Станица на невских берегах (часть 1)

Интересное о Соборе Благовещения

К числу интересных фактов о знаменитом соборе относят:

  1. Стены храма украшены уникальной росписью, в том числе и изображениями таких великий личностей, как Сократ, Фукидид, Зенон, Платон, Аристотель, прочих языческих, древнегреческих мыслителей. Рядом с этим оригинальным декором можно увидеть интересные изречения на духовную тематику.
  2. Пристройка (в частности крыльцо собора) времен Ивана Грозного в конечном итоге была названа в его честь. Посодействовал этому тот факт, что на ней скандально известный правитель стоял во время службы после вступления в четвертый брак, после заключения, не одобренного церковью союза. Кроме того, с этим крыльцом связывают и другую историю об Иване Грозном. Стоя на нем, согласно преданию, царь узрел в небе комету в форме креста. Ее он посчитал предвестником скорой смерти (к слову, правитель действительно скончался вскоре после того, как он мистифицировал увиденное космическое тело).
  3. По приказу наследника Ивана Грозного, Федора собор Благовещения украсили золотым крестом, дополненным полумесяцем. Этот необычный декор стал символом победы царя над врагами из Османской Империи (ее Федору предсказали патриарх Константинопольский и Антиохийский). Он же в 1812 года был одной из главных целей Наполеона (Бонапарт мечтал разыскать крест и завладеть им).

Как по церковному кресту определить стороны света

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце

Подтвержаю, большинство так и строили. В основании-фундаменте любого православного христианского храма имеет место быть крест. Вот этот фундамент и сама церковь ориентировались алтарем на восток.

1. Православная Церковь ориентирует свои храмы на восток ожидая с этой стороны пришествия Христа. Ев. от Матфея гл. 24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого 2. Обращение православного храма алтарем на восток понятно и соответствует спасительному значению Церкви, так как если плыть от тьмы к свету, то, конечно, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (Быт. 2:8); Господь Иисус Христос как Солнце Правды (Мал. 4:2) приходит с востока и Сам именуется Востоком (Зах. 6:12; Пс. 67:34) или Востоком свыше (Лк. 1:78). Таинственному Востоку — Господу соответствует зримый восток как сторона света, от которой восходит солнце, начиная новый день. https://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/church2/.. Так что это несколько сложнее, чем просто отголосок солярного культа, скорее синергия факторов, действующих на объяснение.

15-25 градусов отклонения от востока к северу ))))))))))) но спишем это на отсутствие компаса у архитектора и на аномальное поведение компасов у Вас ))))).

Теперь о храмах которые действительно стоят алтарем на север —

1. Никольский собор (Николая Чудотворца) г.Остров 1542г. основания (христинизация руси еще не закончилась полностью к этому времени и христианские догмы чудно перемешивались с прежними верами). обращенна на самом деле не на север, как мы думаем, а на на Псков — как думали островичи,когда строили, ибо главным городом они всегда считали Псков, которому подчинялись, для них практически цент вселенной. ибо Москва далеко а Великий Псков рядом. а на восток им было наплевать )))).

2. Алтарь храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Саратов начало ХХ века) — отвечает священник Максим Митрофанов, клирик кафедрального Духосошественского собора — » Бог благословит!Алтарь храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» обращен на север по специальному разрешению Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви в начале XX века. Сделано это было в связи с архитектурными условиями – необходимостью вписать храм в ансамбль зданий по улицам Радищева и Волжской. Кроме того, часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» была сориентирована с Крестовым храмом архиерейского дома и составляла с ним единый ансамбль.» — Просто и со вкусом — Бог благословил )))).

3. Нузальский храм, осетинское селение Нузал (XIV век) — обращен на Северовосток ближе к северу, Все просто — Восток в понимании средневекового человека означал точку восхода солнца над линией горизонта — при разметке плана продольная ось ориентировалась на первый луч восходящего солнца, и редко совпадала с магнитной осью Земли. Хотя этот вопрос исследовался в отношении русских памятников, то же самое известно по всему христианскому Востоку, т. к. «процедура закладки храма была более или менее единообразной и традиционной». Нузал лежит в котловине, узком Касарском ущельи, среди отвесных высочайших скал, солнце здесь восходит поздно, а заходит рано. Поскольку горизонт и, соответственно, точка восхода скрыты горами, то верно определить направление запад-восток без специальных приборов вряд ли возможно. Понятно, что ориентация храма была установлена «на глаз». Проще некуду — на глаз )))))

PS: На самом деле подобные «отклонения» очень часто встречаются в архитектуре всего христианского мира — строгая ориентация по сторонам света не была непременным условием при строительстве культовых сооружений — примеров тому множество повсюду. Кстати, наиболее распространено смещение алтаря именно к северу.

. у остальных храмов, Думаю, не менее прозаические причины )))))))))))))))))))))) . можем посмотреть )))) Храмы в студию.

Источник

Святая Евлалия

Многочисленные гости Барселоны, которые считают себя праведными католиками и православными христианами (!), наверняка знают историю тринадцатилетней девушки, которая приняла мученическую смерть во имя веры. Ее жизнь была совсем короткой, но ее подвиг, выразившийся в протесте против язычества, навсегда остался в памяти человечества. Евлалия родилась в четвертом веке нашей эры и была воспитана родителями, как праведная и смиренная христианка. Она желала посвятить свою жизнь служению Богу, и еще совсем в юном возрасте несла веру в Спасителя всего человечества Иисуса Христа в народ. Ее скромному поведению, постоянному чтению Святого Писания и молитвам удивлялись даже знакомые ее родителей.

Фрагмент фасада собора

Как уже было сказано выше, все это происходило в 4-м веке, когда многие страны и города находились под властью Рима. Барселона не была исключением, но в этом каталонском городе христианство стало основной верой, что приводило в ярость и бешенство жестокого римского императора Диоклетиана. Его ненависть к христианам выражалась в массовых мучениях, казнях непокорных, изгнаниях целых поселений за территорию Римской Империи. По его приказу в Барселону был направлен наместник, который должен был в самые кратчайшие сроки покончить с христианством и восстановить в городе веру в языческих богов. Недолго думая и не прибегая к различным ухищрениям, он приказал собрать всех христиан на площади и обратить их, пусть и принудительно, в языческую веру.

Ранним утром на площади, заполненной народом, появилась Евлалия, которая, укоряя наместника Диоклетиана, призывала жителей Барселоны не подчиняться римским захватчикам и оставаться верными истинному Богу. Естественно, она была сразу же схвачена легионерами и подвергнута ужасным пыткам, от которых в итоге и скончалась, не дожив до своего четырнадцатого дня рожденья. Спустя некоторое время, за свой подвиг и веру Евлалия была причислена к Лику Святых. Святая Евлалия, к слову, считается покровительницей прекрасной Барселоны, в ее честь и назван храм, который в наши дни считается резиденцией Епископа Барселонского.

Вид на центральный шпиль

Сгорая, превращался в камень… Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.

Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками.  Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды  ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда  на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили  колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены  кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось –  украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и        сохранившись до наших дней.   

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви   имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр.  В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно,  главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг.  ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены.  Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей,  и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

Это интересно: Крестобогородская церковь в Ярославле: рассмотрим по полочкам

История

В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями. Первоначально у них не было своего храма. В 1710—1712 годах они построили при местном кладбище, существовавшем до 1756 года, деревянную часовню. Вероятнее всего, эта часовня сгорела при пожаре 1714 года.

По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по благословению архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Это было небольшое здание без колокольни. В 1723 году была построена деревянная ярусная колокольня. Колокола для храма были взяты из тех, которые привозились для переливания в пушки.

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм. В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «напереди ея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную». Имя архитектора этой церкви неизвестно, наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер. Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

За этой церковью в 1764—1768 гг. была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в стиле барокко. Она была расширена в 1842-44 перед перестройкой Крестовоздвиженской церкви.

Вид колокольни 1802—1812 гг. со стороны Лиговского проспекта.

В 1848—1852 гг. Крестовоздвиженская церковь была перестроена архитектором Е. И. Диммертом. Образа написал иконописец Коротков, лепку исполнил Тимофей Дылёв. С 1856 по 1874 гг. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, издатель журнала «Духовная беседа», красноречивый проповедник.

В 1880 выполнена,под плащаницу, серебренная гробница, работы С. Ф. Верховцева.

В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом И. И. Шигалёвым, стараниями того же отца Иоанна Яхонтова, под сводами колокольни была устроена церковь Кирилла и Мефодия.

В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности Общества за всё время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. В 1913 году было организовано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости».

К началу 20 века приход насчитывал 14 тысяч прихожан. Причт, возглавляемый митрофорным протоиереем Владимиром Григорьевичем Гуляевым, кавалером ордена Св. Александра Невского, считался образцовым среди причтов столичных приходов.

В 1932 году Тихвинская церковь была закрыта и переделана под школу, затем в ней разместились мастерские радиотехнического техникума. Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году, в 1947 году переоборудована в реставрационные мастерские, фактически превратившие храм в завод.

В 1991 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Возрождены храмы свв. Кирилла и Мефодия, Тихвинской иконы Божией Матери, ведутся работы по реставрации центрального Крестовоздвиженского собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения Царя-Страстотерпца Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск.

26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.

Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены петербургским скульптором Сергеем Алиповым.

Какой нательный крест может носить православный?

Этот вопрос является одним из наиболее часто задаваемых среди верующих. Действительно, это довольно интересная тема, ведь при таком большом разнообразии возможных видов сложно не запутаться. Основное правило, которое следует запомнить: православные носят нательный крест под одеждой, над одеждой имеют право носить крест только священники.

Обязательно любой крест должен быть освящен православным священником. На нем не должно быть атрибутов, которые имеют отношение к другим церквям и не относятся к православным.

Наиболее значимыми атрибутами являются:

  • Если это крест с распятием, то на нем должно быть не три креста, а четыре; к одному гвоздем могут быть пробиты обе ноги Спасителя. Три гвоздя относятся к католической традиции, в православной же должно их быть четыре.
  • Раньше был еще один отличительный признак, который сейчас не поддерживается. В православной традиции Спаситель бы изображен на кресте живым, в католической традиции его тело изображалось повислым на руках.
  • Признаком православного креста также считается косая перекладина — подножка креста правым концов вверх, если смотреть на крест перед ним. Правда сейчас РПЦ использует также кресты с горизонтальной подножкой, которые ранее встречались только на Западе.
  • Надписи на православных крестах делают на греческом или церковнославянском языках. Иногда, но редко, на дощечке над спасителем можно встретить надписи на иврите, латыни или греческом.
  • Часто распространены ошибочные мнения относительно крестов. Например, считается, что православные не должны носить латинский крест. Латинский крест представляет собой крест без распятия и гвоздей. Однако такая точка зрения является заблуждением, латинским крест называется не по той причине, что распространен среди католиков, потому как латиняне на нем распяли Спасителя.
  • Отсутствовать на православном кресте обязательно должны эмблемы и монограммы других церквей.
  • Перевернутый крест. При условии отсутствия на нем распятия, исторически всегда считался крестом святого Петра, который по его же просьбе был распят головой вниз. Такой крест относится к православной церкви, но сейчас встречается редко. Верхний луч в нем больше нижнего.

Традиционный русский православный крест — это восьмиконечный крест, сверху которого имеется табличка с надписью, косая подножка внизу, а также шестиконечный крест.

Вопреки распространенному мнению кресты можно дарить, находить и носить, можно носить не крестильный крест, а таковой просто хранить

Очень важно, чтобы любой из них был освящен в церкви

Судьба храма в XX веке

После революции собор закрыли не сразу. Богослужения шли до начала 1930-х годов, пока в стране не начались массовые гонения на верующих. Сначала городские власти ликвидировали Тихвинскую церковь. Культовое здание отдали под школу. Потом здесь создали производственные мастерские, а часть помещений отошла радиотехническому техникуму.

В 1938 году пришла очередь Крестовоздвиженского храма. Во время репрессий восемь священников были расстреляны, и собор на долгое время закрылся для прихожан. Здание переоборудовали под хранилище фильмов. Новые складские перекрытия и поперечины существенно исказили интерьеры и обезобразили храм.

Потом началась война. Во время артиллерийских обстрелов Ленинграда в собор попало несколько снарядов. Однако, это была не единственная беда. В первую зиму блокады в храм свозили тела умерших от голода ленинградцев. Их не хоронили, потому что стояли страшные холода. Только весной 1942 года мертвые жители города получили последний приют на Волковском кладбище.

После войны в соборе разместили реставрационные мастерские. Несколько лет внутри стояли тяжелые деревообрабатывающие и токарные станки. Пол покрывал толстый слой асфальта, в притворе была баня, а в алтаре раздевались рабочие.

Скульптуры апостолов Павла и Петра в нишах соборной колокольни

В 1991 году произошла передача старинной постройки казачьему приходу города. По документам состояние храма оценивали как «руины». Он походил на огромный сарай с полуобвалившейся штукатуркой.

Сначала нужно было убрать территорию от мусора и собрать деньги на строительные материалы. Первое богослужение прошло в 1993 году. Масштабная реставрация всех церковных построек заняла более 10 лет.

Престолы

В церкви Воздвижения Креста Господня имеется три престола: центральный, северный и южный.

Центральный престол освящен так же, как и сам храм: в честь Воздвижения Креста Господня.

Название престола имеет тесную связь с историей Руси. В середине XVII века над православной верой возникла угроза. Для Церкви наступили смутные времена. Крест, пришедший к нам из Византии, стал символом московского православия.

Северный престол освящен в память о Божией Матери.

Престол получил свое название в память о чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», находящейся в Преображенском храме. О чудодейственной силе образа существует история, произошедшая в 1688 г. В Москве жила сестра патриарха Иоакима, болеющая страшным недугом. Во время утренней молитвы голос свыше посоветовал ей сходить к иконе «Всех скорбящих Радость». Она преклонилась пред чудодейственным образом и исцелилась.

Южный престол освящен в честь Собора Архангела Гавриила. Этот святой был направлен к Деве Марии, чтобы сообщить ей и всем христианам о непорочном зачатии.

Что находится в основании креста на куполе?


По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Церковный Вестник

Собор Святой Евлалии в Барселоне глазами современного туриста

Собор Святой Евлалии поражает в первую очередь тем, что, несмотря на огромное количество деталей, выполненных в готическом и неоготическом стилях, не кажется огромным «отягощенным» зданием. Напротив, в нем просматривается изящность и даже «легкость». Такое впечатление создается, согласно мнению авторитетных архитекторов, из-за довольно большого количества элементов, относящихся к стилю французской готики. Ни для кого в гордой Барселоне не секрет, что достраивался собор по чертежам, разработанным для возведения Руанского собора. Это и привнесло во внешний вид Барселонского Собора ту самую изящность, которая и сделала его одним из самых красивых во всем Старом Свете.

Интерьер собора

Зайдя во внутренний двор можно увидеть роскошный фонтан, в центре которого расположена статуя Святого Георгия. В нем очень часто можно увидеть тринадцать плавающих белых гусей. Эти гуси своим цветом призваны символизировать непорочность Святой Евлалии, а их число, как нетрудно догадаться, равняется количеству лет, которые прожила на грешной земле великомученица. Кроме фонтана в главном дворе разбит красивейший пальмовый сад. Удивительно, но даже в самые жаркие дни, а их в Барселоне довольно много, у фонтана и в саду всегда прохладно, тихо и уютно. Что создает здесь такую атмосферу, сказать довольно трудно: может, это удачное решение архитекторов, а может, и нечто другое, что неподвластно понять человеку.

Самая священная реликвия для католиков и православных христиан, хранящаяся в соборе, это саркофаг, в котором покоятся останки Святой Евлалии. Саркофаг для Евлалии был выполнен мастерами из Италии в 14-м веке. Удивительно, но эта девушка, принявшая мученическую смерть, почитается не только католиками, но и православными христианами.

Соборный купол

Наверняка, все православные христиане, которые почитают законы Божии, чтут святых и постоянно ходят в церковь, знают, что в конце 2006 года состоялся практически единственный в своем роде православный молебен в католическом храме. Этот молебен и прошел как раз перед мощами тринадцатилетней девушки, причисленной к Лику Святых.

В Соборе Святой Евлалии можно увидеть 26 (!) капелл, каждая из которых уникальна и неповторима. В одной из них, названной в честь Святого Олигария, хранится распятие, выполненное из дерева. Это распятие побывало на битве при Лепанто, после которой Средиземное море «избавилось» от турецкого господства. Выиграл ту битву испанец по имени Дон Хуан, который, несмотря на свою молодость, был талантливым полководцем и стратегом. Именно благодаря этому распятию собор и получил название Святого Креста и Святой Евлалии. По крайней мере, такое мнение выдвигает большинство историков. Хотя у католиков, Святой Крест – это Животворящий Крест, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель.

Каждая из 26 капелл представляет интерес, описать каждую из них в мельчайших деталях в одной статье не получится: слишком много священных предметов и икон хранится в каждой из них.

Отдельное внимание следует уделить лишь тому, что не в одной из этих капелл турист не сможет найти ни один иконостас с резьбой и украшенный многочисленными рельефами, что, в принципе, свойственно всем без исключения католическим храмам. Причина, по которой архитекторы и священники отказались от украшений иконостасов, пока остается загадкой

Находясь в Барселоне, следует обязательно посетить Готический квартал: в путеводителях по Барселоне можно найти информацию, что Готический квартал расположен в центре Старого города, в котором и находится Собор Святого Креста и Святой Евлалии. Этот архитектурный шедевр, являющийся малой папской базиликой еще с 1867 года, выполненный в готическом стиле, останется в памяти на всю жизнь. В нем имеется даже своя сокровищница, с собранными в ней бесценными реликвиями, которые дороги каждому католику, а особенно, коренным жителям Барселоны. Правда, при посещении собора стоит помнить, что это не музей, а действующий католический храм, поэтому суету следует оставить в отеле или каком-либо баре, и не нарушать его атмосферу вспышками от фотокамер без предварительно полученного разрешения.

Внутренний двор

Сфотографировать собор и запечатлеть себя на его фоне можно без проблем за его пределами, а вот фото и видеосъемка в капеллах и других помещениях ограничена.

Тихвинская церковь

Крестовоздвиженский собор (г. Санкт-Петербург) в конце 18 века только начал получать свои очертания. Строительство теплого храма, в большей части, финансировал купец И. Ильин. Закладку Тихвинского храма сделали за алтарной частью Крествоздвиженской церкви в 1764 году. Обе церкви по своей архитектуре были, практически, идентичны.

Тихвинскую церковь освятили в декабре 1768 года. В 1800 году был освящен придел во имя Иоанна Златоуста, меценатом строительства которого был купец И. И. Меньшой. Еще один придел был присоединен в 1861 году, его освятили в честь князя Александра Невского.

Рай для нумизматов, или где найти все деньги мира

валюта Ватикана./ Фото источник pinimg.com

Любопытно, что в качестве платежного средства в этой стране используется обычные евро. Но помимо этого Ватикан выпускает и собственные монеты, на которых раньше изображали портрет правящего понтифика, а сейчас герб Папы Римского. Также чеканятся и памятные монеты. И…деньги продаются, являясь существенной статьей дохода страны. Помимо собственного монетного двора, куда, разумеется, открыт доступ только избранным, огромную коллекцию старинных и редких монет можно найти в мюнцкабинете при Ватиканской библиотеке.

Фонды этого музея насчитывают лишь официально 300 тысяч различных монет и медалей, а уж сколько скрыто в тайниках – и не сосчитать. Ведь возможности католической церкви были безграничны, особенно в период войн и Великих географических открытий. Многие богатые христиане жертвовали свои богатства на пользу церкви. Да и сами понтифики покупали ценные артефакты. Так, огромный вклад в собрание монет сделал папа Бенедикт XIV. По его распоряжению были выкуплена коллекция греческих и римских монет, принадлежащая кардиналу Аллесандро Альбани (а ведь это было второе по размерам собрание монет, уступавшее лишь коллекции французских королей).

Так что историю нынешней цивилизации можно легко проследить по этим действительно старинным монетам. Это – воплощение мечты коллекционера, однако очень немногие люди когда-либо видели все великолепное собрание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector