Куда сходить с ребенком во владимире?
Содержание:
- Прочие связи
- Биография 3
- Крещение князя Владимира
- Кратко о главном
- Собирался изменить принцип престолонаследия
- История России, князь Владимир и интересные факты про него
- Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу
- Княжение Ярополка — пять лет стабильности и процветания
- Житие князя Владимира
- Изменение в образе
- Память
- Братоубийство
- Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси
- Происхождение и воспитание
- Князь Владимир захватил киевский стол в междоусобной войне
- Князь Владимир — мудрый правитель
- Военные походы
- До крещения
- После смерти князя Владимира осталось 13 его сыновей и не менее 10-ти дочерей
Прочие связи
Вторая «чехиня» Мальфрида
Малфредь упоминается среди умерших членов княжеского семейства под 1000 годом без указания её родства, Татищев считал её другой «чехиней», женой Владимира («Малфреда княжна боемская») и матерью Святослава ДревлянскогоВ. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4. Иногда историки отождествляют её с Малушей, матерью Владимира
Греческая монахиня «Предиславна»
После убийства брата Ярополка в 978 или 980 годах, Владимир забрал себе в качестве наложницы его жену. Согласно Повести временных лет, она была бывшей греческой монахиней, захваченной в плен его отцом Святославом во время его походов. В одной из статей летопись говорит, что вдова при захвате её Владимиром уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.
Аделья
Татищев считает Аделью также «чехиней», причисляя к её сыновьям Мстислава Тмутараканского и Святослава. Кроме них некоторые родословцы сообщают о двух друих сыновьях Адельи — Судиславе и Станиславе.
Список литературы
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4
- В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4
- В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4
Биография 3
История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.
В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.
Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.
Крещение Руси.
Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.
Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.
Потомки князя чтут его заслуги перед государством,15 июля считается днем памяти властителя. Сегодня князю Владимиру стоит красивый памятник в Москве. Вот так из бунтаря и блуда, приняв православие Владимир Святославович стал мудрым правителем, совершил множество славных дел для своего народа.
Для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Крещение князя Владимира
Византийская империя, стремясь подчинить себе соседние языческие народы, предпринимала попытки обратить в христианскую веру их элиту. Киевской Руси эта политика касалась в полной мере. Так, известно, что княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе.
«Повесть временных лет» прямо указывает, что сведения о месте крещения князя Владимира не сохранились. Она описывает «испытание веры», которое произошло перед этим историческим событием.
Первыми пришли к Владимиру булгары с предложением принять мусульманство, затем послы папы римского, хазарские иудеи, и наконец, философ-византиец. Владимир решил отправить своих посланников лично посмотреть на богослужения всех предложенных религий. По возвращению в Киев они рассказали о своих впечатлениях князю, и тот выбрал крещение по греческому обряду, т. е. от Константинополя.
Существует три версии о том, где произошло крещение самого князя Владимира:
- в Киеве;
- в Василеве под Киевом;
- в Корсуни.
Вернувшись из Крыма в Киев, Владимир крестил народ в водах Днепра и реки Почайны, приказав уничтожить воздвигнутых им ранее языческих идолов.
Рис. 1. «Крещение Владимира в баптистерии». Радзивилловская летопись. Конец XV века
Кратко о главном
Князь Владимир Креститель
Личность Владимира I Святославича весьма противоречива — летописец именовал князя «великим распутником» до смены религии, в памяти людей он стал одним из персонажей фольклора «Владимиром Красное Солнышко», представители христианства за выбор их веры в качестве государственной назвали его «Святым».
В отличии от своего отца, князя Святослава Игоревича, Владимир не обладал безрассудной храбростью, предпочитая при возможности получить большую выгоду посредством дипломатии — оставлять мечи в ножнах.
Ниже кратко перечислена основная информация, характеризующая личность Владимира I Святославича и его влияние на историю:
Черты характера и качества
- Братоубийца — захватил власть в Киеве после убийства брата в ходе междоусобицы.
- Многоженец и распутник — состоял в четырех языческих и двух христианских браках, имел около 800 наложниц и множество детей.
- Властолюбец — подавлял восстания радимичей и вятичей, приказал силой крестить новгородцев.
- Реформатор — после неудачной языческой реформы выбрал в качестве единой государственной религии христианство греческого обряда, начал чеканку монет, пытался изменить правила престолонаследования.
Основные заслуги и достижения
- Расширил влияние — совершал успешные походы на волжских булгар и другие племена, захватил Червенские города у Польши, взял византийский Херсонес.
- Креститель — по договору с Византией перешёл в христианство и распространил его на Руси.
- Защитил границы — для потивостояния печенегам организовал строительство пограничных городов-крепостей и переселение северных племён.
- Пытался объединить всех вокруг Киева — последовательно проводил политику централизации, но после смерти его дети развязали междоусобицу.
Собирался изменить принцип престолонаследия
В то время престолонаследие происходило по принципу старшинства. У Владимира было тринадцать сыновей, он хотел завещать все любимчику Борису. Неизвестно, кто был его матерью. По родословной Борис – сын неизвестной «болгарыни». Существует мнение, что эта женщина – не кто иная как Анна Византийская.
Сын Владимира Святополк устроил заговор против отца. Ярополк, владеющий Новгородом, отказался платить дань. История Владимира повторялась с его детьми, снова началась борьба за власть. Владимир не успел ничего сделать, он умер. После его смерти Борис был убит собственными братьями.
История России, князь Владимир и интересные факты про него
Эксперты и ученые имеют много мнений по поводу Владимира, как личности и правителя. Большинство из них негативные. Почему?- все просто. Жестокость.
Жестокость, которую он проявлял даже после принятия христианства — удивляет и возмущает. Убийства собственных детей, брата, распутность личной жизни, о какой чистоте души говорить? Он делал все, что хотел и изредка решал вопросы дипломатическим путём. Всегда было два варианта: война или полное подчинение.
Мы подобрали ТОП-3 малоизвестных негативных фактов о правлении Владимира Великого:
- Большинство былин того времени рисуют князя, как «славный», «светлый», «милостивый». Но исторические факты говорят совершенно об обратном. Зависть, жадность, жёсткость, корыстность, вероломность – это тоже про святого владыку.
- Исторический эксперт Орест Миллер, считает, что прозвище князя «Красное Солнышко» — вовсе не из добрых побуждений. Ученый озвучил мысль: «Солнце ведь бывает не только тёплым, ласкающим и добрым. Оно обжигает, сжигает и высушивает все живое. Красный цвет – цвет войны и крови».
- Тот же исторический эксперт отмечает, что Владимир редко был участником настоящей битвы в отличие от византийских правителей. Он любил отсидеться и дождаться окончания войны, речь о боях «бок об бок» со своим войском – естественно не шла.
Вряд ли кто может рассказать обратную сторону выдающейся личности, перекрыть его хорошие поступки реальными фактами. Но мы это сделали. Судить о том, насколько Красное Солнышко был хорошим правителем, каждый может по-разному.
- Неистовый креститель Руси. Тайны жизни Владимира Красное солнышко
- Сатановский назвал возможную новую столицу Украины в случае ее войны с Россией
- Российский ударный дрон «Охотник» заподозрили в уничтожении протурецких боевиков в Сирии
- Сводка Совинформбюро за 12 октября 1944 года
- Армения отказалась от переговоров на предложенных Москвой условиях, война в Карабахе продолжится?
- Боец из Сирии об армянских снайперах в Карабахе: «Мы никогда не видели ничего подобного»
- Офис президента Украины вчера опубликовал скандальное фото
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
- Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
Или
Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу
История говорит о том, что став новым киевским князем Владимир принял меры к реформации языческого культа. Для этого он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Смеарга и Мокоши.
Велеса в пантеон не включили. Некоторые историки утверждают, что в этот период шли гонения на христианскую церковь, по крайней мере, первые христианские мученики на Руси — варяги Фёдор и Иоанн погиби именно в это время в Киеве.
Князь Владимир перед языческим капищем. Справа – идол Перуна. Захватив киевский княжеский стол, Владимир Святославович провёл религиозную реформу, установив пантеон языческих идолов
Кроме того, Повесть временных лет говорит о том, что в годы правления как язычник, князь Владимир имел 800 наложниц, не считая жён. После крещения его жены получили свободу от супружеских обязанностей. При этом стоит отметить, что князь предложил Рогнеде избрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.
Княжение Ярополка — пять лет стабильности и процветания
Современные исследователи довольно высоко оценивают период княжения Ярополка. История отвела ему не так уж много времени — до начала междоусобной войны старший сын Святослава занимал княжеский стол в Киеве всего лишь 5 лет. Несмотря на такой короткий срок, его достижения за этот временной промежуток трудно переоценить.
Великий князь Ярополк. Иллюстрация В. Верещагина. (bagira.guru)
После крайне антихристианского княжения Святослава Ярополк меняет религиозную политику и занимает нейтральную позицию в споре языческого жречества с многочисленными почитателями Христа в Киеве. Стабилизация ситуации позволила летописцам впоследствии вспоминать о времени «всеобщей любви и тишины». Исторические источники не сообщают нам о сколь-нибудь крупных выступлениях славянских племенных союзов против центральной власти.
Улучшение внутреннего положения позволило Ярополку успешно противостоять кочевникам-печенегам. Летопись сообщает об удачном походе киевского князя в степи в 978 году и обложении кочевников данью. Уже в следующем году на службу к Ярополку поступает печенежский князь Илдея. Он поселяется на восточных рубежах Древней Руси — «чёрные клобуки», часто упоминаемые в исторических источниках в 12 веке, ведут свою родословную в том числе и от этих печенежских переселенцев.
Черные клобуки. (warhead.su)
При Ярополке Киевская Русь активно расширяет свои международные контакты. Наряду с Византией, в 979 году подтвердившая силу договора 945 года, отношения с Киевом активно налаживает и Священная Римская империя во главе с Оттоном II. Русские послы присутствовали на съезде князей в Кведлинбурге. Средневековый хронист сообщает: «Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских».
Житие князя Владимира
Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги (ок. 890 —11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок. 940/944 г. — ?) — дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.
Портрет великого князя Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII век
Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).
Великая княгиня Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. Фрагмент. Конец XVI — начало XVII веков | Святой равноапостольный князь Владимир. Икона. Новгород, 1-ая треть XV века. Из собрания И .С. Остроухова. ГТГ |
Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу — княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.
Добрыня Никитич с младшей сестрой — матерью князя Владимира Малушей. 1895 год. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». А. Рябушкин
Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой — еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.
В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?— 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, — Олегу (955–977 гг.), а Новгород — Владимиру.
Князь Ярополк с Блудом (слева) и Варяжко (справа). В. П. Верещагин
В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок. 937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.
Смерть Олега, князя древлянского. Т. Г. Шевченко, 1836 год
Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 — ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.
Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева), Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век
Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).
Владимир идет в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Языческая реформа — попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.
Изменение в образе
Согласно летописцам, после принятия христианства Владимир изменился. После возвращения из Византии он тут же освободил своих прежних жен от их супружеского долга. Православные источники утверждают, что даже Рогнеде, пытавшейся его некогда убить, князь предложил самой выбрать будущего супруга. Но женщина отказалась и ушла в монастырь.
Изменился и характер князя. Он стал добрым, мягким, милостивым. Начал проявлять заботу и щедрость к нищим и обездоленным. Стал интересоваться книгописанием и церковным учением.
Русский князь Владимир Красное Солнышко в лице Византии нашел верного и надежного союзника, который помог ему в укреплении государства. В течение всей дальнейшей жизни правитель заботился о своем народе, боролся за его безопасность и единство. Владимир совершил еще множество походов и завоевал огромные территории на Северном Кавказе, по берегам Волги и Каспийского моря. Князь во многом превзошел даже своего великого отца Святослава Игоревича.
Память
За величайшие заслуги Владимир Святославич (годы правления: 978-1015) в создании русского государства был причислен православной церковью к лику святых. Кроме того, он почитается и католиками, так как жил до Вселенского раскола.
Ежегодно 15 июля в России и во многих других странах отмечается день его памяти. В Москве, Киеве, Севастополе, в Белгороде и др. св. Владимиру воздвигнуты памятники, а на территории Херсонеса построен храм в его честь.
Теперь вам известна биография Владимира Святославича. Современному человеку трудно понять многие его поступки. Однако нельзя отрицать, что именно он заложил основы русской государственности и объединил нацию.
Братоубийство
После покорения Полоцка князь двинулся на Киев. Ярополк, видя намерения брата, сбежал из стольного града и попытался спрятаться в небольшом городе Родне, однако в конце концов согласился встретиться в Киеве для переговоров и погиб от руки двух наемников-варягов. Так на совесть молодого князя лег грех братоубийства и предательства.
Когда Владимир стал править в Киеве, он взял в жены вдову своего брата — гречанку, которая ожидала ребенка. К тому времени у князя был уже целый гарем из жен и наложниц, но на этот раз правитель действовал по законам того времени: взяв на себя заботу о вдове брата и признав своим наследником ее будущего ребенка, он тем самым пытался преградить путь кровной мести. Что, впрочем, ему не удалось. Семена злобы и греха, посеянные Владимиром-язычником, дали свои страшные всходы после кончины святого равноапостольного князя. Святополк — сын «двух отцов», как называет его летопись,— вероломно убил двух любимых сыновей князя Владимира — кротких Бориса и Глеба, первых святых, канонизированных Русской Церковью.
Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси
Поделиться
Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.
Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек
Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни
И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.
Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.
Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.
Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.
Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.
Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.
Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.
По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.
Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.
Происхождение и воспитание
Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы (раздатчица милостыни) княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.
Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав – около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира – 960-й год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу. Как предполагал Д. И. Прозоровский, Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги:
Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. Наиболее общепринятой считается версия, согласно которой Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник), в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названое так в 1462 г.: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец».
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.
Князь новгородский
Когда Святослав Игоревич отправился на войну с Византией (это было в 970 году), он оставил Новгород Владимиру. Разумеется, юный князь не мог еще самостоятельно принимать важные решения, так что его мудрым наставником и добрым советчиком стал все тот же Добрыня.
Князь Владимир захватил киевский стол в междоусобной войне
В 972 году князь Святополк погиб и Киевом стал управлять Ярополк. Через пять лет разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Дело в том, что в 975 году сын воеводы князя Олега Свенельда Лют отправился в древлянские земли на охоту, где его и убил Олег.
В ответ, по призыву Свенельда, Ярополк начал войну с братом. В результате во время похода Ярослава Олег погиб. Князь новгородский Владимир, узнав об этом, бежал в варяжские земли. Здесь он набрал полки, он вернулся из Новгорода, выгнав из него посадника Ярополка.
Сваты Владимира Святославовича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Месть князя Владимира Рогнеде и её семье связанна с тем, что она непочтительно отозвалась о матери князя Малуше, назвав её рабыней и отказавшись выйти замуж за её сына — самого князя Владимира
После этого Владимир захватил Полоцк. Перешедший ранее на строну Киева. При этом он уничтожил семью правителя княжества Рогволда, при этом по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду, дочь Рогволда, на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев.
Княжну Рогнеду ранее просватали за Ярополка и Владимир насильно взял её в жёны. При этом причиной мести со стороны Владимира стал отказ выйти замуж за сына рабыни. Слова Рогнеды о том, что она не желает в знак замужества по древнеславянскому обычаю «разуть раба» сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).
980
в этом году Владимир Святославович стал киевским князем
После этого Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, в котором заперся Ярополк. Далее он бежал в городок Родень, где киевского князя убили варяги. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Летопись говорит о том, что Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру), написанному во второй половине XI века, это случилось 11 июня 978 года.
Князь Владимир — мудрый правитель
Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.
Древнерусское государство (выделено светло-зеленым цветом) в эпоху князя Владимира
Владимиру приписывается авторство «Церковного устава», который определил компетенцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканку собственной монеты по византийским образцам — золотой («златников») и серебряной («сребреников»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на престоле, а рядом надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть также варианты с погрудным изображением.
Златник великого князя Владимира. Лицевая сторонаСребреник великого князя Владимира. Одесский музей нумизматики
Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»:
Учителями выступали не только византийцы, но чаще даже болгары, ранее учившиеся на Афоне. Уже скоро на Руси выросли замечательные риторы, знатоки литературы, такие как, например, один из первых писателей на Руси, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополит Иларион (990–1055 гг.)
Святитель Иларион, митрополит Киевский. Древо Киево-Печерских святых. Икона. Фрагмент. 1660-е годы. Из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей
При киевском князе начинается активное каменное строительство на Руси, хотя известные нам первые такого рода постройки относятся уже ко времени правления сына Владимира — Ярослава Мудрого. Закладываются такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).
В последние годы жизни князь Владимир, вероятно, решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть любимому сыну Борису. Преставился киевский князь Владимир 15 июля 1015 года в Берестове.
Военные походы
Чем прославился Владимир 1 Святославович? Внутренняя и внешняя политика князя была направлена преимущественно на покорение соседей и присоединение их территорий к Древней Руси. Большая часть его походов была вполне удачной и позволила существенно расширить границы государства. Так, в 981 году (по иным сведениям в 979 г.) он воевал с Мешко I – польским правителем. В результате сражений Владимир захватил Перемышль и Червен. В 981-982 гг. князем были присоединены территории вятичей. В 983 г. Владимир установил свое владычество над Судовией, покорив племя ятвягов. Это открыло Руси путь к Балтике.
В 984 г. князь полностью покорил радимичей. В 985 г. Владимир воевал вместе с кочевыми торками против болгар. В результате был заключен выгодный для Руси мир. В 988 г. был захвачен г. Корсунь. Как свидетельствуют источники, город пал после продолжительной осады, когда дружинники перекопали трубы с водой, поступавшей из колодцев. В 991 г. в результате похода в прикарпатские земли они были включены в состав Руси. В 1000 г. 6 тысяч дружинников приняли участие в наступлении византийцев на Армению. За время правления Владимир смог заключить множество выгодных договоров с Польшей, Византией, Венгрией, Чехией.
До крещения
Князь Владимир Красное Солнышко (фото в статье) сразу же после воцарения в Киеве начал реформацию языческого культа. По приказу правителя в городе было воздвигнуто огромное капище, в котором находились шесть статуй, изображавших главных славянских идолов – Перуна, Стрибога, Мокоши, Семаргла, Даждьбога и Хорса. Кроме того, есть сведения, что в те времена вовсю практиковались людские жертвоприношения и языческие обряды.
Ходили предания, что предыдущий киевский князь Ярополк симпатизировал христианству. А Владимир противопоставил ему язычество. Шла своеобразная борьба города с остатками христианства. Так, археологами найдены остатки фресковой живописи в полуразрушенном строении (наверное, бывшая церковь, построенная при Ярополке) на месте пантеона, воздвигнутого Владимиром. Именно во времена христианских гонений в Киеве погибли первые на Руси мученики за веру – варяги Иоанн и Федор.
После смерти князя Владимира осталось 13 его сыновей и не менее 10-ти дочерей
До своего крещения, по свидетельствам современников, князь Владимир отличался распутным образом жизни, имел несколько жён и множество рабынь и наложниц. В результате после его смерти у него осталось 13 сыновей и не менее 10 дочерей (точное их число неизвестно). Среди сыновей князя можно назвать:
- Вышеслава;
- Святополка Окаянного;
- Изяслава;
- Мстислава;
- Ярослава Мудрого; Всеволода;
- Мстислава Тмутараканского;
- Станислава;
- Судислава;
- Святослава Древлянского;
- Подвиза;
- Бориса и Глеба.
При этом практически все сыновья князя Владимира получили земли для княжения. Наследником же киевского стола он хотел сделать князя Бориса, но его подло убил Святополк Окаянный. В результате длительной борьбы на княжение вместо отца в конце-концов сел князь Ярослав Мудрый.