Смысл произведения лескова «очарованный странник»

История создания

Николай Лесков создавал собственную книгу довольно быстро. Ему удалось её написать меньше, чем за год. События повести разворачиваются на берегах Ладожского озера, где путешествовал в те годы писатель. Автор неслучайно остановил свой выбор именно на этих краях, так как здесь расположены обитель монахов, а также острова Кореллу и Валаам. Соответственно, замысел произведения родился именно в этой поездке.

Ближе к концу года Лесков закончил работать над произведением. Он озаглавил его «Черноземный Телемак» В нём прослеживаются отсылки к древнегреческой мифологии. Телемак — это имя, которое носил сын Пенелопы и Одиссея, царя Итаки. Всё это герои поэмы Гомера. Описанный персонаж, согласно сюжету, направился искать родителя, пропавшего при таинственных обстоятельствах. То же самое можно сказать и про действующих лиц, придуманных Лесковым.

Главный герой направился в опасный и долгий путь, пытаясь понять свое предназначение. Некоторое время редакторы известных изданий отказывались печатать книгу, указывая на то, что она ещё недостаточно хорошо продумана. Кроме того, подверглось критике и то, что автор сравнивает Флягина с язычником, тогда как он должен был представлять собой символ православия. Всё это привело к тому, что Лесков вынужден был поменять название. Однако в дальнейшем он отнёс его не в то же издание, а в совершенно другое, газету «Русский мир». Здесь её с радостью согласились опубликовать, благодаря чему произведение было допущено в печать в 1873 году.

Автор

Портрет Николая Лескова. Валентин Серов. 1894

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) — писатель, о котором Лев Толстой говорил, что он «самый русский из наших писателей».

«Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, — писал Лесков, — что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе».

Предки Лескова были священниками в селе Лески Орловской губернии. Отсюда вышла родовая фамилия Лесковы. Писатель хорошо знал Библию, церковные традиции и часто обращался к христианским образам и мотивам в своих текстах. Лесков был убежден, что литература призвана поднимать дух человеческий и что «цели евангельские» для нее дороже всех иных.

Жизненный путь

Ивана Флягина прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Он был «молитвенный сын» — мать вымолила его у Бога и умерла при родах. Отец его, Северьян Иваныч, был кучером, крепостным графа К., поэтому мальчик с детства любил и понимал лошадей. В 11 лет он стал форейтором (ездил на лошади впереди лошадей, запряжённых в коляску). В дороге он нечаянно он стал виновником гибели монаха. Во сне Иван увидел этого монаха, и тот предсказал, что много будет ему испытаний, а когда будет совсем погибать, то пойдёт в монахи, так как он «обещанный сын» (мать обещала, что он будет служить Богу). Затем в жизни Флягина начались странствия и испытания:

  • По наущению цыгана он украл у барина пару коней и убежал из дома.
  • В честном поединке, который устроили татары, запорол противника до смерти и бежал от ареста в степь. Там 10 лет провёл в плену у этих татар. Когда он вылечил свои искалеченные ноги, ему удалось убежать на Родину. Там граф распорядился за побег его выпороть, затем отпустил на оброк.
  • Когда Флягин служил конэсером (объездчиком коней) у князя, он в цыганском таборе бросил цыганке Груше все деньги, так как был очарован её красотой, пением и танцами. Князь простил ему, что он все казенные деньги бросил Груше, так как сам влюбился в неё и купил её у цыган за 50 тысяч рублей, заложив имение.
  • Флягин убил Грушу — она попросила ударить её в сердце ножом, так как не хотела жить из-за женитьбы князя на богатой невесте. Флягин толкнул её с обрыва, и Груша утонула.
  • Далее он служил 15 лет на Кавказе. Однажды, чтобы навести мост, переплыл под пулями реку, за что был награждён орденом и получил звание офицера.
  • Служил актёром, на представлениях играя роль демона.
  • Ушёл в монастырь, стал там кучером. Однажды ночью принял корову за беса и зарубил её. За это игумен велел посадить его на несколько месяцев в погреб. Там Флягин стал пророчествовать о скорой войне. Лекарь, которого пригласил игумен, чтобы узнать, в своём ли уме Флягин, посоветовал куда-нибудь послать его «подальше пробегаться». Флягин решил идти в Соловки на богомолье.

Главный герой повести «Очарованный странник», совершив на своём жизненном пути немало ошибок, осмыслил содеянные поступки и вступил на путь покаяния. Он чувствует себя «странником», исполняющим волю Бога. Герой очарован жизнью, а под конец её оказался очарован идеей самопожертвования во имя спасения России от угрожающих ей бед.

Вариант 2

Данную повесть автор изначально назвал иначе «Черноземный Телемак», но, видимо решив, что второе название звучит более оригинально и максимально раскрывает суть рассказа. Оставляет второе название «Очарованный странник».

Главным героем повести, был странник средних лет, который долгое время путешествовал в поисках, для того чтобы обрести умиротворенность своей души. Сам Флягин, являлся большим любителем мечтаний, также ему интересно было смотреть и анализировать поведение посторонних людей.

Почему же Лесков употребляет в названии слово «очарованный», наверное, потому что оно характеризует самого персонажа. Так как он вел себя как околдованный красотой всего окружающего его природы, людей, испытал особую любовь к Родине. Странник во всем старался видеть только хорошее и положительное, не замечая, что твориться вокруг плохое. Флягин всегда прислушается к своему большому доброму сердцу и совершает действия, как велит оно. Большинство событий произошедших с ним хороших и плохих, он считает, что это послание всевышнего. Так как только Бог в силе изменить человеческую судьбу, и направить его на какие-то решения. Не о чем содеянном он не сожалеет, даже о совершенном преступлении.

Некоторые свои поступки странник совершает необдуманно, как будто околдованный, так как его действиям нет логического объяснения, но ему кажется, что он поступает правильно.

Смысл данной повести Лескова, заключается именно в названии. Так как его главный герой не оставит равнодушным читателей после прочтения, а затронем за душу и может заставить изменить свое поведение или отношение к окружающим людям. Флягин жертвовал собой ради спасения посторонних ему окружающих людей, животных, совершал только добрые поступки. Именно так казалось ему, что он делает все правильно. Он жил и безвозмездно помогал и не когда не ждал нечего взамен.

На сегодняшний день если приглядеться в окружающих людей, то можно тоже разглядеть в них очарованного странника, готового помогать всему миру, только не себе самому.

Список персонажей повести «Очарованный странник» и их характеристика

Главные герои

Главный герой «Очарованного странника» — Иван Северьяныч Флягин (Голован), человек с очень яркой и самобытной судьбой, вся жизнь которого прошла в испытаниях и страданиях. Это достаточно пожилой мужчина («с небольшим лет за пятьдесят») богатырского телосложения. Природное призвание Флягина — конэсер (знаток в лошадях).

Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» собирательный. Он олицетворяет собой физическую и нравственную мощь русского народа.

Иван Северьяныч очарован красотой жизни, он испытывает необъяснимую тягу к перемене мест и новым впечатлениям. Его биография наполнена самыми разнообразными подвигами: победа над степным богатырем, усмирение коня-«людоеда», крещение кочевников и т. д.

Груня — красавица-цыганка, возлюбленная князя, играющая большую роль в сюжете. По силе характера эта героиня очень близка Флягину. Темпераментная девушка предпочитает умереть, чем сносить бесчестие и неверность любимого.

Второстепенные герои

  • Граф и графиня — хозяева крепостного Ивана, типичные помещики-самодуры, которые рассматривают крестьян в качестве своей личной собственности.
  • Барин из Николаева — мелкий чиновник «из полячков», нанявший Флягина нянькой для своего ребенка.
  • «Магнетизер» — темная личность, прохвост и пьяница. Этот человек обещает излечить Ивана Северьяныча от алкоголизма, спаивает его и, в расчете на поживу, заманивает к цыганам.
  • Князь — богатый дворянин, взявший Флягина на службу конэсером. Это легкомысленный человек, ведущий разгульный образ жизни и без сожаления сорящий деньгами. Бессердечный князь становится главной причиной трагической гибели Груни.

Краткий анализ

Лесков «Очарованный странник» написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как «естественный человек», который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем. Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем. Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности. Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота — женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению. Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого «богатыря» — обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема. Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.

Эгоизм и дальнейший духовный рост

Иван чуть не погиб в аварии, после этого от него отвернулся барин. Юноша совершил грех, выкрав коней у собственного хозяина. В следующем эпизоде герой оформил себе фальшивые документы и устроился на работу к одному поляку. Но и здесь он не смог долго задержаться, так как поступил нечестно по отношению к господам. Участвуя в схватке за коня, молодой человек непреднамеренно убил своего противника.

Чтобы не попасть за решетку, ему пришлось уехать жить с татарами. Те не желали его отпускать, хоть на тот момент персонаж и обзавелся семьей. Он работал доктором. В какой-то момент ему попали в руки фейерверки, с помощью которых он отпугнул татар и сумел сбежать. Представившись беглым крестьянином, он смог проникнуть в родное имение. Но ему там были не рады, так как видели в нём грешника.

Затем молодой человек прожил на протяжении трёх лет в доме у князя, помогая ему в обмен на кров выбирать хороших коней. В один из вечеров парень напился, потратив все имеющиеся у него деньги на цыганку Грушу. Князь когда-то полюбил её и даже выкупил, но впоследствии его чувства остыли, из-за чего девушку прогнали. Она умоляла его об убийстве, и парень столкнул её в воду.

Далее всё развивалось несколько иначе, потому что Флягин отправился на фронт, заняв место единственного сына нищих крестьян. Он там совершил немало подвигов и даже получил чин офицера. Когда его отправили в отставку, тот не смог найти себе места в мирной жизни. И тут, наконец, до него дошло понимание его истинного предназначения. Так настал момент, когда скитаниям главного героя суждено было завершиться. Мужчина задумался о том, чтобы пойти в монастырь. К собственному удивлению, он почувствовал небывалое облегчение и интерес к этому месту. Таково краткое содержание повести «Очарованный странник».

Роль персонажа в сюжете повести

Иван Северьянович Флягин — главное действующее лицо повести «Очарованный странник». Он рассказывает о своей жизни, испытаниях, разочарованиях. Это довольно сильная и харизматичная личность. Флягин представлен в повести положительным героем, в то время как дворяне описаны с отрицательной стороны. Чтобы сделать характеристику главного персонажа, необходимо ознакомиться с кратким содержанием произведения.

Детство и молодость

По Ладожскому озеру переправлялся корабль, на котором попутчики устроили спор об унылости здешних мест. В беседу вступил человек в монашеском одеянии. Он начал рассказывать присутствующим историю своей жизни.

Монаха звали Иван Флягин, родился он крепостным в семье кучера. Его мать умерла во время родов. Детство и юность парень провел на конюшне, благодаря чему научился разбираться в лошадях. Юноша получил прозвище Голован.

Однажды он вез графа, а по дороге им встретился спящий монах. Иван случайно засек его насмерть. Ночью ему было видение. Этот старец пришел к нему и сказал, что юноша обещан Богу матерью. Иван будет много раз умирать, но не погибнет. Ему суждено стать монахом. Флягин был поражен таким предзнаменованием.

Как-то Голован завел голубей на конюшне. Со временем они расплодились. Дворовая кошка стала охотиться на птенцов. За это парень ее наказал: высек и отрубил хвост. За такое деяние Ивана выпороли и принудили бить камни для дорожки. Все это оскорбило юношу, он посчитал такие действия унижением, поэтому решил закончить жизнь самоубийством. Но герою не удалось это сделать. Флягина спас цыган и предложил ему стать разбойником. Тот согласился и выкрал для спасителя двух лошадей из конюшни.

Голован по совету врача больше времени проводил с девочкой на солнце и у моря. Однажды он встретил мать своей воспитанницы. Женщина была со своим новым мужем. Она молила отдать ей дитя, даже предлагала взятку. Иван сжалился над ней, отдал девочку, но денег не взял.

Барин узнал об этом и прогнал Флягина. Иван остался без паспорта. Судьба его занесла на ярмарку, где продавали лошадей. Голован помог выиграть одному человеку коня. Для этого ему пришлось участвовать в поединке, где он убил соперника. За такой проступок ему грозило тюремное заключение.

Но Флягину повезло — его спрятали татары. Они взяли парня с собой, где он лечил лошадей, помогал женщинам. Чтобы он не сбежал из поселения, ему вшили в стопы рубленный конский волос, который причинял жуткую боль Головану. Долгие годы он прожил в степях. Татары давали ему жен, от которых у Ивана были дети. Только он не признавал их, так как они были некрещеными.

Дальнейшая жизнь

Главный герой тосковал по родному краю. Дважды он пытался сбежать, вторая его попытка оказалась удачной.

Если кратко, то Флягин нашел ящик, оставленный людьми, которые приходили в поселок. В нем были фейерверки. Иван решил напугать татар. Под страхом он заставил их принять православную веру. Герою удалось бежать из плена, откуда он попал в Астрахань. Там Голован начал пьянствовать. Как-то он оказался в остроге, откуда его отправили обратно к барину. Тот приказал высечь Флягина, но затем отдал ему паспорт и дал вольную.

Однажды главный герой познакомился с человеком, пообещавшим избавить его от пьянства. В результате он перестал пить, но перед этим ему мерещилась всякая нечисть. В таком состоянии Голован оказался в каком-то доме, где встретил прекрасную цыганку Грушу. Ее полюбил барин, у которого жил Флягин. Но этот человек быстро охладел к цыганке и решил выдать ее замуж за Ивана.

Барин хотел жениться на другой, что вызвало возмущение Груши. Она хотела умереть, но не могла сама это сделать. Девушка попросила Ивана помочь ей, иначе убьет невесту барина. Флягин толкнул девушку, и она упала с обрыва.

Возвращаясь, герой встретил супружескую пару, которая была расстроена отправкой сына на службу. Иван пожалел их и отправился на Кавказ вместо него. Назвавшись именем их сына, он стал служить. На службе герой пробыл 15 лет, за что был награжден званием и орденом. Затем Иван попытался стать артистом, а после неудачи ушел в монастырь, где замаливал свои грехи. Там у него открылся дар пророчества.

Смысл произведения Очарованный странник

В самом широком толковании смысл «Очарованного странника» можно трактовать как борьбу с бесами внутри самого себя: с жадностью, пьянством, прелюбодеянием, жестокосердием. Каждая глава повести – свидетельство преодоления в себе тех качеств, которые в православной традиции мешают человеку быть человеком. Совершая необъяснимые для самого себя, часто иррациональные поступки (вроде спущенных на цыганку Грушеньку денег помещика, выставления себя поединщиком в дуэли на плетях или замена собою рекрута из крестьянской семьи), Иван Флягин избывает в самом себе те качества, которые ему самому кажутся отвратительными.

По структуре повесть Лескова является осовремененным вариантом русского сказа. Достаточно посмотреть на отсутствие чётко обозначенной хронологии в повествовании самого Очарованного странника, когда он перескакивает с одного эпизода на другой, не придерживаясь какой-то определённой последовательности. Иван не заботится о логической целостности своего повествования. Но в его изустном пересказе о событиях собственной жизни прослеживается, тем не менее, внутренняя логика, которая приводит главного героя повести к тому финалу, который описан у Лескова: внутреннее очищение и покаяние и готовность сложить голову на благо Отчизны и «за други своя».

Обращают на себя внимание и особенности речи главного персонажа, с его диалектизмами и речевыми характеристиками, которые присущи скорее людям других сословий. Сходство с фольклорным сказом проявляется и в прологе, и в экспозиции, когда все путешествующие знакомятся между собой, а сюжетным центром сам собою становится Флягин

Не в последнюю очередь из-за своей отрешённости от происходившего с ним на протяжение всей его жизни, которая сразу бросалась в глаза.

Интересна также и перекликающаяся со сказами композиция повести: первая и последняя главы написаны от лица автора. А все прочие – только от лица самого Ивана Флягина. И в каждом его изустном рассказе о своём жизненном пути персонаж благоговеет перед красотой окружающего мира (хотя прекрасно видит и его несовершенство), и максимально критичен, даже жесток по отношению к самому себе.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни

Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ, где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Граф и графиня  – хозяева крепостного Ивана, типичные помещики-самодуры, которые рассматривают крестьян в качестве своей личной собственности.
  •  Барин из Николаева  – мелкий чиновник “из полячков”, нанявший Флягина нянькой для своего ребенка.
  •  “Магнетизер”  – темная личность, прохвост и пьяница. Этот человек обещает излечить Ивана Северьяныча от алкоголизма, спаивает его и, в расчете на поживу, заманивает к цыганам.
  •  Князь  – богатый дворянин, взявший Флягина на службу конэсером. Это легкомысленный человек, ведущий разгульный образ жизни и без сожаления сорящий деньгами. Бессердечный князь становится главной причиной трагической гибели Груни.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector