Почему рогожин убил настасью филипповну в романе достоевского «идиот»

Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин

Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека. Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша. И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви. Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.

Достоевский, когда писал роман, замечал, что для него самое главное – финал. Он был задуман уже изначально. И смысл романа раскрывается только в нем. Но концовка романа — не в убийстве Рогожиным Настасьи Филипповны, а в той жертве, которую она не принимает. Вот и ответ на вопрос: почему Лев Николаевич не смог спасти Настасью Филипповну. Его жертва была основана на жалости. Если один человек спасает другого, но его жертва основана не на любви, то спасения не будет. Два побратима, Мышкин и Рогожин, пытаются спасти одну женщину, но не могут. Потому что и сострадание не спасает, и страсть тоже.

О чем роман?

Даже основную идею романа сформулировать не так просто, как может показаться. Что хотел сказать Достоевский этой историей прекраснодушного чудака, взбаламутившего светский Петербург своим внезапным появлением? Ну да — приехал с лечения из далекой Швейцарии симпатичный молодой человек, неискушенный в подробностях светской жизни, покорил доброй наивностью сердца всех, с кем довелось ему общаться. Потом зачем-то ввязался в дурно пахнущую историю отношений чужой содержанки и полубезумного от страсти купца-миллионщика. Затем — сделал предложение девушке из хорошей семьи и почти тут же опозорил ее в глазах общества своим отказом. Наконец — совсем уж было собрался жениться на той самой содержанке, а она возьми да и удери прямо из-под венца со своим ошалелым купцом, который и зарезал ее спустя несколько часов. После чего главный герой повреждается в рассудке и становится полным идиотом.

Ну и о чем все это? Нет, конечно же, ясно, что через нравственные достоинства князя Мышкина автор хотел показать красоту христианского отношения к ближним, и симпатичен герой именно своей праведностью. Но не свидетельствует ли весь сюжет романа и трагический его финал о том, что нет никакого проку от этой праведности ни для кого, включая самого князя Мышкина? Да и сама эта праведность поставлена в конце книги под большой-большой вопрос, когда князь Евгений Павлович предельно доходчиво объясняет Мышкину, что же тот натворил своим непоследовательным отношением к вопросам брака. Этот обличительный монолог камня на камне не оставляет от светлого образа главного героя, который сложился у читателей в первой части романа:

«…Да разве можно, любя девушку, так унизить ее перед ее же соперницей, бросить ее для другой в глазах той же другой, после того как уже сами сделали ей честное предложение… а вы ведь сделали ей предложение, вы высказали ей это при родителях и при сестрах! После этого честный ли вы человек, князь, позвольте вас спросить? И… и разве вы не обманули божественную девушку, уверив, что любили ее?

— Да, да, вы правы, ах, я чувствую, что я виноват! — проговорил князь в невыразимой тоске.

— Да разве этого довольно? — вскричал Евгений Павлович в негодовании, — разве достаточно только вскричать: «ах, я виноват!» Виноваты, а сами упорствуете! И где у вас сердце было тогда, ваше «христианское»-то сердце! Ведь вы видели же ее лицо в ту минуту: что она, меньше ли страдала, чем та, чем ваша другая, разлучница? Как же вы видели и допустили? Как?»

И нечем, совсем нечем ответить бедному князю на этот безжалостный спрос, кроме бессвязного бормотания, что, мол, — не хотел он, что вроде бы само оно все как-то вышло… Такая вот причудливая авторская задумка: в начале книги показать героя с самых лучших сторон, а в финале — переделать в беспомощного дурачка, который лепит глупость за глупостью одна чудней другой, не в состоянии хотя бы мало-мальски связно объяснить — зачем он все это делает, а потом и вовсе превращается в овощ на почве нервного расстройства.

И на это вот хотеть быть похожим?

Как ни странно — да. Хочется быть похожим на князя Мышкина. И не только мне одному, судя по невероятному успеху недавней многосерийной экранизации романа, который невозможно объяснить одним лишь актерским обаянием Евгения Миронова, сыгравшего главного героя

Есть в Мышкине нечто очень важное и дорогое для каждого из нас

Однако понять, в чем секрет его притягательности, возможно лишь после внятного ответа на вопрос, который здесь уже прозвучал: какова основная идея романа? В контексте какой сверхзадачи следует понимать все перипетии сюжета, заканчивающегося столь печально и непонятно?

https://youtube.com/watch?v=_E-ZJN_Iq2k

Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин

Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека. Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша. И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви. Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.

Достоевский, когда писал роман, замечал, что для него самое главное – финал. Он был задуман уже изначально. И смысл романа раскрывается только в нем. Но концовка романа — не в убийстве Рогожиным Настасьи Филипповны, а в той жертве, которую она не принимает. Вот и ответ на вопрос: почему Лев Николаевич не смог спасти Настасью Филипповну. Его жертва была основана на жалости. Если один человек спасает другого, но его жертва основана не на любви, то спасения не будет. Два побратима, Мышкин и Рогожин, пытаются спасти одну женщину, но не могут. Потому что и сострадание не спасает, и страсть тоже.

Любовь

Сюжет романа основан на странной любви князя к Настасье Филипповне и Аглае Епанчиной. Обе женщины удивительно красивы. Физическая красота немного значит для князя, но читатель понимает, какое огромное воздействие она оказывает на его впечатлительную натуру. В Аглае и в Настасье Филипповне Лев Николаевич увидел то, что не могло оставить его равнодушным: глубокое внутреннее страдание. Настасья убеждена, что из-за совершённого над ней в детстве насилия она не имеет права на счастье и даже на простую благополучную жизнь. Мышкин любит презирающую и ненавидящую себя женщину христианской любовью, всё прощающей, всё понимающей и принимающей. Герой чувствует, что глубоко травмированная, сходящая с ума женщина способна погубить его самого, но не может отказать ей в своей заботе и любви. Ведь это единственное, что есть у несчастного создания.

Своенравной красавице Аглае Лев Мышкин нужен потому, что этот странный блаженный человек единственный видел в ней не избалованную, капризную девочку, а женщину, тяжело переносящую пустоту своего существования. Её страстная душа, острый ум, сильный характер, высокие побуждения требовали яркой, насыщенной жизни, высоких целей, напряжённого труда. А ей с детства предназначались комфорт, покой, благополучный брак, скучное размеренное бытие, наполненное лицемерием. Посвятив себя служению той бескорыстной любви, которую нёс в этот мир князь Мышкин, Аглая обрела бы смысл жизни, спасла бы свою душу, но она не сумела разгадать истинной природы чувств Мышкина к Настасье Филипповне, подняться выше женской ревности, и это погубило всех.

Обратное влияние

Невозможно отрицать и обратное влияние «светского мира» на жизнь князя. Да, он хочет быть — и без сомнения является! – тем стержнем, равновесом, способным раскрыть, упорядочить, примирить и облагородить, но вместе с тем насыщенная, полная событий жизнь захватывает и его. Он жаждет её и на какое-то время, пусть и совсем короткое, становится её активным участником. Так, трогательные, теплые и полные лиризма отношения между князем и Аглаей перерастают в нечто большее – «мало-помалу он становился ужасно счастлив», оставляя позади свои давешние страхи и сомнения, и на минуту кажется – вот оно долгожданное спасение! Но помолвке не суждено было случиться…

И дело не в падучей болезни князя, не в Настасье Филипповне, не в Рогожине и не в безмерном желании его спасти всех и вся, вернее – в них, но они – лишь верхушка айсберга. Под тёмной толщею воды скрывается иное – невозможность предать свою суть, а значит и изменить судьбу. Как не мог князь Лев Николаевич (к вопросу о том, как звали князя Мышкина) изменить мир вокруг, так и мир не мог изменить его. Осознавал ли князь это? Да. Оказавшись в самом центре запутанных хитросплетений и роковых страстей, он понимает, что гибель всех тех, с кем связала его судьба, и его самого неминуема. Всё, что он может – преклониться перед их страданиями, смириться перед судьбой – Божьим замыслом, как истинно правильным, и самоотверженно разделить с ними их участь – возможно, это хоть немного облегчит мучения. Невыносимые мытарства, душевные терзания и смерть, с одной стороны, создают сгущенную атмосферу безысходности, а с другой – являются необходимыми, ибо только они ведут к познанию Бога, Воскресения и бессмертия. И здесь чувствуется как непередаваемая радость, умиление и воодушевление – вот она непостижимая истина! – так и глубокая и, можно сказать, возвышенная мука. Антихрист с Богом борется, и извечное поле битвы – души людей…

Скромный Мышкин

Даже сама фамилия главного героя намекает на основные черты его личности. Это не просто скромность, но смирение, стремление нести в мир одну любовь несмотря ни на что. Князь Лев Мышкин выглядит почти так же, как и Христос:

  • Рост его чуть выше среднего.
  • Волосы белокурые, густые.
  • Впалые щеки свидетельствуют о недавней болезни.
  • Глаза большие, голубого цвета — их пристальный взгляд таит в себе нечто «тихое, но тяжелое» — это напоминание об эпилепсии.

Даже одежда на молодом человеке необычная. Он носит плащ с капюшоном, необычные башмаки. При нем совсем нет денег, да и багаж поместился в единственный узелок. И судьба главного героя крайне необычна. После смерти родителей он был взят на воспитание покровителем, который нанимал ему гувернанток, занимался его лечением. Диагноз князя — падучая болезнь, или эпилепсия. Автор романа не понаслышке знаком с этой болезнью, он сам страдал ею.

Каждый персонаж видит и чувствует: перед ним словно выходец из иного мира, блаженный, или попросту — идиот. В греческом языке у этого слова несколько иное значение — сердечный и наивный человек, мирянин. Князь следует каждой из девяти Заповедей Блаженства, которые упоминаются в Нагорной проповеди. Поэтому он просто не приспособлен к жизни среди алчных и подлых людей.

Идеал доброты

По мере работы над романом писатель осознал, что в России, в обществе его персонаж не мог вырасти таким, каким был задуман, то есть образцом добродетели и сердечности. Поэтому детство Мышкина прошло в маленькой швейцарской деревушке, почти в одиночестве, в тесном контакте с природой. С деревенскими жителями Лев общался мало. Более близкие отношения завязались лишь в последние годы.

Князь бессребреник. Из-за особых условий своей жизни он не привык к роскоши, ему непонятна власть, которую дают деньги. Наследство, свалившееся на него, ему почти безразлично. Богатый наследник без споров и судебных разбирательств удовлетворяет все претензии к своему покойному благодетелю. Даже самозванному «сыну Павлищева» с приятелями, позорящими его имя в печати, князь помогает по мере сил.

Обидеть Мышкина невозможно. Иволгин, несколько раз назвавший его идиотом в лицо, Лебедев, участник затевавшихся против Льва Николаевича интриг, Келлер, автор гнусной клеветнической статьи, и другие — все в своё время становятся его сторонниками, помощниками, друзьями.

Особенно тянутся к князю подростки. Они чувствуют его искренность, неумение что-то скрывать, кривить душой. Это взрослые доверчивую открытость считают недостатком, признаком идиотизма. А для подростков это проявление доброты и высшей честности.

Спас ли кого-нибудь в романе Лев Николаевич

В романе положительность князя Мышкина в том, что он совершенный герой. С первых минут своего появления он удивляет всех, с кем общается, своей искренностью, открытостью, правдивостью и готовностью прийти на помощь. Хоть и желание помочь не всесильно, и исследователи и читатели часто упрекают Мышкина в том, что он никого не спас. Хотя это не совсем так. Мышкин спас швейцарскую девушку Мари. Он восстановил добро в сердцах детей. После встречи с ним меняется Ганя Иволгин, становится другим. И, наконец, у князя появляется верный последователь – Коля Иволгин.

Лев Николаевич Мышкин, конечно, не идеален. Он чувствует угрызения совести за то, что не всегда думает о людях хорошо. Вот, собственно, и все его грехи. И в конце он возвращается туда, откуда приехал – в лечебницу. Снова аллюзия с Христом. Оба вернулись в свой рай, непонятые, преданные людьми.

Князь Мышкин приезжает в Петербург

Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов. Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных. Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу. Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.

Князь Мышкин приезжает в Петербург

Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов. Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных. Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу. Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.

Экранизации

В 2003 году вышел на экраны телевизионный сериал «Идiотъ», снятый режиссером Владимиром Бортко. Роль князя Мышкина там сыграл актер Евгений Миронов. Бортко известен экранизациями русской классики. В 2005 году режиссер снял сериал по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». А актер Евгений Миронов, что забавно, сыграл в 2011 году роль писателя Федора Достоевского в мини-сериале «Достоевский». В сериале «Идiотъ» – 10 пятидесятиминутных эпизодов.

Евгений Миронов в образе князя Мышкина

Экранизации «Идиота» дважды выходили в Японии. Первый фильм, черно-белую драму, снял режиссер Акира Куросава в 1951 году. Фильм воспроизводит сюжет романа, но в японских реалиях.

Главного героя зовут Киндзи Камада, роль исполняет актер Масаюки Мори. Герой несколько лет провел в плену, после чего вернулся на Хоккайдо. В поезде Киндзи знакомится с неким господином Акамой, который едет на Хоккайдо, чтобы получить наследство. У господина Акамы есть пламенная страсть — это женщина по имени Таэко Насу. Акама показывает герою фотографию этой роковой барышни, и Киндзи принимается плакать, испытывая к ней сострадание.

Кадр из японского фильма «Идиот»

На Хоккайдо героя ждет семейство Оно. Это дальние родственники, которые, пока Киндзи был в плену, распродали его наследство. Теперь эти Оно определили Киндзи в гостиницу. Герой знакомится с Таэко Насу и влюбляется в нее, однако сама барышня считает, что не имеет права на любовь. Таэко пытается свести Киндзи с младшей дочерью господина Оно, а сама живет с господином Акамой, к которому не испытывает никаких чувств. В конечном счете Акама решает убить женщину.

Второй фильм под названием «Настасья» — совместного японо-польского производства. Режиссер фильма Анджей Вайда, в роли князя Мышкина снялся японский актер Бандо Тамасабуро V. Лента вышла в 1994 году и снята в стилистике японского театра кабуки. Тамасабуро там играет одновременно и князя, и его возлюбленную Настасью Филипповну.

Бандо Тамасабуро в образе князя Мышкина

Дело в том, что в театре кабуки женские роли традиционно исполняют мужчины. Есть специальное амплуа оннагата — «женский стиль», и господин Тамасабуро как раз принадлежит к нему, то есть играет исключительно женщин. Актера пришлось уговаривать три года, прежде чем тот согласился исполнить роль князя Мышкина.

Фильм начинается с того, что князь ведет Настасью Филипповну под венец, а та бежит от алтаря с Рогожиным. Мышкин заявляется в квартиру Рогожина и спрашивает, куда подевалась Настасья. Затем герой видит труп невесты, который лежит на кровати. Князь вместе с Рогожиным проводят ночь, предаваясь воспоминаниям, которые здесь же в квартире обыгрывают.

Мышкин рассказывает о том, как лечился от болезни и потерял состояние, а Рогожин вспоминает эпизод, связанный с Настасьей Филипповной. По рассказам Мышкина выходит, что бегать из-под венца Настасье Филипповне свойственно, и такое происходило уже дважды. У фильма закольцованный сюжет — в финале все снова приходит к убийству Настасьи.

Кадр из фильма «Шальная любовь»

В 1985 году экранизация «Идиота» вышла во Франции под названием «Шальная любовь». Фильм снял польский режиссер Анджей Жулавский, а в роли главного героя, которого на французский манер назвали Леоном, снялся актер Франсис Юстер. Местом действия становится Франция 80-ых годов ХХ века, а главный герой, которого недавно выпустили из психиатрической лечебницы, называет себя потомком венгерского принца.

В 2001 году режиссер Роман Качанов снял по мотивам романа «Идиот» черную комедию «Даун Хаус» с Федором Бондарчуком в роли князя Мышкина и Иваном Охлобыстиным в роли Рогожина. События фильма разворачиваются в современном мире, в России 90-ых годов прошлого века.

Федор Бондарчук в роли князя Мышкина

Основная сюжетная линия романа сохраняется, но при этом на экране мелькают «новые русские» и автомобили-внедорожники «Hummer», герои употребляют тяжелые наркотики и т.д. Музыку к фильму писал DJ Грув. Князь Мышкин в фильме занимается программированием, слушает музыку хаус и страдает галлюцинациями.

Замысел писателя

Идея появилась у Федора Михайловича в 1867 году, о чем он и написал одному из своих друзей. Но на тот момент еще продолжалась работа над «Преступлением и наказанием». Замысел осуществить было нелегко — роман писался медленно и тяжело. Вариант, который знают современные читатели, появился лишь с третьей попытки. Писатель планировал завершить его в декабре, он даже взял аванс в издательстве, но планам не суждено было сбыться. Работа была закончена 29 января 1869 года.

Будучи за границей, писатель анализировал состояние общества. Читая газеты, он заметил, что участились случаи необычных убийств: например, когда миллионер убил ювелира. Детали дела были использованы в романе, где эта тема играет важную роль. Писатель делает вывод, что общество заражено страшной болезнью. Федор Михайлович задается важными вопросами:

  • Играет ли еще для русского народа православие важную роль?
  • Готов ли этот народ ко второму пришествию Спасителя?
  • Можно ли изобразить Христа в искусстве?

Ответ на последний вопрос — отрицательный. Ведь если в уста Христа вложить слова, которых нет в евангелии, это будет уже Лжехристос. Осознавая это, писатель делает другой выбор. Он старается показать в романе «положительно прекрасного» героя, который напоминает Сына Божьего. Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» имеет даже внешнее сходство с Христом (словесный портрет персонажа будет ниже).

В первых двух редакциях «Идиота» писатель решает сделать смиренного человека из гордеца (наподобие Раскольникова). Но замысел не удается. В третьем варианте с самого начала Достоевский изображает кроткого молодого человека, каким и был Спаситель.

Ни одна деталь у Федора Михайловича не появляется случайно.

Почему героиня погибает

Князь (не граф, как ошибочно думают некоторые) пытается спасти женщину, которая внушила ему столь сильные чувства. Он считает, что обязан заботиться о ней. Как написано в Википедии на странице, посвященной персонажу, свою цель в жизни он видит в том, чтобы «восстановить и воскресить человека». Он является своего рода воплощением христианской добродетели, напоминая своими поступками Христа. Но в плане светской жизни это совершенный ребенок: бесхитростный, лишенный расчетливости, вот почему его называют идиотом…

И такому наивному человеку предстоит спасать от гибели падшую женщину — это затея, которая изначально была обречена на провал. Даже не принимая в расчет такого соперника, как Рогожин — решительного и богатого, с практической точки зрения, неискушенному в любви молодому человеку сложно было бы ужиться с содержанкой, которая уже повидала всякое. Когда тетка оставляет главному герою наследство, он тут же делает предложение руки и сердца. Но оно отвергнуто, потому что Настасья Филипповна прекрасно осознает, что на самом деле граф Мышкин не любит ее, а жалеет.

Но все рассыпалось за один вечер, в который Аглая решила объясниться со своей соперницей. Между ними произошла ссора. Тогда Лев Николаевич остался с Настасьей Филипповной, а не пошел за любимой девушкой. Епанчины навсегда закрыли перед ним двери своего дома. Так он теряет Аглаю, но и падшую красавицу спасти ему не удается. Она в итоге отвергает и его, и Рогожина — жертва первого основана на жалости, второй может дать только страсть. А спасает по-настоящему лишь любовь. Именно в этом основной смысл романа «Идиот».

Образ князя Мышкина

Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» имеет дворянское происхождение, но перенес все тяготы сиротства, рано потеряв родителей. Читатель встречается уже с повзрослевшим, лет двадцати шести молодым человеком. Внешность его приятна, особенно большие голубые глаза, но в их пристальном взгляде проскальзывает что-то «тихое и тяжелое».

Это необыкновенный человек, и до сих пор его образ вызывает дискуссии у исследователей творчества писателя:

  1. Первое, что поражает в нем — это умение видеть в людях только положительное.
  2. Он подвергается насмешкам, большинство считает его ненормальным, идиотом, но после знакомства с ним люди становятся добрее и чище.

Но один случай все изменил. Одну девушку, Мари из швейцарской деревни, увез молодой француз, а через несколько дней бросил на дороге. И она, голодная, оборванная шла пешком домой целую неделю. Все жители отвернулись от несчастной:

  • мать возненавидела;
  • дети смеялись над ней и закидывали грязью.

Она не могла за себя постоять и безропотно сносила обиды. Мышкину стало жаль девочку, и он стал с ними беседовать о жалости и милосердии. И отношение детей к Мари и к князю постепенно менялось. Во время болезни девушки дети приносили еду и лекарства, сидели около постели. Или другой случай, когда Рогожин с пьяной компанией начинает торг за Настасью Филипповну, князю не было сил на это смотреть, и, желая спасти ее душу, просит выйти за него замуж. Умная и гордая красавица ответила, что не хочет губить человека, и ему самому нянька нужна.

И очень важен эпизод, когда Мышкин говорит Рогожину, что любит эту женщину «не так», то есть не плотской, а другой любовью — из жалости. И это наталкивает на мысль о любви Христовой, божьей любви, которой князь не видит вокруг себя и не может понять, почему люди так злы и жестоки. Его неизлечимая болезнь является своеобразным тупиком.

Люди не понимают и не принимают его, как в свое время отвергли Христа. Князь у Достоевского не совсем душевно здоров, но эта болезнь выводит наружу все скрытые и темные мысли и намерения других персонажей и показывает реальный крах этой выдуманной нормальности условий жизни, которые окружали героя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector