Воскрешение лазаря

Иисус подошел к пещере и сказал «Лазарь! Иди вон!», и Лазарь вышел из пещеры живой и невредимый

Иисус прослезился, увидев это иудеи сказали, что насколько сильно Он любит Лазаря. Когда Иисус подошел к пещере, где находился Лазарь, сказал:

(Ин. 11, 39-43)
После молитв Иисуса, из пещеры вышел Лазарь, все были очень удивлены такому чуду. После этого многие иудеи приняли веру во Христа

После воскрешения Лазаря, как повествует Иоанн Богослов, фарисеи из страха решили с этого дня убить Иисуса Христа. Многие из иудеев пришли в Вифанию в этот день, чтобы увидеть, как кто-то воскресил некоего Лазаря.

Многие Богословы утверждают, что Иисус сразу не пошел в Вифанию, как только узнал о болезни Лазаря, а промедлил два дня. Именно так Господь подчинил свое личное желание увидеть и помочь больному другу. В этот момент сам Иисус говорит:

(Ин. 11:11)

Также особое значение придают и скорби Иисуса Христа по Лазарю. Многие рассматривают это, как доказательство двойственной природы Христа. Иоанн Дамаскин писал:

Иоанн Дамаскин писал о том, что нечеловеческой природой был воскрешен Лазарь, но и не Божество проливало слезы у его гроба

Молитва Господа перед всем народом показала то, что это именно результат его молитвы к Отцу, что и помогло случиться чуду воскрешения.

Многие еретики-аномеи считали, что мольба Господа перед всеми людьми, это Его не как иначе, как унизило.  Они  считали, что один молится, а другой принимает молитву, и по-другому быть не может.

Но сам Христос говорил, что пришел в этот мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Многие аномеи пытались высмотреть в молитве Иисуса некий источник чудес, а также говорили, что если бы он не помолился, то Лазарь бы и не воскрес. Однако на это тоже можно дать ответ, Христос творил многие чудеса и при этом никому не молясь.

Если внимательно вслушаться в молитву, то никакой просьбы о том, чтобы Отец Его воскресил умершего Лазаря или ослабил оковы смерти не было, поэтому можно сказать, что никакого прошения нет, а значит, она не стала источником чуда.

После этого самого Лазаря называли «Лазарь четверодневный», как показатель того, что Лазарь пролежал в гробу четыре дня.

Евангелии от Иоанна глава 11

Полностью читать о воскрешение Лазаря можно в святом Евангелии от Иоанна. Стоит и сказать каков смысл притчи о воскрешении Лазаря. Воскрешением Лазаря Иисус показал всему народу, что именно Он Истинный Бог, которому по силам все.

Также мы видим, что в Христе есть и человеческая природа, когда он увидел Марию, которая припала к Его ногам и плакала, сам Христос тоже заплакал.

При всем народе была показана Господом, что у него есть власть над смертью, когда он воскресил четырехдневного Лазаря лежащего во гробе.

Кто такой святой Лазарь в православии

Имя этого человека, жившего в одно время с Христом, известно христианам всей земли. Лазарь — это богатый житель Вифании – города, находившегося вблизи Иерусалима. Этого человека, согласно откровениям Евангелия от Иоанна, сам Спаситель называл своим другом. Господь вместе со своими учениками часто бывал в Иерусалиме, а его путь проходил именно через Вифанию.

В те времена Иудея была во власти язычников и мало кто верил в Христа. Лазарь же был другом Спасителя и полностью разделял его взгляды. Этот человек умер в тридцатилетнем возрасте и был воскрешен Господом на 4 день после своей смерти. Спаситель помолился у его гроба и крикнул, чтобы он вышел из пещеры, в которой был погребен. На глазах у многочисленной толпы из гробницы восстал начавший разлагаться труп, обвитый погребальными пеленами.

Произошедшее на глазах людей чудесное воскрешение Лазаря стало подтверждением того факта, что Иисус — Сын Божий. Спаситель пообещал всем, поверившим в него, жизнь вечную. Верующие, по заверениям Господа, если и умрут, то потом оживут. Чудесное воскрешение праведника — великое знамение обещанного Спасителем грядущего оживления всех христиан.

Проявление Боговоплощения Иисуса Христа

Фото: Hram-olgi.ru

Воскрешение Лазаря дало не только надежду людям на то, что жизнь земная – временная и, что мы все воскреснем по велению Христа. Это чудо дважды показало божественную сущность Иисуса. Когда Лазарь умер, Сын Божий знал это, обещая своим ученикам показать настоящее чудо божественного проявления. Многие не поняли этой фразы, но Христос прямо сказал о том, что Лазарь умер. В тот момент никто не поверил для чего Он это говорил, пока Иисус не воскресил этого умершего человека.

Вторым проявлением было то, что Иисус прослезился, что доказывало его истинное, а не показное Боговоплощение. Об этом пишет Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством». Иудеи стали свидетелями этого события, правда, некоторые сомневались в божественной сущности Христа. В дальнейшем это сомнение и послужило тому, что Господа распяли, так как не верили и завидовали Ему.

Опасное путешествие

За несколько недель до этого Иисус и Его ученики ушли из Иерусалима. Здесь иудеи хотели убить Иисуса за то, что Он называл себя Сыном Божьим.

Перебравшись через Иордан, Иисус с учениками на время поселились в местности под названием Галаад. В это время и случилась беда, о которой спешил сообщить Иисусу посланник. Тяжело заболел друг Иисуса по имени Лазарь. Увидев, что никакие обычные лекарства не помогают, сестры Лазаря срочно снарядили слугу и отправили его за Иордан к Иисусу. Ведь он мог исцелить любую болезнь — возвращал зрение слепым, очищал прокаженных и поднимал на ноги парализованных. Конечно, возвращаться в окрестности Иерусалима ему сейчас опасно. Но ведь Лазарь — его друг! Неужели Иисус не придет на помощь к тому, кого так любит?

Лишь к полудню усталый вестник добрался до селения, где остановились Иисус и ученики. Но когда он передал свое печальное известие о болезни Лазаря, Иисус повел себя странно. Вместо того чтобы немедленно бросить все и идти спасать друга, Он лишь сказал:

— Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей. Да прославится через нее Сын Божий.

Вестника накормили, потом дали в дорогу запас воды, и он отправился в обратный путь. А Иисус остался там, где и был. Ученики ничего не сказали Ему на это.

Все понимали: идти сейчас в Вифанию, которая находилась рядом с Иерусалимом, смертельно опасно, ведь иудеи не забыли о своем решении побить Иисуса камнями. Однако спустя два дня Иисус вдруг сказал:

— Собирайтесь, мы опять идем в Иудею.

Ошеломленные ученики не знали, что на это ответить:

— Учитель, давно ли иудеи хотели Тебя убить? А теперь Ты снова идешь туда…

Иисус объяснил:

— Наш друг Лазарь уснул. Я иду разбудить его.

— Если уснул, значит, дело пошло на поправку, и он скоро выздоровеет. Зачем нам туда идти?

Ученики не знали того, что Иисус прозрел духом. Сразу после того как вестник вышел из Вифании, Лазарь умер. И говоря «Лазарь уснул», Иисус говорил о его смерти. Но видя, что ученики Его не понимают, сказал прямо:

— Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Меня там не было. Теперь вы уверуете в то, что Я действительно Сын Божий. Но довольно разговоров. Пора в путь. Ученики застыли в нерешительности. И тогда один из них, по имени Фома, сознавая, какой опасности подвергается их Учитель, сказал:

— Пойдем и мы, умрем вместе с Ним.

Решение было принято. Ученики любили своего Учителя, верили Ему и сопровождали Его везде, куда бы ни лежал путь. Теперь они отправились вместе с Ним туда, где всех их собирались убить.

История[ | ]

Рембрандт писал «Воскрешение Лазаря» в начале своей карьеры, когда еще был в Лейдене, вскоре после его окончания обучения у Питера Ластмана, который оказал влияние на художественную манеру художника. Рембрандт сделал два офорта на одну и ту же тему, но с разными композиционными решениями (один примерно в 1632 году, а другой в 1642 году). Офорт 1632 года показывает сюжет с другой перспективы, в то время как офорт 1642 года показывает разные фигуры в пещере. Сестра полагает, что в этой работе Иисус изображен скорее уставшим волшебником, чем триумфальным спасителем. Тема этой картины может опираться на не датированную гравюру Яна Ливенса с тем же именем. Ливенс и Рембрандт были друзьями и, вероятно, работали вместе . Композиция картины может исходить из рисунка Рембрандта того же времени, что и «Погребение Христа». Рембрандт в «Воскрешении Лазаря» использует похожие композиционные мотивы, что и в картине 1635/1639 годов «Воскресение Христа». Расположение фигур аналогично, и изучение рисунков показывает, что последний сюжет был разработан из первого.

Гордость киприотов и всего Христианского мира

Киприоты по праву гордятся тем, что жизнь и деяния святого Лазаря происходили на их земле. Чудесное Воскрешение Святого в христианском мире ежегодно отмечается субботой 6-ой недели перед Великим постом. Она так и называется – Лазарева суббота. В этот день принято шествовать по улицам Ларнаки и проносить икону Святого Лазаря в память о нем. В принципе, Воскрешение Четверодневного Лазаря – действо, которое показало людям и неверующим, что сила Господня Велика и Вездесуща. Это «генеральная» репетиция Воскресения Иисуса Христа – Чуда из Чудес и самого знаменитого события Нового Завета.

Церковь святого Лазаря – одна из трех уцелевших со времен Византийской империи на территории Кипра. К ней можно пройти по узкой улочке города, которая выводит на площадь. Именно отсюда открывается потрясающий вид на Церковь, который очень часто используется на туристических буклетах, как одно из привлекательных и исторических мест маленькой Ларнаки.

Биография святого Лазаря

Родившийся в языческой семье Лазарь принял в своем доме Спасителя, уверовал в него и стал христианином. Господь позволил ему умереть, чтобы потом прийти к гробнице и воскресить его из мертвых, проявив свою Божественную силу.

Происхождение

В начале нашей эры в древней Вифании, находившейся недалеко от Иерусалима, жил богатый человек по имени Лазарь. Было у него две сестры — Марфа и Мария. Сам Лазарь был иудеем и язычником. После знакомства со Спасителем он изменил свои взгляды и стал христианином.

Встреча с Иисусом

Судьба свела Лазаря с Христом еще в те времена, когда Спаситель путешествовал по Иудее вместе со своими учениками и проповедовал людям свое учение. Иисус часто ходил по Иерихонской дороге в Иерусалим, и путь его проходил через Вифанию. Сестра Лазаря, Марфа, увидев Господа, пригласила его в свой дом. Она распорядилась слугам приготовить богатое угощение для Христа. Вторая сестра, Мария, села у ног Спасителя и стала слушать его речи. Лазарь тоже заинтересовался учением Христа и стал его единомышленником. Господь часто останавливался в его доме и даже считал этого человека своим другом.

Смерть и воскрешение

Неожиданно на 30 году жизни Лазарь умер. Похоронили его в пещере вблизи города Вифании. Многие иудеи из Иерусалима пришли к осиротевшим сестрам оплакивать их горе. Мария и Марфа сильно печалились из-за смерти брата, а когда он болел, они позвали Христа исцелить больного. Однако Спаситель не торопился в Вифанию. Господь отправился в город, когда больной уже уснул, вернее, умер.

Смерть друга Спаситель назвал сном. Иисус сказал своим ученикам, что в Вифании уснул человек, и он пойдет разбудить усопшего. Смерть людская для Спасителя была всего лишь сном, от которого он мог пробудить любого, поверившего в него. Перед воскрешением Христос впервые заплакал, и люди смогли убедиться, что Господь — Бог в образе человека.

Около гроба Лазаря находились иудеи, не верившие в Христа. Именно они показали Господу, где покоится умерший, и отвалили камень, заграждавший путь в пещеру. Из запертой гробницы вырвался запах разлагающегося тела, и все столпившиеся у гроба иудеи это почувствовали. Люди, не верившие в Христа, слышали, как Спаситель приказал мертвецу воскреснуть. Иудеи видели первые шаги воскресшего человека, они снимали с него погребальные пелены.

Однако факт воскрешения усопшего восприняли негативно. Иудеи даже после этого чуда не поверили в Христа, а донесли на него иудейскому начальству и поклялись убить Господа. Неверие свидетелей воскрешения Божественному чуду является сознательным противлением явной истине.

Жизнь после воскресения

Воскрешенный Лазарь стал доказательством Божественного происхождения Христа. Иудеи со всей страны приходили в Вифанию, чтобы посмотреть на ожившего человека. Многие язычники становились последователями учения Спасителя. Разумеется, такое положение дел в Иудее не нравилось языческим священнослужителям. Они озлобились на Лазаря и решили его убить.

В Иудее в те времена христиан подвергали гонениям. Был побит камнями Первомученик Стефан, проповедовавший учение Христа в Иерусалиме. Лазаря и его друзей, Максимина и Келидония, не убили, но изгнали из Иудеи. Сторонников Спасителя привели на берег моря и посадили в лодку без весел. По Божественному произволению они приплыли к берегам древнего Кипра.

После чудесного воскрешения 30-летний Лазарь прожил на острове еще 30 лет. Здесь праведник встретил святейших апостолов Варнаву и Павла. Учениками Христа он был возведен в епископы (проповедники) Китии (Китиона). Остаток жизни проповедовал Слово Божье, соблюдал строгое воздержание и даже получил из рук самой Богородицы епископский омофор.

Образ святого Лазаря из Вифании помогает исцелиться от тяжких болезней

Верующие и новообращенные часто спрашивают: в чем помогает святой праведный Лазарь Четтверодневный и о чем молятся его образу? Обычно святого просят об исцелении, так его сам Христос исцелили и воскресил. В наше время к Божьему помощнику обращаются:

  1. Тяжело больные, не могущие ходить. Им святой помогает снова стать на ноги.
  2. Страдающие кожными заболеваниями. Они излечиваются полностью.
  3. Больные венерическими заболеваниями. Им святой Лазарь продлевает жизнь.
  4. Неизлечимые больные. Так, например, известны случаи, когда по молитве к святому излечивались больные астмой.
  5. Люди, впавшие в уныние. Святой им подсказывает выход из сложившейся ситуации.

Видеоролик: Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ, друг Христов на 1 минуте 30 секунде звучит молитва к святому праведному Лазарю Четверодневному.

Молиться святому Лазарю Четтверодневному можно как в храме, так и дома. При этом необходимо помнить о том, что Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить. Текст молитвы ко святому следующий:

«О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, его же Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: «Лазаре, гряди вон!» И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.

Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Воскресив Лазаря, Христос явил свою двойственную природу

Существует богословское толкования чуда воскрешения Лазаря из Вифании. Так, например, Отцы Церкви отметили, что Иисус подождал два дня в Пере и не сразу пошёл к больному Лазарю. Таким образом, Он подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца.

Такой вывод делается на основании слов Иисуса о «сне» Лазаря. Он всегда называл «смерть» сном в таких случаях (Мф. 9:27, Мк. 5:39).


Феофилакт Болгарский (Охридский), Архиепископ Болгарский. Феофилакт Болгарский говорит о том, что тот факт, что Христос не сразу воскресил Лазаря, говорит о его двойственной природе, которую Он хотел продемонстрировать

Фиофилакт Болгарский так предложил трактовать слова Иисуса, сказанные его ученикам о том, что он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря: Иисус говорит апостолам о том, что если бы Он был в Вифании, то бы исцелил больного.

Чудо бы свершилось, но оно показало бы мало Его силы. Когда же Его не было и Лазарь умер, Христос воскресил его и все утвердились в вере в Него, ведь никто не воскрешал мертвеца уже разложившегося и издающего гнилой запах. Таким образом, воскрешение Лазаря — это демонстрация двойственной природы Христа, так как не человек воскресил его, но Бог.

Пролив слёзы по Лазарю, Иисус Христос явил свою двойственную природу.

Богословы особое значение придают скорби и слезам Иисуса, которые Он пролил по Лазарю. Они рассматриваются в качестве одного из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать своё».

В этой связи Иоанн Дамасскин говорил о том, что Лазаря воскресила не человеческая природа, но Бог проливал слезы у его гроба.


Иоанн Дамаскин. Икона начала XIV века (Афон, скит святой Анны). Святой Иоанн Дамаскин говорил о том, что воскрешение Христом Лазаря Четверодневного — это результат его молитвы Отцу

Так же в богословских сочинениях говориться о том, что воскрешая Лазаря Иисус Христос произнес публичную молитву для того, чтобы присутствующие при чуде это видели. Таким образом, этот эпизод необходимо понимать как обращение Христа к Отцу и указание на то, что чудо — это результат молитвы к Отцу.

В результате Христос опровергал обвинения его противников в том, что Его чудеса происходят в результате действия сатанинской силы.

Сведения о сестрах находятся в Евангелиях от Луки и от Иоанна

Полностью притча о Марфе и Марии звучит так:

(Лк. 10:38-42)

Библия наполнена притчами, которые нужно правильно толковать.


Христос у Марфы и Марии рассказал о спасении души

Толкуют эпизод обычно следующим образом:

Христа приняла Марфа. Она была главной в доме: либо хозяйкой, либо старшей в семье. Приняла его вместе с учениками: Христос везде ходил вместе с ними.

То, что в притче про них не сказано, не должно беспокоить: Иисус как Сын Божий был главным и ему уделялось основное внимание. Марфа приняла Христа как странника, ведь Он не имел места жительства, проповедовал по Палестине и питался подаянием

Марфа приняла Христа как странника, ведь Он не имел места жительства, проповедовал по Палестине и питался подаянием.

Иисус вошел в дом и начал проповедь. В повествовании появляется третий персонаж притчи — сестра Марфы Мария.

Марфа продолжает исполнять обязанности старшей по дому. Ей надо накормить пришедшую компанию. Но делает это она одна: Мария внимает Христу, обратив свой слух и мысли к его речам и не хочет пропустить ни единого слова из Божественного Откровения.

Марфа откровенно не справляется. Долг странноприимства обязывает ее угодить гостям, но одной пары рук мало, тем более, что она хочет подать странникам «большое угощение». Ей нужна помощь сестры, которая сидит и слушает Иисуса.

Марфа просит Христа воздействовать на «непутевую» сестрицу.

Возникает противоречие: с одной стороны, очень нужные, но мирские дела. С другой, можно упустить слова учителя и не прийти таким образом к спасению.

Две сестры выражают Христу любовь, но по-разному: Марфа — исполняя долг гостеприимства, Мария — вниманием к его учению. Об этом и говорит Христос:. Противопоставление мирского и духовного войдет в Нагорную проповедь: нельзя служить одинаково двум господам, Богу и маммоне, т.е

нельзя с одинаковым усердием заниматься и духовными, и мирскими делами Христос благодарен Марфе, но обращает ее внимание на другую, духовную сторону дела, наставляет на путь к Высшему Благу. В Нагорной проповеди Он скажет:

Противопоставление мирского и духовного войдет в Нагорную проповедь: нельзя служить одинаково двум господам, Богу и маммоне, т.е

нельзя с одинаковым усердием заниматься и духовными, и мирскими делами Христос благодарен Марфе, но обращает ее внимание на другую, духовную сторону дела, наставляет на путь к Высшему Благу. В Нагорной проповеди Он скажет:

(Мф. 6:33)

И еще:

(Мф. 16:26)

Таким образом, Христос учит, чтобы мы внимали его учению и искали прежде всего спасения нашей бессмертной души.

Однако не стоит думать, что можно все бросить и ничего не делать. Не стоит думать о материальном в ущерб духовному, но и забывать своих обязанностей по отношению к близким, работе, делам не надо.

Воскресение и апокалипсис

Церковь поет в эти дни:

Лазарева суббота — это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим — это предвосхищение подлинного триумфа — триумфа Креста.

Победа Христа над смертью

Победа над смертью и адом — вот что совершил Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» — вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства).

Не явным образом страх антихриста коррелирует с идеей живых мертвецов — одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежду на воскресение мертвых. На что она способна – так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

Победа над смертью, надежда на воскресение мертвых — вот центральное в христианстве. Посмотрим, что на этот счет писали Отцы и богословы.

Воскрешение праведного Лазаря

И вот теперь мы вспоминаем, мы празднуем воскрешение Ла­заря, которого Господь вызвал от мертвых, вернул к жизни свидетелем того, что Бог не есть Бог мертвых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой, Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения. Но, как всякий свидетель евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нем было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти и в свое время жизнь положил.

И затем перед нами будет в своем сиянии и блеске, в своем непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Цер­ковь празднует это Воскресение не только как победу Само­го Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни. Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего вождя и друга в эту страшную Великую Пятницу и в тот день, когда мы уже знаем о Воскресении, в ту благословенную Субботу, когда Бог почил от трудов Своих, а они еще были во тьме сме­рти: они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться. Вот, в чем страх и ужас и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побежден, что Он не умер, что Он по-прежнему близок — они восторжествовали не только сердцем, но всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она победит.

Но они воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смер­ти воскрес к временной жизни для того, чтобы быть свидетелем и умереть для земли. Апостолы телом, своим временным быванием на зе­мле, не умирали; они умерли более страшной смертью, они умерли, бы­ло, заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, даже как будущее. Когда воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в те­ле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлу­чению с землей, они ожили уже жизнью неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что ни­какая сила не может их преодолеть, что смерть для них приобретение ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.

И вот сегодня мы поем воскрешение Лазаря — свидетеля Господня. А сами идем шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут. Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрет всему тому, что не есть жизнь во Христе и Боге; и поэтому войдем в уже наступающую Страстную седмицу с тем, чтобы погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия. Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть веч­ность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на са­мом деле в этой вечной жизни, которая уже вокруг нас и зачаточно уже и в нас самих.

Аминь.

После воскресения святой Лазарь из Вифании стал епископом

Праведный Лазарь упоминается в Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1-2, 9-11). На этой вечере Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12: 1-3).

Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:9.). Удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, они становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря.


Икона деревянная Святой Апостол Варнава. Основатель Кипрской церкви. Святой апостол Варнава рукоположил святого Лазаря Четверодневного после его воскрешения в епископа Китийского

Дальнейшая судьба святого Лазаря известна из различных христианских преданий. Так греческие источники сообщают о том, что святой после воскрешения прожил ещё 30 лет. Во время гонений на Иерусалимскую Церковь после убиения святого архидиакона Первомученика Стефана, святой в окружении своих сестер Марфы и Марии отправился благовествовать Евангелие в разных странах.

После своей смерти и воскрешения Святой Лазарь Четверодневный прожил ещё 30 лет.

Дмитрий Ростовский сообщает о том, что святого праведного Лазаря совместно со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру.

Здесь его рукоположил в епископы апостол Варнава. Как и апостолы, Лазарь стал проповедовать на острове учение Христа. Предание говорит о том, что на Кипре святого посетила Богородица, которая передала ему омофор, сделанный собственными руками.

Этот сюжет запечатлели иконы Божией Матери. Омофор Пресвятой Богородицы некоторое время хранился на острове и почитался наравне с другими предметами облачения епископа Китийского.


Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Омофор или Покров — это часть облачения епископа. По легенде Пресвятая Богородица посетила Кипр и передала епископу Китийскому Лазарю собственноручно вышитый ею омофор, который длительное время хранился в местном храме после смерти Лазаря

В западной традиции существует «Золотая легенда» — собрание христианских легенд, составленное Иаковом Ворагинским. Согласно этому документу Лазарь вместе с Марией Магдалиной (её католики отожествляют со сестрой святого Марфой из Вифании), а также с другими спутниками отправился в Марсель.

Здесь Лазарь проповедовал христианство и стал первым епископом Марселя.

Мощи Святого

Воскресший, но гонимый иудейскими начальниками и первосвященниками, Лазарь навсегда покинул Вифанию и удалился на Кипр, в местечко Китион (Ларнака). Апостолы Павел и Варнава, прибывшие на остров в 45 году н.э. с миссионерской целью, познакомились с Лазарем и посчитали его единственным, кто может быть удостоен чести стать епископом. Так Лазарь из Вифании стал Китионским Епископом, но его власть была особенной: «Он хранитель апостольского предания и свидетель вселенского единства Церкви». 18 лет прослужит Лазарь своему святому делу и скончался «во второй раз» в Храме на 60 году жизни. В честь его была построена Церковь Святого Лазаря – на Кипре она считается главной из святынь Христианского мира.

Святого Лазаря похоронили в гробнице и построили над ней церковь. На несколько веков захоронение было затеряно, пока в IX веке не была вновь обнаружено при строительных работах. Византийский император Лев Мудрый воззвал к народу Ларнаки (древнего Китиона), чтобы те передали мощи упокоенного Лазаря для перезахоронения в Константинополе. Взамен император предложил людям весьма солидные деньги на строительство нового храма.

Однако в Константинополь увезли лишь часть мощей, другая часть (глава святого) осталась в «своей» могиле, над которой построили великолепную церковь с тремя куполами и колокольней на восточной стороне сооружения. На мраморном хранилище мощей было начертано: «Друг Божий».

Увы, та часть мощей святого, что оставалась в Константинополе, во время IV крестового похода была похищена и увезена на Запад. В Марселе они и затерялись. Тем не менее, французы все равно утверждали, что святой Лазарь, якобы, был их Епископом и скончался тоже в Марселе. Что ж, верить во что-то не возбраняется!

Воскрешение Лазаря

Фото: K-istine.ru

Иисус узнал от Марии и Марфы о том, что некий Лазарь был тяжело болен. Однако быстро Христос не смог попасть в Иерусалим и прибыл навестить его только на 3 день после смерти. В Писании было сказано, что Иисус увидел Лазаря уже умершим и разлагающимся. Чтобы его воскресить, Господь громко сказал: «Лазарь, выйди вон».

С этого момента случилось настоящее чудо – Лазарь встал, обвитый пеленами. В те времена покойников пеленали и клали в гробницу, не закапывая землёй, как сегодня. Тело Лазаря стало обычным, кровь задвигалась по сосудам, лицо обрело здоровый, красивый вид. Это чудо заставило поверить жителей города в силу Христа, поэтому его почитали пальмовыми ветвями, крича «Осанна в Вышних!».

Чудо жизни

Как ни странно, но человек более всего доверяет не логике, не научным объяснениям, не опыту, не свидетельствам очевидцев, а чуду! Чуду, которое происходит с ним, или с кем-то у него на глазах.

За время своей земной жизни Иисус Христос совершил множество чудес, чтобы люди пошли за ним. О некоторых из них он запрещал рассказывать даже близким людям, потому что не каждый готов донести до других суть произошедшего, не каждому люди смогут поверить, не сочтя его выжившим из ума.

Здесь хотелось бы вспомнить о том месте в Библии, где говорится о воскрешении Лазаря.

Обратите внимание, на значение слова в русском языке. Два слова – «воскрешение» и «воскресение», которые, казалось бы, означают одно и то же, рассказывают нам о разных событиях

В первом случае (воскрешение) речь идёт о действии над кем-то. Во втором (воскресение) – о способности кого-то восстать от одра смерти.

А может это вовсе не дар, а чудо, данное взаймы? Нам нужна эта жизнь, нужна как инструмент, как домкрат, как стремянка, для того чтобы иметь возможность подняться как можно выше по духовной «лествице». Для того чтобы спаси свою Душу и для того чтобы помочь спастись тем, кто рядом с нами.

Значение для христиан

Фото: Rublev.com

Лазарева суббота – не только напоминание о том, что Господу подвластно все, что недоступно человеку. Недаром Христос после воскрешения, поблагодарил Создателя, показавшего людям чудо, дабы они уверовали в то, что Всевышний послал Иисуса в мир, который и являет Его волю. Это не было специальной молитвой, которая сотворила чудо. Но не только в этом есть особое послание христианам. Воскрешение Лазаря раскрывает следующие истины:

  • Богу подвластно действительно всё, даже ад, смерть, которая пришла с грехопадением Адама и многое, что недоступно человеку, доступно Господу;
  • Воскрешение Лазаря подтверждает слова Христа: «Мёртвые, услышав слово Господа, воскреснут»;
  • В последний день воскрешение умерших случится в одно мгновение и каждого Господь будет судить по его делам и поступкам;
  • Камень неверия ведёт к духовной смерти, которая исцеляется только верой, покаянием и любовью;
  • Даже духовно мёртвый человек, творящий беззаконие, может воскреснуть, так как Господь каждого ведёт своей дорогой. Главное верить Ему и стремиться к свету.

Воскрешение Лазаря подарило надежду всем, кто поверил во всеобщее воскресенье и в то, что жизнь на Земле временна. Таким образом Господь показал, что любой человек может обрести дорогу к Богу, даже если кажется, что для духовной жизни он мёртв из-за своих недобрых дел. Недаром Господь сказал:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector