:

  • медаль прп. Сергия Радонежского II степени, 1987 г;
  • медаль прп. Сергия Радонежского I степени, 1988 г;
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени, 2011 г;
  • медаль Саранской Епархии РПЦ «Милующее сердце» I степени, 2013 г.;
  • Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского», 2014 г.;
  • памятная Патриаршая панагия, 2015 г.;
  • юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира», 2015 г.;
  • медаль Синодального отдела по тюремному служению Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы I степени «За веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви», 2015 г.;
  • медаль Издательского Совета Русской Православной Церкви «Первопечатника диакона Иоанна Федорова» I степени, 2015 г.;
  • орден свт. Иннокентия Московского II степени, 2021 г.

Имеет награды Болгарской Православной Церкви: орден святых Кирилла и Мефодия I степени, 2015 г.; знак почетного отличия Русенской митрополии «Святого Димитрия Бассарбовского» II степени, 2017 г..

Антон Никитин: «Его лучезарную, обезоруживающую, скромную улыбку я больше никогда не увижу. Просто всегда буду ее помнить»

После того, как случилось несчастье с отцом Лонгином, многие написали о нем, выложили в социальные сети фрагменты документальных фильмов, интервью, в которых наш любимый отец что-то говорил и рассказывал. И я понял, насколько мало я о нем знал и насколько это ни на что не повлияло.

Так бывает, когда отношение выстраивается не мозгом, а сердцем. И когда ты видишь улыбку человека, сразу забываешь у него обо всем расспросить, узнать откуда он пришел, что делал… И так и живешь – от встречи к встрече, радостью общения, зная, что есть такой светлый человек – твой добрый друг – отец Лонгин.

Мы не так мало общались, но воспоминания какие-то детские, больше похожи не на рассказы, а на картинки.

Новости

Архив

13:46

«Старики могли только молчать и не понимали, что происходит. Соцработники записали на голосование и их»: саратовская журналистка сняла видео о пенсионерках, которым якобы навязали участие в голосовании

12:53

Коронавирус унес жизни еще 20 жителей региона

12:50

В Саратовской области у мужчины случился припадок рядом с избирательным участком

12:24

В Балаково аннулировали результаты голосования на одном из участков: члены комиссии после закрытия вводили бюллетени в КОИБ без наблюдателей

11:53

Вольские медики боролись за жизнь молодого мужчины, получившего огнестрельные ранения: следователи разыскивают стрелка

11:21

Саратовский врач заявила, что коллеги не кормят её мать: администрация больницы опровергла информацию и готовит заявление в правоохранительные органы

10:39

В Саратовской области резко выросло число новых случаев заболевания коронавирусной инфекцией: такие показатели не фиксировались с начала пандемии

09:56

В Заводском районе молодой человек на электросамокате на полном ходу заехал под КамАЗ и погиб

07:39

Выборы в Госдуму. По итогам двух дней проголосовал каждый третий житель Саратовской области, в одном из районов явка составила 75%

07:16

В автокатастрофе на Песчано-Уметском тракте погибли двое мужчин, ехавшие на «Гранте»

18 сентября 2021, 17:36

В Заводском районе хозяин квартиры на пятом этаже погиб на пожаре, лежа на диване

18 сентября 2021, 17:15

На проспекте Кирова на месте оттесненных ларьков поставили лавочки и детскую площадку за счет неизвестных благотворителей

18 сентября 2021, 16:16

Выборы в Госдуму. Число жалоб в Саратовской области превысило 300, по некоторым проверки проводят правоохранительные органы

18 сентября 2021, 15:38

Главу ЦИК возмутило поведение саратовского депутата на избирательном участке, после которого «председатель слегла»

18 сентября 2021, 14:00

Молодая саратовчанка при продаже инструкции по ремонту машины за 500 рублей потеряла сумму в 212 раз больше

18 сентября 2021, 12:40

Снова 21. В сентябре максимальная смертность от ковида фиксируется каждый второй день

18 сентября 2021, 12:09

Губернатор Радаев предложил расширить патентную систему налогообложения на сауны, солярии и салоны для похудения

18 сентября 2021, 10:57

Установка шумозащитных экранов вокруг стадиона подорожала на 5 миллионов, срок окончания работ чиновники сдвинули на конец декабря

18 сентября 2021, 10:17

В Саратовской области начался скачкообразный рост заболеваемости ковидом: за сутки выявили сразу 272 пациента

18 сентября 2021, 09:55

На Рахова «Яндекс Такси» врезалось в стену шахматного клуба после столкновения с «Приорой»: госпитализировано 5 человек

18 сентября 2021, 09:43

В Вольске мужчина получил сильнейшие ожоги из-за загоревшейся кровати и скончался в больнице от термического шока

18 сентября 2021, 09:14

Подросток ехал из Пугачева в Перелюб, врезался в КамАЗ и попал в больницу

18 сентября 2021, 09:06

Мать семерых детей умерла от коронавируса: неравнодушных саратовцев просят помочь отцу отремонтировать до зимы ветхий дом, пострадавший от урагана

18 сентября 2021, 08:44

Пожилой водитель Niva Chevrolet протаранил на переезде товарный поезд и погиб

18 сентября 2021, 08:15

В первый день голосования явка на выборы в Госдуму в регионе превысила 20%, за депутатов гордумы Саратова проголосовали менее 10%

17 сентября 2021, 19:48

Суд отправил бывшего главного архитектора Саратова Виталия Желанова под домашний арест

17 сентября 2021, 18:43

Саратовская область обогнала Москву по числу мотоциклов: аналитики подсчитали, сколько в регионе байков

17 сентября 2021, 18:14

В понедельник десятки улиц Энгельса останутся без электроэнергии: адреса

17 сентября 2021, 18:04

Неработающая покровчанка, воспитывающая трехлетнюю внучку, задолжала 2 млн рублей и добилась, чтобы ее признали банкротом

17 сентября 2021, 17:44

Саратовстат: за месяц средняя зарплата жителей региона стала меньше на 2 255 рублей

О Свято-Пафнутьеве Боровском монастыре

Я бывал в обители с первых лет ее восстановления в 90-х годах. Когда я приезжал к митрополиту Клименту (Капалину), он делился со мной мыслями о возрождении монастыря, я видел, как трепетно владыка к этому относится, и всячески его в этом поддерживал. У себя в Германии мы собирали гуманитарную помощь для монастыря и помогали, как могли.

Радостно было видеть, как обитель на глазах возрождалась, украшалась и расцветала! Помню, как первый раз я приехал осенью в уже отреставрированный благоустроенный монастырь. Стояла золотая пора, монастырь был весь белоснежный, со сверкающими куполами, в окружении деревьев с золотой и красной листвой. Величественное, прекрасное зрелище!

Свято-Пафнутьев монастырь небольшой, красивый и очень уютный. Здесь незримо присутствует преподобный Пафнутий и управляет всей жизнью и духовным настроем обители. Это чувствуется. Здесь легко и хорошо молиться. Я очень его полюбил и чувствую себя здесь как дома.

Денис Ахалашвили, ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря

Фото автора

Об ответственности епископа

— Вы говорили о многих событиях — крестный ход, реставрация семинарии, ее открытие. Как в этом участвует епископ? В массовом сознании епископ — это человек, который приходит, все благословляет, а вся основная работа выполняется без него. Например, крестный ход — что он для вас означает, чем вы занимаетесь?

— Во-первых, епископ, как вы знаете, переводится как «надзиратель». Если совсем уж просто сказать, то роль епископа во всех этих процессах, которые вы перечислили, в этом и заключается — он их организовывает  и надзирает над ними. Всегда есть необходимость в том, чтобы что-то организовать, продумать, посоветовать, руководить исполнителями, потому что само по себе никакое дело не совершается.

Что такое тот же крестный ход? Это достаточно большое количество людей в трех епархиях, которые должны четко взаимодействовать на протяжении месяца. Нужно продумать вместе с ними все этапы. Или, например, строится храм. Надо обязательно следить, как движется это строительство, правильно ли оно ведется. Думать, кто будет там служить,  каким будет внутреннее убранство и территория, какие еще помещения необходимо устроить для будущего развития приходской жизни? 

Вообще, зона ответственности архиерея — это и внешнее, и внутреннее устроение церковной жизни в епархии. Просто коротко перечислю, что входит в это понятие, и чем приходится заниматься каждый рабочий день. Это реставрация и консервация исторических храмовых зданий. Это посещение приходов, и особенно приходов сельских (не секрет, что село вымирает, многие из храмов находятся в малонаселенных местах, поэтому наша епархия выплачивает зарплату сельскому духовенству). Особого внимания требует семинария, учебный и воспитательный процесс. Архиерей в основном несет ответственность за взаимоотношения епархии с государственными, общественными и прочими организациями, за законность всех ее действий. Митрополит, к тому же, призван поддерживать общение с другими архиереями епархий, находящихся в пределах одного региона, и, как говорится в положении о митрополии, преподавать им братские советы. Ну, и многое, многое другое…

Храм в честь Живоначальной Троицы г. Петровска

Кроме того, я довольно часто служу, несколько раз в неделю. Я люблю богослужение. Мои подписчики в соцсетях не раз писали мне, что до этого и не догадывались, как часто служит архиерей, и что это является его главным делом.

Еще все взаимодействие с властями и поиск денег на епископе, верно?

— Конечно, в том числе.

— Когда епископ из одного региона переходит в другой, церковная жизнь этой местности влияет на какие-то устои епископа, или наоборот, он приезжает со своими традициями?

— Сложно сказать. Конечно, нельзя приехать с таким настроем: все не так, все неправильно, а я лучше знаю, и все сделаю так, как надо. Я думаю, что в нормальных условиях должно происходит взаимовлияние и взаимопроникновение того, к чему привык архиерей, что он привез с собой, — и того, что он увидел на том месте, куда приехал.

Какие скорбные дни вы помните, можете про них рассказать?

— Святитель Филарет Московский сказал когда-то, что архиерейство — это постоянное сораспятие Христу, и чем дольше я живу на свете, тем  глубже проникаюсь этими словами. Это действительно нахождение на кресте, это действительно сораспятие. Никакие внешние привилегии архиерейского сана, какими они видятся для постороннего человека, даже для церковного, этого не отменяют.

Можете объяснить, что это значит?

— Потому что тебе приходится отвечать за очень многое — за всё, что происходит в епархии, что получается и не получается, за все провалы и неудачи, ведь люди везде остаются людьми. Потом вообще любое начальствование — оно тяжело еще тем, что приходится отвечать, в том числе, и за людей, которые сами не хотят ни за что нести ответственность. Это очень сложно. Это сложно везде. Я думаю, вы как редактор это понимаете. 

Ну, да.

— Только представьте, что это  в гораздо  большей степени. 

Но к редактору никто не приходит с вопросом: как мне жить и что мне дальше делать…

— Да, это отличие священнослужителя, безусловно. Прибавьте еще эту особенность. 

Дети и монахи

Из монастыря в Молницу, где находится приют, можно добраться на попутке или пешком вниз с холма. Дорога проходит через монастырские огороды. Сегодня старшие дети отпросились с уроков в сельской школе, где учатся все приютские, потому что началось время полевых работ и нужно сажать помидоры. К старшим прибилось несколько малышей. Кто-то из ребят копает тяпкой лунки, кто-то носит в ведрах воду, девочки умело сажают зеленые ростки в землю. Монахи и монахини заняты на поле вместе с детьми – братья подвозят на тракторе из парника саженцы, сестры помогают копать и следят, чтобы никто не перегрелся на ярком полуденном солнце. Ваня, первый приемный сын отца Лонгина, взрослый уже юноша и директор монастырской продуктовой лавки, принес на поле несколько ящиков сливочного мороженого на всех. У них в большой семье так: если мороженое – то ящиками, если ехать куда-то – то колонной автобусов, если работать – то вместе.


В угодьях монастыря чего только нет — поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Своих продуктов монастырю и приюту хватает с избытком. Излишки развозят по окрестным социальным учреждениям бесплатно. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми Пока старшие помогают в поле, дошкольники и дети-инвалиды принимают водные процедуры дома. Дети живут по четыре человека в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 – монахини, остальные – оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды – все украшено цветами. На газонах – фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы-отца Лонгина ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять. – Разве монашеское это дело – детей развлекать? – спрашиваю я. – Все правильно вы говорите, – соглашается отец Лонгин. – Монашеский путь и семейный – очень разные. И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много доброты. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель – и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол» – как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.


Отец Лонгин: «Монашеский путь и семейный — очень разные. И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в них много доброты. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, просятся к ним в гости. Не думаю,что это плохо. Монах тоже должен творить добро» – Каждый год мы отправляем в Киев отчеты: кто-то обеспечил 15 детей рождественскими подарками, кто-то старушек проведал в интернате, – рассказывает епископ Мелетий. – А отец Лонгин никаких цифр нам не дает. Он буднично совершает подвиг. Мы пишем, конечно, его в отчетах, но не вдаваясь в детали, потому что, если его живую настоящую деятельность втиснуть в рамки схоластической административной системы с комиссиями и подкомиссиями, она просто задохнется. У него все это живет без бюрократии. Так, как и должно быть в Церкви. Смотрите фоторепортаж на Милосердие.руЕкатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги:

Церковь Община Поместные Церкви Монашество Монастырь Благотворительность и милосердие

Сергей Герук: «Я видел, что этот человек не принадлежит себе…»

…Мой последний разговор с отцом Лонгином был по телефону. Я по его благословению написал материал о настоятеле Ольгинского собора протоиерее Всеволоде Рыбчинском, в честь его 75-летия.

Мы обсудили дальнейшие материалы, которые о. Лонгин планировал в ближайших номерах «Церковной православной газеты». С ним было удивительно легко работать. Когда я приходил в его кабинет, он сразу предлагал чашечку кофе, который сам заваривал. И мы обсуждали журналистские вопросы.

Я видел, что церковная журналистика является его главным послушанием. Но я также был свидетелем его разговоров по телефону. Ему звонили его духовные чада. И он, попросив прощения, вел с ними разговоры. И я понимал, что этот человек не принадлежит себе. Он полностью посвятил себя Богу, Церкви Христовой и людям. Он был достойный пастырь. Педагог, миссионер, монах, воин Христов.

Награды

Церковные:

  • орден УПЦ прп. Нестора Летописца II степени (29 сентября 2004)
  • орден УПЦ равноап. князя Владимира II степени (29 сентября 2009)
  • орден РПЦ равноап. князя Владимира III степени (29 августа 2011)
  • второй наперсный крест с украшениями (24 сентября 2011)
  • орден «Відзнака Предстоятеля Української Православної Церкви за церковні заслуги» (20 сентября 2011)
  • орден прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • орден прп. Агапита Печерского

Государственные:

  • орден Украины «За заслуги» 3-й степени (20 января 2006, за особо значимый вклад в социально-экономическое и духовное развитие региона, значительные трудовые достижения, ко Дню Соборности Украины)
  • звание Героя Украины с вручением ордена Державы (24 ноября 2008, за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, многолетнюю благотворительную деятельность, указом президента Украины В. А. Ющенко № 1071/2008)
  • крест «св.Пантелеимона Целителя» (16 июня 2009, указом Министерства охраны здоровья Украины)
  • Победитель конкурса «Человек года в украинском христианстве — 2009» (от Союза христианских писателей Украины)
  • орден «Патриот Украины» (6 апреля 2011, от президента Украины)
  • орден Независимости Украины (19 августа 2011, от президента Украины)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector