Кто такие казаки и откуда они взялись
Содержание:
- В XX веке: украинские националисты и пособники нацистов
- Представители чернянского хуторского казачьего общества избрали атамана
- История появления и распространения казачества
- Донские казаки во Второй мировой войне
- В Сургутском районе отметили День казачества
- Расказачивание во времена Российской Империи
- 17ый век
- Культура донских казаков: песни, обычаи
- Казаки в художественной литературе
- Женщины в казачьих сообществах
- Традиции и обычаи казаков
- Низовая вольница
- Происхождение казачества
- Восстания казаков
- Авторы Гайдпарка
- Форма и одежда казаков с Дона.
- Знаменитые казаки
- Организация Донского Казачества
- 20 век
В XX веке: украинские националисты и пособники нацистов
Независимая Украина, появившаяся после Февральской революции, бравировала своим казачьим прошлым. Скоропадский назвал себя гетманом, а армия Украинской республики, которая воевала с большевиками при поддержке Германии, делилась на казацкие коши. Большое количество настоящих казаков в те дни воевало против России. При этом стоит заметить, что запорожские казаки воевали и против Украины – как в Красной армии, так и у Махно.
Через 20 лет после этих событий казаки вновь воевали против большевистской России. Казакам, как одной из самых контрреволюционных групп российского общества, досталось от большевиков. Наверное, поэтому среди казаков было немало тех, кто приветствовал нацистов и присягнул им.
Представители чернянского хуторского казачьего общества избрали атамана
Клирик Успенского храма иерей Владимир благословил их на добрые дела.
Отчётно-выборный круг центрального казачьего войска прошёл в чернянском казачьем обществе, его представители выбрали атама, заместителя, членов контрольно-ревизионной комиссии, суда чести и совета старейшин. Участники круга единодушно доверили все выборные должности осуществлять ранее исполнявшим их казакам.
В казачьем годовом сборе участвовали начальник отдела безопасности администрации района Эдуард Марынчук, заматамана белгородского отдельского казачьего общества Александр Виниченко и атаман Волоконовского хуторского казачьего общества Владимир Дедяев. Круг обсудил отчёты атамана общества Николая Черевача, его заместителя по работе с молодёжью и председателя контрольно-ревизионной комиссии.
Правление чернянского хуторского казачьего общества проделало немалую работу по реорганизации общины. Утверждён новый устав общества, поданы документы на внесение казачьего общества в государственный реестр. Созданы добровольная народная дружина численностью 28 казаков и добровольная пожарная дружина из 30 казаков.
———————-
История появления и распространения казачества
В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область— Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.
Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.
Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.
Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.
То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.
Донские казаки во Второй мировой войне
20 апреля 1936 г. прежний запрет на казачество в Красной Армии был отменен. Позже в том же году две существующие кавалерийские дивизии Красной Армии были переименованы в донских казаков. К 1939 году ряд этих полков был выпущен в традиционной казацкой форме в церемониальных и полевых версиях.
Одежда донских казаков включала широкие красные полосы на темно-синих бриджах, которые были их отличительной чертой до революции. Донской казачий кавалерийский корпус активно действовал до 1943 года, после чего его роль уменьшилась (как и у других оставшихся конных частей в Красной Армии). Однако Донская казачья конница еще существовала в 1945 году и участвовала в Параде Победы в Москве.
Во время Второй мировой войны донские казаки собрали самую большую единицу казачества в составе немецкой армии — казачий кавалерийский корпус XV СС. Большую часть казаков составляли бывшие граждане России, которые решили воевать не столько за Германию, сколько против Советского Союза. В состав XV казачьего кавалерийского корпуса СС вошли 1-я казачья дивизия и 2-я казачья дивизия.
Почему у казаков жены не русские
В XV веке беглецы, стремившиеся обрести волю на Дону, почти все были мужчинами. Донцы организовывали набеги на Турцию. Привозили пленных девушек. Казаки женились на красивых турчанках, основывая казацкий род.
Интересный факт. 1635 год – нападение в заливе Таганрога на турок. 1700 девушек и женщин попали в плен казакам. Все пленницы вышли замуж за донцов. Их стали звать ясырками, а рожденных детей – болдырями. На Руси появилась новая фамилия – Болдырев.
А назвать женой русскую или украинскую девушку донскому казаку не приличествовало. Станичники воздерживались от сближения с русскими даже в период их значительного переселения на Юг. Казачество воспринимало прибывающих на Дон как опасность для своей самостоятельности.
Создавали семьи казаки рано, до ухода на опасную службу. Надо свой род продолжить до 20 лет, ведь скоро первый призыв.
В Сургутском районе отметили День казачества
В Лянтор, чтобы отметить День казачества, приехали станичники из Сургута, Ямала и даже из Ставрополья. Власти муниципалитета сегодня отводят казачеству важную роль, особенно в части воспитания молодежи. Что думают по этому поводу сами казаки?
Чтобы записать интервью с этим человеком, нужны крепкие нервы. Во время беседы прямо перед глазами постоянно мелькает отточенная боевая сталь. Роман Мякишев демонстрирует, каким должен быть рубящий удар шашкой.
«Это всё как в боксе, начинается от ног, сворачиваешься в пружину, пятки уже отрываются и пружина разряжается и рубишь», — поясняет он.
Воинственный дух в них живет на генном уровне. Солдаты любой армии прекрасно знали, каких бед может натворить в рядах противника атака казачьей лавы. Станичники с детства учились верховой езде, стрельбе и владению холодным оружием.
«Каждый казак владеет любой шашкой, просто вот этой шашкой удобнее делать фланкировку, шашкой с гардой фланкировку не сделать, гарда будет мешать», — говорит Виктор Седегов. Во второй половине 20 века о казачьих частях уже стали забывать. С развитием техники кавалеристы перестали представлять грозную силу. Сегодня казаки занимаются, в основном, военно-патриотическим воспитанием молодежи.
«Занимаемся непосредственно с детишками, в этой направленности. Также мы являемся представителями добровольных народных дружин, которые работают с отделом внутренних дел нашего города. То есть, во всех основных массовых мероприятиях мы принимаем непосредственное участие», — рассказал Яков Рязанцев, атаман хуторского казачьего общества г. Лянтора.
За участие в воспитании школьников власти района в первую очередь и ценят казаков. Сейчас в поселениях работают 11 кадетских классов. В них подростки изучают историю, занимаются физической подготовкой, знакомятся с оружием. Открытие 12-го специализированного класса запланировано в сентябре следующего года в школе поселка Белый Яр.
«Я искренне верю, что число кадетских классов у нас, в школах Сургутского района, будет приумножено», — прокомментировала Татьяна Османкина, заместитель главы Сургутского района.
Еще одна миссия, которую жители района готовы поручить казакам — охрана правопорядка совместно с полицейскими.
«Когда идет хороший казак, большой, крупный, то поддержание порядка это, конечно же, тоже большое значение имеет», — считает житель Лянтора.
Однако, не все казаки поддерживают эту идею. Есть и такие, кто считает, что функция полицейских станичникам не свойственна. «Казак это кто, воин, сейчас вот ходят там с полицией, разгоняют митинги, ну, это неправильно. Это не было никогда такого, чтобы казаки были нагаечниками. Наша самая первая задача была охрана границ, чтобы мы охраняли границы, а вот это, то что сейчас творится везде, и на Кубани даже, это как-то нелюбо даже», -считает Роман Мякишев.
О создании казачьих пограничных спецподразделений в России пока ничего не известно. Впрочем, президент Владимир Путин заявил, что задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и патриотическому воспитанию молодёжи.
Антон Севастьянов
———————-
Расказачивание во времена Российской Империи
После того как восстание за свободу в семнадцатом веке закончилось поражением, началась смута и военная мощь казачества была существенно подорвана. Также вольный народ лишился поддержки Российской Империи, после того как в битве под Полтавой перешел на шведскую сторону. Казачью армию в том сражении возглавил Иван Мазепа.
В результате череды неудачных событий в восемнадцатом веке активируется процесс расказачивания, он достигает своего пика во времена правления Екатерины Второй. В 1775 году произведена ликвидация Запорожской Сечи. |
Перед казачеством встал выбор: вести крестьянский образ жизни или вступить в гусарские, драгунские полки. Многие предпочли остановиться на втором варианте.
Однако существенная часть представителей казачества (примерно двенадцать тысяч человек) отказалась от предложения Империи. Для сохранности в целостности границ государства и каким-то образом узаконить остатки казацких войск, по решению Александра Суворова в 1790 году был сформирован Черноморский отряд, куда вошли те, кто отказался от жизни в качестве крестьян или гусар.
17ый век
Во время польско-московской войны (1605–1818 гг.) Польско-литовский дворянин Александр Юзеф Лисовский основал конно-наемную группу (названную Лисовцицами после его смерти) из различных преступников, отчасти донских казаков. Эта группа служила под польской короной; после войны с москвичами Лисовцицы участвовали в Молдавских войнах Магнатов (битва при Гуменне 23 ноября 1619 г.) в Верхней Венгрии (ныне восточная Словакия), позже они разграбили Силезию и Моравию как союзников Габсбургских армий в Богемском восстании — сначала фаза Тридцатилетней войны.
Эта фаза завершилась битвой на Белой Горе 8 ноября 1620 года (недалеко от Праги, столицы Чешской короны, ныне Чешской Республики), куда лисовцы отправили Иоганна Церклаеса, графа Тилли против венгерской кавалерии. Они победили, взяв двадцать стандартов. После битвы они терроризировали деревенских жителей вокруг Праги и других городов , поэтому им оперативно заплатили и освободили от службы 7 мая 1621 года. Некоторые вернулись в Польшу, другие служили под руководством Габсбурга Максимилиана I, курфюрста Баварии.
При Петре I и последующих правителях донские казаки участвовали в многочисленных военных кампаниях, в результате которых Российская империя расширилась от Черного до Балтийского моря. В течение многих лет казаки вели войну против османов и Крымского ханства. Осада Азова в 1641 году была одним из ключевых событий в истории донского казачества. После тотального взятия Свободных территорий донских казаков под контроль московитов, история донских казаков полностью переплетается с историей остальной России.
В обмен на защиту южных границ средневековой Руси донским казакам была предоставлена привилегия не платить налоги, и власть царя на казачьих землях была не такой абсолютной, как в других частях России.
В этот период трое из самых известных повстанцев России, Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев, были донскими казаками.
Символика Войска Донского
На Дону была своя символика, выделявшая донские войска среди разных формирований. Герб Войска Донского –олень, раненый в бок стрелой. Создание герба уходит в прошлое и сплетается с киммерийским сказанием о подстреленным олене, скрывшемся от охотника.
На триколоре донского казачества горизонтально расположены полосы одинаковой ширины. Существуют разные версии выбора именно этих цветов.
1. Обозначают группы жителей Дона. В деловых казачьих документах они именовались:
o казаки – синего цвета; o калмыки – желтого цвета: o крестьяне –красного цвета.
2. Равной шириной полос отмечена вера донцов в Троицу. Цвет означает:
o синий – воды реки Дон; o желтый – вольные степи; o красный – право жить и победить.
Это интересно: 3261,Обычаи кавказских народов и их истоки: объясняем вопрос
Культура донских казаков: песни, обычаи
Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.
Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.
Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.
Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.
В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.
Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.
Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
- Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
- Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
- Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
- Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
- Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
- Мирошниченко Г. И. «Азов».
- Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
- Калинин А. В. «На юге».
- Никулин М. А. «Полая вода».
- Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
- Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
- А. П. Чехов «Казак»
Поэзия
- Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
- Туроверов Н. Н. «Стихи».
- Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
- на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
- замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
- верхний праздничный наряд – кохта;
- повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
- чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
- шарованы широкие или узкие;
- зимой женщины спасались жупейкой;
- нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
- в холода надевали юбку-плахту;
- на шапку надевали капюшон «башлык».
Традиции и обычаи казаков
Казаки, будучи суровыми и беспощадными воинами, дома были щедрыми, веселыми и добрыми хозяевами. В казачестве существовало много традиций и обычаев, которые неукоснительно соблюдались.
Например, во время трапезы на стол выставлялось огромное количество блюд — чтобы не обидеть хозяина дома, нужно было обязательно попробовать каждое из них. А гостей казаки очень любили и уважали — пускали всех и в течение трёх дней даже не спрашивали гостя ни как его зовут, ни откуда он и куда едет.
Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодежи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Считалось крайне неприличным обогнать старика — следовало вежливо попросить у него разрешения пройти. Всегда требовалось уступать дорогу пожилым, даже если для этого казаку приходилось прыгнуть в реку с моста.
Женщин казаки тоже уважали и никогда не давали в обиду. Однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Ее интересы представлял отец, брат, муж или сын.
Праздники казаков
Военные походы отнимали много сил у казаков и нередко заканчивались трагично. Поэтому праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:
- Пасха;
- Рождество;
- Троица;
- Иван Купала;
- Масленица.
Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и походами в гости. Например, на Рождество по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег. Все средства шли в церковь.
На Масленицу устраивали кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками.
К Пасхе всегда прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг.
Масленица — один из любимых праздников у казаков
Традиционные блюда казаков
Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а ещё больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.
Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.
Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.
Основным супом считается, разумеется, уха. Причём у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.
Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.
В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.
Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.
Арбузный мед — традиционный десерт у казаков
В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.
Сейчас кухня казаков стало ещё разнообразнее — в неё вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.
Из напитков казаки издавна предпочитают:
- чай;
- кофе — влияние турок;
- кисель;
- взвар (компот из сухофруктов);
- ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причём они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.
Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солёными.
Варили кашу, куда добавляли изюм — ещё одно веяние, пришедшее с Востока.
Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.
Низовая вольница
Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».
Казаки носят чуб — длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её — значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.
Одежда сечевиков — рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.
Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
- Польше,
- Чехии,
- Хорватии,
- Австрии,
- Украины,
- России,
- Казахстана.
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
- России (Советского Союза),
- Великого княжества Литовского,
- Польши,
- «вольного города» Гамбурга,
- короля Швеции Карла XII (Мазепа и Гордиенко),
- Османской империи (Правобережная Гетманщина под Османским протекторатом /1669−1685/, «некрасовцы» и Задунайская Сечь),
- Персии (Персидская казачья дивизия),
- Украинской Народной Республики,
- Парагвая, Германии (Kosakenlager),
- Маньчжоу-го,
- Японии (Квантунская армия).
Восстания казаков
Между свободолюбивыми казаками и правительством, которому они мешали, часто вспыхивали конфликты. Правители пытались всячески ограничить казаков, опасаясь иметь такого сильного противника у себя под боком. Казаки всячески сопротивлялись этому и с завидной регулярностью поднимали восстания. Они вспыхивали на протяжение нескольких веков в разных местах проживания казаков — на Дону, в Запорожье, на Урале…
Одним из самых масштабных стало восстание Пугачева. Бунт подняли яицкие казаки в 1773 году, а вылилось все в кровопролитную войну крестьян против Екатерины II, которая продлилась 2 года.
Пугачевское восстание с участием казаков
Надо сказать, что ещё за год до всех событий казаки высказывали своё недовольство властью, но тогда восстание быстро замяли. Однако бунтовщики не успокоились, а стали продумывать новый план. Как раз в это время там появился беглый донец Емельян Пугачев, который всем рассказывал, что он император Пётр III. Он обещал и казакам, и крестьянам все блага мира, как только они помогут вернуть ему власть. И народ радостно шёл за ним. Восставшие быстро добивались успеха:
- осадили Оренбург;
- Яицк;
- Уфу;
- Казань.
Однако затем Екатерина II, осознав всю серьёзность стихийного бунта, стянула все войска на его подавления, и Пугачев стал проигрывать одну битву за другой. В результате чего был вынужден бежать на Дон, в надежде, что местные казаки помогут ему.
Но итогом бунта стала казнь Пугачева и гнев Екатерины II, направленный на казаков. Она ликвидировала Запорожскую Сечь, переименовала все места, связанные с бунтом, казачьи войска приказала переделать в армейские подразделения как можно быстрее.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Во время Пугачевского восстания по приказу императрицы был отменён запрет на смертную казнь. После окончания войны его приняли обратно.
Авторы Гайдпарка
-
Александр Головенко
Неужели все уже забыли про гибель генерала Зиничева?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Так все необычно и чудесно было в этой научной Дубне в СССР
Читать полностью
-
Александр Бабкин
У какой страны наиболее деструктивная внешняя политика в мире?
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Декларация свободных граждан
Читать полностью
-
Герасим Донской
Новый этап коронобесия начался!
Читать полностью
-
Jonny81
На Украине заявили о готовности продлить контракт с «Газпромом»
Читать полностью
-
Петр Новыш
Ленинградский галантный молодежный воскресный туризм на Карельском перешейке.Свидетельствую
Читать полностью
-
Мiкалай Паддубiцкi
Эффективно литовские и польские погранцы заработали, когда стали работать как белорусские
Читать полностью
-
Мiкалай Паддубiцкi
Олигархисты, коммунисты, либералисты есть. А есть ли в России социал-демократы ?
Читать полностью
-
Настя Иванова
Некоммерческим организациям нет места в странах БРИКС
Читать полностью
-
Александр Головенко
Так кто хочет заразить ковидом нашего президента?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Старовойтова Галина. В молодости. Свидетельствую
Читать полностью
Форма и одежда казаков с Дона.
В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.
Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).
Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.
Знаменитые казаки
Удивляет не то, что величайший полководец древней Руси Святослав Игоревич (живший, согласно традиционной истории, в Х веке) был, казаком, а то, что беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым способом узнали и решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Во внешности Святослава описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков — висячие усы при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе.
Прямым текстом старым КАЗАКОМ называется богатырь Илья Муромец в русских былинах, которые, по мнению самих же историков, относятся к 11–12 векам! Хотя по общепринятой хронологии до возникновения казачества еще полтысячелетия.
Организация Донского Казачества
Донские казаки, вольные и равноправные люди, избирали (до 1708 г.) своего атамана на собраниях ( кругах ). Последний правил военным собранием ( рада ).
Атаман Дона
Атаман — правитель, избираемый, обычно пожизненно, радой, состоящей из одного представителя от каждой сотни . Он единственный, кому отвечают все казаки.
Большинство атамана Дона было облагорожено царями России под названием подсчета см иногда Kniaz (князь). Так как Петр I — й русский , в рядах таблицы (или подбородок ) регулирует положение казацкого в дворянской империи.
Атаманов , как правило , 4 — го или 3 е подбородка (строка) таблицы, так как эквивалентен общем, это также оценка несколько атамана Дона с Платовым.
Донской казак, 1821 г. Гравюра Федора Солнцева, 1869 г.
Донской казачий офицер с традиционной саблей чачкой во время Великой Отечественной войны
Знаменитые атаманы
- Матвей Платов , атаман Дона во время наполеоновских войн. Он перенес столицу казачества в Новочеркасск .
- Алексей Каледин , первый атаман, избранный после 1708 года, атаман во время гражданской войны в России , покончил жизнь самоубийством.29 января 1918 г..
- Анатолий Назаров , правая рука Каледина, избран атаманом после смерти последнего, казнен большевиками на25 февраля 1918 г..
- Генерал Петр Николаевич Краснов , избранный атаманом Дона в г.Май 1918 г., он будет последним атаманом, избранным донскими казаками.
- Митрофан Петрович Богаевский , временный атаман, был командующим Донской радой при атамане Каледине, был арестован и расстрелян красногвардейцами в 1918 году.
- Африкан Петрович Богаевский , атаман второй, возглавил Раду Дона после смерти брата, сам умер в ссылке в Париже в 1934 году.
Служение России
Казаки отличались в Российской империи особой системой воинской повинности (они, в свою очередь, освобождались от призыва), налогообложением и налогообложением, а также использованием государственной земли.
Донские казаки, которых было трудно интегрировать в регулярные части, были известны своей работой по рассылке, разведке и преследованию протекающих линий. Их также использовали для защиты ступеней империи.
Донское войско, главное казачье войско империи, могло почти без промедления мобилизовать 70 000 «сабель» (всадников). Казаки Императорской гвардии были с Дона, их рекрутинговая база находилась в Новочеркасске .
Донской казачий мундир
Форма донских казаков удивительно едина по сравнению с униформой других казаков, которая варьируется от подразделения к подразделению.
Мундир синий с красной каймой, головной убор из типичного казацкого меха.
Флаг донского казачества, принятый на 4 мая 1918 г., представляет собой горизонтальный синий, желтый и красный триколор .
20 век
Первая Мировая Война
Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско состояло из 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотний (эскадронов). Кроме того, два полка императорской гвардии были завербованы с донской территории. К 1916 году донское войско расширилось до 58 линейных полков и до 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против османских турок на юге. Сохраняющаяся ценность Дона и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году о выводе около трети регулярной русской кавалерии, но о сохранении казачьих полков в их традиционной роли.
Февраль 1917 г. Революция
С началом Февральской революции 1917 года три полка донских казаков (1-й, 4-й и 14-й) входили в состав петербургского гарнизона. Частично состоящий из новобранцев из более бедных регионов принимающей территории, эти подразделения находились под влиянием общего разочарования в царском правительстве. Соответственно, они не действовали эффективно, когда им было приказано разогнать растущие демонстрации в городе. Сообщения о том, что на исторически лояльных донских казаков больше нельзя было положиться, явились важным фактором внезапного краха царского режима.
Большевистское преследование
Донское казачье войско было расформировано на русской земле в 1918 году, после русской революции, но донские казаки в Белой армии и те, кто эмигрировал за границу, продолжали сохранять музыкальные и иные традиции своего войска. Многие нашли работу в качестве трюков в различных цирках по всей Европе и в Соединенных Штатах. Адмирал Александр Васильевич Колчак, один из лидеров Белого движения во время гражданской войны в России, был донского казачьего происхождения. После поражения Белой Армии в Гражданской войне в России на выживших казаков и их родине проводилась политика их расклассификации («Расказачивание»), поскольку они рассматривались как угроза новому советскому режиму.
Родина казачества часто была очень плодородной, и во время кампании коллективизации многие казаки разделили судьбу кулачества. По словам историка Майкла Корта, «в течение 1919 и 1920 годов из примерно 1,5 млн. Донских казаков большевистский режим убил или депортировал приблизительно от 300 000 до 500 000 человек». Регион также сильно пострадал во время советского голода 1932–1933 гг. В результате советской политики.
Песни, обычаи
Старинные народные песни – заметная часть казачьей самобытности. В песнях переплетен фольклор южнорусских земель с неповторимостью донской культуры. При исполнение казаками народных песен на фоне нижних голосов непременно присутствует высокий подголосок. Песня получает положительный эмоциональный окрас.
Существует отличительная черта старинных донских песнопений – их исполняет мужской хор казаков. Причина этого в тематике казачьих песен. Они в основном повествуют о походных буднях. Поющие каждую мелодию переживают и разыгрывают. Своеобразие музыки в длительности – тем лучше, чем звучит дольше.
Песни у донских казаков – строевые или поэтичные, мягкие. Строевые характеризуются быстрым темпом и заставляют вспомнить удалые сшибки с врагом. А лирические являются плавными, протяжными.
Культуру на Дону формировали христианские ценности. Обязательно соблюдение 10 заповедей и казачьих традиций:
• безусловное повиновение старшим; • почтение к гостям; • уважительное отношение к женщинам; • обращение детей к родителям на «Вы»; • запрет курения при уважаемом человеке.
Станичники к гуляньям относятся одобрительно. Каждый казачий дом всегда гостеприимен. Праздники донцы отмечают угощением, песнями и танцами. Но пьянка в обществе сурово порицается.
Есть еще особый ритуал – в застолье участвуют исключительно мужчины. Связана традиция с длительными боевыми походами.